50 лучших фильмов 1990-х – выбор редакции
Шедевры эпохи перемен
Когда XX век подходил к концу, мир менялся у нас на глазах. На месте Советского Союза строились новые государства, Голливуд осваивал компьютерные спецэффекты, а DVD готовились заменить видеокассеты и радикально обновить домашние кинотеатры. Какими киношедеврами восхищались в те годы? Мы вспоминаем пятьдесят лучших и самых значимых фильмов и мультфильмов 1990-х годов – добро пожаловать на огонек.
50. Красотка / Pretty Woman (1990)
Страна – США | Режиссер – Гэрри Маршалл | Продолжительность – 115 минут
О чем: финансовый магнат нанимает уличную проститутку в качестве эскорта и неожиданно влюбляется в нее
Когда сценарист Джонатан Лоутон сочинил первую редакцию «Красотки», это была печальная история о проститутке-наркоманке в безжалостном мегаполисе. Влиятельным продюсерам Лоре Зискин и Джеффри Катценбергу такое видение не понравилось, и под их руководством «Красотка» превратилась в картину, которую мы знаем и любим, – современную «Золушку» для взрослых, в которой случайное знакомство становится началом неподдельной и искренней страсти. Ленту не раз критиковали за ее сказочность, однако это не помешало «Красотке» стать долгоиграющим хитом и одной из самых известных и обожаемых зрителями голливудских романтических комедий. Главные роли в фильме исполнили Ричард Гир и Джулия Робертс.
Факт | Ричард Гир не хотел сниматься в «Красотке», но их совместная с Робертс кинопроба прошла столь удачно, что актриса попросила коллегу согласиться, и Гир не смог ей отказать. |
Зачем смотреть: чтобы умилиться классической романтической комедией
49. Такси / Taxi (1998)
Страна – Франция | Режиссер – Жерар Пирес | Продолжительность – 86 минут
О чем: молодой инспектор полиции, который никак не может получить права, прибегает к помощи таксиста-лихача, чтобы поймать банду грабителей
До того, как в Америке сняли первый «Форсаж» и основали самую успешную автомобильную кинофраншизу XXI века, во Франции сняли «Такси» и основали самую успешную автомобильную кинофраншизу Европы. Сатирическая полицейская экшен-комедия о незадачливом копе, гонщике-таксисте и колоритных персонажах второго плана покорила зрителей как во Франции, так и в России, где лента стала по-настоящему культовым хитом. После успеха первого «Такси» французы сняли четыре сиквела, из которых первый был самым смешным, а второй – самым коммерчески успешным. Зато изначальная картина была наиболее обаятельной. Главные роли в ней исполнили Фредерик Дифенталь и Сами Насери.
Факт | В сценарии действие фильма развивалось в Париже, но снимать уличные гонки там было слишком дорого. Поэтому продюсеры решили вместо экономии на трюках сэкономить на столичном антураже и перенести действие в Марсель. |
Зачем смотреть: чтобы посмеяться над задорным полицейским триллером
48. Мосты округа Мэдисон / The Bridges of Madison County (1995)
Страна – США | Режиссер – Клинт Иствуд | Продолжительность – 135 минут
О чем: взрослые дети разбирают вещи своей покойной матери и узнают, что у нее был короткий, но страстный роман с фотографом, который снимал старинные мосты
Актер и режиссер Клинт Иствуд вошел в историю Голливуда как мастер настоящего мужского кино, развлекательного или драматичного. Тем не менее, в его обширной фильмографии есть несколько женских лент, лучшая из которых – проникновенная романтическая драма, старомодная как по времени действия, так и по своей философии. Тогда как многие романтические ленты рассказывают о всепобеждающей любви, разрушающей любые общественные преграды и внутренние барьеры, «Мосты округа Мэдисон» – история о сильном чувстве, которое не получило шанс на развитие, но зато стало источником вдохновения и жажды жить для обоих влюбленных, вынужденных расстаться. Вместе с Иствудом в картине снялась Мэрил Стрип.
Факт | Фильм снимался в городе Уинтерсет, штат Айова, где родился легендарный герой вестернов Джон Уэйн. Теперь это место паломничества для поклонников Уэйна и ценителей шедевра Иствуда. |
Зачем смотреть: чтобы прослезиться от трогательного и нежного кино
47. Маска / The Mask (1994)
Страна – США | Режиссер – Чак Рассел | Продолжительность – 101 минута
О чем: скромный банковский клерк находит волшебную маску, которая превращает его в сверхъестественного проказника и мстителя
Лучший супергеройский фильм 1990-х был уморительной и увлекательной комедией о персонаже-трикстере на грани героя и злодея. Надев магическую маску и превращась в полумультяшного озорника, Стэнли Ипкисс мог ограбить банк или вдоволь поиздеваться над жадными автомеханиками. Но когда он сталкивался с настоящими гангстерами, то становился героем, в маске или без нее. Кроме того, Джим Керри в роли Стэнли был столь обаятелен, что его невозможно было воспринимать как негодяя, что бы он ни творил. Спецэффекты ленты были великолепными и изобретательными, однако Керри отлично заводил публику и без них. Фильм стал дебютом для красавицы-фотомодели Кэмерон Диас, которая выиграла кастинг у более опытных актрис благодаря отличной экранной «химии» с Керри.
Факт | В отличие от добродушной картины Рассела, положенные в ее основу комиксы были мрачной историей о том, как маска превращала людей в жестоких убийц, даже если они пытались использовать ее во благо. |
Зачем смотреть: чтобы восхититься одной из лучших комедийных ролей Джима Керри
46. Путь Карлито / Carlito's Way (1993)
Страна – США | Режиссер – Брайан де Пальма | Продолжительность – 144 минуты
О чем: вышедший из тюрьмы гангстер решает покончить с преступной жизнью, но постепенно вновь в нее втягивается
Изменить свою жизнь просто, а вот удержаться от возвращения к прежним привычкам тяжело. Старые друзья, прежние связи, неоплаченные долги, да и сам образ мыслей человека могут вернуть преступника в криминальный мир, даже если он искренне старается жить по-новому. «Путь Карлито» – стильный и трагичный триллер на эту тему, ставший культовым для всех, кто стремился глубоко познать преступную жизнь. Фильм был последним шедевром режиссера Брайана де Пальмы. В основу «Пути Карлито» легли художественные книги бывшего американского судьи Эдвина Торреса, не понаслышке знающего темную сторону Нью-Йорка. Главные роли исполнили Аль Пачино, Шон Пенн и Пенелопа Энн Миллер.
Факт | Аль Пачино месяц тренировался играть в бильярд, чтобы без помощи дублеров и спецэффектов показать класс на экране. |
Зачем смотреть: чтобы узнать, как трудно покончить с преступным прошлым
45. Эдвард Руки-ножницы / Edward Scissorhands (1990)
Страна – США | Режиссер – Тим Бертон | Продолжительность – 105 минут
О чем: юноша-гомункул с лезвиями вместо рук одиноко живет в поместье своего создателя, пока его не находят жители соседнего городка
Режиссер Тим Бертон называет «Эдварда Руки-ножницы» своим самым личным и любимым фильмом. Об этом легко догадаться, если увидеть фотографии постановщика, наделившего Эдварда своей всклокоченной прической. Среди всех причудливых и эксцентричных лент Бертона «Эдварда Руки-ножницы» – самое очаровательное и романтичное кино. Это облаченная в сказочные одежды исповедь человека, который чувствует себя не таким, как все, и боится, что окружающие никогда его не примут, даже если найдут применение его странностям. Картина стала первым совместным проектом Бертона и актера Джонни Деппа. Главную женскую роль сыграла Вайнона Райдер.
Факт | До того, как Джонни Депп был приглашен сниматься в фильме, от роли отказались Том Хэнкс и Том Круз. Последний не согласился играть Эдварда, потому что счел персонажа слишком нелепым и неправдоподобным. |
Зачем смотреть: чтобы проникнуть в душу знаменитого голливудского постановщика
44. Шестое чувство / The Sixth Sense (1999)
Страна – США | Режиссер – М. Найт Шьямалан | Продолжительность – 107 минут
О чем: детский психиатр работает с мальчиком, который видит призраков умерших людей
Когда индийский голливудец М. Найт Шьямалан выпустил свою третью ленту, о нем стали писать как о новой большой надежде американского кино. Сейчас мы понимаем, что Шьямалана тогда переоценили, и что «Шестое чувство» стало лучшим фильмом режиссера, а не заявкой на многолетнее величие. Но, как бы мы ни относились к позднейшим лентам Шьямалана, «Шестое чувство» было и остается замечательным мистическим и психологическим хоррор-триллером, и запоминается оно не только благодаря своей прославленной неожиданной концовке, которая в дальнейшем стала главной «фишкой» фильмов Шьямалана. Главные роли в картине исполнили Брюс Уиллис и Хэйли Джоэл Осмент.
Факт | Режиссер М. Найт Шьямалан сыграл в фильме небольшую роль врача, в знак признательности своим многочисленным родственникам-докторам. |
Зачем смотреть: чтобы оценить одну из самых неожиданных концовок в истории кино
43. Люди в черном / Men in Black (1997)
Страна – США | Режиссер – Барри Зонненфельд | Продолжительность – 98 минут
О чем: полицейский, столкнувшийся на улице с инопланетянином, получает приглашение в тайную организацию, которая надзирает за живущими на Земле пришельцами
В то время, как популярнейший сериал 1990-х «Секретные материалы» призывал бояться секретных организаций, сотрудничающих с пришельцами, комедийно-фантастический блокбастер «Люди в черном» предложил почувствовать себя «избранным», причастным к самым сокровенным тайнам такой организации. И зрители всего мира с удовольствием отправились в приключение вместе с харизматичными Людьми в черном в исполнении Уилла Смита и Томми Ли Джонса. Картина предложила новое, стильное, веселое и изобретательное, видение параноидальной фантастики, и ее идеи оказали заметное влияние на позднейшие ленты и сериалы на аналогичные темы. К сожалению, три сиквела «Людей» были заметно слабее оригинала.
Факт | Продажи солнцезащитных очков бренда Ray-Ban, которые носят герои фильма, утроились после выхода «Людей в черном». |
Зачем смотреть: чтобы узнать, где на Земле прячутся инопланетяне
42. Пробуждение / Awakenings (1990)
Страна – США | Режиссер – Пенни Маршалл | Продолжительность – 121 минута
О чем: врач, исследующий пациентов в многолетнем ступоре, находит способ на время вернуть их к жизни
В основу медицинской драмы постановщицы Пенни Маршалл легла реальная история из жизни американского невролога Оливера Сакса, книги которого стали настольными для многих желающих понять устройство сознания и мозга. В начале его карьеры Саксу довелось работать с пациентами, которые пробуждались после десятилетий полной обездвиженности, и, конечно, это произвело на него неизгладимое впечатление. Благодаря картине Маршалл и потрясающей игре Робина Уильямса и Роберта де Ниро зрители смогли прикоснуться к этому поразительному переживанию и понять, какое это чудо – возможность жить, двигаться и быть обычным человеком, а не тем, кого окружающие считают бесполезным растением.
Факт | Фильм стал экранным дебютом Вина Дизеля, который был одним из статистов и даже не попал в титры. |
Зачем смотреть: чтобы ощутить неразбавленный вкус жизни
41. Вор (1997)
Страны – Россия, Франция | Режиссер – Павел Чухрай | Продолжительность – 98 минут
О чем: живущий в послевоенном СССР маленький мальчик привязывается к ухажеру своей матери, который выдает себя за танкиста, а оказывается аферистом и грабителем
«Вор» Павла Чухрая – кино сложное и допускающее разные интерпретации. Поскольку это постсоветская лента, ее так и тянет рассматривать как метафорическое высказывание об отношениях нашей страны с советским строем. Но, наверно, лучше не погружаться в философские дебри и воспринимать «Вора» как проникновенную и тонкую семейную драму о мальчике, который мечтает о настоящем отце, и о мужчине, который способен стать достойным отчимом, но не может преодолеть свою криминальную натуру. Фильм получил шесть премий «Ника», номинировался на «Оскар» и «Золотой глобус» и завоевал специальный приз жюри фестиваля в Венеции. Главные роли исполнили Владимир Машков, Екатерина Редникова и Миша Филипчук.
Факт | По словам режиссера Павла Чухрая, фильм основан на реальной истории, которую он слышал, когда был подростком. В послевоенном СССР было немало преступников, которые наживались на уважении людей к мужчинам в форме. |
Зачем смотреть: чтобы понять, как стать настоящим мужчиной и хорошим отцом
40. Парк юрского периода / Jurassic Park (1993)
Страна – США | Режиссер – Стивен Спилберг | Продолжительность – 128 минут
О чем: ученые-генетики воссоздают динозавров для парка развлечений, и древние монстры вырываются на свободу, когда подкупленный конкурентами сотрудник отключает систему безопасности
Когда Стивен Спилберг начинал работать над экранизацией романа Майкла Крайтона, он боялся, что ему придется довольствоваться традиционными кукольными спецэффектами, которые не слишком продвинулись со времен довоенного «Кинг Конга». Однако эксперты по компьютерным спецэффектам убедили режиссера дать им шанс, и «Парк юрского периода» поразил зрителей и самих голливудцев реализмом графики и масштабом происходящего. В свою очередь, сценаристы ленты и ее режиссер смогли удачно использовать новые технологии для создания захватывающего международного блокбастера, который сделал многих детей любителями палеонтологии. Главные роли в «Парке» сыграли Сэм Нил, Лора Дерн и Джефф Голдблум.
Факт | Хотя кукольная анимация динозавров не использовалась в спецэффектах картины, ее все-таки создали и использовали как визуальное пособие для художников компьютерной графики. |
Зачем смотреть: чтобы почувствовать себя карликом среди доисторических гигантов
39. Кошмар перед Рождеством / The Nightmare Before Christmas (1993)
Страна – США | Режиссер – Генри Селик | Продолжительность – 76 минут
О чем: живой скелет из волшебного мира монстров устает праздновать Хэллоуин и решает занять место Санта Клауса
Пока одни творцы снимают фильмы для Хэллоуина, а другие – для Нового Года и Рождества, режиссеры Генри Селик и Тим Бертон создали задорный «готический» кукольный мюзикл, идеально подходящий для обоих праздников. Бертон придумал «Кошмар» на заре карьеры, когда был аниматором студии Walt Disney, и он вернулся к проекту, когда стал прославленным постановщиком. Это позволило ему получить солидный бюджет на нестандартную во всех отношениях ленту и выпустить мультфильм с потрясающей, новаторской для своего времени, анимацией и великолепным саундтреком, который сочинил Дэнни Элфман, постоянный сотрудник Бертона. Элфман также спел партии главного героя, которого в разговорных сценах озвучил Крис Сарандон.
Факт | Хотя «Кошмар» был снят на деньги Walt Disney, он был выпушен под брендом Touchstone Pictures, который студия использовала для проектов, слишком «взрослых», чтобы именоваться диснеевскими. |
Зачем смотреть: чтобы восхититься самым мрачным детским мюзиклом 1990-х
38. Американская история X / American History X (1998)
Страна – США | Режиссер – Тони Кэй | Продолжительность – 119 минут
О чем: молодой парень становится неонацистом, совершает убийство и попадает в тюрьму, в то время как его младший брат начинает идти по его стопам
Нацистами не рождаются, нацистами становятся. Но как можно стать нацистом в стране, где их презирают и ненавидят? «Американская история X» отвечает на этот вопрос на американском материале, однако многие ее идеи и наблюдения актуальны далеко за пределами Штатов. Картина скрупулезно прослеживает превращение главного героя в убежденного нациста и его тюремное размежевание с «арийской» бандой, которое постепенно приводит парня к более здоровым мыслям. Лента заглядывает герою в душу и показывает, какие черты характера делают его восприимчивым к наци-пропаганде и способным ее отбросить. «Американская история X» – неприятное и порой шокирующее зрелище, но это важное и, к сожалению, до сих пор злободневное кино. Главных героев превосходно сыграли Эдвард Нортон и Эдвард Ферлонг.
Факт | Британский режиссер Тони Кэй начисто рассорился с продюсерами фильма из-за монтажных правок, на которых они настаивали. В результате в прокат вышла монтажная версия, которую подготовил Эдвард Нортон, а Кэй не снимал художественное кино до начала 2010-х. |
Зачем смотреть: чтобы докопаться до корней современного нацизма
37. Призрак в доспехах / Kokaku Kidotai (1995)
Страна – Япония | Режиссер – Мамору Осии | Продолжительность – 83 минуты
О чем: сотрудники полиции Японии будущего сражаются с террористом-хакером, который взламывает людей с кибернетическими апгрейдами
Когда в начале 2000-х кто-то говорил, что японские мультфильмы могут смотреть только дети, ему показывали «Призрак в доспехах», и он понимал, что аниме куда сложнее и разнообразнее, чем сериал о покемонах. Режиссер Мамори Осии превратил комикс Масамуне Сиро в исключительно эффектный и атмосферный киберпанковский триллер-боевик, который в 1995 году был едва ли не лучшим в своем жанре фильмом всех времен. Боевые сцены ленты перемежались детективным расследованием, правительственными интригами и философскими отступлениями. Последние предлагали зрителям задуматься о природе человечности в мире, где некоторые люди почти целиком состоят из кибернетического «доспеха». «Призрак» стал одним из источников вдохновения для «Матрицы» Вачовски.
Факт | Звучащая на вступительных титрах музыкальная композиция «Making of Cyborg» – сочетание традиционной японской музыки с болгарскими народными напевами. Текст песни написан на классическом японском языке, на котором говорили тысячу лет назад. |
Зачем смотреть: чтобы погрузиться в киберпроблемы недалекого будущего
36. Перед рассветом / Before Sunrise (1995)
Страны – США, Австрия | Режиссер – Ричард Линклейтер | Продолжительность – 101 минута
О чем: молодой американец и молодая француженка знакомятся в поезде, влюбляются и проводят вместе ночь на улицах Вены
До того, как американский режиссер Ричард Линклейтер выпустил в 2014 году размашистую семейную драму «Отрочество», он был для поклонников независимого кино постановщиком «Перед рассветом» – нежной и трогательной романтической драмы на грани романтической комедии. Кино всего с двумя ключевыми персонажами, лента Линклейтера не пыталась покорить публику неожиданными сюжетными поворотами и нарочитым драматизмом. Она просто и с вкусом изображала разговор героев в поезде и их прогулку по ночному городу и наслаждалась идеальной «химией» между двумя привлекательными влюбленными людьми. Искренность «Перед рассветом» подкупала сильнее, чем сценарные ужимки обычных ромкомов. Главные роли в фильме исполнили Итан Хоук и Жюли Дельпи.
Факт | И у режиссера Ричарда Линклейтера, и у соавтора сценария Ким Кризан были в жизни свидания, вдохновившие картину. Линклейтер как-то провел ночь, гуляя по Филадельфии со случайной знакомой, а у Кризан была аналогичная ночь в Париже. |
Зачем смотреть: чтобы вдохновиться одним из самых романтичных фильмов всех времен
35. История игрушек / Toy Story (1995)
Страна – США | Режиссер – Джон Лассетер | Продолжительность – 81 минута
О чем: у маленького мальчика появляется новая любимая игрушка-космонавт, и это вызывает зависть игрушечного ковбоя, который был прежним любимцем ребенка
Дебютный полнометражный мультфильм студии Pixar стал эпохальным событием для всей мировой анимации. После десятилетий развития компьютерная графика вышла на уровень, который позволил создать красивую и выразительную ленту, полностью нарисованную и анимированную на компьютерах. И это был не технический эксперимент, интересный только своим необычным изображением, а полноценная, увлекательная и остроумная семейная сказка о приключениях живых игрушек в современной Америке и о том, как зависть и ревность постепенно превращаются в дружбу. Режиссер «Истории» Джон Лассетер начинал как диснеевский аниматор, и он вместе с коллегами перенес лучшее в диснеевской творческой культуре на студию Pixar, обеспечив ее рецептами успеха на многие годы вперед.
Факт | Режиссер Джон Лассетер с самого начала хотел, чтобы игрушечного ковбоя озвучил Том Хэнкс, потому что считал, что голос актера может сделать обаятельным самого неприятного персонажа. |
Зачем смотреть: чтобы восхититься первым шедевром компьютерной анимации
34. Зеленая миля / The Green Mile (1999)
Страна – США | Режиссер – Фрэнк Дарабонт | Продолжительность – 189 минут
О чем: надзиратели тюремного блока для заключенных-смертников обнаруживают, что один из зеков обладает паранормальными способностями и может лечить наложением рук
После того, как режиссер Фрэнк Дарабонт прославился «Побегом из Шоушенка», он продолжил экранизировать тюремные романы Стивена Кинга и перенес на экран мистический роман «Зеленая миля». Если в «Побеге» главными героями были заключенные, то в «Миле» повествование ведется от лица надзирателя – хорошего человека, который оказывается таким же пленником несправедливой системы, как и те, кого он стережет. Проводя очевидные параллели с новозаветным повествованием, «Миля» сопоставляет главного героя с теми римскими солдатами, которые вели на Голгофу распятого Христа, и предлагает зрителям этого патетической и сентиментальной драмы спросить себя, сильно ли изменилась жизнь с библейских времен, и могут ли они что-нибудь сделать, чтобы мир стал немного лучше. Главные роли в картине исполнили Том Хэнкс и Майкл Кларк Дункан.
Факт | Основное действие фильма развивается в 1930-х, когда американские тюремщики не носили униформу. Художникам по костюмам пришлось ее придумать, чтобы подчеркнуть разницу между надзирателями и заключенными. |
Зачем смотреть: чтобы научиться остро чувствовать несправедливость
33. Бешеные псы / Reservoir Dogs (1992)
Страна – США | Режиссер – Квентин Тарантино | Продолжительность – 99 минут
О чем: после неудачного ограбления бандиты собираются на заброшенном складе и выясняют, кто их предал
Дебютная значимая лента Квентина Тарантино стала мастер-классом по сбору выдающейся команды и созданию международного хита с минимальными затратами. Главным ингредиентом успеха стал отличный сценарий начинающего творца, который сперва позволил залучить в фильм Харви Кейтеля и других талантливых актеров, а затем помог создать напряженный, захватывающий и стильный триллер с минимумом экшена и максимумом ярких диалогов. Тарантино даже не стал показывать провалившееся ограбление, вокруг которого вращается действие, – для успеха фильма оказалась достаточно рассказа персонажей о том, что случилось. Помимо Кейтеля, главные роли сыграли Тим Рот, Майкл Мэдсен и Стив Бушеми.
Факт | Главным местом съемок стало здание похоронного бюро, заброшенное после сильного землетрясения в Лос-Анджелесе. Поэтому в фильме можно увидеть гробы, катафалк и облицованную кафелем комнату бальзамирования. |
Зачем смотреть: чтобы насладиться сценарным мастерством молодого Тарантино
32. Три цвета: Красный / Trois couleurs: Rouge (1994)
Страны – Швейцария, Франция, Польша | Режиссер – Кшиштоф Кесьлёвский | Продолжительность – 99 минут
О чем: студентка-фотомодель случайно знакомится с отошедшим от дел судьей, и между ними возникает симпатия, несмотря на большую разницу в возрасте и взглядах на жизнь
Польский артхаусный постановщик Кшиштоф Кесьлёвский посвятил последние годы жизни созданию метафизических, философских и гуманистических лент. Сперва он снял цикл телевизионных фильмов «Декалог», основанный на библейских заповедях, а затем выпустил трилогию, вдохновленную цветами французского флага, которые олицетворяют свободу, равенство и братство. Финальный фильм цикла «Три цвета: Красный» был проникновенным и художественно выверенным исследованием отношений между людьми, их взаимным связям и влиянию, которые они оказывают друг на друга. Лента проникнута тонким символизмом, и она только выигрывает от многочисленных просмотров в поисках заложенных в нее смыслов и образов. Главные роли в картине сыграли Ирен Жакоб и Жан-Луи Трентиньян.
Факт | Квентин Тарантино приглашал Ирен Жакоб сняться в «Криминальном чтиве» после того, как увидел ее в фильме Кесьлёвского «Двойная жизнь Вероники», но актриса предпочла сыграть в «Три цвета: Красный». |
Зачем смотреть: чтобы задуматься о тайнах мироздания и человеческой жизни
31. Торжество / Festen (1998)
Страны – Дания, Швеция | Режиссер – Томас Винтерберг | Продолжительность – 105 минут
О чем: на праздновании дня рождения сын именинника внезапно произносит речь, в которой вываливает на гостей всю фамильную подноготную
В 1995 году датские режиссеры Ларс фон Триер и Томас Винтерберг придумали авангардное движение «Догма 95». В его рамках они поручились отказаться от большинства кинематографических технологий и жанровых приемов и сосредоточиться на рассказывании откровенных и правдоподобных историй, изучающих человеческую натуру. «Торжество» Винтерберга стало первым и лучшим фильмом, снятым в рамках «Догмы 95». Это шокирующая психологическая драма, которую сам режиссер определил как свое самое глубокое погружение в саму суть «повседневного зла» – того зла, которое можно найти не на поле боя или в берлоге маньяка, а за дверью особняка добропорядочного и уважаемого семейства. Главные роли в картине исполнили Ульрих Томсен и Томас Бо Ларсен.
Факт | Сценарий «Торжества» был основан на якобы реальной истории, которую в 1996 году рассказал датскому радио слушатель по имени Алан. Как позже выяснилось, Алан проходил лечение в психиатрической больнице, и его история была сплошной фантазией. |
Зачем смотреть: чтобы научиться разоблачать зло, о котором не принято говорить
30. Достучаться до небес / Knockin' on Heaven's Door (1997)
Страна – Германия | Режиссер – Томас Ян | Продолжительность – 87 минут
О чем: два тяжело больных молодых человека угоняют машину влиятельного гангстера, чтобы перед смертью побывать на море
Самый успешный немецкий фильм 1997 года нашел благодарную публику не только в родной ФРГ, но и на просторах бывшего СССР. В то время его бесшабашное настроение и сочетание мрачноватого юмора с трагическим оптимизмом идеально соответствовало самоощущению жителей России, измотанных экономическими и политическими кризисами. Подобно главным героям «Достучаться на небес», люди были готовы пуститься во все тяжкие, чтобы не оставаться наедине с мрачными мыслями, и пронзительное криминальное приключение Томаса Яна дарило им возможность все бросить и отправиться на море вместе с обаятельными героями Тиля Швайгера и Яна Йозефа Лиферса. Фильм стал началом звездной карьеры Морица Бляйбтроя, который сыграл бандита, преследующего центральных персонажей.
Факт | Тиль Швайгер получил «Серебряного Георгия» Московского кинофестиваля за изображение главного героя «Достучаться до небес». |
Зачем смотреть: чтобы научиться проводить время весело и со вкусом
29. Схватка / Heat (1995)
Страна – США | Режиссер – Майкл Манн | Продолжительность – 171 минута
О чем: один из опытнейших полицейских Лос-Анжелеса противостоит банде одного из опытнейших грабителей
Копы борются с гангстерами, а гангстеры пытаются обвести копов вокруг пальца. По природе своей они заклятые враги, но порой они лучше понимают друг друга, чем их близкие, не говоря уже о посторонних. Этот причудливый психологический парадокс был блистательно раскрыт в драматичном криминальном триллере Майкла Манна. Для режиссера это было второе обращение к этому сюжету, поскольку он в 1989 году снял телефильм «Сделано в Лос-Анджелесе» на основе ранней версии сценария «Схватки». Но если в телеверсии главные роли играли малоизвестные и третьесортные актеры, то в фильме 1995 года копа и бандита изобразили Аль Пачино и Роберт де Ниро, и их харизма и мастерство вкупе с масштабной и тщательно проработанной постановкой сделали «Схватку» одной из лучших криминальных лент десятилетия.
Факт | В основу «Схватки» была положена реальная история противостояния гангстера Нила Макколи и детектива Чака Адамсона в Лос-Анджелесе начала 1960-х. Адамсон в дальнейшем стал телепродюсером и сценаристом, и он консультировал создателей «Схватки». |
Зачем смотреть: чтобы насладиться безупречным дуэтом суперзвезд криминального кино
28. Жить / Huo zhe (1994)
Страны – Китай, Тайвань | Режиссер – Чжан Имоу | Продолжительность – 133 минуты
О чем: простая и невезучая китайская семья пытается выжить, в то время как к власти приходят коммунисты, и страна вступает в эпоху перемен
Правда глаза колет, и фильм Чжана Имоу не был выпущен в китайский прокат, хотя получил три премии Каннского фестиваля, включая Гран-при. Цензоры 1990-х сочли, что публике не стоит смотреть кино, которое не в лучшем свете изображает первые десятилетия коммунистической власти. Впрочем, сейчас «Жить» доступен китайской публике, поскольку цензоры поняли, что картина не столько критикует политические перегибы, сколько воспевает духовную силу и мужество простых китайцев, которые все пережили и выстояли в схватке с историей, даже если не были идеальными героями. Кроме того, «Жить» – это драматичное семейное повествование, а семейные ценности в Китае всегда были превыше всего. Главные роли в фильме исполнили Гэ Ю и Гун Ли.
Факт | Финал положенного в основу фильма романа Юй Хуа был куда более мрачным, чем концовка картины. Режиссер Чжан Имоу решил, что его кино должно закончиться на обнадеживающей ноте. |
Зачем смотреть: чтобы почувствовать себя китайцем в жерновах истории
27. Пятый элемент / The Fifth Element (1997)
Страна – Франция | Режиссер – Люк Бессон | Продолжительность – 126 минут
О чем: бывший спецназовец, ставший таксистом на Земле будущего, должен спасти мир с помощью идеальной женщины с другой планеты
В своем самом удачном блокбастере французский режиссер Люк Бессон скрестил иронию французских комиксов, фантасмагорический дизайн Жан-Поля Готье, размах «Звездных войн», экшен американских боевиков, харизму Брюса Уиллиса и Гэри Олдмена и необычную красоту Миллы Йовович. В результате получилась термоядерная экранная смесь, без особой глубины, но настолько завораживающая, что фильм отлично смотрится с любого места и только выигрывает от многократных просмотров, когда начинаешь отмечать поначалу незаметные детали. Можно только пожалеть американцев, которые из-за особенностей своего проката знают это отличное англоязычное кино хуже, чем голливудские космические ленты.
Факт | Люк Бессон и Милла Йовович вместе придумали инопланетный язык, на котором говорит главная героиня. Он так увлеклись, что к концу работы над фильмом писали друг другу записки на этом языке и даже разговаривали на нем. |
Зачем смотреть: чтобы насладиться головокружительной «космической оперой»
26. Утомленные солнцем (1994)
Страны – Россия, Франция | Режиссер – Никита Михалков | Продолжительность – 145 минут
О чем: в 1936 году сотрудник НКВД приезжает в дом своих старых знакомых, чтобы арестовать главу семьи, прославленного героя Гражданской войны
В начале 1990-х Никита Михалков был одним из немногих российских режиссеров, кто мог снимать полноценное и профессиональное кино. Он использовал эту возможность, чтобы создать психологическую драму, который до сих пор остается нашей лучшей картиной о сталинских репрессиях и о государственной системе, которая питается злобой и предательством и в итоге пожирает тех, кто считает себя ее повелителем. Сам будучи выходцем из советской элиты, Михалков блестяще отобразил превращение в циничных буржуа тех, кто пришел к власти под революционными лозунгами и на словах отрицал все, что практиковал. Лента с участием самого Михалкова и Олега Меньшикова по праву удостоилась Гран-при Каннского фестиваля и «Оскара» как лучший фильм на иностранном языке.
Факт | Хотя действие ленты развивается жарким летом, часть съемок проходила осенью, и Михалкову пришлось заказывать тысячи искусственных листьев, чтобы декораторы прикрепили их к веткам облетевших деревьев. |
Зачем смотреть: чтобы погрузиться в жуткую атмосферу начала «Большой чистки»
25. Карты, деньги, два ствола / Lock, Stock and Two Smoking Barrels (1998)
Страна – Великобритания | Режиссер – Гай Ричи | Продолжительность – 107 минут
О чем: друзья-авантюристы должны любой ценой заполучить полмиллиона фунтов, чтобы вернуть карточный долг авторитетному бандиту
В России дебютная криминальная комедия Гая Ричи произвела настоящий фурор. До ее выхода мы прочно ассоциировали Англию с фильмами о Робин Гуде, джентльменах, старинных поместьях и замках. У Ричи же мы увидели современную криминальную Англию, во многом похожую на криминальную Россию и максимально далекую от того, как мы представляли себе «туманный Альбион». Это был настоящий культурный шок, тем более сильный, что картина была стильной, захватывающей и залихватской, с колоритными преступниками и чередой неожиданных сюжетных поворотов. После «Карты, деньги, два ствола» Гай Ричи стал культовым режиссером, а исполнитель одной из главных ролей Джейсон Стэйтем начал свой путь к званию героя боевиков. Также в ленте сыграли Джейсон Флеминг, Декстер Флетчер, Ник Моран и Винни Джонс.
Факт | Актер и футболист Винни Джонс приехал на первый день съемок из полицейского участка. Его арестовали за драку с соседом. |
Зачем смотреть: чтобы оценить одну из лучших в мире криминальных комедий
24. Спасти рядового Райана / Saving Private Ryan (1998)
Страна – США | Режиссер – Стивен Спилберг | Продолжительность – 169 минут
О чем: после удачной высадки в Нормандии американский офицер получает приказ найти и вернуть домой рядового Райана, все братья которого погибли на войне.
Как прославить героев войны, не прославляя саму войну и не превращая исторический фильм в боевик? Многие великие режиссеры решили эту задачу, каждый по-своему. Вспомним, хотя бы, потрясающее «Иваново детство» Андрея Тарковского. Гениальный голливудец Стивен Спилберг также нашел свое решение, сняв кино о военных, которые не рвутся к Берлину, а, наоборот, пытаются вытащить из пекла парня, чья семья заплатила за победу больше, чем могла себе позволить. Этот сюжетный ход позволил наделить «Спасти рядового Райана» мощнейшими боевыми сценами и героическим настроем, не утратив при этом гуманистический и антивоенный посыл картины. Фильм удостоился одиннадцати номинаций на «Оскар» и принес Спилбергу его вторую режиссерскую статуэтку. Главную роль исполнил Том Хэнкс, а заглавную – Мэтт Деймон.
Факт | В съемках сцен высадки в Нормандии участвовала тысяча статистов. Среди них было много ирландских военных резервистов, поскольку съемки проходили в Ирландии. |
Зачем смотреть: чтобы оценить голливудский взгляд на войну с нацистами
23. Андерграуд / Underground (1995)
Страны – Франция, Югославия и другие | Режиссер – Эмир Кустурица | Продолжительность – 195 минут
О чем: жители Белграда переживают события военной и послевоенной эпохи, прячась в подполье с тех пор, как город оккупировали нацисты
Фантасмагорическая лента Эмира Кустурицы об истории родной страны стала его главным художественным достижением. «Андерграуд» охватила всю историю Югославии с начала 1940-х до начала 1990-х. В уникальном, вычурном и энергичном стиле Кустурицы она отразила перипетии жизни простых югославов, которых то завоевывали немцы, то идеологически обрабатывали коммунисты, то убивали их бывшие сограждане из распавшейся страны. В фильме есть сцены на любой вкус, от фарса до трагедии, а его великолепный саундтрек, сочиненный или аранжированный Гораном Бреговичем (в фильме использовались народные мотивы), ныне считается одним из лучших в истории мирового кино. Лента удостоилась «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Главные роли исполнили Мики Манойлович, Лазарь Ристовски, Мирьяна Йокович и Славко Штимац.
Факт | У картины есть 320-минутная версия, которая показывалась в нескольких странах как шестисерийный телесериал. |
Зачем смотреть: чтобы осмыслить историю югославского народа
22. Брат (1997)
Страна – Россия | Режиссер – Алексей Балабанов | Продолжительность – 96 минут
О чем: молодой ветеран Чеченской войны приезжает к своему старшему брату в Петербург и вливается в криминальную жизнь
Снятый буквально за копейки первый фильм петербуржской студии «СТБ», неонуарная криминальная драма «Брат» стала самым значимым и колоритным кинопортретом городской России 1990-х, в которой звезды музыки соседствовали с бандитами, семейные связи распадались на глазах, а страна ждала героя с хоть какими-то представлениями о ценностях и устоях, который начнет наводить порядок. Конечно, Данила Багров был небезупречным и спорным персонажем, и он стал еще более противоречивым в сиквеле «Брат 2», который открыл следующее десятилетие российского кино. Но время было такое, что на общем фоне Багров казался чуть ли не рыцарем в блестящих доспехах, а харизма Сергея Бодрова-младшего искупала недостатки его актерской игры. Кроме того, вместе с ним в кадре были такие мастера, как Виктор Сухоруков, Юрий Кузнецов, Андрей Краско.
Факт | Сергей Бодров-младший был историком искусства по образованию. В кино он попал благодаря своему отцу-режиссеру, который доверил ему главную роль в военном фильме «Кавказский пленник». |
Зачем смотреть: чтобы вдохнуть полной грудью воздух России 1990-х
21. Принцесса Мононоке / Mononoke-hime (1997)
Страна – Япония | Режиссер – Хаяо Миядзаки | Продолжительность – 134 минуты
О чем: деревня сталеваров сражается с духами природы, которые не могут смириться с тем, что люди вырубают их лес
Когда на экране силы природы противостоят наступающей цивилизации, создатели фильма почти всегда становятся на сторону природы. Но разве мир устроен так просто? Конечно же, нет, и блистательный японский анимационный фильм великого Хаяо Миядзаки изображает куда более сложную и неоднозначную реальность. Да, лесные духи вправе защищаться, однако сталеварам больше некуда идти. Это поселение отщепенцев, которое не выживет в средневековой Японии, если не будет отливать и продавать металл. Изображая сказочную войну на границе миров, «Принцесса Мононоке» метафорически отражает ключевые противоречия современной жизни и предлагает потрясающе красивое, захватывающее и глубокое зрелище, нарисованное лучшими японскими аниматорами.
Факт | Будучи художником-аниматором по первой профессии, режиссер Хаяо Миядзаки лично приложил руку к 80 тысячам из 144 тысяч рисованных кадров «Принцессы Мононоке». |
Зачем смотреть: чтобы восхититься самым мудрым кино о конфликте людей и природы
20. Привидение / Ghost (1990)
Страна – США | Режиссер – Джерри Цукер | Продолжительность – 127 минут
О чем: убитый банковский служащий становится призраком и пытается защитить свою девушку от тех, кто виноват в его смерти
К началу 1990-х сценарист и режиссер Джерри Цукер устал снимать пародийные ленты и решил, что его следующее кино будет не комедией и не пародией, а просто хорошим фильмом. Мастер сказал – мастер сделал. Цукер взял оригинальный сценарий Брюса Джоэла Грина и превратил его в великолепную мистическую ленту на стыке мелодрамы, комедии и триллера. «Привидение» было одновременно умилительным, уморительным и захватывающим, и оно предлагало идеи для нового поколения мистических лент, в которых смерть персонажей не мешала им вести бурную жизнь, взаимодействовать с предметами и людьми и завершать дела, не законченные при жизни. Главные роли в фильме исполнили Патрик Суэйзи и Деми Мур, а Вупи Голдберг удостоилась «Оскара» за ярчайшую роль второго плана.
Факт | Деми Мур получила главную женскую роль благодаря своему умению пускать слезу по команде, без помощи лука и грима. |
Зачем смотреть: чтобы поверить, что смерть – это не конец, а только начало
19. На игле / Trainspotting (1996)
Страна – Великобритания | Режиссер – Дэнни Бойл | Продолжительность – 93 минуты
О чем: молодой шотландский наркоман пытается выжить в безумном мире криминального Эдинбурга
Из всех историй, которые можно было рассказать о Шотландии, создатели лучшего шотландского фильма всех времен выбрали историю об «отбросах общества» из депрессивного района национальной столицы. И они не прогадали. Фильм вышел на фоне бушевавшей во многих странах наркотической эпидемии, и он стал культовым для людей всего мира, которые пытались осмыслить новую реальность. «На игре» откровенно и изобретательно отразил героиновый «приход», «ломку», абсурдность наркоманского существования, а также преступления и предательства тех, кто жил ради дозы или пытался вырваться из порочного круга. Это было мрачное и порой страшное, но также дерзкое и захватывающее кино, в недрах которого теплилась надежда на лучшую жизнь. Главные роли в картине сыграли Юэн Макгрегор, Джонни Ли Миллер, Роберт Карлайл и Юэн Бремнер.
Факт | Роль социопата Фрэнсиса Бэгби, которую исполнил Роберт Карлайл, мог сыграть Дэниел Крейг, будущий исполнитель роли Джеймса Бонда. |
Зачем смотреть: чтобы познать жизнь в разгар героиновой эпидемии
18. Славные парни / Goodfellas (1990)
Страна – США | Режиссер – Мартин Скорсезе | Продолжительность – 146 минут
О чем: молодой парень из рабочего района становится нью-йоркским мафиози и проходит все стадии гангстерской жизни, пока не решается стать информатором
С тех пор, как «Крестный отец» вышел на экраны в 1972 году, он считался лучшим американским фильмом о мафии – пока его трон не поколебала блистательная криминальная драма Мартина Скорсезе. В отличие от «Крестного отца», снятого на основе художественного произведения, «Славные парни» опирались на реальную историю гангстера Генри Хилла, и авторы фильма стремились как можно откровеннее показать все стороны мафиозной жизни – и ее притягательность для начинающих преступников и те капканы, в которые гангстеры со временем попадают. И если «Крестный отец» преимущественно рассказывал о мафиозных боссах, то «Славные парни» отобразили существование преступников низшего звена, которые могут лишь мечтать о том, чтобы подняться на уровень «крестных отцов» и решать вопросы стратегии, а не выживания. Главные роли в фильме исполнили Рэй Лиотта, Роберт де Ниро и Джо Пеши.
Факт | «Славные парни» стали источником вдохновения для создателя знаменитого мафиозного сериала «Клан Сопрано» Дэвида Чейза. Лорейн Бракко, сыгравшая жену главного героя «Парней», получила ключевую женскую роль в «Клане Сопрано». |
Зачем смотреть: чтобы увидеть мафиозную жизнь глазами рядового гангстера
17. День сурка / Groundhog Day (1993)
Страна – США | Режиссер – Харольд Рэмис | Продолжительность – 101 минута
О чем: тележурналист приезжает в маленький городок на День сурка и обнаруживает, что попал во временную петлю, которая заставляет его снова и снова переживать праздничный день
Сколько в мире фильмов, название которых не просто стало именем нарицательным, а определило целый жанр? «День сурка» – один из них. Эта потрясающая фантастическая комедия стала базовой для всех позднейших постановок о временных петлях – особенно для тех, которые используют этот прием, чтобы помочь главному герою переосмыслить свою жизнь и понять, что для него важнее, чем повседневная суета. «День сурка» не просто подарил сюжетную идею своим последователям – он дал им целый арсенал отличных сценарных и постановочных ходов, которые фантастические ленты могли использовать напрямую или как вдохновение для более изощренных решений. Но, хотя с 1993 года вышло немало фильмов в духе «Дня сурка», ни один из них не смог стать такой же яркой киноиконой. Главные роли в картине сыграли Билл Мюррей и Энди Макдауэлл.
Факт | Когда сценарист Дэнни Рубин придумывал «День сурка», он вдохновлялся книгами Энн Райс о бессмертных вампирах, которые живут столетиями и не знают, чем себя занять. |
Зачем смотреть: чтобы увидеть кино, которому многим обязаны современные ленты о временных петлях
16. Список Шиндлера / Schindler's List (1993)
Страна – США | Режиссер – Стивен Спилберг | Продолжительность – 195 минут
О чем: нацистский промышленник нанимает евреев из краковского гетто и использует свой бизнес, чтобы спасти тысячи жизней
Когда Стивен Спилберг взялся снимать кино о Холокосте, он выбрал самого необычного главного героя, какого только мог найти. Убежденный националист и циничный бизнесмен Оскар Шиндлер меньше всего походил на положительного персонажа ленты о Второй мировой войне. Тем сложнее была задача Спилберга и тем эффектнее был художественный результат, которого режиссер добился. Опираясь на реальные факты, голливудец показал, как страдания людей тронули даже такого наци, как Шиндлер, и как преступник постепенно превратился в праведника. К концу войны он фактически трудился на своих рабочих, жертвуя всем, что у него было, чтобы уберечь как можно больше людей от газовых камер. Снят фильм был со всем мастерством, какое Спилберг приобрел после десятилетий работы над самыми популярными голливудскими лентами. В результате картина стала международным хитом и признанным шедевром и познакомила с трагедией Холокоста миллионы зрителей. Заглавную роль исполнил Лиам Нисон.
Факт | Спилберг не был уверен в своих силах и не раз пытался передать «Список Шиндлера» своим коллегам, более опытным в создании драматических лент. В частности, он вел переговоры с Романом Полански, который в детстве был заключен в гетто Кракова. |
Зачем смотреть: чтобы узнать одну из самых удивительных историй Второй мировой войны
15. Семь / Se7en (1995)
Страна – США | Режиссер – Дэвид Финчер | Продолжительность – 127 минут
О чем: молодой детектив и ветеран полиции расследуют череду серийных убийств, вдохновленных семью смертными грехами
В лучших неонуарных полицейских триллерах главные герои не только бросают вызов преступникам, но и сталкиваются со своей собственной «темной стороной», помогая зрителям осознать, что мир не делится на свет и тьму, и что они живут в царстве сумеречных полутонов. Это расхожая идея была особенно бескомпромиссно раскрыта в дебютном оригинальном фильме Дэвида Финчера (напомним, что его первой лентой был сиквел «Чужой 3»). «Семь» стали одной из мрачнейших лент в истории жанра, и ее шокирующий, но сюжетно обоснованный финальный поворот до сих пор поражает до глубины души всех, кто впервые смотрит эту атмосферную детективную картину с мощнейшей игрой Брэда Питта, Моргана Фримена и Кевина Спейси.
Факт | Брэд Питт согласился сниматься в «Семь» с тем условием, чтобы продюсеры не настаивали на изменении концовки, которая считалась неподходящей для голливудского кино. |
Зачем смотреть: чтобы погрузиться в мир самых страшных преступлений и наказаний
14. Шоу Трумана / The Truman Show (1998)
Страна – США | Режиссер – Питер Уир | Продолжительность – 103 минуты
О чем: молодой человек с рождения живет в реалити-шоу и даже не подозревает, что его окружают актеры, и что каждый его шаг транслируется на весь мир
С каждом годом нашей жизни в мире Интернета и социальных сетей провидческая фантастическая трагикомедия сценариста Эндрю Никкола и Питера Уира становится все более актуальной. Если в 1998 году идея круглосуточной трансляции человеческой жизни казалось хоть и возможной, но все же завиральной, то сейчас многие из нас оповещают мир о каждом своем поступке и соревнуются друг с другом, чье «шоу» пользуется большим интересом. Но чем больше в нашей жизни игры на публику, тем более виртуальной и нереальной она становится, и «Шоу Трумана» вот уже почти четверть века помогает нам размышлять об иллюзии нашего бытия и искать его прочную, подлинную основу. Заглавная роль стала первой драматической работой комика Джима Керри.
Факт | В ранних версиях сценария Труман был старшим подростком, входящим во взрослую жизнь. Главного героя переосмыслили, когда его согласился сыграть Джим Керри. |
Зачем смотреть: чтобы проникнуть за пределы иллюзорного мира
13. Король Лев / The Lion King (1994)
Страна – США | Режиссеры – Роджер Аллерс, Роб Минкофф | Продолжительность – 88 минут
О чем: наследник львиного царства в африканской саванне рано теряет отца и становится изгоем, пока не бросает вызов узурпатору
«Серебряный век» анимационного подразделения студии Walt Disney начался во второй половине 1980-х и достиг своего пика в 1994 году, когда Disney выпустила одну из лучших лент за всю свою историю. Вдохновленный шекспировским «Гамлетом» и японским аниме-сериалом «Белый лев Кимба» мультфильм Роджера Аллерса и Роба Минкоффа стал настоящим триумфом масштабной традиционной анимации и многогранного повествования. В нем нашлось место и для потрясающих драматичных моментов, и для веселых шуток, и для отличных песен, сочиненных поп-кумиром Элтоном Джоном и прославленным британским либреттистом Тимом Райсом. Кто из тех, кто хоть раз видел «Короля Льва», не помнит его главные шлягеры «Circle of Life», «Can You Feel the Love Tonight» и «Hakuna Matata»?
Факт | Итоговые прокатные сборы «Короля Льва» составили 968 миллионов долларов. Он до сих пор остается самым успешным двухмерным анимационным фильмом всех времен. |
Зачем смотреть: чтобы насладиться безупречным шедевром диснеевской анимации
12. Храброе сердце / Braveheart (1995)
Страна – США | Режиссер – Мел Гибсон | Продолжительность – 178 минут
О чем: в конце XIII века шотландский воин Уильям Уоллес поднимает восстание против английских завоевателей
Когда исследователи британской политической жизни рассуждают о подъеме шотландского национального в конце XX века, они отмечают, что неожиданно большую роль в этом сыграла голливудская историческая лента «Храброе сердце». Мел Гибсон так мощно сыграл легендарного шотландца и столь эффектно изобразил его противостояние с королем Эдуардом I, что после выхода из зала нельзя было не задуматься, почему Шотландия все еще не живет собственной жизнью и подчиняется британской короне. Профессиональные историки выпустили немало статей и роликов с рассказом о многочисленных исторических ляпах «Сердца», но кто бы интересовался шотландскими событиями XIII века, если бы Гибсон не сделал их живыми и актуальными? Картина получила пять «Оскаров», включая награды за лучший фильм и лучшую режиссуру.
Факт | Когда Мел Гибсон согласился снимать «Храброе сердце», он не собирался играть главную роль и видел в ней Брэда Питта. Однако инвесторы настояли на том, что Гибсон должен появиться в кадре. |
Зачем смотреть: чтобы проникнуться верой в право шотландцев на независимость
11. Один дома / Home Alone (1990)
Страна – США | Режиссер – Крис Коламбус | Продолжительность – 103 минуты
О чем: большая американская семья отправляется на рождественские каникулы в Европу и забывает одного из сыновей, которому приходится защищать дом от грабителей
Каждый год в мире выходят новые рождественские и новогодние ленты, однако им почти никогда не удается составить конкуренцию проверенной времени классике, которую зрители передают из поколения в поколение. Семейная комедия Криса Коламбуса – одна из немногих новогодних лент последних десятилетий, сумевших потеснить мэтров жанра и получить место в ежегодной программе рождественского телевещания. Ее уморительные гэги и предприимчивость маленького героя покорили публику всего мира, от Америки до России. И хотя лента в первую очередь снята для детей, ей может насладиться любой взрослый, в душе которого еще жив шаловливый малыш. Главная роль в фильме стала высшей точкой карьеры Маколея Калкина.
Факт | Собрав в прокате 476 миллионов долларов, «Один дома» оставался самой успешной комедией всех времен вплоть до выхода в 2011 году фильма «Мальчишник 2: Из Вегаса в Бангкок». |
Зачем смотреть: чтобы научиться отбиваться от взломщиков
10. Титаник / Titanic (1997)
Страна – США | Режиссер – Джеймс Кэмерон | Продолжительность – 195 минут
О чем: пожилая дама, которая некогда пережила катастрофу «Титаника», рассказывает свою историю
Пока режиссер Джеймс Кэмерон в 2010 году не снял «Аватар», его «Титаник» был самым кассовым фильмом всех времен и народов, без пересчета на инфляцию. Зрители всего мира заплатили 1,8 миллиарда долларов, чтобы увидеть на большом экране гибель гигантского океанского лайнера и трагедию двух молодых людей, разлученных судьбой. Во многих отношениях «Титаник» был традиционным и предсказуемым кино, но постановщик, его команда и его звезды столь блестяще разыгрывали свои партии, что упрекать «Титаник» было так же нелепо, как ругать оркестр корабля за безукоризненное исполнение классической мелодии. Лента столь впечатляла и так сильно задевала, что поклонники картины до сих пор спорят, мог ли у нее быть другой финал. На церемонии «Оскара» создателям «Титаника» вручили рекордные 11 статуэток в 14 номинациях. Главные роли исполнили Леонардо ди Каприо и Кейт Уинслет.
Факт | В создании ленты участвовали российское исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш» и глубоководные аппараты «Мир-1» и «Мир-2», которые неоднократно использовались для подводных съемок обломков «Титаника». |
Зачем смотреть: чтобы поверить в вечную любовь
9. Форрест Гамп / Forrest Gump (1994)
Страна – США | Режиссер – Роберт Земекис | Продолжительность – 142 минуты
О чем: умственно отсталый парень переживает одно приключение за другим, незаметно для себя влияя на американскую историю и культуру
Америка возникла вдали от центров рафинированной европейской культуры, и простодушие в ней всегда считалось достоинством, а не недостатком. Поэтому в эпической комедийной драме Роберта Земекиса умственно отсталый главный герой был показан не инвалидом, а символом тех добродушных и простодушных американцев, на которых держится страна, и которые, подобно Форресту, стоят за каждым свершением нации и не сдаются после ее поражений. «Форрест Гамп» – одновременно ироничное и патетическое кино, которое дает много поводов посмеяться, попереживать и задуматься обо всем том, что сам Гамп порой упускает из виду. Заглавного героя исключительно обаятельно сыграл Том Хэнкс. Фильм удостоился шести «Оскаров» (фильм, режиссер, ведущий актер, адаптированный сценарий, монтаж, визуальные эффекты).
Факт | Роль знаменитого певца Элвиса Пресли озвучил Курт Расселл, который в юности сыграл Элвиса в телефильме 1979 года «Элвис Пресли». |
Зачем смотреть: чтобы поверить, что любой человек может изменить историю
8. Терминатор 2: Судный день / Terminator 2: Judgment Day (1991)
Страна – США | Режиссер – Джеймс Кэмерон | Продолжительность – 137 минут
О чем: роботы из будущего прибывают в Америку 1990-х, чтобы сразиться за жизнь Джона Коннора, которому предстоит возглавить войну людей против машин
Режиссер Джеймс Кэмерон вошел в историю Голливуда как человек, который дважды снимал превосходные сиквелы, развивавшие идеи своих блестящих предшественников. Сперва Кэмерон показал класс, продолжив повествование хоррора «Чужой» в хоррор-боевике «Чужие», а затем он повторил успех, когда создал сиквел собственного фантастического боевика «Терминатор». «Судный день» предложил отличное развитие вселенной «Терминатора», новаторские компьютерные эффекты, мощные боевые сцены… И неожиданно трогательное общение перепрограммированного робота-убийцы с хулиганистым мальчишкой, которого он должен был охранять. Хотя боевики редко хвалят за душевность, в «Терминаторе 2» она стала одним из главных достоинств ленты. Главные роли сыграли Арнольд Шварценеггер, Линда Хэмилтон, Эдвард Ферлонг и Роберт Патрик.
Факт | В сцене, где робот-убийца принимает облик матери юного героя, вторую Сару Коннор сыграла Лесли Хэмилтон, сестра-близнец Линды Хэмилтон. |
Зачем смотреть: чтобы убедиться, что можно изменить самую злую судьбу
7. Леон / Léon (1994)
Страны – Франция, США | Режиссер – Люк Бессон | Продолжительность – 133 минуты
О чем: замкнутый профессиональный киллер неожиданно для себя решает помочь соседской девочке после того, как ее семью убивают «оборотни в погонах»
В каких бы знаменитых фильмах ни играла Натали Портман с тех пор, как стала голливудской звездой, для тех, кто смотрел кино в 1990-е, она навсегда останется маленькой оторвой из «Леона». Это была необычная и провокационная лента, шокировавшая неподготовленных зрителей, пока они не осознавали, что французский режиссер рассказывает трогательную и нежную историю о любви и дружбе, и что все «колючие» сцены «Леона» лишь отражают безжалостный мир, в котором любовь и дружба смогли прорасти, как сорняки сквозь асфальт. Впрочем, драматизм и жесткость картины также были достоинством «Леона», позволившим ему играть не только на поле криминальных драм, но и на поле захватывающих триллеров. Киллера в фильме сыграл Жан Рено, а самого продажного копа изобразил Гэри Олдман.
Факт | Люк Бессон сочинил продолжение «Леона», но не смог его снять, поскольку перестал сотрудничать со студией Gaumont, которая сохранила за собой права на картину. Некоторые сценарные наработки сиквела были использованы в триллере «Коломбиана». |
Зачем смотреть: чтобы восхититься самой нежной криминальной драмой 1990-х
6. Особенности национальной охоты (1995)
Страна – Россия | Режиссер – Александр Рогожкин | Продолжительность – 93 минуты
О чем: молодой финн убеждает своих русских знакомых показать ему, что такое настоящая русская охота
После распада СССР наша страна остро нуждалась в том, что ее развлекали и смешили, отвлекая от тяжелых будней. Лучше всего это получилось у Александра Рогожкина, питерского режиссера, который начал снимать еще в советские годы, но полтора десятилетия оставался в тени, пока внезапно не «выстрелил» самой уморительной постсоветской лентой, мгновенно разошедшейся на цитаты. «Особенности национальной охоты» одновременно высмеивали и воспевали беспробудное пьянство и залихватский хаос России 1990-х, а сквозь толщу простодушных, ироничных и абсурдных шуток и гэгов просматривались размышления о русской душе и русском характере, которые безуспешно пытался постичь «горячий финский парень» в исполнении Вилле Хаапасало. Также в фильме снялись Алексей Булдаков, Виктор Бычков и Семен Стругачев.
Факт | Финский актер Вилле Хаапасало освоил русский язык благодаря тому, что после школы уехал учиться в Россию и поступил в Санкт-Петербургский государственный институт театра, музыки и кинематографии. |
Зачем смотреть: чтобы познать высокое искусство охоты на водку
5. Криминальное чтиво / Pulp Fiction (1994)
Страна – США | Режиссер – Квентин Тарантино | Продолжительность – 154 минуты
О чем: в то время как два бандита исполняют поручения своего главаря, стареющий боксер пытается перехитрить мафиози и сбежать с деньгами
После того, как Квентин Тарантино ворвался в большое кино с «Бешеными псами», он создал эпохальную ленту, которая произвела сразу две революции. С одной стороны, «Криминальное чтиво» стало эталонным постмодернистским фильмом, который изумительно обыгрывает жанровые штампы, бесшабашно обращается с ходом повествования и при этом рассказывает яркую историю о колоритных персонажах. С другой стороны, «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля и огромные прокатные сборы «Чтива» вдохновили многих авторов и продюсеров западного независимого кино на создание родственных по духу лент на стыке развлекательности и высоколобости. Главные роли в фильме исполнили Джон Траволта, Сэмюэл Л. Джексон, Брюс Уиллис и Ума Турман.
Факт | Картина обошлась всего в 8 миллионов долларов, из которых 5 миллионов были потрачены на гонорары звезд. Бюджет мог бы быть еще меньше – его увеличили, чтобы оплатить услуги Брюса Уиллиса. |
Зачем смотреть: чтобы увидеть самую влиятельную картину 1990-х
4. Побег из Шоушенка / The Shawshank Redemption (1994)
Страна – США | Режиссер – Фрэнк Дарабонт | Продолжительность – 142 минуты
О чем: скромный банкир, попавший в тюрьму за убийства, которых не совершал, два десятилетия готовит свой побег
Среди всех картин, поставленных по мотивам произведений Стивена Кинга, две ленты вошли в бриллиантовый фонд мирового кино – пугающее «Сияние» и вдохновляющий «Побег из Шоушенка». Зрители и критики не сразу распробовали ленту Фрэнка Дарабонта, которая со стороны казалась рядовой тюремной сагой, однако с годами ее слава только нарастала, и сейчас «Побег» многие американцы называют своей любимой лентой. Захватывающая и прочувствованная история о триумфе интеллигентного счетовода над жестокой и коррумпированной системой соединилась в фильме с великолепной игрой Тима Роббинса и Моргана Фримена и с завуалированным христианским пафосом, аллегорией спасения и искупления.
Факт | Поскольку фильм поставлен по мотивам повести Стивена Кинга, которая называется «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка», Фрэнк Дарабонт в начале работы над лентой вынужден был объяснять актрисам, желавшим сыграть знаменитую голливудскую звезду, что Хейуорт в картине не появляется, и что в их услугах кино не нуждается. |
Зачем смотреть: чтобы обрести подлинную духовную свободу
3. Бойцовский клуб / Fight Club (1999)
Страна – США | Режиссер – Дэвид Финчер | Продолжительность – 139 минут
О чем: страдающий от депрессии офисный работник находит новых друзей и создает экстремальный клуб для тех, кто хочет бросить вызов миру
Главное культовое кино 1990-х, «Бойцовский клуб» стал гимном тех, кто разочаровался в обществе потребления, и предупреждением для экстремалов, пытающихся превратиться в экстремистов. Лучший фильм Дэвида Финчера развлекает, провоцирует и бьет зрителей наотмашь неожиданными сюжетными поворотами и радикальными идеями. Ни одна другая картина не выжимала так много из неотразимой харизмы Брэда Питта и нервического обаяния Эдварда Нортона. Попутно «Бойцовский клуб» раскрепостил Хелену Бонэм Картер, и в XXI веке она стала королевой эксцентричных образов. Лента Финчера оказалась столь влиятельной и вдохновляющей, что зрители нескольких стран пытались создавать бойцовские клубы по образцу того, который был показан на экране.
Факт | По настоянию Хелены Бонэм Картер, художница по гриму накладывала ее макияж левой рукой. Актриса считала, что ее героиня толком не умеет накладывать макияж, и что это должно быть видно в кадре. |
Зачем смотреть: чтобы почувствовать себя крутым борцом с системой
2. Матрица / The Matrix (1999)
Страны – США, Австралия | Режиссеры – Ларри Вачовски, Энди Вачовски | Продолжительность – 136 минут
О чем: программист из крупной корпорации узнает, что живет в виртуальном мире, созданном разумными машинами, которые поработили людей
Из всех фантастических фильмов, созданных в 1990-е, «Матрица» произвела на зрителей самое неизгладимое впечатление. Она заставила людей всерьез задуматься о реальности, в которой мы живем, и спросить себя, не вымышленный ли это мир, сочиненный для нас неведомыми демиургами. При этом экзистенциальные вопросы, которые поднимались в картине, были завернуты в столь эффектную блокбастерную обертку, что картину с удовольствием смотрели даже те, для кого идеи «Матрицы» были слишком сложными или провокационными. Братья Вачовски, которые тогда еще не стали сестрами, соединили в своем киберпанковском триллере-боевике эстетику и экшен восточных фильмов с голливудским размахом, новаторскими спецэффектами и христианской мифологией Мессии-спасителя. Будучи одной из последних важных лент 1990-х, «Матрица» стала провозвестником Голливуда XXI века с его поистине глобальным культурным охватом и влиянием. Главные роли в фильме исполнили Киану Ривз, Лоуренс Фишборн, Керри-Энн Мосс и Хьюго Уивинг.
Факт | Изначально режиссеры хотели нанять Уилла Смита на роль главного героя и Вэла Килмера на роль его ментора Морфеуса. Уилл Смит отказался сниматься, так как не понял замысел фильма. |
Зачем смотреть: чтобы окунуться в самую крутую киберпанковскую вселенную
1. Молчание ягнят / The Silence of the Lambs (1991)
Страна – США | Режиссер – Джонатан Демме | Продолжительность – 114 минут
О чем: девушка-стажер на службе ФБР получает приказ допросить кровожадного маньяка в связи с новой серией убийств
Когда в конце года Голливуд подводит итоги и выбирает претендентов на «Оскар», за статуэтки обычно борются свежие ленты, поскольку у них наилучшие шансы вспомниться пожилым киноакадемикам. Психологический триллер-хоррор «Молчание ягнят» вышел в прокат в самом начале 1991 года, и, казалось бы, у него не было шансов пробиться в основные номинации. Однако лента так глубоко врезалась в память зрителей, что получила пять ключевых «Оскаров» (фильм, режиссер, ведущий актер, ведущая актриса, адаптированный сценарий) и была признана современной классикой. Это безукоризненное полотно с идеально выстроенными кадрами, превосходной игрой даже самых незаметных статистов и отличным повествованием, которое не отпускает с первой до последней сцены и не надоедает, даже если знаешь фильм наизусть. Каждая деталь, каждая мелочь, каждая музыкальная нота в «Молчании» работает на ее густую атмосферу, и те киновузы, которые не преподают фильм Демме своим студентам, зря тратят их время и деньги. Главные роли в «Молчании» сыграли Энтони Хопкинс и Джоди Фостер, и картина стала пиком их профессиональных карьер.
Факт | Джоди Фостер очень хотела сыграть в «Молчании ягнят», но режиссер Джонатан Демме мечтал нанять Мишель Пфайффер. Он согласился на участие Фостер лишь после того, как продюсеры отказались платить Пфайффер запрошенный ей гонорар в 2 миллиона долларов. |
Зачем смотреть: чтобы насладиться гениальным кино об охоте на серийных убийц
Пятьдесят лучших по мнению редакции Hi-Fi.ru боевиков, вышедших на экраны в 80-е годы прошлого века, собраны здесь.