Релизы на CD и виниле (май 2010)

Tom Waits

Glitter and Doom Live (2009)

Беспокойный старик Том Уэйтс, который с непонятным упорством отказывается ехать в Россию, но с удовольствием выступает в Европе и у себя в США, записал очередной шедевр. По итогам последнего тура, прошедшего в 2008 году, и издан этот «живой» альбом, составленный из песен позднего периода — самая ранняя вещь, «Singapore», впервые появилась на пластинке «Rain Dogs» 1985 года. Но для тура все песни были основательно переаранжированы, так что любителям творчества Уэйтса гарантированы новые ощущения. И отличные — это я уже от своего собственного имени хочу добавить, если, конечно, оно чего-то стоит. Семнадцать треков записаны в десяти разных городах, однако подобраны настолько удачно, что звучат как концертный вечер в одном месте. Сыграно и исполнено все безупречно, тут и говорить нечего — Том всегда славился своим музыкальным перфекционизмом.
Саунд, несмотря на специфику живой записи, отменный — что на CD, что на виниле. Создается полная иллюзия присутствия на концерте, на которые в Москве, например, не часто попадаешь — на наших площадках таким звуком не балуют. А тут все, как и должно быть — музыка тебя обволакивает, раскачивает в нужных местах, зал дышит, еще немного, и можно дотронуться рукой до ближайшего монитора. Вероятно, в этом немалая заслуга Гэвина Лурссена, выполнившего блестящий мастеринг.
Альбом издан на двойном CD и виниле. В CD-версии второй диск содержит почти сорокаминутную композицию под названием «Tom Tales». Это странные и смешные байки Тома Уэйтса, которыми он щедро кормит публику во время концертов и которые сами по себе можно считать произведениями искусства — этакие психоделические и нервно-философские вербальные трипы, где уживаются стервятники и пауки, первый человек на Луне и предсмертные вздохи Генри Форда, сдобренные ненавязчивым аккомпанементом на фортепиано.
Виниловый релиз (два 180-граммовых диска) вместил семнадцать песен, но там нет «Tom Tales». Альбомный конверт — с фотографиями, сделанными во время тура. В комплект входит карточка с кодом для официального скачивания альбома в MP3.


Eloy

Visionary (2009)

Опостылевший еще в середине 80-х логотип Eloy сегодня на обложке нового диска вызывает уже не раздражение, а только искреннее удивление — а что, они еще существуют? Похоже, да, такое не тонет. С упорством графомана настрогав за 38 лет своего существования почти двадцать альбомов, они так и остались невыразительной тенью своих великих единомышленников — Amon Duul II или Hawkwind. И даже Nektar сейчас вызывает больший интерес, хотя кого можно заставить в наши дни слушать что-либо подобное? В общем, чуда не случилось, да никто и не обещал — Франк Борнеманн и его соратники по группе образца 80-х записали очередной безликий альбом в попытке реанимировать давно разложившийся труп спейс-рока. Возможно, остались еще в мире чудаки, которым этой пластинки как раз и не хватало для полного счастья. Но я явно не из их числа. И вероятно, я не один такой скептик — на любом немецком пластиночном развале всех этих «Colours» или «Metromania» по два евро — бери не хочу. И не хотят. Не все старые вещи становятся антиквариатом. Или легендой. Часто это просто недоразумение, пикник на обочине настоящей музыки.
Разницы в звуке на CD и виниле обнаружить не удалось — вполне стандартная смесь аналоговых и цифровых технологий ничем не запоминается, что органично сочетается с безликим музыкальным материалом.
Альбом издан на одинарном виниле. Раскрывающийся конверт, внутри тексты песен. Лимитированная партия специально для фанатов с автографами Франка Борнеманна и стикером. CD-издание дополнено 12-минутным видеороликом «The Making Of Visionary».


Rob Zombie

Hellbilly Deluxe 2 (2010)

Новый альбом мастера картонных страшилок Роба Зомби имеет еще и продолжение названия, которое, по мнению автора, лучше объясняет смысл представляемого на диске, — Noble Jackals, Penny Dreadfuls and the Systematic Dehumanization of Cool. Но судя по основным словам, это следующая часть дебютной пластинки Роба, которая и носила имя «Hellbilly Deluxe». Материал был готов еще в 2008 году, однако по разным причинам выпуск диска откладывался. И вот, наконец, случилось. Некоторые обожравшиеся скептики мямлят, мол, можно было вообще это не выпускать, музыкальный мир ничего бы не потерял. Но лично я категорически с таким мнением не согласен. Кто бы что бы там не говорил, но если вы знаете толк в правильном рок-н-ролле, то по крайней мере отличное настроение вам гарантировано. Попробуйте поставить этот альбом утром в понедельник, перед выходом на работу, перед броском в вибрирующую странными флешбэками реальность. Можно даже кофе не готовить — адреналина в крови будет столько, что и московское метро покажется забавным скетчем «Летающего цирка Монти Пайтона».
В самом деле, к такой музыке без изрядной порции юмора относиться нельзя. Неужели есть еще в мире придурки, готовые воспринимать все эти «Werewolf Women of the SS» или «Mars Needs Women» с решительной серьезностью? Да и вообще, слушая диск, вдруг хочется позвонить Робу и сказать: «Эй, чувак, ты в курсе, что Эллис Купер живет на соседней улице?» Конечно же, в курсе — это слышно в каждом риффе, в любой интонации, в общей конструкции всей пластинки. Разве что в целом все звучит гораздо жестче, чем тот же «Schools Out». Но так много общего в этом ерничанье с картонным ножом в руке и измазанным кетчупом лицом, что диву даешься — мне всегда казалось, что Купер со своей кровожадной глупостью и фарсом еще в 70-е зашел уже до того далеко, что сегодня любая попытка приблизиться вызовет только блевотный рефлекс. А оказалось, можно!
Звучит альбом мощно, напористо, но ровно настолько, чтобы не переступить опасную грань, отделяющую от пропасти безапелляционной компрессии по образцу последних продуктов Megadeth или Metallica. И что удивительно, запись мастерилась прежде всего для цифровых скачиваний, так как сам Роб давно считает CD мертвым форматом, а винил — баловством для чудаков. Первый сингл и был выложен для скачивания на iTunes в октябре 2009 года, а сейчас там же можно заполучить и весь альбом, причем с бонус-треками, которых нет ни на компакте, ни на виниле.
Но что бы там не думал сам автор, традиционные носители еще никто не отменял, и релиз, конечно же, был выпущен и на CD, и на одинарном виниле. Особой разницы в звуке между ними не наблюдается, хотя плохого в этом ничего нет.



Juliette Lewis

Terra Incognita (2009)

Как-то незаметно Джульетт Льюис переквалифицировалась… нет, конечно, не в управдомы, до этого еще не дошло, а в смутно пока угадывающуюся тень Пэтти Смит. Почему бы и нет? Взрослая девочка, может позволить себе что хочет, особенно на фоне современного голливудского безрыбья. Так почему бы не воспользоваться и не выплеснуть скопившийся адреналин в виде нервного постпанкового альбома, отвешивая поклоны великой Пэтти, а иногда вторгаясь на территорию Дженис Джоплин или Лидии Пэнс? Тем более что помогает все это делать неугомонный Омар Родригес Лопес, известный многим по Mars Volta, а сейчас больше по многочисленным безумным сольным работам. Слушается все на одном дыхании, если вы, конечно, не забыли, как должен звучать настоящий постпанк.
Сводился альбом на легендарной Electric Lady Studios, которую Джими Хендрикс построил для себя любимого, но которой так толком и не воспользовался, открыв зато мир настоящего звука для многих других. Мастеринг выполнен легендарным Хауи Уайнбергом, да не где-нибудь, а на Masterdisk, то есть это настоящий высокобюджетный проект. Звук плотный, без зацепок, все на своем месте, и вопросов нет. Хотя и откровений тоже — вполне стандартно, но качественно.
Альбом издан на CD и на виниле (лимитированный тираж 1 тыс. штук), в комплект входит карточка с кодом для скачивания на официальном сайте.



Chad Smith’s Bombastic Meatbats

Meet The Meatbats (2009)

Чэд Смит, барабанщик Red Hot Chili Peppers, использует летаргический сон, близкий к клинической смерти своей основной группы, с пользой для внутренней музыкальной самооценки — посмотрите, я умею не только так, а еще и так и вот так. Понятное дело, что если бы не его имя, то особого внимания на подобный проект никто бы не обратил. Но кроме Чэда Смита на этом альбоме есть музыка, а не просто демонстрация нереализованных музыкальных амбиций.
Впервые Смит, гитарист Джефф Коллмен и клавишник Эд Рот пересеклись в 2003 году на записи песни «Get You Stoned», вошедшей в альбом «Songs In the Key of Rock» Гленна Хьюза. Тогда во время постоянных джемов в студии Чэд задумчиво кинул парням: «Эй, нам бы стоило попробовать поиграть что-то похожее». И попробовали, только через пять лет, позвав на роль бас-гитариста Кевина Чауна, замеченного до этого в составе группы Тэда Ньюджента. Результатом стала эта пластинка — десять собственных инструментальных композиций Смита и одна авторства Билли Кобэма. Изобретательно смешивая олд-скул-фанк и джаз-рок-фьюжн образца начала 70-х с традиционными рок-приемами, им удалось собрать сложные компоненты в единое целое, без притянутой за уши эклектики и профессионального позерства. Одним словом, получилась хорошая и внятная музыка.
Звучит пластинка, впрочем, вполне современно, без всяких там реверансов в сторону Motown, но в некоторых местах влияние записей Weather Report или Маклафлина все же улавливается.
Издан альбом, к сожалению, только на CD и без каких-либо наворотов и прочей маркетинговой шелухи.



Atlas Sound

Logos (2009)

Бредфорд Кокс поет в американской группе Deerhunter и страдает неконтролируемыми приступами меланхолии, граничащей с депрессией, что не мешает ему по несколько лет копить песни и для сольных альбомов. С 2007 по 2009 год он собрал достаточное их количество, чтобы выпустить вторую пластинку — «Atlas Sound». Любителей такой музыки в любой стране хватает — тут тебе и явные заимствования из малоизвестных современной публике психоделических групп 60-х, и набивший оскомину лоу-фай, и умничание на уровне студенческих интеллектуальных увлечений, и спейс-рок в представлении апологета инди из Атланты, а главное, безграничная тоска. И даже на самую малость эмоций Кокс, похоже, совсем не способен.
Записывались песни в разных студиях и все больше в почти домашних условиях, что вполне нормально для такой музыки. Но сведение сделано на Abbey Road, и этот шаг, несомненно, был оправданным — звучит все качественно, с минимумом компрессии, и, кажется, пространство настолько расширенно и глубоко, что и дна не видно.
Альбом издан на CD и на одинарном виниле. На титульной стороне конверта фотография самого Бредфорда Кокса, который страдает синдромом Марфана. Не очень приятное зрелище, но это дело его, личное, показывать такие фотографии или нет.



Незамеченные шедевры:

Kyuss

Blues for the Red Sun (1992)

Это сейчас Джош Хомми — настоящая звезда, и ничего уже с этим не поделать. Тех же Them Crooked Vultures сложно игнорировать, как и Queens Of The Stone Age. А тогда, в начале 90-х, Джош и товарищи по «пустынной» группировке не без основания считали, что спасают тяжелую музыку от деградации и тотальной коммерциализации, возвращая ей первозданное звучание. Как было завещано, например, Black Sabbath или May Blitz. И получилось ведь, действительно получилось. Хотя в тот период коммерческий успех и был минимальным, крепких парней, доказавших, что металл — это не только волосатики в лосинах, но и мужики с яйцами, такими вещами было не сломить. Они упрямо гнули свою линию, да так мощно, что заставили мир прислушаться и к этим утробным звукам. Даже сейчас саунд на этом альбоме представляется неимоверно тяжелым. И не за счет дешевых трюков с истерией или скоростью, раскрашенных красной краской лиц и прочей чертовщины, больше действующей на детей и недоразвитых (я только о вкусе, честное слово) переростков. Kyuss, пионеры стоунер-рока, используют проверенные, но выброшенные их современниками на помойку приемы — общий строй гитар понижен на тон, риффы так и просятся на ранние альбомы Black Sabbath, минимум гитарных соло, блюзовые структуры песен, не стесняющиеся откровенной монотонности, вводящей в транс… Все вместе воспринимается как ураган огромной силы в пустыне, тонны обжигающего песка, в которых слышна музыка отчаяния и смерти. Будущего нет.
Но оказалось, что будущее есть: теперь эта пластинка — классика, которую и сейчас немногим удается превзойти по мрачности звучания. Мастеринг выполнял (опять это имя, куда без него?) Хауи Уайнберг.
Удивительно, но и сегодня вполне возможно по доступной цене купить оригинал этого альбома. Издан он очень просто — конверт не альбомный, никаких вкладок. Это тот случай, когда все эти маркетинговые завлекухи не имеют никакого значения.
Альбом предоставлен для прослушивания компанией ФГ Никитин, официальным представителем Warner в России.



Entrance

Prayer of Death (2006)

Когда я слышу унылое ворчание не по годам состарившихся меломанов, мол, вся музыка закончилась в 70-х, сейчас ничего интересного нет и быть не может, аналоговыми технологиями никто не пользуется, и прочую муть, мне даже время не хочется тратить на бесполезные споры. Парни, стряхните перхоть и протрите пыль на дающем сбои механизме восприятия действительности. Просто поинтересуйтесь, копните глубже, чем очередные чарты или музыкальный шлак MTV, тем более, в наш век Интернета это не так уж и сложно — было бы желание.
В этой рубрике я на свой страх и накатывающее отвращение от кондовых почитателей «портвейновой» музыки попытаюсь раскачивать лодку устоявшегося мнения. Стоит лишь протянуть руку к полке за моей спиной и вытащить нужный винил. Так, пробую… ага, вот и добыча.
Несколько лет назад я купил виниловую пластинку мало кому известной у нас группы Entrance. По сути, это проект, базирующийся на музыкальном безумии одного человека — Гая Блейксли (Guy Blakeslee). Формально членами группы числятся Дерек Джеймс (Derek James) и Пэз Ленкантин (Paz Lenchantin). О Джеймсе ничего примечательного сказать не могу, но вот Пэз — фигура в современном рок-андеграунде заметная. Родилась она в Аргентине, но давно обитает в Америке и неоднократно замечена на знаковых пластинках, от «A Perfect Circle» до «Queens Of The Stone Age».
Сам же Блейксли родился в 1981 году в Балтиморе, в последнее время поставляющем современной музыке настоящих музыкантов, достаточно вспомнить хотя бы яростных мужиков из The Clutch. Начинал в группе The Convocation Of...., но уехал в Чикаго и взялся за сольную карьеру как раз под именем Entrance, выступая большей частью в клубе The Hideout. Там его и углядели представители независимого лейбла Tiger Style Records. В дискографии Entrance есть четыре полноценные пластинки, все выпущенные на виниле и привлекшие внимание нужной публики — в последнее время Гай Блейксли замечен в гастрольных турах с признанными метрами андеграундной сцены Sonic Youth, Devendra Banhart, Will Oldham, Cat Power.
Собственно, сейчас я о третьем альбоме под названием «Prayer of Death», который был выпущен лейблом Tee Pee Records в 2006 году. Кто-то может сказать: ну вот, это уже давно не новинка, однако многие ли из вас слушали эту пластинку?
В музыкальном плане это больше похоже на выворачивание кишок и галлюциногенные трипы, на накатывающие волны смирения перед мраком смерти… так, стоп, это все лирика. Так вот, о музыке — идеологически она ближе всего к стоунер-року, но стоит особняком и не вписывается полностью в его каноны. Безумная смесь чикагского блюза, местами настолько завуалированного, что и распознать сложно, и старорежимной психоделии американского пошива. А также восточных трипов, далеко не поверхностных, как часто случается у белых музыкантов, которые заигрывают с непонятными им звуками, и общего звукового видения самого Блейксли, вызывающего стойкие подозрения, — о всяких расширяющих сознание препаратах он знает не понаслышке. Вязкое музыкальное полотно, утонувшее в глубоком колодце тотальной реверберации и дикой смеси самых неожиданных инструментов при этом раскачивает, вторгается во внутренний мир слушателя, если, конечно, он готов к такому шагу. Этот диск не удастся послушать мимоходом, и тем более после него еще долго ничего не захочется ставить на вертушку. Эй, так кто там говорил, что в наше странное время нет настоящей музыки, имеющей право называться роком?
Пластинка явно осознанно записана с максимальным приближением к ярким образцам такой музыки из далеких 60—70-х. Полностью аналоговый продукт, о чем и сообщено слушателю на вкладке: запись произведена в течение одиннадцати дней на 16-дорожечный магнитофон и 1-дюймовую ленту, за которую Блейксли особо благодарит неутомимого энтузиаста аналоговых технологий Стива Альбини. Ничего удивительного в подобных телодвижениях, пусть и в середине нулевых, нет — подумаешь, винил, в США даже крайне маргинальная «кассетная» сцена существует. Десятки инди-групп принципиально выпускают свои релизы исключительно на компакт-кассетах. Может, мы поспешили выбрасывать на помойку свои кассетники?
Альбом издан на одинарном виниле. Альбомный конверт и вкладка с текстами. Каталожный номер TPE-073, что также выгравировано на сбеге каждой из сторон. Куплена пластинка в Лондоне за 11,99 фунта, хотя сейчас найти ее уже не так просто, разве что на eBay. Но поверьте, она стоит того, чтобы попробовать.



Nirvana

Nevermind (1991)

Вряд ли найдется близкий к музыке человек, который не слышал этот знаковый альбом. Разве что совсем уж замшелый затворник, в тысячный раз переслушивающий свой любимый Uriah Heep 1971 года и больше ничего знать не желающий.
Изначально альбом был издан компанией Geffen (DGC 24425) 24 сентября 1991 года, и он в одно мгновение изменил рок-музыку и бытовавшее в то время отношение к ней публики. Слушателю такой ход событий тоже пришелся по душе — миллионные продажи (в США релиз 10 раз сертифицирован как платиновый), первые места чартов и всякое такое. И это был тот редкий случай, когда все оказалось закономерным: «Nevermind» — одна из величайших работ вообще за всю историю современной музыки.
В свое время мне не посчастливилось купить оригинал альбома на виниле, а сейчас это сделать не так-то и легко. Лет пять назад я приобрел переиздание на Simply Vinyl (SVLP 038) — лейбле, пользующемся у настоящих коллекционеров не самой правильной репутацией. А что делать? Выбора не было, а слушать хотелось. Есть все основания полагать, что для этого релиза оригинал подвергся основательному цифровому вмешательству. Хотя изначально все писалось в аналоге, о чем свидетельствуют многочисленные публикации в различных специализированных изданиях. А уж про этот диск они не забывают — бумаги и слов не жалеют.
И вот теперь появилась отличная возможность слушать пластинку в почти первозданном виде. Нет, мне не удалось найти первый пресс. Просто компания Universal Music Enterprises в 2009 году поступила так, как и нужно поступать с собственным золотым фондом — новый мастер сделал Берни Грундмен, используя как исходник оригинальные мастер-ленты. Напечатан тираж 180-граммовых пластинок на RTI, а дистрибьюцией занимается Original Recordings Group.
Как только такое издание попало мне в руки, я тут же сравнил его с переизданием на Simply Vinyl, удовлетворяя сразу две потребности — аудиофильский зуд и желание в очередной раз попугать соседей. 
Разница в саунде в пользу свежего релиза слышна сразу на классическом треке «Smells Like Teen Spirit» — бас-гитара с большим барабаном звучат настолько плотно и глубоко, что если вывернуть ручку громкости почти до максимума, то звуковая волна ударяет в грудь, а у соседей внизу дребезжат фарфоровые сервизы на полках — о чем они и поспешили мне сообщить. На Simply Vinyl, крути — ни крути ручку громкости, этого не происходит — бас звенящий, и глубиной даже и не пахнет. К тому же и гитарного шквала в ответственный момент не возникает — все больше режущее уши компрессированное жужжание. То ли дело на новом переиздании. Гитары звучат так, что хоть святых выноси, как говорила моя бабушка. Не зря Хауи Уайнберг старался, ой, не зря — этот мужик свое дело знает. И нет ничего проще проверить. Такой диск вполне доступен сейчас по вразумительным ценам во всех правильных интернет-магазинах. Конечно, я не исключаю, что издание этого альбома на лейбле Mobile Fidelity (1-258) 1996 года вчистую переиграет новый релиз, но его еще нужно найти — даже по каталогу 2005 года оно стоит 200 долларов.
Издана версия 2009 года без всяких неожиданностей и дополнений — все полностью повторяет оригинальный релиз. Разве что дизайн лейбла на виниле другой — за время, прошедшее с 1991 года, David Geffen Company изменила логотип. И помимо вставки, которая целиком идентична оригинальной, в комплект входит еще одна, рекламная, сообщающая фанатам группы, что еще можно заодно прикупить под маркой Nirvana. Новый каталожный номер B0012766-01, номер дистрибутирующей компании ORG 032. Номер ORG выгравирован на сбеге винила. Кроме него, выгравирован номер матрицы 18200-1 (3) на первой стороне и 18200-2 (3) на второй. Тут же указаны и инициалы Берни Грундмена — BG.  


Валерий Постернак

Рейтинг: