12 лучших исторических боевиков, которые погружают в прошлые эпохи
И позволяют путешествовать во времени
Учить историю по фильмам – занятие противоестественное, искусство подразумевает вымысел, угоду законам драматургии и гиперболы, далекие от фактов. Но, с другой стороны, где ещё, кроме как в большом кино, мы сможем увидеть доспехи героев Троянской войны, мечи Псов-рыцарей или винтовки времен Гражданской войны? Историческое кино – способ ощутить себя внутри далеких эпох, и лучшие фильмы в этом жанре мы собрали для вас в эту подборку.
Александр Невский (1938)
Начать обзор киноистории хочется с бессмертного произведения Сергея Эйзенштейна и Дмитрия Васильева, ведь, по сути, всё, что мы знаем об Александре Невском, его политический образ и внешний облик – всё это мы почерпнули из картины о нем, снятой в далеком 1938 году. В нашем кино не так много фильмов об истории Руси, да и вообще допетровские времена описаны плохо и противоречиво, поэтому “Александр Невский” стоит тем столпом, от которого грозить мы будем шведу – это, впрочем, совсем другая история...
Спартак / Spartacus (1960)
Для современной молодежи “Спартак” – это, прежде всего, футбольный клуб, перманентно переживающий проблемы с тренерским составом (а для москвичей ещё и станция метро), но для поколения советских пионеров и комсомольцев Спартак был символом революционного порыва, сопротивления системе и самопожертвования ради высших благ. Увы, в СССР образ раба и гладиатора ярче всего воплотился в балете, а вот Голливуд и Стэнли Кубрик подарили миру гениальный пеплум с Кирком Дугласом в заглавной роли. Этот Спартак “Зениту” не проигрывал.
Телохранитель / Yojinbo (1961)
Японская история не только у нас, но и вообще в мире известна очень плохо – знания обычно ограничиваются обрывочными терминами “самурай”, “ронин”, “ниндзя”... Лента Акиры Куросавы “Телохранитель” не просто приоткрывает завесу тайны устройства японского общества XIX века, но и показывает определенное сходство восточного и западного менталитета, ведь сюжет фильма построен на детективных шаблонах американского писателя Дэшила Хэммета. Впрочем, для нас важно в “Телохранителе” видеть эпоху, и предреволюционная Япония показана здесь отлично.
На несколько долларов больше / Per qualche dollaro in più (1965)
Строго говоря, в случае описания эпохи, последовавшей за Гражданской войной в США, стоит отметить всю “Долларовую трилогию” Серджио Леоне, но общепринято, что “На несколько долларов больше”, второй фильм серии, является самым сильным, поэтому акцент мы сделаем на нём. Леоне при помощи талантливо подобранных им режиссерских приемов раскрыл не только характеры, но и время. Жестокость, драматизм в каждом взгляде, тяжелые решения, требующие слома моральных и этических норм – Дикий Запад поражает своей дикостью.
Искатели потерянного ковчега / Raiders of the Lost Ark (1981)
Наверное, фильм об Индиане Джонсе – не самый лучший пример изображения в кадре предвоенной Европы и севера Африки, но и конец 1930-х – это не только поигрывающий мускулами нацизм и инфантильность окружающих Германию стран. Промежуток между двумя великими войнами стал благодатной почвой для аферистов, авантюристов и мошенников самых разных форм. Вот здесь-то “Искатели потерянного ковчега” и чувствуют себя в своей тарелке: невероятные приключения, сопряженные со смертельной опасностью – визитная карточка тех лет.
Храброе сердце / Braveheart (1995)
Мел Гибсон подвергся после выхода на экраны “Храброго сердца” такому потоку критики, что иному постановщику хватило бы на всю его творческую карьеру – мол, и исторически лента недостоверна, и с персонажами он все напутал, и события переставил удобным ему образом, и костюмы с декорациями подобрал несоответствующие эпохе. При всём том, что львиная доля замечаний справедливы, мы должны отметить – история Уильяма Уоллеса все равно остается лучшим фильмом о древней Шотландии, а доблесть героев перевешивает любые неточности.
Гладиатор / Gladiator (2000)
Правило “Плохому фильму Оскар не дадут” никогда не было безупречным и непререкаемым, но в случае с “Гладиатором” Ридли Скотта у критиков и публики никогда не было никаких сомнений – перед нами безусловно блистательная работа, транслирующая в современный мир быт, чаяния, эмоции, драму людей, населявших Римскую Империю начала нашей эры. Непростые времена, кровопролитные войны, крах традиционного общества и зарождение новых форм взаимоотношений внутри консервативного мира в фильме показаны великолепно.
Герой / Ying xiong (2002)
Ещё один географический и исторический сеттинг, почти неизвестный публике за пределами Восточной Азии – Древний Китай, в династиях и внутренних конфликтах которого ногу сломишь. “Герой” режиссера Чжана Имоу не поможет вам понять суть противостояния императора Цинь Ши-хуанди и окружающих его государство соседей, но позволит ощутить восточный колорит удивительной территории и поразительной эпохи отважных героев, прилежных учеников и непобедимых мастеров. Красота в “Герое” стоит на первом месте, и это правильно.
Последний самурай / The Last Samurai (2003)
Столкновение Востока и Запада выглядит интересно во все времена даже нам в России, простирающейся от Камчатки до Калининграда и охватывающей добрую треть 55 параллели. Мирными или даже добровольными такие контакты в истории бывали редко, и тем интереснее смотрится картина режиссера Эдварда Цвика, в которой герой Тома Круза, ветеран Гражданской войны, отправляется в Японию нести азиатам премудрости ведения боев с применением ружей. Разумеется, восток “перемалывает” белого гостя, но делает это по-японски эстетично.
Троя / Troy (2004)
Блистательные древнегреческие трагедии, написанные многочисленными гениями тех времен, хоть и пестрят вмешательством богов, часто основаны на вполне реальных событиях. Троя, как известно со времен Шлимана, существовала на самом деле, а потому и “Илиаду” Гомера, и фильм Вольфганга Петерсона мы вправе рассматривать как попытки воспроизвести эпоху великих воинов и не менее великих войн. Голливудская “Троя” получила несколько ощутимых критических стрел в свой адрес, но с основной задачей справилась – Древняя Греция на экране ожила.
Апокалипсис / Apocalypto (2006)
Что мы знаем о Центральной Америке до появления в ней испанских конкистадоров и португальских искателей Эльдорадо? Практически ничего – майя, ацтеки, инки остаются самыми загадочными цивилизациями в человеческой истории, ревностно хранящими свои тайны в неприступных джунглях, внутри загадочных пирамид и среди руин древних городов. “Апокалипсис” чуть приоткрывает завесу секретов древних народов, павших перед европейскими колонизаторами, и эти секреты пугают – майя были жестокими и кровожадными индейцами.
1917 / 1917 (2019)
Филигранно снятый будто бы одним планом без монтажных склеек фильм Сэма Мендеса “1917” – это не столько погружение в эпоху, сколько возможность ощутить себя в шкуре самого заурядного солдата, пытающегося выжить в страшной бойне столетней давности. Да, разумеется, создатели картины вложили много сил в то, чтобы пуговицы на кителях и звезды на погонах точно соответствовали времени, но главное в фильме все-таки полное растворение в ужасе войны, не разбирающей, кто прав, а кто виноват. Оторваться от экрана не получится до последнего кадра.