Как увеличить посещаемость сайта в 10 раз?
Этапы работы над продуктом от Стаса Устенко
Стас Устенко – известный медиаменеджер, топ-эксперт по цифровым продуктам и управляющий сайта Hi-Fi.ru. За недавние несколько лет посещаемость Hi-Fi.ru выросла в десять раз - мы поговорили со Стасом о его авторской методике работы над продуктом и тех шагах, что позволили сделать из камерного узкоспециализированного сайта портал с посещаемостью 1,5-2M визитов по Similarweb.
- Какие исследования вы проводили перед трансформацией платформы? Каким был Hi-Fi.ru до изменений?
- Сайт был ориентирован в основном на хардкорных любителей аудио- и видеотехники, инженеров-конструкторов и тех, кто привык выбирать аппаратуру на основе точных лабораторных измерений. Как нам многие говорили, число таких увлеченных людей в стране вряд ли превышает 200 тысяч человек – именно такой и была месячная посещаемость проекта до изменений. Хотя, проводились эксперименты по расширению охвата - были введены разделы о компьютерных играх, например. Однако, аудитория реагировала на все это слабо, предпочитая традиционный узкоспециализированный контент. Я запустил серию исследований целевой аудитории – начиная от серии глубинных интервью и заканчивая фокус-группами, анализом секторов рынка. Далее перешел custDEV, чтобы понять основные боли и предпочтения целевой аудитории – состоявшихся взрослых мужчин, увлеченных техникой. И то, как мы можем помочь ЦА нужной информацией.
- Расскажите о периоде custDEV, что за методику вы применяли?
- Моя авторская методика включает картографирование аудитории – не в аскетичном формате, а используя разметку по целым 40 пунктам. Стараюсь выделить все особенности, интересы, боли и нужды каждого посетителя - для начала в шаблонном виде. После картографирования проводится не менее нескольких десятков интервью. На этапе которых формируется окончательный лист скрининга. И на основе него уже запускается серия полноценного картографирования, который уже дает базу для анализа по модернизации продукта с оценкой пересечений полей интересов.
- Какой вывод был получен - и какая стратегия была разработана?
- Мы почти отбраковали статьи о музыке – к сожалению, людям интересно ее только слушать, а не читать, оставили только подборки виниловых релизов (но это более относится к области коллекционирования). А вот то, что объединяло всех и каждого из наших посетителей – так это поиск наглядных подборок по секторам техники и кино. Кино вообще стало связующим центром, человек слушает винил, потом переключается на просмотр сериала, потом выбирает усилитель, а затем ищет короткий боевик, чтобы зарядится адреналином после тяжелого трудового дня. Когда стал ясен весь путь пользователя не на сайте, а в его майндсете идеального продукта, стало ясно, как действовать.
- Что стало драйвером для роста платформы?
- На самом деле, кино-тематика не столь проста, как кажется. Про фильмы пишут все, но мало у кого получается сделать это действительно интересно – обычно есть две точки максимума. Или очень заумно и сложно, когда рецензию читаешь и не понимаешь, о чем она - про фильм или про самого автора. Или просто контурный пересказ синопсиса. А посетитель хочет видеть и рассказ о том, что его ждет, совпадет ли это с его предпочтениями, а яркое авторское мнение, с которым он, возможно, поспорит – в этом плане у нас блестящие эксперты. Критически важно и поле выбора – большие, чуть ли энциклопедические статьи, подборки из множества фильмов оказываются идеальными шпаргалками для выбора и пользуются большой популярностью.
- Довольны ли вы результатом?
- Не использовались никакие внешние инструменты продвижения. Чистый органический рост поискового трафика – 10х. Это хороший результат.
- Что вы можете посоветовать площадкам, делающим попытки совершить рывок в развитии сегодня?
- Поймите нужды пользователя - настолько глубоко, насколько это возможно.
- Сейчас все говорят о ChatGPT. Как он может повлиять на рынок контента?
- ChatGPT сегодня – нечто вроде Exel в момент его выхода. Отличная система для снятия рутинных задач, но не панацея. Проблема - точность данных. На сегодня всё выглядит, как деревянная болванка, обточенная на станках с ЧПУ первого поколения - далее нужна ручная доработка. В общем, подводки к статье ChatGPT напишет отлично, и математические задачи решит, и код базовый напишет. Но на финансовые вопросы он точно не ответит, никакое авторское ревью не напишет. Даже во всех анонсах написано, что информация от ChatGPT нуждается в тщательной проверке. И не будем забывать, что тренировка всех нейросетей происходит на массиве прошлой информации, накопленных данных. А если надо просто ответить в моменте, например, о событии, которое случилось совсем недавно – ChatGPT скажет, что модель не имеет таких данных.
- Переход на web 3.0 обязательно состоится в будущем?
- Web 1.0 («я админ и автор, ты – читатель») сменился web 2.0 («я админ и платформа – ты автор, но всё, что ты разместил у меня, принадлежит мне») – а теперь мигрирует в сторону web 3.0, который основывается на принципах децентрализации («я и админ, и платформа, и контент - всё принадлежит и управляется пользователями») и интеграции ИИ. Последнее уже вошло в нашу жизнь, осталось подключить пользователей к участию в системе, как полноправных членов. Думаю да, переход на web 3.0 обязательно состоится в перспективе десяти лет, может быстрее.
- Как будет выглядеть работа над контентным сайтом лет через десять?
- Подготовка данных будет, конечно, автоматизирована - заполнение ТТХ, баз данных, выгрузка массивов информации и создание «выжимок» из них, всё это сделает ИИ. Резюме на основе этого и личного опыта будет писать автор, как и сейчас. Некоторые темы, скажем, сводки по рынкам, будут отданы на откуп ИИ, авторам же точно потребуется повышение квалификации, приобретение навыков в редактуре.
Беседовал Денис Репин
1 марта 2023 г.