8 лучших киномонстров, созданных в докомпьютерную эру
Теплые, ламповые и почти настоящие!
Современные блокбастеры, снятые на цифру и подвергающиеся на этапе производства многократной компьютерной обработке, способны поразить зрителя удивительными существами и мирами, созданными мастерами специальных эффектов. Но и до прихода на экраны графики кино впечатляло зрителя сложнейшим гримом и изобретательной работой операторов. Мы вспомнили несколько монстров и чудовищ, созданных без применения компьютеров – они и сегодня захватывают дух.
Кинг Конг, «Кинг Конг» / King Kong (1933)
Огромный примат из оригинального «Кинг Конга» не является первым экранным монстром, как не были прорывными методы, которыми заглавный герой картины приводился в движение. Великим Кинг Конга сделало то, что авторам удалось поселить в куклу душу, способную сопереживать и вызывать сочувствие у зрителей. «Кинг Конг» снимался на волне успеха немой ленты «Затерянный мир» по мотивам произведений Конан-Дойла, но лента о гигантском госте Нью-Йорка оказалась на десять голов выше, чем ее предшественник, и до сих пор вдохновляет авторов по всему миру.
Годзилла, «Годзилла» / Godzilla (1954)
Даже для своего 1954 года японский Годзилла не был вершиной изобретательности художников и декораторов – по большому счету, авторы первого фильма культовой теперь франшизы просто нарядили человека в тяжеловесный резиновый костюм ящера и заставили топтать сделанный из картона город. Причем облачение было столь тяжелым и неудобным, что исполнитель роли Годзиллы пару раз грохался в обморок от жары и обезвоживания. Однако дизайн загадочного морского существа и то, как режиссер и оператор играли с воображением зрителя, совершили чудо – мы не просто поверили в нападение монстра, мы ждем его в гости снова и снова.
Змей Горыныч, «Илья Муромец» (1956)
Это сейчас нам трудно угнаться за Голливудом в производстве качественной графики для фильмов, а в середине прошлого века нашим режиссерам, художникам и операторам легко удавалось удивлять заокеанских коллег своим мастерством иллюзии. Так, например, в сценах битвы русичей с войском тугар в фильме Александра Птушко «Илья Муромец» эксперты насчитали более ста тысяч статистов, но на съемках авторы ленты обходились массовкой в 800-900 человек. То же касается и Змея Горыныча, трехглавого дракона, брошенного на богатырей – создание такого поражающего воображение реалистичностью монстра многим тогда казалось невозможным, но Птушко смог из нескольких частей собрать удивительное чудище, напугавшее даже взрослых зрителей.
Скелеты, «Ясон и аргонавты» / Jason and the Argonauts (1963)
Рассказ о кинематографических спецэффектах невозможен без упоминания великого мастера иллюзий Рэя Харрихаузена. У этого постановщика огромная фильмография, но самым лучшим образом его талант продемонстрирован в сцене сражения человека с восставшими из могил мертвецами в приключенческой картине «Ясон и аргонавты». Применением хитрой оптической иллюзии Харрихаузену удалось совместить в одном кадре живых актеров и созданных им скелетов. Каждый кадр этого сражения требовал от мастера кропотливой работы с куклами, ведь управлять ему приходилось сразу семью скелетами – так что за день, порой удавалось отснять только 10-15 кадров (примерно полсекунды фильма). Но оно того стоило – повторить такой трюк и сегодня не всякий рискнет.
Ксеноморф, «Чужой» / Alien (1979)
Хорошо известна история появления на свет одного из самых известных монстров современного кино – инопланетного ксеноморфа из серии фильмов «Чужой» Ридли Скотта. Режиссер будущей культовой классики как раз готовился к съемкам фильма о нападении на экспедицию землян существа, которого сама вселенная создала идеальным убийцей, когда на глаза ему попалась подборка работ швейцарского художника Ганса Рудольфа Гигера. Из совместных усилий Гигера и Скотта на свет появилось самое страшное и совершенное оружие – монстр, заточенный исключительно на убийство. А дальше – дело техники: тощий нигерийский студент ростом в 218 см в костюме из латекса, настоящий человеческий череп в основании морды Чужого, ядовитая слизь, после которой декорации приходилось перекрашивать и разрезанные презервативы, изображающие ошметки кожи твари. И никакого рендера.
Аллигатор, «Аллигатор» / Alligator (1980)
Картина «Аллигатор» 1980 года выпуска, по сути, даже не является полноценным хоррором – скорее это черная комедия, основанная на старинной распространенной в американских городах городской легенде о крокодилах, якобы, проживающих в канализации и способных в любой момент вырваться из подземелий. Смех смехом, но для съемок картины авторам пришлось создать такого крокодила, который с одной стороны был бы способен напугать зрителя, а с другой – был бы хоть сколько-то управляем в тесных декорациях и условиях воды и грязи. В результате тварью на площадке управлял десяток человек, а в движение монстра приводили сразу несколько специально собранных моторов. Зато не понадобилось ничего рисовать на компьютере, ужас охватывал и без того.
Зефирный человек, «Охотники за привидениями» / Ghostbusters (1984)
Подбирая монстров для своего фильма «Охотники за привидениями» актер, сценарист и продюсер Дэн Эйкройд перебрал множество мифологических существ, но свой выбор, как на одном из главных персонажей картины, автор остановил на выдуманном им Зефирном человеке, талисмане компании по производству сладостей, внезапно превратившемся в гиганта. В «Охотниках за привидениями» использовано много разных оптических трюков, но в случае с Зефиркой все просто – это была либо миниатюра, которую снимали на фоне города, либо в костюм белого толстяка наряжался мастер специальных эффектов Билл Брайан. Главная прелесть Зефирного человечка кроется в том, что даже размером в небоскреб он не кажется угрозой, но лучше подобных огромных гуляк на улице обходить стороной.
Черви, «Дрожь земли» / Tremors (1990)
Идея сюжета фильма «Дрожь земли» пришла сценаристам С.С. Уилсону и Бренту Мэддоку, когда они снимали для американских военных серию обучающих фильмов по выживанию в экстремальных условиях – тогда они придумали «подземных акул», монстров, стремительно перемещающихся под слоем почвы и нападающих на людей. В процессе работы над картиной акулы трансформировались в червей, но не утратили своей смертоносной скорости и прожорливости, поэтому пастям и зубам монстров было уделено немало внимания художников. Извлеченных из-под земли тварей авторы сделали из вспененной резины, а затем несколько раз закапывали и выкапывали их из земли, чтобы придать вид потрепанных, но очень опасных существ.