Генераторы баса
Активные сабвуферы в ценовой категории 35 000 руб
Генераторы баса
Активные сабвуферы в ценовой категории 35 000 руб.
На заре эпохи распространения домашних кинотеатров пользователи, ввиду высоких цен на добротные компоненты подобных систем, не спешили сразу покупать всю акустику окружающего звучания, а начинали с фронтальной и тыловой пары, так как уже в таком составе могли ощутить подобие объемного звука. Затем добавлялся центральный спикер, оказавшийся очень важным, поскольку он передает большую часть диалогов. А вот приобретение сабвуфера порой оттягивалось, особенно если фронтальные напольники были басовитые. Но со временем приходило осознание того, что хороший активный басовый модуль необходим
По сути, сабвуфер не слишком сложный прибор, ведь он лишь усиливает и воспроизводит сигнал в довольно узком частотном диапазоне. Но без добротного сабвуфера не раскрыть полную звуковую картину кинофильма, не передать в полном объеме всю драматичность происходящего на экране, не усладить зрителя эффектами, иногда даже пугающими, — просто не было бы нужной реалистичности. А с басовым модулем мы слушаем и воспринимаем оглушающие эффекты, задуманные режиссером и звукооператором, но они не призваны раздражать, как это бывает при воспроизведении, скажем, музыки на огромной мощности, а органично вписываются в кинодейство и ощущаются нами с удовольствием. Основные требования к сабвуферам — глубина баса, его осязаемость и очерченность, скорость и мощность прибора. Сейчас мы не будем рассматривать пассивные варианты подобных устройств, так как это удел недорогих однокоробочных комплектов для начинающих, с одной стороны, и профессиональных инсталляций с заоблачным ценником, с другой. А в домашних кинотеатрах среднего уровня безраздельно властвуют активные низкочастотные модули.
Кто в тереме живет? В очень добротном и крепком корпусе, защищенном от вибраций и резонансов, установлен мощный усилитель, работающий чаще всего в классе D. Обязательно наличие кроссовера, который определяет протяженность рабочего диапазона, и коммутационного блока, где должны присутствовать входы и иногда выходы — LFE, низкоуровневые или высокоуровневые. Тут же, как правило, располагаются регуляторы громкости, частоты среза кроссовера и фазы сигнала. Переход в состояние ожидания осуществляется либо автоматически (если в течение определенного промежутка времени работы для него нет, сабвуфер засыпает, а когда на него подается полезный сигнал, мгновенно оживает), либо посредством тумблера, который переводит аппарат в это состояние принудительно. Даже при наличии басовитой фронтальной пары НЧ-модуль будет отрабатывать более низкий диапазон, чем тот, на который способны фронтмены. По крайней мере, дублирование сигнала не является правильным, поэтому сабвуферы необходимо тщательно настраивать в каждой конкретной системе. Динамическая головка часто располагается на фасаде корпуса, но может быть смонтирована в днище и излучать в пол. Также встречаются модели, оснащенные дополнительным пассивным излучателем. Как правило, мощные динамики сабвуферов прикрыты грилями, снимать которые нет необходимости. Из полезных мелочей можно отметить пульт ДУ у ряда моделей либо регулятор громкости на лицевой панели. Самый распространенный цвет аппаратов — черный. Отделка — пленка, натуральный шпон, рояльный лак.
Тестовая система
1. Источник 1 – мультимедийный плеер Dune HD Base 3.0
2. Источник 2 – 3D Blu-ray-проигрыватель Panasonic DMP-BDT100
3. AV-ресивер – Pioneer SC-LX86
4. HDMI-кабели – Onetech VHD1202, длина 2 м
5. Аналоговые межблочные и акустические кабели – Analysis Plus
6. Фронтальная акустика – ELAC FS-247
7. Акустика центрального канала – ELAC CC-241
8. Акустика бокового тыла – ELAC FS-247
9. Акустика заднего тыла – ELAC BS-243
10. Плазменный телевизор – Samsung PS50C6900
Тестовый материал
Фильмы
Blu-ray «Терминатор: Судный день» (USA, 1991)
Blu-ray «Перелом» (USA, 2007)
Blu-ray «Спущенный с привязи» (USA, 2005)
Blu-ray Bad Company «Live At Wembley» (USA, 2010)
DVD «Аватар» (Россия, 2009)
DVD «Чужая» (Россия / Украина, 2010)
DVD «Почти знаменит» (USA, 2000)
DVD «Парк юрского периода (USA, 1993)
DVD «Доберман» (France, 1997)
DVD Eagles «Farewell Tour. Live From Melbourne» (USA, 2005)
Музыка
CD «PopeMusic Reel3 sampler» (audiophile)
CD «TAGMcLaren audio» (audiophile)
CD «The Sheffield Lab Test Series» (audiophile)
CD Deep Purple «Purpendicular» (Sony Music Entertainment, USA, 2010)
CD Гленн Хьюз «Building The Machine» (SPV, Germany, 2001)
CD Игорь Бриль «The Piano Album» (Brilliant Jazz Club, Россия, 2010)
CD-R Гия Дзагнидзе «Blues Band»
Указанные в статье цены являются ориентировочными.
REL Acoustics T-7
Цена – 37 500 руб.
В начале 2000 года компанию единомышленников, в которой оказался и я, пригласил в гости один аудиофил, человек, сведущий в музыке и в звуке. Мы долго рассматривали его чудесную технику, где все компоненты были класса High End. Удивило то, что посередине комнаты, на небольшом расстоянии друг от друга, стояли два больших и хорошо отделанных натуральным шпоном сабвуфера. Причем они не имели никакого отношения к домашнему кинотеатру и входили в состав системы для прослушивания музыки. Ее звучание тогда нас поразило, и особая заслуга принадлежала именно сабвуферам. Это были красавцы Stentor компании REL Acoustics
«Делай что-то одно. Доводи это до совершенства» — таков девиз британской компании REL Acoustics, Ltd. из Бриджента, что в Уэльсе. Основана она была Ричардом Эдмундом Лордом в 1990 году. А в 2005 году ее приобрели Джон Хантер и Дональд Броди, и это ознаменовало новую эру в жизни и деятельности компании. Владельцы занялись полным обновлением номенклатуры, стремясь достичь гармонии, — они полагали, что продукты должны выглядеть так же безупречно и утонченно, как они звучат. Потенциал сабвуферов REL столь высок, что они будут пригодны и желанны в любой системе — и музыкальной, и ориентированной на просмотр кинофильмов.
Визуально от REL Acoustic T-7 веет позитивом, особенно если он отделан белым рояльным лаком. Выглядит «кубик» неотразимо. Переднюю сторону закрывает гриль с натянутой акустической тканью белого цвета, в верхней части которого приклеен алюминиевый шильдик с логотипом фирмы. Корпус традиционно изготовлен из MDF c внутренними переборками, гасящими вибрации и резонансы. В роли боевого оснащения — два орудия: динамическая головка с длинноходным диффузором диаметром 20 см на стальном шасси, установленная снизу по системе Down Firing, и пассивный радиатор с диафрагмой в 25,4 см под грилем. Усилитель мощности, работающий в классе AB, способен развивать до 200 Вт. Нижний частотный предел REL Acoustic T-7 составляет 30 Гц, что для аппарата таких размеров просто идеально. Увеличение амплитуды сигнала — 80 дБ. Как известно, все самое важное, касающееся настройки, регулировки и коммутации, в сабвуферах находится на задней панели. Этому правилу разработчики не изменили и здесь. Модель обладает почти полным стандартным набором инструментов: двумя регуляторами громкости, установкой фазы и частоты среза, двумя входами (на разъемах RCA) для канала LFE плюс стереофоническим низкоуровневым входом. Есть также высокоуровневый вход, организованны на специальном разъеме Neutrik Speakon. Под него в комплекте имеется Кабель — длиной 10 м, со штекером и тремя жилами на другом его конце, которые подсоединяются к акустическим клеммам ресивера или усилителя. Венчают все хозяйство сетевая клавиша и колодка с предохранителем. Настройка сабвуфера довольно проста — вызывать специалиста необязательно, однако ознакомиться с руководством придется. Компания акцентирует внимание на том, что ради большей осязаемости нижнего регистра лучше пользоваться высокоуровневым входом, с чем мы не можем не согласиться. Но в любом случае выбор способа подключения остается за пользователем. Когда мы пишем о впечатлениях от, скажем, топового усилителя, то часто рассказываем, как звучит тот или иной тестовый музыкальный фрагмент, акцентируем внимание на звучании разных инструментов или голосов. Сабвуфер же исполняет свою партию в рамках положенного ему рабочего диапазона и является хотя и важным, но все же вспомогательным звеном в системе домашнего кинотеатра. Поэтому и выводы о его работе не слишком обширны. REL Acoustic T-7 достиг весьма приличных низкочастотных глубин, его бас осязаем, плотен, фактурен. Отсутствуют искажения в динамических пиках. Аппарат хорошо передает драматизм событий и довольно музыкален, если говорить о деятельности в составе трифоника. Он универсален, и это его достоинство.
Результаты измерений:
Характеристики сабвуфера REL T7 вполне позволяют ему занять лидирующие позиции. Рекордных цифр вы здесь не найдете, но в совокупности показатели аппарата обеспечивают возможность качественной работы в сложной басовой области. Правда, есть одно ограничение. Верхняя граница воспроизводимых частот расположена у REL T7 на отметке 110 Гц, что помешает ему оказать поддержку некоторым компактным сателлитам в верхней октаве низкочастотного диапазона. Малый прирост величины коэффициента нелинейных искажений с увеличением уровня звукового давления (рис. 2) говорит о большом динамическом запасе и позволяет полноценно работать с полочной и напольной акустикой любого другого формата. Встроенный регулятор частоты среза характеристики максимально точно по сравнению с другими участниками нашей подборки действует в соответствии с показаниями оцифровки шкалы. Амплитудно-частотные характеристики для положений 120, 75 и 30 Гц показаны на рис. 1. Кумулятивный спектр затухания, полученный в ближнем поле драйвера, выявляет весьма быстрый спад и незначительное отставание сигнала в начале рабочей области (рис. 3).
Паспортные данные:
Название – REL Acoustic T-7 | Выходная мощность, Вт – 200 | Частотная характеристика, Гц – 30—150 (по уровню –3 дБ) | Диаметр излучателя (активного / пассивного), см – 20 / 25,4 | Акустическое оформление – пассивный радиатор | Аудиовходы – RCA (2), Neutrik Speakon | Габариты, см – 30 x 34,8 x 32,5 | Масса, кг – 15,4
Оценки:
1. Дизайн – 95%
2. Качество изготовления – 95%
3. Звучание – 90%
4. Эргономика – 90%
Итоговый балл: 90%
Плюсы: шикарный дизайн, качественная отделка, очень уверенный и глубокий бас при небольших размерах корпуса
Минусы: маркая поверхность
Вывод:
Идеальный вариант для трифоника высокого класса или домашнего кинозала площадью до 30—40 м2. А превосходная отделка будет радовать глаз и добавлять положительных эмоций
Atlantic Technology 334 SB
Цена – 32 900 руб.
Следующим участником сравнительного теста стал гость с другого полушария. Американские сабвуферы всегда славились своим качеством и надежностью, поэтому нередко, строя домашний кинотеатр, пользователи для басовой поддержки предпочитают заокеанские продукты, хотя вся остальная акустика может быть другой марки, причем в конкретной линейке зачастую имеется и родной НЧ-модуль. То есть американская школа имеет авторитет среди киношников и меломанов. Встречаем сабвуфер из Норвуда в Массачусетсе — Atlantic Technology 334 SB
Компания Atlantic Technology существует с 1989 года. Специализируется она на акустических многоканальных системах, обладающих высочайшей производительностью. Другой важный аспект — ценовая политика: продукцию фирмы могут позволить себе многие, а не только состоятельные люди. «Цель домашнего театра — не поместить вас в кинотеатр, а поместить вас в кинофильм!» — вот девиз Atlantic Technology. Сабвуфер 334 SB выглядит солидно, строго и импозантно. Это довольно крупный аппарат, корпус которого изготовлен из MDF высокой плотности с полимерной пропиткой, а боковые стенки украшены накладками из дерева, черными как смоль и тщательно отполированными. Фасад закрыт пластиковым грилем, покрытым акустически прозрачной тканью. Если его снять, то взору предстанет 10-дюймовый (25 см) длинноходный диффузор динамической головки, имеющей 2-дюймовую четырехслойную звуковую катушку, которой не страшна высокая температура благодаря специальной системе вентиляции. Диффузор же сделан с применением композитных материалов. Он обладает хорошей жесткостью и работает как поршень.
В конструкции излучателя использованы массивные магниты, призванные гарантировать надежность работы и высокое качество звука. Для подавления корпусных резонансов была применена технология CFT. Особенность сабвуферов Atlantic Technology — отсутствие фазоинвертора. Это влияет на равномерность переходных характеристик и позволяет получить очень точное, очерченное звучание. Что касается подключения и настройки, то надо обратить внимание на заднюю стенку корпуса, где сконцентрированы коммутация и управление. Надо сказать, что изобилием ручек и кнопок модель не отличается, однако почти все необходимое для активного модуля тут есть. Это ручка, регулирующая частоту среза, тумблер регулировки фазы сигнала, еще один переключатель, позволяющий перевести устройство в автоматический режим управления питанием (включение при появлении сигнала) и третий — для воспроизведения сигнала, сертифицированного THX. Для подключения к источнику в сабвуфере есть только две низкоуровневые пары разъемов RCA. А где же регулятор громкости, спросит наблюдательный читатель? Вот и мы сначала были в некотором недоумении. Но после того как сняли гриль, облегченно вздохнули. Уровень усиления регулируется рукояткой на фасаде аппарата в его правом верхнем углу. Конечно, такое решение не слишком удобно. Придется часто снимать защитное приспособление, хотя многие пользователи являются апологетами открытых излучателей в акустике, так как субъективно звук становится прозрачнее и детальнее, хотя для басового модуля это не критично. А теперь об итогах прослушивания Atlantic Technology 334 SB. Честно говоря, мы получили от аппарата все, что и ожидали, — грамотный, прорисованный и упругий бас, достигающий надлежащей глубины, очень реалистичный и аккуратный — ни намека на размытость, ватность, пыхтение. Видимо, акустическое оформление в закрытом корпусе внесло положительную лепту в работу с нижним регистром. Еще порадовала уверенная отработка пиковых всплесков. Иметь такой сабвуфер поклонникам любых динамичных жанров просто необходимо, конечно, при условии хорошей звукоизоляции помещения — соседи тоже люди. Однако, учитывая хорошие макродинамические свойства, можно получать удовольствие и на умеренной громкости.
Результаты измерений:
Амплитудно-частотная характеристика сабвуфера Atlantic Technology 334SB с неактивными встроенными фильтрами охватывает широкую полосу звуковых частот, заметно вторгаясь в среднечастотный диапазон (рис. 1). Тип акустического оформления (закрытый ящик) предопределяет плавный спад в левой части графика и рекордно низкое для нашего теста значение граничной частоты (23 Гц). Комплектный кроссовер позволяет выбрать частоту среза пропускаемого сигнала в пределах от 40 до 160 Гц. Но это теоретически. По факту границы другие (78—205 Гц), и доверять показаниям шкалы регулятора мы вам не советуем, особенно на краях диапазона. Здесь нужно отметить, что это не худший вариант работы описываемого устройства среди представленных образцов, да, впрочем, и по отрасли в целом. На рис. 1 показаны характеристики для значений 40, 100 и 160 Гц. Основной проблемой сабвуфера является высокий уровень нелинейных искажений (рис. 2). Дело даже не в резком росте этого показателя ниже отметки 50 Гц. Больше смущает прирост коэффициента в двух верхних октавах при звуковом давлении 94 дБ, чего вообще не ожидаешь от столь внушительного по габаритам аппарата. Затухание сигнала, благодаря конструкции, быстрое и не предполагает наличия слышимых послезвучий (рис. 3).
Паспортные данные:
Название – Atlantic Technology 334 SB | Выходная мощность, Вт – 220 | Частотная характеристика, Гц – 30—250 (по уровню –3 дБ) | Динамическая головка, см – 24,5 см, композитный диффузор | Акустическое оформление – закрытый корпус | Аудиовходы – RCA, LFE | Аудиовыходы – RCA, LFE | Габариты, см – 38,8 x 38 x 39,7 | Масса, кг – 14
Оценки:
1. Дизайн – 90%
2. Качество изготовления – 90%
3. Звучание – 90%
4. Эргономика – 90%
Итоговый балл: 90%
Плюсы: солидный дизайн, уверенный, быстрый и глубокий бас
Минусы: нет высокоуровневой коммутации, регулятор уровня усиления спрятан под грилем
Вывод:
Интересный вариант для помещений, отданных под домашний кинотеатр, площадью до 30 м2. Надежный, солидный и добротный сабвуфер без ощутимых изъянов. За тщательную обработку низкочастотного диапазона можно не беспокоиться
KEF Kube-2
Цена – 31 900 руб.
На стартовую дорожку выходит следующий участник, уже второй представитель британского бренда, хотя штаб-квартиры корпорации GP Acoustics Ltd. расположены в Америке, двух европейских странах и двух восточных. Однако местом рождения компании KEF был туманный Альбион. Сабвуфер Kube-2 принадлежит к кинотеатральной линейки KHT 2000 Series, которая позиционируется как исполненная с высшим качеством и обладающая высочайшей отдачей
«Из всех областей искусства музыка является самой неопределяемой и самой выразительной, самой иллюзорной, самой мимолетной и неувядающей. И электроны, танцующие внутри акустического кабеля, не позволяют ей потерять вдохновение и страсть. KEF бережно воссоздает музыку в естественном ее выражении для вас и вашего сознания, стремясь донести ее самым естественным способом, без преувеличения, без обмана». Это слова Раймонда Кука (1925—1995), который в 1961 году, работая инженером-электриком на BBC, основал фирму KEF (Kent Engineering and Foundry) со штаб-квартирой и мануфактурой в графстве Кент, в небольшом городке Мейдстоун, что в получасе езды от Лондона. Английский филиал до сих пор там и расположен. Мы уже встречались с сабвуфером KEF Kube-2, но в составе однокоробочного домашнего кинотеатра, поэтому внимания уделили ему тогда значительно меньше — ведь присутствовали и остальные АС.
Kube-2 больше похож на самодостаточный аппарат из линейки НЧ-модулей, а не на комплектный сабвуфер из готового набора акустики окружающего звучания. С другой стороны, его можно купить отдельно и использовать с колонками как KEF, так и любой другой марки. Корпус объемом 23 л изготовлен из качественных плит MDF. Встроенный усилитель, работающий в классе D, развивает мощность до 200 Вт, что обеспечивает уверенную работу в помещениях площадью до 30—40 м2. Модель оснащена двумя излучателями: динамической головкой и пассивным радиатором типа ABR; оба они имеют диафрагмы диаметром 25 см. Такое решение обеспечивает монополярное акустическое излучение. Максимальное звуковое давление, достигаемое KEF Kube-2, составляет 112 дБ. Относительно коммутации и органов управления заметим, что соединение с ресивером возможно только по низкому уровню. А вот настроек режимов работы здесь полный набор и даже немного больше. Как и положено, регулируются громкость, частота среза, фаза сигнала, но вдобавок имеется трехпозиционный тумблер управления функцией Bass Boost, повышающей отдачу сабвуфера на 6 и 12 дБ, что позволяет добиваться оптимального звучания в конкретных акустических условиях. Стенки корпуса черного цвета отполированы до блеска. При инсталляции это надо учитывать и хотя бы протереть предварительно руки спиртом, но еще лучше — работать в перчатках. Подключение и настройка аппарата трудностей не вызывают. Если говорить о низкочастотном сопровождении кинофильмов, то существенных недоработок мы не обнаружили. KEF Kube-2 добротно исполняет свою партию, подводя реалистичный фундамент под самые драматичные места, и отлично справляется с материалом, насыщенным низкочастотными пассажами, будь то в блокбастерах, космических лентах, знаменитых фильмах в стиле фэнтези и, конечно, боевиках. Иногда при максимальной громкости сабвуфер может немного захлебнуться, но только в том случае, если кому-то придет в голову попытаться выжать из него все до последнего в очень большом помещении. Этот «кубик» хорошо впишется в трифоник для воспроизведения музыки — он весьма музыкален и деликатен. Подобная универсальность достойна вполне заслуженной похвалы.
Результаты измерений:
Сабвуфер KEF Kube-2 явно предрасположен к работе в составе музыкального трифоника. Предпосылкой служит малое количество продуктов нелинейных искажений во всей басовой области. Этот показатель один из лучших в рамках проводимого теста, а для первой октавы НЧ-диапазона, пожалуй, самый лучший. Из минусов — высокое значение нижней граничной частоты (33 Гц), что, впрочем, не будет помехой в пределах упомянутой области применения. Работа кроссовера для положений регулятора 40, 60 и 140 Гц показана на рис. 1. Диапазон частот среза небольшой, но для стыковки с компактными сателлитами этого будет достаточно. На борту есть еще один переключатель, который ступенчато (0, +6, +12 дБ) изменяет отдачу сабвуфера на частотах в районе 40—50 Гц. Как видно по красной и зеленой кривым на указанном рисунке, выбранное нами положение +6 дБ оптимально и обеспечивает максимально широкую планку стабильной чувствительности. При самых низких частотах среза (синяя кривая), чтобы добиться похожей картины, нужно выбирать положение 0 дБ. То же самое необходимо сделать при установке сабвуфера в углу комнаты или в нише. Положение +12 дБ пригодится при кинотеатральном использовании модели. Спектр затухания примечателен весьма умеренным послезвучием (рис. 3).
Паспортные данные:
Название – KEF Kube-2 | Выходная мощность, Вт – 200 | Частотная характеристика, Гц – 35—150 (по уровню –3 дБ) | Диаметр излучателя (активного /пассивного), см – 25 / 25 | Акустическое оформление – пассивный радиатор | Аудиовход – RCA | Аудиовыходы – нет | Габариты, см – 32,2 x 33,2 x 33,2 | Масса, кг – 12
Оценки:
1. Дизайн – 90%
2. Качество изготовления – 95%
3. Звучание – 90%
4. Эргономика – 90%
Итоговый балл: 90%
Плюсы: привлекательный дизайн, добротная отделка, функция тонкомпенсации, уверенный, фактурный, комфортный бас
Минусы: нет высокоуровневого входа, отсутствуют выходы, бас немного смягчен
Вывод:
Поклонникам британской школы акустики в целом и апологетам бренда KEF в частности стоит приглядеться к этой модели внимательнее. Сабвуфер как нельзя лучше подойдет к акустическому составу домашнего кинотеатра одноименной марки
RBH SX-10
Цена – 33 470 руб.
Американские производители не хотят уступать пальму первенства и снова выставили своего представителя — теперь от компании RBH. Причем он выступает в довольно большом весе и является, судя по оснащению, настоящим профессионалом. Несмотря на это, судейская коллегия решила допустить его к соревнованиям
«Переопределить путь испытания звука» — так описывает свою миссию корпорация RBH Sound, основанная в 1976 году. Первоначально на мощностях предприятия выпускались высокотехнологичные продукты, которые поставлялись таким известным фирмам, как McIntosh, Fosgate, Parasound и JBL. Однако ровно через 10 лет бизнес-план изменился, и, переместившись в город Лейтон, что в штате Юта, команда RBH Sound стала выпускать продукцию под собственным именем, причем добилась того, что эта марка стала весьма известной и популярной не только в Америке, но и в Европе. В корпорации заверяют потребителей, что она производит только лучшую продукцию в каждой категории, основываясь на поиске новых технологий и усовершенствований и добиваясь лидерства на рынке звука.
Корпус RBH SX-10 кубической формы изготовлен из MDF и покрыт натуральным древесным шпоном черного дуба с матовой отделкой. Боковины немного выпуклы, что придает изящество довольно строгому на вид аппарату. На лицевой панели смонтирован низкочастотный излучатель — динамическая головка с алюминиевой диафрагмой диаметром 25,4 см. Нижний паспортный частотный предел устройства составляет 29 Гц при разбросе значений АЧХ ±3 дБ. Мощность встроенного усилителя в пиках достигает 350 Вт. Кроссовер обладает умеренной крутизной среза, порядка 12 дБ на октаву. А вот коммутация нас немного ошеломила — в выбранных нами ценовых границах нечасто встречаются сабвуферы, имеющие балансные (XLR) входы и выходы LFE. Это явно указывает на высокий класс модели. Дублируют подобный способ соединения с ресивером разъемы RCA, и в довершение здесь имеется пара разъемов RCA, являющаяся линейным стереофоническим входом. Аппарат предлагает регулировки громкости, частоты среза, фазы и управление автоматом питания. Как обычно, выключатель питания находится тоже сзади. И еще один довольно приятный штрих: производитель гарантирует безотказную работу RBH SX-10 в течение пяти лет. Переходя к вынесению вердикта, отметим, что это явный соискатель на чемпионские лавры. Тестировали мы сабвуфер, используя вход LFE, организованный на небалансных разъемах RCA, — ведь у других участников балансная коммутация отсутствует. НЧ-модуль из Юты приятно поразил своей недюжинной мощью. Конечно, со стула нас не сдувало, но в напряженных сценах жестких экшенов волна баса улавливалась не только слухом, но и всем телом. Эффект реалистичности проявлялся весьма ощутимо, подчеркивая драматизм событий. RBH SX-10 — очень серьезный аппарат, место которому в солидной кинотеатральной системе высокого класса. Мускульной силы, по нашим расчетам, ему хватит для уверенной обработки помещений до 50 м2, а может, и больше. Что касается кино иных жанров, то и здесь сабвуфер ведет себя адекватно, напоминая о своем присутствии только в моменты, обозначенные звукорежиссером: если он грамотно настроен, причем так, чтобы не дублировать басовитые напольники, то иногда впадает в дрему и ждет команды, после которой мгновенно следует реакция и выдается необходимый низкочастотный штрих. К качеству баса мы не смогли предъявить ни одной претензии. Он осязаемый, быстрый, не размытый и в некотором роде очень глобальный. Любителям встряхнуть внутренности понравится.
Результаты измерений:
Сабвуфер RBH SX-10 по совокупности измеренных характеристик занимает лидирующие позиции вместе с REL T7. В его арсенале нет рекордных показателей, но главное — нет и явных недочетов, которые могли бы сказаться на качестве воспроизводимого баса. Частотная характеристика выявляет широкую область охвата и достаточно стабильна, а спад в левой части дает расчетную нижнюю границу на отметке 24 Гц. Верхнюю границу можно задать при помощи внешнего ресивера на любой отметке вплоть до 200 Гц. Но можно воспользоваться и встроенным регулятором, который действует относительно точно в правой половине оцифрованной шкалы. Работа этого устройства показана на рис. 1 для установок 150, 95 (середина хода регулятора) и 40 Гц. Нелинейные искажения крайне малы на небольших и средних уровнях громкости. При уровне звукового давления 94 дБ намечается проблемная область в районе верхнего баса (рис. 2). Особой похвалы заслуживает спектр затухания сигнала (рис. 3). Временной интервал ослабления колебаний после прекращения подачи сигнала имеет крайне малое значение во всем частотном диапазоне и предполагает формирование четкой звуковой картины.
Паспортные данные:
Название – RBH SX-10 | Выходная мощность, Вт – 300 | Частотная характеристика, Гц – 29—150 (по уровню –3 дБ) | Динамическая головка, см – 25,4, алюминиевый диффузор | Акустическое оформление – фазоинвертор | Аудиовходы – XLR (LFE), RCA (LFE), RCA (стерео) | Аудиовыходы – XLR (LFE), RCA (LFE) | Габариты, см – 38,1 x 38,7 x 18,5 | Масса, кг – 17
Оценки:
1. Дизайн – 90%
2. Качество изготовления – 95%
3. Звучание – 95%
4. Эргономика – 95%
Итоговый балл: 95%
Плюсы: качественное исполнение, беспрецедентная мощность, глубокий бас
Минусы: нет высокоуровневой коммутации
Вывод:
Этот сабвуфер можно смело отнести к разряду профессиональной аппаратуры и использовать его в системе домашнего театра высокого класса. Если ваше помещение хорошо звукоизолировано, то смело наслаждайтесь настоящими громом и молниями. RBH SX-10 вы сможете ощутить не только слухом, но и телом
Paradigm DSP-3200 v.2
Цена – 33 000 руб.
От США решил не отставать и его северный сосед — заявку на участие подала канадская корпорация Paradigm. Когда мы приступили к извлечению ее представителя из добротной упаковки, то, оценив тяжесть аппарата, решили, что намерения у него весьма серьезные. Обычно аудиотехнику наделяют большой массой не ради престижной отметки в техническом паспорте и не нагружают ее для этого кирпичами — немалый вес указывает на наличие солидных комплектующих и узлов, которые должны помочь сделать звук качественным и мощным
Корпорация Paradigm с самого начала установила для звучания каждой категории своих продуктов высокую планку качества и не снижает ее в течение уже четверти века. Другое важное условие успеха — дружественная к пользователю ценовая политика. Во главу угла фирма ставит точность воспроизведения сигнала, широта сцены, локализация источников звука, глубокий и мощный бас и волнующая динамика. Примерно так позиционируется этот весьма известный бренд. Штаб-квартира его расположена в канадском городе Миссиссога в провинции Онтарио.
Сказать, что внешний вид Paradigm DSP-3200 v.2 солиден и внушает доверие, значит не сказать ничего. Кабинет в отделке «черная зола» сделан из особого инертного материала типа MDF, исключающего нежелательные резонансы и вибрации, а также способствующего выработке чистого и аккуратного баса. Гриль с щелевой системой вентиляции SVS™ позволяет воспроизводить сигнал с огромным воздушным давлением без искажений, хотя его можно и вовсе снять. На лицевой стороне обосновался возмутитель спокойствия — большой низкочастотный динамик с конической диафрагмой CAP из фибры Aramid c углеродом и полипропиленом диаметром 30,5 см. Такая комбинация материалов обеспечивает внутреннее демпфирование и минимизирует резонансы благодаря малой массе. В структуре «движка» применены большие металлокерамические магниты, контролирующие точное движение диафрагмы, четырехслойные звуковые катушки и термоустойчивая корзина AVS. Система портов фазоинвертора (Dual-ported) снижает влияние турбулентности. И наконец, за мускульную силу отвечает продвинутый высокоэффективный усилитель, работающий в классе D и способный с минимальными искажениями обеспечить долговременную мощность в 300 Вт, а в пиках — до 990 Вт (RMS). Напомним, что сертификация Rated Maximum Sinusoidal обозначает мощность, при которой усилитель может в течение одного часа работать с реальным музыкальным сигналом без физического повреждения. Коммутационно-упаравляюший арсенал сабвуфера не слишком богат: пара разъемов RCA для получения сигнала LFE, регулировка громкости, фазы и частоты среза кроссовера — вот и все. Однако еще мы обнаружили здесь порт мини-USB, а это уже что-то новое в таком устройстве, как сабвуфер. В голову закрадываются разные мысли, но после знакомства с соответствующим разделом в руководстве пользователя все становится понятным. Это порт для опционального калибровочного комплекта USB Paradigm Perfect Bass Kit (PBK). С его помощью и при наличии ПК или ноутбука можно оптимально настроить аппарат под акустические особенности любого помещения. Вдобавок появляется возможность подгрузить и свежую прошивку. «И грянул гром» — так называется фантастический рассказ знаменитого Рэя Брэдбери, где повествуется о перемещении туристов из будущего в далекое прошлое с возможностью поохотиться на настоящих динозавров. Вспомнив это, мы начали с выбранных для теста фрагментов первой части трилогии Стивена Спилберга о Парке юрского периода. И вот в лаборатории натурально грянул гром. И еще жуткий, вызывающий мурашки и оцепенение рев гигантской рептилии, самой жестокой из всех, что обитали на Земле в те времена, — настолько правдоподобно исполнил басовую партию экшена Paradigm DSP-3200 v.2. Затем последовали звуковые дорожки крепких боевиков, батальные пассажи из известных фэнтези и драматические фрагменты из фильмов-катастроф. Сабвуфер выдавал порции мощного и реалистичного баса легко и непринужденно — так же легко силовые жонглеры управляются на арене цирка с неподъемными ядрами и гирями. Весь остальной материал был отработан аппаратом безупречно, и нам остается признать, что Paradigm DSP-3200 v.2 немного обошел соперников и достоин высшей награды.
Результаты измерений:
Сабвуфер Paradigm DSP 3200 V2 имеет в своем активе ряд выдающихся показателей. В первую очередь это касается нелинейных искажений (рис. 2). Расчетная величина КНИ лучшая в тесте, но больше радует малый прирост этого коэффициента с увеличением уровня звукового давления, что говорит о большом динамическом запасе. Регулятор частоты среза полосы пропускания работает хоть и не точно, но позволяет установить самое низкое значение 55 Гц (при положении 35 Гц). На рис. 1 показаны АЧХ для двух установок (150 и 80 Гц), помимо указанной выше. Амплитудно-частотная характеристика демонстрирует широкую область стабильной чувствительности. Нижняя граничная частота имеет среднее значение в рамках нашей подборки — 28 Гц. Этот сабвуфер найдет применение в составе домашнего кинотеатра, обеспечивая эффективную поддержку спецэффектам. Но в музыкальном плане его возможности несколько ограничены. Причина этого — достаточно грязный спектр затухания сигнала в первой половине низкочастотной области (рис. 3).
Паспортные данные:
Название – Paradigm DSP-3200 v.2 | Выходная мощность, Вт – 300 | Частотная характеристика, Гц – 35—150 (по уровню –3 дБ) | Динамическая головка, см – 30,5 см, диффузор CAP™ | Акустическое оформление – фазоинвертор | Аудиовход / выход – RCA | Дополнительно – порт miniUSB | Габариты, см – 46,4 x 35,6 x 49,5 | Масса, кг – 24,5
Оценки:
1. Дизайн – 90%
2. Качество изготовления – 95%
3. Звучание – 95%
4. Эргономика – 90%
Итоговый балл: 95%
Плюсы: великолепная отделка, качественная сборка, гигантский мощностный потенциал
Минусы: только один способ подсоединения к ресиверу
Вывод:
Сабвуфер создан для профессиональной работы в составе очень добротного и серьезного домашнего кинотеатра, однако его стоимость такова, что любой киноман, строящий свою систему, может смело приобрести эту модель. Задел на будущее будет огромным
Polk Audio DSW Micro PRO1000
Цена – 38 973 руб.
Прямо-таки экспансия американских сабвуферов — на соревнование опять выходит заокеанский участник, боец «настоящего полковника» Мэтью Полка. Что ж, бренд, несомненно, известный и уважаемый не только на родине и в мире, но и в России. А очень добротные сабвуферы, помимо прочей акустики, — конек подразделения мистера Полка
Еще перед тем как увидеть детище «полковника» воочию, мы уже были заинтригованы и удивлены. А изумило нас знакомство с техническими характеристиками модели — целый киловатт и еще две сотни ватт способен она выдать на-гора. Конечно, сразу же возник вопрос: каких же размеров должен быть корпус этого кинотеатрального монстра? Однако когда к нам доставили абсолютно нормальную, можно сказать, небольшую коробку, мы решили, что произошла ошибка и в спецификацию вкралась опечатка. Впрочем, торопить события мы не стали и сначала занялись стандартным «медосмотром», который проводится перед выходом спортсмена на ринг. Итак, аппарат, как мы сказали, отнюдь не гигантский и чем-либо особенным не выделяется. Дизайн тоже неброский, хотя это в данном случае ни к чему, и даже отделка не поражает воображение — все очень скромно. Гриль у Polk Audio DSW Micro PRO1000 отсутствует. Конструкция корпуса Rock-solid MDF призвана исключить любые внутренние резонансы и искажения. В самом центре фасада утоплена динамическая головка с усовершенствованным низкочастотным диффузором Klippel диаметром 20,3 см.
Используя анализатор искажений Klippel Distortion Analyzer, инженеры оптимизировали ход подвески и диффузора, а также расположение звуковой катушки, что позволило применить усилитель, обладающий огромной мощностью. Кстати, это фирменная разработка BASH, обеспечивающая мощность в 1200 Вт. В днище же вмонтирован другой излучатель — пассивный радиатор квадратной формы Bottom-Mounted Square Sub-Bass Radiators (20,3 х 20,3 см). Если снять с сабвуфера ножки, то этот излучатель можно сделать прямонаправленным — такова технология Front Firing applications. Еще одна фирменная технология Feed Forward™ минимизирует искажения, увеличивает объем и делает отклик быстрее и точнее. Настроечный арсенал аппарата обширен: четырехпозиционный регулятор фазы, две кнопочки для регулировки уровня усиления, плавная настройка частоты среза кроссовера. Из коммутации есть входная пара LFE и соответствующий выход, а еще две пары винтовых акустических терминалов позволяют подключать НЧ-модуль по высокому уровню. Возвращаясь к лицевой панели, сообщим, что на ней имеется инфракрасный датчик для приема команд с аккуратного пульта ДУ, похожего на кредитку, а под шильдиком с названием компании находится голубой светодиод, который, пульсируя, дает знать, что команды с пульта сабвуфер получает. Кстати говоря, ПДУ довольно функционален. Вот как описывает его производитель: «Пульт ДУ DSW PRO Series включает функцию Polk Room Optimizer (PRO) — четыре установки эквалайзера, по нажатию кнопки корректирующих граничный эффект в зависимости от расположения сабвуфера в комнате: „угол“, „короткая стена“, „длинная стена“ и „центр комнаты“. Вне зависимости от расположения вам гарантировано отличное качество басов». Можно упомянуть еще режим Mute для оперативного отключения сигнала, например во время телефонного звонка. Что касается сопровождения кинофильмов, то тут Polk Audio DSW Micro PRO1000 заслуживает только похвалы. С нижним регистром он работает предельно грамотно и ювелирно. Таким басом можно заслушаться, и часто возникает желание чувствовать его всем телом как можно дольше. Несомненно, этот участник займет одно из призовых мест. Браво, «полковник»!
Результаты измерений:
Выявленные в ходе инструментальных измерений характеристики сабвуфера Polk Audio DSW 1000 вызывают бурю разнополярных эмоций. С одной стороны, от столь компактного аппарата, даже без оглядки на других участников теста, не ожидаешь таких способностей по глубине воспроизводимого баса — расчетное значение нижней границы составляет 30 Гц. Кроме того, модель обладает расширенными инсталляционными возможностями, предполагающими, помимо стандартного регулируемого кроссовера, наличие четырех предустановленных пресетов режима работы. С другой стороны, за подобную роскошь пришлось заплатить немалую цену — налицо высокий уровень искажений, особенно явно проявляющихся в третьей октаве НЧ-диапазона (рис. 2). Спектр затухания сигнала тоже неидеален, хотя его можно назвать умеренным (рис. 3). Обратим ваше внимание на поведение графика АЧХ в левой его части (рис. 1). Дисбаланс характеристики, как и крутизна спада на границе рабочей области, во многом будет определяться напольным покрытием, поскольку именно в пол работает пассивный излучатель. Приведенная кривая соответствует установке сабвуфера на поверхности с хорошими звукопоглощающими свойствами. С ухудшением этих свойств график начнет стремиться к идеальному горизонтальному положению, но вместе с тем, как это не покажется странным, граничный спад будет более резким и в теории на 30 Гц составит –6 дБ от показанного.
Паспортные данные:
Название – Polk Audio DSW Micro PRO1000 | Выходная мощность, Вт – 1200 | Частотная характеристика, Гц – 29—200 (по уровню –3 дБ) | Динамическая головка (активная / пассивный радиатор), см – 20,3 /20,3 x 20,3 | Акустическое оформление – фазоинвертор | Аудиовходы / выходы – RCA, высокого уровня | Габариты, см – 32 x 28 x 32 | Масса, кг – 15,4
Оценки:
1. Дизайн – 90%
2. Качество изготовления – 90%
3. Звучание – 90%
4. Эргономика – 95%
Итоговый балл: 90%
Плюсы: развитая коммутация, пульт ДУ, эквалайзер, огромная мощность
Минусы: упрощенный дизайн, скромная отделка
Вывод:
Несмотря на небольшие размеры и вполне оправданную цену, этот сабвуфер подойдет и для заядлого киномана, и для апологета реалистичного саунда, а также сможет ошарашить новичка. Спешите, пока он продается свободно!
Итоговые выводы
Закончился очередной довольно трудоемкий тест, и можно объявить о результатах и назвать победителей. Мы решили не перечислять здесь еще раз достоинства каждого аппарата, так как, во-первых, все они были на высоте и показали отличные результаты, а во-вторых, в отчете о тестировании конкретных участников отмечены все их особенности. Конечно, на итоговую оценку влияло множество факторов. Прежде всего в расчет брались глубина баса, его форма и фактура, мощность усилителя, способность передать низкочастотные всплески с наибольшей степенью реализма и драматизма. Также прибавлялись баллы за внешний вид и функциональность. В общем, вся техника, невзирая на бренды и географию, подверглась тщательному исследованию. Однако в лидеры вышли два представителя американской школы и один канадец (то есть тоже из северной части американского континента). Собственно, ничего удивительного, ведь большинство участников прибыли из-за океана. А азиатская сборка, по сути, не имеет большого значения — под строгим контролем материнской компании она давно стала качественной и надежной. Итак, награды распределились следующим образом. Лучшей покупкой единогласно был признан сабвуфер Paradigm DSP-3200 v.2. Рекомендацию редакции получает RBH SX-10. А вам, уважаемые читатели мы советуем подробно прочитать материал о каждом претенденте — наверняка какая-либо из участвовавших в сравнительном тесте моделей остановит на себе ваше внимание. Или, по крайней мере, заинтересует настолько, что вам захочется посетить профильный салон для ее прослушивания и решения вопроса о дальнейшей покупке.
Лев Сергеев