Громовержцы

Активные сабвуферы в ценовой категории 90 000 руб

Громовержцы
Активные сабвуферы в ценовой категории 90 000 руб.

Для каждого класса аппаратуры существует некая качественная грань, за которой не только меняется отношение к продукту в целом, но и становятся более жесткими критерии оценки компонента. В этом сравнительном тесте, кроме собственно определения лучшего сабвуфера, мы попытались выявить такую границу
Для сабвуферов приближение к ценовому порогу в 100 тысяч рублей означает проникновение на территорию High End. Именно здесь утилитарный басовый модуль для отработки низкочастотных спецэффектов в домашнем кинотеатре превращается в высокотехнологичную активную акустическую систему с широкими возможностями по настройке, микропроцессорным управлением и шикарной отделкой. Кроме того, где-то здесь проходит рубеж, преодолев который сабвуфер выходит за рамки использования лишь в домашнем кинотеатре, — такой аппарат можно смело пробовать включать в состав высококлассной стереосистемы как ассистента полочной акустике. Почему лишь пробовать? Дело в том, что согласование работы АС в трифонике — задача нетривиальная сама по себе, вне зависимости от стоимости компонентов этого трифоника. Впрочем, вернемся к сабвуферам. Если в бюджетном секторе наблюдается преобладание фазоинверторных конструкций, то здесь преимущество отдается акустическому оформлению динамических головок в закрытом корпусе. Причины этого кроются в основном в области законов физики. Самый честный способ заставить НЧ-модуль корректно воспроизводить нижнюю часть звукового спектра — применение излучателя большого диаметра. А чтобы не задушить крупный динамик в корпусе сабвуфера, корпус должен быть объемным. Кроме того, чем больше и тяжелее динамическая головка, тем более мощный усилитель необходим для ее раскачки. В итоге все это выливается в немалые затраты на изготовление подобных устройств и, как следствие, в их цену. Среди вошедших в сегодняшнюю подборку аппаратов три выполнены в закрытом корпусе, два используют проверенный фазоинвертор и в одном работает пассивный радиатор — схема, призванная сочетать преимущества двух других вариантов. Исследование работы конкурсантов в составе трифоника не входило в план тестирования — мы сконцентрировались на использовании сабвуферов в многоканальной системе с отдельным низкочастотным каналом. Впрочем, это вовсе не значит, что в программе испытаний отсутствовал музыкальный материал — исполнительским способностям участников традиционно было уделено самое пристальное внимание.

Тестовая система

1. Источник 1 – мультимедийный плеер Dune HD Base 3.0
2. Источник 2 – проигрыватель дисков 3D Blu-ray Panasonic DMP-BDT100
3. AV-ресивер – Pioneer SC-LX75
4. HDMI-кабели – Onetech VHD1202, длина 2 м
5. Аналоговые межблочные и акустические кабели – Analysis Plus
6. Фронтальная акустика – ELAC FS-247
7. Акустика центрального канала – ELAC CC-241
8. Акустика бокового тыла – ELAC FS-247
9. Акустика заднего тыла – ELAC BS-243
10. Плазменный телевизор – Samsung PS50C6900

Тестовый материал

1. Диск 3D Blu-ray «Аватар», DTS-HD MA
2. Образ диска Blu-ray «Агент 007: Квант милосердия», DTS-HD MA
3. Образ диска Blu-ray «Чужие против Хищника», DTS-HD MA
4. Образ диска Blu-ray «Бэтмен: Темный рыцарь», Dolby TrueHD 
5. Образ диска Blu-ray «DTS Demonstration Disc 16», DTS-HD MA
6. Образ диска Blu-ray «Peter Gabriel: New Blood - Live in London», DTS-HD MA
7. Образ диска DVD «Eagles — Hell Freezes Over», DTS


Указанные в статье цены являются ориентировочными.

Рубрикатор:

Стр. 2 - Monitor Audio Gold GXW15
Стр. 3 - Focal Profile SW 908
Стр. 4 - Dynaudio Sub 600 
Стр. 5 - Legacy Audio Metro 
Стр. 6 - MJ Acoustics Reference I Mk III
Стр. 7 - Triad InRoom Silver DSP Sub
Стр. 8 - Итоговые выводы

Monitor Audio Gold GXW15
Цена – 99 900 руб.

Выражение «размер имеет значение» для сабвуферов особенно актуально. Чем крупнее и тяжелее аппарат вообще и его излучатель в частности, тем проще обеспечить воспроизведение наиболее низких нот. Модель Monitor Audio Gold GXW15 выделяется среди участников нашего соревнования самой большой динамической головкой, диаметр диффузора которой равен 15 дюймам, и самым серьезным весом
Сабвуфер Gold GXW15 принадлежит ко второй сверху линейке акустических систем британской компании Monitor Audio, выше позиционируется только модель Platinum PLW15. Причем в обоих аппаратах используется динамическая головка с диффузором диаметром 15 дюймов, изготовленным из фирменного материала C-CAM. Длинный рабочий ход диффузора, его большой диаметр и массивная магнитная система позволяют динамику воспроизводить без искажений сигналы вплоть до 18 Гц. Для раскачки столь серьезной нагрузки необходимо мощное усиление. Эта задача в Monitor Audio Gold GXW15 возложена на усилитель D2Audio, работающий в классе D и развивающий до 650 Вт в продолжительном режиме. При пиковых нагрузках его мощность возрастает до рекордного значения в 1,2 кВт. Массивный кабинет из панелей MDF толщиной 25 мм покрыт роскошным рояльным лаком черного цвета. Производитель предлагает на выбор шесть вариантов отделки этой модели, так что подобрать подходящий к интерьеру оттенок труда не составит. Сабвуфер установлен на мощные резиновые ножки, но в комплекте есть и металлические шипы. В конструкции использовано акустическое оформление излучателя в закрытом корпусе, что обещает быстрый и упругий бас. Весь фасад отдан огромному динамику, защищенному съемным матерчатым грилем на тяжелом основании из MDF, а на верхней грани аппарата расположены небольшой информационный дисплей с хорошо читаемыми символами красного цвета, джойстик управления системным меню и вход для измерительного микрофона. Последний нужен для работы системы автоматической калибровки звучания сабвуфера в конкретных акустических условиях LEO (Listening Environment Optimizer) — она на основании серии измерений при помощи микрофона и тестовых сигналов компенсирует неравномерность АЧХ басового модуля, вызванную акустическими особенностями кинозала. Понятно, что здесь реализовано микропроцессорное управление с активным участием DSP-процессора. Все настройки сабвуфера выполняются через системное меню, для навигации по которому и для оперативного управления устройством в комплекте присутствует небольшой и удобный пульт ДУ. Помимо клавиш управления меню имеются также кнопки прямого выбора пресетов эквалайзера, активизации системы калибровки и ночного режима работы. Применение DSP расширяет настроечный потенциал системы. Так, например, кроме установки частоты среза кроссовера, можно изменять крутизну его фильтра в достаточно широких пределах, от –6 до –24 дБ на октаву, с двумя промежуточными значениями. Еще разрешается осуществлять тембральную корректировку сигнала (четыре предустановленных профиля). 
Коммутационная часть Monitor Audio Gold GXW15 ограничена работой с низкоуровневыми сигналами. Тут не только реализована возможность включения пары акустических систем с усилителем после кроссовера сабвуфера (что упрощает решение задачи согласования трифоника), но и поддерживаются цепочки басовых модулей в домашнем кинотеатре, для чего наряду с входом LFE имеется и соответствующий выход.
Аппарат демонстрирует аккуратный и комфортный бас. Вместе с тем нет и намека на смягчение подачи или маскировку динамических акцентов, которые отрабатываются упруго и энергично. В целом характер звучания довольно типичен для примененного акустического оформления. При этом Monitor Audio Gold GXW15 подвластны и низкочастотные глубины. Собранный и быстрый бас приходится кстати при воспроизведении музыкальных произведений, но при сопровождении современных блокбастеров его поддержка может показаться слишком сдержанной. И речь здесь идет именно о недостаточно эффектной подаче, а не о трудностях с качественной отработкой звукового диапазона. С этой задачей как раз никаких проблем нет — участие сабвуфера в системе не вычленяешь и замечаешь его вклад, только лишившись басового фундамента. 

Результаты измерений:
Амплитудно-частотная характеристика сабвуфера Monitor Audio Gold GXW15 демонстрирует широкую область стабильной чувствительности в интервале от 38 до 192 Гц (рис. 1). Нижняя граничная частота по спаду –10 дБ составила 21 Гц. Аппарат не привносит в спектр воспроизводимых частот сколько-нибудь значимых нелинейных искажений, при звуковом давлении 90 дБ средняя величина показателя составляет всего 0,82%. Следует отметить, что даже при высокой громкости (94 дБ) коэффициент нелинейных искажений остается умеренным во всем диапазоне частот, включая первую октаву басовой области (рис. 2). Частотная переходная характеристика выявляет быстрый спад послезвучий. Узкополосные выбросы малы и будут полностью завуалированы при прослушивании музыкального материала (рис. 3). Регулировка частоты среза может осуществляться встроенным кроссовером, но для точности ее установки рекомендуем к указанному на дисплее значению прибавлять 20 Гц.

Технические характеристики:
Название – Monitor Audio Gold GXW15 | Выходная мощность, Вт – 650 (пиковая 1200) | Частотная характеристика, Гц – 18—120 | Частота среза фильтра, Гц – 40—120 | Динамическая головка, см – 38 | Акустическое оформление – закрытый корпус | Система автоматической калибровки – LEO | Аудиовходы – RCA (2), RCA LFE | Аудиовыходы – RCA (2), RCA LFE | Дополнительно – пульт ДУ, порт USB, вход триггера | Габариты, см – 40 x 43,0 x 40,0 | Масса, кг – 35,3

Оценки:

1. Дизайн – 95%
2. Звучание в кино – 85%
3. Звучание музыки – 95%
4. Функции – 95%

Итоговая оценка 90%


Плюсы: роскошная отделка, мощное усиление, богатые возможности настройки
Минусы: в кино порой хочется погорячее

Вывод:
Очень английский сабвуфер — с иголочки одет, сдержан, аккуратен. Всегда предпочтет музыкальный салон самому навороченному кинотеатру. Но если дело дойдет до кулачного боя — не спасует


Focal Profile SW 908
Цена – 94 000 руб.

Акустику Focal безошибочно узнаешь по фирменным композитным сэндвичам W-cone из запатентованного компанией материала Rohacell. Огромный диффузор излучателя в Focal Profile SW 908 тоже выполнен по этой технологии, и его благородный серый оттенок с черными вкраплениями выдает французское происхождение модели
Серия Profile занимает среднее положение в номенклатуре французского акустического ателье Focal, уступая лишь ультимативным линейкам Utopia и Electra. Входящие в нее модели идеально подойдут для комплектования высококлассного домашнего кинотеатра — там есть не только напольные, полочные, центральные и тыловые биполярные колонки в привычном форм-факторе, но и встраиваемые АС для монтажа в стенах и потолке. Для работы с низкочастотными эффектами предлагаются два сабвуфера. В нашем тесте принимает участие старший из них. Внушительная динамическая головка с трехслойным диффузором W-cone диаметром 33 см из фирменного материала Rohacell раскачивается встроенным усилителем, созданным по гибридной технологии BASH (Bridged Amplifier / Switching Hybrid) и сочетающим положительные стороны классического усиления в классе AB и цифрового в классе D. Усилитель развивает в продолжительном режиме работы до 500 Вт, а в пике готов отдать до 700 Вт неискаженной мощности. Динамическая головка оформлена в корпусе с фазоинвертором, двойной порт которого выведен на заднюю стенку. Это необходимо учитывать при определении места для установки аппарата в кинозале — не стоит придвигать его близко к стенам. Расположенный на фасаде сабвуфера динамик закрыт съемным матерчатым грилем на тяжелом каркасе из MDF, занимающим почти всю лицевую панель за исключением информационного дисплея в верхней ее части. Лунное свечение экрана органично сочетается со строгим дизайном модели. Кабинет отделан шпоном натурального дерева, покрыт несколькими слоями рояльного лака и водружен на металлические шипы. 
Focal Profile SW 908 оборудован 24-битным звуковым процессором (DSP), и на его основе реализованы кроссовер, плавный регулятор фазы и уровня, а также subsonic-фильтр, при помощи которого есть возможность отсекать фильтром с крутизной –24 дБ на октаву инфразвуковые сигналы ниже установленного в пределах от 20 до 45 Гц порога для компенсации резонансов помещения. Все регулировки выполняются через системное меню посредством комплектного пульта-кредитки. Кроме клавиш навигации по меню есть кнопки прямого выбора трех профилей эквалайзера (Cinema, Hi-Fi и User) и активизации ночного режима работы. Отличительная черта модели Focal Profile SW 908 — реализация цифровой шины, позволяющей объединять несколько сабвуферов в цепочки, для чего здесь имеются цифровой коаксиальный вход и выход. Один из модулей назначается ведущим и определяет режимы работы ведомых элементов низкочастотной системы. Использование в домашнем кинотеатре нескольких сабвуферов дает возможность не только повысить отдачу по басу, но и равномернее распределить звуковое поле в кинозале, что особенно актуально для больших помещений. Набор остальных коммутационных разъемов ограничен низкоуровневыми входами для стереосигнала и отдельным портом для канала эффектов LFE. Выходы с кроссовера отсутствуют.
Сабвуфер предлагает комфортный, обволакивающий бас, простирающийся довольно глубоко. Звуковой спектр прорабатывается тщательно, с точным воссозданием структуры полотна. Динамические пики воспроизводятся чисто, без намека на перегрузку или намеренного ограничения динамического диапазона. Однако наиболее энергичные всплески саундтреков порой демпфируются в угоду приятности подачи. Низкочастотный импульс в сцене, открывающей фильм «Чужие против Хищника», обозначен четко, но смягчен — хлесткий удар не ощущается всем нутром, а воспринимается словно со стороны. При исполнении музыкальных композиций предпочтение отдается современным электронным стилям и лаунжу. 

Результаты измерений:
Полученные в ходе тестирования данные явно предполагают использование сабвуфера Focal Profile SW 908 в составе музыкального трифоника. Его рабочий частотный диапазон полностью охватывает две верхние октавы басовой области. Нижняя граничная частота составляет 37 Гц (–10 дБ). При активной функции усиления низких частот (рис. 1, оранжевый граф) амплитудно-частотная характеристика в указанном диапазоне принимает горизонтальное положение. Нелинейные искажения стабильно умеренные при любых измеренных уровнях сигнала (рис. 2, для 96, 90 и 84 дБ). Согласовать сабвуфер с сателлитами можно без дополнительного оборудования, но в ограниченной полосе частот. При этом необходимо иметь в виду, что максимальное значение соответствует указанному (150 Гц), а минимальное (50 Гц) позволит установить частоту среза на отметке 92 Гц (–6 дБ). Кумулятивный спектр затухания, полученный в ближнем поле драйвера, выявляет относительно быстрый спад и незначительное отставание сигнала в начале рабочей области (рис. 3).

Технические характеристики:
Название – Focal Profile SW 908 | Выходная мощность, Вт – 500 (пиковая 700) | Частотная характеристика, Гц – 27—150 (по уровню ±3 дБ) | Частота среза фильтра, Гц – 50—150 (24 дБ/окт) | Динамическая головка, см – 33 | Акустическое оформление – фазоинвертор | Система автоматической калибровки – нет | Аудиовходы – RCA (2), RCA LFE, цифровой коаксиальный | Аудиовыход – цифровой коаксиальный | Дополнительно – пульт ДУ | Габариты, см – 48,8 x 51,0 x 38,0 | Масса, кг – 27

Оценки:

1. Дизайн – 95%
2. Звучание в кино – 85%
3. Звучание музыки – 90%
4. Функции – 90%

Итоговая оценка 90%

Плюсы: элегантный дизайн, роскошная отделка, комфортное звучание
Минусы: нет выходов с кроссовера, при воспроизведении музыки жанрово избирателен

Вывод:
Изысканный сабвуфер от французских акустических кутюрье Focal способен не только украсить самый утонченный интерьер, но и сопроводить киносеанс глубоким и плотным басом. Редкое сочетание элегантности и мощи
Dynaudio Sub 600
Цена – 90 300 руб.

Снова оформление излучателя в закрытом корпусе, но теперь перед нами самый компактный и самый легкий участник нашего теста. Сможет ли Dynaudio Sub 600 составить конкуренцию в воспроизведении низких нот своим более объемным и увесистым соперникам?
Компания Dynaudio выделяет свои сабвуферы в отдельную группу, не сопоставляя их с конкретными сериями акустики. Удивительно, но малыш Dynaudio Sub 600 является топовой моделью датского акустического ателье. Неужели столь компактный аппарат может составить органичный дуэт с весьма серьезными колонками из старших линеек Dynaudio? Заинтригованные, мы приступили к более близкому знакомству с этим участником. Аккуратный кубический корпус из толстых плит MDF со скошенными гранями одет в черный рояльный лак и покоится на солидных резиновых опорах. В качестве альтернативы производитель предлагает еще шесть типов отделки — белый рояльный лак и пять вариантов шпона различных ценных пород дерева. Динамическая головка с 30-см диффузором из материала Magnesium Silicate Polymer на мощном резиновом подвесе смонтирована на лицевой панели и закрыта съемным матерчатым грилем. Строгий и солидный дизайн сабвуфера оживляет лишь логотип компании на верхнем ребре корпуса. Это один из немногих в тесте модулей, в оснащении которого нет ни цифровых процессоров, ни дисплеев, ни пульта ДУ. Набор коммутационных разъемов и органов управления, размещенный на задней стенке, привычен. Кроме регуляторов усиления, частоты среза кроссовера и двухпозиционного переключателя фазы там имеется тумблер переключения режимов автомата управления питанием. Коммутационные возможности ограничены низкоуровневыми входами и выходами. Причем для канала LFE предусмотрены отдельные вход и выход, позволяющие связывать несколько сабвуферов в цепочку, что будет полезно при оборудовании домашнего кинотеатра в большом помещении, когда тяжело обеспечить необходимое давление и равномерность звукового поля силами единственного НЧ-аппарата. Примечательно, что Dynaudio Sub 600 изготавливается в Дании, что в наше время встретишь не часто. Компания не раскрывает подробностей об особенностях примененного усилителя, но по косвенным признакам можно предположить, что он работает в классе D и развивает 300 Вт в продолжительном режиме измерения. Верхняя граница рабочего диапазона регулируется кроссовером второго порядка в пределах от 50 до 250 Гц, а нижняя граница, по утверждениям производителя, составляет 18 Гц по уровню –3 дБ! Еще раз внимательно перечитав технические характеристики в руководстве к модели и пристально осмотрев ее сравнительно небольшой корпус, мы единодушно пришли к выводу, что 18 Гц по уровню –3 дБ с учетом выбранного акустического оформления этот аппарат не воспроизведет никогда. Впрочем, эксперты журнала до сих пор не стали безнадежными циниками и в чудо хоть чуть-чуть, но верят. Забегая вперед, скажу, что инструментальные измерения определили нижнюю границу рабочего диапазона Dynaudio Sub 600 в 17 Гц! Правда, по уровню –10 дБ, но и такой результат все равно стал лучшим среди участников соревнования. Пожалуй, этот факт явился самым большим сюрпризом нашего теста — чудеса иногда все-таки случаются. 
Кроме того, модель Dynaudio оказалась наиболее сбалансированной в плане качества сопровождения кинофильмов и воспроизведения музыкальных композиций. Датский сабвуфер не боится опускаться до самых глубин звукового спектра, удерживаясь на приемлемом для уха уровне искажений. Вместе с тем он обеспечивает очень быстрый и упругий бас — гул и скрадывание низкочастотных деталей саундтрека ему неведомы. Правда, нужно аккуратно обращаться с регулятором уровня усиления — аппарат достаточно просто перегрузить. 

Результаты измерений:
Сабвуфер Dynaudio Sub 600 обладает широкой зоной стабильной чувствительности, которая начинается уже с 22 Гц и заметно перекрывает верхнюю границу низкочастотного диапазона (рис. 1). Спад в левой части графика определяет рекордное для этого теста значение нижней границы на отметке 17 Гц (–10 дБ). Нелинейные искажения проявляются малозаметно, и их средние расчетные величины также являются лучшими в рамках нашей подборки (рис. 2). Видимый рост коэффициента нелинейных искажений с увеличением громкости сигнала отмечен лишь в первой октаве и не является критически опасным. Работа встроенного кроссовера далека от идеала, как и у большинства участников теста. Реальная регулировка частоты среза охватывает диапазон 64—170 Гц (–6 дБ). Показания шкалы регулятора относительно точны лишь в средней части, на краях ошибка указанного и действительного значения достигает 28%. По этой причине при согласовании Dynaudio Sub 600 с сателлитами следует использовать ресивер или руководствоваться собственными ощущениями. Затухание сигнала занимает малый временной интервал во всем рабочем диапазоне частот (рис. 3).

Технические характеристики:
Название – Dynaudio Sub 600 | Выходная мощность, Вт – 300 | Частотная характеристика, Гц – 18—250 (по уровню ±3 дБ) | Частота среза фильтра, Гц – 50—150 | Динамическая головка, см – 30 | Акустическое оформление – закрытый корпус | Система автоматической калибровки – нет | Аудиовходы – RCA (2), RCA LFE | Аудиовыходы – RCA (2), RCA LFE | Габариты, см – 35,0 x 37,0 x 42,0 | Масса, кг – 21

Оценки:

1. Дизайн – 95%
2. Звучание в кино – 95%
3. Звучание музыки – 95%
4. Функции – 85%

Итоговая оценка 95%

Плюсы: компактность, сбалансированность звучания в кино и при воспроизведении музыки, глубокий, хорошо структурированный бас
Минусы: чувствителен к перегрузке

Вывод:
Эта модель Dynaudio стала откровением теста. Каким образом датским инженерам удалось достичь столь впечатляющего звучания и столь выдающихся технических характеристик в сравнительно компактном корпусе, осталось для нас загадкой

Legacy Audio Metro
Цена – 87 000 руб.

После представителей Старого света из Англии, Франции и Дании мы, наконец, добрались до участников из США — страны, в которой кино вообще и домашний кинотеатр в частности имеют культовый статус. Потому и в технике для оснащения домашних кинозалов американские компании заслуженно являются законодателями моды
Первой такой компанией в нашем тесте стала Legacy Audio. В переводе с английского Legacy означает «наследие». В данном случае такое название можно трактовать как стремление передавать из поколения в поколение фирменный дизайн, инженерные подходы к конструированию и узнаваемый характер звучания. И с каждым новым поколением акустики это наследие приумножается. Следовать выбранным курсом помогает тот факт, что с момента образования Legacy Audio в 1983 году на ее капитанском мостике бессменно стоит Билл Дадлстон (Bill Dudleston).
Как у всякого уважающего себя заокеанского акустического ателье, в номенклатуре Legacy Audio есть не только роскошные исполинские напольные колонки, но и полный спектр акустики для оборудования многоканальной системы домашнего кинотеатра, включая сабвуферы и встраиваемые модели. Линейка басовых модулей Legacy Audio включает четыре устройства. Metro занимает в ней младшую позицию, и, как следствие, он наиболее компактный и легкий. Этот сабвуфер оснащен 30-см излучателем — самым скромным среди аппаратов Legacy Audio, притом что динамической головкой такого же диаметра оборудована большая часть участников нашего теста. Тяжелый корпус сложной граненой формы сделан из толстых плит MDF и дополнительно укреплен внутренними перегородками. Снаружи кабинет покрыт несколькими слоями черного рояльного лака с антрацитовыми искрами, а дополнительно предлагается еще два варианта отделки, включая фирменный для Legacy Audio шпон красного дерева. Среди участников теста Metro выделяется акустическим оформлением излучателя. В этой модели использован так называемый пассивный радиатор — динамическая головка без магнитной системы и катушки, установленная на днище аппарата. Ее 15-дюймовый диффузор из армированной ткани колеблется за счет изменения давления внутри корпуса, создаваемого основным излучателем в процессе работы. Подобная схема призвана сочетать положительные стороны решений с фазоинвертором и с закрытым корпусом, нивелируя их недостатки. В некотором смысле оформление с пассивным радиатором должно стать золотой серединой между этими каноническими схемами построения акустических систем. 
Из-за того что пассивный радиатор излучает вниз, сабвуфер пришлось установить на мощные резиновые опоры достаточной высоты, чтобы между корпусом и полом образовалось необходимое пространство. Основной излучатель c полимерным диффузором диаметром 12 дюймов на резиновом подвесе, обеспечивающим ему большой рабочий ход, смонтирован на фасаде и полностью закрыт съемным черным матерчатым грилем на каркасе из композитного материала. Головка раскачивается встроенным усилителем, работающим в классе D и развивающим в продолжительном режиме 500 Вт. 
Это второй участник теста, лишенный каких-либо компьютерных наворотов. Набор регуляторов и коммутационных разъемов вполне обычный — три ручки плавного изменения уровня усиления, частоты среза кроссовера и фазы. Коммутационный арсенал допускает подключение не только по низкому уровню, но и по высокому с выходов усилителя мощности. Кстати, в нашей подборке есть лишь два аппарата, способных работать с высокоуровневыми сигналами. Отдельного входа для канала низкочастотных эффектов LFE здесь нет — AV-ресивер в домашнем кинотеатре подключается к любому из низкоуровневых входов, а частота среза кроссовера устанавливается на максимальное значение. Рабочий частотный диапазон сверху обрезается фильтром 6-го порядка, обеспечивающим довольно крутой спад характеристики: –18 дБ на октаву. 
С первых же минут после начала тестирования стало ясно, что перед нами типичный образец заокеанской басовой школы. Неудержимая удаль и мощь сочетаются в Legacy Audio Metro с готовностью окунуться в самые глубины звукового спектра. Низкочастотные эффекты современных блокбастеров в его исполнении подаются смачно и вкусно. Те, кому особенно важна эффектность сопровождения кинофильмов, обратились явно по правильному адресу. Вместе с тем в динамичных моментах аппарат бывает грубоват, несколько упрощая структуру басовых партий, что особенно заметно при воспроизведении музыкальных композиций. Кроме того, нужно внимательно следить, чтобы неуемная мощь Legacy Audio Metro не перегружала систему, травмируя слух повышенным уровнем нелинейных искажений. Такой контроль сабвуфер оставляет на совести пользователя.

Результаты измерений:
По расчетным показателям сабвуфер Legacy Audio Metro продемонстрировал средние результаты в рамках нашей подборки. Нижняя граница воспроизводимого сигнала составляет 25 Гц (–10 дБ), среднее значение коэффициента нелинейных искажений при умеренных громкостях оказалось чуть меньше 1%. Ощутимый рост последнего показателя наблюдается в первой октаве басовой области при звуковом давлении более 90 дБ (рис. 2). Здесь же фиксируется заметное увеличение времени затухания сигнала, что может приводить к возникновению эффекта гула при прослушивании (рис. 3). Интегрированный в сабвуфер кроссовер работает не слишком корректно в смысле несоответствия указанных на его шкале значений действительности. Установите потенциометр в максимальное положение, придав частотной характеристике вид красного графа на рис. 1, и настройте частоту среза подводимого сигнала на AV-процессоре или ресивере. 

Технические характеристики:
Название – Legacy Audio Metro | Выходная мощность, Вт – 500 | Частотная характеристика, Гц – 20—150 | Частота среза фильтра, Гц – 40—150 (18 дБ/окт) | Динамическая головка, см – 30 | Акустическое оформление – пассивный радиатор 38 см | Система автоматической калибровки – нет | Аудиовходы – RCA (2), высокого уровня | Аудиовыходы – нет | Габариты, см – 40,6 x 40,6 x 40,6 | Масса, кг – 30,84

Оценки:

1. Дизайн – 90%
2. Звучание в кино – 90%
3. Звучание музыки – 85%
4. Функции – 85%

Итоговая оценка 90%

Плюсы: внушительная конструкция, энергичная подача динамических пиков
Минусы: нет выходов с кроссовера, порой упрощает структуру баса

Вывод:
Настоящая заокеанская удаль и мощь Legacy Audio Metro придется по душе любителям встряхнуть внутренности. Важно только удержаться от соблазна выкрутить регулятор громкости на максимум

MJ Acoustics Reference I Mk III
Цена – 75 000 руб.

И опять мы возвращаемся в Европу — на этот раз на берега Туманного Альбиона. Компания MJ Acoustics представляет в этом тесте фазоинверторный сабвуфер с излучателем диаметром 25 см. Самый маленький в тесте динамик в крупном корпусе с фазоинвертором — интрига усиливается
Английская компания MJ Acoustics с момента своего создания специализировалась на разработке и производстве сабвуферов. Основатель и владелец предприятия Джон Джеффрис (John Jefferis) предлагает свой взгляд на то, каким должен быть идеальный басовый модуль для кино и для музыки. Со временем фирма вышла за жесткие рамки, которые сама для себя установила, и сегодня ее номенклатура расширена за счет полного комплекта акустических систем для оснащения домашнего кинотеатра XENO, а также напольной и полочной модели Subliminal. И все же наибольшую известность MJ Acoustics принесли ее сабвуферы, разработанные и изготовленные в Англии. Вообще, судя по участникам нынешнего соревнования, для сабвуферов принятый нами ценовой уровень означает родную сборку. Изделия относятся уже к достаточно высокому классу, чтобы не переносить их производство в страны Юго-Восточной Азии, что сплошь и рядом происходит с массовой бюджетной техникой. 
Как следует из названия, MJ Acoustics Reference I Mk III — это уже третье поколение сабвуфера Reference I, занимающего вторую строчку в модельном ряду компании. Выше его только ультимативный Reference 800 с 18-дюймовой головкой, раскачиваемой усилителем мощностью 800 Вт. У нашего же аппарата технические показатели несколько скромнее. Он оборудован 10-дюймовым излучателем в акустическом оформлении с фазоинвертором. Традиционно для фирмы динамическая головка смонтирована на днище корпуса, изготовленного из панелей MDF толщиной 25 мм, а огромный порт фазоинвертора выведен рядом. Ввиду того что сабвуфер излучает вниз, он установлен на высокие пластиковые опоры с резиновыми прокладками. Кабинет отделан черной пленкой, мастерски имитирующей шпон натурального дерева. Дополнительно производитель предлагает еще четыре декора под разные сорта дерева.
Интересно, что для раскачки динамика выбран не привычный усилитель, работающий в классе D, а классическая схема на MOSFET-транзисторах. Мощность, развиваемая таким модулем, составляет 250 Вт. Для подключения сабвуфера предназначены как низкоуровневые входы RCA, так и высокоуровневый вариант, выполненный на профессиональном коннекторе Neutrik Speakon. В комплекте с аппаратом идет и кабель достаточной длины с таким штекером. Однако выходы с кроссовера предлагаются только низкоуровневые. 
Все управление и частотные фильтры организованы в цифровом виде в системе DAMP второго поколения (Digitally Accurate MicroProcessor System). Вместо привычных регуляторов на задней стенке корпуса расположены пять джойстиков, а информация выводится на алфавитно-цифровой дисплей, под которым находится светодиодный индикатор уровня сигнала. Все настройки осуществляются через системное меню. А они достаточно разнообразны. В MJ Acoustics Reference I Mk III реализованы отдельные регулировки усиления и частоты среза кроссовера для низкоуровневого и высокоуровневого входов, что очень удобно при использовании сабвуфера и в домашнем кинотеатре, и в стереофонической системе. Для упрощения управления аппаратом в комплекте имеется пульт дистанционного управления. Кроме выполнения базовых функций навигации по меню, пульт позволяет записывать и при необходимости активировать один из четырех пользовательских профилей настроек, что опять же будет полезно при использовании сабвуфера в двух системах, а также для учета разных условий прослушивания. Из-за ограниченной разрядности дисплея в системном меню зачастую применяются аббревиатуры, что затрудняет настройку — приходится обращаться к руководству по эксплуатации, а это не слишком удобно.
Отметим, что инженеры MJ Acoustics смогли создать очень качественную фазоинверторную конструкцию. Выдаваемый Reference I Mk III бас удивительно мягок и комфортен, словно хорошая перина. Такая подача саундтреков совершенно не напрягает, скорее, умиротворяет и успокаивает. Низкочастотные волны будто обволакивают зрителей, нежно касаясь и лаская. Да, вероятнее всего, найдутся люди, которым в передаче тектонических катаклизмов и жестоких перестрелок будет не хватать остроты и напора, но в то же время у подобного характера звучания тоже найдется немало поклонников. При воспроизведении музыкальных композиций сабвуфер создает необходимый НЧ-фундамент, не скатываясь в гул и искажения. Но хотелось бы, чтобы басовые партии инструментов преподносились поритмичнее и почетче.

Результаты измерений:
Расчетное значение нижней граничной частоты сабвуфера MJ Acoustics Reference I Mk III по спаду амплитудно-частотной характеристики –10 дБ соответствует 27 Гц (рис. 1). Но качественную работу, с умеренными нелинейными и частотными искажениями в широком диапазоне громкостей, мы бы ограничили интервалом от 45 до 120 Гц. Помимо улучшения указанных характеристик в данной области заметно снижается уровень послезвучий (рис. 3). Среднее значение коэффициента нелинейных искажений в полосе частот 40—160 Гц при уровне звукового давления 90 дБ равно 2,6%. Приведенные данные позволяют использовать этот сабвуфер в качестве басовой поддержки в составе трифоника для прослушивания музыки. Встроенный кроссовер даст возможность осуществить стыковку аппарата с акустикой указанного типа без использования дополнительных электронных компонентов. Частоты среза характеристики соответствуют показаниям на дисплее с достаточной достоверностью в диапазоне 70—120 Гц. 

Технические характеристики:
Название – MJ Acoustics Reference I Mk III | Выходная мощность, Вт – 250 | Частотная характеристика, Гц – 13—200 | Частота среза фильтра, Гц – 20—120 | Динамическая головка, см – 30 | Акустическое оформление – фазоинвертор | Система автоматической калибровки – нет | Аудиовходы – RCA (2), высокоуровневый Neutrik Speakon | Аудиовыходы – RCA (2) | Дополнительно – пульт ДУ, вход триггера, интерфейс MIDI | Габариты, см – 50,0 x 45,8 x 32,0 | Масса, кг – 20,0

Оценки:

1. Дизайн – 85%
2. Звучание в кино – 90%
3. Звучание музыки – 85%
4. Функции – 90%

Итоговая оценка 90%

Плюсы: широкие возможности по настройке, удобство использования в двух системах, мягкое и комфортное звучание
Минусы: сглаживание динамических пиков

Вывод:
Грамотная реализация фазоинверторной концепции построения сабвуфера от одного из британских гуру в этой области. Настоящая находка для любителей комфортного глубокого баса без экстремальных сюрпризов

Triad InRoom Silver DSP Sub
Цена – 98 600 руб.

Последний участник нашего соревнования выделяется на фоне конкурентов своими профессиональными корнями. По сути, Triad InRoom Silver DSP Sub представляет собой адаптацию двухблочной басовой системы для профессиональных инсталляций. Такая родословная внушает оптимизм
Штаб-квартира и производственные мощности американской компании Triad базируются в городе Портленд, штат Орегон. Фирма специализируется на проектировании и изготовлении профессиональной акустики для оснащения кинозалов, большое внимание уделяет она и встраиваемым компонентам. Но есть в ее номенклатуре и продукты, которые можно отнести к разряду розничных, то есть такие, какие обычный человек способен сам купить в магазине и использовать в своем кинотеатре. Сабвуфер Triad InRoom Silver DSP Sub принадлежит как раз к этой категории. Изначально компания предлагала (и предлагает) двухблочную конструкцию, состоящую из пассивного сабвуфера Triad InRoom Silver Sub с 12-дюймовой динамической головкой, оформленной в закрытом ящике, и внешнего усилителя RackAmp 600 DSP, предназначенного для монтажа в стандартную 19-дюймовую стойку. Понятно, что данная конфигурация ориентирована прежде всего на профессиональные инсталляции домашних кинотеатров, когда вся электроника собирается в упомянутой аппаратную стойку и прячется с глаз долой. Для кинотеатральных же систем, собираемых пользователями самостоятельно, такой вариант не слишком удобен из-за необходимости искать место для усилителя. Потому появилась идея интегрировать усилитель внутрь корпуса Triad InRoom Silver Sub. Так родился новый моноблочный продукт, в индексе которого появились буквы DSP.
Корпус трапецеидальной формы со скругленными ребрами сделан из очень плотных и толстых панелей MDF и покрыт скромной черной матовой пленкой. Кроме базовых черного и белого цветов производитель предлагает для кабинета еще 17 вариантов пленки под различные породы дерева. Динамическая головка с 12-дюймовым диффузором из армированной ткани смонтирована на фасаде аппарата и оформлена в закрытом корпусе. Вся лицевая панель прикрыта металлической сеткой съемного гриля на оригинальной защелке. Такой надежной защите не страшны ни домашние питомцы, ни любопытные дети. Над динамиком находится закрывающая информационный дисплей прямоугольная пластина из темного пластика с шестью кнопками навигации по системному меню. Слева от дисплея расположены вход для измерительного микрофона и порт USB type B, однако, к сожалению, фирменная система автоматической калибровки аппарата под акустические особенности помещения Auto Room EQ в этой версии устройства недоступна, потому и измерительного микрофона в комплекте нет. Возможность подключения Triad InRoom Silver DSP Sub к компьютеру по USB для проведения процедуры расширенной настройки (Advanced Setup) тоже отсутствует. Наличие же разъемов на панели управления, скорее всего, объясняется унификацией этого элемента конструкции со старшими моделями — InRoom Gold DSP Sub и InRoom Platinum DSP Sub. Для управления сабвуфером в комплекте имеется и пульт дистанционного управления в виде аккуратной кредитки. Помимо группы клавиш навигации по меню здесь есть кнопки прямого выбора из шести готовых профилей, ориентированных на разные жанры и условия прослушивания (Flat, Cinema, Night, Music, THX и Party). По сути, эти профили корректируют кривую АЧХ аппарата. К примеру, в режиме Cinema возникает достаточно внушительный горб в районе 35 Гц, что усиливает отдачу низкочастотных эффектов при сопровождении кинофильмов, а в режиме Party этот горб смещается ближе к 50 Гц и медленно затухает с ростом частоты, что способствует акцентированию ритмической основы современной музыки. Само системное меню просто огромно. Конечно, компьютерное управление предоставляет недоступные раньше возможности варьирования параметрами басового модуля. К примеру, можно изменять крутизну фильтра кроссовера в пределах от –6 до –36 дБ на октаву. 
Надежды, возлагаемые на модель с корнями из профессионального аудио, оправдались в полной мере. Triad InRoom Silver DSP Sub подарил настолько собранный, упругий и динамичный бас, что хотелось встать и снять перед американскими инженерами шляпу. Приятно отметить тщательность проработки партий басовых инструментов при воспроизведении музыкальных записей, удивительным образом сочетающуюся со шквальным напором низкочастотных импульсов в динамичных моментах саундтреков к фильмам. Аппарат очень четко оценивает свои возможности и не пытается нырять глубже, и в результате выдаваемый им бас всегда взвешен, подтянут и лишен каких-либо призвуков и искажений. В бодрых рок-композициях Triad InRoom Silver DSP Sub проявляет завидное чувство ритма, а большая бочка ударника буквально материализуется в центре помещения.

Результаты измерений:
Частотная характеристика модели Triad InRoom Silver DSP Sub обладает премиально низкой неравномерностью с очень широким для сабвуфера охватом. Судя по графику (рис. 1), аппарат способен трудиться на частотах выше 500 Гц. Не вдаваясь в рассуждения, для чего это нужно, просто признаем такую возможность уникальной, причем не только в рамках данного теста. Столь же редкой является абсолютно точная работа встроенного кроссовера, способного подрезать полосу пропускания в любой точке в диапазоне от 30 до 500 Гц. Для иллюстрации мы выбрали три частоты — 40, 80 и 120 Гц — и представили их на том же рисунке. Нижняя граница сабвуфера расположена на отметке 19 Гц (–10 дБ). Коэффициент нелинейных искажений обнаруживает заметный рост с увеличением громкости на частотах ниже 35 Гц (рис. 2). В остальной части его величина средняя по тесту. Спектр послезвучий демонстрирует достаточно быстрое затухание сигнала (рис. 3). Узкополосные продолжительные выбросы имеют уже сильно ослабленную амплитуду и не внесут заметных призвуков.

Технические характеристики:
Название – Triad InRoom Silver DSP Sub | Выходная мощность, Вт – 500 | Частотная характеристика, Гц – 20—500 (по уровню ±2 дБ) | Частота среза фильтра, Гц – 30—500 | Динамическая головка, см – 30 | Акустическое оформление – закрытый корпус | Система автоматической калибровки – нет | Аудиовходы – XLR, RCA (2), RCA LFE | Аудиовыходы – RCA (2), RCA LFE | Дополнительно – пульт ДУ, вход триггера | Габариты, см – 39,4 x 47,5 x 39,0 | Масса, кг – 29,5

Оценки:

1. Дизайн – 90%
2. Звучание в кино – 95%
3. Звучание музыки – 95%
4. Функции – 90%

Итоговая оценка 95%

Плюсы: выразительное звучание как при сопровождении кинофильмов, так и при воспроизведении музыки, гибкие возможности настройки
Минусы: гриль перекрывает доступ к панели управления сабвуфером

Вывод:
Скромная внешность Triad InRoom Silver DSP Sub скрывает безудержную, но строго контролируемую мощь в лучших традициях американской басовой школы. Тем, кто предпочитает не шашечки, а ехать, советуем уделить этой модели самое пристальное внимание

Итоговые выводы
Победа американца в этом тесте была слишком предсказуема, чтобы стать неожиданностью. Хотя до последнего момента я надеялся на успех англичанина Monitor Audio Gold GXW15. Разве может столь роскошный сабвуфер с динамиком диаметром 15 дюймов уступить более мелким конкурентам? Оказалось, может! Тем не менее «Выбор редактора» он все же заслужил. Однако и без сюрприза в нашем соревновании не обошлось, и преподнес его участник, представляющий компанию Dynaudio. Ох, не случайно эта модель возглавляет линейку сабвуферов датской фирмы — каким-то чудом инженерам Dynaudio удалось скомпоновать в совсем небольшом объеме, да еще в закрытом корпусе, басовый модуль, способный воспроизводить рекордно низкие ноты. И вдобавок к характеру его звучания и тщательности отработки НЧ-диапазона крайне сложно придраться. Безоговорочно заслуженная рекомендация редакции. А победителем теста стал сравнительно невзрачный на фоне роскошного рояльного лака конкурентов аппарат американской компании Triad. Безусловно, во многом такой успех был обусловлен его профессиональной родословной. Triad InRoom Silver DSP Sub впитал весь огромный опыт проектирования подобной техники, накопленный компанией Triad за долгие годы производства инсталляционных компонентов. На первый взгляд ничто не выделяет данную модель из ряда конкурентов — 30-см динамик, оформленный в закрытом корпусе, усилитель, развивающий 500 Вт, микропроцессорное управление. Но достаточно познакомиться с нею поближе, как станет понятно: ингредиенты похожи, а вкус блюда отличается. В этом-то и заключается мастерство повара. Высокий класс акустики Focal подтвердил старший сабвуфер из линейки Profile: как всегда у компании, он играл изысканно, богато и выразительно. Задорно потряс стены лаборатории представитель Legacy Audio — в процессе его тестирования нас преследовала мысль, как бы он не взлетел во время очередного взрыва на экране. И на контрасте сдержанный англичанин из MJ Acoustics предложил очень мягкую и комфортную подачу баса, окутавшую и расслабившую взволнованных зрителей. 
Анатолий Максименко

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: