Поводыри XXI века
Навигационные программы для мобильных устройств (часть 1)
С тех пор, как мобильный телефон перестал быть просто телефоном, а превратился в полноценный компьютер, помещающийся в кармане, ему сразу нашлось множество применений, о которых совсем недавно нельзя было и мечтать. Одной из таких функций стала задача навигации, как при движении на автомобиле, так и в пеших прогулках. Сегодня навигатор стал обязательным элементом интерьера практически любой машины.
Чтобы превратить смартфон или планшет в навигатор на него нужно установить специальное приложение с набором карт. При этом, мобильный девайс обязательно должен быть оснащен датчиком GPS и желательно - иметь выход в Интернет для доступа к онлайн-сервисам типа информации о пробках или динамических POI. При этом, современные навигаторы в зависимости от конкретной реализации могут распределять задачи хранения и обработки информации между собственно мобильным устройством и серверами производителя навигационного программного обеспечения.
Одним из крайних вариантов здесь будет полностью автономный программный навигатор, у которого вся картографическая информация хранится в памяти мобильного гаджета, а все расчеты производятся процессором устройства. Во всемирную паутину такой навигатор обращается лишь за актуальной информацией о трафике, динамических POI и для информационного обеспечения других онлайн-сервисов. Плюсы такого решения в независимости от наличия Интернета. Даже в самой глухой тайге такой навигатор сможет выполнять свою основную задачу - прокладывать маршрут и вести по нему. А пробки в глухих местах маловероятны, чтобы утрата информации о них стала критичной. Минусы прямо вытекают из плюсов - для удовлетворительной работы такой навигационной программы нужны мощные вычислительные ресурсы и большой объем памяти для хранения карт. Кроме того, придется решать отдельную задачу по поддержанию навигационных карт в памяти гаджета в актуальном состоянии. Зато такое решение обходится минимальным объемом интернет-трафика, а может и вообще работать без подключения к сети.
От концепции построения системы переходим к факторам, отличающим тот или иной навигационный программный комплекс в ряду конкурентов. Безусловно, на первом месте здесь стоит подробность и актуальность картографии. Насколько корректно составлены карты, насколько оперативно и аккуратно вносятся в них изменения, насколько качественно представлены на картах сложные участки типа многоуровневых развязок и тоннелей - именно от этого в большей степени зависит степень удовлетворения от работы навигационной программы. Немалым подспорьем здесь будет возможность использования комплексом внешних файлов с картами в одном или нескольких общепринятых форматах, а также функционал, позволяющий пользователю самостоятельно корректировать карту.
Вторым по значимости фактором будет совершенство алгоритма прокладки маршрутов. Некоторые крупные производители навигационного софта даже патентуют подобные алгоритмы, что вполне логично. Ведь их качество, наряду с актуальностью карт, определяет отношение пользователя к навигатору - его полезность и адекватность. Приятно, когда в стандартных для водителя ситуациях на привычных маршрутах движения решения, принимаемые навигатором, совпадают с твоими. А если, к примеру, система предлагает километровый объезд стометрового затора, то это вызовет не самые лестные эпитеты в ее адрес. Или когда программа при отклонении от маршрута не перестраивает его исходя из новой вводной, а настойчиво предлагает вернуться на старый маршрут - но зачем-то ведь мы с него ушли? Наверное, не просто так.
На третье место мы бы поставили качество и спектр предлагаемых онлайн-сервисов. И, прежде всего, это относится к информации о трафике и динамических POI. Остановимся на этих функциях подробнее.
Так называемый "пробочный" сервис является определяющим для использования навигатора в ежедневном режиме при поездках по хорошо известным маршрутам, которых у среднестатистического водителя, не работающего в службе доставки или такси, подавляющее большинство. Действительно, путь из дома на работу и обратно (к примеру) хорошо известен, и навигатор для таких поездок вряд ли нужен. Но в большинстве случаев таких маршрутов существует несколько, а выбор конкретного зависит от загруженности городских улиц. И здесь информация о трафике может оказаться крайне полезной, позволяя навигатору выбрать оптимальный вариант маршрута. Формируются такие данные производителем программного обеспечения, а значит их актуальность полностью определяется качеством источников информации и оперативностью ее обработки. Источники здесь могут быть самые разнообразные - от городских служб мониторинга дорожного движения до собственно пользователей системы, когда данные о движении по той или иной улице передается в автоматическом режиме с мобильных устройств на серверы провайдера "пробочного" сервиса.
Прочие онлайн-сервисы являются вспомогательными и на основную функциональность навигатора не влияют. Программа может предоставлять информацию о погоде на маршруте, позволять обмениваться пользователям системы не только координатами географических точек и сообщениями, но даже видеороликами и фотографиями, а также обеспечивать другой функциональностью, свойственной скорее социальным сетям. Некоторые системы способны эмулировать работу СиБи-радиостанций, предоставляя клиентам сервиса услуги голосового чата, или представлять карту в виде спутниковых снимков или в режиме street view (фотопанорамы). Но все это, конечно, побочные функции, которые вполне могут быть реализованы отдельными сторонними продуктами или даже устройствами.
На следующее по значимости место мы поставили информативность и удобство интерфейса пользователя. Прежде всего - дизайн основного экрана системы. Какая информация должна быть здесь представлена и в каком виде? Здесь важно найти ту самую золотую середину между читаемостью самой карты и маршрута и количеством дополнительных данных, сопровождающих поездку. Обычно хотелось бы знать не только информацию о ближайшем маневре и расчетную продолжительность поездки, но и получать данные о следующем маневре, знать расчетное время прибытия в пункт назначения, расстояние, которое предстоит пройти, усредненную оценку загруженности дорог по маршруту, качество приема спутникового сигнала и многое другое. И повторю - здесь очень важно не перегрузить экран информацией, когда сопутствующие данные занимают большую часть экрана, а для карты места остается совсем мало. В современных продвинутых системах есть возможность настройки интерфейса пользователя, так что вы можете сформировать дизайн главного экрана системы в соответствии со своими представлениями об информативности и вкусами. Отдельно хочу упомянуть интерфейс поиска стационарных POI. Его организация - задача очень творческая, поскольку речь идет о поиске очень разнообразной информации. Здесь важно удержаться от соблазна вырастить ветвистое дерево меню, которое надежно скроет в своей пышной кроне сами точки интереса, а пользователю чтобы найти ближайшую заправку придется начинать формирование запроса от рождества Христова.
Далее по значимости мы поставили совершенство голосового сопровождения, которое призвано нивелировать главное противоречие навигационных систем. Дело в том, что визуальное восприятие информации с дисплея системы плохо сочетается с управлением автомобилем. Хорошо, когда рядом сидит верный штурман, который и взаимодействует с навигационной системой, но в реальной жизни это случается очень редко. И если ты сочетаешь в себе роли пилота и штурмана, то голосовое сопровождение поможет свести отвлечения от дороги на экран навигатора к минимуму. И чем совершеннее речевые способности навигатора, тем меньше придется обращаться к экрану системы. Всем, кто хоть раз пользовался каким-либо навигатором, или присутствовал при работе навигационной системы, до боли знакомы фразы "Поверните направо" или "Вы ушли с маршрута", ну и конечно "Вы прибыли в пункт назначения". На таком примитивном уровне голосовое сопровождение реализовано во всех навигационных комплексах. Однако, сегодня встречаются системы с куда более интеллектуальными речевыми способностями, что, несомненно, дает им серьезное конкурентное преимущество.
Конечно, сложность и многогранность современных навигационных систем приводит к тому, что у нас остались не рассмотренными многие их отличительные особенности. К примеру, удобство с одной стороны, и гибкость с другой системных настроек. Или удобство обновления программного обеспечения и картографической информации, а также способ и своевременность информирования о наличии таких обновлений. Или наличие и совершенство функционала работы с треками - возможность записи маршрута движения, сохранения его для построения маршрутов движения в дальнейшем, а также импорта/экспорта треков в каком-либо общепринятом формате или в нескольких форматах. Все перечисленное, а также многое другое, про которое мы забыли упомянуть, очень важно, но по нашему мнению менее приоритетно, чем рассмотренные выше критерии.
Во второй части статьи мы рассмотрим с точки зрения описанных критериев пять наиболее популярных на сегодня навигационных программных комплексов для смартфонов и планшетных компьютеров.
От выбора конкретной навигационной системы зависит ваше отношение к электронному ассистенту в будущем. Станет он забавной игрушкой, к услугам которой вы будете обращаться в самых крайних случаях и с большим скепсисом, либо превратится в смышленого партнера, верного электронного штурмана, без которого за рулем вам будет уже неуютно. Надеемся, что сформулированные критерии помогут вам упорядочить оценку кандидатов.
Чтобы превратить смартфон или планшет в навигатор на него нужно установить специальное приложение с набором карт. При этом, мобильный девайс обязательно должен быть оснащен датчиком GPS и желательно - иметь выход в Интернет для доступа к онлайн-сервисам типа информации о пробках или динамических POI. При этом, современные навигаторы в зависимости от конкретной реализации могут распределять задачи хранения и обработки информации между собственно мобильным устройством и серверами производителя навигационного программного обеспечения.
Одним из крайних вариантов здесь будет полностью автономный программный навигатор, у которого вся картографическая информация хранится в памяти мобильного гаджета, а все расчеты производятся процессором устройства. Во всемирную паутину такой навигатор обращается лишь за актуальной информацией о трафике, динамических POI и для информационного обеспечения других онлайн-сервисов. Плюсы такого решения в независимости от наличия Интернета. Даже в самой глухой тайге такой навигатор сможет выполнять свою основную задачу - прокладывать маршрут и вести по нему. А пробки в глухих местах маловероятны, чтобы утрата информации о них стала критичной. Минусы прямо вытекают из плюсов - для удовлетворительной работы такой навигационной программы нужны мощные вычислительные ресурсы и большой объем памяти для хранения карт. Кроме того, придется решать отдельную задачу по поддержанию навигационных карт в памяти гаджета в актуальном состоянии. Зато такое решение обходится минимальным объемом интернет-трафика, а может и вообще работать без подключения к сети.
Чтобы превратить смартфон или планшет в навигатор на него нужно установить специальное приложение с набором карт. При этом, мобильный девайс обязательно должен быть оснащен датчиком GPS и желательно - иметь выход в Интернет для доступа к онлайн-сервисам типа информации о пробках или динамических POI.
Другой крайностью будет навигатор, в котором вся информация и ее обработка выполняются на удаленном сервере (как правило - сервере производителя навигационного софта), а на смартфоне или планшете устанавливается так называемый "тонкий клиент", в задачи которого входит лишь обеспечение пользовательского интерфейса. К положительным сторонам подобного решения можно отнести минимальные требования к аппаратной части мобильного устройства и тот факт, что карты в таком навигаторе всегда актуальны и не требуют каких-либо процедур для поддержания этой актуальности. Минусы также на поверхности - такой комплекс в процессе своей работы получает довольно много информации через Интернет, а значит в любой точке маршрута глобальная сеть не просто должна быть доступна - здесь нужен устойчивый и быстрый интернет-канал. Реальные программные продукты по своей концепции как правило располагаются между этих крайних точек, и здесь важно понимать особенности выбранной разработчиком модели, чтобы соотнести их со спецификой использования навигационного софта в вашем конкретном случае. От концепции построения системы переходим к факторам, отличающим тот или иной навигационный программный комплекс в ряду конкурентов. Безусловно, на первом месте здесь стоит подробность и актуальность картографии. Насколько корректно составлены карты, насколько оперативно и аккуратно вносятся в них изменения, насколько качественно представлены на картах сложные участки типа многоуровневых развязок и тоннелей - именно от этого в большей степени зависит степень удовлетворения от работы навигационной программы. Немалым подспорьем здесь будет возможность использования комплексом внешних файлов с картами в одном или нескольких общепринятых форматах, а также функционал, позволяющий пользователю самостоятельно корректировать карту.
Вторым по значимости фактором будет совершенство алгоритма прокладки маршрутов. Некоторые крупные производители навигационного софта даже патентуют подобные алгоритмы, что вполне логично. Ведь их качество, наряду с актуальностью карт, определяет отношение пользователя к навигатору - его полезность и адекватность. Приятно, когда в стандартных для водителя ситуациях на привычных маршрутах движения решения, принимаемые навигатором, совпадают с твоими. А если, к примеру, система предлагает километровый объезд стометрового затора, то это вызовет не самые лестные эпитеты в ее адрес. Или когда программа при отклонении от маршрута не перестраивает его исходя из новой вводной, а настойчиво предлагает вернуться на старый маршрут - но зачем-то ведь мы с него ушли? Наверное, не просто так.
На третье место мы бы поставили качество и спектр предлагаемых онлайн-сервисов. И, прежде всего, это относится к информации о трафике и динамических POI. Остановимся на этих функциях подробнее.
Так называемый "пробочный" сервис является определяющим для использования навигатора в ежедневном режиме при поездках по хорошо известным маршрутам, которых у среднестатистического водителя, не работающего в службе доставки или такси, подавляющее большинство. Действительно, путь из дома на работу и обратно (к примеру) хорошо известен, и навигатор для таких поездок вряд ли нужен. Но в большинстве случаев таких маршрутов существует несколько, а выбор конкретного зависит от загруженности городских улиц. И здесь информация о трафике может оказаться крайне полезной, позволяя навигатору выбрать оптимальный вариант маршрута. Формируются такие данные производителем программного обеспечения, а значит их актуальность полностью определяется качеством источников информации и оперативностью ее обработки. Источники здесь могут быть самые разнообразные - от городских служб мониторинга дорожного движения до собственно пользователей системы, когда данные о движении по той или иной улице передается в автоматическом режиме с мобильных устройств на серверы провайдера "пробочного" сервиса.
Насколько корректно составлены карты, насколько оперативно и аккуратно вносятся в них изменения, насколько качественно представлены на картах сложные участки типа многоуровневых развязок и тоннелей - именно от этого в большей степени зависит степень удовлетворения от работы навигационной программы. А совершенство алгоритмов прокладки маршрутов, наряду с актуальностью карт, определяет отношение пользователя к навигатору - его полезность и адекватность.
Другим значимым онлайн-сервисом являются динамические POI. В отличие от статичных POI (Point Of Interest - точка интереса), которыми могут быть магазины, станции метро, вокзалы, театры и тому подобные объекты, динамические POI имеют ограниченный период актуальности. Примером может служить ДТП или ремонтные работы, затрудняющее проезд. Сообщают о таких событиях сами пользователи системы, а провайдер, после статистического анализа, генерирует динамические POI, которые появляются на экранах навигаторов пользователей системы. При потере актуальности, которая тоже определяется провайдером, опираясь на свои источники информации, такая точка убирается с карты. Прочие онлайн-сервисы являются вспомогательными и на основную функциональность навигатора не влияют. Программа может предоставлять информацию о погоде на маршруте, позволять обмениваться пользователям системы не только координатами географических точек и сообщениями, но даже видеороликами и фотографиями, а также обеспечивать другой функциональностью, свойственной скорее социальным сетям. Некоторые системы способны эмулировать работу СиБи-радиостанций, предоставляя клиентам сервиса услуги голосового чата, или представлять карту в виде спутниковых снимков или в режиме street view (фотопанорамы). Но все это, конечно, побочные функции, которые вполне могут быть реализованы отдельными сторонними продуктами или даже устройствами.
На следующее по значимости место мы поставили информативность и удобство интерфейса пользователя. Прежде всего - дизайн основного экрана системы. Какая информация должна быть здесь представлена и в каком виде? Здесь важно найти ту самую золотую середину между читаемостью самой карты и маршрута и количеством дополнительных данных, сопровождающих поездку. Обычно хотелось бы знать не только информацию о ближайшем маневре и расчетную продолжительность поездки, но и получать данные о следующем маневре, знать расчетное время прибытия в пункт назначения, расстояние, которое предстоит пройти, усредненную оценку загруженности дорог по маршруту, качество приема спутникового сигнала и многое другое. И повторю - здесь очень важно не перегрузить экран информацией, когда сопутствующие данные занимают большую часть экрана, а для карты места остается совсем мало. В современных продвинутых системах есть возможность настройки интерфейса пользователя, так что вы можете сформировать дизайн главного экрана системы в соответствии со своими представлениями об информативности и вкусами. Отдельно хочу упомянуть интерфейс поиска стационарных POI. Его организация - задача очень творческая, поскольку речь идет о поиске очень разнообразной информации. Здесь важно удержаться от соблазна вырастить ветвистое дерево меню, которое надежно скроет в своей пышной кроне сами точки интереса, а пользователю чтобы найти ближайшую заправку придется начинать формирование запроса от рождества Христова.
Далее по значимости мы поставили совершенство голосового сопровождения, которое призвано нивелировать главное противоречие навигационных систем. Дело в том, что визуальное восприятие информации с дисплея системы плохо сочетается с управлением автомобилем. Хорошо, когда рядом сидит верный штурман, который и взаимодействует с навигационной системой, но в реальной жизни это случается очень редко. И если ты сочетаешь в себе роли пилота и штурмана, то голосовое сопровождение поможет свести отвлечения от дороги на экран навигатора к минимуму. И чем совершеннее речевые способности навигатора, тем меньше придется обращаться к экрану системы. Всем, кто хоть раз пользовался каким-либо навигатором, или присутствовал при работе навигационной системы, до боли знакомы фразы "Поверните направо" или "Вы ушли с маршрута", ну и конечно "Вы прибыли в пункт назначения". На таком примитивном уровне голосовое сопровождение реализовано во всех навигационных комплексах. Однако, сегодня встречаются системы с куда более интеллектуальными речевыми способностями, что, несомненно, дает им серьезное конкурентное преимущество.
Конечно, сложность и многогранность современных навигационных систем приводит к тому, что у нас остались не рассмотренными многие их отличительные особенности. К примеру, удобство с одной стороны, и гибкость с другой системных настроек. Или удобство обновления программного обеспечения и картографической информации, а также способ и своевременность информирования о наличии таких обновлений. Или наличие и совершенство функционала работы с треками - возможность записи маршрута движения, сохранения его для построения маршрутов движения в дальнейшем, а также импорта/экспорта треков в каком-либо общепринятом формате или в нескольких форматах. Все перечисленное, а также многое другое, про которое мы забыли упомянуть, очень важно, но по нашему мнению менее приоритетно, чем рассмотренные выше критерии.
Во второй части статьи мы рассмотрим с точки зрения описанных критериев пять наиболее популярных на сегодня навигационных программных комплексов для смартфонов и планшетных компьютеров.
Вывод:
От выбора конкретной навигационной системы зависит ваше отношение к электронному ассистенту в будущем. Станет он забавной игрушкой, к услугам которой вы будете обращаться в самых крайних случаях и с большим скепсисом, либо превратится в смышленого партнера, верного электронного штурмана, без которого за рулем вам будет уже неуютно. Надеемся, что сформулированные критерии помогут вам упорядочить оценку кандидатов.
Денис Репин