8 лучших научно-фантастических фильмов, снятых в Восточной Европе
Продолжаем изучение фантастики разных стран
Фантастика социалистических стран Восточной Европы, а затем вышедших из-под советского контроля государств весьма разнообразна – здесь нашлось место и классическим космическим путешествиям, и драматичной постапокалиптике, и вычурной сатире. Вспоминаем лучшие фантастические ленты наших ближайших европейских соседей.
Икар-1 / Ikarie XB-1 (1963)
Наряду с «Планетой бурь» Петра Клушанцева драма чехословацкого режиссера Индриха Полака «Икар-1» считается классикой фантастического кино 1960-х, созданных в странах социалистического блока. Прошло всего два года после полета на орбиту Юрия Гагарина, а на экране уже воплощен околосветовой скачок к одной из планет, кружащей возле Альфы Центавра. Путь неблизкий, и в дороге экипажу приходится столкнуться с таинственной темной звездой, зловещим военным звездолетом и сумасшествием одного из коллег. Несколько далекая от оригинального романа Станислова Лема «Магелланово облако», но весьма впечатляющая экранизация, демонстрирующая неуемное желание человечества достичь звезд.
Конец августа в отеле Озон / Konec srpna v Hotelu Ozon (1967)
Постапокалиптическая драма «Конец августа в отеле Озон» за свою мрачность едва не была уничтожена, руководители чехословацкой военной киностудии, где был снят фильм, планировали сжечь все пленки с готовой картиной. Действительно, ленту оптимистичной не назовешь – она рассказывает о горстке оставшихся в живых после разрушительной атомной войны женщин, ищущих себе пристанище и мужчин для продолжения рода и помощи. Все, что путницам удается обнаружить – это полуразрушенный отель в лесу, где старик собирает артефакты ушедшего мира. Увы, путь странниц заканчивается ничем, цивилизация умерла, а с ней исчезает и человечество как вид. Тяжелое, но жанрово очень точное кино – безысходность в нем глубока и непроглядна.
Избавитель / Izbavitelj (1976)
Югославский фантастический триллер «Избавитель» отлично рифмуется с голливудскими «Похитителями тел» и «Чужие среди нас» – как и в американских лентах, режиссер Крсто Папич с ужасом ожидает появления на улицах неких «чужаков», монстров, пришедших нас уничтожить. В случае «Избавителя» угроза исходит от городских крыс – главный герой, несостоявшийся писатель внезапно обнаруживает, что особый вид грызунов научился обращаться в людей, и многие из тех, кого он знал, давно заменены их «крысиными двойниками». Сербы и хорваты даже сегодня, после распада Югославии, считают скромного и лишенного особенных спецэффектов «Избавителя» одним из лучших фильмов в своей истории, а в 1977 году его даже пытались выдвинуть на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», но безуспешно.
Дознание пилота Пиркса / Test pilota Pirxa (1978)
Безусловно, классическая фантастическая драма «Дознание пилота Пиркса» – это совместная польско-советская картина, но стоит отдать должное – инициатива экранизации повести Станислава Лема исходила все-таки от поляка Марека Пестрака, а к производственным мощностям «Таллинфильма» режиссер был вынужден обратиться в силу того, что в СССР было больше реквизита для съемок. Сюжет, полагаем, большинству любителей фантастики хорошо известен – он следует в фарватере кубриковской «Космической одиссеи» и предвосхищает вопросы, заданные Ридли Скоттом в культовом «Бегущем по лезвию». Можем ли мы доверять роботам? Как отличить андроида от человека? Способен ли искусственный интеллект чувствовать?
Секс-миссия / Seksmisja (1983)
Польскую комедию «Секс-миссия» многие читатели и зрители со стажем наверняка помнят еще по советскому кинопрокату, правда в 80-х картину демонстрировали у нас под целомудренным названием «Новые амазонки» и укороченной почти на полчаса. Все дело в том, что режиссер Юлиуш Махульский в присущей ему манере взялся высмеивать тоталитаризм, на сей раз облаченный в форму некоего общества постапокалиптического будущего, где основное население составляют женщины, забывшие о своих желаниях и полностью посвятивших себя работе. Прибывшие из не столь авторитарного прошлого мужчины-ученые, несмотря на свою невзрачную внешность, становятся катализаторами перемен, нацеленных на полное разрушение сложившегося матриархата. Как и другие фильмы Махульского, «Секс-миссия» очень смешная, пусть и несколько наивная.
Турбаза «Волчья» / Vlčí bouda (1985)
Чехословацкий триллер «Турбаза Волчья» в 80-х был совершенно удивительным зрелищем – при том, что адресован фильм был подросткам, в нем отчетливо читались нотки непривычного для юного зрителя жанра фильма ужасов. Даже если будучи ребенком вы перечитали все романы о встрече землян с инопланетянами, лента Веры Хитиловой застает вас врасплох – пришельцы здесь оказываются одновременно обыденными и непредсказуемыми, выглядящими вполне по-людски, но ведущими себя в высшей степени странно. Герои ленты – несколько подростков, отправившиеся отдыхать в лесном домике, вот только принимают их там странные гости из космоса. Жуткое, но притягательное кино.
Петля / Hurok (2016)
В венгерской «Петле» отчетливо читается влияние «Временной петли» испанца Начо Вигалондо, с той лишь поправкой, что Иштван Мадарас своим героям дал больше пространства для маневра и не стал прессовать их тягостными загадками природы своеобразного «дня сурка». Главный герой ленты в результате бандитских разборок становится причиной гибели своей беременной подруги. Судьба дает мужчине шанс предотвратить трагедию, вернувшись в прошлое, но новый виток очевидных, казалось бы событий приводит к еще большим проблемам. Вроде бы привычный прием, неоднократно использованный в самых разных лентах, но смотрится все равно увлекательно – как минимум, это картина, заслуживающая внимания поклонников жанра.
Спутник Юпитера / Jupiter holdja (2017)
Совместная венгерско-немецкая лента «Спутник Юпитера» является удивительным плодом смешения социальной драмы и супергеройской фантастики. Главный герой фильма – молодой беженец с Ближнего Востока – пытаясь нелегально пересечь границу получает смертельное ранение, но не умирает, а обретает удивительную способность летать. Автор картины при этом ни на минуту не забывает о том, что рассказывает историю глубоко несчастного человека, вынужденного покинуть дом и пытаться выжить среди чужой речи, традиций и обычаев, поэтому при всем обилии погонь и перестрелок не стоит рассчитывать на то, что вы увидите нового «Железного человека». Это кино много сложнее и драматичнее.