Релизы на CD и виниле (сентябрь 2012)

Glen Hansard
Rhythm and Repose
2012 ANTI-


Ирландский сингер-сонграйтер Глен Хенсард, больше известный по работе с группами The Frames и The Swell Season, выпустил первый сольный альбом, претендующий на лавры «Astral Weeks» наших дней. Критики вовсю расхваливают пластинку Хенсарда, не скупятся на сравнения с великими мастерами, но неизменно проводят параллели, прежде всего с Вэном Моррисоном. И тут они правы, хотя нельзя сказать, что Глен этакий модернизированный клон знаменитого музыканта. Как представляется, дело в том, что при невероятном обилии авторов-исполнителей самого разного уровня и таланта мало кому в наши дни удается сочинить и записать пластинку, состоящую из проникновенных и невероятно красивых песен. Пластинку, из которой ничего не выбросить и на которой, даже слушая ее третий раз, ничего не хочется промотать. А такие вещи, как «Bird of Sorrow» и тем более «Philander», могут крутиться на повторе в плей-листе до бесконечности, особенно дождливой осенью, озвучивая падение листьев в лужи на асфальте большого города. Где главный лирический герой никому не нужен со своей грустью и проникновенностью. Полтора года в Нью-Йорке — и как результат одиннадцать замечательных песен, понятных городским одиночкам и мечтателям в самых разных уголках земли. Записать альбом Хенсарду помогли звукорежиссер Патрик Диллетт (работавший с Дэвидом Бирном и Лори Андерсон) и продюсер Томас Бартлетт (Doveman, The National, Antony and the Johnsons). Струнные аранжировал Роб Мус, сотрудничавший с Bon Iver, за духовые отвечали музыканты из концертного состава Брюса Спрингстина.

The Cult
Choice of Weapon
2012 Cooking Vinyl


Джим Моррисон жив и периодически записывает песни, только не под своим именем. Сказал — умер, значит умер, приходится выдумывать себе других персонажей. Получается не всегда здорово, но иногда даже ничего так — прет по полной программе. Сейчас, избалованные тысячами альбомов самых разных исполнителей и обилием музыкальной информации, мы пытаемся найти что-то особенное и необычное, почти забыв о главной сути рок-н-ролла — быть дерзким, задорным и диким. Как самые низменные человеческие эмоции. Почему бы и нет? И в аккурат в наше время такой музыки очень мало.
Новый альбом британской группы The Cult как раз об этом и еще о вызывании духа Моррисона, а для особых музыкальных гурманов — даже о гитарных приемах Джимми Пейджа. Вкусный коктейль, в нем можно распробовать отдельные составляющие, но лучше употреблять его целиком, на большой громкости, не углубляясь в изучение рецепта. Дерзкая и провокационная «Honey from a Knife» с рефреном «We got the Drugs», после которого становится понятным, о каком, собственно, меде с кончика ножа втолковывает нам Йен Эстбери. Выстроенная на цеппелиновских риффах «The Wolf»; красивая и, возможно, лучшая песня пластинки «Life>Death» с текстом — претензией на сумеречную поэзию, затейливо зашифрованное послание, которое можно толковать самыми разными способами, но лучше оставить на совести автора. И просто наслаждаться, как здорово «I lay down with the beasts on the ground, The prophets cry in every tear I pray for ever», чтобы это ни значило, артикулируется вместе с музыкой. Настоящее шаманство имени народного артиста Америки Джима Моррисона во всей своей стремной красоте и самоубийственном обаянии.
Еще три года назад вокалист и лидер группы Йен Эстбери заявлял, что The Cult больше не будут выпускать альбомы — мол, никому это не нужно и вообще такой формат умер. Но старые привычки изживать тяжело, особенно если в памяти еще остались сладостные моменты триумфа с многомиллионными продажами, например «Sonic Temple» (1989). И пусть кому-то кажется, что время такой музыки безвозвратно ушло, подобные слова не более чем старческое брюзжание. Хороший рок-н-ролл невозможно отменить. Просто многие давно забыли, как это делается.

Alanis Morissette
Havoc and Bright Lights
2012 Collective Sounds


Аланис Мориссетт невесть с какого перепугу вторглась на территории Мадонны, которые, впрочем, та давно покинула, оставив после себя немилосердно выжженную землю. Что может родить эта почва? Ведь давно понятно, что Мадонна выжимает все до последней капли и другим там ловить нечего. И как бы ни старалась Аланис, ей не удается заставить верить себе хотя бы на протяжении одной песни. Даже как-то обидно за барышню: ну кто надоумил тебя копаться в этих отходах? Да, продюсером пластинки выступил Гай Сигсворт — тот самый, писавший песни для Мадонны и Бритни Спирс. И как результат — плоский, глупый и вряд ли кому-то нужный альбом. А ведь, точно уверен, есть еще люди, которые ждут от Аланис Мориссетт нечто вроде «Jagged Little Pill».

Cat Power
Sun
2012 Matador


Некоторые критики поспешили объявить новую пластинку Чен Маршалл, больше известной как Cat Power, главным женским альбомом 2012 года. Не будем столь категоричны, хотя отрицать, что у Чен получилась отличная вещь, сложно. Cat Power, апологет стиля лоу-фай со всеми свойственными такой музыке чертами, неожиданно записала плотный и музыкально насыщенный альбом, далекий, впрочем, от поп-музыки и стандартных аранжировок, как Юпитер от Меркурия. Я неспроста выдумал такое астрономическое сравнение — отстраненный и кажущийся холодным вокал Чен Маршалл пронизывает слушателя, словно космические лучи далекой радиоактивной звезды, выжигая остатки сентиментальности. Это больше похоже на зашифрованный отсчет утопленников бездушной Вселенной, чем на сопливые стенания чрезмерно чувствительной барышни-музыканта. Но чего еще можно ожидать от женщины, попавшей в больницу после напряженного тура и ставшей полнейшим банкротом, которой нечем было оплачивать счета и которую вот-вот должны были выселить из заложенного дома? Разве что новой пластинки, составленной из собственных песен (раньше она активно перепевала чужие), где ей поможет даже Игги Поп («Nothin' But Time»). Остается надеяться, что эта работа поможет Чен Маршалл, она того достойна.

Michael Kiwanuka
Home Again
2012 Polydor Records


Майкл Киванука, темнокожий британский певец и музыкант, среди своих любимых пластинок всех времен называет «Loaded» The Velvet Underground и «Electric Ladyland» Джими Хендрикса. А его самого сравнивают с Бобом Диланом и Отисом Реддингом одновременно. Но если честно, то на дебютной пластинке молодого исполнителя нет ничего, что напоминало бы все вышеперечисленное. Майкл слишком британский, чтобы звучать как Отис Реддинг, и достаточно темнокож, чтобы быть похожим на Боба Дилана. Если и проводить какие-то параллели, то только с Ричи Хевенсом — негритянским ветераном Вудстока с нетипичными для черной музыки песнями. Киванука блестяще играет на гитаре и поет джаз-ориентированный соул с заездами на территорию Вэна Моррисона. Такая старорежимная музыка, звучащая необычно свежо и легко, способна украсить вечер с любимой девушкой или посиделки в кафе со стаканом сухого вина. И да, никакого Хендрикса, это уж точно.

Metric
Synthetica
2012 Metric Music International


Канадская инди-группа, обитающая в Нью-Йорке, — отличное психотерапевтическое средство для тех, кого одолела ностальгия по новой волне, или даже ноу-вэйв, образца Blondie. Эмили Хейнс старательно выпевает мелодии, подозрительно напоминающие то, что исполняла Дебора Харри, а в композиции «The Wanderlust» неожиданно возникает один из главных ответственных за появление на свет этого жанра музыки Лу Рид. Впрочем, никаких откровений, все до зевоты выверено, просчитано и заботливо похоронено в прагматичных аранжировках. «Синтетика» — слово, идеально подходящее для этой пластинки.

Andrew Bird
Break It Yourself
2012 Bella Union


Культовый американский мультиинструменталист, которого многие помнят еще по замечательной формации Squirrel Nut Zippers, на шестом сольном альбоме аккуратно и бережно плетет корзину-ловушку, куда запросто попадаются любители заумной музыки и бородатые не по годам хипстеры. Джаз и ирландский фолк, лоу-фай и психоделия, Клод Дебюсси и калипсо, свинг и кантри, тексты, смысл которых разгадать дано только избранным — но ведь так приятно причислить себя к этой категории людей?

M. Ward
A Wasteland Companion
2012 Merge Records


Тихий и радующийся жизни сингер-сонграйтер из Портленда Мэттью Уорд после трехлетнего перерыва записал восьмой сольный альбом. Для тех, кто следит за творчеством музыканта, на этом месте можно поставить точку — Уорд не стал исполнять хип-хоп или индастриал, все то же и в тех же местах. Но за это его как раз и любят. Хорошие песни еще никто не отменял. А делать их Мэттью умеет, и не только на своих пластинках, но и вместе с Зуи Дешанель в составе дуэта She & Him, с друзьями по супергруппе Monsters of Folk или помогая приятелям из My Morning Jacket, Bright Eyes.

The Dandy Warhols
This Machine
2012 Beat the World

Выпустить новый альбом певец американской группы The Dandy Warhols Кортни Тейлор-Тейлор обещал поклонникам еще год назад, правда, говоря о нем как о «The Pastor of Muppets». Сложно сказать, как бы оценили такое название суровые мужики из Metallica, но вышедшая пластинка называется «This Machine». Вот бывает, что пьяница завязывает с алкоголем и вдруг превращается в зануду и скучную тень самого себя, а окружающие начинают вспоминать, каким забавным и веселым он был в дни возлияний. Не знаю, с чем там завязали The Dandy Warhols, но альбом выглядит именно так. Нет, все вроде на месте — фирменный звук, ирония, изобретательность, однако дни бесшабашной юности и дерзости безвозвратно ушли, и слушать это невыносимо скучно. Спишем это на затянувшийся кризис среднего возраста Тейлора-Тейлора или на хорошую работу местной полиции, перекрывшей все каналы доставки специальных средств. Так или иначе, новой «Bohemian Like You» на пластинке обнаружить не удалось, гремучие 90-е уже не вернуть, а несомненно выросшее мастерство — штука хорошая, но The Dandy Warhols приучили своих почитателей к большему. И те все еще верят, что любимая группа способна на новый прорыв. Может, стоит опять наполнить запылившийся стакан?

 Валерий Постернак

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: