Мастера иллюзий
Кинотеатральные AV-ресиверы за 50 000 руб
Мастера иллюзий
Кинотеатральные AV-ресиверы
Что заставляет производителей кинотеатральной электроники каждый год полностью обновлять свои модельные ряды источников контента и AV-ресиверов? Одни лишь требования отдела маркетинга, отражающие различные уловки в борьбе за покупателя в условиях жесткой конкуренции? Попробуем найти ответы на эти вопросы
Конечно, локомотивом служит желание обойти конкурентов и сконцентрировать внимание покупателей именно на своей продукции. Однако легким рестайлингом внешности и заменой индекса в названии моделей этой цели не добиться — покупатель сегодня чаще всего весьма разборчив и, как правило, неплохо осведомлен. Значит, нужно искать более весомые аргументы, которые позволят назвать очередной ресивер или проигрыватель действительно новым. Учитывая, что настоящие прорывы в области усиления случаются крайне редко (для примера можно вспомнить появление ресиверов с усилителями класса D и их вариациями типа мощников ICEpower или Class D3 у Pioneer), а форматы носителей контента или кинотеатральных дорожек появляются на свет еще реже, приходится работать над расширением функциональности, благо в этой области пределы совершенства практически отсутствуют (в крайнем случае, можно присобачить к AV-ресиверу кофеварку и машину для изготовления попкорна). Но основное внимание, конечно, уделяется свежим типам представления контента, ведь их поддержка — самый весомый повод заменить компонент в стойке с техникой. Не так давно прошла волна апгрейдов, связанная с внедрением в ресиверы коммутации HDMI и наделение их совместимостью с аудиоформатами высокого разрешения Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio, а сегодня актуально наличие портов HDMI версии 1.4 и поддержка работы с трехмерным видео с дисков 3D Blu-ray. Чем не повод выпустить новую модель? И вот эта вторая волна коснулась уже даже самых консервативных производителей AV-техники. Параллельно расширяется поддержка мобильных устройств как источников мультимедийных данных и развиваются сетевые возможности ресиверов. Сегодня эти аппараты способны не только воспроизводить контент из Интернета и с сетевых хранилищ в локальной сети, но и использовать в качестве пультов ДУ мобильные гаджеты, функциональный потенциал которых намного превосходит то, чем располагают комплектные пульты. С учетом сложности современных AV-ресиверов — вещь совсем не лишняя.
Состав участников в тесте получился достаточно сбалансированный как по стоимости, так и по представленным школам. Наряду с тремя моделями из Страны восходящего солнца за титул «Лучшая покупка» борются ресиверы из Англии и из-за океана.
Тестовая система
1. Источник 1 – мультимедийный плеер Dune HD Base 3.0
2. Источник 2 – проигрыватель компакт-дисков Simaudio Moon 750D
3. Источник 3 – проигрыватель дисков 3D Blu-ray Panasonic DMP-BDT100
4. HDMI-кабели – Onetech VHD1202, длина 2 м
5. Аналоговые межблочные и акустические кабели – Analysis Plus
6. Фронтальная акустика – ELAC FS-247
7. Акустика центрального канала – ELAC CC-241
8. Акустика бокового тыла – ELAC FS-247
9. Акустика заднего тыла – ELAC BS-243
10. Активный сабвуфер – ELAC SUB 211.2 ESP
11. Плазменный телевизор – Samsung PS50C6900
Тестовый материал
1. Диск 3D Blu-ray «Аватар», DTS-HD MA
2. Образ диска Blu-ray «Агент 007: Квант милосердия», DTS-HD MA
3. Образ диска Blu-ray «Чужие против Хищника», DTS-HD MA
4. Образ диска Blu-ray «Бэтмен: Темный рыцарь», Dolby TrueHD
5. Образ диска DVD «Гладиатор», R1, Signature Selection, DreamWorks Pictures, 86386, DTS-ES
6. Образ диска DVD «Eagles — Hell Freezes Over», DTS
7. CD Blackmore’s Night «Fires At Midnight», SPV GmbH, 088-72430 CDE, PCM 2.0 44,1/16
8. CD Гленн Хьюз, «Building the Machine», SPV GmbH, 085-72372 CD, PCM 2.0 44,1/16
Указанные в статье цены являются ориентировочными.
NAD T757
Цена – 48 610 руб.
В свое время модель с индексом T747 стала первым ресивером в номенклатуре канадской компании NAD, который был оснащен коммутацией HDMI и мог декодировать саундтреки высокого разрешения. Его новая версия T757 снова на острие прогресса — она имеет порты HDMI версии 1.4 и способна работать с трехмерным видео
Продукция марки NAD знаменита прежде всего благодаря стереофоническим устройствам. Рост популярности домашних кинотеатров заставил канадскую компанию существенно расширить свой ассортимент, включив в него AV-ресиверы и процессоры, многоканальные усилители мощности, а также проигрыватели DVD и Blu-ray. При создании AV-ресиверов был использован весь богатейший опыт инженеров NAD в проектировании усилительной техники, и в результате многоканальным аппаратам удалось передать геном взвешенного и мощного звучания лучших компонентов фирмы. Что же касается цифровой начинки, то здесь канадцы проявляют известную долю здорового консерватизма, не торопясь внедрять самые последние (и часто сырые) технологические новшества. Все они, конечно, находят свое место в изделиях NAD, но немного позже, когда станут зрелыми технологиями, лишенными детских болезней. Так было с выходом модели NAD T747 — первого ресивера фирмы, оснащенного коммутацией HDMI и декодерами форматов высокого разрешения. То же случилось с его наследником T757, участвующим в сегодняшнем соревновании.
Фасад аппарата, отделанный металлом, строг и аскетичен. Центральное место традиционно отдано крупному информационному дисплею, справа от которого расположена большая рукоятка регулятора громкости. Дизайн лицевой панели симметричен — регулятору громкости справа соответствует звездочка клавиш навигации по системному меню слева. Между ними и дисплеем есть по паре клавиш — справа для переключения входов ресивера, а слева кнопка вызова меню и переключатель предустановленных режимов звучания. Скрытых дверцей второстепенных органов управления и разъемов оперативного доступа нет — лишь под заглушкой в правой части смонтированы универсальный AV-вход на трех разъемах RCA, оптический цифровой порт и вход для измерительного микрофона. К сожалению, терминалы USB и HDMI спереди отсутствуют. Коммутационная панель предлагает четыре входных порта HDMI и один выходной, но разъема USB или сетевого гнезда RJ-45 не удается обнаружить и там — видимо, производитель решил ограничить мультимедийные возможности аппарата. Остальных интерфейсов в достатке, есть даже вход S-Video, который все реже встречается в арсенале современных AV-ресиверов.
Количество акустических терминалов (семь пар) четко соответствует количеству каналов усиления. Внутренняя организация компонента весьма необычна. По центру вдоль корпуса установлен ребристый литой радиатор охлаждения выходных каскадов многоканального усилителя. Он же одновременно служит и эффективным экраном, отделяющим большой Ш-образный трансформатор питания от электронных блоков. На днище корпуса непосредственно под радиатором смонтированы три вентилятора принудительного охлаждения.
При первом знакомстве с техникой NAD обращаешь внимание на скромные показатели мощности усилителей, приведенные в спецификации. Пусть вас это не смущает — инженеры NAD честнее конкурентов в этом вопросе — указанные ими величины достигаются при равномерной загрузке всех семи каналов, то есть в условиях более суровых, чем встречаются в реальной эксплуатации. Тестирование ресивера NAD T757 лишний раз это подтвердило — по запасу мощности он проявил себя ничуть не хуже соперников, в ТТХ которых в соответствующей графе красуются привычные трехзначные цифры. В динамичных сценах современных блокбастеров аппарат отлично отрабатывал энергичные всплески и хлесткие удары. Звучание было энергичное, но лишенное чрезмерной яркости и цветастости. Саундтреки подавались очень взвешенно и натурально, объем сцены воссоздавался аккуратно и точно, виртуальные источники звука позиционировались четко. При работе с музыкальным материалом ресивер продемонстрировал фирменный породистый звук NAD. Тщательная проработка баса, точнейшая передача ритмического рисунка, бережное обращение с мелкими деталями — NAD T757 присущи все эти свойства.
Результаты измерений:
Неравномерность амплитудно-частотной характеристики ресивера NAD T757 при работе с аналогового входа в полосе звуковых частот не превышает 0,14 дБ, а спад в надтональной области — 1,7 дБ на частоте 80 кГц (рис. 1). Тембральные регулировки осуществляются в диапазоне 8 дБ. Усилители демонстрируют достаточно высокий коэффициент демпфирования — 100. Выходная мощность аппарата при нагрузке 8 Ом достигает 110 Вт. Но здесь необходимо отметить, что при работе с меньшими значениями сопротивления балласта усилительный тракт справляется с нагрузкой хуже. Это проявляется в росте нелинейных искажений и ограничениях в отдаче по выходной мощности (рис. 2). В связи с этим выбору акустических систем стоит уделить повышенное внимание. Проникновение сигнала между каналами фиксируется во всей полосе частот на уровне чуть более –60 дБ (рис. 3). Отношение сигнал/шум — не менее 104 дБА.
Паспортные данные:
Название – NAD T757 | Выходная мощность, Вт – 7 х 60 (при загрузке всех каналов, на 8 Ом, при ПКГ 0,05%, в диапазоне 20 Гц — 20 кГц) | Частотная характеристика, Гц – 20—20 000 (±0,8 дБ) | Коэффициент нелинейных искажений, % – менее 0,08 | Соотношение сигнал/шум, дБ – более 100 | Энергопотребление, Вт – 600 | Декодирование Dolby TrueHD и DTS-HD HRA/MA – да | Система автокалибровки – да, Audyssey | Коммутация HDMI v.1.4, входов / выходов – 4 / 1 | Видеоскалер 1080p – нет | Конвертер аналоговых видеосигналов в HDMI – да | Видеовходы – композитные (2), S-Video, компонентные (3) | Видеовыходы – композитный, компонентный | Аудиовходы – RCA (3), цифровые оптические (3), цифровые коаксиальные (3), многоканальный аналоговый 7.1 | Аудиовыходы – RCA, цифровой оптический, цифровой коаксиальный, многоканальный аналоговый 7.1 | Дополнительно – тюнер AM/FM (с RDS), порт расширений | Габариты, см – 43,7 x 17,2 x 39,7 | Масса, кг – 15,4
Оценки:
1. Звучание в кино - 90%
2. Звучание музыки - 95%
3. Функции – 80%
4. Эргономика – 90%
Итоговая оценка 90%
Плюсы: натуральное и мощное звучание, лаконичный и солидный дизайн
Минусы: отсутствует порт USB и возможность интеграции в сеть, нет разъема HDMI на фасаде
Вывод:
Функциональный минимализм сочетается в этом аппарате с впечатляющим звучанием. Если в вашем домашнем кинотеатре на ресивер возложены лишь функции декодирования саундтреков и усиления, то NAD T757 блестяще выполнит поставленные перед ним задачи
Sony STR-DA3700ES
Цена – 46 999 руб.
После некоторого перерыва компания Sony снова радует нас новыми моделями AV-ресиверов. Причем выделиться среди конкурентов разработчики решили в несколько необычной области, совместив AV-ресивер с сетевым концентратором. Нам эта идея понравилась!
Электронное оборудование домашних мультимедийных систем смело осваивает нехарактерные для себя области. И наиболее перспективной становится интеграция домашней системы развлечений в компьютерную сеть. Такое подключение, помимо того что открывает доступ к сетевым хранилищам медиафайлов и многообразному миру интернет-сервисов, расширяет возможности управления всеми компонентами. Портами Ethernet сегодня оснащаются не только мультимедийные проигрыватели, которым это положено по статусу, но и AV-ресиверы, проигрыватели Blu-ray и телевизоры, к тому же подключения к сети требуют и современные аудиоисточники. Следовательно, рядом со стойкой с аппаратурой нужно предусмотреть блок розеток RJ-45, но, к сожалению, это редкая удача, когда их там оказывается не то что несколько, а хотя бы одна. Можно, конечно, понадеяться на беспроводную сеть Wi-Fi, однако у подобного решения слишком много «но» — к примеру, для показа HD-видео с высоким битрейтом беспроводная сеть приспособлена плохо. В результате приходится ставить в стойку специализированное сетевое коммутационное оборудование — которое занимает место, требует отдельного питания и с большой вероятностью разрушит единство дизайна. А почему бы не встроить концентратор Ethernet внутрь ресивера? Вот такая мысль пришла инженерам компании Sony, и они не замедлили реализовать ее в целой линейке новых AV-ресиверов серии ES. Младшая из двух моделей имеет индекс STR-DA3700ES и оснащена четырьмя портами Ethernet RJ-45. А это значит, что, подключив ресивер к компьютерной розетке на стене, у нас останутся еще три свободных порта для интеграции в сеть источников контента и телевизора. Проблема решена! Причем, размещение концентратора именно в AV-ресивере представляется логичным, поскольку этот компонент является фактически центром системы и включается в работу всегда (вне зависимости от выбранного в настоящий момент источника).
Дизайн фасада Sony STR-DA3700ES безошибочно узнаваем на фоне схожих внешне конкурентов. Здесь бережно сохранена ступенька в верхней части лицевой панели, присущая всем прежним компонентам серии ES. Органов управления неожиданно много — одних рукояток четыре штуки. Всеядность мультимедийного блока поражает — с внешних USB-накопителей и с сетевых DLNA-серверов аппарат воспроизводит не только аудио из файлов WAV и FLAC с параметрами вплоть до 24 бит / 192 кГц, но и видео высокого разрешения в контейнерах MKV и M2TS, используемых при мастеринге дисков Blu-ray. Причем из файлов нормально воспроизводится видео как в формате H.264, так и в VC-1, что встречается совсем не часто. И это ресивер Sony, славящейся своей непримиримостью к файловому распространению медийной продукции, — чудеса!
Обработка видеоматериала поручена знаменитому процессору Faroudja DCDi, так что компонент способен не просто конвертировать аналоговые сигналы в цифровой вид, но и повышать при необходимости разрешение материала до параметров устройства отображения. На коммутационной панели обращает на себя внимание отсутствие не только многоканального входа, но и полного набора преаутов — есть лишь два выхода на активные сабвуферы.
При сопровождении кинофильмов мы отметили тщательную проработку объема, бережное отношение к мельчайшим деталям звукового полотна и неплохую микродинамику. В то же время аппарат порой смягчал динамические пики в напряженных сценах, из-за чего ручку громкости хотелось выкрутить посильнее. В результате тестирование модели проводилось при уровне громкости –4 дБ, тогда как остальные участники работали на уровне –8…–10 дБ.
Результаты измерений:
Ресивер Sony DA3700ES превосходно справляется с различными номиналами нагрузок на выходе, обеспечивая максимальную неискаженную мощность 116 Вт для 8 Ом и 230 Вт для 4 Ом, при этом уровень привнесенных искажений сохраняется весьма умеренным (рис. 2). Амплитудно-частотная характеристика при работе с аналогового входа демонстрирует лучшие в нашем тесте показатели: неравномерность в полосе звуковых частот не более 0,05 дБ, спад на 80 кГц в аналоговом режиме работы составляет 0,4 дБ (рис. 1). Фактор демпфирования усилителей довольно высокий — 115 ед. Ослабление проникающего сигнала в области средних частот ниже порога различимости (рис. 3). На высоких частотах этот показатель равен 55 дБ (10 кГц). Отношение сигнал/шум — не менее 106 дБА. Из недостатков следует отметить низкую заявленную потребляемую мощность, что неизбежно приведет к заметному ухудшению выходных параметров с увеличением числа загруженных каналов.
Паспортные данные:
Название – Sony STR-DA3700ES | Выходная мощность, Вт – 7 х 100 (на 8 Ом, при ПКГ 0,09%, в диапазоне 20 Гц — 20 кГц) | Частотная характеристика, Гц – 10—100 000 (±3 дБ) | Коэффициент нелинейных искажений, % – 0,09 | Соотношение сигнал/шум, дБ – нет данных | Энергопотребление, Вт – 360 | Декодирование Dolby TrueHD и DTS-HD HRA/MA – да | Система автокалибровки – да, D.C.A.C. | Коммутация HDMI v.1.4, входов / выходов – 5 / 1 | Видеоскалер 1080p – да, Faroudja DCDi | Конвертер аналоговых видеосигналов в HDMI – да | Видеовходы – композитные (4), компонентные (2) | Видеовыходы – композитные (3), компонентные (2) | Аудиовходы – RCA (7), цифровые оптические (3), цифровой коаксиальный | Аудиовыходы – RCA (3) | Дополнительно – тюнер AM/FM (с RDS), концентратор Ethernet, USB, DLNA, Internet Video | Габариты, см – 43,0 x 16,2 x 38,8 | Масса, кг – 13,2
Оценки:
1. Звучание в кино - 85%
2. Звучание музыки - 85%
3. Функции – 95%
4. Эргономика – 90%
Итоговая оценка 85%
Плюсы: широчайшие функциональные и коммутационные возможности, качественный процессинг как видео, так и аудио
Минусы: нет многоканального выхода с предварительного усилителя и порта HDMI на фасаде
Вывод:
Выдающийся по функциональности и коммутационным возможностям AV-ресивер Sony STR-DA3700ES позволит обойтись в домашнем кинотеатре без мультимедийного проигрывателя. Индекс ES в данном случае вполне оправдан
Denon AVR-3312
Цена – 46 990 руб.
Свое столетие компания Denon отметила не только выпуском юбилейной серии техники, но и тотальным обновлением всей номенклатуры. Не остался в стороне и наиболее востребованный класс оборудования, выпускаемого этой знаменитой фирмой, — AV-ресиверы
Ресивер AVR-3312 занимает вторую сверху ступень в линейке Denon. При этом топовый на сегодня AVR-4311 еще не обновился, а значит, именно участник нашего соревнования является наиболее технически продвинутым. И действительно, Denon AVR-3312 впитал в себя все самые передовые решения, применяемые в современных системах домашнего кинотеатра. Цифровая коммутация представлена семью входами HDMI, один из которых вынесен на фасад ресивера, и парой выходных разъемов, позволяющих подключать два устройства отображения, например телевизор и проектор. Все порты соответствуют спецификации 1.4a, то есть способны передавать трехмерное видео с дисков 3D Blu-ray. Мультимедийные возможности ограничены работой с аудиоданными — как считываемых с внешних накопителей USB и сетевых DLNA-серверов, так и транслируемых интернет-радиостанциями и другими ресурсами, специализирующимися на аудио, среди которых Flickr, Last.fm и Napster. Причем ресивер нормально воспроизводит файлы WAV и FLAC с параметрами вплоть до 24 бит / 96 кГц. Любителей аналогового звука обрадует наличие фонокорректора для картриджей типа MM. Многоканального аналогового входа аппарат лишен, но полноценный выход 7.2 с предварительного усилителя позволит в будущем развивать систему путем добавления внешних мощников.
Для подключения акустических систем имеются одиннадцать пар терминалов. Нет, каналов усиления здесь всего семь, как и у остальных участников теста, но для удобства коммутации модель предоставляет возможность сразу подсоединить дополнительные фронтальные пары колонок Front High и Front Wide, задействуя их при необходимости через системное меню. Внутренняя компоновка Denon AVR-3312 нам хорошо знакома. Непосредственно за лицевой панелью смонтирована алюминиевая плита с жестяными ребрами, играющая роль радиатора охлаждения выходных каскадов, к ней прикреплена плата усилителей мощности, а остальные электронные узлы собраны в этажерку у задней стенки корпуса. Немного смущает лишь близкое соседство большого силового Ш-образного трансформатора и цифровых блоков ресивера при отсутствии каких-либо мер по экранированию. Впрочем, тестирование показало, что наши опасения оказались напрасны. Традиционно для Denon в аппарате работает звуковой процессор семейства SHARC компании Analog Devices — в данном случае это ADSP-21487.
Оптимизация звучания в конкретных акустических условиях поручена известной системе автоматической калибровки Audyssey MultEQ XT. Она в своих расчетах способна учитывать замеры до шести точек в зале прослушивания, но при желании можно ограничиться и единственным местом, причем в процессе настройки система не только устанавливает основные параметры декодера окружающего звука, но и проводит поканальную эквализацию с целью выравнивания АЧХ. Пожалуй, при сопровождении кинофильмов ресивер Denon продемонстрировал оптимальное соотношение качества цифровой обработки и потенциала усилительной части. Процессор аккуратно извлекал из аудиодорожек самые незначительные штрихи, создавая плотное и крайне детальное звуковое поле с прекрасной локализацией образов. Усилители же обеспечивали очень породистый и натуральный звук, лишенный неуместной яркости. Динамические пики отрабатывались прекрасно, а в спокойных фрагментах саундтрека можно было сполна оценить певучесть и музыкальность почерка Denon AVR-3312.
Результаты измерений:
В аналоговом режиме работы поведение амплитудно-частотной характеристики ресивера Denon AVR-3312 обнаруживает спад в –1,1 дБ на 80 кГц, а неравномерность в полосе слышимых частот составляет 0,1 дБ, что не выделяет аппарат из числа других участников нашего теста. А вот возможность осуществлять частотную коррекцию в НЧ- или ВЧ-области в пределах 5 дБ (рис. 1) в более широкой полосе частот (до 48 кГц) есть только у данной модели. Усилитель успешно работает с различными нагрузками. Максимальная выходная мощность при уровне нелинейных искажений 0,7% составляет 157 Вт для 8 Ом и 216 Вт при сопротивлении 4 Ом (рис. 2) — лучшие показатели в подборке. По коэффициенту демпфирования ресивер, напротив, стал аутсайдером, но, тем не менее, значение достаточное — 62 ед. Взаимовлияние между каналами проявляется слабо, и, несмотря на рост проникающего сигнала, начинающегося уже на СЧ, условная планка в –60 дБ преодолевается лишь в верхней октаве звукового диапазона частот (рис. 3).
Паспортные данные:
Название – Denon AVR-3312 | Выходная мощность, Вт – 7 х 125 (на 8 Ом, при ПКГ 0,05%, в диапазоне 20 Гц — 20 кГц) | Частотная характеристика, Гц – 10—100 000 (–3…+1 дБ, Direct Mode) | Коэффициент нелинейных искажений, % – 0,005 (20 Гц — 20 кГц, Direct Mode) | Соотношение сигнал/шум, дБ – 102 | Энергопотребление, Вт – 670 | Декодирование Dolby TrueHD и DTS-HD HRA/MA – да | Система автокалибровки – да, Audyssey MultEQ XT | Коммутация HDMI v.1.4, входов / выходов – 7 / 2 | Видеоскалер 1080p – да | Конвертер аналоговых видеосигналов в HDMI – да | Видеовходы – композитные (4), S-Video (2), компонентные (2) | Видеовыходы – композитные (3), компонентный | Аудиовходы – Phono, RCA (6), цифровые оптические (2), цифровые коаксиальные (2) | Аудиовыходы – RCA (3), многоканальный аналоговый 7.2 | Дополнительно – тюнер AM/FM (с RDS), Ethernet, USB, DLNA, Internet Radio | Габариты, см – 43,5 x 16,7 x 38,2 | Масса, кг – 11,8
Оценки:
1. Звучание в кино - 95%
2. Звучание музыки - 95%
3. Функции – 90%
4. Эргономика – 95%
Итоговая оценка 95%
Плюсы: филигранный звуковой процессинг, качественное усиление, развитые возможности работы с аудио из Интернета
Минусы: нет многоканального аналогового входа
Вывод:
Пример идеального баланса кинотеатральных способностей и музыкальности, подкрепленный развитыми сетевыми возможностями. Отлично впишется в универсальную систему для кино и музыки
Yamaha RX-A1010 Aventage
Цена – 45 990 руб.
Название новой линейки кинотеатральных ресиверов компании Yamaha составлено из начальных букв нескольких слов, в вольном переводе означающих «AV-развлечения нового века». Модель Yamaha RX-A1010 Aventage занимает в этой серии вторую ступеньку снизу
Новая линейка AV-ресиверов состоит из четырех аппаратов, выполненных в едином свежем дизайне. Внешне из этого ряда выделяется лишь младший ресивер RX-A810 — он немного ниже ростом, и, соответственно, дверца на фасаде, закрывающая вспомогательные клавиши и разъемы оперативной коммутации, у него более узкая, чем у старших собратьев. Основные различия между компонентами серии кроются в мощности многоканального усилителя (и, как следствие, энерговооруженности и весе), коммутационном арсенале и дополнительной функциональности. В этом смысле именно Yamaha RX-A1010 Aventage представляется наиболее взвешенным выбором. Как и у старших моделей, снизу шасси по центру здесь установлена дополнительная опора A.R.T. Wedge, служащая для гашения вибраций и устранения резонансов от расположенного над ней силового трансформатора. Под дверцей на лицевой панели аппарата можно обнаружить не только обычное трио разъемов RCA и оптический вход, но и терминал HDMI для подключения игровой консоли или видеокамеры, а также порт USB. Есть даже редкий по современным меркам вход S-Video, который может оказаться полезным, если вы пользуетесь старым DV-камкордером. Но основной упор, конечно, сделан на коммутацию HDMI. По этому интерфейсу к Yamaha RX-A1010 Aventage можно подключить восемь цифровых источников контента и два устройства отображения — что называется, с запасом.
Все порты соответствуют стандарту HDMI 1.4a, а потому ресивер способен работать с 3D-материалом. Есть здесь также разъемы LAN, USB, коннектор для фирменных док-станций самых популярных «яблочных» гаджетов и сервисный порт RS-232C для интеграции компонента в системы «умного дома». Выгодное отличие ресивера от конкурентов — встроенный фонокорректор ММ для проигрывателя виниловых пластинок с соответствующим картриджем. Модель оборудована ЦАПами Burr-Brown DSD1791 и DSD1796, декодирование и обработка DSP осуществляется фирменными процессорами, а многоканальный усилитель выполнен на дискретных элементах и оснащен эффективной системой охлаждения. Видеопроцессор способен подавлять переходные и москитные шумы и пикселизацию и увеличивать разрешение исходного материала до параметров устройства отображения. Медиаконтент воспроизводится не только с внешних USB-накопителей, но и с серверов DLNA в сети. Встроенный медиаплеер понимает все популярные аудиоформаты, в том числе FLAC, и поддерживает аудио до 24 бит / 96 кГц. Соединение с локальной компьютерной сетью позволяет также командовать ресивером через веб-браузер с персоналки или мобильного устройства. За настройку компонента в конкретных акустических условиях отвечает система автоматической калибровки YPAO, оптимизирующая звучание для нескольких зрительских мест.
С различным по характеру киноматериалом RX-A1010 Aventage управился легко, и результат доставил массу положительных впечатлений. Современные блокбастеры ошеломляли напором и ураганной динамикой. Однако не громом единым — в триллере или психологическом фильме пространство кинозала наполнялось напряжением, а в лентах с богатым музыкальным рядом ресивер преображался и обеспечивал чистые диалоги, тщательно прорисованное музыкальное сопровождение и умелое воссоздание объема. При прослушивании музыки чувствовался некоторый переизбыток яркости и эмоций, хотя последнее наверняка лучше, чем холод и отстраненность. Во всяком случае, явного дисбаланса здесь не наблюдалось. Ритмичные рок-композиции подавались с необходимым задором и драйвом.
Результаты измерений:
Выходные каскады интегрированного в ресивер Yamaha RX-A1010 усилителя мощности обеспечивают высокий и лучший в рамках теста коэффициент демпфирования (180 на 8 Ом, 80 Гц) и возможность работы с низкоомной нагрузкой без снижения качества звука. Максимальная выходная мощность на одном загруженном канале при уровне искажений 0,7% и балласте 8 Ом составляет 125 Вт. При 2-омной нагрузке наблюдается незначительное увеличение нелинейных искажений на высоких мощностях, а максимум в этом случае достигает 250 Вт (рис. 2). АЧХ весьма стабильна в широком диапазоне частот. Значимого спада следует ожидать на частотах не менее 100 кГц (рис. 1). Неравномерность в интервале 20 Гц — 20 кГц составляет 0,08 дБ. Коррекция частотной характеристики возможна в широких пределах (6 дБ), но при этом полоса пропускания устройства будет ограничена 24 кГц. Взаимопроникновение сигнала между каналами фиксируется в области высоких частот с большим уровнем ослабления и на 10 кГц не превышает –88 дБ (рис. 3).
Паспортные данные:
Название – Yamaha RX-A1010 Aventage | Выходная мощность, Вт – 7 х 170 / 110 (на 4 / 8 Ом, при КНИ 0,09%, в диапазоне 20 Гц — 20 кГц) | Частотная характеристика, Гц – 10—100 000 (–3 дБ) | Коэффициент нелинейных искажений, % – 0,02 (на 8 Ом, при 50 Вт, в полосе 20 Гц — 20 кГц) | Соотношение сигнал/шум, дБ – 86 | Энергопотребление, Вт – 470 | Декодирование Dolby TrueHD и DTS-HD (HRA/MA) – да | Система автокалибровки – да, YPAO | Коммутация HDMI v.1.4, входов / выходов – 8 / 2 | Видеоскалер 1080p – да | Конвертер аналоговых видеосигналов в HDMI – да | Видеовходы – композитные (5), S-Video (5), компонентные (4) | Видеовыходы – композитные (2), S-Video (2), компонентный | Аудиовходы – Phono, RCA (4), цифровые оптические (3), цифровые коаксиальные (3), многоканальный аналоговый 7.1 | Аудиовыходы – RCA (2), цифровой оптический, многоканальный аналоговый 7.2 | Дополнительно – тюнер AM/FM (с RDS), Ethernet, USB 2.0, iPod Dock | Габариты, см – 43,5 x 18,2 x 43,2 | Масса, кг – 15,1
Оценки:
1. Звучание в кино - 95%
2. Звучание музыки - 85%
3. Функции – 90%
4. Эргономика – 95%
Итоговая оценка 90%
Плюсы: богатая функциональность, динамичный и детальный саунд, два выхода HDMI, поддержка формата FLAC
Минусы: порой слишком ярко подает музыкальный материал
Вывод:
Новой линейкой ресиверов Aventage компания Yamaha подтвердила статус одного из столпов кинотеатральной отрасли. Уверенная работа с музыкальным материалом стала на этом фоне приятным сюрпризом
Cambridge Audio Azur 551R
Цена – 45 000 руб.
Какое-то время AV-ресиверы в ассортименте британской компании Cambridge Audio были представлены единственной моделью Azur 650R, которая уже изучалась нами в прошлом году. Сегодня же мы знакомимся с младшим братом этого замечательного аппарата, носящим индекс Azur 551R
Cambridge Audio Azur 551R в этом тесте выделяют две черты. Во-первых, он обладает самым небольшим корпусом, высота которого в полтора раза меньше обычных габаритов подобных компонентов. Таким образом, его можно поставить, к примеру, в телевизионную тумбу с малым расстоянием между полками. Кто хоть раз сталкивался с ситуацией, когда AV-ресивер не влезал в имеющуюся мебель, по достоинству оценит это преимущество, но лишь при одном условии — если ради компактности не пришлось идти на компромиссы в качестве звучания. И тут мы переходим к «во-вторых». Так вот, Cambridge Audio Azur 551R оснащен самым мощным среди участников блоком питания, да еще на базе тороидального трансформатора, что тоже реализовано в тесте только в данной модели. Инженерам компании удалось совместить два этих, казалось бы, противоречивых свойства в одном устройстве. А учитывая репутацию англичан в области проектирования усилительной техники, сомневаться, что ватты, полученные от такого блока питания, будут потрачены не зря, не приходится. Ради этого можно простить и единственный выход и всего четыре входа HDMI, ни один из которых не попал на лицевую панель, и отсутствие порта USB, и невозможность интегрировать ресивер в локальную компьютерную сеть. При этом в отличие от старшего брата здесь все же есть видеопроцессор, позволяющий повышать разрешение видео до параметров устройства отображения, да не какой-нибудь, а знаменитый Faroudja DCDi FLI2310. Правда, работает он только с преобразованными сигналами с аналоговых входов — видео с входов HDMI передается на выход без изменений. Кстати, несмотря на компактность корпуса, обычно отражающуюся на коммутационном арсенале, аппарат оборудован не только многоканальным выходом с предварительного усилителя, но и соответствующим входом!
Выделяется этот участник и внутренней компоновкой, знакомой нам по старшей модели Audio Azur 650R. По центру внутреннее пространство корпуса рассечено коробом, образованным литыми ребристыми алюминиевыми радиаторами охлаждения выходных каскадов усилителей мощности. На заднем срезе короба находится вентилятор принудительного охлаждения, выбрасывающий горячий воздух наружу через вентиляционную решетку на тыльной стенке. Платы усилителей мощности располагаются справа и слева от короба. Все тщательно скомпоновано и аккуратно экранировано. Цифровая начинка для обработки звуковых данных такая же, как у Azur 650R, — здесь установлены два 32-разрядных процессора Cirrus Logic CS497004, цифроаналоговое преобразование во фронтальных каналах осуществляет чип Cirrus Logic CS43122, работающий с сигналом в формате 24 бит / 192 кГц, а в тылу трудится ЦАП Cirrus Logic CS52526. В отличие от старшего брата порты HDMI соответствуют спецификации 1.4a, а значит, ресивер можно использовать в системах, поддерживающих трехмерное видео.
Немного непривычно реализовано подключение измерительного микрофона фирменной системы автоматической калибровки CAMCAS: на лицевой панели нет обычного мини-джека и микрофон нужно подключать к левому каналу универсального AV-входа.
При сопровождении кинофильмов Cambridge Audio Azur 551R сразу приятно удивил своей мощностью — уже при уровне –20 дБ увеличивать громкость не хотелось. Обратили на себя внимание тщательная проработка всего рабочего диапазона и впечатляющие макродинамические способности. Напряженные сцены блокбастеров отрабатывались блестяще: напор, мощь — все было на месте. Не снизил ресивер планку качества и при воспроизведении музыкальных композиций — серьезный запас мощности позволил ему выстраивать масштабную сцену, да и ритмичные рок-композиции подавались задорно и с огоньком.
Результаты измерений:
Значение максимальной выходной мощности ресивера Cambridge Audio Azur 551R, измеренное на одном активном канале, среднее по тесту. При 8-омной нагрузке оно составляет 112 Вт. Учитывая указанную в спецификациях высокую максимальную потребляемую мощность, следует предполагать стабильность данного параметра при увеличении количества загруженных каналов. Усилительный каскад работает с широким спектром нагрузок, обеспечивая низкий уровень искажений в рабочей полосе выходных мощностей (рис. 2). Коэффициент демпфирования на НЧ составляет 65 ед. График частотной характеристики при отключенных цепях цифровой обработки демонстрирует полосу пропускания, намного превышающую область слышимых частот (рис. 1). Спад на 80 кГц не более 0,8 дБ. Неравномерность в диапазоне 20 Гц — 20 кГц лежит в пределах 0,11 дБ. Проникновение сигнала между каналами может несколько варьироваться в зависимости от комбинаций проводимых измерений, и мы оцениваем уровень ослабления не менее чем в 58 дБ на 10 кГц (рис. 3).
Паспортные данные:
Название – Cambridge Audio Azur 551R | Выходная мощность, Вт – 7 х 60 (на 8 Ом, при загрузке всех 7 каналов) | Частотная характеристика, Гц – 10—20 000 (–1 дБ) | Коэффициент нелинейных искажений, % – 0,006 (1 кГц) | Соотношение сигнал/шум, дБ – более 90 | Энергопотребление, Вт – 700 | Декодирование Dolby TrueHD и DTS-HD HRA/MA – да | Система автокалибровки – да, CAMCAS | Коммутация HDMI v.1.4, входов / выходов – 4 / 1 | Видеоскалер 1080p – да, Faroudja DCDi | Конвертер аналоговых видеосигналов в HDMI – да | Видеовходы – композитные (2), S-Video (2), компонентные (2) | Видеовыходы – нет | Аудиовходы – RCA (4), цифровые оптические (4), цифровые коаксиальные (4) , многоканальный аналоговый 7.1 | Аудиовыходы – RCA (2), цифровой оптический, цифровой коаксиальный, многоканальный аналоговый 7.1 | Дополнительно – тюнер AM/FM (с RDS) | Габариты, см – 43,0 x 11,0 x 34,0 | Масса, кг – 10,0
Оценки:
1. Звучание в кино - 95%
2. Звучание музыки - 90%
3. Функции – 80%
4. Эргономика – 90%
Итоговая оценка 90%
Плюсы: отличное усиление, компактный корпус, развитая коммутация
Минусы: не принимает поток DSD на вход HDMI, отсутствуют мультимедийные возможности
Вывод:
Очень привлекательный вариант ресивера для системы, в которой есть кому заниматься работой с мультимедийными данными. В тандеме с качественными источниками Cambridge Audio Azur 551R будет выглядеть достойно
Итоговые выводы
Анализируя результаты наших исследований, всех участников можно разделить на две группы. В первую попали модели, конструкторы которых сделали акцент на функциональное оснащение и возможность работы с мультимедиа, в том числе с данными, получаемыми из компьютерных сетей. Такие аппараты давно переросли заданные рассматриваемым классом техники рамки и превратились в по-настоящему универсальные устройства, которым и источник контента в большинстве случаев не нужен. Вторая группа образована классическими AV-ресиверами, чьи создатели концентрируются на совершенствовании базового функционального набора — декодировании многоканальных саундтреков и усилении. Все остальное подтягивается по необходимости — к примеру, если рынок требует совместимости с 3D-видео, значит, прежние типы HDMI-коммутации сменяются версией 1.4. Замечу, речь вовсе не о том, что у представителей первой группы усилители априори хуже, чем у устройств из второй, вопрос лишь в приоритетах развития. С точки зрения экспертов журнала оптимальным выбором будет золотая середина — то есть аппарат, который достигает неплохих результатов по обоим критериям. И среди участников нынешнего сравнения на эту роль лучше всего подошел AV-ресивер Denon AVR-3312, сочетающий развитые функции с точным процессингом и традиционно качественным усилением. И пусть по части мультимедийных возможностей он уступит Sony STR-DA3700ES, по тщательности цифровых обработок не дотянет до Yamaha RX-A1010 Aventage, а по напору и драйву не сможет опередить Cambridge Audio Azur 551R — по совокупности характеристик именно Denon AVR-3312 оказался сегодня лучшим и заслуженно получает титул Best Buy.
При определении судьбы редакционной рекомендации предпочтение было отдано второй группе моделей. Функционально навороченных ресиверов сегодня достаточно много. Но в то же время их функциональный арсенал очень часто оказывается невостребованным ввиду использования столь же богато оснащенных источников контента. Именно для такого случая идеальным вариантом станет аппарат попроще, но с качественным усилением, чтобы сразу же после первого киносеанса не нужно было начинать поиски подходящего внешнего мощника. Обладая этими свойствами, ресивер Cambridge Audio Azur 551R к тому же компактен и встанет в любую телевизионную тумбу. Он и заслуживает нашу рекомендацию.
Анатолий Максименко