7 лучших современных картин с Ближнего Востока
Восточный колорит
На политической карте мира Ближний Восток уже много лет является незаживающей раной, постоянно погруженной в войны и конфликты, а вот о кинематографических успехах стран юго-западной Азии обыватели почти ничего не знают. Сегодня мы познакомим вас с лучшими фильмами, снятыми в этом нестабильном регионе в последние годы.
«Отчуждение» / Uzak (2002)
Несмотря на то, что боевые действия обходят Турцию стороной, в этом лежащем на границе Европы и Азии государстве кипит взрывоопасный котел противоречий. Запад здесь встречается с востоком, консерватизм с желанием меняться, город с деревней, а искренность с цинизмом – именно об этом рассказывает драма «Отчуждение» режиссера Нури Бильге Джелайна. Большой поклонник Тарковского Джелайн в мрачных и холодных тонах рассказывает о столкновении двух мужчин, непохожих друг на друга, но одинаково тяжело переживающих свое одиночество. В 2003 году жюри Каннского кинофестиваля удостоило «Отчуждение» Гран-При.
«И черепахи могут летать» / Turtles Can Fly (2004)
К огромному сожалению, ситуация в сегодняшнем Ираке не располагает режиссеров с головой погружаться в съемки новых фильмов. Но в 2004-м казалось, что обретенная свобода позволит авторам самовыражаться – и драма «И черепахи могут летать», первый фильм, вышедший после свержения Саддама Хуссейна, настраивала на позитивный лад. Тяжелая, но полная любви к жизни картина рассказывает о курдском лагере беженцев, где первые чувства испытывают недавние мальчишки и девчонки, быстро возмужавшие на фоне войны. Увы, страну по-прежнему разрывает конфликт, а потому картина режиссера Бахмана Гобади остается едва не единственным достижением иракского кинематографа.
«Карамель» / Sukkar banat (2007)
Место женщин в мусульманском мире – излюбленная тема постановщиков с Ближнего Востока, но кто расскажет об этом лучше самих женщин? Мы предлагаем обратить внимание на мелодраму «Карамель», придуманную и снятую ливанкой Надин Лабаки. Фильм объединяет в кадре шесть подруг, живущих в Бейруте. Они, с одной стороны, ищут такую же любовь и страсть, как европейки или американки, а с другой – им то и дело приходится оказываться между молотом религиозных воззрений и наковальней патриархальных традиций. Снято все это безумно красиво и трогательно, поэтому не стоит удивляться, что премьера ленты случилась в Каннах.
«Развод Надера и Симин» / A Separation (2011)
Спавший было после волны 1980-х интерес к иранскому кино в новом веке возродил режиссер Асгар Фархади. Снимая в универсальной манере европейского или даже голливудского постановщика, он умело улавливал иранский колорит и тонкости отношений между людьми в стране. Его «Развод Надера и Семин» поражает именно глубиной характеров и широтой моральных и этических вопросов, охваченных историей, казалось бы, обычного развода супругов, которые и уехать из страны вместе не могут, и остаться не хотят. Тугой узел проблем становится для главных героев якорем, тянущим на трагическое дно.
«Ваджда» / Wadjda (2012)
Еще один фильм, снятый женщиной-режиссером, но на сей раз из еще более радикальной, чем Ливан, страны – драма «Ваджда» стала первой женской картиной, снятой в Саудовской Аравии. В ленте рассказывается о десятилетней школьнице, мечтающей о собственном велосипеде. Катание девушек на байке не приветствуется в строгой религиозной стране, но Ваджда идет на отчаянные меры, чтобы купить вожделенного железного коня. Непростая дорога к мечте превращается в опасное путешествие с непредсказуемым исходом. Лента впечатлила саудовских зрителей настолько, что «Ваджду» отправили представлять страну в борьбе за «Оскар», но в отличие от многих других премий, эта высота картине не покорилась.
«Такси» / Taxi (2015)
О том, как режиссер Джафар Панахи, которому иранскими властями запрещено заниматься кинематографической деятельностью, снимает и доносит до зрителей свои фильмы, можно рассказывать очень долго. Однако лучшей заменой всем рассказам будет просмотр картины «Такси», почти полностью снятой на видеорегистратор внутри машины, на которой сам Панахи разъезжает по городу. В процессе работы таксиста Джафара зритель знакомится с необычными людьми, узнает о повседневной жизни современного Ирана и выясняет, как Панахи справляется с запретом на профессию. Необыкновенно оптимистичный для столь сложной ситуации картина, вселяющая надежду на лучшее для всех.
«В тени» / Under the Shadow (2016)
Ужасы – не самый распространенный в кинематографе Ближнего Востока жанр, и тем интереснее, что в создание хоррор-драмы «В тени» решили включиться представители сразу трех азиатских стран: Ирана, Иордании и Катара. Возможно, потому, что через подобную картину легче принять тяжесть войны и попробовать смириться с понесенными потерями. Фильм рассказывает о матери и дочери, дом которых попал под бомбежку – мало того, что жить в нем становится опасно, так еще и некая неведомая темная сила стала досаждать жильцам через соседние квартиры. Снято все в необычной для привыкшего к западным ужастикам зрителя манере, но в этом кроются и особые достоинства ленты – никто не скажет, что она банальна или предсказуема.