Лидеры третьего измерения
Тестируем высококлассные AV-ресиверы за 53 000 - 80 000 рублей
Лидеры третьего измерения
Тестируем высококлассные AV-ресиверы за 53 000 - 80 000 рублей
Выбирая AV-ресивер из этого ценового диапазона, мы уже вправе покапризничать. Аппарат за 2—2,5 тысячи долларов должен не только обладать богатейшей функциональностью и передовым оснащением, но и иметь незаурядные способности по воспроизведению саундтреков
Любой AV-ресивер принято оценивать в двух ипостасях. С одной стороны, его основной функцией является обеспечение домашнего кинозала окружающим звучанием. С другой, современная модель должна уметь не только коммутировать видеосигналы, но и преобразовывать их из одного формата в другой, а при необходимости и изменять параметры картинки. В последнее время становится все более актуальной и третья сторона этих многогранных устройств — способность сделаться полноценным мультимедийным центром домашней системы развлечений. Именно с этих точек зрения мы и попробуем рассмотреть наиболее ярких представителей этого класса техники.
Прогресс в области окружающего звучания во многом определяется появлением новых форматов кодирования саундтреков. Нынешние стандарты кодировки звуковых дорожек, записываемых на диски Blu-ray, допускают не только использование еще большего числа каналов, но и применение в каждом канале алгоритмов компрессии звука без потерь. По-прежнему существенным моментом остается наличие полного набора выходов с предусилителя, позволяющих совершенствовать систему домашнего кинотеатра путем добавления внешних усилителей мощности. При этом востребованность многоканального аналогового входа снижается, уступая место цифровой коммутации.
Видеоподсистема современного AV-ресивера должна быть готова к работе с трехмерным видео, стремительно набирающим популярность. Разнообразие аналоговых видеоинтерфейсов и умение преобразовывать такие сигналы в цифровую форму традиционно подразумеваются, но делаются все менее актуальными. Наиболее продвинутые модели, кроме большого количества портов HDMI для подключения видеоисточников, предлагают два цифровых выхода, позволяющих использовать ресивер в системах с двумя устройствами отображения — к примеру, c видеопроектором и LED-телевизором.
Мультимедийные способности определяются вариантами интеграции аппарата в домашнюю компьютерную сеть, наличием портов USB, возможностью воспроизводить трансляции интернет-радио и широтой перечня форматов мультимедиа, знакомых встроенному в ресивер проигрывателю.
По традиции в ходе теста мы оценивали не только качество сопровождения кинофильмов, но и умение воспроизводить музыкальные композиции. Кроме того, отдельно проверялась работа AV-ресиверов с трехмерным материалом. И здесь нас ждал сюрприз.
Тестовая система
1. Источник 1 – мультимедийный плеер Dune HD Base 3.0
2. Источник 2 – проигрыватель компакт-дисков Bryston BCD-1
3. Источник 3 – проигрыватель дисков 3D Blu-ray Panasonic DMP-BDT100
4. HDMI-кабели – Onetech VHD1202, длина 2 м
5. Аналоговые межблочные и акустические кабели – Analysis Plus
6. Фронтальная акустика – ELAC FS-247
7. Акустика центрального канала – ELAC CC-241
8. Акустика бокового тыла – ELAC FS-247
9. Акустика заднего тыла – ELAC BS-243
10. Активный сабвуфер – ELAC SUB 211.2 ESP
11. Плазменный телевизор – Samsung PS50C6900
Тестовый материал
1. Диск 3D Blu-ray «Аватар», DTS-HD MA
2. Образ диска Blu-ray «Агент 007: Квант милосердия», DTS-HD MA
3. Образ диска Blu-ray «Чужие против Хищника», DTS-HD MA
4. Образ диска Blu-ray «Бэтмен: Темный рыцарь», Dolby TrueHD
5. Образ диска Blu-ray «Mamma Mia!», DTS-HD MA
6. Образ диска DVD «Гладиатор», R1, Signature Selection, DreamWorks Pictures, 86386, DTS-ES
7. Образ диска DVD «Eagles — Hell Freezes Over», DTS
8. CD Blackmore’s Night «Fires At Midnight», SPV GmbH, 088-72430 CDE, PCM 2.0 44,1/16
9. CD Гленн Хьюз, «Building the Machine», SPV GmbH, 085-72372 CD, PCM 2.0 44,1/16
Указанные в статье цены являются ориентировочными.
Рубрикатор:
Стр. 2 - Harman/Kardon AVR660
Стр. 3 - Cambridge Audio Azur 650R
Стр. 4 - Marantz SR6005
Стр. 5 - Onkyo TX-NR1008
Стр. 6 - Pioneer SC-LX73
Стр. 7 - Итоги
Harman/Kardon AVR660
Цена - 79 990 руб.
От флагмана компании модель Harman/Kardon AVR660 отличается лишь более скромной выходной мощностью и неспособностью транслировать видео во вторую зону. В остальном в этом ресивере сконцентрированы все достижения Harman/Kardon в области кинотеатральной техники
Традиционный для Harman/Kardon строгий и солидный дизайн передней панели AVR660 оживляет лишь крупная рукоятка регулятора громкости, внутренняя поверхность которой озаряется голубоватым свечением при включении аппарата. Все остальные органы управления скрыты под крышкой, растянувшейся на всю ширину корпуса. Но терминала HDMI для подключения игровой консоли, фото- или видеокамеры там, к большому сожалению, нет. Центральное место на задней стенке корпуса занимает вентиляционная решетка. Справа и слева от нее разместились роскошные позолоченные акустические терминалы, готовые к подключению семи колонок. Среди многообразия представленных здесь интерфейсов отметим сетевой порт Ethernet для интеграции аппарата в компьютерную сеть, а также фирменный разъем для подключения опциональной док-станции Harman/Kardon Bridge II для «яблочных» гаджетов. Получив доступ в Интернет, ресивер способен транслировать программы сетевых радиостанций, а из хранилищ в домашней сети воспроизводить мультимедийные файлы. Правда, в этом случае сервер должен поддерживать DLNA, а в списке файлов числятся лишь MP3, WMA и JPEG. Выход HDMI тут единственный, что ограничивает возможности использования модели в кинотеатральных системах с двумя устройствами отображения.
Внутреннее пространство корпуса пополам разрезано воздуховодом системы охлаждения, чьи стенки образованы алюминиевыми радиаторами выходных каскадов. Со стороны задней панели перед вентиляционной решеткой установлен большой вентилятор; скоростью его вращения управляет контроллер в зависимости от температуры под крышкой. Непосредственно за передней стенкой слева установлен мощный Ш-образный трансформатор питания.
Система автоматической калибровки EzSet/EQ II удивила обстоятельностью необходимых замеров. В процессе работы она несколько раз просила переставлять измерительный микрофон, причем не только в те места зала, где располагаются зрители. Однако поканальную эквализацию для учета акустических особенностей помещения прослушивания эта система не делает. В технических спецификациях указано, что Harman/Kardon AVR660 оснащен портами HDMI версии 1.3a. Несмотря на это, он прекрасно справился с трехмерным материалом, не просто успешно передав 3D-сигнал на телевизор, но и сопроводив объемную картинку звуком высокого разрешения в формате DTS-HD Master Audio. В обращении аппарата с киноматериалом ощущается американская порода. Саундтреки блокбастеров преподносятся им размашисто и с должным напором, при этом превосходные макродинамические показатели сочетаются с деликатной обработкой мельчайших деталей звукового полотна. Типично американская фактурная подача оказывается кстати и при воспроизведении энергичных рок-композиций, причем здесь AVR660 демонстрирует высокую перегрузочную способность блока питания. Ресиверу удается выстраивать стену звука, что для многоканальных бытовых устройств является очень сложной задачей. Однако камерные записи в его исполнении не отличаются особой теплотой и проникновенностью. При высоких нагрузках слышна работа вентилятора охлаждения; правда, подобные нагрузки подразумевают такой уровень громкости, что этот шум совершенно не мешает. После тестирования вентиляционная решетка на задней стенке корпуса сильно нагрелась.
Результаты измерений:
Ресивер демонстрирует превосходные характеристики по целому ряду критериев. Блок питания обладает высоким энергетическим потенциалом, что, в свою очередь, приводит к незначительному спаду максимальной выходной мощности при увеличении числа нагруженных каналов. Так, если в некоторый момент во всех семи каналах будет воспроизводиться сигнал с максимальным уровнем, то в этом случае ресивер потеряет на выходе лишь 34% от полученного нами значения 132 Вт (8 Ом). Это рекордный показатель в нашей подборке. Выходной тракт гораздо лучше, чем у соперников, справляется и с низкоомной нагрузкой, что можно видеть на рис. 2. Коэффициент демпфирования достигает 90 единиц. Поведение амплитудно-частотной характеристики Harman/Kardon AVR660, работа темброблока (рис. 1), взаимопроникновение сигнала между каналами (рис. 3) и ряд других характеристик отличаются от соответствующих показателей моделей-конкурентов в меньшей степени.
Паспортные данные:
Название – Harman/Kardon AVR660 | Выходная мощность, Вт – 7 х 75 (на 8 Ом, 20 Гц — 20 кГц, КНИ менее 0,07%) | Энергопотребление, Вт – 1220 | Декодирование – Dolby Pro Logic II / IIx, LPCM 7.1, Dolby Digital, Dolby TrueHD, DTS, DTS-HD Master Audio, DSD | Частотная характеристика (–3 дБ), Гц – 10—130 000 | Гармонические искажения (20 Гц — 20 кГц, 8 Ом), % – 0,07 | Система автокалибровки – EzSet/EQ II | Коммутация HDMI v.1.3a, входов / выходов – 4 / 1 | Видеовходы – композитные (4), S-Video (3), компонентные (3) | Видеовыходы – композитные (2), S-Video (2), компонентный | Аудиовходы – RCA (6), многоканальный аналоговый 7.1, цифровые оптические (4), цифровые коаксиальные (4) | Аудиовыходы – RCA (2), многоканальный аналоговый 7.2, цифровой оптический, цифровой коаксиальный | Дополнительно – Faroudja DCDi, порты USB и Ethernet, док-станция для iPod/iPhone, дополнительный пульт ДУ для второй зоны | Габариты, см – 44,0 x 16,5 x 43,5 | Масса, кг – 19
Оценки:
Звучание в кино - 95%
Звучание музыки - 90%
Функции - 90%
Эргономика - 95%
Итоговая оценка - 95%
Плюсы: солидная конструкция, динамичный и напористый саунд, два пульта ДУ в комплекте
Минусы: один выход HDMI, нет входа HDMI на фасаде
Вывод:
Настоящий американский кинозвук от одного из законодателей мод в области домашнего кинотеатра сочетается в этом AV-ресивере с неплохой функциональной оснащенностью, включающей совместимость с 3D
Cambridge Audio Azur 650R
Цена - 55 000 руб.
Единственный — значит лучший! В номенклатуре британской компании Cambridge Audio AV-ресиверы представлены только моделью Azur 650R, высокую энерговооруженность и богатую функциональность сочетающей с доступной ценой
Да, здесь всего лишь один выход и три входа HDMI, ни один из которых не попал на лицевую панель, нет порта USB и возможности интегрировать ресивер в локальную компьютерную сеть. По HDMI ресивер не примет поток DSD, а способности видеочасти ограничены коммутацией сигналов и транскодированием аналоговых видеопотоков. Но с другой стороны, все, что касается окружающего звучания и работы в составе системы домашнего кинотеатра, здесь на высшем уровне. То есть основное внимание разработчики уделили не опциональным функциям, а всему тому, что наверняка будет востребовано в полной мере. Прежде всего речь идет об усилительном тракте и системе энергоснабжения. Блок питания мощностью 1,4 кВт с запасом обеспечивает потребности всех семи каналов усиления. Цифровой блок построен на двух 32-разрядных процессорах Cirrus Logic CS497004. Цифроаналоговое преобразование во фронтальных каналах поручено чипу Cirrus Logic CS43122, а в каналах объемного звучания трудится ЦАП Cirrus Logic CS52526. Несмотря на то что порты HDMI соответствуют версии 1.3c, аппарат уверенно работает с трехмерным видео, сопровождая его саундтреком в высоком разрешении, что позволяет использовать данную модель в самых современных системах домашнего кинотеатра.
На фасаде из алюминиевой плиты выделяется рукоятка регулятора громкости справа от информационного дисплея. Селектор входов организован в виде набора клавиш прямого выбора, выстроенных в ряд под экраном. Под заглушкой на лицевой панели скрыты лишь стандартный AV-вход на трех разъемах RCA, порт S-Video и цифровой оптический вход.
Основной выключатель питания расположен на задней стенке рядом с сетевым разъемом, что не слишком удобно при установке аппарата в стандартную стойку, однако на фасаде есть клавиша Standby, отчасти решающая эту проблему. Центральную часть задней стенки занимает большая вентиляционная решетка, что напомнило компоновку коммутационной панели предыдущего участника соревнования. И точно, решение с внутренним воздуховодом, образованным радиаторами охлаждения выходных каскадов, применено и здесь. Правда, в Cambridge Audio Azur 650R воздуховод открыт с двух концов — со стороны лицевой панели этот канал изгибается и упирается в вентиляционные прорези в верхней крышке. И по обоим же концам воздуховода стоят вентиляторы — грамотное решение. Семь пар обычных пластмассовых акустических терминалов снабжены цветной маркировкой, облегчающей коммутацию системы окружающего звучания. Такая маркировка применяется и для остальных интерфейсов, что вкупе с логичным расположением разъемов упрощает установку аппарата. Но пульт ДУ показался нам не слишком удобным — клавиши все одинаковые, расположены симметрично и лишены подсветки, а подписи совсем мелкие. В результате в полумраке кинозала пользоваться пультом затруднительно.
Но все эти мелкие недочеты отходят в тень, как только ресивер вступает в дело. При сопровождении кинофильмов он формирует детальную звуковую картину с четким позиционированием источников звука в пространстве. Ему свойственна более мягкая, чем у американца, подача, однако смягчение отмерено здесь очень точно, чтобы сохранить необходимый напор и драйв. Такой характер исполнения оказывается кстати и при воспроизведении музыкальных композиций самых разных жанров.
Результаты измерений:
Граничная частота полосы пропускания аудиотракта при отключенных блоках цифровой обработки звука располагается высоко в надтональной области. Спад АЧХ на частоте 80 кГц составляет 1,8 дБ. Возможности корректировки тембров достигают +/-10 дБ. На рис. 1 заметна небольшая асимметрия в расположении графиков в крайних положениях регуляторов и ограничение по полосе пропускания, не превышающее 24 кГц. Среди участников нашей подборки ресивер обеспечивает сравнительно высокую выходную мощность для одного активного канала (170 Вт / 8 Ом). Здесь важно отметить, что при полной загрузке всех семи каналов это значение не будет ниже 100 Вт. Оценить работу выходного тракта и крайне малый уровень искажений при различных нагрузках можно по рис. 2. Проникновение сигнала между каналами легко фиксируется измерительным оборудованием, но уровень не превышает порога различимости во всей полосе рабочих частот (рис. 3).
Паспортные данные:
Название – Cambridge Audio Azur 650R | Выходная мощность, Вт – 7 х 100 (на 8 Ом) | Энергопотребление, Вт – 1400 | Декодирование – Dolby Pro Logic II / IIx, LPCM 7.1, Dolby Digital, Dolby TrueHD, DTS, DTS-HD Master Audio | Частотная характеристика (–1 дБ), Гц – 10—20 000 | Гармонические искажения (1 кГц, 8 Ом), % – менее 0,006 | Система автокалибровки – CAMCAS | Коммутация HDMI v.1.3c, входов / выходов – 3 / 1 | Видеовходы – композитные (5), S-Video (5), компонентные (3) | Видеовыходы – композитный, S-Video, компонентный | Аудиовходы – RCA (8), многоканальный аналоговый 7.1, цифровые оптические (6), цифровые коаксиальные (5) | Аудиовыходы – RCA (2), многоканальный аналоговый 7.1, цифровые оптические (2), цифровые коаксиальные (2) | Габариты, см – 43,0 x 15,0 x 42,0 | Масса, кг – 15
Оценки:
Звучание в кино - 95%
Звучание музыки - 90%
Функции - 85%
Эргономика - 90%
Итоговая оценка - 90%
Плюсы: комфортное и одновременно динамичное звучание, хорошая энерговооруженность
Минусы: отсутствие портов USB и сетевого интерфейса, не слишком удобный пульт ДУ
Вывод:
Сравнительно скромные функциональные возможности этого ресивера с лихвой компенсируются впечатляющим звучанием и привлекательной ценой. Интересный вариант для системы, строго ориентированной на демонстрацию фильмов
Marantz SR6005
Цена - 53 000 руб.
Второй участник нашего состязания, в списке достоинств которого значится привлекательный ценник, внешне ничем не выдает разницу в стоимости с конкурентами по тесту.
В поисках внятного объяснения попробуем копнуть поглубже
Традиционная для компонентов Marantz изогнутая лицевая панель состоит из трех отдельных секций: центральная изготовлена из золотистого металла, а боковые из пластика, ловко имитирующего благородный металлический блеск. Крупные рукоятки регулятора громкости и селектора входов, обрамляющие информационный дисплей, тоже сделаны из металлизированного пластика. Все второстепенные органы управления и разъемы скрыты за дверцей под дисплеем. Помимо обычного набора из стандартного AV-входа и цифрового оптического порта там есть терминал USB для подключения эппловских гаджетов либо флешки или внешнего жесткого диска с мультимедийными файлами. Правда, возможности интеграции в компьютерную сеть этот ресивер, как и предыдущий участник, лишен. Зато Marantz SR6005 предлагает целых шесть входов HDMI версии 1.4, что позволяет задействовать его в развитом развлекательном комплексе, поддерживающем трехмерное видео, хотя наличие только одного выхода HDMI осложняет использование аппарата в системах с двумя устройствами отображения. Кроме того, здесь реализован новый алгоритм пространственного звучания Dolby Pro Logic IIz, а коммутационную панель украшают девять пар акустических терминалов. Многоканальный аналоговый выход откроет двери возможному апгрейду системы, а аналогичный вход позволит при желании использовать многоканальный декодер, установленный в источнике. Обращает на себя внимание и фирменный порт M-XPort для подсоединения различных опциональных модулей расширения. Кстати, уже сегодня можно приобрести беспроводной приемник Marantz RX101, который даст возможность подключать различные мобильные гаджеты посредством Bluetooth по протоколу A2DP.
Сердце цифровой подсистемы аппарата — высокопроизводительный 32-разрядный SHARC-процессор Analog Devices ADSP 21367. За обработку видео отвечает чип Anchor Bay ABT2015. Таким образом, ресивер способен не только коммутировать потоки HDMI и транскодировать аналоговые видеосигналы в цифровую форму, но и адаптировать их к параметрам устройства отображения. За калибровку отвечает популярная система Audyssey MultEQ, причем здесь она в процессе своей работы не требует выполнять измерения как минимум для трех мест прослушивания — при желании процесс можно завершить даже после первого цикла. Как и обещано в технической спецификации, Marantz SR6005 прекрасно справляется с 3D-материалом, сопровождая трехмерное видео саундтреком в высоком разрешении. При воспроизведении кинодорожек ресиверу свойственна очень мягкая подача, нивелирующая динамические всплески в самых напряженных сценах. Чтобы получить сравнимый уровень звукового давления, приходится выкручивать ручку громкости на ощутимо больший угол, чем у предыдущих участников. В то же время нельзя не отметить идеальную пространственную проработку и тщательность формирования самых незначительных штрихов звукового полотна. Если бы к столь точному процессингу добавить остроту и напор подачи… В музыке предпочтение предсказуемо отдается спокойным камерным жанрам в исполнении акустических инструментов, энергичным же рок-композициям чуть не хватает задора и драйва. Впрочем, в данном случае это скорее придирки — на музыкальном поприще такая мягкая манера более уместна.
Результаты измерений:
Marantz SR6005 демонстрирует превосходную линейность АЧХ (рис. 1). Неравномерность ее хода в полосе звуковых частот не превышает 0,09 дБ, спад значения на частоте 80 кГц составляет всего 1 дБ. Активация цифрового процессора приводит к сужению полосы пропускания до уровня 44 кГц, при этом доступны тембральные регулировки в пределах +/-6 дБ. Усилительный тракт справляется даже с нагрузкой, имеющей сопротивление 2 Ом, но с ограничениями по максимальной выходной мощности (рис. 2). Для балласта 8 Ом значение этого показателя составило 150 Вт. Здесь следует отметить, что отдаваемая ресивером мощность будет в значительной степени снижаться по мере увеличения загрузки каналов. Коэффициент демпфирования усилительного тракта самый низкий в нашем тесте — всего 50 единиц. Уровень искажений удерживается в пределах тысячных долей процента в большей части звуковых частот. Взаимовлияние между каналами достаточно высокое (рис. 3).
Паспортные данные:
Название – Marantz SR6005 | Выходная мощность, Вт – 7 х 110 (на 8 Ом, 20 Гц — 20 кГц, КНИ 0,08%) | Энергопотребление, Вт – 650 | Декодирование – Dolby Pro Logic II / IIx / IIz, LPCM 7.1, Dolby Digital, Dolby TrueHD, DTS, DTS-HD Master Audio, DSD | Частотная характеристика (–3 дБ, Direct), Гц – 10—100 000 | Гармонические искажения – нет данных | Система автокалибровки – Audyssey MultEQ | Коммутация HDMI v.1.4, входов / выходов – 6 / 1 | Видеовходы – композитные (5), компонентные (3) | Видеовыходы – композитные (2), компонентный | Аудиовходы – RCA (6), цифровые оптические (3), цифровые коаксиальные (2), многоканальный 7.1 | Аудиовыходы – RCA (2), многоканальный аналоговый 7.2, цифровой оптический | Дополнительно – Anchor Bay ABT2015, порт USB | Габариты, см – 44,0 x 16,1 x 38,9 | Масса, кг – 11,8
Оценки:
Звучание в кино - 90%
Звучание музыки - 95%
Функции - 90%
Эргономика - 90%
Итоговая оценка - 90%
Плюсы: богатая функциональность, солидный дизайн, интеллигентная подача музыкальных композиций
Минусы: отсутствие порта HDMI на лицевой панели, невозможность интеграции
в локальную сеть
Вывод:
Очень музыкальный ресивер, совмещающий богатое функциональное оснащение, солидный дизайн и привлекательную цену. Может заинтересовать меломана, который не прочь скоротать вечер за просмотром любимого фильма
Onkyo TX-NR1008
Цена - 69 000 руб.
Единственный в тесте ресивер с девятью каналами усиления на борту предлагает японская компания Onkyo. Мы попробовали проследить за переходом количества в качество
Оснащенности устройства можно позавидовать. Семи входов HDMI, один из которых разместился на лицевой панели, хватит для подключения источников сигнала в самой навороченной кинотеатральной системе. Два независимых выхода HDMI позволят использовать в кинозале проектор и телевизор. Для перфекционистов предлагается возможность реализовать полноценную многоканальную схему 9.2 с дополнительной фронтальной парой АС, причем приобретать для этого внешние усилители мощности не понадобится — на борту ресивера уже присутствуют все девять усилителей. Опциональная док-станция Onkyo UP-A1 позволяет полностью интегрировать в систему iPod или iPhone, а расширение Onkyo UP-DT1 откроет пользователю мир цифрового радиовещания DAB. Подключение к локальной компьютерной сети даст возможность воспроизводить из сертифицированных DLNA сетевых хранилищ широкий спектр звуковых файлов (в том числе в популярном формате без потерь FLAC) с параметрами вплоть до 24 бит / 96 кГц. Кроме того, эти файлы могут считываться с внешних жестких дисков или флешек с интерфейсом USB — соответствующий порт находится на фасаде корпуса. Если домашняя компьютерная сеть имеет выход в Интернет, то Onkyo TX-NR1008 распахнет окно в мир сетевого радио, где расстояние — не помеха.
Ресивер выполнен в классическом дизайне Onkyo, которому компания верна не один десяток лет. Скошенная лицевая панель с крупной ручкой регулятора громкости справа, прямоугольником клавиши Standby с противоположной стороны и стройным рядом кнопок селектора входов под люминесцентным дисплеем запомнилась мне еще со времен бешеной популярности модели 575. Все второстепенные органы управления, а также полезные для оперативного доступа интерфейсы скрыты за откидной дверцей — там нашлось место не только разъему USB, но и порту HDMI для удобного подключения игровой консоли, фото- или видеокамеры.
Непосредственно за лицевой панелью по центру установлен мощный Ш-образный трансформатор, по бокам от которого в днище смонтированы два крупных вентилятора. Каждый из девяти каналов усиления выполнен в виде отдельного небольшого модуля, вставленного в материнскую плату. Цифроаналоговое преобразование осуществляют аудиофильские чипы Burr-Brown PCM1690 и PCM1789. Видеоподсистема построена на процессоре Faroudja DCDi. Системное меню отличается обилием различных параметров. По гибкости настроек Onkyo TX-NR1008 готов претендовать на лидерство в тесте. Звучание ресивера при сопровождении кинофильмов кажется слишком деликатным. Точный процессинг аккуратно создает тончайшую паутину образов, обволакивающую слушателя и доносящую до него каждый нюанс саундтрека, но при этом резкие акценты и масштабные катаклизмы столь же аккуратно причесываются и приглаживаются. В такой же манере воспроизводятся и энергичные рок-композиции — правильные, ровные и немного стерильные, они в определенной степени утрачивают неистовство и удаль. В музыке ресивер предпочитает более спокойные жанры с преобладанием акустических инструментов — тут его таланты раскрываются в полной мере.
Результаты измерений:
В технических описаниях Onkyo TX-NR1008 в графе выходной мощности достаточно часто можно видеть значение 9 х 180 Вт, что вызывает недоумение, учитывая, что тут же указана максимальная потребляемая мощность 830 Вт. Однако упрекать производителя здесь не за что. Эта величина соответствует максимальной выходной мощности на 1 канале при нагрузке 6 Ом на частоте 1 кГц и подтверждается нашими измерениями: 150 Вт на 1 канал при нагрузке 8 Ом, на частоте 1 кГц и при 0,7% КНИ. Возвращаясь назад, к потребляемой мощности, можно оценить изменение последнего значения с увеличением числа активных каналов. Мощности блока питания ресивера явно недостаточно для такой технической вооруженности. В остальном все хорошо. Линейность АЧХ превосходная (лучшая в тесте; рис. 1), уровень нелинейных искажений в рабочем диапазоне невысок (рис. 2), взаимопроникновение сигнала значительно ниже порога слышимости (рис. 3).
Паспортные данные:
Название – Onkyo TX-NR1008 | Выходная мощность, Вт – 9 х 135 (на 8 Ом, 20 Гц — 20 кГц, КНИ 0,08%, загрузка двух каналов) | Энергопотребление, Вт – 830 | Декодирование – Dolby Pro Logic II / IIx / IIz, LPCM 7.1, Dolby Digital, Dolby TrueHD, DTS, DTS-HD Master Audio, DSD | Частотная характеристика, Гц – 5—100 000 | Гармонические искажения, % – 0,08 (135 Вт, 8 Ом) | Система автокалибровки – Audyssey MultEQ XT | Коммутация HDMI v.1.4a, входов / выходов – 7 / 2 | Видеовходы – композитные (5), S-Video (4), компонентные (2), VGA DB15 | Видеовыходы – композитный, S-Video (2), компонентный | Аудиовходы – Phono, RCA (7), цифровые оптические (3), цифровые коаксиальные (3), многоканальный 7.1 | Аудиовыходы – RCA (2), многоканальный аналоговый 9.2 | Дополнительно – THX Select 2 Plus, ISF, Faroudja DCDi, порты USB и Ethernet | Габариты, см – 43,5 x 19,8 x 43,5 | Масса, кг – 18,7
Оценки:
Звучание в кино - 90%
Звучание музыки - 90%
Функции - 95%
Эргономика - 95%
Итоговая оценка - 90%
Плюсы: богатейшая функциональность, развитые коммутационные возможности, точный процессинг
Минусы: слишком деликатная подача насыщенных действием саундтреков
Вывод:
Кладезь современных технологий, спроектированный по принципу «все, чего пожелаете, и даже больше», ресивер Onkyo TX-NR1008, несомненно, найдет свою армию поклонников
Pioneer SC-LX73
Цена - 69 990 руб.
Сможет ли хоть что-то, кроме благодарности от «Гринписа», противопоставить другим участникам теста ресивер, в технических характеристиках которого указана потребляемая мощность 330 Вт? Не спешите с выводами!
Строгая и солидная передняя панель отливает черным рояльным лаком. На ней выделяются лишь крупные рукоятки селектора входов и регулятора громкости. Второстепенные органы управления, разъемы оперативного доступа, гнездо для наушников и разъем для измерительного микрофона скрыты под крышкой, оснащенной микролифтом. И поскольку среди прочего там нашлось место для порта USB и входа HDMI, то проблем с подключением мобильных гаджетов и внешних накопителей с мультимедийными файлами не будет. На задней стенке корпуса для коммутации источников есть еще пять входов и пара цифровых выходов HDMI, что позволяет использовать Pioneer SC-LX73 в продвинутых системах с двумя устройствами отображения. На коммутационной панели обращают на себя внимание девять пар акустических терминалов и многоканальный выход 9.1, дающий возможность реализовать полную схему окружающего звучания путем подключения дополнительного двухканального усилителя мощности (собственных мощников у ресивера всего семь). Изюминка старших моделей Pioneer — усилители Direct Energy HD, совместное детище компаний Pioneer и ICEpower. Они работают в классе D, характеризующемся высоким КПД, и благодаря технологиям фирмы ICEpower отличаются точным звучанием в строгом соответствии с канонами High Fidelity. Усилители заключены в глухой металлический кожух и занимают весь подвал у задней стенки. Именно использование этих блоков позволило снизить энергопотребление аппарата до столь скромных значений и обойтись без тяжелых радиаторов охлаждения и шумных вентиляторов.
Донести до слушателя тончайшие нюансы саундтреков высокого разрешения в Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio помогают мощный звуковой процессор Freescale и цифроаналоговые конвертеры, работающие с данными в формате 32 бит /192 кГц. Учесть акустические особенности кинозала и эффективно бороться с резонансами и стоячими волнами позволит лучшая на сегодня система автоматической калибровки Advanced MCACC, усиленная функцией Full Band Phase Control, которая обеспечивает фазовое согласование сигналов всех каналов. Работу этой системы мы единодушно признали эффективной: кристально чистое и детальное звучание с энергичным и собранным басовым регистром лишено бубнения и гула — спутников так называемых стоячих волн и паразитных резонансов помещения. При сопровождении кинофильмов ресивер демонстрирует впечатляющую динамику и масштабность звукового полотна в самых напряженных сценах. И это при столь скромном аппетите! Справившись со всеми тестовыми саундтреками без намека на перегрузку, аппарат остался лишь теплым. Традиционная для Pioneer тщательнейшая проработка самых мелких деталей звуковых дорожек в сочетании с четкой и хлесткой расстановкой акцентов создает удивительное ощущение присутствия в самой гуще событий. На музыкальном же материале при сохранении общего характера звучания, отличающегося бережным сохранением послезвучий, проявляется некоторая сухость, свойственная усилителям класса D.
Результаты измерений:
По большинству измеренных параметров ресивер Pioneer SC-LX73 является лидером нашего теста, и в первую очередь это относится непосредственно к характеристикам усилителя сигнала. Выходная мощность на нагрузку 8 Ом при уровне нелинейных искажений 0,7% составила 180 Вт (рис. 2). Коэффициент демпфирования равен 225. Взаимопроникновение сигнала между каналами практически отсутствует (рис. 3). Есть некоторые недочеты в части линейности амплитудно-частотной характеристики (рис. 1), конкретно ее рост в области высоких частот, величина которого изменяется при различных нагрузках и мощностях, однако это свойственно усилителям подобного класса. В качестве компенсации мы имеем широкую полосу пропускания даже при активном эквалайзере (фиолетовый граф). Существующие ограничения при работе с нагрузкой в 2 Ом не являются в рамках данного теста большим недостатком, так как в той или иной степени присутствуют у всех участников.
Паспортные данные:
Название – Pioneer SC-LX73 | Выходная мощность, Вт – 7 х 140 (на 8 Ом, 20 Гц — 20 кГц, КНИ 0,08%) | Энергопотребление, Вт – 330 | Декодирование – Dolby Pro Logic II / IIx / IIz, LPCM 7.1, Dolby Digital, Dolby TrueHD, DTS, DTS-HD Master Audio, DSD | Частотная характеристика (–3 дБ, Pure Direct), Гц – 5—100 000 | Гармонические искажения, % – 0,05 (130 Вт, 8 Ом, 20—20 000 Гц) | Система автокалибровки – Advanced MCACC | Коммутация HDMI v.1.4a, входов / выходов – 6 / 2 | Видеовходы – композитные (4), компонентные (3) | Видеовыходы – композитный, компонентный | Аудиовходы – Phono, RCA (7), цифровые оптические (3), цифровые коаксиальные (2), многоканальный 7.1 | Аудиовыходы – RCA (4), многоканальный аналоговый 9.1 | Дополнительно – THX Select 2 Plus, порты USB и Ethernet | Габариты, см – 42,0 x 20,0 x 46,0 | Масса, кг – 18,5
Оценки:
Звучание в кино - 95%
Звучание музыки - 90%
Функции - 95%
Эргономика - 95%
Итоговая оценка - 95%
Плюсы: совершенная система автокалибровки, мощный процессинг, точное и динамичное звучание в кино
Минусы: некоторая сухость подачи музыкальных композиций, отсутствие основного выключателя питания
Вывод:
Фирменная концепция ресиверов Pioneer — совершенный процессинг за разумные деньги — сегодня подкрепляется неординарными усилителями, преображающими звучание многоканального аппарата, в особенности при сопровождении кинофильмов
Итоги
Пытаясь выявить лучшего в столь недешевом ценовом сегменте, в итоге выбираешь лучшего из лучших. То есть любой из участников нашего соревнования достоин занять место в хорошей кинотеатральной системе, а выбор в немалой степени зависит от конкретных пожеланий к функциональности и от вкуса хозяина. Причем речь идет не только о вкусе к звуковоспроизведению (одни любят порезче, другие помягче), но и о жанровых предпочтениях в кинематографе, определяющих востребованность той или иной черты в характере ресивера. Или вот еще примеры. Если у вас в системе в роли единственного устройства отображения работает телевизор, то так ли уж в этом случае важно количество выходов HDMI у AV-ресивера? А когда перечень источников ограничен мультимедийным сетевым проигрывателем, то не все ли равно, сколько на коммутационной панели цифровых входов, есть ли порт HDMI на фасаде и способен ли аппарат переводить аналоговое видео в цифровую форму?
Тем не менее нам предстоит решить непростую задачу — выявить лучших. Безусловно, мы не могли обойти вниманием самые доступные по цене модели. Пусть они не в силах тягаться с более дорогостоящими соперниками в части функциональной оснащенности, но по основному профилю — сопровождению кинофильмов — конкурировали с ними на равных. В этом плане особенно порадовал Cambridge Audio Azur 650R, заслуживший звание Editor’s Choice. Совершенный процессинг сочетается у него с очень качественным усилительным трактом. Однако самая сложная дилемма ждала нас при рассмотрении вопроса о том, кто получит редакционную рекомендацию. Нафаршированный под завязку технологиями, интерфейсами и каналами усиления Onkyo TX-NR1008 противостоял американской классике Harman/Kardon AVR660 — не столь богато оснащенной, но с крутым норовом и взрывной удалью. После долгих дебатов предпочтение было с минимальным перевесом отдано более эмоциональной подаче. А сейчас, наконец, о приятном. В очередной раз кандидатура победителя не вызвала особых разногласий. Возможно, нам просто близок пионеровский звук или дает о себе знать эффект привыкания после многочисленных тестов, а может, Pioneer SC-LX73 действительно умеет погрузить в эпицентр происходящего на экране, но его подача саундтреков показалась нам самой впечатляющей. Чей вклад в такой результат наиболее значим — совершенной системы автокалибровки, ловко нащупывающей гармонию электроники ресивера и особенностей акустических систем с окружающими условиями, мощного звукового процессинга или незнакомого и загадочного, но несомненно неординарного усиления? Скорее всего, дело в сочетании этих факторов.
Анатолий Максименко