Valve Index против Oculus Rift S
Сравнительный тест двух шлемов виртуальной реальности
Игр для виртуальной реальности вышло уже порядком, среди них есть настоящие шедевры (см. наш недавний обзор) – так что, есть повод заняться сравнением популярных VR-шлемов. Что ж, в синем углу ринга у нас красавец Valve Index, который с начала года находится в сильном дефиците. А в красном углу – проверенный и относительно недорогой Oculus Rift S. Проведем лобовое сравнение и сделаем выводы!
Характеристики
Valve Index официально стоит $999 (срок ожидания предзаказа у поставщика достигает двух месяцев; на eBay за модель могут попросить в полтора раза дороже) – это прайс за Full Kit, включающий собственно шлем, фирменные контроллеры и две базовые станции Steam VR 2.0. Модель использует ЖК-матрицы, но с усиленной плотностью пикселей – плюс специально разработанную систему линз. Разрешение 2 880 x 1 600, поле 130 град., размеры самих матриц – 3,6", таким образом, плотность точек достигает впечатляющих 598 ppi (по этому показателю шлем может сравниться с конкурентами, щеголяющими куда большим физическим разрешением панелей). Устройство поддерживает развертку 80/90/120/144 Гц и использует базовые станции для трекинга. Весит Valve Index более 800 г. «Фишка» шлема – не только его экраны, но и контроллеры, которые считывают все пальцы владельца и позволяют исключительно точно манипулировать с предметами.
Oculus Rift S ($399) тоже использует ЖК-панели, но с суммарным разрешением 2 560 x 1 440 точек, показатель плотности пикселей здесь равен 461 ppi. Поле зрения – 90 градусов, развертка – 80 Гц. Шлем виртуальной реальности не использует базовых станций и обеспечивает трекинг через встроенные камеры. Весит Oculus Rift S около 500 г. Контроллеры у модели более простые, но они уверенно считывают по три пальца на каждой руке, что весьма неплохо.
По ТТХ все очевидно - Valve Index выглядит явным победителем. Но, не будем спешить.
Упаковка и комплектность
Оба шлема поставляются в просторных кейсах из плотного картона. Упаковки сделаны «на ура», придраться не к чему. Если набор Oculus Rift S весьма аскетичен, то к Valve Index идут и две настольные подставки для базовых станций, и комплект для их настенного монтажа, и шнуры для зарядки контроллеров, и даже накладка на тыльную часть шлема (она используется, если базовая эргономика вам не подойдет).
Качество изготовления
VR-шлемы выполнены из прочного пластика – это весьма важный показатель, так как в процессе игры, нередко, можно задеть шлем контроллером. Однако, тактильный и визуальный осмотр выявляют лидерство Valve Index – это устройство кажется настоящим представителем премиального сегмента. Ну а взгляд на линзы расставляет все точки над «i». У Valve Index они раза в полтора больше, чем у Oculus Rift S – а ведь именно оптическая система является наиболее значимой в таких устройствах.
Настройка
Инсталляция Oculus Rift S отнимет у вас пять минут. Ровно столько времени потребуется на распаковку, установку двух батареек в контроллеры, подключение к РС (потребуется разъемы DisplayPort, USB) и прохождение setup’а. Перед нами просто чудо удобства – словно вы не шлем настраиваете, а флешку форматируете. Встроенный трекинг творит чудеса!
В отличие от своего «младшего собрата» по цене, на инсталляцию Valve Index нужно отвести как минимум час. Полчаса уйдет на распаковку этого «конструктора». Помимо DisplayPort и USB вам потребуются еще три электрические розетки: сам шлем и каждая базовая станция требуют питания. Учтите, что базовые станции можно располагать на столе только если вы хотите оформить для виртуальной реальности небольшую зону. Во всех других случаях их желательно установить на высоте около двух метров и с наклоном на место основного размещения пользователя. И не факт, что первый раз вы не ошибетесь с установкой и не получите плохой трекинг – так что стены сверлить сразу не надо, идеально использовать штативы.
Баги и сложности
Valve Index работает через Steam VR: и это до сих пор может быть проблемой. Начнем с того, что базовые станции шлема используют лазеры и в процессе работы издают высокочастотный шум (в процессе игры вы его вряд ли услышите). Теоретически, они должны «засыпать» после выхода из виртуальной реальности (и не отвлекать вас, когда вы работаете за РС) – фактически, эта опция по умолчанию отсутствует, надо заходить в настройки и активировать ее. Но, даже если вы это сделаете – не факт, что станции будут активировать «standby» – они могут выдать ошибку Bluetooth и перестать осуществлять автоматическое отключение. Дело в том, что в идеале шлем должен быть подключен в порт USB 3.1 – если на персональном компьютере у вас такого нет, придется раскошелиться на соответствующую плату. Фирменные контроллеры Valve могут считывать все десять пальцев владельца, но они весьма сильно вибрируют – а регулировок силы вибрации в настройках нет. Наконец, они требуют зарядки от портов USB-C, в этом плане схема с батарейками кажется куда более удобной, так как она позволяет играть не прерываясь в случае разряда.
Oculus Rift S на этом фоне выглядит настоящим чудом и образцом стабильности. При всем желании у него невозможно найти ни одного бага – тот самый случай, когда «включил – все работает». Собственная VR-среда исключительно хорошо функционирует, шлем также совместим и со Steam VR.
Требования к ПК
Оба устройства потребуют весьма мощную машину. Сердцем которой, например, должна стать видеокарта от 10хх GeForce, а желательно – от 20хх GeForce. У нас уже выходила большая статья о сборке игрового компьютера, так что, не будем повторяться. Стоит только упомянуть два момента. Во-первых, поддержка высокой частоты обновления изображения (120 или даже 144 Гц, как у Valve Index) ещё повышает запросы к «персоналке» (в нашем тесте GeForce 2080 Super отлично работала с обеими шлемами). Во-вторых, SSD-диск крайне желателен, иначе вы будете сидеть в шлеме по пять минут и ждать загрузки очередного уровня в какой-нибудь Asgard’s Wrath.
Как играть в игры от Oculus Rift S на Valve Index?
Oculus Rift S имеет достаточно интересную эксклюзивную библиотеку (скажем, Lone Echo, тот же Asgard’s Wrath) – но эти игры можно с переменным успехом использовать и с Valve Index. Для этого на ПК надо поставить софт Oculus, приобрести софт, не вносить в устройства никакой шлем, далее инсталлировать программу Revive. И, вуаля, библиотека Oculus появится во вкладке Revive в Steam VR. Вот только, есть одно «но» – настройки управления. Порой, из-за отсутствия на контроллерах Valve боковых триггеров, это будет настоящей мукой – придется и форумы перелопатить, и схемы управления поперебирать.
Эргономика
Valve Index идеально сидит на голове. Вес шлема немаленький, но система подгонки под размер головы очень удобна, а развесовка настроена так, что вы вообще не будете уставать. А вот греется шлем в работе заметно, особенно сильно он нагревает переносицу. Кроме всего прочего, Valve Index позволяет отрегулировать и межзрачковое расстояние. А вот широкий FOV (130 градусов) у модели доступен лишь при передвижении линз близко к глазам – то есть, если вы играете в очках, реальное поле зрения окажется чуть ниже (около 120 градусов).
Oculus Rift S на голове ощущается куда хуже, через час игры его уже хочется снять, он заметно давит под глазами – и настройками это нивелировать нельзя. Кроме того, фиксирующий винт на затылке работает весьма грубо. Зато шлем почти не греется в работе. Эффект «укачивания» заметнее на Oculus Rift S, скорее всего из-за меньшей частоты развертки.
Контроллеры
Если взять ту же Half Life: Alyx, контроллеры Valve Index творят чудеса. Простое разжимание ладони для того, чтобы бросить что-либо, исключительно уверенное взятие предметов – настоящая фантастика.
Контроллеры Oculus Rift S чуть грубее, зато они и легче по весу – так что, руки у вас не устанут. И, как уже упоминалось, они питаются от батареек, что позволяет осуществить «быструю перезарядку».
Трекинг
В произведениях, где требуется фехтование или стрельба из лука, внешний (грамотно настроенный) трекинг Valve Index чуть превосходит встроенное решение от Oculus Rift S. На обычных играх разницы вы не заметите. Вероятно, использование «маяков» будет постепенно заменено применением встроенных в шлемы камер – они работают не сильно хуже.
Качество изображения
Valve Index демонстрирует ошеломляющую картинку – сочные цвета, едва заметную «сетку» и достойный черный цвет. Из-за высокой частоты развертки его панелей изображение кажется исключительно стабильным. Из минусов можно отметить едва заметную «вуаль» на картинке, обусловленную физическим разрешением матриц.
Oculus Rift S хуже во всех смыслах. От цветопередачи и уровня черного (он тут просто темно-серый) – до явно заметной пиксельной сетки на картинке. Детализация, опять же, меньше – разница в том, как, например, выглядит оружие в Half-Life: Alyx, весьма велика.
Вывод:
Valve Index лидирует в нашем зачете – несмотря на сырой (все еще) софт, шлем обеспечивает отменное изображение и предлагает высочайший комфорт. Однако, Oculus Rift S явно лучше по соотношению «цена/качество» – кроме того, он настраивается за несколько минут, являясь, по сути «разрушителем легенд», повествующих о том, что виртуальная реальность – это муторно и сложно.