Горячий секстет
Тестируем бюджетные AV-ресиверы
Горячий секстет
Тестируем бюджетные AV-ресиверы
Парадокс, но сегодня проще получить доступ к передовым технологиям обработки изображения и звука, выбирая AV-ресивер из бюджетного сегмента. Только вот на какие компромиссы придется ради этого пойти?
Строго говоря, участники нынешнего состязания принадлежат не к самому доступному ценовому сегменту — они стоят ступенькой выше. Однако в редакции бытует мнение, что именно вблизи отметки в 20 тысяч рублей находятся цены на самые востребованные покупателями модели. Что же предлагается за эти деньги? Прежде всего — современные восьмиканальные декодеры окружающего звучания, поддерживающие новейшие форматы саундтреков Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio, и HDMI-коммутация, а в некоторых случаях — и качественный процессинг видео. Во-вторых, семь полноценных каналов усиления, причем выполненных на дискретных элементах. В большинстве случаев аппарат будет оснащен системой автоматической калибровки, которая устанавливает параметры декодеров и оптимизирует звучание комплекса в конкретных акустических условиях. Кроме того, в этом сегменте хоть и не очень часто, но встречаются возможность интеграции в локальную компьютерную сеть и поддержка интернет-сервисов, а также умение воспроизводить мультимедийный контент. Наконец, AV-ресиверы из указанной группы способны работать с 3D-видео, что позволяет использовать их в составе самых передовых домашних кинотеатров. На чем же сэкономили компании-изготовители, предлагая столь высокотехнологичные модели за весьма вменяемые деньги? Чтобы это выяснить, решено было собрать в лаборатории журнала представителей шести крупнейших производителей AV-техники. Кроме проведения инструментальных измерений и оценки их работы по основному профилю — сопровождению кинофильмов, мы изучали, как они выступают в составе стереосистемы с источником существенно более высокого класса. Причем этот источник подключался к AV-ресиверам как аналоговым образом, так и «по цифре», что позволяло судить о качестве цифроаналогового преобразования, предлагаемого участниками. На итоговую оценку оказывало также влияние функциональное оснащение аппаратов и их коммутационный потенциал.
Тестовая система
1. Источник 1 – мультимедийный плеер Dune HD Base 3.0
2. Источник 2 – проигрыватель компакт-дисков Bryston BCD-1
3. HDMI-кабели – Onetech VHD1202, длина 2 м
4. Аналоговые межблочные и акустические кабели – Analysis Plus
5. Фронтальная акустика – ELAC FS-247
6. Акустика центрального канала – ELAC CC-241
7. Акустика бокового тыла – ELAC FS-247
8. Акустика заднего тыла – ELAC BS-243
9. Активный сабвуфер – ELAC SUB 211.2 ESP
10. Плазменный телевизор – Samsung PS50C6900
Тестовый материал
1. Образ диска Blu-ray «Агент 007: Квант милосердия», DTS-HD MA
2. Образ диска Blu-ray «Чужие против Хищника», DTS-HD MA
3. Образ диска Blu-ray «Бэтмен: Темный рыцарь», Dolby TrueHD
4. Образ диска Blu-ray «Mamma Mia!», DTS-HD MA
5. DVD «Гладиатор», R1, Signature Selection, DreamWorks Pictures, 86386, DTS-ES
6. Образ диска DVD «Властелин колец: Братство кольца», R1, Special Extended DVD Edition, New Line Home Entertainment Inc., DTS-ES
7. CD Blackmore’s Night «Fires At Midnight», SPV GmbH, 088-72430 CDE, PCM 2.0 44,1/16
8. CD Гленн Хьюз, «Building the Machine», SPV GmbH, 085-72372 CD, PCM 2.0 44,1/16
Указанные в статье цены являются ориентировочными.
Pioneer VSX-920
Цена - 17 500 руб.
Фаворит… В каждом соревновании есть участники, имеющие больше шансов на успех еще до начала схватки, И Pioneer VSX-920, безусловно, входит в их число. Результаты, продемонстрированные в наших тестах его собратьями по модельному ряду, позволяют этому аппарату претендовать на призовое место
Примечательно, что в отличие от усилителей ICEpower, применяющихся лишь в топовых аппаратах Pioneer, цифровая начинка ресиверов принципиально не меняется по всему модельному ряду. То есть, покупая, к примеру, Pioneer VSX-920, вы получаете и звуковой процессор Freescale Semiconductors, и полноценную версию Advanced MCACC, и видеочип Anchor Bay Technologies.
Центральное место на передней панели VSX-920 отдано большому информационному дисплею, под ним справа и слева разместились крупные рукоятки регулятора громкости и селектора входов. Правда, привычной дверцы с микролифтом под дисплеем нет. Ее роль отчасти исполняет небольшая заглушка, маскирующая AV-вход, порт USB и гнездо для измерительного микрофона. К сожалению, для терминала HDMI места на фасаде аппарата не нашлось.
Осмотр коммутационной панели ресивера вызвал противоречивые чувства. С одной стороны, здесь есть четыре входа и один выход HDMI, причем версии 1.4, поддерживающей 3D-видео. Для коммутации с акустикой есть семь пар винтовых клемм, а еще две пары пружинных зажимов служат для подключения дополнительных колонок верхнего фронта или второй зоны прослушивания. Кроме того, Pioneer VSX-920 единственный в тесте оснащен сетевым портом Ethernet, позволяющим интегрировать ресивер в компьютерную сеть и, к примеру, слушать интернет-радио, а для подключения iPod или iPhone в комплекте с моделью идет специальный кабель. Однако аппарат лишили как многоканального аналогового входа, так и соответствующих выходов с предусилителя. И если без подобного входа вполне можно обойтись, учитывая, что на борту имеется всеформатный декодер, то отсутствие многоканального аналогового выхода затруднит возможный апгрейд усилительной части системы. Потребляемая аппаратом мощность невысока и составляет всего 245 Вт. Меньше требует для своих нужд лишь Kenwood RV-7000, но тот оборудован всего пятью усилителями мощности.
Процесс автоматической калибровки в сравнении с конкурентами отличается обстоятельностью. Подавая на акустические системы различные тестовые сигналы, Advanced MCACC не только устанавливает характеристики декодера окружающего звучания, но и настраивает параметрический эквалайзер в соответствии с акустическими особенностями помещения, включая компенсацию стоячих волн.
При сопровождении кинофильмов Pioneer VSX-920 продемонстрировал знакомый по старшим моделям фирмы характер саунда — точнейший и острый как бритва процессинг, обволакивающее звуковое поле с массой мельчайших деталей и прекрасной локализацией источников звука. Недостаток мощности был заметен лишь в самых насыщенных моментах автомобильной погони, открывающей «Квант милосердия». Исполнение музыкальных произведений в составе стереосистемы впечатлило куда меньше. Хирургическая скрупулезность, бывшая так кстати в кино, сделала звучание суховатым и излишне аналитичным. Кроме того, наблюдались проблемы с формированием сцены, а сибилянты подавались излишне резко. При этом сохранялась высокая детальность звуковой картины, материал прорабатывался по-прежнему тщательно.
Результаты измерений:
В аналоговом режиме работы поведение АЧХ ресивера Pioneer VSX-920 обнаруживает спад в –2,2 дБ на 80 кГц, а неравномерность в полосе слышимых частот составляет 0,19 дБ, что несколько хуже, чем у остальных участников нашей подборки (рис. 1). Однако этот факт не имеет никакого практического значения, тогда как поведение характеристики в других режимах стоит учитывать. При выходе из Direct полоса пропускания снижается до 48 кГц, но при этом работает графический эквалайзер. Если вам дополнительно потребуется регулировка тона в НЧ- или ВЧ-диапазоне, то придется смириться с максимальной рабочей частотой 24 кГц. Усилитель имеет некоторые ограничения по уровню выходной мощности при работе на 2-омную нагрузку. Максимальная неискаженная выходная мощность на одном канале при 8 Ом равна 124 Вт и остается неизменной для сигнала любой частоты.
Паспортные данные:
Название – Pioneer VSX-920 | Выходная мощность, Вт – 7 х 100 (на 8 Ом, 20 Гц — 20 кГц, 0,09% КНИ) | Энергопотребление, Вт – 245 | Декодирование – Dolby Pro Logic II / IIx / IIz, LPCM 7.1, Dolby Digital, Dolby TrueHD, DTS, DTS-HD Master Audio, DSD | Частотная характеристика (–3 дБ), Гц – 5—100 000 | Гармонические искажения (20 Гц — 20 кГц, 8 Ом, 95 Вт, Pure Direct), % – 0,06 | Система автокалибровки – Advanced MCACC | Коммутация HDMI v.1.4a, входов / выходов – 4 / 1 | Видеовходы – композитные (5), компонентные (2) | Видеовыходы – композитный, компонентный | Аудиовходы – RCA (7), цифровые оптические (2), цифровой коаксиальный | Аудиовыходы – RCA (3), на сабвуфер | Дополнительно – порт USB | Габариты, см – 42,0 x 15,8 x 37,9 | Масса, кг – 10,2
Оценки:
Звучание в кино - 95%
Звучание музыки - 80%
Функции - 90%
Эргономика - 90%
Итоговая оценка - 90%
Плюсы: мощный процессинг как в части аудио, так и видео, продвинутая система автокалибровки
Минусы: отсутствие многоканальных входа и выхода
Вывод:
Компания Pioneer остается верна себе, выпуская прекрасные кинотеатральные аппараты в любом ценовом сегменте. Огорчает лишь невозможность использования этого ресивера с внешними усилителями мощности
Denon AVR-1911
Цена - 21 990 руб.
Изучая технические характеристики этого ресивера, обращаешь внимание на весьма скромные по сравнению с соперниками заявленные показатели мощности. И в то же время Denon AVR-1911 самый прожорливый в тесте. Что-то здесь не так!
AV-ресиверы компании Denon всегда выделялись своим умением ловко балансировать между, казалось бы, противоречивыми свойствами — остротой и напором, столь необходимыми при озвучивании кинофильмов, и мягкой певучестью, позволяющей им с успехом трудиться на музыкальной ниве. Не исключение и самый младший среди восьмиканальных фирменных ресиверов AVR-1911. На лицевой панели справа и слева от крупного информационного дисплея расположились традиционно отличающиеся по диаметру рукоятки регулятора громкости и селектора входов. Отрадно, что даже в младших моделях поддерживаются три профиля настроек аппарата, которые можно выбирать горячими клавишами на фасаде либо с пульта ДУ. Справа внизу под съемной заглушкой скрыты AV-вход и гнездо для измерительного микрофона. Здесь же, но уже на виду, находится порт USB, к которому можно подсоединять накопители с аудиофайлами и популярные гаджеты компании Apple.
