Тапёры XXI века

Сравнительный тест 6 кинотеатральных AV-процессоров


Отделение цифровых схем обработки картинки и звука от усилительной части с переводом их в отдельные компоненты AV-системы логично с любой точки зрения. Отчего же тогда подобные решения отстают от привычных AV-ресиверов по скорости внедрения новых технологий и форматов, а поиск разумных начал в механизме формирования цен на такие компоненты, скорее всего, потерпит фиаско?

В принципе правильнее было бы попытаться найти доводы в пользу объединенного решения, чем объяснять, почему AV-процессор и многоканальный усилитель (или несколько усилителей) лучше иметь в системе в виде отдельных блоков. Но так уж сложилось, что большинство пользователей предпочло для своего домашнего кинотеатра именно AV-ресивер, поэтому аргументацию придется искать на противоположном поле. Что ж, попробуем. Отдельный AV-процессор минимизирует взаимное влияние цифровой и аналоговой схем, причем как по питанию, так и по наводкам. Кроме того, блочный вариант гораздо более гибкий, что позволяет оперативнее адаптироваться к новым технологическим решениям и форматам. Речь вот о чем. Как и всякое цифровое устройство, AV-процессор морально устаревает гораздо быстрее усилителей мощности. Представим, что появился очередной формат звуковых дорожек к фильмам, или выпущен чип, способный выжимать из существующих саундтреков больше, чем удавалось прежде, или запущено видео 3D и принят новый стандарт интерфейса HDMI, не совместимый с предыдущими версиями. Что делать владельцу AV-ресивера, который желает идти в ногу с техническим прогрессом? Правильно — менять весь ресивер, в том числе и усилительную часть, не имеющую к этим новшествам никакого отношения. А в блочном варианте можно сразу укомплектовать систему высококачественными мощниками и забыть об апгрейде усиления, причем даже в случае, если очередной свежеиспеченный формат предложит дополнительные каналы окружающего звучания, придется всего лишь докупить недостающие усилительные блоки. Регулярная же ревизия в такой системе грозит лишь AV-процессору. Однако элегантность и правильность такого подхода будут оправданными при выполнении двух условий. Во-первых, AV-процессоры не должны отставать от ресиверов по срокам реализации в них технологических новинок, во-вторых, процессор должен быть хотя бы сопоставим по цене с AV-ресивером, имеющим схожие функциональные возможности. С сожалением вынужден констатировать, что ни одно из этих условий сегодня не выполняется.
Тем не менее сейчас выпускается достаточно AV-процессоров с поддержкой HD-форматов окружающего звука Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio, и подобные модели и собраны в нашем тесте. В тандеме с ними работал многоканальный усилитель мощности этой же ценовой категории. Учитывая, что не все участники поддерживают балансную коммутацию, для подключения усилителя мощности использовались семь обычных межблочных кабелей. Роль фронтальной акустики играли напольники Sonus Faber Cremona M, которые были дополнены колонками из нашего кинотеатрального комплекта Elac. При тестировании аппаратов в кинотеатральном режиме мы в качестве источников взяли мультимедийный плеер Dune HD Base 3.0 и Blu-ray-проигрыватель Pioneer LX-BDP52, а после обработки процессором видео выводилось на LED-телевизор Samsung UE46B7000WW. Кроме того, проверялась и способность конкурсантов работать с музыкальным материалом в качестве ЦАПа и предварительного усилителя. В этом случае источником выступал проигрыватель компакт-дисков Bryston BCD-1, подключенный к процессору как через коаксиальный цифровой интерфейс, так и аналоговыми кабелями. Был в этом тесте и рояль в кустах. Но об этом позже.


Тестовый материал

• Образ диска Blu-ray «Агент 007: Квант милосердия», DTS-HD MA;
• Blu-ray «Бэтмен: Темный рыцарь», Warner Home Video, B001GZ6QEC, Dolby TrueHD;
• Образ диска Blu-ray «Mamma Mia!», 1080p, DTS-HD MA;
• DVD «Гладиатор», R1, Signature Selection, DreamWorks Pictures, 86386, DTS-ES;
• DVD «Властелин колец: Братство кольца», R1, Special Extended DVD Edition, New Line Home Entertainment Inc.;
• CD Blackmore’s Night «Fires At Midnight», SPV GmbH, 088-72430 CDE, PCM 2.0 44,1/16;
• CD Гленн Хьюз «Building the Machine», SPV GmbH, 085-72372 CD, PCM 2.0 44,1/16


Marantz AV8003

Цена - 127 000 руб.


Компания Marantz всегда стояла особняком от крупных японских производителей массовой электроники, поэтому ее топовые компоненты вызывали неподдельный интерес у любителей качественного звука. Единственный в модельном ряду фирмы AV-процессор, без сомнений, входит в число элитных сил Marantz

Внешне Marantz AV8003 легко перепутать с полноценным AV-ресивером, которому он не уступает ни размерами, ни весом. Заинтригованные этим фактом, мы сразу полезли внутрь, ожидая увидеть там пропасть свободного места — ведь такое часто случается, когда в целях сокращения издержек какая-либо компания-изготовитель проектирует процессор в корпусе одного из своих AV-ресиверов. Но ничего подобного — Marantz AV8003 скомпонован довольно плотно. Сразу обращаешь внимание на фирменные фишки Marantz наподобие повсеместного использования медного напыления, отчего корпусные элементы отливают благородной медью. За массивной передней панелью слева расположен достаточно крупный тороидальный трансформатор, закрытый сплошным экранирующим кожухом. Цифровые каскады процессора получают энергию от отдельного источника питания, находящегося позади тора у задней стенки. Над ним через металлический экран смонтированы балансные выходы. Основное же внутреннее пространство Marantz AV8003 отдано этажерке электронных плат, занимающих всю правую и часть левой половины корпуса у задней стенки. Сходство с современным AV-ресивером подчеркивается и дизайном лицевой стороны, центр которой занимает крупный люминесцентный дисплей, обрамленный рукоятками селектора входов и регулятора громкости. Множество второстепенных органов управления, а также разъемы для измерительного микрофона и наушников разместились под дисплеем и прикрыты дверцей с микролифтом. Взгляд на коммутационную панель сразу выдает в аппарате AV-процессор — место многочисленных акустических терминалов кинотеатрального ресивера здесь отдано разъемам XLR. Есть там и балансный вход, что позволяет использовать Marantz AV8003 не только в составе ДК, но и как предварительный усилитель в высококлассной стереосистеме. HDMI представлен четырьмя входами и двумя выходами — средний для нашего теста результат. Кроме того, встроенный видеопроцессор не скалирует цифровые сигналы со входов HDMI, а пара цифровых выходов не может работать одновременно. То есть если в домашнем кинотеатре, к примеру, имеются и проектор и плазменный телевизор, то для переключения между ними придется обращаться к меню процессора. Приятным сюрпризом на фоне большинства участников стало наличие у компонента системы автоматической калибровки Audyssey MultEQ — привычные манипуляции с выносным микрофоном, серия акустических тестов для нескольких возможных точек прослушивания, и система окружающего звучания настроена под особенности нашей лаборатории.

Я еще не забыл, какое впечатление произвел на меня универсальный проигрыватель Marantz UD9004, поэтому заранее был готов к уверенному выступлению Marantz AV8003. Хотя если тогда речь шла об аппарате из самого верхнего ценового эшелона, то AV-процессор занимает по этому параметру второе место. Причем с конца. Однако это не помешало ему по выразительности звучания в кино подобраться к лидерам теста, которые более чем вдвое дороже. Впечатляющая макро- и микродинамика удачно сочетались с умением создавать масштабное звуковое полотно. Напор и мощь открывающей «Квант милосердия» автомобильной погони передавались настолько натурально, что заставили почувствовать себя участником напряженных дорожных перипетий. Разница с лидерами теста более красноречиво проявилась лишь на музыкальном материале, что было вполне ожидаемо. При аналоговой коммутации через многоканальный вход Marantz AV8003 порадовал хорошим исполнением вокальных партий и тщательным вниманием к мелочам, а ряда претензий заслуживал лишь немного рыхлый басовый регистр, что мешало адекватной передаче ураганной энергетики рок-композиций. Однако в качестве ЦАПа процессор сильно проигрывал аналогичному модулю в составе нашего референсного плеера Bryston BCD-1.


Результаты измерений

При работе через многоканальный аналоговый вход Marantz AV8003 демонстрирует широкую полосу пропускания и малую неравномерность (0,79 дБ) в полосе звуковых частот (рис. 1). Когда в дело вступает процессор обработки звука, параметры снижаются. Полоса пропускания ограничивается 22,4 кГц, отношение сигнал/шум 91 дБ•А (против 109 дБ•А при аналоговом подключении). Выходное сопротивление невысокое в рамках данного теста — 480 Ом. Уровень выходного сигнала при высокоомной нагрузке может составлять 9,5 В, что легко способно перегрузить любой мощник по входу. Взаимопроникновение между каналами с ростом частоты сигнала классически увеличивается и при 10 кГц составляет 79 дБ (рис. 3). Следует отметить, что взаимопроникновение мало зависит от того, в каком режиме работает устройство (аналог-директ, цифровая стереообработка, многоканальный вход).


Паспортные данные:
Название – Marantz AV8003 | Декодирование – Dolby Digital, DTS, DTS-ES 6.1 Discrete / Matrix, DTS Neo:6, Dolby Pro Logic II, Dolby Pro Logic IIx, LPCM 7.1, Dolby TrueHD, DTS-HD Master Audio | Частотная характеристика (3 дБ), Гц – 8—100 000 | Отношение сигнал/шум, дБ•А – 105 | Гармонические искажения (1 кГц), % – нет данных. | Система автокалибровки – Audyssey MultEQ | Коммутация HDMI v.1.3a, входов / выходов – 4 / 2 | Видеовходы – композитные (4), S-Video (4), компонентные (4) | Видеовыходы – композитные (3), S-Video (3), компонентные (2) | Аудиовходы – XLR, RCA (6), многоканальный аналоговый 7.1, цифровые оптические (3), цифровые коаксиальные (3) | Аудиовыходы – RCA (4), многоканальный аналоговый 7.1, многоканальный аналоговый 7.1 XLR, цифровой оптический, цифровой коаксиальный | Габариты, см – 44,0 x 18,4 x 38,6 | Масса, кг – 11,6


Оценки:
Звучание в кино - 95%
Звучание музыки - 90%
Функции - 90%
Эргономика - 95%

Итоговая оценка - 95%


Плюсы: впечатляющее звучание в кино, наличие системы автоматической калибровки
Минусы: выходы HDMI не работают параллельно


Вывод:
Если ценовой фактор играет не последнюю роль при подборе компонентов системы, а AV-процессор будет использоваться в основном по прямому назначению — для сопровождения фильмов, то выбор среди участников этого теста для меня очевиден


Anthem AVM50 v.2

Цена - 199 900 руб.


Усыпанная кнопками лицевая панель Anthem AVM50 v.2 напомнила мне армейские будни, которые я коротал в компании очень похожих внешне электронных устройств. Впрочем, вместо люминесцентного дисплея их фасады украшали древние стрелочные индикаторы. Но, как и здесь, для того чтобы просто включить аппарат, приходилось изучать инструкцию

Торговая марка Anthem принадлежит канадскому консорциуму Sonic Frontiers International, так же как собственно Sonic Frontiers и Paradigm. Аппараты Anthem не только спроектированы, но и полностью изготовлены в Канаде, что в наше время встречается все реже. Отсутствие в модельном ряду AV-ресиверов и телевизоров красноречиво говорит о представлениях инженеров компании о том, каким должен быть современный ДК. Впрочем, в Северной Америке, откуда родом Anthem, серьезные кинотеатральные системы с проектором и скрытой от глаз 19-дюймовой стойкой с электроникой скорее правило, чем экзотическое исключение.
Индустриальный дизайн лицевой панели находит логичное продолжение в функциональном арсенале процессора. Там наверняка отыщется все необходимое для самой причудливой инсталляции, причем на всякий случай с двукратным запасом. К примеру, входов HDMI всего восемь, а многоканальный аналоговый выход (естественно, с возможностью балансной коммутации) позволяет подключить два центральных спикера и пару сабвуферов. В результате по своему коммутационному потенциалу, а также по гибкости настройки Anthem AVM50 v.2, безусловно, лучший. Правда, на этом фоне удивляет то, что многоканальный аналоговый вход ограничен конфигурацией 5.1.
Второй приятный сюрприз — содержимое массивной коробки, извлеченной на свет вместе с процессором. Продвинутая система автокалибровки на базе персонального компьютера Anthem Room Correction включена в комплект поставки каждого экземпляра AVM50 v.2. Очевидно, компания Anthem имеет достаточно высокое мнение об уровне знаний и навыков своих клиентов и не побоялась доверить им управление подобным комплексом, тогда как чаще всего такие инструменты передаются сертифицированным фирмами-изготовителями специалистам, которых покупатели соответствующей техники приглашают для финальной настройки. Нет, мощного ноутбука в этой коробке не оказалось, но все остальное для проведения калибровки там было — и профессиональный измерительный USB-микрофон на телескопической стойке с массивным основанием, и длинный USB-кабель для подключения микрофона к компьютеру, и еще более длинный провод RS-232 для соединения персоналки с процессором. Кроме того, в коробке нашелся диск с лицензионной копией программного обеспечения ARC-1. Для выполнения калибровки осталось лишь подключить наш ПК и запустить на нем соответствующее приложение. Дальнейший процесс очень напоминал калибровку обычного AV-ресивера.

Anthem AVM50 v.2 не только поддерживает параллельную работу двух выходов HDMI, но и способен скалировать цифровые сигналы, получаемые с входов HDMI. Системное меню поражает воображение богатством возможностей по настройке всего и вся. Процессор может в полном объеме контролировать три независимые зоны, включая программирование таймеров для каждой из них и перенаправление аудио- и видеопотоков. В результате он не просто выглядит как профессиональный аппарат, но лучше других участников теста приспособлен для сложных AV-инсталляций и систем «умного дома». Очень неплохо выступил Anthem AVM50 v.2 и при сопровождении кинофильмов, в особенности с дорожками высокого разрешения в Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio. Хлесткий удар отрабатывался им пугающе правдоподобно, а автоматные очереди демонстрировали прекрасное владение пространством. Anthem AVM50 v.2 создает вокруг слушателей плотное облако окружающего звучания с четкой локализацией источников звука и полной маскировкой акустических систем. Блестящий результат. Способен обрадовать он и в составе музыкальной стереосистемы, но лишь при условии подключения источника через многоканальный аналоговый вход. Попытки использовать аппарат в качестве ЦАПа успеха не имели.


Результаты измерений

Полоса пропускания при работе через многоканальный аналоговый вход по уровню –1 дБ ограничена 65 кГц. При работе в остальных режимах она сужается до 20,8 кГц, но неравномерность в полосе звуковых частот остается невысокой — 0,28 дБ (рис. 1). Выходное сопротивление среднее по тесту (300 Ом). Anthem AVM50 v.2 может дополнительно усилить сигнал всего на 9 дБ. Максимальный уровень выходного напряжения, ограниченный искажениями, составляет 7,2 В для высокоомной нагрузки и снижается до 4,9 В при 600 Ом (рис. 2). Значение КНИ на различных частотах не превышает 0,007% во всем динамическом диапазоне. Взаимопроникновение каналов замаскировано шумовой полкой и фиксируется только в области высоких частот. При 10 кГц значение этого параметра составляет 93 дБ (рис. 3).


Паспортные данные:
Название – Anthem AVM50 v.2 | Декодирование – Dolby Digital, DTS, DTS-ES 6.1 Discrete / Matrix, DTS Neo:6, Dolby Pro Logic II, Dolby Pro Logic IIx, LPCM 7.1, Dolby TrueHD, DTS-HD Master Audio | Частотная характеристика (–3 дБ), Гц – 1—120 000 | Отношение сигнал/шум, дБ•А – 106 | Гармонические искажения (1 кГц), % – 0,006 | Система автокалибровки – Anthem Room Correction | Коммутация HDMI v.1.3c, входов / выходов – 8 / 2 | Видеовходы – композитные (7), S-Video (7), компонентные (4) | Видеовыходы – композитные (5), S-Video (5), компонентные (2) | Аудиовходы – XLR, RCA (7), многоканальный аналоговый 5.1, цифровые оптические (3), цифровые коаксиальные (7), цифровой AES/EBU | Аудиовыходы – RCA (4), многоканальный аналоговый 8.2, многоканальный аналоговый 8.2 XLR, цифровые коаксиальные (2) | Габариты, см – 43,8 x 14,9 x 36,2 | Масса, кг – 14,0


Оценки:
Звучание в кино - 95%
Звучание музыки - 90%
Функции - 90%
Эргономика - 90%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: впечатляющее звучание в кино, профессиональная система автокалибровки в комплекте
Минусы: многоканальный аналоговый вход ограничен шестью каналами


Вывод:
Отличный выбор для сложной кинотеатральной инсталляции с большим количеством разнообразных источников и несколькими рабочими зонами. Процессор легко справится и с более простыми задачами, но в этом случае останется чувство, что его потенциал востребован не до конца



Rotel RSP-1570

Цена - 94 000 руб.


Японская компания Rotel с завидным упорством пытается доказать, что AV-процессор не подразумевает автоматически шестизначный ценник. На каждом этапе развития домашнего кинотеатра в номенклатуре фирмы всегда находилось место подобным устройствам. Есть они у Rotel и сегодня

Добротно, но без излишеств — именно такая мысль приходит в голову после знакомства с конструкцией и функциональными возможностями AV-процессора Rotel RSP-1570. Аккуратный корпус ладно скроен, его алюминиевая передняя панель украшена люминесцентным дисплеем, подсвеченной синим крупной рукояткой громкости, клавишей включения питания с аналогичным оформлением и россыпью мелких кнопок селектора входов и управления режимами работы. Внутренняя архитектура устройства вполне обычна — сразу за фасадом слева расположился тороидальный трансформатор блока питания аналоговых цепей в защитном экране. Этажерка электронных модулей опирается на заднюю коммутационную панель. Декодирование звуковых дорожек и DSP-обработка поручены сдвоенному 32-битному чипу CS497004-CQZ марки Cirrus Logic — достаточно сказать, что он же работает в AV-процессорах компании Krell. Преобразованием аналоговых сигналов в цифровую форму с параметрами 24 бит / 192 кГц занимается микросборка Burr-Brown PCM 1804. Обратную конвертацию перед выводом на усилитель мощности осуществляют микросхемы DSD 1791 этого же известного производителя. Таким образом, к качеству использованной элементной базы никаких вопросов нет. Коммутационные возможности аппарата весьма скромны. Четыре входа HDMI дополнены единственным выходом. Видеопроцессор не обрабатывает сигнал с цифровых портов, транслируя его на выход как есть. Ни балансными входами, ни многоканальным балансным выходом модель не оборудована. Зато Rotel RSP-1570 лучше других участников теста оснащен программируемыми триггерами — их у него целых шесть.

Возможности настройки системы окружающего звучания под акустические особенности помещения напомнили мне очень хороший AV-ресивер Onkyo 575. Та же лаконичность параметров — тип АС, расстояние до них от точки прослушивания для вычисления задержек и уровень каждого канала. Да, для своего времени Onkyo 575 был очень продвинутым прибором, однако с тех пор много воды утекло. И наиболее сильные подвижки по части окружающего звучания в домашнем кинотеатре произошли за эти годы в двух областях — качестве процессинга и расширении потенциала систем калибровки. С первым у изучаемого аппарата проблем нет, но вторая тенденция, видимо, обошла стороной лаборатории Rotel, в которых разрабатываются AV-процессоры. В кино Rotel RSP-1570 способен создать масштабное звуковое полотно с точнейшей проработкой самых незначительных деталей. Однако почувствовать себя в гуще событий мне мешал недостаточный запас динамики. Когда в метре от тебя многотонный грузовик сминает спортивный седан, выскочивший на встречную полосу, ты должен инстинктивно сгруппироваться. Если же инстинкты спят, то это говорит лишь об одном — иллюзии не возникло. С другой стороны, часто бывает так, что AV-компоненты, к которым при сопровождении фильмов предъявляются подобные претензии, лучше других выступают на музыкальном поприще. Rotel RSP-1570 — как раз такой случай. При подключении источника к многоканальному аналоговому входу процессор порадовал открытым звучанием с прекрасной передачей мелких нюансов и послезвучий. Несмотря на уменьшение количества каналов до двух, сцена не утратила объема, а звук — целостности. Но самым большим сюрпризом стала работа Rotel RSP-1570 в роли ЦАПа — тут он смог поспорить за первенство с соответствующим блоком нашего CD-проигрывателя Bryston BCD-1. Подобный результат удалось показать еще лишь одному участнику. И примечательно, что оба этих процессора не отличаются ни высокой ценой, ни особыми способностями в деле озвучивания кинофильмов.


Результаты измерений

Показатель неравномерности и полоса пропускания у этого процессора не особо значительно отличаются от характеристик остальных участников теста вне зависимости от спобоба коммутации и участия DSP (рис. 1). Но при подключении к усилителю, чтобы избежать частотных искажений, следует учитывать достаточно высокий уровень выходного сопротивления — более 1 кОм. Подбору усилителя мощности, возможно, придется уделить повышенное внимание. Впрочем, в номенклатуре компании есть достаточно широкий выбор подходящих «мощников». Несколько завышены и нелинейные искажения. Их уровень, в зависимости от частоты сигнала, может достигать 0,01% (рис. 2). Взаимопроникновение сигнала между каналами преодолевает уровень 50 дБ уже на частоте 10 кГц (рис. 3).


Паспортные данные:
Название – Rotel RSP-1570 | Декодирование – Dolby Digital, DTS, DTS-ES 6.1 Discrete / Matrix, DTS Neo:6, Dolby Pro Logic II, Dolby Pro Logic IIx, LPCM 7.1, Dolby TrueHD, DTS-HD Master Audio | Частотная характеристика (3 дБ), Гц – 10—120 000 | Отношение сигнал/шум, дБ•А – 95 | Гармонические искажения (1 кГц), % – менее 0,008 | Система автокалибровки – нет | Коммутация HDMI v.1.3a, входов / выходов – 4 / 1 | Видеовходы – композитные (3), S-Video (3), компонентные (3) | Видеовыходы – композитные (3), S-Video (3), компонентный | Аудиовходы – RCA (7), многоканальный аналоговый 7.1, цифровые оптические (4), цифровые коаксиальные (3) | Аудиовыходы – RCA (4), многоканальный аналоговый 8.2, цифровой оптический, цифровой коаксиальный | Габариты, см – 43,1 x 14,4 x 33,5 | Масса, кг – 9,6


Оценки:
Звучание в кино - 85%
Звучание музыки - 90%
Функции - 85%
Эргономика - 85%

Итоговая оценка - 85%


Плюсы: открытое звучание с прекрасной передачей мелких нюансов при работе с музыкальным материалом
Минусы: отсутствие системы автокалибровки, единственный выход HDMI


Вывод:
Rotel RSP-1570 доступнее других участников теста ровно настолько, насколько уступает им по совокупности потребительских свойств. Приятным сюрпризом станет аккуратная работа процессора с музыкальным материалом



NAD M15 HD

Цена - 154 000 руб.


Компания NAD всегда славилась своими стереокомпонентами, и прежде всего усилителями. Оригинальные технические решения и качественные комплектующие способствовали появлению действительно неординарных аппаратов. Тем интереснее познакомиться с моделями фирмы, предназначенными для домашнего кинотеатра

Серия Master занимает высшее положение в иерархии NAD, потому при проектировании и изготовлении входящих в нее аппаратов особое внимание уделяется качеству используемых материалов, комплектующих и общему уровню сборки. В этом смысле к процессору NAD M15 HD придраться решительно невозможно. Внушительный металлический корпус с фасадом из фрезерованной алюминиевой плиты сложного профиля, солидный пульт дистанционного управления с металлизированной рабочей поверхностью и прорезиненными клавишами — все здесь подчеркивает класс устройства, а граничащая с аскетизмом строгость передней панели лишь делает модель еще солиднее. Однако за столь консервативным дизайном скрывается весьма прогрессивная электронная начинка. Как и прочие участники теста, NAD M15 HD декодирует саундтреки в форматах Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio (именно этим он отличается от предшественника без индекса HD), умеет скалировать видео, в том числе поступающее в цифровом виде на входы HDMI, и даже способен уверенно управляться с iPod и iPhone (при наличии опциональной док-станции). Правда, число портов HDMI не поражает воображение — тут только четыре входа и один выход, а балансной аналоговой коммутации нет вовсе. Кроме того, NAD M15 HD — единственный из тестируемых аппаратов, кто отказался обрабатывать видео с расширенным представлением цвета Deep Color и формат x.v.Color.

Открыв верхнюю крышку корпуса, мы еще раз имели возможность полюбоваться безупречной организацией внутреннего пространства и аккуратностью монтажа. Этажерка электронных модулей в задней части закрыта сплошным металлическим экраном с дополнительными внутренними переборками, избавляющими цифровые и аналоговые блоки процессора от взаимных наводок. Такой серьезный подход к экранированию элементов схемы мы за все время теста увидели только здесь.
Отдельно стоит остановиться на системе калибровки. Фасад NAD M15 HD украшен логотипом знаменитой системы Audyssey MultEQ Pro, которая широко применяется различными крупными производителями техники для домашнего кинотеатра. Однако ни гнезда для подключения измерительного микрофона, ни самого микрофона, ни соответствующих пунктов в системном меню обнаружить не удалось. Здесь мы в очередной раз столкнулись с концепцией, когда процесс настройки изначально изолируется производителем от конечного пользователя. Для окончательной калибровки процессора в конкретных акустических условиях владельцу предлагается пригласить специалиста, который принесет с собой весь инструментарий для измерений, загрузит в аппарат результирующие профили и заодно активирует соответствующий раздел меню. В такой ситуации нам оставалось провести экспресс-настройку при помощи SPL-метра. Но будущим владельцам NAD M15 HD мы настоятельно рекомендуем потратиться на калибровку – как показывает опыт, результат того стоит.
Сильные музыкальные гены оказали влияние и на работу AV-процессора NAD в кино. Певучий характер M15 HD смягчил ураганный напор саундтреков блокбастеров. При этом спокойные эпизоды, украшенные фоновой инструментальной темой, позволили по достоинству оценить умение модели выстраивать многослойное звуковое полотно и инкрустировать его множеством важных штрихов. Но как только дело доходило до свойственных мегабюджетным фильмам катаклизмов, сцена теряла масштаб. Зато NAD M15 HD в полной мере отыгрался в составе музыкальной системы. Перед нами был не только серьезный предварительный усилитель, но и весьма достойный ЦАП, не уступавший нашему референсному CD-проигрывателю. И если в исполнительском конкурсе безоговорочную победу одержал представитель Classe, то второе место в этой номинации я бы разделил между Arcam AV888 и NAD M15 HD. Это очень высокая оценка, учитывая, что другие призеры вдвое дороже.


Результаты измерений

Полоса пропускания, проиллюстрированная красным графом (рис. 1), достигается только при подключении к многоканальному входу. Для остальных вариантов коммутации и в различных режимах процессор ограничивает ее на частоте 43 кГц по уровню –1 дБ. Такая картина наблюдается и у ресиверов этой фирмы. Следует отметить рекордно малую в рамках нашего теста неравномерность в полосе звуковых частот при любом способе подключения. Также процессор при прочих равных характеристиках имеет самый высокий уровень выходного сигнала (9,8 В), поэтому нужно быть осторожным с регулятором громкости. Уровень взаимопроникновения здесь очень низок — на частоте 10 кГц он лишь преодолевает рубеж –90 дБ. Выходное сопротивление в 100 Ом тоже является очень неплохим показателем.


Паспортные данные:
Название – NAD M15 HD | Декодирование – Dolby Digital, DTS, DTS-ES 6.1 Discrete / Matrix, DTS Neo:6, Dolby Pro Logic II, Dolby Pro Logic IIx, LPCM 7.1, Dolby TrueHD, DTS-HD Master Audio | Частотная характеристика (0,3 дБ), Гц – 20—20 000 | Отношение сигнал/шум, дБ•А – более 90 | Гармонические искажения (20 Гц — 20 кГц), % – менее 0,005 | Система автокалибровки – нет | Коммутация HDMI v.1.3a, входов / выходов – 4 / 1 | Видеовходы – композитные (4), S-Video (4), компонентные (3) | Видеовыходы – композитные (2), S-Video (2), компонентный | Аудиовходы – RCA (7), многоканальный аналоговый 7.1, цифровые оптические (4), цифровые коаксиальные (4) | Аудиовыходы – RCA (3), многоканальный аналоговый 7.2, цифровые оптические (2), цифровые коаксиальные (2) | Габариты, см – 43,5 x 14,5 x 38,5 | Масса, кг – 13,1


Оценки:
Звучание в кино - 85%
Звучание музыки - 95%
Функции - 85%
Эргономика - 85%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: высокое качество изготовления, неплохие музыкальные способности
Минусы: нет балансной коммутации с усилителями мощности


Вывод:
Процессор NAD M15 HD обладает качествами, которые позволяют одинаково эффективно использовать его как в кино, так и в составе стереосистемы. Причем в последнем случае в качестве источника можно рассматривать не полный CD-проигрыватель, а транспорт компакт-дисков



Classe SSP800

Цена - 340 000 руб.


Компания Classe Audio представляет в нашем тесте технику самого высшего уровня. Бескомпромиссность во всем, от применяемых технических решений до дизайна и используемых материалов, — вот кредо знаменитой канадской фирмы

Каждое свидание с техникой Classe доставляет особое удовольствие, словно прикасаешься к чему-то такому, что очень близко к совершенству. Пословица «берешь в руки — маешь вещь» находит в аппаратах этой фирмы вполне реальное воплощение. Даже упакован процессор настолько аккуратно, что еще до вскрытия коробки хочется надеть перчатки. Дизайн Classe SSP800 выдержан в строгом фирменном стиле — опоясывающая корпус толстая алюминиевая плита рассечена по вертикали черным сектором, обрамляющим сенсорный дисплей. Из органов управления на фасаде есть лишь пара клавиш и крупная рукоятка громкости, все остальные операции осуществляются непосредственно через дисплей. Под массивной верхней крышкой скрывается мощный тороидальный трансформатор, подающий напряжение на аналоговые цепи. Второй блок питания импульсный, он снабжает энергией цифровые модули и видеоподсистему. Декодирование и обработка звука поручены двум 64-битным чипам Texas Instruments Momentum. Процессор оснащен четырьмя входами HDMI и двумя выходами, способными работать параллельно. Коммутационные возможности Classe SSP800 можно охарактеризовать как разумно достаточные. Для подключения усилителей мощности можно использовать как обычные разъемы RCA, так и балансные XLR. Порты фирменной шины CAN Bus делают возможной интеграцию устройства с другими компонентами Classe для совместного управления, но в обычную локальную сеть Classe SSP800 подключить не удастся. Отдельно хочется сказать о пульте ДУ. Внимание к мелочам в очередной раз выдает почерк Classe: полностью металлический корпус с крупными прорезиненными клавишами благодаря своей продуманной форме очень удобно ложится в руку, а голубоватая подсветка облегчит работу в затемненном помещении кинозала.

Системное меню предоставляет богатые возможности по настройке аппарата. Можно не только индивидуально задать множество параметров для каждого входа, но и соотнести с ним тот или иной профиль настроек процессора, что упрощает управление домашним кинотеатром на базе Classe SSP800. Настройка системы окружающего звучания делится на два уровня. На базовом этапе в системном меню задаются стандартные параметры декодера окружающего саунда — тип АС, расстояние от них до точки прослушивания и уровень сигнала в каждом канале. Следующим шагом может быть активизация системы Room EQ, задача которой — адаптация звука под акустические особенности помещения при помощи набора цифровых фильтров. Причем подразумевается, что исследование кинозала и настройка соответствующих фильтров будут производиться приглашенным инженером-акустиком. Звучание Classe SSP800 я бы охарактеризовал как солидное и породистое. И что характерно, здесь не требуется разъединять оценки работы в составе домашнего кинотеатра и при воспроизведении музыки в стереосистеме — в обоих амплуа аппарат более чем компетентен. Саундтреки кинофильмов подавались масштабно и хлестко, без потери детальности в самых напряженных моментах. Процессор мастерски эшелонировал сцену, бережно сохраняя паутину послезвучий. Через минуту после начала просмотра я уже забывал, в каких местах лаборатории установлена та или иная акустическая система, зато очень живо ощущал за правым плечом пулемет, бьющий крупным калибром вслед ускользающему «астон-мартину». В подаче музыкальных композиций чувствовался фирменный почерк Classe — широкая сцена с четкой локализацией исполнителей, упругий басовый регистр и филигранная отработка высокочастотного спектра. Наилучшее впечатление при воспроизведении музыки Classe SSP800 произвел при подключении источника к аналоговому многоканальному входу.


Результаты измерений

Исключить влияние DSP по аналоговым стереовходам полностью не удалось, поэтому красная кривая (рис. 1) показывает АЧХ по многоканальному входу. Этот факт ни в коей мере не накладывает ограничений на использование стереовходов. Процессор не вносит серьезных искажений, и его работа является лучшей в тесте. Полоса пропускания составляет 43 кГц, неравномерность 0,19 дБ. Очень низкое выходное сопротивление, равное 51 Ом (лучшее значение в тесте), позволит без проблем согласовать устройство с любым мощником. Большой запас по усилению в 20 дБ позволяет работать с тихими записями. Выходной уровень, ограниченный планкой в 0,7% КНИ, составляет 8 В. Искажения при невысоком уровне выходного сигнала лежат в пределах тысячных долей процента (рис. 2). Взаимопроникновение сигнала фиксируется только в ВЧ-области на уровне 90 дБ (рис. 3). Отношение сигнал шум равно 118 дБ.


Паспортные данные:
Название – Classe SSP800 | Декодирование – Dolby Digital, DTS, DTS-ES 6.1 Discrete / Matrix, DTS Neo:6, Dolby Pro Logic II, Dolby Pro Logic IIx, LPCM 7.1, Dolby TrueHD, DTS-HD Master Audio | Частотная характеристика (0,1 дБ), Гц – 20—200 000 | Отношение сигнал/шум, дБ•А – 102 | Гармонические искажения (1 кГц), % – 0,001 | Система автокалибровки – нет | Коммутация HDMI v.1.3b, входов / выходов – 4 / 2 | Видеовходы – композитные (2), S-Video (2), компонентные (2) | Видеовыход – компонентный | Аудиовходы – RCA (2), XLR, многоканальный аналоговый 7.1, цифровые оптические (4), цифровые коаксиальные (4) | Аудиовыходы – RCA (3), многоканальный аналоговый 9.1, многоканальный аналоговый 9.1 XLR, цифровой оптический, цифровой коаксиальный | Габариты, см – 44,5 x 17,2 x 41,9 | Масса, кг – 13,0


Оценки:
Звучание в кино - 95%
Звучание музыки - 95%
Функции - 90%
Эргономика - 90%

Итоговая оценка - 95%


Плюсы: солидная конструкция, удобный сенсорный экран, впечатляющее звучаниеи
Минусы: отсутствие системы автоматической калибровки


Вывод:
Компонент, достойный украсить собой не только кинозал высшего разряда, но и один из залов музея современного искусства. Процессор для тех, кто привык пользоваться самым лучшим, невзирая на цену



Arcam AV888

Цена - 275 000 руб.


Процессор AV888 британской компании Arcam находится в наиболее выигрышном положении относительно других участников сегодняшнего теста. Дело в том, что среди них он наиболее свежая модель, а это обстоятельство дает AV-процессору особенно большую фору перед соперниками

После распаковки нас удивили крупные размеры аппарата. Секрет оказался прост — у Arcam AV888 такой же корпус, как у полноценного AV-ресивера фирмы AVR600. Сняв верхнюю крышку, можно убедиться, что внутри достаточно места для размещения более мощного блока питания и полного комплекта усилителей. Платы же процессора скомпонованы свободно, что положительным образом сказывается на его температурном режиме. Инженеры Arcam реализовали в модели AV888 модульную архитектуру, знакомую по персональным компьютерам. В основании лежит материнская плата с чипами DSP, HDMI-коммутацией и слотами расширения, в которые вставлены семь специализированных модулей. Среди них отдельная плата, работающая с компонентным видео, блок, отвечающий за входы S-Video и композитные, платы с аналоговыми аудиовходами и цифровыми интерфейсами — коаксиальными и оптическими. Подобный подход позволяет достаточно просто проводить апгрейд аппарата в будущем — нужно лишь заменить тот или иной модуль. Для подключения усилителей мощности предусмотрен не только обычный многоканальный выход на разъемах RCA, но и балансная коммутация XLR, причем процессор позволяет работать с тремя сабвуферами, реализуя схему 7.3. А вот балансного входа, к сожалению, тут нет. Пять портов HDMI могут быть скоммутированы на один из двух доступных выходов HDMI. Кроме того, AV888 поддерживает и их параллельную работу. Видеоскалер работает не только с аналоговыми сигналами при выводе через интерфейс HDMI, но и способен повышать разрешение картинки, поступающей в цифровом виде.

На строгой лицевой панели, в отличие от остальных участников теста, отсутствует ручка регулятора громкости — здесь эту операцию предлагается выполнять при помощи двух клавиш. Системное меню позволяет индивидуально настроить любой вход, задать параметры обработки видео и режимы работы DSP. Работать с ним удобно и приятно благодаря современному симпатичному дизайну пользовательского интерфейса. Процессор оснащен фирменной системой автоматической калибровки Arcam Auto Speaker Setup. Весь ее функциональный потенциал зашит в системном софте Arcam AV888, поэтому процесс настройки при помощи прилагаемого измерительного микрофона самодостаточен. Между прочим, выяснилось, что подобный потенциал (к которому все давно привыкли, будучи избалованными AV-ресиверами) для серьезных AV-процессоров редкость. Зато все здесь знакомо — размещение и подключение микрофона, запуск калибровки, серия стандартных тестов, калькуляция профиля. После этого спокойно можно приступать к прослушиванию.
Я не ожидал, что кто-то сможет покуситься на результат, показанный в кино процессором Classe, — казалось, это тот случай, когда добра от добра уже не ищут. Но казалось ровно до того момента, когда начал работать Arcam AV888. Нет, превосходство в подаче материала нельзя охарактеризовать как очевидное. Скорее даже наоборот — разницу пришлось ловить в нюансах. Однако уже само ее наличие говорит о многом. Очевидно, более свежие версии DSP и системного софта сделали свое дело — масштаб, напор, сумасшедшая динамика соседствовали с кристальной чистотой и густой плотностью окружающего саунда. Процессор без сожаления швырял зрителей в самый центр водоворота событий, не оставляя страховочного конца для аварийной эвакуации. В составе стереосистемы Arcam AV888 продемонстрировал открытое звучание, полное ритма и драйва. Как и у Classe SSP800, наилучший результат достигался при подключении источника к многоканальному аналоговому входу. Цифроаналоговое же преобразование лучше удавалось нашему референсному CD-проигрывателю.


Результаты измерений

 

Измеренная АЧХ по аналоговому стереовходу (красный цвет) демонстрирует низкую неравномерность (0,05 дБ) в полосе звуковых частот и широкую полосу пропускания, превышающую100 кГц. Уровень выходного сигнала при переключении режимов меняется более чем на 1,5 дБ. Желтым графом проиллюстрирована амплитудная характеристика выхода при нагрузке 600 Ом (рис. 1). Выходное сопротивление процессора по небалансному выходу составляет 102 Ом. Значение отношения сигнал/шум также зависит от режима работы и составляет 104 дБ•А при отключенных цепях цифровой обработки сигнала. Процессор способен усилить входной сигнал на 24 дБ, но максимальное напряжение на выходе не может превышать 5,4 В из-за роста искажений (рис. 2). Взаимопроникновение межу каналами в стереорежиме составляет 74 дБ на 10 кГц, а при переходе в аналоговый режим «директ» не фиксируется вообще, сливаясь с шумом.


Паспортные данные:
Название – Arcam AV888 | Декодирование – Dolby Digital, DTS, DTS-ES 6.1 Discrete / Matrix, DTS Neo:6, Dolby Pro Logic II, Dolby Pro Logic IIx, LPCM 7.1, Dolby TrueHD, DTS-HD Master Audio | Частотная характеристика (0,1 дБ), Гц – 20—200 000 | Отношение сигнал/шум, дБ•А – 100 | Гармонические искажения (1 кГц), % – 0,001 | Система автокалибровки – Arcam Auto Speaker Setup | Коммутация HDMI v.1.3b, входов / выходов – 4 / 2 | Видеовходы – композитные (5), S-Video (5), компонентные (5) | Видеовыходы – композитные (4), S-Video (4), компонентный | Аудиовходы – Phono MM, Aux Jack, RCA (7), многоканальный аналоговый 7.1, цифровые оптические (5), цифровые коаксиальные (3) | Аудиовыходы – RCA (5), многоканальный аналоговый 7.3, многоканальный аналоговый 7.3 XLR, цифровой оптический, цифровой коаксиальный | Габариты, см – 43,2 x 18,0 x 45,0 | Масса, кг – 12,0


Оценки:
Звучание в кино - 95%
Звучание музыки - 95%
Функции - 90%
Эргономика - 95%

Итоговая оценка - 95%


Плюсы: мощный процессинг, система автокалибровки, возможность интеграции в локальную сеть
Минусы: слишком пластмассовый пульт ДУ


Вывод:
Процессор Arcam AV888 самый молодой в нашем тесте. Английским инженерам удалось полностью использовать это преимущество — по качеству процессинга и функциональной оснащенности тягаться с аппаратом очень сложно


Итоговые выводы

Результаты этого теста могут показаться предсказуемыми — за редким исключением процессоры расположились на пьедестале почета в четком соответствии со своими ценниками. Небольшое преимущество Arcam AV888 над более дорогим Classe SSP800 нетрудно объяснить меньшим возрастом англичанина и выбранной системой оценки. Соответственно, именно эти модели и заняли призовые места. Не обошлось и без сюрпризов — доступный по цене Marantz AV8003 очень уверенно отработал в кинотеатре и оставил самое благоприятное впечатление. Нет, по выразительности он уступил лидерам, однако показал весьма близкий к ним результат. Примеряя соперничающие аппараты к своему домашнему кинотеатру, над номинацией Editor’s Choice я не раздумывал ни секунды. NAD M15 HD продемонстрировал, что AV-процессору по силам выступать в роли ЦАПа и предварительного усилителя в стереосистеме достаточно высокого уровня, однако баланс сил между музыкой и кино достигается этажом выше, а Rotel RSP-1570 заставил в очередной раз задуматься, почему у AV-процессора непременно должен быть шестизначный ценник. Слегка в стороне от развернувшихся баталий остался Anthem AVM50 v.2. Причина в том, что он другой — родом из профессиональной техники с ее специфическим дизайном, избыточной гибкостью и способностью подключить все что нужно, причем в двойном размере. Если все остальные участники теста создавались для конечного потребителя, то Anthem AVM50 v.2 призван покорить сердце инсталлятора. Это не комплимент и не укор, а просто отражение иной концепции построения домашнего кинотеатра, столь популярной за океаном. В заключение открою секрет о том самом рояле в кустах, что упоминался в начале обзора. В этой интригующей роли выступил у нас AV-ресивер Pioneer SC-LX82, который мы использовали в качестве процессора. То есть оставили без работы его усилительный тракт и подключили к нашему многоканальному усилителю мощности точно так же, как и всех наших конкурсантов. Нас не очень волновал результат, продемонстрированный им на музыкальном материале (к слову, весьма посредственный). В основном интерес вызвала работа ресивера по прямому назначению — звуковому сопровождению фильмов. Нет, он не обыграл лидеров теста и смог на равных поспорить лишь с выбором редактора. Однако разница в звучании никак не хотела приходить в согласие с разницей в цене — ведь стоит Pioneer SC-LX82 ощутимо дешевле самого доступного процессора в тесте, 70 тысяч рублей. А ведь у него ко всему прочему есть еще семь достаточно неплохих усилителей мощности. И такую математику постичь очень не просто.


Анатолий Максименко


Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: