Чего хочет потребитель

Выбираем магазин


В рамках проекта «Чего хочет потребитель» мы решили отдельно осветить тему выбора магазина для покупки электроники. Такой материал избавит авторов от необходимости повторения одних и тех же советов в каждой последующей статье.

Чего хочет потребитель. Выбираем магазин

Не нужно будет периодически писать фразы типа «это относится лишь к моделям последних лет выпуска», «товар технически сложный и дорогой – обратите внимание на гарантийные обязательства продавца», «проверьте сетевое напряжение прибора и наличие переходника». Правильная торговая точка безупречно соблюдает требования Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» со всеми последующими изменениями и дополнениями. Весь товар здесь должным образом сертифицирован, за счет большого оборота относится к самым свежим линейкам и поддерживается фирменной гарантией изготовителя.



Однако, если начать задавать знакомым вопрос, где они планируют купить микроволновую печку либо мобильный телефон, в четырех случаях из пяти ответ предсказуем — там, где товар стоит дешевле. Особых проблем в поисках «выгодных» предложений не возникает, достаточно зайти на популярный сайт https://market.yandex.ru/, заполнить поисковую строку и включить сортировку цен по возрастанию, после чего искомый результат появится в течение доли секунды. А теперь спросим себя, как в ценах на один и тот же гаджет может образоваться существенная разница. Реализация серийно выпускаемой электроники и бытовой техники в большинстве случаев производится по рекомендованным производителем розничным ценам. «Разбег» в ее стоимости у цивилизованных продавцов обычно не превышает 5%. У магазина, который продает современный товар даже на 10% дешевле средней (читай — рекомендованной) цены, не лишне поинтересоваться, откуда пришла поставка? Если это не распродажа уходящих коллекций при переходе на свежий каталог, ответ очевиден: ноутбук или фотокамера могут оказаться «серыми», а недорогие наушники и аксессуары и вовсе поддельными. В течение гарантийного срока обслуживание таких изделий будет осуществляться в собственном сервисном центре продавца, дальнейшая участь аппаратуры непредсказуема. Вполне вероятно, что небогатый, но технически и юридически подготовленный человек и согласится ради экономии на все сопутствующие такой покупке риски, но «соседке по подъезду» экспериментировать с ценовым демпингом мы бы не советовали.

Чего хочет потребитель. Выбираем магазин

Какие критерии выбора магазина наша редакция готова предложить читателям на основании собственного опыта? На первое место стоит поставить максимально широкий ассортимент товара в торговой точке. Здесь нужно особо подчеркнуть, что речь идет о реально доступном товаре, который присутствует на складе. Многие, а на самом деле большинство интернет-магазинов имеют гигантские прайс-листы. Покупатель тратит время, изучая ассортимент, выбирая модель и оформляя заказ. А потом ему перезванивает сотрудник и сообщает, что вот именно сейчас именно этого товара нет в наличии, после чего начинает предлагать «аналог». Расчет прост — кто-то не захочет повторять процедуру в другом месте и согласится на замену. Разумеется, от ошибок при обновлении обширного каталога не застрахованы даже вполне респектабельные фирмы, но это повод насторожиться.

Чего хочет потребитель. Выбираем магазин

Далее, в крупных городах магазин должен помимо виртуального представительства иметь еще и физическую площадку для торговли. Это удобно по многим причинам: можно самому забрать товар, сэкономив на доставке, плюс оценить потенциал компании (наличие в одном месте всех служб – консультация, продажа, отдел претензий и возврата, доставка). Не забудем и про чисто психологический момент, когда многим проще решать потенциальные проблемы при личном общении со специалистами, а не по телефону. Хорошо, если у продавца имеется собственная служба доставки покупок. Как показывает практика, оперативная и хорошо организованная доставка товара есть только у стабильных, крупных и уважающих себя и клиента фирм.

Чего хочет потребитель. Выбираем магазин

Дополнительным плюсом для любого магазина является продуманный сайт с отлаженной системой поиска продуктов, то есть с большим количеством фильтров по характеристикам. Наличие на портале отзывов покупателей приветствуется. Об отзывах пользователей стоит поговорить отдельно. Они могут размещаться и непосредственно на сайтах продавцов, и собираться поисковыми ресурсами. Вам приходили по электронной почте коммерческие предложения поддержать любой продукт лавиной положительных отзывов? Мы их получаем от безымянных горе-маркетологов достаточно регулярно. Поэтому сейчас поговорим об отрицательных отзывах. Их авторов стоит разделить на две группы: недовольные продуктом и недовольные работой магазинов. На рецензии первого типа имеет смысл обращать внимание еще на стадии выбора модели. Во втором случае можно простить продавцу какие-то мелкие недочеты в работе вроде опоздания курьера или отсутствия у него сдачи. А вот что однозначно отправляет коммерсантов в черный список, так это неоднократные жалобы клиентов на вскрытые упаковки и признаки ремонта и эксплуатации реализуемого оборудования.



В заключение еще несколько слов о маркетинге. Многие и мелкие, и крупные игроки рынка потребительской электроники привлекают покупателей различными акциями. Речь идет о рекламных кампаниях типа «найдете дешевле — вернем разницу», «купите два товара — третий бесплатно», «купоны на следующую покупку» и так далее. В первом случае вам предложат поискать нужный товар у представителей «официального списка конкурентов», которые, как мы уже знаем, придерживаются ценовых рекомендаций изготовителя. Ну а нужен ли в комплект к дорогому телевизору и ноутбуку электрический чайник и как правильно применить купоны — решайте сами. Только не забывайте внимательно читать условия акций, которые при пристальном изучении могут утратить свою привлекательность.

Федор Обловацкий, Денис Репин

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: