Впереди планеты всей

Выбираем оптимальную конфигурацию компьютера для VR


Выбираем оптимальную конфигурацию компьютера для VR


В последние лет десять игровые компьютеры из разряда обязательного геймерского аксессуара превратились в хобби отдельных энтузиастов. Практически вся продукция солидных разработчиков игрового софта ориентирована в первую очередь на консоли, что сводит на нет превосходство игровых ПК по мощности. Существенно дорабатывать графическую часть и заниматься ее оптимизацией ради "полутора калек" производителям недосуг, так что в лучшем случае крутой ПК, одна видеокарта которого стоит как все приставки вместе взятые, получает лишь некоторый прирост в частоте кадров. Картинка остается практически прежней. Появилось четкое разделение труда цифровой техники. Играем мы преимущественно на консолях, интернет изучаем с помощью планшета, а для работы большинство прекрасно обходится ноутбуками, бесшумными неттопами и моноблоками. Огромные пыльные ящики с дюжиной вертиляторов, некогда служившие центром труда и развлечений, отправлены в чулан или вовсе на свалку.

Выбираем оптимальную конфигурацию компьютера для VR

И тут, цитируя популярный анекдот, «радость пришла, откуда не ждали». Как многие уже имели возможность убедиться, перезапуск темы «виртуальной реальности» не имеет ничего общего с фальстартом девяностых годов прошлого столетия. Теперь это действительно новый визуальный уровень, если не для всей развлекательной индустрии в целом, то для игр уж точно. Но вот незадача - производители консолей оказались готовы к этому не больше, чем городские коммунальщики к снегопаду в январе. Nintendo, оскорбленная приемом «замечательного» Virtual Boy, даже касаться данного вопроса не желает, Microsoft призвал удовлетвориться бестолковым режимом виртуального кинотеатра, и только Sony всерьез взялась за проект Playstation VR. Однако, на данный момент говорить о каких-то реальных сроках и качестве его реализации как минимум преждевременно. С другой стороны, на ПК уже достаточно давно существует вполне адекватный Oculus Rift DK2, через полтора месяца начнутся продажи его преемника CV1, на пятки наступает HTC Vive. Запущен и работает, пусть в отладочном режиме, сервис SteamVR, через который хоть сегодня можно поиграть в ряд хороших игр. То есть, тут сомнений в благополучном развитии технологий уже нет и начать приключения в виртуальных мирах можно уже сейчас. Проблема в том, что подключив такой шлем к замечательному во всех отношениях ноутбуку или Apple Мас можно нарваться на неприятный сюрприз в виде полной неиграбельности каких бы то ни было VR-приложений. Требования к графической части компьютера одних и тех же игр в виртуальной реальности и на мониторе оказались несопоставимы.

Выбираем оптимальную конфигурацию компьютера для VR

Если на экране 30 кадров (это средние показатели графики у консолей) некая норма, а 60 уже отличный результат, то здесь реально комфортным процесс начинает быть с 75 кадров, а на звание «отличной» может претендовать производительность от 100 и выше кадров в секунду. Еще надо не забыть, что обсчет геометрии для каждого глаза в отдельности практически ополовинивает показатель FPS. И даже тот факт, что разрешение при этом падает также наполовину, сильно не спасает. А неприятные эффекты от недостатка производительности не ограничиваются некоторыми трудностями в прицеливании и превращением динамических сцен в «слайдшоу», как это происходит на мониторе. В VR это приводит к приступам тошноты, мигрени и головокружения, на фоне которых об удовольствии от игрового процесса говорить вообще нельзя. По опыту, игра будет нормально восприниматься в виртуальной реальности, если на обычном плоском мониторе она устойчиво работает со скоростью хотя бы 150 кадров в секунду. А это даже для самого современного железа вызов более чем серьезный.

Выбираем оптимальную конфигурацию компьютера для VR

Итак, если ждать погоды от Sony нет желания, а компьютер давно не обновлялся или отсутствует, не остается иного выхода, кроме как собрать или приобрести новый системный блок. Данная статья призвана помочь в этом деле, обозначить приоритетные детали и подводные камни.

Выбираем оптимальную конфигурацию компьютера для VR

Начать можно с изучения минимальных системных требований, опубликованных Oculus применительно к выходу потребительской версии их шлема. Это видеокарта Geforce GTX 970 (либо AMD R9 290), процессор Intel Core i5 4590 и 8 Гб оперативной памяти. Казалось бы, разумные требования, данные видеокарты и без того весьма популярны за счет лучшего показателя цена/производительность на данный момент. Мы первым делом собрали такой компьютер, в роли процессора выступил чуть более мощный Core i7 4790K, выбор видеоадаптера пал на MSI Gaming 4G с чипом GTX 970. Однако, тестирование актуальных приложений особой радости не принесло. Из числа полноценных игр более-менее адекватно работали только две программы - Euro Truck Simulator и Windlands. Остальной тестовый материал - игры Project Cars, Alien: Isolation, The Witness, Elite Dangerous и DCS World даже на минимальных настройках графики падали ощутимо ниже 75 кадров в секунду, что нельзя считать приемлемым результатом. Более того, последние два приложения ввиду обилия мелкого текста практически неиграбельны на минимальных настройках графики и требуют установки как минимум завышенного разрешения (именуемого SuperSampling), чтобы хоть как-то прочитать важные сообщения и показания приборов. Это не говоря о качестве визуальной составляющей, которая при низких параметрах графики изрядно теряет привлекательность. Те производители, которые сочли нужным указать требования к игре в виртуальной реальности, заметно менее оптимистичны, нежели Oculus - например, в «минималке» Elite фигурирует ощутимо менее бюджетная карта GTX 980. Но минимальные требования на то и минимальные, что обеспечивают скорее возможность что-то запустить, а не получить максимум удовольствия.

Выбираем оптимальную конфигурацию компьютера для VR

По ощущениям, необходимый для VR уровень прироста еще выше, и в роли следующего кандидата выступила GTX 980ti. От перехода на Titan X останавливал тот факт, что разрешение 4К и выше для текущего поколения шлемов неактуально, а в станартном разрешении Full HD ощутимого преимущества не ожидалось, особенно в сравнении с разогнанными версиями 980ti. Мы выбрали флагманский продукт MSI, карту Lightning. Процесс замены бюджетной видеокарты на продвинутую не так прост, в корпусе необходимо минимум 330мм свободного, хорошо продуваемого пространства, а блок питания должен иметь мощность не ниже 850 Вт. С данным видеоадаптером все тестовые приложения оказались вполне играбельны на средних настройках графики. Высокие параметры, а тем более «ультра» остаются неприступны. Процессор при этом узким местом не является, так как, по данным программы мониторинга, никогда не упирается в стопроцентную нагрузку.

Выбираем оптимальную конфигурацию компьютера для VR

Какой же видеоадаптер нужен, чтобы запустить игры «на полную катушку»? Логика подсказывает, что дающий выигрыш в пару-тройку кадров на разрешении Full HD Titan тут не поможет, остается комплект из нескольких (двух и более) карт, подключенных в режиме SLI или Crossfire. Однако, тут проявляется проблема иного порядка. Чтобы грамотно работать в SLI, «разделение труда» двух адаптеров должно контролироваться приложением, то есть самой игрой. Углубленное изучение тестового материала выявило, что для VR режима разработчики ни в одной игре такой поддержки не предусмотрели. Принудительная активация SLI в драйверах Nvidia мало что дает в плане прироста кадров, зато приводит к массе глюков и обнажает один неприятный аспект данной технологии. За счет иного алгоритма формирования потока кадров происходит некоторое запаздывание картинки относительно действий игрока, что практически незаметно на мониторе, но явственно проступает в виртуальной реальности и заметно усиливает эффект «укачивания». Большинство игроков, ознакомившись с данной «особенностью», предпочитают отключить второй адаптер, удовлетворившись меньшей производительностью, но без тошнотворного (в прямом смысле) спецэффекта. К тому же, мало какие программы для VR можно считать идеально отшлифованными, а SLI добавляет в это и без того сложное уравнение массу новых переменных. То есть, на данный момент ради VR озадачиваться технологией SLI смысла не имеет. В играх на мониторе дополнительный адаптер скажется положительно, при использовании шлема же его просто прийдется отключать в настройках.

Выбираем оптимальную конфигурацию компьютера для VR

В пресс-релизах Nvidia уже не первый год фигурирует термин VR SLI, когда два адаптера занимаются формированием картинки для левого и правого глаза отдельно. В теории это должно решить массу проблем, но хоть какого-нибудь практического воплощения не нашло до сих пор. По последним сведениям, задачу реализовать данную технологию универсально, посредством драйверов, специалисты кампании сочли трудноосуществимой и переложили ее внедрение на плечи разработчиков игр. Учитывая, что пока VR - продукт нишевый, и цены на первое поколение шлемов точно не изменят этот статус, вряд ли разработчики игр бросятся переделывать все «движки». С учетом цикла производства современных игр, даже в этом случае результат мы увидели бы через годы. Так что рядовым пользователям предпринимать что-то на сей счет тем более рано. До полноценного появления VR SLI сменится не одно поколение графических процессоров.

Кстати, имеет ли смысл подождать следующее поколение карт Nvidia - Pascal? Если нет стремления получить виртуальную реальность «здесь и сейчас», то это выглядит очень разумным решением. Топовые видеоадаптеры c текущей архитектурой Maxwell для VR подходят явно не оптимальным образом и есть надежда, что со сменой линейки ситуация изменится. Осенью 2016 года можно будет вернуться к данному вопросу.

Выбираем оптимальную конфигурацию компьютера для VR

Еще пару слов стоит сказать о игровых контроллерах для VR. Привычные клавиатура и мышь для манипуляций вслепую не годятся. Немного проще привыкнуть к специализированным мини-клавиатурам и геймпадам. Большинство актуальных игр имеют предустановки для работы с джойстиком от Xbox One, им же будет комплектоваться Oculus CV1. Из разработанных специально для виртуальной реальности приходят на ум только не слишком точные и имеющие скромную поддержку в приложениях LeapMotion и Razer Hydra. C ними можно получить некое представление о будущем игровых манипуляторов, но толком поиграть смогут лишь самые терпеливые. Будем надеяться, что подобные изделия, анонсированные Oculus и HTC, аналогичными «детскими болезнями» страдать не будут. Любителям симуляторов же ничего нового изобретать не нужно, стандартные рули, педали, летные РУС и РУД отлично прижились в новой среде, а кресло с вибросабвуфером вроде Buttkicker дополняет эффект погружения самым лучшим образом.

Выбираем оптимальную конфигурацию компьютера для VR

Итак, пора сделать выводы. Основным элементом, который позволит получить лучшие впечатления от VR, является хорошая видеокарта. Мы рекомендуем в этом качестве решения на чипах Nvidia GTX 980ti или Titan X. Последняя практически ничего не добавит при использовании шлема, но даст значительное преимущество в играх на UltraHD-дисплее. Аналогично, технология SLI заметно ускорит игры на мониторе, но ничем не поможет в виртуальной реальности. Указанные же топовые видеокарты вполне способны обеспечить достаточную производительность современных игр и в соло. Лучше запасти деньги на неизбежный апгрейд с выходом Pascal. Остальные элементы компьютера должны обеспечить максимальную отдачу топовых видеоадаптеров, не создавая лишних «узких мест». Процессор, соответственно, должен быть либо верхним решением на ядре Haswell (Core i7 4770-4790K), либо практически любым вариантом Core i7 на Ivy Bridge-Е. Оперативной памяти достаточно в объеме 16 гигабайт, хватит скорее всего и восьми, но в общей сумме подобного системного блока это исчезающе малая ценовая разница. Не стоит забывать и о значительном преимуществе, которое дают быстрые диски SSD. Многие игры подгружают данные в процессе, и отсутствие связанных с этим пауз сказывается на общем погружении в действие крайне благотворно. Здесь отлично подойдет PCI-E плата Samsung 950 Pro, сэкономить можно выбрав модель 850 Pro под обычный адаптер SATA. Итоговая стоимость системного блока в ценах февраля 2016 года получилась 150-200 тысяч рублей при самостоятельной сборке и в полтора раза выше за брендовые изделия от Asus ROG, Alienware или Invasion.

Сергей Раков

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: