Релизы на CD и виниле (июнь 2013)
2013 Edel
Один из нескольких зарубежных коллективов, которому давно уже пора присвоить звание "Народного ансамбля СССР", а заодно и выдать российское гражданство. Многие герои 70-х давно исчезли, стерлись в памяти, просто раздражают или смешат, да и про DP принято говорить все больше с ухмылкой: "Что, опять концерты? Да на кого там смотреть?" Однако потом говорившие так с удивлением признаются: "Представляешь, полный зал!" А тут еще неожиданно новый альбом, к тому же вполне приличный. Deep Purple предприняли очередную попытку изменить себя и заявить своим поклонникам, что они еще не просто живы, не убеленная сединами кавер-группа, а вполне действующая творческая единица. Конечно, самая незавидная роль досталась Стиву Морсу и Дону Эйри, которых, наверное, вечно будут упрекать, что они не Ричи Блэкмор (и даже не Томми Болин) и Джон Лорд. Но вот дали им простор для творчества, и они явно приложили свои руки к созданию новых песен, хотя как раз то новое, что получилось на этой пластинке, больше всего и смущает. Впору вспомнить про арт-рок все тех же 70-х, как бы дико ни выглядел симбиоз группы Yes с Deep Purple, однако таких пассажей в альбоме достаточно. Другой вопрос, зачем? Впрочем, фирменных "пепловских" песен тоже хватает, и иногда это цепляет так, что забываешь, какой нынче год на дворе. Чудес не бывает, за окном 2013-й, а мы опять про Deep Purple - да, иногда жизнь делает причудливые зигзаги.
Vampire Weekend
Modern Vampires of the City
2013 XL
На обложке пластинки - фотография Нила Боензи, сделанная в 1966 году, когда был зафиксирован самый туманный день в истории Нью-Йорка. Говорят, тогда погибло 169 человек. С третьим альбомом Vampire Weekend долгое время все тоже было довольно туманно - когда он выйдет, что на нем будет, сможет ли он повторить успех предыдущего? Крис Бэйо, бас-гитарист группы, утверждал еще год назад, что все песни готовы, и при этом разъезжал по миру с собственными электронными номерами. Но вот альбом вышел и сразу же занял первое место в чарте The Billboard 200, однако поклонников ждал ряд сюрпризов - музыка стала более изощренной, она заковыристей придумана и аранжирована, почти исчезли подсознательные интонации The Monkees, и все вместе звучит определенно взрослее и даже мудрее. Хотя драйва и бесшабашности никто не отменял. И можно спокойно выдохнуть - Vampire Weekend уверенно удерживает за собой звание "самой белой группы мира".
The Black Angel
Indigo Meadow
2013 Blue Horizon Ventures
Группа из техасского Остина, друзья The Black Keys и Black Rebel Motorcycle Club, продолжает осваивать темные стороны "подсознательной" психоделии и гаражной рок-музыки. Название коллектив взял, признаваясь в любви Velvet Underground и их песне "The Black Angel's Death Song", на логотипе - лицо Нико, да и все композиции полны аналогий и отсылок к мрачным гениям американской музыки. Любители отравленных расширяющими сознание препаратами 60-х и последователи диких историй Питера Сотоса, идеологического растления Энди Уорхола и аналоговой аппаратуры плетут странные тексты и нанизывают их на музыкальные формы, устаревшие до такой степени, что сейчас воспринимаются как нечто новое и революционное. Хотя прослушивание такой музыки требует определенной подготовки, что бы эти слова ни значили.
The Ashtray Hearts
The Strangest Light
2013 Free Election
Интеллигентная помесь фолка, кантри и софт-рока. В середине 70-х такую музыку любили и много издавали, в частности, на лейбле Asylum Records. Сложно искать у парней из Миннеаполиса что-то революционное или необычное - это просто набор крепко скроенных, красивых и великолепно исполненных песен о любви, разлуке и так далее, а о чем еще петь в таких случаях? Классический формат для радио во время длинных поездок на машине по пустыням, какие обычно мы видим в американском кино. Особо хочется отметить звучание пластинки. Записано все безупречно, и та же песня "Names" вполне может использоваться в качестве тестовой для проверки и настройки аппаратуры, особенно ламповой. Слушая такие записи - на одном дыхании, никак не заставляя себя делать это и не напрягаясь, - поражаешься: обычная группа, далекая от звездного статуса, выпускающаяся на независимом лейбле, о котором ничего толком не известно, но как им удается так звучать? И сочинять такие песни, и так играть: Много вопросов, и найти ответы на них в нашей действительности крайне сложно.
Primal Scream
More Light
2013 Ignition
Ветераны британской инди-музыки после пятилетнего перерыва выпустили новый альбом, и это, несомненно, событие для тех, кто в курсе. Таких много - начиная с альбома "Screamadelica" (1991) шотландский коллектив часто оказывался на вершинах чартов, а вокруг Бобби Гиллеспи и его товарищей давно сформировалась большая армия преданных поклонников. Группа верна собственным идеалам и обрушивает на слушателя гипнотизирующие психоделические заклинания, больше похожие на мантры, пропетые полушепотом или на надрыве. Драйв, граничащий с танцевальными ритмами, на него сверху наложен многослойный пирог из самых неожиданных звуков - пластинка спродюсирована идеально. С мелодиями тоже все в порядке - сумеречная помесь восточных мотивов и блюзового рефрена в "River of Pain", с каплями дождя и звуками ситара, прерывающаяся нешуточным кислотным трипом и симфоническим оркестром, которому позавидовали бы даже Grateful Dead в самый свой отвязный период. Или кислотный хип-хоп с соул-подпевками в "Culturecide". Вне всякого сомнения, Primal Scream до сих пор остается, возможно, самой творчески расслабленной и мотивированно амбициозной группой Великобритании.
Emmylou Harris and Rodney Crowell
Old Yellow Moon
2013 Nonesuch
Эммилу Харрис, легенда кантри, обладательница двенадцати премий "Грэмми", и не менее знаковый для традиционной американской музыки Родни Кроуэлл записали трогательный своей консервативностью, но брызжущий искренними чувствами альбом. Легко и непринужденно заслуженная парочка вдыхает новую жизнь в "Invitation To The Blues", с которой в далеком 1958 году первые места чартов занимал Рэй Прайс, перепевает известный номер Патти Скьялфы (жены Брюса Спрингстина) "Spanish Dancer", впервые получивший широкую известность в 1993-м, и еще песни Криса Кристоферсона и самого Родни Кроуэлла, написанные когда-то для Джонни Кэша или Тима Макгроу. В США пластинка добралась до 29-го места в чарте The Billboard 200, стала одной из лучших в разделе "Кантри", и никто не удивится, если она будет номинирована и даже получит "Грэмми".
Son Volt
Honky Tonk
2013 Rounder Records
Uncle Tupelo - знаковая американская группа, на обломках которой в 1994 году возникли два замечательных коллектива, Son Volt и Wilco, что сначала ставило поклонников Джея Фаррара и Джеффа Твиди в тупик. Но сейчас, кажется, проблемы выбора не существует - Wilco все дальше углубляется в эксперименты, а Son Volt с каждым новым альбомом все ближе к американским кукурузным корням. Новая пластинка, пожалуй, наиболее традиционно кантри-ориентирована, кондовая, как ковбойские сапоги, заношенные по пыльным дорогам до дыр. Никаких шагов в сторону в виде альтернативы или дарк-фолка, как это бывало раньше. Джей Фаррар стареет и превращается в консервативного кантри-сингера со всем набором болячек жанра. Может, в надежде стать в один ряд с великими предшественниками? Но тот же Джонни Кэш иногда такие фортели выкидывал, что многим и вообразить сложно. Фаррар явно не тот случай. Жаль, ведь так красиво все начиналось.
Fleetwood Mac
Extended Play
2013 LMJS Productions
По сути это EP с четырьмя новыми песнями, но который стоит того, чтобы о нем написать и обязательно посоветовать послушать. Четыре блистательные вещи - впервые за десять лет, а еще большой тур по Америке, опять полные залы и слезы умиления по теплым денькам впустую растраченной юности. Хотя Fleetwood Mac, похоже, ничего не потеряли, все на месте - необычайный талант сочинительства поп-композиций, которые с радостью слушают даже лютые металлисты или поклонники джазовой смури. Новые песни записаны тем же составом группы (за свою историю этот самый состав неоднократно и кардинально менявшей), что числится на пластинке "Say You Will" (2003), то есть без Кристин Макви. И сколь бы хороши ни были сольные работы Линдси Бакингэма или Стиви Никс, но, когда они собираются под присмотром Майка Флитвуда, опять происходит загадочная химическая реакция и появляются новые песни, которые хочется переслушивать много раз. Жаль, что так мало на этот раз. Да и будет ли следующий - большой вопрос. Остается просто ценить момент.
Валерий Постернак