Релизы на CD и виниле (июль 2013)
2013 Vertigo
То, о чем говорили с 2001 года, наконец-то случилось - Black Sabbath с Оззи записали новый альбом, который, не исключено, может стать и последним в дискографии легендарной группы. Самый значительный продюсер современности Рик Рубин посадил перед собой Оззи Осборна, Тони Айоми и Гизера Батлера (Билл Уорд отказался участвовать в реюнионе) и спросил без обиняков: вы когда в последний раз слушали свой первый альбом? Оказалось, что очень давно. Айоми признался, что ему пришлось заново учиться сочинять так, как он это делал в 1968 году. Научился или вспомнил - не важно, но пластинка "13", как машина времени, уверенно перемещает слушателей в конец 60-х. Не зря Оззи предупреждал перед ее выходом: детишки, поспешите в магазины, а то все скупят ваши бабушки и дедушки. И похоже, скупили - лидерство по продажам в США (чего с Black Sabbath никогда не случалось) и в Великобритании. Место Билла Уорда занял Брэд Уилк, известный по Rage Against the Machine и Audioslave. Песни сконструированы или, простите, сочинены по принципу: помнишь, в 1969-м мы круто завернули, а на первой пластинке было кайфовое место? Давай так же? Избавиться от ощущения, что слушаешь тщательно ремастированные записи Black Sabbath сорокалетней давности, но тогда по какой-то причине не изданные, невозможно. Конечно, от такого реюниона никто и не ждал революции - не для этого собирались и долго возились с контрактами. С другой стороны, почему бы не послушать еще один классный альбом Black Sabbath? С крутейшими риффами, которые умеет сочинять только Айоми, как бы ни старались его подражатели, и с Оззи, поющим как встарь, пусть и неспособным на это во время живых концертов, но имеет ли это сейчас значение? Поставьте пластинку на проигрыватель, закройте глаза, представьте, что вместо лысины у вас те самые роскошные волосы ниже плеч, расклешенные джинсы, а на столе тетрадь с похеренным домашним заданием. Всего на пятьдесят минут, в конце которых вдруг понимаешь, что это и есть "конец начала или начало конца?". Понимаешь. Как раз под финальный шум дождя и далекий звон колокола, точь-в-точь как в начале самого первого альбома. Круг замкнулся?
Dave Davies
I Will Be Me
2013 Cleopatra Records
Дэйв Дэвис - гитарист и певец группы The Kinks, автор хитов (вместе с братом Рэем) "You Really Got Me" и "Lola". Его гитарные риффы сегодня считаются одними из самых важных для рок-музыки в целом, а в любви ему признавались Эдди Ван Хален и Билли Джо Армстронг из Green Day. Новый сольный альбом получился злым, балансирующим между тяжелым роком и панком конца 70-х, с неожиданно звучащими из уст почтенного музыканта заявлениями типа "Нет будущего и ничего другого; только жить прошлым" ("Livin' In The Past"). У Дэйва свои счеты с жизнью - невероятный успех The Kinks, ссора с братом, публичные признания в бисексуальности и затяжной роман с Long John Baldry, откровенная книга воспоминаний, болезнь, из-за которой он четыре года он не мог разговаривать, не то что петь, и был прикован к инвалидной коляске, а об игре на гитаре и речи не было. В 2006 году болезнь невероятным образом отступила, однако мировосприятие явно изменила. Возможно, это и есть причина старческой резкости и бескомпромиссности, иногда сменяющейся сентиментальностью "The Healing Boy" или похоронными настроениями "You Can Break My Heart". Альбом слушается на одном дыхании, и ты никак не можешь отделаться от навязчивой мысли: как дедушке удается достичь такого накала роковой шизофрении в свои шестьдесят шесть, да еще в наше странное для такого рода музыки время?
David Francey
So Say We All
2013 Laker
Популярность Дэвида Френси, шотландца, которого родители в детстве перевезли в Канаду, ставшую для него второй родиной и местом музыкального признания, сложно назвать локальной, его любят и слушают в США, где он даже записывает совместные альбомы с Кевином Уэлчем и Киреном Кейном. Впрочем, это вполне понятно - музыка Френси неплохо вписывается в каноны традиционной американской школы: флегматичные фолк-баллады, альтернативный кантри, дух Хэнка Уильямса и бесконечных пыльных дорог. Новый, десятый по счету альбом не исключение. Красивые песни, умная поэзия, харизматичный голос и удушающие волны дружелюбия - можно захлебнуться и никогда больше не интересоваться, что там за пределами твоей квартиры или, лучше, дома в Онтарио.
The Dodos
Carrier
2013 P
Пятый альбом молодой, но продуктивной американской инди-группы, состоящей из двух человек - Мерика Лонга (вокал и гитара) и Логана Кробера (ударные). Конечно, такие усеченные составы в США сейчас популярны, и сразу же напрашиваются сравнения с White Stripe или Black Keys, но в данном случае The Dodos ничего общего с ними не имеют и не пытаются в очередной раз за компанию реанимировать блюз и вообще всю эпоху 60-х. Их песни - типичный образец умной и даже замысловатой инди-музыки двухтысячных со всеми свойственными жанру признаками - отстраненностью, принципиальным отсутствием дружелюбия на грани мизантропии и при этом постоянным подмигиванием в сторону умников, таких же, как и они: вы, типа, в курсе, что мы имели в виду, да? Аранжировки масштабные и местами впечатляюще богатые, что приятно удивляет, а звучание виниловой копии просто роскошное. И вот за это отдельное спасибо - сейчас такое уже не редкость, но каждый раз радуешься музыкантам и продюсерам, для которых iTunes не является ориентиром.
Sonny and The Sunsets
Antenna to the Afterworld
2013 Polyvinyl
Сонни Смит - большой выдумщик и неуемный фантазер, как и положено деятельному драматургу, мультимедийному художнику и, конечно же, музыканту. А Сан-Франциско - с давних времен идеальное место для такого рода брызжущих идеями творцов. Там Смит записал почти все свои альбомы, устраивал выставки ста обложек виниловых пластинок выдуманных групп, продюсировал мюзиклы по собственным либретто с андерграундными фолк-исполнителями. Вместе со своей группой The Sunsets он в июне 2013 года выпустил новый альбом, который где-либо еще, кроме как во Фриско, сочинить и записать сложно - солнечная психоделия родом из 60-х, андерграунд, фолк и уставший блюз, коллажи из невероятных аналоговых звуков, извлеченных диковинными инструментами, возможно даже доставленных по такому случаю с Марса. Пластинка (изданная на пурпурном с разводами виниле) звучит насыщенно, но в самых сложных местах превращается в кашу и шумовую мешанину. Отличный альбом, современный, но корнями уходящий в традиции американской андерграундной музыки и психоделические фантазии калифорнийских торчков, так и не осознавших, что все уже давно не так, Фрэнк Заппа давно мертв, а Лестер Бэнгз уже не напишет рецензию.
Megadeth
Super Collider
2013 Tradecraft
Дэйв Мастейн слегка озадачил: оказывается, и этот кремень кондового трэш-металла способен на музыкальные трюки. Нет, Megadeth не записали кантри-альбом, до такой степени безумия Мастейн еще не дошел, но движется в нужном направлении. Скажем, "The Blackest Crow" с банджо и слайд-гитарой, сочиненный по лекалам южного рока 70-х, но с фирменной мастейновской депрессивной лирикой. Что этот номер делает среди зубодробительных треков? Говорят, поучаствовать в его записи Мастейн пробовал звать Вили Нельсона и Миранду Ламберт, но не срослось. Или кавер известной песни группы Thin Lizzy "Cold Sweat": ностальгия заела, детские кошмары? Возможно, во всем виноват тот самый приятель Мастейна, который "может стырить твою дозу, а потом участливо помогать искать ее" и о котором поется в песне "Don't Turn Your Back:", кто знает. В альбоме достаточно и типичных для поздних Megadeth композиций, но мы-то знаем, что на концерте публика будет отчаянно размахивать волосами под вещи, например, с альбома "So Far, So Good: So What?", что вполне объяснимо. Не под пародии же на Роба Зомби, который сам пародия на Мастейна, устраивать слэмминг?
Alice In Chains
The Devil Put Dinosaurs Here
2013 Capitol
Многие поклонники AIC не могут простить Джерри Кантреллу, что он предал мифические идеалы гранджа и после смерти Лэйна Стейли, пусть и много лет спустя, позвал петь никому не известного Уильяма Дювалля. При этом первый для нового вокалиста альбом 2009 года получил в США статус золотого, что определило судьбу возрожденной группы. Новый диск, похоже, повторяет путь "Black Gives Way to Blue" - второе место в чарте The Billboard 200 и восторженные отзывы критиков. Джерри Кантрелл все еще умеет и готов сочинять свои знаменитые вязкие риффы и нанизывать на них строчки вроде "Дьявол наслал сюда динозавров, Бог не любит педиков, но проблем с верой нет, есть только страх". Понимай как хочешь, что он хотел этим сказать, но сам Кантрелл уверяет: "Все избегают говорить о вере или политике, но мы как раз об этом". AIC, возможно, самые отъявленные последователи идей ранних Black Sabbath, и в знаковый для поклонников Тони Айоми и Оззи год Кантрелл не имел права выпускать плохую пластинку.
Bosnian Rainbows
S/T
2013 Sargent House
Омар Родригес Лопес окончательно договорился с Седриком Бикслером-Завалой о роспуске легендарной группы The Mars Volta, избавился от разного рода коммерческих и музыкальных обязательств и теперь занимается своим новым проектом Bosnian Rainbows, который многие москвичи могли наблюдать в клубе Milk в прошлом году. До создания этой группы Омар умудрился завалить поклонников каким-то немыслимым количеством сольных альбомов, мало чем отличающихся друг от друга, но случайно познакомился с Тери Джендер Бендер, вокалисткой дикого мексиканского дуэта Le Butcherettes, и, видимо, не просто познакомился, а влюбился, что позитивно повлияло на его творческие замыслы. Оказалось, Тери умеет не только орать безумные панк-кричалки, но вполне даже хорошо поет, местами до мурашек напоминая Сюзи Сью. Омар сочинил композиции, максимально похожие на песни, а не на конструкции из звуков и технического выпендрежа. Получилась лучшая работа Омара Родригеса Лопеса со времен ранних The Mars Volta, но тогда все было не так и не о том.