13 релизов на CD и виниле

cd.jpg


Vic Chesnutt  "At The Cut" (2009)

«Я — трус» — на срыве кричит Вик Чеснатт в заглавной композиции «Coward», возможно самой трагичной и мрачной песне за всю свою творческую историю. Историю, надо сказать, непростую, никому такого не пожелаешь. С восемнадцати лет прикованный к инвалидной коляске после автомобильной аварии, за последние тринадцать лет он стал действительно культовой персоной настоящей авторской песни, и не только в США. Уникальному дару singer-songwriter в середине 90-х отдали дань уважения Soul Asylum, Garbage, Joe Henry, R.E.M. и даже Мадонна. Майкл Стайп продюсировал его альбомы, Пэтти Смит называет лучшим автором-исполнителем современности. Вик считал себя трусом, несколько раз пытался свести счеты с жизнью, но, по позднейшему признанию, ему «не хватало пороху». Сил хватало только на душераздирающие песни неземной красоты, в которых он говорил о том, о чем многие даже подумать боялись. В конце 2009 года пришла трагическая весть — Чеснатт в очередной раз попытался сделать это, и у него получилось. От передозировки миорелаксанта Вик впал в кому, а через неделю умер, не приходя в сознание. Оставив нам мощный альбом, который хочется слушать и переслушивать, что для наших смутных времен большая редкость.

Его музыка даже записана наперекор современным тенденциям упрощенности и с игнорированием давно главенствующих безликих стандартов цифровой эпохи. При помощи музыкантов из Thee Silver Mt. Zion, Godspeed You! Black Emperor, Witchies и Гая Пициотто (Fugazi), закрывшись к комнате какого-то канадского отеля, записывается живая музыка с откровенным запахом отчаяния и смерти. И она пугает как раз тем, что создается иллюзия полного присутствия слушателя, — вот он, Вик Чеснатт, сидит рядом, тихо перебирает струны своей знаменитой гитары, где-то за дверью, во дворе, лает собака, пространство расширяется, и чудится, что это уже не музыка из колонок, а воздух, которым дышат музыканты. Короткая, на грани шедевра «Chain»; проникновенная «We Hovered With Short Wings», спиритический сеанс с вызовом духа Нины Симон; откровенные танцы со смертью, которая, как оказалось, уже совсем рядом, — «Flirted With You All My Life». Он имел полное право петь о таких вещах. Он мог разговаривать со смертью.

Конечно же, эту музыку просто необходимо слушать на виниле, тем более что это осуществимо — альбом великолепно записан и издан на 180-гр пластинке (стоимость в США $ 20,99) и наглядно демонстрирует современные возможности аналоговой записи. На всякий случай в комплект входит и CD, который также звучит отменно, разве что несколько плотнее и громче, — очевидно, для каждого носителя делался свой мастеринг. Ко всему этому есть еще и вставка с текстами песен, разворачивающаяся арт-вставка с фотографией, созданной культовым фотографом и кинематографистом Джемом Коэном (Jem Cohen), и трехцветный шелкографический плакат. Все вместе — настоящее произведение искусства. Музыка Вика Чеснатта достойна такого издания.

Кроме этого, альбом можно приобрести в виде отлично оформленного и изданного CD ($ 14,99 в США), купить в форме файла МР3 на Amazon за $ 8,99 или на iTunes в формате ААС за $ 9,9.

Demis Roussos "Demis" (2009)*

Демис Руссос, седовласый отпрыск Афродиты, вернулся к корням. Круг замкнулся. Сорок лет назад в Лондоне Руссос впервые узнал, что такое успех. И именно в Лондоне в 2009 году был записан альбом, который немало удивил тех, кто помнит певца последние лет тридцать. Забудьте о сладких поп-руладах сродни «Souvenirs». Грубый, наждачный, низкий голос, на грани срыва выпевающий отменные соул- и ритм-н-блюзовые номера — такое впечатление, что в Париже все еще бушуют студенческие бунты, хиппи протестуют против войны во Вьетнаме, и в хит-парадах красуются песни Отиса Реддинга. Финальная композиция и вовсе замешана на фирменной «афродитовской» психоделии, а почтенного мужа волнует вопрос «Who Gives A Fuck».

Альбом записан в Лондоне, сведен в парижской Studio de la Grande Armée, мастеринг выполнен Тони Казинзом (Tony Cousins), известным по работе с Питером Гэбриелом, Элтоном Джоном, Genesis. То есть работа проведена основательная, прежде всего чтобы добиться полноценной иллюзии саунда 60-х. Но, к сожалению, это всего лишь неплохая имитация. Приблизиться к аналоговому звучанию, что логично следует из амбиций музыкального материала, не удалось, а возможно, и задачи такой не ставилось. Альбом вышел на CD, доступен для скачивания с официального сайта лейбла Discograph — в формате WAV за € 10,9 или в MP3 за € 8,95, а недавно появился на двойном виниле.

Dirty Projectors "Bitte Orca" (2009)

Много шума из ничего — эти шекспировские слова вполне применимы к Дейву Лонгстрету (Dave Longstreth). Кто-то сравнивает Dirty Projectors c Капитаном Бифхатом, кто-то возражает — нет, Бифхат препарировал блюз, а Лонгстрет шинкует на мелкие кусочки соул. Возможно, и так, но хочется добавить — для того чтобы сделать нечто сопоставимое с «Trout Mask Replica», мало с мастерством фигляра перемешивать музыкальные фрагменты сложных размеров. Безумный Капитан точно знал, что он творит. Лонгстрет, похоже, понятия не имеет, зачем ему все это нужно. Любители математического подхода к музыке, возможно, укажут на массу завуалированных цитат — от Дейви Грэма до Фрэнка Заппы. Так, может, и слушать тогда оригинал, а не восторгаться тем, что кто-то сумел превратить его в неприятно попахивающую массу? Тем более что слушать это довольно сложно — плоский звук, звенящие верха и пластмассовые басы. Если бы при собирании кубика Рубика звучала музыка, то это она. Не спасает даже виниловая пластинка. Если изначально все записано зажато и скомканно, то при чем тут винил? Не в его силах отдуваться за цифровые технологии средней руки. Издан альбом со вселенским размахом в пяти вариантах — его можно скачать, купить на обычном и двойном (с дополнительными треками) CD, на виниле и даже на компакт-кассете.

John Mayall "Tough" (2009)*

Дедушка белого британского блюза в полном порядке и отмечается новым, безупречно сыгранным альбомом. Страшно сказать, но это уже 57-я официальная пластинка легендарного 76-летнего музыканта. В принципе ничего нового и неожиданного — все тот же драйвовый, по-британски модифицированный чикагский блюз, узнаваемая гитара и губная гармошка. Плотная, современная запись, сделанная в калифорнийской студии Майклом Аарволдом (Michael Aarvold, больше известен по работе в кино), никаких заигрываний со звуком 60-х — этим пусть балуется молодежь, которой не повезло родиться на несколько десятилетий раньше. Лучший трек — «Train To My Heart»: Майалл снимает шляпу перед Хендриксом, возможно, единственным, кто не был его учеником. Альбом издан только на CD, а также традиционно доступен для скачивания в цифровом виде.

W.A.S.P. "Babylon" (2009)*

Говорят, дважды в одну реку вступить нельзя. Но почему бы не попробовать? Эллис Купер делает это постоянно — и ничего. Вот и горячо любимая на наших просторах американская легенда классического хеви-метала, группа W.A.S.P. пытается вызвать призраки разудалых патлатых 80-х. Для этого все приемы хороши — громоподобные барабаны, пафосные хуки, под которые можно размахивать остатками длинных волос, традиционно бессмысленные гитарные запилы и картинки на обложке в стиле «мертвые с косами стоят». Найдется немало тех, кто смахнет ностальгическую слезу. А на сладкое — громогласная кавер-версия классического номера Deep Purple «Burn», безо всяких старорежимных глупостей вроде клавишных Джона Лорда и гитарных партий Блэкмора. Это не какой-то там хард-рок, братцы, это хеви-метал! Почему бы и нет?

Оторваться, вспомнив детство, отъявленные фанаты могут под вполне прилично записанный CD и даже под виниловый picture-disc, который по звуку проигрывает обычной записи.

Megadeth "Endgame" (2009)*

Дейв Мастейн выплескивает ярость и злобу на окружающий его мир, с которым он никогда не мирился и, видимо, не собирается. Его волнуют и кризис конца нулевых, и забытый в одно мгновение президент Буш, и даже миры «Властелина колец». Очередной скоростной и яростный альбом классиков жанра. Таким мы привыкли видеть Дейва, и другого не нужно. В подтверждение — дебют на 9-м месте чарта The Billboard 200: Megadeth все еще любят и готовы покупать. Но сколько бы сам Мастейн не рассуждал об уникальности звука на новом альбоме, похоже, сомнительные лавры вечных заклятых друзей из Metallica не дают ему покоя — звучат новые песни, хоть на CD, хоть и на виниле, мягко говоря, не очень. Смачно компрессированный саунд нивелирует практически все и превращает музыку в единообразный кастрированный сгусток, больше подходящий для любителей покачать цифровые файлы, но уж никак не для обладателей высококачественной аппаратуры. Записью рулил вполне заслуженный и опытный Энди Снип (Andy Sneap, работал с Exodus, Arch Enemy, Machine Head) на личной студии Megadeth, названной Vic's Garage в честь Вика Рэтлхеда — рисованного героя и талисмана группы, соперника мейденовского Эдди. Забавно было бы посмотреть эпический блокбастер «Рэтлхед против Эдди». Еще никто не додумался снять такое кино? Зря. Может, стоить подбросить идею Камерону? Конечно же, под музыку Megadeth.

Steve Morse Band "Out Standing In Their Field" (2009)*

Любителям гитарной эквилибристики и тем, кто мечтает стать самым крутым гитаристом в мире, предназначается. И, конечно же, стойким фанатам Deep Purple в их любом виде и состоянии. Видимо, устав от бесконечных гастролей в России и нащупав остатки музыкальных амбиций, Стив Морс реинкарнировал Steve Morse Band, чтобы записать сольный инструментальный альбом — больше 70 минут техничной и слегка изобретательной музыки, которой самое место на мастер-классах по современной гитаре, но которая запросто может служить и отличным фоном в каком-нибудь книжном магазине. Морс просто напомнил, почему его все еще считают «одним из», но волей судеб втиснутым в рамки давно навязшей на зубах классики Deep Purple. Стандартная музыка, стандартная запись, которой запросто могло бы и не быть — никто ничего и не заметил бы.

Kid Harpoon "Once" (2009)*

Еще одна свежая надежда британской авторской песни. Бодрые, исполненные юношеского энтузиазма и приправленные интеллигентной грустью песни — наложи на них синтезаторные аранжировки, и получится вполне классический образчик британской новой волны середины 80-х. Но сейчас на улице другое время и другая музыкальная мода. А главное, умудренный опытом Тревор Хорн знает, как упаковать такую музыку, чтобы она отлично вписалась в плей-лист обычного студента или романтически настроенной барышни с плюшевым мишкой в руках. Можно было бы набраться наглости и назвать этого парня в унисон с английскими коллегами «продолжателем традиций Рэя Девиса», но где глубина, необходимая для этого? Никаких заигрываний с винилом — рано еще. Саунд откровенно заточен под CD и цифровые скачивания — звенит верхами и не претендует на всякие там модности.

Mastodon "Crack The Sky" (2009)*

«’Scuse me while I kiss the sky», — распевал Джими Хендрикс в июле 1970 года в Атланте, и, возможно, кто-то из Mastodon вдохновился родительскими воспоминаниями. Но к черту хиппанские телячьи нежности с их вечными поцелуями — настоящие мужики из Атланты предпочитают небо взрывать, не меньше. Хотя Хендрикса, конечно, уважают, как и забытую всеми прогрессив-группу Crack The Sky, однако по-своему, по-мужски — со скупой слезой, случайно упавшей на обильно татуированную руку, яростно высекающую грубые, но математически просчитанные риффы и откровенные блюзовые соло. Многие фанаты группы неожиданно всполошились — и помягче, чем обычно, и чересчур заумно, и вообще не то, что ожидали. Как бы не так. Попробую не согласиться. Просто идет время, и, не исключено, настала пора взрослеть, перегруппировать силы для очередного крестового похода с идеями Стивена Хокинга на знаменах. Или с духом таинственного Распутина, который почему-то не дает покоя американцам. Пусть иные не согласятся, но Mastodon, Clutch и Tool — лучшее, что смогла продемонстрировать современная тяжелая американская сцена. Мощная и умная музыка, аккуратно спродюсированная Бренданом О’Брайаном и упакованная в самых разных вариантах: CD, CD/DVD (документальный фильм «The Making of Crack the Sky» и потрековые комментарии членов группы), лимитированное издание на двухдисковом виниле (в комплект входит и CD), стандартный однодисковый винил, а также Royal Edition CD (два диска, на одном из которых — инструментальные версии треков). Попробуй тут определиться, что хочется поставить на полку? А поставить обязательно нужно, хотя бы ради зубодробительной «The Last Baron».

Ringo Starr "Y Not" (2010)

Ринго, как обычно, собрал внушительную команду друзей — Ben Harper, Joss Stone, Richard Marx и, конечно же, Joe Walsh. Но примечательна эта пластинка прежде всего тем, что песню «Walk With Me» он поет в дуете с Полом Маккартни, чего не случалось с 1998 года. Ринго рассказывает, что сначала Пол должен был просто сыграть партию бас-гитары в песне «Peace Dream», но «когда он услышал „Walk With Me“, то заявил: „У меня, кажется, есть идея! Дай мне парочку банок пива и подготовь микрофон“». Сейчас Ринго называет эту песню своей самой любимой на новом альбоме и говорит о ней во всех интервью. Его понять можно — мало того, что старый друг вот так вот просто встал к микрофону, когда этого никто не ожидал, так еще и получился отличный информационный повод.

По сути, Ринго уже многие годы поет одну длинную песню, в которой обязательно найдется место ностальгии по родному Ливерпулю, но ничего необычного ожидать не приходится. Хотя любая его вещь, будь то «The Other Side Of Liverpool» или «Everyone Wins», звучит как нечто родное из детства. И за это ему спасибо.

Альбом можно купить на CD и обязательно на виниле.

Therapy? "Crooked Timber" (2009)*

Эта группа всегда находилась в тени Nomeansno или The Jesus Lizards, но иных уж нет, других почти не слышно, а Therapy? опять тут, пытаются занять вакантное место. И как положено повзрослевшим умникам, воспитанным на идейном левацком панке, цитируют Канта и упрямо гнут «искривленное древо» яростной музыки 90-х, понимая, что уже «ничего прямого не выйдет». После нескольких невнятных альбомов особой веры этим ирландским мужикам не было, а тут на тебе — очень даже ничего себе пластинка. И драйва достаточно, и мысли опять появились, и записано пусть старорежимно, но идеологически самое оно — по-другому такая музыка звучать не может. Возможно, все дело в том, что в роли продюсера выступил Энди Джилл — икона британского панка (Gang of Four) и продюсер RHCP, The Stranglers и все тех же The Jesus Lizard.

Саунд альбома напорист, особенно в части грязного и перегруженного баса. Плотная гитарная стена разрывается звонким рабочим барабаном, а голос, хоть и пытается донести умные слова, больше играет роль еще одного инструмента — словом, аудиооткрытка, опоздавшая к адресату на пятнадцать лет. Но именно такой прием на нынешнем звуковом безрыбье выглядит этакой почуявшей вкус крови акулой. Альбом издан на CD и на белом виниле, которому в силу его специфики немного удалось смягчить резкость звучания. Но ровно настолько, чтобы не обращать на это внимания.

John Fogerty "The Blue Ridge Rangers Rides Again" (2009)

Не приведи небо случись новая война в очередном Вьетнаме, американские солдаты вряд ли будут опять слушать в вертолетах Джона Фогерти. Время бунта против системы, полное рок-н-ролльного задора, прошло — не всем же оставаться Нилом Янгом. Можно просто красиво стареть, напевая удобные всем кантри-стандарты Рики Нельсона или Бака Оуэнса в компании умудренных опытом музыкантов. И на всякий случай вспомнить свою старую песню из «Eye of the Zombie», чтобы знали, каким он парнем был. Впрочем, в последнее время в нашей стране появилось немало любителей хорошей кантри-музыки. Особенно если ее отлично исполняет человек с культовым для многих меломанов именем. К тому же все просто великолепно записано, и вдобавок мастерингом занимался легендарный Боб Людвиг, а уж он свое дело знает — доказано бесчисленное количество раз. И компакт и винил звучат отменно, никаких вопросов нет. Вопрос в другом — все ли готовы к такому Фогерти? Еще в предыдущем альбоме он пытался шуметь, доказывая, что есть порох в нужных местах. А тут раз — и на пенсию, на ранчо, что-то умиротворенно мурлыча себе под нос.

Them Crooked Vultures (2009)

Them Crooked Vultures — действительно супергруппа, хотя это определение давно утратило свой смысл — кого только так не называли. И часто за этим словом стоял Большой Творческий Пук — слушаешь, и ничего, кроме неприятного осадка, не остается. Ни в стакан не налить, ни на хлеб не намазать. Но, похоже, сейчас особый случай. Должен же был кто-то сделать это правильно?

Вот эти кто-то: барабаны — Dave Grohl (Foo Fighters, Nirvana), вокал и гитара — Josh Homme (Queens of the Stone Age, Kyuss, Eagles of Death Metal), бас-гитара, клавишные — John Paul Jones (Led Zeppelin). На концертах — еще и Alain Johannes (Eleven, Queens of the Stone Age). Хорошая компания.

В одном из американских блогов кто-то, прослушав альбом, написал: «Эй, Джош! Ты знаешь, Моррисон жив! Позвони ему». Можно, конечно, спорить, кого в этих песнях больше — Queens of the Stone Age, Foo Fighters или Led Zeppelin, выстраивать процентную зависимость и заниматься прочим копанием. Но подобные вещи — дело заведомо тухлое. В такой музыке есть и все это, и больше, чем все это, и даже Моррисон, которому звонить не понадобилось. Тем более что номер известен только посвященным. Хотя, может, Джош Хомми — один из тех, кто знает?

Конечно, прежде всего поражает звук — максимально аналоговый, грязный, вязкий, какие еще там слова есть в записной книжке настоящего музыкального критика? Забудьте слово «компрессия». Экспериментов с саундом выше крыши, но это не значит, что музыканты эклектично смешали все, что под руку попалось, — винтажные инструменты и примочки, клавишные и ламповые усилители органично сплетаются в пусть грубое и колючее, но единое полотно. Неожиданно рваный ритмический рисунок с контрапунктными гитарными партиями разрушается мощным риффом, которым не побрезговали бы и Black Sabbath в лучшие свои годы и от которого нога сама начинает подергиваться. Все может разогнаться и тут же ухнуть в какие-то доисторические клавишные, имитирующие раздолбанные духовые («No One Loves Me & Neither Do I»).

«New Fang» — несомненный хит: смещающаяся сильная доля, красивая и цельная мелодическая линия. Немного утяжеленный вариант южного буги времен Allman Brothers — нужное настроение создает батлнек.

Хватает и «цеппелиновских» приемов. В «Elephants» вступительный протоцеппелиновский рифф сразу же разгоняется, и песня становится еще больше похожей на то, что делал Джон Пол Джонс с соратниками по Led Zeppelin; и тут же красивое гармоническое разрешение с явно угадывающейся партией клавишных (мелотрон) — еще немного, и получилась бы «Kashmir». Или вот «Reptiles» — песня, не вошедшая в «Presence»… шутка, в которой есть доля… А если без заигрываний, то — одна из лучших песен альбома Them Crooked Vultures. «Scumbag Blues» — не совсем, конечно, блюз, если не смотреть на это слишком обще. По форме — больше этакая смесь Cream и Хендрикса, с синкопированными клавишными Rhodes Piano (помните «Trampled Under Foot»?).

Не обошлось и без реверансов в сторону Дэвида Боуи берлинского периода и готической смури постпанка начала 80-х. В «Bandoliers» Джошу Хомми всего чуть-чуть не хватает, чтобы зазвучать как Человек, Упавший на Землю. Да и в «Interlude With Ludes» пламенный привет все тому же Боуи от знающих толк в разных галлюциногенах товарищей. Хотя кое-кто может расслышать и отголоски Tricky.

Ну и как было обещано — Джим Моррисон, куда уж без него. Его уши, вернее, интонации проскальзывают вполне уместно то тут, то там — и в «Caligulove», к тому же сдобренной хорошей порцией откровенно манзарековских клавишных, и в эпически-трагичном полотне «Spinning In Daffodils». Фортепианное вступление разрушается грубым гитарным скрежетанием, переходящим в вязкий психоделический трип, который уже не отпускает все семь с половиной минут. На пятой минуте разрешение — словно катапультирование туда, откуда уже очень трудно выбраться. Включить усилитель на полную громкость! Но чтобы не задохнуться, в самом конце три четверти с мандолиной — под это подобие вальса можно выдохнуть. Налить стаканчик чего-нибудь стоящего и… поставить диск опять. Часто ли сейчас попадается в руки настоящая музыка, имеющая право называться роком? Да еще так хорошо записанная на виниле…

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Пластинки, помеченные значком *, предоставлены для прослушивания компанией «Союз»

Новости

Компания Universal подготовила настоящий подарок всем любителям творчества Майкла Джексона. На виниле переизданы лучшие альбомы Jackson 5 — «ABC» (1970), «Third Album» (1970), «Maybe Tomorrow» (1971), «Goin' Back to Indiana» (1971), «Lookin' Through the Windows» (1972), «G.I.T.: Get It Together» (1973), «Dancing Machine» (1974), а также первые сольные альбомы Майкла — «Got to Be There» (1972), «Ben» (1972), «Music & Me» (1973) и «Forever, Michael» (1975).

Также Universal планирует снова выпустить дебютную пластинку культового автора-исполнителя Билла Фэя (Bill Fay) 1970-го года. Это первое переиздание альбома на виниле за сорок лет. За прошедшие годы оригинальная пластинка (Deram Nova SDN 12) превратилась в раритет и если и появлялась на рынке, то по совершенно космическим ценам. Только в 2005 году альбом выходил маленьким тиражом на CD (Eclectic ECLCD1022), что никак не повлияло на стоимость винилового первопресса.

Любители самой разнообразной музыки могут найти на виниле Shellac «1000 Hurts» (LP + CD), Yo La Tengo «Popular Songs» (3 LP), Cure «Into The Dark» (бокс-сет из 4 LP), Midlake «The Courage of Others», Vampire Weekend «Contra», Melvins «Nude With Boots», Nirvana «Live At Reading», Bob Dylan «Christmas In The Heart», Jesu «Opiate Sun», Taylor Hollingsworth «Life With A Slow Ear», T-Model Ford «The Ladies Man», Tindersticks «Falling Down A Mountain».

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: