Синтез большого кино

Домашний кинотеатр JBL Synthesis

Планируя создание в своем доме персонального кинозала, люди, как правило, уделяют основное внимание поиску достойных электронных компонентов и таких колонок, чей дизайн не спровоцирует сердечный приступ у нанятого высокооплачиваемого и весьма ранимого специалиста по интерьерам. При этом за кадром часто остаются акустические особенности того помещения, где AV-системе предстоит работать. То есть фактически из рассмотрения исключается элемент, влияние которого на конечный результат невозможно переоценить. В итоге успех проекта во многом определяется случайным фактором — тем, насколько сильно акустические характеристики кинозала в состоянии испортить звучание аппаратуры.

Иной подход к строительству домашнего кинотеатра, устраняющий воздействие подобного рода случайностей, состоит в том, что сами акустические свойства помещения вводятся в состав рассматриваемой системы. Выбор компонентов и их настройка производятся с учетом особенностей кинозала, что позволяет оптимизировать работу комплекса в целом. В секторе массовой техники данный метод нашел отражение в средствах автоматической калибровки, которыми оснащаются практически все современные AV-ресиверы среднего ценового уровня и выше. Рассчитанные на неподготовленного пользователя, они в максимальной степени автоматизированы, то есть практически исключают участие человека в настройке. Кроме того, будучи элементом AV-ресивера, эти схемы, естественно, не могут знать особенности функционирования прочих компонентов и опираются лишь на результаты измерений в процессе калибровки. Более качественный результат обеспечит лишь комплексное проектирование всех составных частей домашнего кинотеатра и учет характеристик системы в целом, в том числе акустических параметров помещения, в процессе финальной настройки. Предлагать клиенту не отдельные, пусть и высококлассные, устройства, а кинозал под ключ — вот концепция, скрывающаяся под загадочным лейблом JBL Synthesis.

В основе театра Synthesis лежат компоненты, впитавшие в себя весь многолетний опыт компании JBL в проектировании и изготовлении профессиональной техники для оснащения кинотеатров и концертных залов высшей категории. Применение в конструкции спикеров компрессионных динамических головок, нагруженных на фирменные бирадиальные рупоры, обеспечивает поражающую воображение микро- и макродинамику звукового полотна. За низкочастотный спектр в акустике систем JBL Synthesis отвечают динамические головки с бумажными и полипропиленовыми диффузорами большого диаметра, ведущие свою историю от знаменитого басовика D-130, разменявшего не так давно седьмой десяток лет. Использование широкополосных усилителей мощности c большим запасом по выходному току бережно сохраняет многослойность самого сложного саундтрека, а связка пассивных сабвуферов способна под их чутким руководством при необходимости равномерно заполнить зал тектоническим басом. Компоненты JBL Synthesis не могут похвастаться сногсшибательным дизайном и вряд ли станут украшением интерьера. При этом как акустика — мониторы и сабвуферы, так и электронные блоки допускают скрытую установку в стеновые ниши и стандартные шкафы для аппаратуры, что гораздо важнее для кинозалов высшей категории, где ничто не должно отвлекать от происходящего на экране.

Сердце JBL Synthesis — это, безусловно, многополосный параметрический эквалайзер JBL SDEC-4500, позволяющий учесть все акустические нюансы помещения и соответствующим образом скорректировать АЧХ каждого канала. Юстировка данного компонента для любого зала производится индивидуально, сертифицированным компанией JBL специалистом. Плата за его услуги, а также за использование профессионального оборудования, необходимого для настройки, включена в стоимость проекта. Для проведения калибровки в зале организуется компьютерная сеть, связывающая компоненты JBL Synthesis и специализированную аппаратуру. В зрительской зоне размещают восемь профессиональных микрофонов для измерения отклика системы. Координация тестирования, обработка откликов и формирование результирующих профилей настроек для эквалайзера JBL SDEC-4500 поручены персональному компьютеру с установленным на нем особым программным обеспечением. В отличие от средств автокалибровки, работающих в AV-ресиверах, здесь специалисту предоставляются самые широкие возможности участия в процессе. Анализируя графики АЧХ, полученные без вмешательства эквалайзера и с учетом рассчитанных компьютером корректировок, оператор может максимально выровнять результирующую кривую, компенсируя внутренние резонансы комнаты. Исключив инструментарий калибровки из состава самой системы, инженеры JBL, с одной стороны, оптимизировали бюджет каждого отдельного проекта, а с другой, фактически избавились от экономических ограничителей при разработке средств настройки.

В рамках проекта Synthesis компания JBL предлагает несколько типовых комплектов аппаратуры, рассчитанных на помещения разного объема. Впрочем, в любом конкретном случае специалист может сформировать уникальный набор, наилучшим образом подходящий для определенного кинозала. Так, для озвучивания помещения, в котором компания A&T Trade проводила презентацию нового для себя бренда JBL Synthesis, лучше всего подошла система Synthesis K2. Однако в этом комплекте для воспроизведения сигнала центрального канала используются напольные колонки K2 S9900 — те же самые, что работают и на фронтальных каналах, тогда как в кинозале был установлен стационарный экран с акустически непрозрачным полотном, что исключило применение напольного спикера в центре. Кроме того, инженер JBL порекомендовал усилить тыловые каналы окружающего звучания, задействовав более мощные мониторы. В итоге для центрального и тыловых каналов были выбраны колонки SK2-1000, обслуживающие тыловые и боковые каналы окружающего звучания в топовом комплекте Synthesis Everest.

Полученный результат, вне всяких сомнений, стоил нескольких часов кропотливой работы по настройке JBL Synthesis. Специалистам компании удалось, казалось бы, невозможное — в обычном конференц-зале гостиницы они создали масштабную копию кинотеатра с большой буквы. Такого, например, как зал Сэмюеля Голдвина в Голливуде. Звуковое полотно плотно окутывало зрителя, не давая возможности определить местоположение мониторов и сабвуферов. Хрустальная детальность дополнялась четкой отработкой каждого слоя саундтрека. Наблюдая за перестрелкой на экране, несложно было проследить траектории полета пуль, а взрывы и природные катаклизмы воспринимались не только ушами, но и тактильно.


Колонки для фронтальных каналов — K2 S9900 x 2 шт.

Тип – напольная акустическая система | Название – JBL K2 S9900 | Частотная характеристика, Гц – 48—50 000 (по уровню –6 дБ) | Число полос – 3 (НЧ – головка с бумажным диффузором, диаметром 38 см, СЧ – 10,0-см компрессионный динамик с магниевым диффузором, нагруженный на бирадиальный рупор, ВЧ – 2,5-см компрессионный динамик с бериллиевым диффузором, нагруженный на бирадиальный рупор; частоты раздела 900 Гц, 15 кГц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 | Чувствительность, дБ – 93 | Габариты одной колонки, см – 120 x 56 x 35 | Масса одной колонки, кг – 82,7

Колонки для центрального и тыловых каналов окружающего звучания — SK2-1000 x 3 шт.

Тип – полочная акустическая система | Название – JBL SK2-1000 | Частотная характеристика, Гц – 60—50 000 (по уровню –6 дБ) | Число полос – 3 (НЧ – две головки с диффузорами, диаметром 25 см, СЧ – 7,5-см компрессионный динамик с бериллиевым диффузором, нагруженный на бирадиальный рупор, ВЧ – 2,5-см компрессионный динамик с бериллиевым диффузором, нагруженный на бирадиальный рупор; частоты раздела 800 Гц, 10 кГц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 | Чувствительность, дБ – 94 | Габариты одной колонки, см – 63,5 x 55,9 x 22,9 | Масса одной колонки, кг – 36,4

Колонки для боковых каналов окружающего звучания — S4Aix 4 шт.

Тип – встраиваемая акустическая система | Название – JBL S4Ai | Частотная характеристика, Гц – 80—20 000 (по уровню –3 дБ) | Число полос – 2 (прямого излучения) / 3 (дипольного или биполярного излучения) (НЧ – головка диаметром 20 см, СЧ – два 10-см компрессионных динамика, ВЧ – три 2,5-см титановых купольных твитера; частоты раздела 2,5 кГц (прямое излучение); 800 Гц, 3,6 кГц (дипольное и биполярное излучение)) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 6 | Чувствительность, дБ – 90 | Габариты одной колонки, см – 60,6 x 35,6 x 9,5 | Масса одной колонки, кг – 10,5

Сабвуферы – S1S-EX x 4 шт.

Тип – пассивный сабвуфер | Название – JBL S1S-EX | Частотная характеристика, Гц – 20—200 | Динамическая головка – один динамик с диффузором, диаметром 45,7 см | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 | Чувствительность, дБ – 97 | Габариты, см – 87,6 x 53,3 x 55,9 | Масса, кг – 58,6

Усилители – S820 x 7 шт.

Тип – 2-канальный усилитель мощности | Название – JBL S820 | Выходная мощность на нагрузке 8 Ом, Вт – 200 x 2 или 800 в мостовом режиме | Частотная характеристика (+0; –1 дБ), Гц – 10—70 000 | Отношение сигнал/шум при номинальной мощности, дБ·А – более 110 | Гармонические искажения (20 Гц — 20 кГц), % – менее 0,02 | Габариты, см – 17,8 x 48,3 x 44,5 | Масса, кг – 31,8

Усилитель – S7165 x 1 шт.

Тип – 7-канальный усилитель мощности | Название – JBL S7165 | Выходная мощность на нагрузке 8 Ом, Вт – 160 x 7 | Частотная характеристика (+0; –3 дБ), Гц – 5—100 000 | Отношение сигнал/шум при номинальной мощности, дБ·А – более 100 | Гармонические искажения (20 Гц — 20 кГц), % – менее 0,03 | Габариты, см – 17,8 x 48,3 x 49,5 | Масса, кг – 44,1

Процессор – SDP-40HDx 1 шт.

Тип – AV-процессор | Название – JBL SDP-40HD | Декодирование – Dolby Digital; DTS, DTS-ES 6.1 Discrete / Matrix; DTS Neo:6; Logic 7 Cinema and Music; THX Surround EX; Dolby Pro Logic II; Dolby Pro Logic IIx; LPCM 7.1 | Частотная характеристика (+0,1; –0,25 дБ), Гц – 10—20 000 | Отношение сигнал/шум, дБ·А – более 108 | Гармонические искажения (1 кГц), % – менее 0,008 | Система автокалибровки – нет | Коммутация HDMI v.1.3a, входов / выходов – 6 / 1 | Видеовходы – композитные (2), S-Video (3), компонентные (4) | Видеовыходы – композитные (4), S-Video (4), компонентный | Аудиовходы – стереопары (8), многоканальный аналоговый 5.1, цифровые оптические (6), цифровые коаксиальные (6) | Аудиовыходы – RCA (12), XLR (12) | Габариты, см – 16,9 x 44,0 x 37,7 | Масса, кг – 20,5

Эквалайзер – SDEC-4500P/4500Xx 1 шт.

Тип – многоканальный параметрический эквалайзер / кроссовер | Название – JBL SDEC-4500P/4500X | Количество полос эквализации – 256 | Частотная характеристика (+0,5; –0,5 дБ), Гц – 20—20 000 | Отношение сигнал/шум, дБ·А – более 108 | Гармонические искажения, % – 0,01 | Аудиовходы – RCA (12), стереопары XLR (12) | Аудиовыходы – RCA (20), стереопары XLR (20) | Габариты, см – 8,9 x 48,3 x 47,0 | Масса, кг – 6,0

Вывод:

Чтобы оценить теоретический потенциал AV-системы и установить веху, к которой стоит стремиться на тернистом пути апгрейда собственной аппаратуры, достаточно послушать JBLSynthesis. Человек, далекий от темы, непременно получит удовольствие, а тот, для кого домашний кинотеатр стал любимым хобби, перестанет спать спокойно

Плюсы: Лучший домашний кинотеатр вне рамок какой-либо ценовой категории

Минусы: Денег на его покупку потребуется много

Рейтинг: