Профессиональный инструмент
Многоканальный AV-процессор Datasat RS20i
Профессиональный инструмент
Многоканальный AV-процессор Datasat RS20i
Цена – 764 000 руб.
В отличие от музыкальной стереофонической вселенной, где и родился термин High End, в мире домашнего кинотеатра свои представления о технике подобного класса. Во владениях, где бал правят «цифра» и многоканальные системы, ультимативные компоненты близки по духу к профессиональным устройствам, а их дизайн должен гармонировать с 19-дюймовой аппаратной стойкой
Американская компания Datasat Digital Entertainment была основана в 1991 году с весьма амбициозными целями — планировалось создать первую многоканальную цифровую систему звукового сопровождения кинофильмов. Прошло всего два года, и разработанные инженерами фирмы технологии нашли применение в революционном фильме Стивена Спилберга «Парк юрского периода». Сегодня саундтреки к большинству голливудских фильмов создаются по технологиям Datasat Digital Sound, поддерживаемым более чем в 30 тысячах кинотеатров во всем мире. Изначально разработанный для кинотеатральной системы окружающего звучания 5.1, этот стандарт развился до конфигурации 7.1, а чуть позже и 11.1. В отличие от конкурирующих форматов Dolby Laboratories и SDDS, здесь саундтрек поставлялся отдельно от кинопленки с фильмом на CD-ROM. Существенное ослабление ограничений, связанных с объемом хранимых цифровых данных, позволило использовать куда меньшую компрессию при записи многоканальной звуковой дорожки, что самым положительным образом сказалось на качестве звучания. Когда пленку в кинотеатрах сменили цифровые копии, технологии компании стали еще более востребованными. Бытовая версия придуманного Datasat Digital Entertainment звукового формата наверняка вам известна — это знаменитый DTS во всех его видах, от DTS 5.1 до современного DTS-HD Master Audio. Для воспроизведения многоканальных саундтреков в кинотеатрах компания предлагает профессиональный процессор Datasat AP20, а для домашних кинозалов она на основе этого аппарата разработала AV-процессор Datasat RS20i.
В профессиональном мире, откуда родом процессор Datasat RS20i, вопрос о выборе архитектуры построения системы окружающего звучания не возникает — за годы все решения отполированы практически до совершенства. Но при построении домашнего кинотеатра часто приходится учитывать букет дополнительных ограничений (к примеру, стремление к компактности аппаратуры или максимальное упрощение их интеграции в систему), поэтому некоторые вещи, очевидные при оснащении «настоящего» кинотеатра, здесь лучше пояснить. Отделение друг от друга цифровых схем обработки картинки, звука и усилительной части с оформлением их в виде самостоятельных компонентов логично со всех сторон. Отделение процессоров от усилителей мощности минимизирует взаимное влияние цифровых и аналоговых схем, причем как по питанию, так и по наводкам, способным серьезно портить звук. Кроме того, блочный вариант гораздо гибче, что позволяет оперативнее адаптироваться к новым технологическим решениям и форматам. Речь вот о чем. Как и всякое цифровое устройство, процессор морально устаревает гораздо быстрее усилителей мощности. Представим, что появился очередной формат звуковых дорожек к фильмам, или выпущен чип, способный выжимать из существующих саундтреков больше, чем удавалось прежде, или запущено видео 3D и принят новый стандарт интерфейса HDMI, несовместимый с предыдущими версиями. Что делать владельцу AV-ресивера, желающему идти в ногу с техническим прогрессом? Правильно — менять ресивер, в том числе и усилительную часть, хотя она остается по-прежнему актуальной и еще бы поработала. А в модульном варианте можно сформировать необходимую систему окружающего звучания, подобрав не только акустику, но и усилители к ней (а то и вовсе применив активные АС), и закрыть вопрос на долгие годы. При этом наиболее чувствительная к новшествам часть системы будет сконцентрирована в отдельных блоках.
Datasat RS20i как раз представляет собой классический звуковой кинотеатральный процессор. Строго говоря, четыре входа HDMI и один выход способны воспринимать ко всему прочему и видео, включая трехмерное с дисков 3D Blu-ray, но перечень видеовозможностей устройства ограничивается коммутацией. Ничего другого в данном случае и не требуется — для более сложных задач в системе есть видеопроцессор. Зато во всем том, что касается обработки саундтреков к фильмам, этот аппарат не знает себе равных. Однако здесь стоит обратить внимание на одно важное обстоятельство. Профессиональные корни не то что повлияли, а полностью предопределили идеологию построения процессора и его конструкцию. Причем человеку, не слишком разбирающемуся в профессиональной кинотеатральной технике, многие моменты могут на первый взгляд показаться странными, а отдельные особенности даже просто недопустимыми. К примеру, для настройки сложнейшей многоканальной параметрической системы адаптации к акустическим характеристикам кинозала Dirac Live нужен не только компьютер, но и специальный набор оборудования и внешнего программного обеспечения, причем в комплект поставки модели этот кит не входит, а предлагается поставщиком отдельно. Если подумать, ход вполне логичный, поскольку потребность в указанном наборе возникает обычно лишь при первоначальной инсталляции, а стоимость его весьма внушительна (около 87 тысяч рублей). Кроме того, в большинстве случаев для настройки системы все равно придется вызывать специалиста, и куда естественнее ожидать, что как раз у него этот комплект есть. Или другой пример: все балансные интерфейсы (как цифровые, так и аналоговые) конструктивно реализованы в Datasat RS20i на профессиональных многоштырьковых коннекторах DB25 — при виде такого кощунства апологетов двухканальной техники High End может хватить удар. Казалось бы, неужели производителю сложно было установить качественные разъемы XLR (непременно с позолоченными контактами и знаменитой марки)? Однако представьте, какого размера пришлось бы сделать корпус аппарата, чтобы разместить на его задней стенке шестнадцать цифровых балансных входов, шестнадцать аналогичных выходов и по восемь аналоговых балансных входов и выходов. Возникает вопрос: для чего использовать все это коммутационное богатство? И здесь мы подходим к самому главному. Datasat RS20i не стоит воспринимать как законченное произведение. Это скорее универсальный инструмент для создания шедевров, и, как всякий качественный профессиональный инструмент, он предоставляет мастеру, который с ним работает, максимальную свободу действий. В умелых руках процессор позволяет буквально творить чудеса. Каждый из шестнадцати цифровых каналов способен обрабатывать потоки с параметрами вплоть до 24 бит / 192 кГц. В распоряжении специалиста тридцать четыре канала эквализации, причем отдельно для каждого канала системы, и двадцать виртуальных полностью настраиваемых входов, на любой из которых может быть назначена разная конфигурация акустических систем, настройки эквалайзера и прочих параметров. При необходимости на базе процессора можно организовать полосное усиление для акустических систем — каждый канал поддерживает режимы работы high-, low- или band-pass с выбором частоты среза в диапазоне от 20 до 20 000 Гц и крутизной спада в 6, 12, 18 или 24 дБ на октаву для подключения в режиме электронного кроссовера. Обширны и возможности управления компонентом. Datasat RS20i полностью совместим с системами управления «умным домом» Creston, оснащен портами RS-232 и Ethernet RJ-45 и имеет в арсенале шестнадцать двунаправленных разъемов GPIO для подключения триггеров или других портов управления. Управлять им можно и со смартфона или планшетного компьютера — достаточно инсталлировать на мобильное устройство приложение iRule (для iOS и Android). Но и это еще не все. Процессор имеет три слота для установки модулей расширения, а значит, инвестиции в него будут надежно защищены — он готов к апгрейду не только программного обеспечения, но и аппаратной платформы.
Прослушивание проводилось в акустически подготовленном помещении, оснащенном системой окружающего звучания 7.2 на базе акустики ADAM из специальной кинотеатральной серии Grand Theatre Components, и оставило неизгладимое впечатление. Хлесткие удары или выстрелы отрабатывались Datasat RS20i пугающе правдоподобно, а автоматные очереди демонстрировали прекрасное владение пространством. Через минуту после начала просмотра я уже забывал, в каком месте установлена та или иная АС, зато очень живо ощущал за правым плечом пулемет, бьющий крупным калибром. Процессор мастерски эшелонировал сцену, бережно сохраняя паутину послезвучий. При этом спокойные эпизоды, украшенные фоновой инструментальной темой, позволили по достоинству оценить умение модели выстраивать многослойное звуковое полотно и инкрустировать его множеством важных штрихов. Выдающийся результат.
Результаты измерений:
Ширина полосы пропускания сигнала процессора Datasat RS20i по аналоговому входу составляет 44 кГц (рис.1, красная граф). По цифровым каналам этот параметр определяется частотой дискретизации подводимого сигнала (96 кГц, зеленый граф). Во всех случаях неравномерность в области звуковых частот не превышает 0,17 дБ. Несмотря на широкие коммутационно-регулировочные возможности устройства и независимое управление шестнадцатью каналами, инженерам удалось добиться превосходной отстройки каждого из них. Разбаланс не превышает 0,02 дБ. Проникновение сигнала — не более 78 дБ на 10 кГц в аналоговом режиме работы (рис. 2). Решение оснастить процессор балансными выходами абсолютно оправданно — это позволит сделать достаточно большие прогоны сигнального кабеля (например, непосредственно к активным акустическим системам) без снижения качества сигнала. Максимальное значение уровня сигнала, отдаваемое в линию, может достигать 17 В. Вносимые нелинейные искажения при любом размахе амплитуды и частоте — не выше 0,01% (рис. 3, для частот 1 кГц, 80 Гц и 10 кГц).
Технические характеристики:
Тип – AV-процессор | Название – Datasat RS20i | Декодирование – Dolby Digital, DTS, DTS ES, DTS Neo:6, DTS-HD Master Audio, LPCM 7.1 | Частотная характеристика, Гц – нет данных | Система калибровки – внешняя Dirac Live | Коммутация HDMI v.1.4a, входов / выходов – 4 / 1 | Видеовходы – нет | Видеовыходы – нет | Аудиовходы – AES/EBU (16), цифровые оптические (2), цифровой коаксиальный, XLR (8), RCA (2) | Аудиовыходы – AES/EBU (16), XLR (8), RCA (2) | Габариты, см – 44,2 x 14,22 x 44,78 | Масса, кг – 12,02
Оценки:
1. Дизайн – 95%
2. Качество изготовления -95%
3. Звучание – 95%
4. Эргономика - 90%
Итоговая оценка 95%
Плюсы: необыкновенная гибкость конфигурирования, мощный и точный процессинг саундтреков, неординарная по своим возможностям система калибровки
Минусы: пока не поддерживает формат Dolby TrueHD
Вывод:
Ультимативный AV-процессор именитого производителя с отличной родословной, уходящей корнями в профессиональную сферу. Идеальный вариант для серьезной инсталляции домашнего кинотеатра
Анатолий Максименко