Золотая середина

AV-ресиверы средней ценовой категории

Золотая середина
AV-ресиверы средней ценовой категории

Возможности AV-ресиверов, выпускаемых сейчас крупными игроками рынка, настолько близки, что практически перестали выступать критерием при подборе конкретного аппарата в систему домашнего кинотеатра. В то же время у таких моделей пока еще сохраняются индивидуальный фирменный почерк и характерные особенности, которые мы и попытаемся выявить и сравнить в этом тесте
Попробуем описать относящийся к среднему ценовому сегменту современный кинотеатральный ресивер известной марки, намеренно не раскрывая его происхождение. Это модель с семью каналами усиления на борту, умеющая декодировать все современные форматы кинотеатральных саундтреков вплоть до дорожек высокого разрешения Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio. Поддержка дополнительной обработки Dolby Pro Logic IIz дает возможность путем добавления внешнего двухканального усилителя реализовать схему 9.2 окружающего звучания с двумя дополнительными фронтальными акустическими системами, служащими либо для расширения звуковой сцены, либо для увеличения вертикального разрешения звуковой картины. Аппарат предлагает коммутацию HDMI 1.4 с поддержкой трехмерного видео, в его арсенал входит мощный видеопроцессор, способный не только конвертировать видео с аналоговых входов в цифровую форму, но и скалировать изображение до необходимых параметров. Два выхода HDMI позволяют использовать ресивер в системах с несколькими устройствами отображения. По сравнению с классическими представлениями об AV-ресивере функциональность компонента расширена в сторону приближения его к центру мультимедийных развлечений. Достигнуто это прежде всего за счет возможности работы с контентом, расположенным не только на внешних накопителях с интерфейсом USB, но и на серверах DLNA в компьютерной сети. Интеграция в сеть позволяет также транслировать программы интернет-радиостанций, но с видеофайлами в сети аппарат пока справляться не умеет. Наконец, не забыты и сверхпопулярные сегодня гаджеты компании Apple, способные не только выступать источником сигнала для ресивера, но и управляться при помощи его пульта ДУ.
А теперь посмотрите на участников нашего теста. К любому из них приведенное выше описание подходит в полном объеме, а если и нет, то лишь в отдельных, не столь принципиальных моментах. Однако, тем не менее, все они разные. И разница эта обусловлена в первую очередь индивидуальным характером звучания, который определяется не только и не столько реализацией усиления (хотя этот фактор, безусловно, остается весьма важным), сколько цифровой частью — реализованными постобработками, алгоритмами коррекции под конкретные акустические условия и качеством цифроаналогового преобразования.
Традиционно все тестируемые модели проверялись как в составе системы домашнего кинотеатра при сопровождении кинофильмов, так и в стереосистеме при воспроизведении музыкальных композиций. 


Тестовая система:

1. Источник 1 – мультимедийный плеер Dune HD Base 3.0
2. Источник 2 – проигрыватель компакт-дисков Bryston BCD-1
3. Источник 3 – проигрыватель дисков 3D Blu-ray Panasonic DMP-BDT100
4. HDMI-кабели – Onetech VHD1202, длина 2 м
5. Аналоговые межблочные и акустические кабели – Analysis Plus
6. Фронтальная акустика – ELAC FS-247
7. Акустика центрального канала – ELAC CC-241
8. Акустика бокового тыла – ELAC FS-247
9. Акустика заднего тыла – ELAC BS-243
10. Активный сабвуфер – ELAC SUB 211.2 ESP
11. Плазменный телевизор – Samsung PS50C6900



Тестовый материал:

1. Диск 3D Blu-ray «Аватар», DTS-HD MA
2. Образ диска Blu-ray «Агент 007: Квант милосердия», DTS-HD MA
3. Образ диска Blu-ray «Чужие против Хищника», DTS-HD MA
4. Образ диска Blu-ray «Бэтмен: Темный рыцарь», Dolby TrueHD 
5. Образ диска DVD «Гладиатор», R1, Signature Selection, DreamWorks Pictures, 86386, DTS-ES
6. Образ диска DVD «Eagles — Hell Freezes Over», DTS
7. CD Blackmore’s Night «Fires At Midnight», SPV GmbH, 088-72430 CDE, PCM 2.0 44,1/16
8. CD Гленн Хьюз, «Building the Machine», SPV GmbH, 085-72372 CD, PCM 2.0 44,1/16



Указанные в статье цены являются ориентировочными.

Рубрикатор:
Стр. 2 - Marantz SR5006
Стр. 3 - Onkyo TX-NR709
Стр. 4 - Pioneer VSX-LX55
Стр. 5 - Harman/Kardon AVR 365 
Стр. 6 - Yamaha RX-A810 Aventage 
Стр. 7 - Итоговые выводы

Marantz SR5006

Цена – 39 990 руб.


Полноразмерные AV-ресиверы объединены в номенклатуре японской компании Marantz в серию SR. Модель с индексом SR5006 — самая младшая в этом ряду, что не умаляет ее выдающихся возможностей
Фасад ресивера традиционно для техники Marantz составлен из трех частей, и центральная секция щеголяет металлизированным пластиком отделки с золотистым отливом. Выделяются крупные рукоятки регулятора громкости и селектора входов, а также фирменный круглый индикатор, доставшийся модели в наследство от легендарных стереофонических предков. Тогда в нем был стрелочный указатель уровня сигнала, а сегодня задача этой детали — подчеркнуть стилевую преемственность моделей компании. Функциональная же нагрузка окошка заключается в оформлении люминесцентного дисплея. Понятно, что ради дизайна пришлось пожертвовать его информативностью: на такой небольшой площади можно одновременно отобразить лишь название активного входа и уровень громкости, тогда как ни формат входного сигнала, ни количество активных в данный момент каналов оперативно выяснить не удастся и придется обращаться к информационному окну на экране телевизора. Дверки, скрывающей второстепенные органы управления и коммутацию оперативного доступа, у аппарата нет. Порт USB для подключения внешних накопителей с мультимедийными файлами и «яблочных» гаджетов открыт взгляду, а универсальный AV-вход и разъем измерительного микрофона прикрыты заглушкой. Шесть портов HDMI версии 1.4 позволяют ресиверу стать ядром достаточно сложной системы домашнего кинотеатра, поддерживающей трехмерное видео. Но цифровой выход HDMI здесь единственный, что осложняет использование компонента в комплексах с двумя устройствами отображения. На коммутационной панели есть девять пар акустических терминалов. Дополнительные клеммы предназначены для подключения еще одного комплекта фронтальных колонок, размещаемых над основными, как того требует новый алгоритм пространственного звучания Dolby Pro Logic IIz. Однако поскольку усилителей мощности в составе ресивера всего семь, то придется выбирать между схемой 5.1 с добавочной верхней фронтальной парой либо полноценной конфигурацией 7.1. Существует, впрочем, возможность получить все и сразу, но для этого понадобится внешний двухканальный усилитель мощности — соответствующие выходы с предусилителя (к сожалению, лишь эти два) у Marantz SR5006 имеются. Владельцы смартфонов, мобильных проигрывателей и планшетов Apple могут для их интеграции с ресивером прибегнуть к помощи новейшего беспроводного протокола передачи мультимедийных данных Apple AirPlay. Соединение с компьютерной сетью посредством порта Ethernet позволяет не только воспроизводить аудиофайлы с серверов DLNA в сети и слушать трансляции огромного количества интернет-радиостанций, но и пользоваться популярными ресурсами Всемирной паутины, такими как Flickr, Last.fm и Napster. Наряду с привычными форматами MP3 и WAV встроенный в SR5006 мультимедийный проигрыватель поддерживает контейнер FLAC, а кодировка звука при этом может иметь параметры вплоть до 24 бит / 96 кГц. 
При сопровождении кинофильмов сразу узнается фирменный характер звучания Marantz. Даже наиболее динамичные всплески в насыщенных сценах современных блокбастеров преподносятся зрителю комфортно и мягко, причем детальность звуковой картины ничуть не страдает, а пространственные эффекты отрабатываются с особой тщательностью. При работе с музыкальным материалом такая подача оказывается весьма кстати.


Результаты измерений: 
Несмотря на то что по ряду характеристик аналогового аудиотракта аппарат является аутсайдером нашей подборки, в целом результаты измерений выглядят очень достойно. Спад АЧХ на краях звукового диапазона не превышает 0,1 дБ. В надтональной области ограничение полосы пропускания следует ожидать на частотах не ниже 100 кГц (рис. 1). 
Marantz SR5006 единственный из участников позволяет проводить частотную коррекцию в широком диапазоне частот, вплоть до 44 кГц. Тембральная регулировка симметрична и осуществляется в пределах +/-6 дБ. Измеренная максимальная выходная мощность на одном активном канале составила 156 Вт при нагрузке 8 Ом и 237 Вт для 4 Ом. Учитывая приличный энергетический запас блока питания, следует предположить, что снижение указанных значений с ростом числа загруженных каналов будет незначительным. Уровень нелинейных искажений не превышает 0,01% в большом числе комбинаций мощностей и частот (рис. 2).
Взаимопроникновение сигнала между каналами умеренное (рис. 3).


Паспортные данные:
Название – Marantz SR5006 | Выходная мощность, Вт – 7 х 100 (на 8 Ом, при ПКГ 0,08%, в диапазоне 20 Гц — 20 кГц) | Частотная характеристика, Гц – 10—100 000 (–3…+1 дБ, Direct mode) | Коэффициент нелинейных искажений, % – 0,08 (на 8 Ом, при 50 Вт, в полосе 20 Гц — 20 кГц) | Соотношение сигнал/шум, дБ – 100 (Direct mode) | Энергопотребление, Вт – 650 | Декодирование Dolby TrueHD и DTS-HD HRA/MA – да | Система автокалибровки – да, Audyssey MultEQ | Коммутация HDMI v.1.4, входов / выходов – 6 / 1 | Видеоскалер 1080p – нет | Конвертер аналоговых видеосигналов в HDMI – да | Видеовходы – композитные (3), компонентные (2) | Видеовыходы – композитный, компонентный | Аудиовходы – RCA (5), цифровые оптические (2), цифровые коаксиальные (2), многоканальный аналоговый 7.1 | Аудиовыходы – RCA | Дополнительно – LAN, USB, DLNA, поддержка Apple AirPlay, тюнер AM/FM (с RDS), интернет-радио, порт расширения M-XPort | Габариты, см – 44,0 x 16,1 x 38,9 | Масса, кг – 10,6


Оценки:

1. Звучание в кино - 90%
2. Звучание музыки - 95%
3. Функции – 90%
4. Эргономика – 90%

Итоговая оценка 90%

Плюсы: комфортное и детальное звучание, развитые сетевые возможности, поддержка трехмерного видео
Минусы: нет многоканального аналогового выхода, единственный выход HDMI

Вывод:
Marantz SR5006 демонстрирует удивительно музыкальный характер звучания, идеальную пространственную проработку и тщательность прорисовки самых незначительных штрихов звукового полотна, что делает его интересным кандидатом в состав универсальной системы для кино и музыки

Onkyo TX-NR709

Цена – 41 000 руб.

Загадочная аббревиатура 4K еще только входит в лексикон любителей домашних кинотеатров, а компания Onkyo уже выпустила целую линейку AV-ресиверов с поддержкой разрешения завтрашнего дня. Достаточно ли этого для победы над конкурентами?
Конечно, это потрясает воображение! Прошло чуть более пяти лет с тех пор, как в нашу жизнь вошел носитель Blu-ray, обеспечивающий сумасшедшее по тем временам разрешение Full HD (1920 x 1080), а уже вовсю обсуждается новый скачок в качестве изображения, названный 4K (4096 x 2160). Но пока сроки появления коммерческих релизов с таким материалом на дисках 4K Blu-ray не определены, единственным способом ощутить преимущества этой технологии остается скалирование видео Full HD с обычных Blu-ray до параметров 4K. И первыми серийными AV-ресиверами с подобными возможностями стали аппараты компании Onkyo, в частности Onkyo TX-NR709. Обработку видеосигнала выполняет в нем уникальный процессор QDEO компании Marvell, который может скалировать до разрешения 4K не только видео с дисков Blu-ray, но и картинку стандартного разрешения с DVD. Результат выводится через обычный порт HDMI версии 1.4, обладающий необходимой пропускной способностью. Проблема лишь в дефиците устройств отображения, готовых принять такой сигнал, — их выбор пока весьма скуден: анонсированный в сентябре в Берлине телевизор Toshiba 55ZL2 да представленный совсем недавно проектор Sony VPL-VW1000ES. У той же Sony есть, конечно, проекторы-монстры с подобным разрешением для цифровых кинозалов, но вряд ли стоит всерьез рассматривать эти модели в целях домашнего применения. В то же время весьма вероятно, что до конца 2012 года мы станем свидетелями очередной революции в секторе видеоотображающей техники, и тогда новинки Onkyo окажутся весьма кстати.
Впрочем, ресиверу TX-NR709 есть чем похвастать и кроме уникального видеопроцессора. Прежде всего, это качественное и мощное усиление. Каждый из семи каналов с расширенным рабочим диапазоном, обеспечиваемым фирменной технологией WRAT, отдает на акустические системы по 110 Вт. Причем, судя по солидной энерговооруженности блока питания, заявленные цифры близки к реальности даже при работе в многоканальном режиме. Восемь входов HDMI, один из которых расположен на фасаде корпуса, и два таких выхода обеспечат интеграцию аппарата в самую сложную кинотеатральную систему. Мультимедийные файлы могут воспроизводиться не только с внешних накопителей с интерфейсом USB, но и с серверов DLNA в локальной сети, среди прочих поддерживаются форматы WMA, WAV и FLAC с параметрами вплоть до 24 бит / 96 кГц. При взгляде на коммутационную панель обращаешь внимание на огромное количество акустических терминалов — их здесь 22 штуки! К обычному набору из семи пар добавлены отдельные клеммы для колонок Front High и Front Wide, которые увеличат размеры звуковой сцены при использовании обработки Dolby Pro Logic IIz. Кроме того, модель оснащена встроенным фонокорректором для подключения проигрывателя виниловых пластинок. 
Автоматическую калибровку ресивера под акустические особенности помещения выполняет система Audyssey MultEQ. Оптимизация звучания проводится для шести точек прослушивания, хотя можно ограничиться и тремя. Обширное системное меню позволяет настроить аппарат в соответствии с самыми строгими требованиями к домашнему кинотеатру.
Звучание Onkyo TX-NR709 отличается мягкой и комфортной подачей. Вместе с тем процессор извлекает из саундтрека самые мельчайшие детали, делая звуковое полотно информационно насыщенным. Обратная сторона медали — небольшое проседание динамики при отработке напряженных сцен современных блокбастеров. Зато с музыкальным материалом ресивер справляется просто блестяще, тут подобный почерк представляется вполне уместным. 


Результаты измерений: 
Мощностные характеристики ресивера Onkyo TX-NR709 одни из лучших в тесте. Максимальное значение неискаженной мощности на одном активном канале составило 135 Вт при 8-омной нагрузке. При подключении балласта сопротивлением 2 Ом усилитель отдает 247 Вт (рис. 2). Уровень нелинейных искажений остается стабильным на всех частотах слышимого диапазона при заданной нагрузке. Частотные искажения пренебрежительно малы. Полоса пропускания при отключенных цепях цифровой обработки звука — не менее 100 кГц, спад на 80 кГц не превышает 0,5 дБ (рис. 1). Неравномерность АЧХ в диапазоне 20—20 000 Гц составляет менее 0,06 дБ. При активном темброблоке рабочий диапазон сужается сверху до 24 кГц. Коэффициент демпфирования умеренно достаточный (65 ед.). Уровень проникающего сигнала между каналами может сильно варьировать в зависимости от комбинации «вход-выход». В худших случаях ослабление менее 60 дБ отмечается уже в середине высокочастотного диапазона (рис. 3).

Паспортные данные:
Название – Onkyo TX-NR709 | Выходная мощность, Вт – 7 х 110 (на 8 Ом, при ПКГ 0,08%, в диапазоне 20 Гц — 20 кГц) | Частотная характеристика, Гц – 5—100 000 (–3…+1 дБ, Direct mode) | Коэффициент нелинейных искажений, % – 0,08 (при 55 Вт, в полосе 20 Гц — 20 кГц) | Соотношение сигнал/шум, дБ – 106 | Энергопотребление, Вт – 640 | Декодирование Dolby TrueHD и DTS-HD HRA/MA – да | Система автокалибровки – да, Audyssey MultEQ | Коммутация HDMI v.1.4, входов / выходов – 8 / 2 | Видеоскалер 1080p – да | Конвертер аналоговых видеосигналов в HDMI – да | Видеовходы – композитные (4), S-Video (4), компонентные (2), VGA DB15 | Видеовыходы – композитные (2), S-Video (2), компонентный | Аудиовходы – Phone, RCA (5), цифровые оптические (2), цифровые коаксиальные (3), многоканальный аналоговый 7.1 | Аудиовыходы – RCA, многоканальный аналоговый 7.2 | Дополнительно – LAN, USB, DLNA, тюнер AM/FM (с RDS), интернет-радио, порт расширения Universal Port | Габариты, см – 43,5 x 17,4 x 37,9 | Масса, кг – 12,2

Оценки:

1. Звучание в кино - 90%
2. Звучание музыки - 95%
3. Функции – 95%
4. Эргономика – 95%

Итоговая оценка 95%

Плюсы: богатое функциональное оснащение, продвинутая видеочасть, комфортное звучание
Минусы: сглаживание динамических пиков в напряженных сценах блокбастеров

Вывод:
Чемпион по функциональному оснащению, ресивер Onkyo TX-NR709 отличается комфортным звучанием и уникальным видеопроцессором QDEO, позволяющим заглянуть в завтрашний день домашнего кинотеатра уже сегодня


Pioneer VSX-LX55

Цена – 49 990 руб.

Самый дорогой участник теста относится к элитной линейке LX компании Pioneer, где занимает младшую позицию. Полностью обновленная серия является сегодня одной из наиболее продвинутых в техническом отношении
Дизайн ресивера VSX-LX55 вполне соответствует хорошо знакомому фирменному стилю Pioneer. Однако едва внимательнее присмотришься к внешности аппарата, как замечаешь детали, свойственные только новому поколению AV-ресиверов компании. Например, рукоятки регулятора громкости и селектора входов стали еще крупнее, но при этом воспринимаются пальцами как совершенно невесомые. Большой информационный дисплей между ними сделан не заподлицо с фасадом корпуса, как раньше, а представляет собой накладку из темного стекла. Аналогично решена и дверца, прикрывающая коммутационные разъемы оперативного доступа и второстепенные клавиши управления. Ниши для этих элементов больше нет, а дверца наложена поверх лицевой панели. В целом можно отметить, что облик модели изрядно посвежел, сохранив узнаваемость компонентов марки. Соединение с цифровыми источниками обеспечивают семь портов HDMI, один из которых расположен спереди. Пара выходов HDMI позволяют использовать Pioneer VSX-LX55 в системах с двумя устройствами отображения. Современный видеопроцессор способен не только конвертировать сигналы с аналоговых входов в цифровую форму, но и скалировать результат до необходимых параметров. Расширены и возможности подключения к ресиверу популярных «яблочных» гаджетов: традиционно прилагающийся к аппарату кабель USB дополнен поддержкой протокола Apple AirPlay, позволяющей при работе с iPhone или iPod обойтись вовсе без проводов. Интеграция в домашнюю компьютерную сеть допускается теперь также и «по воздуху» — необходимый для этого адаптер Wi-Fi входит в комплект поставки. Впрочем, при желании ничто не мешает соединиться и через привычное гнездо Ethernet на задней стенке корпуса. VSX-LX55 способен воспроизводить звуковые файлы и фотографии, находящиеся либо на внешних накопителях с интерфейсом USB, либо в сети на серверах DLNA; поддерживаются все популярные форматы, в том числе WAV и FLAC, причем с параметрами вплоть до рекордных 24 бит / 192 кГц. Подключение к компьютерной сети предоставит еще одну интересную возможность — управление расширенными настройками ресивера при помощи смартфона или планшетного компьютера, для чего надо лишь скачать бесплатную утилиту iControlAV2, которая предлагается как для iOS, так и для Android (естественно, гаджеты тоже должны иметь доступ к сети).
Для калибровки аппарата используется последняя версия знаменитой системы Advanced MCACC. Процедура измерений при помощи микрофона здесь самая продолжительная среди участников теста — все делается очень обстоятельно и не торопясь. В процессе измерений не только рассчитываются значения стандартных параметров многоканального декодера окружающего звучания, но и проводится поканальная эквализация, выравнивающая итоговую АЧХ в конкретных акустических условиях; кроме того, максимально возможным образом компенсируются стоячие волны и резонансы помещения. В итоге применение Advanced MCACC влияет порой на звучание домашнего кинотеатра даже больше, чем включение в систему внешнего усилителя мощности или повышение класса колонок. 
Быть может, именно этим в немалой степени обусловлены результаты, показанные Pioneer VSX-LX55 на кинематографическом поприще. Пусть инженеры компании используют прогрессивные принципы усиления лишь в старших моделях серии LX, а здесь работают классические усилительные каскады при довольно скромном по мощности блоке питания, ресивер блестяще отрабатывает самые динамичные моменты блокбастеров! Напор настолько силен, а звуковое полотно воссоздается столь тщательно, что все это заставляет пригибаться в кресле от свистящих вокруг пуль. Мощный процессинг извлекает из саундтрека мельчайшие детали, а плотное звуковое поле буквально окутывает зрителей. Широкий рабочий диапазон и потрясающая детальность оказываются кстати и при исполнении музыкальных композиций. Аппарату одинаково хорошо удаются как передача тончайших нюансов камерных записей, так и масштабные симфонические произведения.
 

Результаты измерений: 
В аналоговом режиме работы поведение АЧХ ресивера Pioneer VSX-LX55 обнаруживает спад в –0,5 дБ на частоте 80 кГц, а неравномерность в полосе слышимых частот составила 0,08 дБ, что не выделяет его из числа других участников нашего теста. Гораздо интереснее поведение характеристики в других режимах. При выходе из Direct полоса пропускания сужается до 48 кГц, но при этом работает графический эквалайзер. Если вам дополнительно потребуется регулировка тона в диапазоне НЧ или ВЧ, то придется смириться с максимальной рабочей частотой 24 кГц (рис. 1). 
Усилитель уверенно справляется с различными нагрузками. Максимальная выходная мощность при уровне нелинейных искажений 0,7% составляет 135 Вт для 8 Ом и 247 Вт при сопротивлении 4 Ом (рис. 2). 
Коэффициент демпфирования немного не дотягивает до 100 ед. 
Взаимовлияние между каналами проявляется незначительно, и, несмотря на активный рост проникающего сигнала, начинающегося уже на средних частотах, условная планка в –60 дБ не достигается даже в верхней октаве звукового диапазона частот (рис. 3).

Паспортные данные:
Название – Pioneer VSX-LX55 | Выходная мощность, Вт – 7 х 110 (на 8 Ом, при ПКГ 0,08%, в диапазоне 20 Гц — 20 кГц) | Частотная характеристика, Гц – 5—100 000 (–3 дБ, Pure Direct) | Коэффициент нелинейных искажений, % – 0,06 (на 8 Ом, при 100 Вт, в полосе 20 Гц — 20 кГц) | Соотношение сигнал/шум, дБ – 103 | Энергопотребление, Вт – 570 | Декодирование Dolby TrueHD и DTS-HD HRA/MA – да | Система автокалибровки – да, Advanced MCACC | Коммутация HDMI v.1.4, входов / выходов – 7 / 2 | Видеоскалер 1080p – да | Конвертер аналоговых видеосигналов в HDMI – да | Видеовходы – композитные (4), компонентные (2) | Видеовыходы – композитные (2), компонентный | Аудиовходы – RCA (4), цифровые оптические (3), цифровые коаксиальные (2) | Аудиовыходы – RCA, цифровой оптический, многоканальный аналоговый 9.2 | Дополнительно – LAN, USB, DLNA, поддержка Apple AirPlay, тюнер AM/FM (с RDS), интернет-радио, порт расширения Adapter Port | Габариты, см – 43,5 x 18,6 x 44,0 | Масса, кг – 14,0


Оценки:

1. Звучание в кино - 95%
2. Звучание музыки - 95%
3. Функции – 90%
4. Эргономика – 90%

Итоговая оценка 95%

Плюсы: Мощный процессинг, продвинутая система автоматической калибровки, впечатляющее звучание
Минусы: Нет встроенного фонокорректора и многоканального входа 7.1

Вывод:
Даже младшая модель в топовой линейке LX компании Pioneer демонстрирует преимущества AV-ресиверов фирмы в полном объеме. Но и цена устройства вполне соответствует его уровню


Harman/Kardon AVR 365

Цена – 37 990 руб.


Инженеры Harman/Kardon всегда трепетно относились к проектированию аналоговой части любых своих компонентов, будь то проигрыватель компакт-дисков или многоканальный кинотеатральный ресивер
Верхняя половина фасада Harman/Kardon AVR 365 закрыта темным пластиком, а нижняя отливает металлическим титановым блеском. На границе зон в ряд выстроились плоские клавиши управления режимами работы ресивера. Крупная рукоятка регулятора громкости традиционно полая и при включении питания подсвечивается голубым. Активный же вход выбирается двумя кнопками на фасаде путем перебора — решение не слишком удобное, но снижать за это оценку мы не будем, ведь все равно в большинстве случаев управление осуществляется с пульта ДУ, которых, кстати, в комплекте сразу два. Основной изготовлен из приятного на ощупь пластика soft-touch, его рабочая поверхность отделана металлом, главные клавиши крупные, и над их расположением явно поработали специалисты по эргономике. Второй пульт, небольшой, предназначен для использования во второй зоне прослушивания. Специальной дверки, скрывающей оперативную коммутацию и второстепенные органы управления, здесь нет — разъем USB и порт HDMI прикрыты заглушками. Выход на наушники объединен с гнездом для измерительного микрофона системы автоматической калибровки EzSet/EQ. Входных портов HDMI всего шесть, в том числе один на лицевой панели, а порт для подключения устройства отображения, к сожалению, единственный. Акустических терминалов на задней стенке корпуса семь пар, что в точности соответствует количеству каналов усиления, поэтому при переназначении усилителей с заднего тыла на верхний фронт придется соответствующим образом перекоммутировать колонки. 
Harman/Kardon AVR 365 способен воспроизводить мультимедийные файлы с внешних USB-накопителей и с серверов DLNA в сети. Однако выбор типов этих файлов невелик — MP3 и WMA, то есть, к сожалению, форматы без сжатия не поддерживаются. Огорчает и отсутствие многоканальной аналоговой коммутации: не нашлось места не только входу 7.1 для подключения источников со встроенными декодерами окружающего звучания, но и многоканальному выходу с предварительных каскадов усиления, что ограничивает возможности апгрейда системы домашнего кинотеатра путем добавления внешних мощников. Внутренняя компоновка аппарата вполне обычна — слева расположен Ш-образный силовой трансформатор, непосредственно за лицевой панелью смонтирована алюминиевая плита с жестяными ребрами, исполняющая роль радиатора охлаждения выходных каскадов. За декодирование и обработку аудиоданных отвечает 32-битный DSP-процессор Cirrus Logic CS497024, а работа с видео поручена знаменитому чипу Faroudja DCDi Cinema, который умеет обращаться как с аналоговыми, так и с цифровыми сигналами, полученными по HDMI.
Процедура автоматической калибровки ресивера под акустические особенности кинозала EzSet/EQ действует весьма обстоятельно и занимает довольно продолжительное время. Происходит не только определение значений стандартных параметров декодера окружающего звучания, но и поканальная эквализация, выравнивающая результирующую амплитудно-частотную характеристику системы. 
Мощности компонента вполне достаточно для формирования масштабной звуковой картины. По точности процессинга Harman/Kardon AVR 365 немного уступает лидерам теста, однако его усилительный тракт вне подозрений, с динамикой все в порядке. И все же в самых напряженных сценах кинофильмов хлесткости порой не хватает — подача кажется слишком мягкой. Зато такая манера очень кстати при воспроизведении музыкальных записей — сцена шикарная, к басу и детальности тоже не возникает никаких претензий. 


Результаты измерений: 
Ресивер Harman/Kardon AVR 365 обеспечивает высокую стабильность частотной характеристики в режиме Direct. Неравномерность в полосе звуковых частот равна 0,08 дБ, спад на 80 кГц не превышает –0,4 дБ. Темброблок обеспечивает тональную коррекцию не менее 10 дБ на краях диапазона, но полоса пропускания сигнала при активных цепях цифровой обработки снижается до 24 кГц (рис. 1). 
Значение максимальной выходной мощности самое невысокое в нашем тесте — 110 Вт на 8 Ом. Но не стоит спешить причислять этот результат к недостаткам модели. Во-первых, отрыв от лидера невелик. Во-вторых, Harman/Kardon AVR 365 обладает лучшим показателем демпфирования (115 ед.), что сыграет свою роль при работе со сложной нагрузкой. В-третьих, уменьшение максимальной мощности с увеличением количества загруженных каналов проявляется здесь в меньшей степени, чем у других участников. Уровень нелинейных искажений во всей полосе рабочих мощностей с различными комбинациями нагрузок не превышает 0,06% (рис. 2). 
Взаимопроникновение сигналов между фронтальной парой каналов стабильно ниже –61 дБ (рис. 3).

Паспортные данные:
Название – Harman Kardon AVR 365 | Выходная мощность, Вт – 7 х 110 (на 8 Ом, при ПКГ <0,09%, в диапазоне 20 Гц — 20 кГц) | Частотная характеристика, Гц – 10—130 000 (–3 дБ) | Коэффициент нелинейных искажений, % – нет данных | Соотношение сигнал/шум, дБ – 100 | Энергопотребление, Вт – 480 | Декодирование Dolby TrueHD и DTS-HD HRA/MA – да | Система автокалибровки – да, EzSet/EQ | Коммутация HDMI v.1.4, входов / выходов – 6 / 1 | Видеоскалер 1080p – да, Faroudja DCDi | Конвертер аналоговых видеосигналов в HDMI – да | Видеовходы – композитные (2), компонентные (2) | Видеовыходы – композитные (2) | Аудиовходы – RCA (3), цифровые оптические (2), цифровые коаксиальные (3) | Аудиовыходы – RCA (2) | Дополнительно – LAN, USB, DLNA, тюнер AM/FM (с RDS), интернет-радио, порт расширения The Bridge IIIP | Габариты, см – 44,0 x 16,5 x 43,5 | Масса, кг – 12,4


Оценки:

1. Звучание в кино - 85%
2. Звучание музыки - 90%
3. Функции – 85%
4. Эргономика – 90%

Итоговая оценка 90%

Плюсы: качественные усилители мощности и видеопроцессор
Минусы: нет многоканальных аналоговых входа и выхода

Вывод:
Среди конкурентов из Страны восходящего солнца этот американец выделяется правильным усилением и упрощенной функциональностью. Во времена всеобщей глобализации и унификации любое проявление самобытности становится преимуществом

Yamaha RX-A810 Aventage

Цена – 36 000 руб.

Загадочное название Aventage новой элитной серии AV-ресиверов компании Yamaha на самом деле является аббревиатурой, составленной из начальных букв фразы, которую можно перевести как «AV-развлечения нового века». Младшая модель линейки Aventage имеет индекс RX-A810
Внешность Yamaha RX-A810 выдержана в узнаваемом фирменном стиле. Фасад разделен по горизонтали на две неравные части: нижняя одета в благородный черненый алюминий, верхняя закрыта темной пластиковой накладкой, скрывающей большой информационный дисплей. На границе этих зон выстроились в ряд плоские клавиши управления второстепенными режимами работы ресивера. На нижней половине выделяются кнопки прямого выбора одного из четырех пользовательских пресетов и рукоятки регулятора громкости и селектора входов. Разъемы оперативной коммутации скрыты в нише за специальной дверцей, где смонтированы гнездо выхода на наушники, терминал HDMI, порт USB, универсальный AV-вход на трех разъемах RCA, вход измерительного микрофона системы автоматической калибровки YPAO и несколько второстепенных клавиш управления. Коммутационный арсенал на задней стенке корпуса немного упрощен по сравнению со старшими моделями линейки Aventage, однако все необходимое для большинства целей присутствует более чем в достаточном количестве. Удивляет число портов HDMI — их всего десять: восемь входов (включая один, расположенный на фасаде) и два выхода; при всем богатстве фантазии трудно представить себе столько источников в AV-системе. Впрочем, как известно, запас карман не тянет. Все порты HDMI соответствуют спецификации 1.4, а значит, Yamaha RX-A810 готов к работе с трехмерным видео. Выделяется этот компонент среди соперников и наличием встроенного фонокорректора для работы с проигрывателями виниловых пластинок — в свете возрождения интереса к винилу такая возможность вполне может быть востребована. Как и остальные участники теста, ресивер способен воспроизводить мультимедийный контент не только с внешних USB-накопителей, но и с серверов DLNA в домашней компьютерной сети. При этом перечень поддерживаемых форматов, кроме привычного набора, включает популярный контейнер FLAC с материалом, оцифрованным с параметрами вплоть до 24 бит / 96 кГц. Интеграция RX-A810 в компьютерную сеть даст возможность не только слушать трансляции множества интернет-радиостанций, но и получить доступ к массе дополнительных настроек ресивера посредством веб-интерфейса. Через фирменный порт Yamaha DOCK к аппарату подключаются модули расширения — от док-станции для iPod и iPhone до беспроводного адаптера Bluetooth. 
Внутренняя организация пространства вполне обычна. Крупный силовой Ш-образный трансформатор установлен слева, этажерка электронных плат смонтирована у задней стенки корпуса, а прямо за лицевой панелью размещена алюминиевая плита с жестяными ребрами, играющая роль радиатора охлаждения выходных каскадов. Изюминкой конструкции стала пятая опора A.R.T. Wedge жесткой рамы, на которой смонтированы все узлы аппарата, — она служит для подавления вибраций и изоляции модулей ресивера от внешних резонансов. Декодирование и обработка цифрового потока поручены процессору Texas Instruments Cinema DSP, а за цифроаналоговое преобразование, как и в старших моделях, отвечают чипы Burr-Brown DSD1791 и DSD1796, оперирующие с сигналами 24 бит / 192 кГц. 
При сопровождении кинофильмов сразу обращает на себя внимание точнейший процессинг звуковых дорожек. Пространственная проработка осуществляется настолько филигранно, что перемещения виртуальных источников звука прослеживаются совершенно явно. К детальности и плотности окружающей звуковой картины тоже нет никаких претензий. Но в самых драматичных и напряженных сценах ресиверу немного недостает напора для уверенного воспроизведения энергичных всплесков, причем увеличением громкости исправить ситуацию не удается. 


Результаты измерений: 
Ресивер Yamaha RX-A810 успешно работает с нагрузкой в широком диапазоне значений сопротивления (рис. 2). Максимальная выходная мощность (4 Ом, 0,7% КНИ) на одном нагруженном канале составила 205 Вт. При балласте 2 Ом отмечено срабатывание электронной защиты по достижении порогового значения выходного тока (по нашей оценке, 8 А). В любом случае выходные каскады обеспечивают мощность не менее 100 Вт во всем диапазоне звуковых частот и малом уровне нелинейных искажений. АЧХ в аналоговом режиме работы демонстрирует широкую полосу пропускания (рис. 1). Спад характеристики на 80 кГц — менее 0,5 дБ. При активации темброблока верхняя частотная граница не превышает 24 кГц. Регулировка тембра осуществляется симметрично в пределах +/-6 дБ. Взаимопроникновение сигнала между каналами фиксируется во всем диапазоне частот и на 10 кГц составляет –60 дБ (рис. 3). 


Паспортные данные:
Название – Yamaha RX-A810 Aventage | Выходная мощность, Вт – 7 х 100 (на 8 Ом, 1 кГц при КНИ 0,09%, в диапазоне 20 Гц — 20 кГц) | Частотная характеристика, Гц – 10—100 000 (–3 дБ) | Коэффициент нелинейных искажений, % – 0,02 (на 8 Ом, при 50 Вт, в полосе 20 Гц — 20 кГц) | Соотношение сигнал/шум, дБ – нет данных | Энергопотребление, Вт – 330 | Декодирование Dolby TrueHD и DTS-HD (HRA/MA) – да | Система автокалибровки – да (YPAO) | Коммутация HDMI v.1.4, входов / выходов – 8 / 2 | Видеоскалер 1080p – да | Конвертер аналоговых видеосигналов в HDMI – да | Видеовходы – композитные (5), S-Video, компонентные (2) | Видеовыходы – композитный, S-Video (2), компонентный | Аудиовходы – Phono, RCA (5), цифровые оптические (2), цифровые коаксиальные (2) | Аудиовыходы – аналоговый 7.1, RCA (2) | Дополнительно – тюнер AM/FM (с RDS), LAN (Ethernet), USB 2.0, iPod Dock, RS-232 C | Габариты, см – 43,5 x 17,1 x 36,9 | Масса, кг – 11,1

Оценки:

1. Звучание в кино - 90%
2. Звучание музыки - 90%
3. Функции – 95%
4. Эргономика – 95%

Итоговая оценка 90%

Плюсы: богатое функциональное оснащение, детальный саунд, поддержка формата FLAC 
Минусы: в насыщенных моментах иногда не хватает напора

Вывод:
По соотношению цены и качества тягаться с Yamaha RX-A810 Aventage трудно. Самый демократичный по цене участник теста оказался одним из наиболее серьезно оснащенных, к тому же с отличной кинотеатральной родословной и комфортным звучанием

Итоговые выводы

Современный уровень развития индустрии практически исключил функциональное оснащение из перечня критериев оценки AV-ресиверов в наших сравнительных тестах. Все участники этого соревнования, за исключением, быть может, только Harman/Kardon AVR 365, почти что в равной степени нашпигованы разнообразными дополнительными возможностями, включая не только воспроизведение аудиофайлов самых разнообразных форматов с внешних USB-накопителей и серверов DLNA в сети, но и беспроводную интеграцию с портативными гаджетами Apple и продвинутое управление ресиверами по сети. Поэтому на первый план в оценке любого аппарата выходит качество выполнения им основной программы — сопровождения кинофильмов и воспроизведения музыки. И здесь успех складывается из двух частей, вклад каждой из которых невозможно переоценить. Цифровая подсистема, включающая собственно многоканальный декодер, постобработку с поканальной эквализацией и цифроаналоговое преобразование, влияет на индивидуальный почерк ресивера ничуть не меньше, чем класс аналогового тракта. И наиболее сбалансированным в этом плане, при богатейшем функциональном оснащении, нам показался Pioneer VSX-LX55. Чуда не произошло — именно эта модель оказалась и самой дорогой в тесте, что не помешало ей получить звание Best Buy. Лишь совсем немного в основной дисциплине уступил лидеру представитель Onkyo, а с учетом установленного в Onkyo TX-NR709 инновационного видеопроцессора QDEO, дающего возможность знакомства с видео 4K, судьба самой горячей рекомендации редакции была предрешена. Marantz SR5006 порадовал фирменным, очень комфортным звуковым почерком, знакомым еще по старым стереофоническим моделям марки, а настоящий американец Harman/Kardon AVR 365 — правильным усилением. Долгожданная новая линейка Aventage ресиверов Yamaha в очередной раз подтвердила авторитет компании в кинотеатральной области и одновременно соответствие самым передовым на сегодня мультимедийным сетевым технологиям.   

Анатолий Максименко

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: