Право на жизнь
Тестируем бюджетные активные сабвуферы
Право на жизнь
Активные сабвуферы
Быть или не быть? Для активных басовых модулей стоимостью менее тысячи долларов этот вопрос считается актуальным. Попробуем найти на него свой вариант ответа
Среди любителей домашнего кинотеатра бытует мнение, что включать в многоканальную систему отдельный сабвуфер имеет смысл, только если его стоимость превышает условный порог в 30 тысяч рублей. В противном случае эти деньги целесообразнее вложить во фронтальную пару колонок, поручив им обслуживание низкочастотного спектра саундтрека, включая канал LFE, благо современные AV-ресиверы успешно решают задачу распределения информации по каналам при отсутствии исполнительных элементов в части многоканальной системы. При этом исходят из того, что сабвуферы, принадлежащие к бюджетному сегменту, не способны обеспечить бас надлежащего качества, и напольные акустические системы справятся с такой задачей лучше. Проверка указанных постулатов и была одной из целей данного теста. Кроме того, мы попытались оценить бюджетные модели сабвуферов как основу компактной многоканального развлекательного комплекса — уже не однокоробочного театра, но еще и не тяжелой (в том числе и в финансовом отношении) системы, под установку которой нужно выделять отдельное помещение. Верхний ценовой порог в 20 тысяч рублей показался нам оптимальным для определения бюджетного сегмента, то есть стоимость участников должна была уложиться в интервал от 15 до 20 тысяч рублей.
Традиционно для нашего журнала в тесте сабвуферов проверяется не только эффективность их работы в многоканальном домашнем кинотеатре, но и способность ассистировать классической стереосистеме. Правда, учитывая отсутствие у большинства изучаемых моделей высоковольтной коммутации, от идеи составить оптимальный трифоник, поручив разделение рабочих диапазонов между сабвуфером и сателлитами кроссоверу низкочастотного модуля, нам пришлось отказаться. Тестируемые аппараты подсоединялись к выходу с предварительных каскадов нашего интегрального усилителя. Несмотря на то что в лабораторной многоканальной системе ДК для обслуживания фронтальных каналов используются напольные колонки, их рабочий частотный диапазон был средствами AV-ресивера ограничен снизу, а область ниже этого порога передана сабвуферу. Таким образом, обеспечивалась наиболее полная загрузка басового модуля, позволяющая выявить все нюансы его работы. Прослушивание и инструментальные измерения проводились в акустически подготовленном помещении лаборатории журнала.
Тестовая система 1 (кино)
1. Источник – мультимедийный плеер Dune HD Base 3.0
2. AV-ресивер – Yamaha RX-A810
3. Плазменный телевизор – Samsung PS50C6900
4. Фронтальная акустика – ELAC FS-247
5. Акустика центрального канала – ELAC CC-241
6. Тыловая акустика – ELAC FS-247
7. HDMI-кабели – Onetech VHD1202, длина 2 м
8. Межблочные и акустические кабели – Analysis Plus
Тестовая система 2 (музыка)
1. Источник – проигрыватель компакт-дисков Bryston BCD-1
2. Интегральный усилитель – Bryston B100 SST
3. Акустические системы – PMC OB1i
4. Межблочные и акустические кабели – Analysis Plus
Тестовый материал
1. Образ диска Blu-ray «Агент 007: Квант милосердия», DTS-HD MA
2. Образ диска Blu-ray «Чужие против Хищника. Реквием», DTS-HD MA
3. Образ диска Blu-ray «Бэтмен: Темный рыцарь», Dolby TrueHD
4. Образ диска Blu-ray «Mamma Mia!», DTS-HD MA
5. Образ диска DVD «Eagles – Hell Freezes Over», DTS
6. CD Blackmore’s Night «Fires At Midnight», SPV GmbH, 088-72430 CDE
7. CD Гленн Хьюз «Building the Machine», SPV GmbH, 085-72372 CD
Указанные в статье цены являются ориентировочными.
Cambridge Audio Minx X200
Цена – 17 900 руб.
В отличие от большинства конкурентов, прятать этот сабвуфер в комнате — преступление. Его место на самом виду — это скорее стильный аксессуар, чем утилитарный сотрясатель стен
Cambridge Audio Minx X200 не только самый маленький и легкий, но и самый стильный участник нашего теста. Небольшой корпус из MDF правильной кубической формы отделан роскошным белым рояльным лаком и опирается на аккуратные резиновые ножки, обеспечивающие виброразвязку с полом или иной поверхностью, на которой стоит этот малыш. Фасад полностью закрыт светло-серым матерчатым съемным грилем, а под ним находится небольшой излучатель с алюминиевым куполообразным диффузором диаметром 16,5 см на резиновом подвесе. На боковых стенках корпуса смонтированы два пассивных радиатора BMR (Balanced Mode Radiator) аналогичного размера, окрашенные в серебристый цвет и открытые взору. Вся коммутация и органы управления сконцентрированы на задней панели. Уровень усиления, частота среза кроссовера и фаза сигнала регулируются плавно. Пара низкоуровневых входов дополнена аналогичными выходами, благодаря чему можно составлять цепочки сабвуферов для увеличения отдачи и улучшения распределения баса в помещении.
Данный аппарат самый младший в серии Minx, куда еще входят модели X300 и X500, различающиеся мощностью встроенного усилителя (300 и 500 Вт соответственно), размером излучателя и пассивных радиаторов (20 и 25 см), габаритами и весом корпусов. Отделка может быть как белоснежной, так и классическим черным рояльным лаком. Помимо сабвуферов, в линейке Minx есть миниатюрные стильные сателлиты Min 10 и Min 20, являющиеся идеальными партнерами для НЧ-модулей Minx. В комплекте они образуют гармоничную компактную многоканальную акустическую систему для небольших помещений, и если предъявлять к столь стильным наборам адекватные их возможностям требования, то они отплатят комфортным и плотным саундом с прекрасной локализацией образов и отработкой мельчайших деталей звуковой картины. Но вернемся к Minx X200. Безусловно, физику не обманешь — компактные габариты и небольшой вес не позволяют этому аппарату нырять слишком глубоко. Однако в качестве ассистента миниатюрной акустики, чей рабочий диапазон начинается от 120—130 Гц, он подойдет прекрасно. Малыш обеспечивает быстрый и упругий бас, аккуратно срезая самую нижнюю часть спектра, что страхует его от искажений даже на весьма приличных уровнях громкости. Cambridge Audio Minx X200 обладает очень ценным для сабвуфера свойством — умением растворяться в системе, поэтому и при сопровождении кинофильмов, и при работе в составе трифоника его вклад не акцентируется и определяется, только если выключить питание устройства на ходу. Лишь при воспроизведении задорных рок-композиций проявилась особенность НЧ-модулей на базе небольших динамиков с длинноходными диффузорами — бас не всегда успевает за ритмом, смазывая низкочастотную поддержку.
Результаты измерений:
Размер имеет значение: таков один из основных постулатов проектирования сабвуферов. Компактные бас-машины всегда обладают более скромными параметрами, чем полноразмерные аппараты. Модель Cambridge Audio Minx X200 не явилась исключением из этого правила. Значение нижней граничной частоты 35 Гц (по уровню -10 дБ) — худшее в рамках нашего теста. Учитывая прирост уровня КНИ в первой октаве низкочастотного диапазона, рабочую полосу мы бы ограничили пределами 40—120 Гц. Здесь следует отметить и невысокий запас мощности. При уровне сигнала выше 90 дБ (1 м) искажения на краях указанного интервала частот заметны не только измерительным устройствам (рис. 2, КНИ для 84, 90 и 96 дБ), но и на слух. Регулировка частоты среза осуществляется в границах от 176 до 81 Гц по уровню –6 дБ (рис. 1), что несколько расходится с цифрами, нанесенными на регулятор сабвуфера (200—50 Гц). Но в средней части диапазона (100—140 Гц) указанные значения соответствуют действительности с высокой достоверностью. Спектр затухания сигнала можно охарактеризовать как умеренный (рис. 3).
Паспортные данные:
Название – Cambridge Audio Minx X200 | Выходная мощность, Вт – 200 | Частотная характеристика, Гц – нет данных | Частота среза фильтра, Гц – нет данных | Динамическая головка, см – 16,5 | Акустическое оформление – два пассивных радиатора | Аудиовходы – RCA (2) | Аудиовыходы – RCA (2) | Габариты, см – 21,9 x 21,0 x 22,2 | Масса, кг – 5
Оценки:
1. Дизайн – 95%
2. Звучание в кино – 85%
3. Звучание музыки – 85%
4. Функции – 95%
Итоговая оценка 90%
Плюсы: богатая отделка, компактные размеры, комфортное звучание
Минусы: некоторая камерность звучания, определяемая физическими параметрами аппарата
Вывод:
Очень стильный и компактный сабвуфер, который не только озвучит, но и украсит ваш кабинет или спальню. Особенно хорош в паре с сателлитами серии Minx компании Cambridge Audio
ELAC SUB 111.2 ESP
Цена – 17 900 руб.
Пусть и бюджетный, но представитель знаменитого немецкого акустического ателье ELAC. А такое происхождение устанавливает планку качества звучания довольно высоко. Посмотрим, насколько ELAC SUB 111.2 ESP ей соответствует
Довольно крупный прямоугольный корпус из MDF декорирован матовым деревянным шпоном черного цвета и установлен на массивные резиновые опоры. Фасад полностью закрыт матерчатым грилем на магнитных защелках с большим отверстием в нижней части под крупный порт фазоинвертора. Динамическая головка с алюминиевым диффузором на резиновом подвесе диаметром 18 см смонтирована здесь же, на лицевой панели. Такое размещение излучателя и порта фазоинвертора позволяет ставить сабвуфер вплотную к стене, что во многих случаях существенно упрощает инсталляцию. Производитель предлагает для ELAC SUB 111.2 ESP широкую гамму цветов отделки, среди которых черный, белый, серебристый, титановый и вишневый. Коммутация и органы управления сконцентрированы на задней стенке корпуса. Низкоуровневый вход у сабвуфера только один — для подсоединения AV-ресивера и обслуживания канала низкочастотных эффектов LFE, зато целых шесть пар акустических терминалов — три входных для подключения фронтальных и центрального каналов ресивера, и три выходных для соответствующих колонок. Таким образом, ELAC SUB 111.2 ESP обладает самыми богатыми коммутационными возможностями среди участников теста и единственный предлагает наиболее правильную схему составления трифоника, когда рабочие диапазоны АС и сабвуфера разделяются кроссовером последнего. Этот вариант подключения будет особенно полезен при интеграции аппарата в состав стереофонической системы на базе интегрального усилителя, лишенного выходов с каскадов предварительного усиления. Уровень усиления и частота среза кроссовера регулируются плавно, а фаза сигнала меняется ступенчато между значениями 0 и 180 градусов. Также есть возможность управлять автоматом отключения питания при отсутствии полезного сигнала на входе сабвуфера. Мощность встроенного усилителя на фоне конкурентов по тесту не поражает воображение — гарантируется 80 Вт в продолжительном режиме и до 120 Вт в пике.
Как и ожидалось, при сопровождении кинофильмов ELAC SUB 111.2 ESP продемонстрировал гораздо более глубокий бас, чем предыдущий участник. Все же габаритно-массовые характеристики здесь имеют значение и сыграли свою определяющую роль. Аппарат обеспечил окружающему звучанию домашнего кинотеатра надежный и плотный низкочастотный фундамент, однако в самом низу бас показался немного рыхлым и расфокусированным — неизбежное следствие фазоинверторного акустического оформления. В напряженных сценах блокбастеров, а особенно при исполнении задорных рок-композиций хотелось бы побольше напора и собранности баса. При этом вклад ELAC SUB 111.2 ESP в звучание системы был четко различим, но совершенно ненавязчив, что говорит о хорошей согласованности работы низкочастотного модуля с остальными колонками. Этот сабвуфер можно смело рекомендовать в партнеры для комплекта небольших сателлитов — в результате вполне реально будет получить гармоничную и весьма выразительную систему окружающего звучания.
Результаты измерений:
График амплитудно-частотной характеристики сабвуфера ELAC SUB 111.2ESP демонстрирует широкую зону стабильной чувствительности от 40 до 170 Гц (рис. 1), что дает возможность качественно согласовать его с любыми типами сателлитов. Разграничить полосы пропускания можно при помощи встроенного кроссовера, но при этом рекомендуем к значению, указанному на регуляторе, прибавлять 40 Гц. Так, для того чтобы частота среза характеристики составляла 120 Гц по уровню –6 дБ, ручку необходимо установить в положение 80 Гц. Нижняя граничная частота, рассчитанная по спаду графика, составляет 31 Гц. Уровень нелинейных искажений в этой области спектра имеет существенный рост лишь при высоком уровне сигнала (рис. 2). Среднее значение КНИ при уровне громкости 90 дБ составило менее 1%, что является очень хорошим результатом. Время затухания сигнала на частотах выше 70 Гц невелико. Ниже этой границы послезвучия более продолжительны, что может приводить к возникновению эффекта гула при прослушивании музыкального материала.
Паспортные данные:
Название – ELAC SUB 111.2 ESP | Выходная мощность, Вт – 120 | Частотная характеристика, Гц – 35—240 | Частота среза фильтра, Гц – 40—180 | Динамическая головка, см – 18 | Акустическое оформление – фазоинвертор | Аудиовходы – RCA LFE, высокого уровня | Аудиовыходы – высокого уровня | Габариты, см – 39 x 25,7 x 39,6 | Масса, кг – 13
Оценки:
1. Дизайн – 90%
2. Звучание в кино – 90%
3. Звучание музыки – 85%
4. Функции – 95%
Итоговая оценка 90%
Плюсы: развитые коммутационные возможности, нетребовательность к месту установки, хорошая согласованность с сателлитами
Минусы: расфокусировка баса в самом низу рабочего диапазона
Вывод:
Добротный и качественный сабвуфер достоин занять место в составе вашего домашнего кинотеатра, в особенности в ансамбле с компактными сателлитами
KEF C4
Цена – 16 900 руб.
Британская фирма KEF обладает большим опытом создания компактных и стильных комплектов акустических систем для домашнего кинотеатра с выразительным звучанием. Подобный опыт пригодился и при проектировании сабвуфера KEF C4
Модель C4 входит в младшую линейку Hi-Fi-акустики KEF. Причем он единственный сабвуфер, предлагаемый для колонок этой серии. Его кубический корпус средних размеров выполнен из MDF и отделан матовым шпоном черного цвета (других цветовых решений для данного аппарата нет). Лицевая панель полностью закрыта съемным грилем, за исключением тонкой щели порта фазоинвертора в нижней части. Поскольку динамическая головка и порт фазоинвертора выведены на фасад, сабвуфер можно ставить вплотную к стене, что упрощает инсталляцию. В целом дизайн мы бы охарактеризовали как весьма скромный — KEF C4 явно не претендует на то, чтобы быть в центре внимания. Гриль скрывает диффузор излучателя диаметром 20 см, смонтированного на толстом и мягком резиновом подвесе. Раскачивает головку усилитель мощностью 200 Вт, работающий в классе D. Все органы управления и коммутационные разъемы сконцентрированы на задней стенке корпуса. Уровень усиления и частота среза кроссовера четвертого порядка здесь регулируются плавно, причем шкала изменения частоты нелинейная — она растянута внизу диапазона. Фаза сигнала изменяется переключателем между значениями 0 и 180 градусов. Вход у KEF C4 единственный — низкоуровневый. В целом конструкция хорошо знакомая, но очень качественно исполненная. Есть у аппарата и изюминка, выделяющая его из рядов конкурентов, — эквалайзер, позволяющий ступенчато увеличивать отдачу на 6 и 12 дБ на частоте 40 Гц; с его помощью можно компенсировать акустические особенности кинозала в самой проблемной области частотного диапазона. Автомат управления питанием в зависимости от наличия полезного сигнала на входе сабвуфера всегда активен — возможность его отключения производитель не предусмотрел.
При сопровождении кинофильмов KEF C4 обеспечил нашему домашнему кинотеатру весьма и весьма достойный низкочастотный фундамент. Его звучание отличалось глубиной, сочетавшейся с упругостью и быстротой выдаваемого баса. Инженеры KEF смогли найти в этой модели ту зыбкую грань, после которой сабвуферы, оснащенные портом фазоинвертора, гипертрофируют бас, превращая его в рыхлый низкочастотный гул. Здесь же эта грань четко определена, и С4 всегда остается по эту сторону баррикад. НЧ-импульс, сопровождающий появление Чужого в сцене, открывающей режиссерскую версию фильма «Чужие против Хищника. Реквием», был отчетливо обозначен, но не вызвал перегрузки системы, что нередко случается и с устройствами рангом выше. Подобный характер саунда пришелся очень кстати и при воспроизведении музыкальных треков. Даже в самых энергичных и задорных рок-композициях партия баса неизменно держалась в общем ритме, подстегивая и дразня слушателей. Безусловно, KEF C4 оказался самой универсальной моделью в тесте, что для сабвуфера является свидетельством высокого класса.
Результаты измерений:
Выделяющимся недостатком тестируемой модели является неадекватная работа регулятора частоты среза кроссовера, определяющая верхнюю рабочую границу сабвуфера. Указанный в технических характеристиках диапазон работы кроссовера — от 140 до 40 Гц, на деле же регулировка по уровню –6 дБ осуществляется в пределах от 181 до 121 Гц (рис. 1). Мало того что оцифровка не совпадает с реальными значениями, так и диапазон регулировки крайне узок и позволит осуществить согласование лишь с ограниченным числом сателлитов. Исходя из вышесказанного, мы рекомендуем для разделения частотных полос использовать внешнее устройство, например AV-ресивер. KEF C4 предоставляет возможность ступенчатой коррекции АЧХ в нижней части НЧ на +6 и +12 дБ (последнее показано на рис. 1 фиолетовым графом). Сабвуфер обладает широким динамическим диапазоном. Значения нелинейных искажений ниже порога различимости даже при высоких уровнях сигнала (рис. 2). Спектр затухания замечателен самыми минимальными послезвучиями в рамках нашего теста (рис. 3).
Паспортные данные:
Название – KEF C4 | Выходная мощность, Вт – 200 | Частотная характеристика, Гц – 29—140 | Частота среза фильтра, Гц – 40—140 | Динамическая головка, см – 20 | Акустическое оформление – фазоинвертор | Аудиовходы – RCA | Аудиовыходы – нет | Габариты, см – 34,5 x 32 x 37,7 | Масса, кг – 12,2
Оценки:
1. Дизайн – 90%
2. Звучание в кино – 95%
3. Звучание музыки – 95%
4. Функции – 95%
Итоговая оценка 95%
Плюсы: собранный и упругий бас, тщательная проработка рабочего диапазона, неплохие динамические показатели
Минусы: скромные коммутационные возможности
Вывод:
Сабвуфер KEF C4 не только достойно выступит в составе многоканальной системы домашнего кинотеатра, но и обеспечит низкочастотную поддержку вашей стереосистеме, составленной, к примеру, из компактных полочных мониторов
JBL Studio 150P
Цена – 19 000 руб.
Самый-самый участник сегодняшних соревнований: самый крупный, самый тяжелый, самый мощный, с самым большим излучателем и, конечно, самый дорогой
Как театр начинается с вешалки, так и бытовая электроника начинается с коробки. Если бы в перечень наших критериев попала опрятность упаковки, то JBL Studio 150P опередил бы в этой дисциплине своих конкурентов с большим отрывом. Красочная коробка, украшенная фотографиями, на фоне унылых канцелярских собратьев выглядит празднично. Очевидно, производитель реализует большую часть своей продукции в супермаркетах электроники, что заставляет обращать на упаковку повышенное внимание. Однако и внешность самого сабвуфера не назовешь ординарной. Крупная, но очень аккуратная пирамида заканчивается пластиковой накладкой весьма причудливой формы, исключающей установку сверху горшка с цветами или иных интерьерных украшений. Жена будет огорчена, а мы, как апологеты домашнего кинотеатра, запишем эту особенность в актив аппарата. Детали, выделяющие модель из общего ряда, на этом не заканчиваются. JBL Studio 150P — единственный сабвуфер в тесте, излучающий вниз, и потому пирамида его корпуса покоится на внушительных опорах, обеспечивающих достаточный зазор между ним и полом. Большое отверстие порта фазоинвертора тоже выведено на днище корпуса. Динамическая головка с диффузором диаметром 25 см раскачивается усилителем, работающим в классе D и отдающим внушительные 300 Вт, которые при пиковых нагрузках возрастают до 500 Вт. Все перечисленные величины рекордные в нашем тесте — конкуренты не могут похвастаться ни столь крупными динамиками, ни такой высокой мощностью усилителей. Коммутация, как обычно, сконцентрирована на задней стенке корпуса. Вход здесь только один — низкоуровневый на паре разъемов RCA. Есть возможность отключения кроссовера для случая, когда сабвуфер соединяется с каналом LFE кинотеатрального ресивера. Регулировки уровня усиления и частоты среза плавные, а фаза сигнала переключается между значениями 0 и 180 градусов. В комплект поставки модели заботливо включен межблочный кабель достаточной длины для соединения с AV-ресивером, кинотеатральным процессором или стереофоническим усилителем. Автомат управления питанием аппарата в зависимости от наличия полезного сигнала на его входе всегда активен.
Потребовалось совсем немного времени после начала тестирования, чтобы удостовериться, что JBL Studio 150P заслуживает внесения в свою копилку еще одного эпитета «самый». Он, бесспорно, самый басовитый участник нашей подборки. Впрочем, это было предсказуемо с учетом его характеристик. Аппарат уверенно нырял в глубокие пучины саундтрека, извлекая из него просто тектонические подробности. Бас наконец-то обрел ожидаемый масштаб, и, хотя до передвижения мебели дело, конечно, не доходило (все же класс устройства совсем не тот), размах катаклизмов на экране JBL Studio 150P иллюстрировал ярко. Однако сквозь американскую удаль и напор в самом низу рабочего диапазона порой проступал тот самый предательский гул, что характеризует пусть и сиюминутную, но потерю контроля над басом. И если в кино эта особенность не слишком досаждала, то при исполнении ритмичных и заводных музыкальных композиций она проявлялась чаще.
Результаты измерений:
По совокупности измеренных параметров JBL Studio 150P является лидером нашего теста. Значения нелинейных искажений ниже порога различимости во всей рабочей полосе частот при любых уровнях выходной громкости (рис. 2 для 84, 90 и 96 дБ), что определяет большой энергетический запас модели. Средние значения этого показателя скорее свойственны более высоким звуковым частотам. Так, при громкости 84 дБ КНИ был равен всего лишь 0,4%. Нижняя граничная частота составила 27 Гц, что соответствует данным производителя. Отметим очень точную работу встроенного кроссовера. Показания шкалы регулятора практически полностью совпадают с реальным значением при спаде характеристики на 6 дБ (рис. 1). Единственный и весьма существенный недостаток — продолжительное время затухания сигнала, особенно проявляющийся в области нижнего баса. Возможно, данное явление можно скомпенсировать определенным типом напольного покрытия, которое способно оказать заметное влияние на качество баса при подобной конструкции сабвуфера.
Паспортные данные:
Название – JBL Studio 150P | Выходная мощность, Вт – 300 | Частотная характеристика, Гц – 27—150 (по уровню –3 дБ) | Частота среза фильтра, Гц – нет данных | Динамическая головка, см – 25 | Акустическое оформление – фазоинвертор | Аудиовходы – RCA (2) | Аудиовыходы – нет | Габариты, см – 44,1 x 47 x 44,1 | Масса, кг – 18
Оценки:
1. Дизайн – 95%
2. Звучание в кино – 95%
3. Звучание музыки – 90%
4. Функции – 90%
Итоговая оценка 95%
Плюсы: масштабный и глубокий бас, оригинальный дизайн, высокая мощность
Минусы: порой заметен гул в самом низу рабочего диапазона, скромная коммутация
Вывод:
В этой модели больше всего сабвуфера среди участников нашего теста. JBL Studio 150P способен обслужить довольно большие для своего класса помещения, а по напору и выразительности звучания с ним трудно тягаться
Итоговые выводы
Самым сложным при подведении итогов было определить судьбу первого места. Голоса экспертов разделились между JBL Studio 150P и KEF C4. Если первый обеспечивает наиболее масштабное и впечатляющее басовое сопровождение, не лишенное, впрочем, огрехов на краю рабочего диапазона, то второй характеризуется очень аккуратным, упругим, быстрым и правильным басом, что позволяет с успехом использовать его не только при сопровождении кинофильмов, но и в системах, ориентированных на прослушивание музыки. В итоге победили корректность подачи и универсальность, и титул Best Buy отправился на берега туманного Альбиона. Впрочем, любители погорячее (помощнее, помасштабнее и погромче) не сдали своих позиций, обеспечив JBL Studio 150P второе место и самую горячую рекомендацию редакции. Если вы подбираете сабвуфер исключительно для домашнего кинотеатра и хотите удивить гостей за весьма скромные деньги, то этот аппарат придется вам по вкусу. Бюджетный представитель именитого немецкого акустического ателье ELAC SUB 111.2 ESP выступил ровно и стабильно — очень по-немецки. Он не сразил напором и мощью, без запинок отработал тестовую программу и не потряс ни в отрицательном, ни в положительном смысле. Настоящий Der Subwoofer. Нет, в одном эта модель все же выделилась из ряда конкурентов — она единственная допускает полноценную коммутацию в трифоник по высокому уровню сигнала с использованием встроенного в нее кроссовера, тогда как все остальные участники явно ориентированы на работу с AV-ресивером и оснащаются лишь низкоуровневыми входами. Последний, самый крошечный конкурсант Cambridge Audio Minx X200 несколько выпал из общего круга. Этот очень стильный и качественно отделанный аппарат рассчитан, несомненно, на работу в составе многоканального набора с сателлитами из той же линейки Cambridge Audio. В подобном случае вы получите совершенно очаровательную компактную систему окружающего звучания для небольшого помещения — кабинета или спальни. В этом качестве равную ей по совокупности параметров найти непросто, а победитель нашего теста в компании соответствующих ему по классу колонок будет в таком помещении смотреться слоном в посудной лавке. И пусть Cambridge Audio Minx X200 не занял в нашем соревновании призовых мест, в действительности это неординарный и на редкость стильный сабвуфер с прекрасной родословной.
Анатолий Максименко