Коммутационные возможности Denon AVR-1911 весьма скромные. Впрочем, наиболее востребованные интерфейсы здесь присутствуют. Ресивер оснащен четырьмя входами и одним выходом HDMI версии 1.4, поддерживающей 3D-видео, но цифровых входов у него по одному каждого типа. Единственный компонентный видеовход позволяет подключить источник с соответствующим интерфейсом для дальнейшего преобразования видеосигнала в цифровую форму и вывода через порт HDMI. Все семь каналов усиления имеют винтовые клеммы для акустики. При этом в случае необходимости усилители заднего тыла можно настроить для обслуживания колонок верхнего фронта, если используется алгоритм Dolby Pro Logic IIz. Многоканальных аналоговых входов и выходов Denon AVR-1911 лишен. Обработка аудиоданных поручена процессору SHARC ADSP21367 компании Analog Devices, а преобразованием видео занимается чип Anchor Bay ABT1030. Благодаря применению этого процессора аппарат не только конвертирует аналоговые сигналы в цифровую форму, но и скалирует их до требуемого разрешения. Подобное преобразование возможно и для видео, поступающего с входов HDMI, причем выполняется оно на очень достойном уровне.
Система автоматической калибровки Audyssey MultEQ способна осуществлять измерения и расчеты для шести точек прослушивания, но беглость самих тестов нас несколько насторожила. На киноматериале Denon AVR-1911 продемонстрировал более мягкое звучание, из-за чего в динамичных моментах терялась острота. Источники локализовывались четко, но смягченная подача делала общее впечатление не столь сильным — саундтреку не хватало мяса. В то же время рабочий диапазон отрабатывался хорошо, звук был весьма натурален. После отключения эквализации стало больше остроты и напора, но выстрелы из помпового ружья в сцене ограбления банка в начале «Темного рыцаря» показались нам недостаточно хлесткими. Зато аппарат взял реванш на музыкальном материале — широкая сцена с четкой расстановкой исполнителей, естественная передача женского вокала и прекрасная отработка мельчайших нюансов заслуженно удостоились аплодисментов. Мягкость звучания пришлась здесь очень кстати. Аналоговое подключение качественного источника предпочтительнее цифрового, но разрыв между этими вариантами меньше, чем у Pioneer VSX-920.
Результаты измерений:
В аналоговом режиме работы Denon AVR-1911 неравномерность частотной характеристики в диапазоне звуковых частот не превышает 0,12 дБ (рис. 1). При использовании цифрового процессора этот показатель не претерпевает существенных изменений, а пропускная способность аудиотракта снижается до 48 кГц. Тембр регулируется в пределах +/-6 дБ в верхней и нижней части диапазона. Переходное затухание между каналами держится на должном уровне вплоть до частот верхней октавы. Производитель ограничивает сопротивление подключаемой нагрузки величинами от 6 до 16 Ом. Результаты измерений не оставляют сомнений в том, что при выборе акустических систем следует строго придерживаться этих рекомендаций. Ресивер негативно ведет себя с низкоомной нагрузкой. Уже при 4 Ом наблюдается заметный рост искажений, а с нагрузкой в 2 Ом он просто не справляется.
Паспортные данные:
Название – Denon AVR-1911 | Выходная мощность, Вт – 7 х 90 (на 8 Ом, 20 Гц — 20 кГц, 0,08% КНИ) | Энергопотребление, Вт – 460 | Декодирование – Dolby Pro Logic II / IIx / IIz, LPCM 7.1, Dolby Digital, Dolby TrueHD, DTS, DTS-HD Master Audio | Частотная характеристика (–3…+1 дБ), Гц – 10—100 000 | Гармонические искажения, % – нет данных | Система автокалибровки – Audyssey MultEQ | Коммутация HDMI v.1.4a, входов / выходов – 4 / 1 | Видеовходы – композитные (3), S-Video, компонентный | Видеовыход – композитный | Аудиовходы – RCA (6), цифровые оптические (2), цифровой коаксиальный | Аудиовыходы – RCA (3), на сабвуфер | Дополнительно – порт USB | Габариты, см – 43,4 x 17,1 x 38,1 | Масса, кг – 10,2
Оценки:
Звучание в кино - 85%
Звучание музыки - 90%
Функции - 90%
Эргономика - 90%
Итоговая оценка - 90%
Плюсы: качественный видеопроцессинг, наличие пресетов настроек ресивера
Минусы: слишком деликатная подача динамичных саундтреков
Вывод:
Ресивер Denon AVR-1911 — универсальное решение, он достойно выступает и при сопровождении фильмов, и в составе стереосистемы. Однако выдающихся результатов не удается добиться ни в одной номинации
Kenwood RV-7000
Цена - 22 762 руб.
Этот ресивер многим выделяется среди остальных участников теста. К примеру, он является топовой моделью в номенклатуре компании Kenwood, попадая, тем не менее, в выбранную нами ценовую нишу. Неожиданно? Не то слово!
После знакомства с Kenwood RV-7000 у нас остались очень противоречивые чувства. С одной стороны, перед нами современный AV-ресивер, оснащенный портами HDMI, поддерживающий все форматы кинотеатральных саундтреков и умеющий работать с 3D-видео. С другой, это единственный в тесте аппарат, кто имеет лишь пять усилителей мощности, лишен системы автокалибровки и даже не способен выводить системное меню на экран телевизора. Обделен он и по части видеопроцессинга — здесь можно только коммутировать порты HDMI. Отсутствие многоканального аналогового входа и усеченный выход нас уже не удивляют, но пренебрежение компонентной коммутацией показалось странным. Специального интерфейса для эппловских гаджетов здесь тоже нет. Винтовых терминалов удостоилась лишь фронтальная пара акустики, а для остальных колонок предназначены пружинные клеммы, существенно ограничивающие выбор акустических кабелей. При этом Kenwood RV-7000 очень хорош собой. В верхней части фасада, изготовленной из темного пластика, скрывается большой информационный дисплей. Селектор входов управляется парой клавиш, при помощи которых можно последовательно перебирать терминалы. Нижняя часть, оригинальной скошенной формы, отделана металлом. Тут выделяется лишь крупный регулятор громкости справа, под которым разместился ничем не прикрытый AV-вход. Ни порта HDMI, ни разъема USB на лицевой панели нет.
Хотя Kenwood RV-7000 имеет пять усилителей мощности, декодер, которым он оснащен, восьмиканальный — задний тыл (либо верхний фронт в случае применения алгоритма Dolby Pro Logic IIz) выполнены в виде низкоуровневых выходов, аналогичных разъему для подключения активного сабвуфера. То есть для реализации полноценной системы окружающего звучания 7.1 придется либо дополнительно приобретать стереофонический мощник, либо использовать активную акустику.
Отсутствие системы автоматической калибровки заставило нас вспомнить навыки работы с SPL-метром и рулеткой. Системное меню позволяет лишь установить основные параметры декодера — тип акустических систем, расстояние до них и уровень усиления в каждом канале. Быть может, это и к лучшему, поскольку работать с меню через однострочный дисплей ресивера не очень-то удобно, а вывести информацию на экран телевизора аппарат не может.
Пребывая в расстроенных чувствах, мы приступили к собственно прослушиванию. И чем дальше продвигались по тестовой программе, тем меньше оставалось в нас скептицизма. Вопреки весьма скромному аппетиту ресивер продемонстрировал потрясающую динамику и энергетику при сопровождении кинофильмов. В автомобильной погоне, открывающей «Квант милосердия», порой хотелось пригнуться в кресле — настолько реален был эффект присутствия. С созданием объема и локализацией источников звука никаких проблем тоже не возникло. Точный процессинг здесь удачно дополнялся качественным усилением. При работе с музыкальным материалом сохранялись впечатляющая энергетика и драйв, но в деталях Kenwood RV-7000 уступает тому же Denon AVR-1911. При подключении качественного источника следует предпочесть аналоговый интерфейс, хотя разница с S/PDIF невелика.
Результаты измерений:
Усилительный тракт ресивера Kenwood RV-7000 демонстрирует хорошую линейность частотной характеристики в диапазоне 20 Гц — 20 кГц (рис. 1). Обнаруживаемый спад сигнала на частоте 80 кГц составляет –2,5 дБ. Рабочая полоса частот не уменьшается при активации звукового процессора. Регуляторы тембра работают в полной полосе частот, обеспечивая коррекцию уровня сигнала в пределах +/-10 дБ. Выходная мощность на одном канале при нагрузке 8 Ом может достигать 117 Вт. Ресивер способен работать и с 4-омной нагрузкой, удерживая уровень нелинейных искажений в большом диапазоне мощностей и частот на уровне тысячных долей процента. При совсем низком сопротивлении нагрузки (2 Ом) и достаточно высокой выходной мощности срабатывает защита и ресивер отключается. Взаимопроникновение сигнала между каналами крайне мало и даже в ВЧ-диапазоне звуковых частот не превышает –70 дБ (рис. 3).
Паспортные данные:
Название – Kenwood RV-7000 | Выходная мощность, Вт – 5 х 100 (на 6 Ом, 63 Гц — 20 кГц, 0,7% КНИ) | Энергопотребление, Вт – 200 | Декодирование – Dolby Pro Logic II / IIx / IIz, LPCM 7.1, Dolby Digital, Dolby TrueHD, DTS, DTS-HD Master Audio | Частотная характеристика (–3 дБ), Гц – 10—70 000 | Гармонические искажения (1 кГц, 6 Ом, 50 Вт), % – 0,01 | Система автокалибровки – нет | Коммутация HDMI v.1.4a, входов / выходов – 4 / 1 | Видеовходы – композитные (3) | Видеовыход – композитный | Аудиовходы – RCA (5), цифровые оптические (2), цифровой коаксиальный | Аудиовыходы – на сабвуфер, на задний тыл | Габариты, см – 43,0 x 15,9 x 38,4 | Масса, кг – 9,0
Оценки:
Звучание в кино - 95%
Звучание музыки - 85%
Функции - 80%
Эргономика - 80%
Итоговая оценка - 85%
Плюсы: уверенное выступление в кино, стильный дизайн
Минусы: бедные функциональность и коммутационные возможности, всего пять усилителей мощности
Вывод:
Ресивер полон противоречий и не отличается богатой функциональностью. Но если на первом плане стоит качество звучания и поддержка свежих форматов видео и аудио, то Kenwood RV-7000 вполне способен заинтересовать
Yamaha RX-V667
Цена - 24 000 руб.
Перед нами единственный участник теста, оснащенный полноценным коммутационным набором и портом HDMI на лицевой панели. Безусловно, этого недостаточно для победы, но дает Yamaha RX-V667 существенную фору перед стартом
Рекомендованная розничная цена Yamaha RX-V667 ощутимо выше заданной нами планки, и, казалось бы, условиям конкурса больше соответствует его младший брат RX-V567. Однако в магазинах старшую модель сегодня вполне можно приобрести за 18—20 тысяч, что и предопределило наш выбор. Дизайн бюджетных ресиверов Yamaha строг и лаконичен. Единственный выделяющийся на фасаде элемент — крупная рукоятка регулятора громкости. Селектор входов устроен в виде пары клавиш, нажимая на которые можно последовательно перебирать терминалы. Выведенные на переднюю сторону корпуса AV-вход и порт HDMI закрыты заглушкой, а разъем для измерительного микрофона оставлен на виду.
Взглянув на коммутационную панель Yamaha RX-V667, сразу понимаешь, что перед нами аппарат классом повыше. Шесть, вместо обычных четырех, входов HDMI, один из которых вынесен на фасад, и, главное, многоканальный аналоговый вход 7.1 и соответствующий выход с предусилителя 7.2 не оставляют соперникам шанса в этой номинации. Здесь даже нашлось место для интерфейса Phono, позволяющего подключить виниловый проигрыватель с MM-картриджем. Как и большинство участников соревнования, ресивер оснащен портами HDMI версии 1.4, поддерживающими трехмерное видео. Декодирование саундтреков и их постобработка поручены процессору Texas Instruments TMS320D Cinema DSP, а видеоданными занимается чип ADV7800 компании Analog Devices. Применение этого видеопроцессора позволило не ограничиваться лишь коммутацией HDMI и конвертацией аналоговых сигналов в «цифру», а выполнять при необходимости полноценный деинтерлейсинг и скалирование до разрешения устройства отображения (кстати говоря, наши эксперименты подтвердили высокое качество таких преобразований).
Настройку декодера и оптимизацию звучания к акустическим особенностям помещения выполняет фирменная система автоматической калибровки YPAO. Процедура не занимает много времени — нужные измерения выполняются всего за два цикла. Отдельно хотелось бы отметить работу программистов и дизайнеров над системным меню, которое используется не только для настройки, но и оперативного управления Yamaha RX-V667. Полупрозрачный интерфейс позволяет комфортно взаимодействовать с ресивером, не прерывая просмотр. Однако возможность переназначать входы и изменять их названия здесь отсутствует, поэтому придется пользоваться зашитыми безликими аббревиатурами «HDMI 1 — 5» или «AV 1 — 6» и запоминать, какой компонент куда подключен.
Первая попытка кинопросмотра не вдохновила ни динамикой, ни размахом действия, ни широтой рабочего диапазона. Совершенно не ожидая подобного результата от ресивера с шильдиком Yamaha, мы продолжили эксперименты. После отключения эквализации и увеличения громкости от уровня –15 дБ (как у прочих аппаратов при тестировании) до –10 дБ нам удалось добиться ощутимых улучшений. Удары и выстрелы сделались более четкими и хлесткими, а звучание в целом стало выразительнее.
Музыкальный материал подавался правильно и ровно. Впечатление портили лишь повышенная жесткость верхнего регистра и отстраненность исполнения. Почерку аппарата не хватало эмоций. Превосходство аналогового подключения над цифровым здесь слишком велико. Возможно, дает о себе знать использование для аналоговой коммутации многоканального входа.
Результаты измерений:
Yamaha RX-V667 является лидером нашего теста по многим измеренным показателям. У него максимальная выходная мощность на нагрузке 8 Ом составила 152 Вт, ничтожно малая (0,04 дБ) неравномерность сигнала в полосе звуковых частот (рис. 1), низкий уровень нелинейных искажений (рис. 2), ширина полосы пропускания (спад частотной характеристики на 80 кГц 0,5 дБ), коэффициент демпфирования равен 105. Из недостатков следует отметить ограничение полосы пропускания до 24 кГц при активации цифрового аудиопроцессора, недостаточно высокое разделение сигнала между каналами в области средних и низких частот (рис. 3) и мощностные ограничения при работе на 2-омную нагрузку. Сложности с низкоомной нагрузкой испытывают все участники нашей подборки, однако надо отметить, что Yamaha RX-V667 справляется с этой проблемой лучше других.
Паспортные данные:
Название – Yamaha RX-V667 | Выходная мощность, Вт – 7 х 90 (на 8 Ом, 20 Гц — 20 кГц, 0,08% КНИ) | Энергопотребление, Вт – 400 | Декодирование – Dolby Pro Logic II / IIx / IIz, LPCM 7.1, Dolby Digital, Dolby TrueHD, DTS, DTS-HD Master Audio, DSD | Частотная характеристика (–3 дБ), Гц – 10—100 000 | Гармонические искажения, (20 Гц — 20 кГц, 8 Ом, 50 Вт), % – 0,06 | Система автокалибровки – YPAO | Коммутация HDMI v.1.4a, входов / выходов – 6 / 1 | Видеовходы – композитные (6), S-Video, компонентные (2) | Видеовыходы – композитный, компонентный | Аудиовходы – Phono MM, RCA (5), цифровые оптические (2), цифровые коаксиальные (2), многоканальный 7.1 | Аудиовыходы – RCA (3), многоканальный 7.2 | Дополнительно – порт для док-станции | Габариты, см – 43,5 x 15,1 x 36,4 | Масса, кг – 10,5
Оценки:
Звучание в кино - 90%
Звучание музыки - 85%
Функции - 95%
Эргономика - 90%
Итоговая оценка - 90%
Плюсы: богатая функциональность, обширные коммутационные возможности, точный процессинг
Минусы: нельзя переназначить и переименовать входы, жесткость на ВЧ при исполнении музыки
Вывод:
Выступив на крепком среднем уровне как при сопровождении кинофильмов, так и в составе стереосистемы, Yamaha RX-V667 добирает очки богатой функциональностью и коммутацией
Marantz NR1501
Цена - 19 000 руб.
Перед нами единственный в тесте ресивер, который не умеет работать с 3D-материалом и скалировать видео с входов HDMI. Но это Marantz, а потому его звучание вполне может стать сюрпризом
Marantz NR1501 — самый компактный и самый легкий аппарат в тесте. Кроме того, он вполне может претендовать на титул самого стильного. Дизайнерам фирмы удалось совместить в его облике солидность и совершенно несвойственную AV-ресиверам воздушность. Лицевая панель корпуса составлена из трех частей и имеет сложный профиль. Центральная секция и обрамляющие ее крупные рукоятки громкости и селектора входов — металлические, скошенные боковины — из черного пластика. Никаких дверок и заглушек на фасаде нет — все органы управления и гнезда оставлены на виду. Впрочем, из разъемов здесь имеются лишь один мини-джек и порты для подключения измерительного микрофона и наушников. Основательность подхода характеризуется и такими мелочами, как полноценный выключатель питания, полностью обесточивающий аппарат, и съемный силовой кабель.
Предоставляемые Marantz NR1501 возможности коммутации я бы назвал средними. С одной стороны, здесь есть четыре входа HDMI версии 1.3a и один выход, а также три входа и выход компонентного видеосигнала. С другой, подобно большинству участников теста, он лишен многоканальных аналоговых входа и выхода. Из семи каналов усиления пять оснащены винтовыми акустическими терминалами, а для пары колонок заднего тыла имеются пружинные клеммы. Алгоритм Dolby Pro Logic IIz, как и биампинг фронтальной акустики, не поддерживаются, поэтому использовать эти усилители можно только для обслуживания задних тыловых спикеров.
Системное меню позволяет гибко конфигурировать любой вход, включая редактирование его названия и переназначение цифровых портов. Фирменная система автоматической калибровки с забавным для нашего уха названием MRAC отличается обстоятельностью, сравнимой с тщательностью измерений MCACC у Pioneer. Каждая АС тестируется различными сигналами, и только по завершении всех циклов делается итоговый расчет. К сожалению, видео, получаемое от источника в цифровом виде через интерфейс HDMI, не скалируется, зато аналоговые сигналы ресивер способен перевести в цифровую форму для вывода по HDMI, правда опять-таки без скалирования. Впрочем, если в вашем домашнем кинотеатре работает источник или устройство отображения с качественным видеопроцессором, то возможностей Marantz NR1501 по работе с видео будет вполне достаточно. Поток DSD от источника по HDMI аппарат не воспринимает и управление через этот цифровой интерфейс не поддерживает.
В кино, как и ожидалось, модель продемонстрировала очень яркое и выразительное звучание с четкой локализацией источников в окружающем звуковом поле. Напора и драйва слегка не хватало лишь в самых напряженных эпизодах саундтрека, таких как автомобильная погоня в начале «Кванта милосердия» или первое появление Чужого в эпизоде, открывающем «Чужие против Хищника». Хотелось бы, чтобы выстрелы преподносились более хлестко, а низкочастотный импульс в последнем примере был более собран и энергичен. Вместе с тем музыкальное сопровождение мюзикла «Мамма миа!» подавалась мягко и комфортно. В составе стереосистемы Marantz NR1501 подтвердил репутацию очень музыкального компонента. Масштабная сцена и широчайший рабочий диапазон сочетались с очень деликатным отношением к мельчайшим деталям звуковой картины. При цифровой коммутации женский вокал прорабатывался не столь тщательно, как это делает наш референсный источник, но в целом цифроаналоговое преобразование реализовано здесь лучше, чем у большинства соперников по тесту. Разница с аналоговой коммутацией минимальна.
Результаты измерений:
К графику АЧХ придраться невозможно: неравномерность в области звуковых частот крайне мала, видимый спад сигнала начинается выше 50 кГц, но на частоте 80 кГц составляет лишь 1,6 дБ (рис. 1). Регуляторы тембра Marantz NR1501 работают идеально симметрично, не сужая полосу пропускания, в пределах +/-10 дБ. Взаимопроникновение между каналами находится ниже порога различимости во всей полосе частот (рис. 3). Уровень выходной мощности невысок и на одном канале при нагрузке 8 Ом составляет 72 Вт, но это значение стабильно сохраняется для любой частоты сигнала. Коэффициент нелинейных искажений не превышает сотых долей процента в широком диапазоне мощностей (рис. 2). С нагрузкой 2 Ом ресивер справляется, но с заметными ограничениями по выходной мощности. Коэффициент демпфирования у него выше, чем у многих участников нашего теста, и равен 85.
Паспортные данные:
Название – Marantz NR1501 | Выходная мощность, Вт – 7 х 50 (на 8 Ом, 20 Гц — 20 кГц, 0,08% КНИ) | Энергопотребление, Вт – 250 | Декодирование – Dolby Pro Logic II / IIx, LPCM 7.1, Dolby Digital, Dolby TrueHD, DTS, DTS-HD Master Audio | Частотная характеристика (+/-3 дБ), Гц – 8—100 000 | Гармонические искажения – нет данных | Система автокалибровки – MRAC | Коммутация HDMI v.1.3a, входов / выходов – 4 / 1 | Видеовходы – композитные (3), компонентные (3) | Видеовыходы – композитные (2), компонентный | Аудиовходы – RCA (5), цифровые оптические (2), цифровой коаксиальный | Аудиовыходы – RCA, на сабвуфер | Дополнительно – порт для док-станции | Габариты, см – 44,1 x 10,6 x 36,8 | Масса, кг – 8,4
Оценки:
Звучание в кино - 90%
Звучание музыки - 90%
Функции - 85%
Эргономика - 85%
Итоговая оценка - 90%
Плюсы: элегантная внешность, качественная автокалибровка, незаурядные музыкальные способности
Минусы: при сопровождении кинофильмов порой хочется больше напора
Вывод:
Очень стильный ресивер, способный органично вписаться в универсальную систему для музыки и кино, при подборе которой требования дизайнера находятся не на последнем месте
Onkyo TX-SR508
Цена - 18 500 руб.
Компания Onkyo традиционно уделяет повышенное внимание усилительной части своих ресиверов. Об их уровне красноречиво говорит тот факт, что блок питания Onkyo TX-SR508 потребляет из сети 450 Вт — вдвое больше, чем многие из конкурентов по тесту
Металлическая передняя панель ресивера Onkyo TX-SR508 разрезана поперек темной пластиковой накладкой, скрывающей информационный дисплей. Справа расположилась крупная ручка регулятора громкости, а селектор входов в виде группы кнопок прямого выбора размещен ниже черной вставки. Производитель не стал делать никаких дверок и заглушек, и стандартный AV-вход, мини-джек для подключения портативных гаджетов, порт измерительного микрофона и гнездо для наушников выставлены напоказ. Коммутационная панель оснащена не слишком разнообразным, но вполне обычным для ресиверов такого класса набором интерфейсов. Отмечу наличие входных и выходного терминалов для компонентного сигнала, а также специального порта для подключения фирменных внешних расширений, среди которых док-станция Onkyo UP-A1 для гаджетов Apple и цифровой тюнер Onkyo UP-DT1 для приема радиопрограмм в формате DAB. Все семь каналов усиления ресивера оснащены винтовыми терминалами с нанесенной на них цветной маркировкой, облегчающей коммутацию акустических систем. Еще две пары пружинных клемм предназначены для подключения дополнительных колонок — либо во вторую зону прослушивания, либо играющих роль верхнего фронта при включенной обработке Dolby Pro Logic IIz. Четыре входа и один выход HDMI соответствуют версии 1.4a, поддерживающей трехмерное видео. Коммутацией цифровых потоков занимается чип Analog Devices ADV7623. Скалировать и обрабатывать картинку модель не умеет.
Меню с элегантным полупрозрачным интерфейсом позволяет не только настраивать систему, но и оперативно управлять режимами работы ресивера. Отметим, что можно переключать номинал сопротивления нагрузки усилителей между 4 и 6 Ом. Радует не столько переключение само по себе, сколько явное указание на совместимость аппарата с низкоомной нагрузкой. Знакомая система автоматической калибровки Audyssey 2EQ здесь поддерживает оптимизацию звучания для трех мест прослушивания, причем это количество, судя по всему, зашито в алгоритме жестко — провести измерения для одной точки и сразу перейти к расчету нам не удалось. Результаты тоже несколько обескуражили — впервые в тесте автокалибровка определила наши фронтальные напольные колонки как small, а кроссовер канала LFE настроила при этом на 40 Гц. Странное представление о small, работающих от 40 Гц.
Прежде всего необходимо отметить, что инженерам Onkyo удалось достичь невозможного — золотой середины между выразительностью и напором, крайне необходимыми в кино, и мягкой музыкальностью, ценной для компонента стереосистемы. При просмотре выбранных для теста блокбастеров аппарат демонстрировал ураганную динамику и мощь, сочетаемую с фирменной мягкостью подачи, которая в данном случае почему-то совсем не мешала и лишь добавляла в звуковое полотно теплоту и натуральность. Отличная локализация источников и высочайшая детальность свидетельствовали о качественном процессинге саундтреков. При воспроизведении музыкальных записей все отметили масштабность формируемой сцены и обилие самых мелких деталей, бережно доносимых до слушателей. Примечательно, что разница между аналоговым и цифровым подключением нашего референсного источника в данном случае оказалась минимальной. Блестящий результат!
Результаты измерений:
Амплитудно-частотная характеристика Onkyo TX-SR508 показательна крайне малой неравномерностью (0,1 дБ) в звуковом диапазоне и широкой полосой пропускания сигнала (спад характеристики на 80 кГц равен 1 дБ) в режиме Direct (рис. 1). При активации цифрового темброблока полоса сужается до 24 кГц. Ресивер готов работать практически с любой нагрузкой, отдавая до 198 Вт при 2 Ом на один канал. При этом коэффициент нелинейных искажений на средних и малых уровнях мощности будет в среднем составлять 0,01% (рис. 2). При более щадящих значениях сопротивления показатели становятся еще лучше. Коэффициент демпфирования, как и у большинства моделей в подборке, невысокий — 65. Отношение сигнал/шум составляет не менее 112 дБА. Взаимовлияние каналов друг на друга проявляется слабо, и значение уровня проникающего сигнала ниже порога различимости практически во всем диапазоне (рис. 3).
Паспортные данные:
Название – Onkyo TX-SR508 | Выходная мощность, Вт – 7 х 100 (на 6 Ом, 1 кГц, 0,1% КНИ) | Энергопотребление, Вт – 450 | Декодирование – Dolby Pro Logic II / IIx / IIz, LPCM 7.1, Dolby Digital, Dolby TrueHD, DTS, DTS-HD Master Audio, DSD | Частотная характеристика (–3…+1 дБ), Гц – 5—100 000 | Гармонические искажения – (1 кГц, 8 Ом, 1 Вт), % – 0,08 | Система автокалибровки – Audyssey MultEQ | Коммутация HDMI v.1.4a, входов / выходов – 4 / 1 | Видеовходы – композитные (4), компонентные (2) | Видеовыходы – композитные (2), компонентный | Аудиовходы – RCA (6), цифровые оптические (2), цифровые коаксиальные (2) | Аудиовыходы – RCA (2), на сабвуфер | Дополнительно – порт Universal для док-станции | Габариты, см – 43,5 x 15,1 x 32,9 | Масса, кг – 9,4
Оценки:
Звучание в кино - 95%
Звучание музыки - 95%
Функции - 85%
Эргономика - 90%
Итоговая оценка - 95%
Плюсы: качественное усиление, точный процессинг, замечательные ЦАПы
Минусы: нет многоканальных аналоговых интерфейсов, не может скалировать видеосигналы
Вывод:
Невозможное возможно, и бюджетный ресивер все-таки способен достойно выступить и в домашнем кинотеатре, и при прослушивании музыки. Что наглядно продемонстрировал Onkyo TX-SR508
Итоги
Что же представляет собой современный бюджетный AV-ресивер? Проведенное тестирование выявило несколько общих для техники этого класса особенностей. Это прежде всего продвинутая цифровая часть, поддерживающая самые передовые форматы и алгоритмы обработки звука и изображения. Саундтреки высокого разрешения, трехмерное видео, новейшая схема Pro Logic IIz лаборатории Dolby, увеличивающая вертикальное разрешение звукового полотна за счет применения дополнительной фронтальной пары колонок, — все это взято на вооружение большинством участников нашего теста. Кроме того, повсеместно внедряются системы автоматической калибровки, оптимизирующие звучание домашнего кинотеатра в конкретных акустических условиях. Таким образом, вполне можно заключить, что цифровые блоки AV-ресиверов разных ценовых категорий различаются в нюансах, чего не скажешь об аналоговой части и предоставляемых коммутационных возможностях. Энергопотребление половины участников теста не дотягивает до 500 Вт, а у второй половины этот показатель и вовсе вдвое меньше. При загрузке одного канала усиления блок питания способен обеспечить заявленные характеристики, но если задействовать все семь мощников ресивера, то энергетического голода не избежать. Сравнительно простой способ разрешить эту проблему — использование для фронтальной пары внешнего усилителя — натыкается здесь на отсутствие у большинства участников многоканального аналогового выхода с предусилителя. То есть аппараты данного класса могут рассматриваться как вариант для комплектования замкнутых систем, когда дальнейшие апгрейды не планируются. В подобном случае от AV-ресивера чаще всего ждут определенной универсальности, позволяющей не замыкаться на просмотре кино. Именно этот критерий стал основным при выборе победителя — которым был провозглашен Onkyo TX-SR508. Положительные оценки его работы как в домашнем кинотеатре, так и в составе стереосистемы предопределили наш выбор. Рекомендацию редакции получает Yamaha RX-V667 — как единственный ресивер в тесте, оснащенный полноценной коммутацией. Приятной неожиданностью оказалось для нас звучание Kenwood RV-7000, и только скромная оснащенность не позволила ему занять призовое место. Самым элегантным мы единогласно признали Marantz NR1501, а Pioneer VSX-920 и Denon AVR-1911 проявили себя достойными представителями этих знаменитых марок.