Релизы на CD и виниле (июнь 2010)

Natalie Merchant

Leave Your Sleep (2010)

Натали Мерчант не пытается соответствовать смыслу своей фамилии. Она из той редкой породы художников, которых, кроме искусства, интересовать могут разве что еще дети и душевный покой. В восемь лет ее родители развелись, мама отнесла на помойку телевизор, и дома звучала только музыка — немного The Beatles, джаз (второй раз мама вышла замуж за джазового музыканта), классика. В 1989 году Натали уверяла журналистов, что Боба Дилана услышала в 18 лет, а телевизора у нее нет до сих пор. Она росла в своем мире, провалившись в кроличью нору, в которой нашлось место группе 10,000 Maniacs (в ней она пела больше десяти лет), вегетарианству, книгам, рисованию, любимому саду и дочери. Ее сольная карьера, если это слово применимо к Мерчант, началась в 1995 году с альбома «Tigerlily», разошедшегося тиражом почти 5 млн экземпляров. Но такие цифры давно в прошлом, а саму Натали, похоже, они вообще ни капли не волнуют. Семь последних лет она перечитывала американских и английских поэтов, и умерших и ныне живущих (Огдена Нэша, Каммингса, Роберта Луиса Стивенсона, Кристину Россетти, Эдварда Лира, Джерарда Мэнли Хопкинса, Роберта Грейвса) и сочиняла на их стихи песни. Так, как умеет, и так, как хочется. Чтобы записать это эпическое, иначе и не скажешь, полотно из 26 номеров под названием «Leave Your Sleep», ей понадобились 130 музыкантов, в списке которых самым неожиданным образом соседствуют The Wynton Marsalis Quintet, Medeski, Martin & Wood, The Klezmatics, музыканты Нью-Йоркского филармонического оркестра, ирландская фолк-группа Lunasa, The Chinese Music Ensemble, студийная группа из Мемфиса (Теннесси) The Memphis Boys, выросшая в Уэльсе, а сейчас обитающая в Нью-Йорке загадочная певица Katell Keineg, калифорнийский девичий дуэт The Ditty Bops, легендарная госпел-группа из Нэшвилла The Fairfield Four и нью-йоркские адепты корневого блюза Hazmat Modine.
В этой музыке практически нет рок-н-ролла, каким многие из нас привыкли его понимать, но именно такая музыка пропитана им насквозь, несмотря на то, что музыкальные стили и жанры переплетаются, как разноцветные нити в старинном ковре. Ковре ручной работы, которому и цену-то вот так сразу не определишь. Новоорлеанский рэгтайм («The Janitor's Boy»), типичная британская поп-психоделия, образца середины 60-х («It Makes A Change»), вызывание духа Боба Марли («Topsyturvey-World»), пыльный пустынный блюз, превращающийся в алкогольный загул в кабаке имени Тома Уэйтса («The Peppery Man»), старинная английская баллада, в стиле раннего Донована («The Sleepy Giant»), нежные балканские мотивы, без цыганской удали и разгильдяйства Кустурицы, но как запоздавшая песня к фильму Майкла Чимино «Врата Рая» («The Dancing Bear»)… Да и чего тут только нет. Но удивительное дело — слушаешь два диска на одном дыхании, два часа пролетают, как одна минута, а потом хочется поставить все сначала. Особенно сразу полюбившиеся «The Man In The Wilderness» или «Maggie And Milly And Molly And May». И кто может запретить мне это сделать?
Записан альбом впечатляюще, и как могло быть по-другому? Неспешный перфекционизм и вдумчивость во всем — от выбора музыкантов до филигранно выполненных сведения и мастеринга. Продюсировала запись, длившуюся почти год, сама Натали Мерчант совместно с венесуэльским композитором Андресом Левином (работал с Дэвидом Бирном и Арто Линдсеем). Звуком заведовал Ник Уолледж, британский звукорежиссер, больше известный по работе в кино («Госфорд Парк», «Гордость и предубеждение», «Искупление»). Сведением занимался легендарный Стивен Розенталь в своей манхэттенской студии The Magic Shop.
К огромному моему сожалению, винила пока нет и не понятно, будет ли. Издание на CD выпущено в двух вариантах — одинарный диск (16 песен) и двойной CD-бокс (26 песен), который укомплектован шикарным 80-страничным буклетом (при официальном скачивании буклет прилагается в виде файла PDF).


Murder By Death

Good Morning, Magpie (2010)

Смерть, виски, дьявол собственной персоной, способный объявить войну жителям забытого жизнью города. Одинокий путник в бесконечной степи, труп врага, переброшенный через круп лошади, — мифология американского Юга, превращаемая в бесконечный саундтрек к мирам Уильяма Фолкнера или, скорее, раннего Кормака Маккарти.
Murder By Death, группа из Блумингтона (штат Индиана), находится в тени Дэвида Юджина Эдвардса и его проектов, что не мешает ей записывать проникновенные и трагичные исповеди о вечном смятении души простого человека. Да, тут территория Джонни Кэша, 16 Horsepower, Ника Кейва и даже Эверласта, но в этой жаркой и пыльной пустыне всем места хватит — выживай, как сможешь. С иронией встречай все превратности судьбы и смертельные козни всякой нечисти — помни, что Хэнк Уильямс умер на сиденье своего «кадиллака», так и не доехав до очередного кабака, где собирался рассказать о чем-то важном. Сделай это за него.
Их музыку причисляют к странному жанру — хонки-тонк готик-кантри. Вот уж не люблю я все эти многоступенчатые определения и, когда вижу рецензии с такими высосанными из пальца прилагательными, всегда хочу спросить у автора — а по существу что скажешь? Однако раз уж сам не удержался от соблазна прилепить такое «умное» определение, придется отвечать. А по существу, эта неспешная и депрессивная музыка заставляет протянуть руку за очередным стаканом, в котором уже налито что-то обжигающее, вытереть пот, сбить пепел сигареты без фильтра в отворот старых джинсов и внимательно всмотреться в постоянно меняющийся горизонт. Там — ничего. Но внутри еще хватает пороху наплевать на такой расклад. Пора в седло, в этом городишке ни одного огня, и только затылком ощущаешь холод невидимого ствола. Вот это по существу. Хо-хо!
Адам Турла, вокалист и гитарист группы Murder By Death, в 2009 году взял палатку, удочку, записную книжку и удрал в теннесийские горы. Несколько недель, оставаясь наедине с собой, он писал песни и отвлекался лишь для того, чтобы приготовить еду. «Я просыпался утром, иногда ловил рыбу, а потом мог писать семь часов подряд, — вспоминает Адам, — готовил себе обед, и опять писал, пока темнота не поглощала все вокруг. Это был удивительный отрезок моей жизни, когда не нужно было ни с кем говорить или отвечать на звонки». Еще одну песню написала виолончелистка группы Сара Больетт — «Kentucky Bourbon», где она удачно обыграла свою фамилию и название известного бурбона Bulleit.
Получился цельный и впечатляюще выстроенный композиционно набор из одиннадцати песен, которые позже группа записала на Farm Fresh Studios в родном Блумингтоне. Шесть недель репетиций и записи поставили перед нелегким выбором — на ленте было по несколько вариантов каждой песни. Но благодаря проверенному методу, а именно все тому же бурбону, лишнее было убрано — вернее, утонуло на дне стакана. Альбом, сведенный обладательницей трех премий «Грэмми» Триной Шумейкер (работавшей, кроме прочих, с Queens of the Stone Age и Шерил Кроу), звучит, как говорится, без сучка и задоринки.
Помимо CD альбом выпущен и в традиционном формате 60—70-х. Да и кто бы сомневался, что сегодня такая музыка обязательно должна быть и в таком виде? Если денег в обрез, то можно ограничиться обычным вариантом. Но если вы готовы потратить 33 доллара, то советую сразу покупать лимитированное издание на 200-граммовом сером (оливковом) виниле, с тисненным альбомным конвертом и шикарным 12-страничным буклетом. В комплект входят большой плакат, стикер и настоящее черное воронье перо. Кстати, первый тысячный тираж был распродан всего за неделю. Лейбл Tent Show Records срочно готовит повторный тираж. У меня лишь один вопрос: где столько перьев возьмут?


Holly Miranda

The Magician's Private Library (2010)

Изобретательно эстетский альбом, и вроде бы все на месте — мелодии и изысканные аранжировки, однако не трогает. Холодно, очень холодно, еще холоднее. Замерзнуть можно от фригидности таких женщин, честное слово. Зря Миранда связалась с Дейвом Сайтеком из TV On The Radio, который, собственно, и продюсировал альбом, — он явным образом навязал свою яркую, но бездушную идеологию, оторванную от действительности, исключающую малейшие проявления человечности и душевной теплоты. В этой странной смеси Cocteau Twins и TVOTR, расшитой изысканными нитями бруклинских нарциссов, сосредоточенных исключительно на разглядывании себя в зеркале в богато инкрустированной раме с потемневшим золотом, нет места реальному миру. И не должно быть. Им там виднее, имеют право. А мы имеем право не слишком доверять такой музыке, несмотря даже на то, что сделана она, конечно, на самом высоком уровне.
Это первый официально выпущенный полноценный альбом Холли Миранды, сингер-сонграйтера из Бруклина, ранее отметившейся в группе The Jealous Girlfriends. Звучит он под стать музыке  — красивая, но пластиковая игрушка. Такое впечатление, что записью руководил не человек, а одно из творений Стива Джобса, точно и безошибочно просчитывающее все ходы и приемы. Найти какую-либо разницу между звуком на CD и виниле мои уши оказались неспособны.
Альбом издан на двойном виниле (музыка записана на трех сторонах). В комплект входит купон для цифрового скачивания и гравюра. Но на полку, даже несмотря на все изыски, я эту пластинку вряд ли поставлю.

Альбом предоставлен для прослушивания компанией «Союз».


Nazareth

The Newz (2008)

В том, что Nazareth выпустили очередной альбом, да еще и в 2008 году, ново(Z)ти особой нет. Даже если бы наш президент подписал указ о присвоении Дэну Маккафферти и тому, что сейчас называется Nazareth, звания народного артиста России, это тоже, думаю, ни у кого удивления не вызвало бы. Кстати, давно пора. А вот того, что альбом окажется действительно хорошим, чего не случалось уже лет двадцать, вот этого не ожидал, похоже, никто. Выйди «The Newz» в 1980 году, неистовые поклонники коллектива морщили бы недовольно лоб, мол, исписались парни, не то уже. А в 2008 году — ух ты! Как в старые времена! Ну, и прочие сопли.
Скажу больше, сам я уже много лет не слушал Nazareth, даже самые лучшие записи — пусть их музыка остается щекочущими детскими воспоминаниями. Но вот попалась мне в руки эта пластинка, и не выдержал, поставил на иглу — и получил удовольствие. Будь альбом на треть короче — действительно, было бы как в старые времена. Взять ту же «Goin' Loco»: на «Hair of the Dog», возможно, ей бы место и не нашлось, а на «Play 'n' the Game» — запросто.
Да и записан альбом очень прилично. Пусть и цифра, однако звук плотный, с хорошим басом. Партии гитары все детализированы до последней ноты, но напористые и действительно тяжелые. Ничто откровенно не режет слух, а это уже немало. Конечно, тут же, под впечатлением услышанного, поставив немецкое издание «Hair of the Dog» конца 70-х, я немедленно ощутил невероятную пропасть между тем звуком и сегодняшним. Но это уже из разряда «когда трава была зеленее». Записывался альбом в Швейцарии, а продюсером выступил 27-летний на тот момент Ян Руйе (Yann Rouiller), никаких особых заслуг перед рок-н-роллом не имеющий. Просто ему повезло быть знакомым со старым приятелем группы Nazareth Питом Кларком, который и затащил их всех в Швейцарию. Похоже, довольны остались все, даже слушатели.
Выпущен релиз на двойном виниле. Конверт альбомный (больше всего претензий у меня к дизайну: я все понимаю, но на оформлении, тем более удачной пластинки, экономить не стоит). И на полку поставлю. Пусть будет — для таких дисков места не жаль.

Альбом предоставлен для прослушивания компанией «Союз».


Gil Scott-Heron

I'm New Here (2010)

Скотт-Херона хип-хоп-культура нагло присвоила себе. Да, он использует семплы Кэнье Уэста, ну и что? Серьезные парни, которыми мы, безусловно, являемся, в курсе, что это еще ничего не значит. Его называли крестным отцом рэп-музыки и одновременно «черным Бобом Диланом», хотя сам Джил позволял себе резко критиковать рэп-музыкантов: «Им нужно учиться музыке. Есть большая разница между наложением случайных текстов на какую-то музыку и смешиванием правильных слов с самой музыкой. Очень сложно понять, что они хотят сказать, видна лишь поза».
Джил Скотт-Херон, автор программных книг «Стервятник» и «Фабрика ниггеров» и более чем двух десятков альбомов (первый вышел в 1970 году), концептуалист и частый гость тюрьмы (за хранение кокаина), выиграв очередной позиционный бой с наркотиками, после длительного перерыва записал новый альбом. Ему все еще есть что сказать.
На этой пластинки нет ставших уже привычных для него ритмичных фанковых структур и неосоул-мелодий. Я вполне готов согласиться с Нилом Маккормаком, давшим крайне точное определение: «Такое впечатление, что Massive Attack решили поджемовать с Робертом Джонсоном и Алленом Гинзбергом». Я бы многое отдал за то, чтобы побывать на таком джеме. Но для начала готов в который раз переслушать этот альбом Джила. Возможно, этот трюк удался ему лучше, кто может сказать что-то более определенное?
По духу пластинку «I'm New Here» можно сравнить с записями Джонни Кэша и Рика Рубина времен «American Recordings» — аскетичный звуковой минимализм и пугающая глубина. Хотя, конечно, по форме тут мало общего с последними работами Кэша. Скотт-Херон наговаривает свои тексты, как всегда очень точные и завораживающие многоуровневым смыслом. Проникновенно препарирует знаменитый блюз Роберта Джонсона «Me and the Devil» и основательно переработанную песню Джона Ли Хукера «New York Is Killing Me», в которой на грани душевного срыва просит вернуть его обратно в теннесийский Джексон (где прошло его детство), потому что «Нью-Йорк убивает его».
Звук, несмотря на умышленные минимализм и сдержанность, все же дышит и мгновенно заполняет пространство — высококлассная работа продюсера Ричарда Рассела (он же глава издающей компании XL Recordings). Настоящее торжество современного подхода в звукозаписи — корректное смешение компьютерных технологий, доисторических синтезаторов и грязных архаичных аналоговых звуков.
Издан альбом на CD. Выпущены и два виниловых варианта — на одинарном диске и двойном (180-граммовом), где записаны треки, не вошедшие в основной набор, а также новые версии классических номеров Джила «Winter In America» и «Home Is Where The Hatred Is». Альбомный конверт сделан из жесткого картона, в комплекте есть фотографии музыканта и вставки.

Альбом предоставлен для прослушивания компанией «Союз».


Johnny Hallyday

Le Coeur d'un homme (2007)

Стыдно признаться, но Джонни Холлидея я открыл для себя не так давно. Случайно увидел фильм «Человек с поезда» («L'homme du train») и крепко влюбился в этого мужика. Нет, не в том смысле, о чем вы подумали, тут не место для всяких скабрезностей. Но этот образ настоящего парня, если можно так сказать, запал мне в душу. Все мы кем-то себя воображаем, правда же? Если бы меня позвали, если бы доверили, если бы хватило таланта — это была бы моя роль. Почему бы и нет?
Попав в Канны, я первым делом пошел в единственный на весь городишко музыкальный магазин и скупил все диски Джонни, хотя, доложу вам, удовольствие это во Франции не дешевое. А он там подлинная звезда. Легенда. Его диски на полках распродажи не встретишь.
И вот недавно мне попалась в руки коробка с альбомом «Le C?ur d'un homme» — три 10-дюймовые пластинки и роскошный 24-страничный буклет. Отличные фотографии, тексты песен, любовно выполненный мастеринг. Достойное издание достойного настоящего уважения мужика.
Традиционный блюз и французский язык сосуществуют на этом альбоме органично («Chavirer les foules» или «Etre un homme»), и вряд ли даже самые отъ­явленные адепты англоязычной музыки смогут предъявить претензии. Ну а для тех, кому английского хочется, на закуску песня «I Am the Blues», созданная к тому же вместе с Боно. Исполнено и записано все безупречно. Так что неудивительно, что во Франции пластинка получила статус дважды платиновой.
Записан альбом в знаменитой калифорнийской Ocean Studio (Burbank), в которой немало времени провели и такие артисты, как Закк Уайлд, Чэд Смит, Стиви Никс… Да и вообще, список огромный, разве всех перечислишь? Просто я хочу сказать, что закон «хочешь иметь отличный звук, записывайся в отличной студии» еще никто не отменял. Впрочем, в нашей стране этот закон не действует. Что нам Джонни Холлидей? У нас свои герои со своим так называемым звуком и песнями.

Альбом предоставлен для прослушивания компанией «ФГ Никитин», официальным представителем Warner в России.


Yes

Time And A Word (1970)

Второй и лучший альбом группы Yes до­уэйкмановского периода (еще с Питером Бэнксом). Найти сейчас английский оригинал в отличном состоянии сложно и дорого, а тут невероятно активная Friday Music спешит обрадовать меломанов «аудиофильским 180-граммовым изданием». Ну, или тем, что в народе называется «новодел». Но новодел новоделу рознь, это многие знают на собственном горьком опыте — не зря половина из нас, стиснув зубы, все же продолжает копить на первые прессы. Жизнь научила.
Рекламный текст на сайте издающего лейбла утверждает, что новый мастеринг выполнен Джо Ригосо (Joe Reagoso) в Friday Music Studios и на Capitol Records, где в деле уже участвовал Рон Макмастер (Ron McMaster). Как исходный материал, использовались оригинальные ленты, сохранившиеся на студии Atlantic Records. О том, был ли процесс ремастеринга аналоговым, чего обычно с замиранием сердца ждут виниловые маньяки, или цифровым, текст аккуратно умалчивает. И понятно почему.
С первых же нот лично меня не то чтобы постигло разочарование, однако настроение явно испортилось. Нет, парни, так с нами поступать нельзя. Вот купит такую пластинку новичок, который никогда не имел возможности услышать оригинал, пусть даже и американский, и поди потом доказывай ему, что ничего лучше и теплее винилового звука в мире быть не может. Ладно, шучу. Я давно в таких спорах не участвую. Но и спокойно проглатывать очередные обещания маркетологов не собираюсь — уши еще на месте. Тем более когда все настолько очевидно — цифра так и прет, не спасает даже полностью ламповый тракт. Можно, конечно, усомниться в моей аппаратуре, но вот ведь какая штука: поставив на иглу первый пресс на так называемом «сливовом» Atlantic, мгновенно ощущаешь разницу. Опустим даже тот факт, что оригинал звучит заметно громче. Но что делать с неприятными верхами новодела, превращающими оркестр в дешевую китайскую игрушку и звучащими будто из пластикового бумбокса? А бас, куда можно было деть бас? Ведь он был, и это опять-таки зафиксировано на старой английской пластинке. Уж не знаю, в каком состоянии пролежавшие сорок лет где-то в хранилищах студии Atlantic оригинальные ленты достались парням из Friday, но что-то явно пошло не так.
Джо Ригосо, мягко говоря, не новичок в этом бизнесе — на его счету огромное количество ремастированных записей многолетней давности, и часто хорошо ремастированных. Он, кстати, и на Atlantic работал и, возможно, даже знал, на какой именно полке лежит коробочка с этими пленками. Но что помешало сделать релиз достойно, прошлое промоушен-менеджера?
Да и Рона Макмастера в непрофессионализме заподозрить сложно. Хотя его почему-то не очень любят поклонники джаза и предпочитают покупать ремастированные записи лейбла Blue Note в серии RVG remasters, избегая творений Макмастера. Странно, почему?
Наконец, еще один штрих к картине маслом. В том же рекламном тексте указано, что пластинка впервые в США выпущена с оригинальным английским дизайном, и это правда, раньше в Америке альбом выходил со своим вариантом оформления — с фото группы, на котором вместо Бэнкса красуется новобранец Стив Хоу, не сыгравший здесь ни одной ноты. А еще нам сообщают, что конверт альбомный. Но, держа пластинку в руках, смело могу сказать — а вот это неправда. Обычный одинарный конверт, хотя и из плотного картона.
Нет, что-то явно пошло не так при продюсировании этого релиза. Уж больно его звук похож на атлантиковский CD-ремастер 1994 года. Или, может, и тут Эйяфьятлайокудль виноват?

Альбом предоставлен для прослушивания компанией «Союз».

Валерий Постернак


Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: