7 культовых боевиков с Брюсом Ли
Кулаки легенды
Брюс Ли, по сути, задал современный жанр «файтинг-боевика» – все картины с ним могут быть причислены к «золотому фонду» кинематографа. В этой подборке мы изучим ленты с маэстро – если вы какие-то из них упустили, самое время приобщиться и восполнить пробелы!
«Марлоу» / Marlowe (1968)
Классический детектив-нуар. Филипп Марлоу – частный детектив, к нему наведывается красавица, у которой пропал брат. Далее – очередная круговерть из серии «не верь никому». Брюс Ли дебютировал в Голливуде в этой ленте – в роли Винслоу Вонга. Картина оказалась весьма крепкой и отлично смотрится даже сейчас.
«Большой босс» / Tang shan da xiong (1971)
Лента снята в Гонконге – и изначально Брюсу Ли отводилась лишь роль в эпизоде. На экране должен был блистать Джеймс Тьен – но Лой Вэй быстро изменил свое мнение (Тьену досталась роль брата). Итак, речь пойдет о Чен Чао-Ан, который возвращается в Таиланд и устраивается на фабрику по выпуску льда. Завод оказывается прикрытием для мафии. Дальше начинается круговерть, в которой наш герой пытается сдерживать себя – и это, увы, не удается. Отличное кино, отличные поединки.
«Кулак ярости» / Jing wu men (1972)
Начало восхождения легенды. Снятый, опять же, Ло Вэйем, фильм повествует о знатоке боевых искусств Чен Жене. Действие происходит 1908 г. Чен возвращается в свою школу и узнает о гибели настоятеля – судя по всему, преступление осуществили японцы (стиль бушидо). Неудачная попытка расшевелить власти приводит к тому, что Чен сам начинает вершить правосудие. В «Кулаке ярости» оформился «фирменный стиль» Брюса Ли – сочетание кунг-фу и карате, да еще и со сверхбыстрой скоростью. Удары маэстро не могла зафиксировать ни одна камера на 24 fps – зрителю пристало лишь наблюдать за «размазанными» в воздухе движениями мастера. Чтобы этого избежать, в ряде сцен использовались камеры 32 fps.
«Путь дракона» / Meng long guo jiang (1972)
Эту картину режиссировал уже сам Брюс Ли, а Чак Нориис выступил в роли протагониста. Любопытная особенность – «Путь дракона» снимался без звука, весь саундтрек был наложен при монтаже. Итак, Тан путешествует из Гонконга в Рим – у его друзей проблемы с рестораном и местными бандитами. Быстро «порешав» вопросы, Тан, однако, сталкивается с тем, что мафиози нанимают крутых боевиков, чтобы, наконец, разобраться с рестораном. Главный противник – Колт, и вовсе кажется машиной для убийств… Шикарные поединки, шикарное кино.
«Выход Дракона» / Enter the Dragon (1973)
Все, легенда родилась. Снятый Робертом Клаузом в Гонгконге фильм – настоящая классика «турнирного» файтинга. Остров-крепость у мафиози работает и как школа боевых искусств, и как ширма для контрабанды. Герой Брюса Ли, добравшийся до цитадели, участвует в адском турнире – да так, что волосы встают дыбом, а адреналин в жилах зашкаливает. Лучший фильм с Ли, вне всяческих сомнений!
«Игра смерти» / Game of Death (1978)
Картину режиссировали Роберт Клауз и Брюс Ли, а черно-желтый костюм героя стал настоящей притчей во языцех – скажем, его применил Квентин Тарантино в «Убить Билла». Полная версия ленты (на 125 минут) с трудом пробивала себе дорогу на экран; а так как Брюс Ли покинул этот мир до окончания съемок, значительная часть хронометража доснята с дублерами. Лента получилась неоднозначной – повесть о синдикате Лэнда, которому все участники шоу-бизнеса обязаны платить дань (а герой-одиночка начинает бороться против системы), подана довольно расфокусировано. 2/3 ленты и вовсе выглядят скучной пародией на прошлые картины с Брюсом Ли.
«Башня смерти» / Si wang ta (1981)
Три режиссера, Нг Сиюэнь, Саммо Хун, Кори Юэнь решили снова перенести героя Брюса Ли на экран, использовав ранее не выходившие в прокат кадры боев (тут большой нюанс, что никто не знает так ли это – или Ли был использован лишь на крупных планах, а новые поединки исполнены дублерами). Получилось неоднозначно – с одной стороны, «Башня смерти» щеголяет шикарным тридцатиминутным боем, с другой – персонаж Брюса погибает довольно быстро. Далее картина превращается в копию «Игры смерти» – вторичную и невыразительную.