Starfield против Baldur's Gate 3 – какая игра лучше?

Выбираем лучшую RPG 2023 года

Что ж, два долгостроя среди ролевых игр, Starfield и Baldur's Gate 3, наконец-то официально вышли. В данной статье мы постараемся прогнозировать сильные и слабые стороны проектов и постараемся выбрать победителя гонки между Bethesda Game Studios и Larian Studios.

Image

Итак, Starfield. Амбициозный проект был анонсирован в 2018 году, а разрабатывалась игра более семи лет – по слухам, первоначальный бюджет в $200 млн. был значительно превышен и достиг уровня $300-350 (как у Cyberpunk 2077). Обещаний было много – и тысяча планет, и перенос знакомых механик Fallout космос, и сражения на звездолетах, и многое другое.

Image

По факту, после прохождения главной сюжетной линии и нескольких побочных, можно сказать, что игра более похожа не лоскутное одеяло из достоинств и недостатков. В Starfield присутствует блестяще организованная боевая система – даже несмотря на довольно примитивный искусственный интеллект врагов, стрельба завораживает. Проработка оружия, бесчисленное множество стволов, продвинутая система переключения «пушек», ощущение «бластера» в руках, разнообразные враги – все это делает каждую стычку запоминающейся и эффектной (а текстуры высокого разрешения легко скрашивают недостаток полигонов на старом движке). К сожалению, это касается только сражений на земле – космическая часть игры не выдерживает никакой критики. 

Image

Космос не бесшовный – то есть, подлетев в какой-нибудь далекой планете ваш корабль просто пролетит сквозь нее; путешествовать можно только в рамках заданных точек. Механика прыжков неимоверно скучна и неэргономична, некоторые важные локации будет довольно сложно разыскать, но, самое главное, космические бои более напоминают какие-то битвы на тракторах (при чем, это касается как изначальной развалины, которую вы получаете, так и супер-продвинутого корабля, который остается за героем после прохождения главного квеста). Право слово, ну хоть (стыдно сказать) на Star Citizen бы посмотрели. Из заявленной тысячи планет «обитаемых» будет штук сто – при этом, как было замечено одним стримером, после двадцать шестого идентичного аванпоста на них резко захочется прекратить «исследовательскую работу».

Image

И тут мы подходим к самому главному недостатку Starfield – похоже, пресс гигантских амбиций просто раздавил проект и не позволил сделать его четким и собранным. Да, вы можете отсылать родителям героя деньги, можете повоевать на стороне полиции и расправиться с негодной фракцией, можете построить аванпост или собрать крутой корабль – развлечений в рамках заданных побочных миссий хватает. Но, за всем этим прослеживается явная халтура – которой, надо сказать, было совсем не заметно, что в Skyrim, что в Fallout 3-4. Здесь же вы будете сталкиваться с копированием постоянно – от одних и тех же уныло-серых поверхностей планет до одинаковых построек или сюжетных миссий, которые отличаются только цветом какого-нибудь завода. Спрашивается, зачем было делать галактику из тысячи планет, когда сил хватало на проработку трех-четырех из них? Ну собрали бы все в рамках какой-нибудь одной звездной системы и все! Получилась бы как в сериале «Пространство» - но каждый элемент этих планет был бы отшлифован.

Image

Главный сюжетный стержень (на его прохождение уйдет 25 часов) откровенно бледный, герои плоские и карикатурные – такое мы видели миллионы раз. Вся механиках главных миссий укладывается в «найди и принеси» и не предлагает ничего экстраординарного. Только к финалу саги авторы вводят весьма интересный элемент геймплея, но после этого все и заканчивается. И еще – понятно дело, что New Game+, которая стартует после, накладывает определенные ограничения. Но, оставить герою скафандр с кораблем и отнять при этом все оружие – выглядит форменным издевательством. Например, от парочки финальных противников падают уникальные пушки, которые вы сможете испытать стрельбой в песок – и после тут же потеряете их. Браво, как говорится.

Image

В итоге, нельзя сказать, что Starfield не принесет вам приятных мгновений. «Руки помнят», петля удовольствия от собирательства и конструирования в игре сделана отлично, каждая перестрелка просится «в рамочку, да на стену», а смешные механики из серии «вокруг дым коромыслом и все взрывается, а напарник строго спрашивает героя, не сошел ли он с ума, раз такое затеял» способны как следует поднять настроение. Но богатого сюжета, космического размаха, эпичности, которую нам обещали, тут точно нет. 

Image

Baldur's Gate 3 построена по иным канонам и принципам. За четыре года работы над игрой Larianпотратили чуть меньше $100 млн. – копейки по меркам современных ААА-проектов. Но, с первых же минут геймплея, кажется, что вот оно, «то самое» невероятное чувство иной вселенной – перед вами. Идеально проработанный многослойный мир, действительно объёмные и живые персонажи, фантастические ролики, раскрывающие сюжет - от всего этого веет первым просмотром «Властелина колец», полным погружением в сказку. 

Image

И основной, и побочные квесты в Baldur's Gate 3 дают реальную свободу выбора - влекущую ответственность в дальнейшем. Решения, которые принимает игрок влияют и на команду, и на развитие сюжета, каждый поворот «перестраивает» конструкцию – это действительно впечатляет и играет на руку полному погружению в действие. Однако, тут как раз кроется подводный камень, который может всерьез омрачить прохождение новичкам. Дело в том, что в Baldur's Gate 3 используется систему правил Advanced Dungeons & Dragons, то есть виртуальные броски фишки с 27 гранями и походовую боевую систему. 

Image

Выглядит это так - вы смотрите шикарный 3D-ролик, потом переключаетесь в отлично проработанный режим исследования мира от третьего лица, а вот когда начинается сражение, то попадается в старый-добрый бой по ходам а-ля оригинальная Baldur's Gate. И это сжирает неимоверное количество времени.

Image

Создатели Baldur's Gate 3 сделали все сражения в игре невероятно сложными и заковали игрока в рамки исключительно походового боя - попытки перейти в рил-тайм будут жестоко наказаны. По факту же, невероятные по современным меркам 96 часов на прохождение главного квеста, точно на 50% будут заняты походовыми раскладами, то есть принципом, сиди и смотри, как ходит компьютер, а потом решай, что сделает твоя команда. А через двадцать минут - заходи на второй круг, гоблины вызвали подмогу и выбили команду. Тепло и «лампово»? Безусловно – как в шахматной партии. Соответствует ритму сегодняшнего дня? Ни коим образом. 

Image

Но, как ни странно, больше недостатков и игры и нет. То есть, если вы принимаете такие правила или адаптируетесь к ним, Baldur's Gate 3 вполне может стать для вас и игрой года, и всех последних лет одновременно. Столь детального и живого мира, такого ощущения воздействия игрока на сюжет, такой захватывающей истории и такого масштаба повествования в последние годы мы точно не видели.

Image

В итоге, что Starfield, что Baldur's Gate 3 явно заслуживают внимания игроманов. Но, увы и ах, именно Baldur's Gate 3 оказывается неоспоримым лидером в командном зачете.

Денис Репин

Рейтинг:

4.25