Трэш фильмы – 50 лучших картин из анти-шедевров
Все самое интересное среди треш кино
Чем заняться холодным зимним вечером в тёплой компании? Можно посмотреть хорошее кино. А можно посмотреть плохое кино и поиздеваться над ним всласть. Малобюджетный трэш идеально для этого подходит, и некоторые подобные картины не менее известны, чем настоящие экранные шедевры. Для нашего нового хит-парада Борис Иванов собрал со всего мира уникально дешёвые, странные, несуразные, экстремальные ленты, популярные среди ценителей трэша.
50. Токсичный мститель / The Toxic Avenger (1984)
Страна – США | Режиссеры – Ллойд Кауфман, Майкл Херц | Продолжительность – 87 минут
О чем: неуклюжий уборщик падает в бочку с химикатами, превращается в сверхсильного монстра и становится жестоким супергероем
Продюсеры и режиссеры Ллойд Кауфман и Майкл Херц создали студию Troma в середине 1970-х для съемок эротических комедий. Когда порнография ушла из кинотеатров на видео, Кауфман и Херц переключились на трэш-хорроры и выпустили «Токсичного мстителя», который пользовался такой популярностью, что в дальнейшем стал визитной карточкой Troma. Правда, это был не столько хоррор как таковой, сколько нарочито кровавая фарсовая пародия на супергеройские ленты о неудачниках, которые становятся борцами за справедливость и расправляются с врагами общества. Со временем «Токсичный мститель» обрел культовую славу и удостоился трех сиквелов, последний из которых вышел в 2000 году. Заглавного героя в фильме 1984 года сыграл Митч Коэн.
Факт: старый друг режиссера Джона Эвилдсена, постановщик «Токсичного мстителя» Ллойд Кауфман участвовал в монтаже «Рокки».
Зачем смотреть: чтобы навостриться мстить с максимальным цинизмом
49. Ужас паучьего острова / Ein Toter hing im Netz (1960)
Страна – ФРГ | Режиссер – Фриц Бёттгер | Продолжительность – 89 минут
О чем: самолет с клубными танцовщицами и их менеджером терпит крушение, и девушки находят приют на острове, где живет гигантский паук
В 1953 году немецкий продюсер Вольф Хартвиг выпустил документальный фильм «От 5 до 12» об истории нацизма. Картина вызвала громкий скандал, потому что ее заподозрили в пропаганде гитлеризма, и Хартвигу так понравилось быть в центре внимания, что он переключился на выпуск сенсационного и провокационного художественного кино вроде «Ужаса паучьего острова». Картина обещала пугающие сцены с участием гигантского паука и получеловека-полумонстра, и они в «Ужасе» были. Но в основном это было кино о полуобнаженных и обнаженных девушках, развлекающихся на пляже в ожидании, когда сценарий соблаговолит вернуть чудищ в кадр. А поскольку снимал картину оператор Георг Краузе, ранее работавший с великим Стэнли Кубриком, то красотки смотрелись довольно аппетитно для фильма 1960 года. Главную мужскую роль в фильме исполнил египтянин Александр Сарруф, снимавшийся в Европе и США под именем Александр д’Арси.
Факт: во время войны Фриц Бёттгер, который тогда еще не был режиссером, снялся в «Титанике» – нацистской пропагандистской картине, где главным героем был вымышленный моряк-немец, на голову превосходивший своих коллег из Британии и США.
Зачем смотреть: чтобы не забывать, о чем ваше искусство
48. Путешествие на планету доисторических женщин / Voyage to the Planet of Prehistoric Women (1968)
Страна – США | Режиссеры – Питер Богданович, Павел Клушанцев | Продолжительность – 78 минут
О чем: обитательницы Венеры пытаются убить земных исследователей, приземлившихся на их планету
Известный советский фантастический фильм «Планета бурь» Павла Клушанцева произвел столь сильное впечатление на американского трэш-продюсера Роджера Кормана, что тот купил «Планету» для проката в США… и выпустил ее два раза, под разными названиями и в двух разных монтажных версиях. В обоих вариантах советские актеры и персонажи были названы западными именами (так Юрий Саранцев стал Ральфом Филлипсом), а к фильму были добавлены дополнительные сцены, заметно меняющие повествование. Так, будущий номинант «Оскара» Питер Богданович, который в 1968 году был начинающим постановщиком, снял для «Путешествия на планету доисторических женщин» около 10 минут сцен с «венерианскими» красотками. И, конечно, ему пришлось закрасить красную звезду на фюзеляже звездолета. Чем лучше вы знаете «Планету бурь», тем более диким и смешным вам покажется «Путешествие».
Факт: Роджер Корман изначально не собирался добавлять в картину никаких американских блондинок, но прокатчики из American International Pictures настояли, что фантастика без красоток – деньги на ветер.
Зачем смотреть: чтобы уважать чужой труд
47. 3 гигантских человека / 3 dev adam (1973)
Страна – Турция | Режиссер – Т. Фикрет Учак | Продолжительность – 81 минута
О чем: банда Человека-паука терроризирует Стамбул, и Капитан Америка вместе с мексиканским рестлером Санто сражаются со злодеем
Если вы думали, что «Первый мститель: Противостояние» был первым фильмом, где Капитан Америка бился с Человеком-пауком, то вы, наверно, сильно удивились, когда только что узнали, что первое кино с таким сюжетом вышло в Турции. В то время в стране никому не было дела до иностранных авторских прав, и режиссер Т. Фикрет Учак не покупал лицензию Marvel, чтобы показать Человека-паука злодеем и отправить Капитана Америку по его следу. Без разрешения правообладателей попал в картину и Санто – реальный мексиканский рестлер и герой множества национальных боевиков. Другое дело, что постановщик толком не знал, кто такие Человек-паук и Капитан Америка, и потому злодей не испускал паутину, а герой не ходил со щитом. Этих персонажей изобразили Айтекин Аккая и Тевфик Шен.
Факт: как и реальный Санто (Родольфо Уэрта), исполнитель его роли Йавуз Селекман трудился рестлером. До перехода в эту профессию он был борцом олимпийского уровня.
Зачем смотреть: чтобы списывать со знанием дела
46. Триллер: Жестокий фильм / Thriller – en grym film (1973)
Страна – Швеция | Режиссер – Бо Арне Вибениус | Продолжительность – 104 минуты
О чем: немая девушка, которую похитил и изуродовал сутенер, чтобы сделать ее проституткой, сбегает и жестоко мстит обидчикам
Откуда взялась одноглазая героиня Дэрил Ханны в «Убить Билла» Квентина Тарантино? Она переехала в Голливуд из шведского трэш-триллера под немудреным названием «Триллер». Режиссер фильма Бо Арне Вибениус начинал карьеру в съемочной группе великого Ингмара Бергмана, но не разделял артистических амбиций своего бывшего босса. Он хотел сделать «Триллер» «самым коммерческим кино» и потому наполнил картину безжалостно жестокими сценами издевательств над героиней и ее ответной мести. Также режиссер включил в «Триллер» порнографические фрагменты, которые в время были допустимы в шведском кино. Однако даже шведам лента показалась чрезмерной, и ее разрешили к показу лишь после сокращения до 82 минут. В итоге картина стала лишь культовым хитом, а не мейнстримным блокбастером. Главную роль в «Триллере» исполнила Кристина Линдберг.
Факт: продюсерам пришлось оформить очень дорогую страховку жизни ведущей актрисы, так как создатели спецэффектов «Триллера» не знали, как снять эффектную перестрелку без стрельбы настоящими пулями.
Зачем смотреть: чтобы не ссориться с цензурой
45. Нападение помидоров-убийц / Attack of the Killer Tomatoes! (1978)
Страна – США | Режиссер – Джон Де Белло | Продолжительность – 83 минуты
О чем: озверевшие помидоры нападают на американцев, и президент страны собирает команду экспертов для борьбы с красной угрозой
Авторы «Нападения помидоров-убийц» не планировали снимать серьезный фильм ужасов. Они создавали пародию на наиболее нелепые ужастики о причудливых монстрах и сатиру, высмеивающую американскую политику и американский ура-патриотизм. Но так как режиссер Джон Де Белло и его соратники не были талантливыми комедиографами, многие зрители не оценили их юмор, и «Нападение» прославилось не как комедия, а как бездарный хоррор, который смешил своей нелепостью, а не мастерскими шутками и изобретательными гэгами. Впрочем, это не помешало снятой за 100 тысяч долларов картине довольно успешно пройти в прокате и обзавестись несколькими сиквелами. Главного героя ленты изобразил Дэвид Миллер.
Факт: во время съемок «Нападения» арендованный продюсерами вертолет неудачно приземлился и взорвался. Пилот успел выпрыгнуть и спастись, а попавший на пленку взрыв был вписан в сюжет.
Зачем смотреть: чтобы смешить так, чтобы ваш юмор понимали
44. Черное гестапо / The Black Gestapo (1975)
Страна – США | Режиссер – Ли Фрост | Продолжительность – 90 минут
О чем: темнокожие жители Лос-Анджелеса создают боевой отряд для войны с «белой» мафией, и власть в этом отряде захватывает ярый фанат Гитлера
Когда угнетаемые получают власть, они порой оказываются ничем не лучше тех, кто их угнетал. Мейнстримный Голливуд не очень любит эту печальную истину, и потому независимый фильм был самым подходящим местом для ее исследования. Другое дело, что режиссер Ли Фрост увидел в провокационной идее темнокожих «народных мстителей», перенимающих повадки и мундиры нацистов, лишь материал для плоского трэш-триллера с неубедительным экшеном и навязчивыми откровенными сценами. Жаль, что за проект не взялась более вдумчивая команда, которая бы смогла превратить ленту в настоящий, бьющий наотмашь хит. Центральных персонажей ленты изобразили Род Перри и Чарльз Робинсон.
Факт: параллельно с работой над триллерами вроде «Черного гестапо» режиссер Ли Фрост в 1970-е снимал порнофильмы с сюжетом.
Зачем смотреть: чтобы достойно развивать перспективные идеи
43. Снежная акула / Snow Shark: Ancient Snow Beast (2012)
Страна – США | Режиссер – Сэм Куалиана | Продолжительность – 79 минут
О чем: землетрясение в окрестностях Нью-Йорка высвобождает доисторическую акулу, которая может плавать в снегу
Сколько бы любители природы ни рассказывали, что акулы безопасны для людей, если те соблюдают правила поведения в океане, создатели хорроров не устают вспоминать об успехе «Челюстей» и выпускать новые картины о зубастых рыбах. Вот и дебютант Сэм Куалиана в 2012 году начал карьеру с акульего хоррора, который он умудрился создать всего за несколько тысяч долларов. Чтобы выделиться на фоне конкурентов, Куалиана снял свое кино в заснеженных лесах неподалеку от Ниагарского водопада, придумав безумную, но интригующую концепцию древней акулы, которая дышит растопленным снегом и нападает из сугробов. Самым сложным спецэффектом ленты была бутафорская акулья голова. Постановщик сам исполнил роль главного охотника на монстра.
Факт: поскольку климат в штате Нью-Йорк не сибирский, съемки не раз переносили из-за теплой погоды и растаявшего снега. По той же причине в некоторых сценах снег был бутафорским.
Зачем смотреть: чтобы зимой всегда быть начеку
42. Ад каннибалов / Cannibal Holocaust (1980)
Страна – Италия | Режиссер – Руджеро Деодато | Продолжительность – 95 минут
О чем: американский антрополог отправляется в джунгли Амазонки, чтобы найти пропавших документалистов, снимавших фильм о племени каннибалов
До того, как хоррор «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» сделал модными фильмы в стиле «найденные пленки», самой известной картиной этого направления был «Ад каннибалов» – кошмарная, садистская малобюджетная постановка с настолько реалистичными сценами кровавых расправ, что режиссеру пришлось в суде доказывать, что ни один человек во время съемок не был убит. Другое дело – животные. Их убивали по-настоящему, и некоторые члены группы не сбежали от Деодато лишь потому, что картина создавалась в джунглях Колумбии, и вырваться оттуда было непросто. Режиссер настаивал, что кровь и кишки были нужны, чтобы заставить людей задуматься о своем пристрастии к насилию. Однако критики полагали, что «Ад» был шокирующим лишь для того, чтобы весь западный мир обсуждал трэш-поделку за 100 тысяч долларов. Главную роль в фильме сыграл американец Роберт Керман.
Факт: Роберт Керман был театральным актером, который в основном снимался в порно. Он очень жалел, что начал эту карьеру, и не упускал ни одной возможности сыграть в «настоящем» кино.
Зачем смотреть: чтобы не заплывать за художественные буйки
41. Зомби-суши / Dead Sushi (2012)
Страна – Япония | Режиссер – Нобору Игути | Продолжительность – 91 минута
О чем: суши-повара сражаются с мертвой рыбой, которую оживила сыворотка сумасшедшего ученого
Японский режиссер Нобору Игути годами снимал эротические и порнографические ленты, пока не решился перейти на уровень выше и начать выпускать малобюджетные боевики и хорроры с девушками разной степени раздетости. Некоторые из них даже были основаны на комиксах, что в Японии значит, что к этим проектам были причастны серьезные продюсеры. «Зомби-суши», с другой стороны, были вдохновлены популярным в Японии американским хоррором «Пираньи 3D», где в эпизодах засветились известные в то время порнозвезды. «Наши девушки не хуже!» – сказал себе Игути и снял абсурдистский хоррор-комедийный боевик, где кусочки нарезанной рыбы пытались сожрать актрису-каратистку Рину Такеду и бывшую порнозвезду Асами Сугиуру, постоянную участницу проектов Игути.
Факт: к спецэффектам ленты приложил руку Йосихиро Нисимура, один из самых известных японских мастеров спецэффектов и грима для хорроров.
Зачем смотреть: чтобы никогда не драться с едой
40. Я плюю на ваши могилы / I Spit on Your Grave (1978)
Страна – США | Режиссер – Мейр Зархи | Продолжительность – 102 минуты
О чем: жестоко изнасилованная женщина садистски расправляется с теми, кто над ней надругался
Идея снять «Я плюю на ваши могилы» пришла к начинающему режиссеру Мейру Зархи, когда он во время прогулки по парку увидел женщину, которую только что избили и изнасиловали, и помог ей добраться до ближайшего полицейского. Это происшествие так шокировало творца, что он выплеснул свои чувства в безжалостной малобюджетной картине, где за запредельно долгими сценами насилия над главной героиней следовали еще более жестокие и кровавые расправы над мерзавцами. Картина шокировала тех, кто решился ее посмотреть, и разделила публику. В то время как одни настаивали, что Зархи перешел черту и снял трэшевую эксплуатацию самых низменных чувств, другие полагали, что режиссер был вправе далеко зайти, чтобы выразить свое отношение к теме фильма. Главную героиню ленты сыграла Камилль Китон, бывшая девушка с обложки итальянского мужского журнала «Playmen».
Факт: для откровенного постера фильма снялась будущая кинозвезда Деми Мур, которая в то время была 15-летней начинающей моделью.
Зачем смотреть: чтобы не идти на поводу своих страстей
39. Только за твой рост / For Y'ur Height Only (1981)
Страна – Филиппины | Режиссер – Эдди Никарт | Продолжительность – 87 минут
О чем: низкорослый, но героический агент филиппинских спецслужб противостоит злодею, который грезит о власти над миром
Хотя филиппинец Эрнесто де ла Крус перестал расти, когда в нем было всего 83 сантиметра, он с детства мечтал стать героем боевиков. Поэтому он научился карате, привлек внимание продюсеров и начал получить сперва небольшие, а затем и значимые роли в местных фильмах. В 1981 году де ла Крус, также известный как Вен-Вен, сыграл главную роль в пародийном боевике «Только за твой рост», где удалой лилипут изобразил филиппинского Джеймса Бонда – столь же бравого и привлекательного для красоток, как и его британский прототип. Штабелям приконченных Вен-Веном злодейских прихвостней могли позавидовать герои голливудских боевиков. Несмотря на скромный бюджет и несуразный сценарий, картина стала главной сенсацией Международного фестиваля в Маниле в 1981 году и вышла в прокат в нескольких странах.
Факт: филиппинский оригинал «Только за твой рост» на языке тагалог утерян, и сейчас картина доступна только в англоязычном дубляже.
Зачем смотреть: чтобы поверить, что рост не имеет значения
38. Изнанка долины кукол / Beyond the Valley of the Dolls (1970)
Страна – США | Режиссер – Расс Майер | Продолжительность – 109 минут
О чем: участницы женской рок-группы приезжают в Лос-Анджелес, связываются с местным продюсером и пускаются во все тяжкие
Многие критики мечтают оказаться по другую сторону экрана, но лишь считанные единицы получают шанс показать себя. В 1969 году такая возможность представилась начинающему журналисту Роджеру Эберту, будущей легенде американской кинокритики. Эберт написал сценарий вместе с режиссером Рассом Майером, которому студия Fox доверила немного денег в надежде, что независимый постановщик выдаст неожиданный и уникальный хит. «Изнанка долины кукол» в самом деле удачно прошла в прокате, но лишь потому, что это было скандальное и откровенное трэшевое кино, а на такие фильмы тогда был спрос. Коллеги-критики растерзали «Изнанку» за разболтанный сюжет и низкопробное и примитивное содержание, но с годами сменили гнев на милость, когда Эберт и Майер объяснили всем, что снимали сатиру на «фильмы-предупреждения» о жизни в Голливуде, и что недостатки картины – это ее достоинства. Главную героиню «Изнанки» изобразила бывшая девушка «Плейбоя» Долли Рид.
Факт: после прокатного успеха «Изнанки» Эберт и Майер работали вместе до конца 1970-х и навсегда остались добрыми друзьями.
Зачем смотреть: чтобы ерничать так, чтобы вас понимали
37. Кальмар-рестлер / Ika wrestler (2004)
Страна – Япония | Режиссер – Минору Кавасаки | Продолжительность – 95 минут
О чем: смертельно больной бывший рестлер превращается в кальмара человеческого роста и возвращается на ринг
Профессиональный рестлер – причудливое занятие. С одной стороны, рестлеры откровенно валяют дурака, имитируя смертельную вражду на потеху публике. С другой стороны, эта тяжелая и опасная работа, которая легко может превратить человека в развалину. В 2008 году Даррен Аронофски мастерски обыграл это противоречие в номинированной на «Оскар» драме «Рестлер», а четырьмя годами ранее японец Минору Кавасаки снял о рестлинге кино, которое на первый взгляд казалось чистокровной трэш-комедией и пародией, но по ходу действия затрагивало серьезные темы и порой пыталось достучаться до зрительских сердец. Хотя и оставалось нелепой лентой, в которой профессиональный рестлер Осаму Нисимура разгуливал в кадре и дрался на ринге в костюме кальмара.
Факт: до того, как начать снимать сюрные малобюджетные ленты вроде «Кальмара-рестлера», режиссер Минору Кавасаки создавал японские супергеройские телесериалы.
Зачем смотреть: чтобы всегда оставаться человеком
36. Атака коммандос / Strike Commando (1987)
Страна – Италия | Режиссер – Бруно Маттеи | Продолжительность – 104 минуты
О чем: американский спецназовец сражается во Вьетнаме с местными солдатами и их советскими союзниками
Когда режиссер пытается выдать свое поделие за иностранное кино, ему порой приходится заимствовать не только стиль и язык зарубежных постановок, но и их ура-патриотизм. Мучился ли итальянский трэш-мейкер Бруно Маттеи, когда снимал вариацию на тему «Рэмбо 2» и платил американскому актеру Ребу Брауну за то, чтобы тот на экране распинался в своей любви к Америке и прославлял американскую военщину? Вряд ли. Хотя в фильмографии Маттеи были патриотичные боевики о Древнем Риме, он никогда не стеснялся имитировать голливудцев – лишь бы его грошовые картины продавались на видео и показывались кабельными каналами в Штатах. При этом «Атака» была хоть и дурацкой, но не совсем беспомощной, и у нее есть поклонники среди ценителей третьесортных боевиков.
Факт: прежде, чем начать сниматься в иностранных лентах, Реб Браун сыграл Капитана Америку в двух телефильмах по комиксам Marvel.
Зачем смотреть: чтобы быть патриотом своей страны
35. Инопланетное рагу / Bad Taste (1987)
Страна – Новая Зеландия | Режиссер – Питер Джексон | Продолжительность – 91 минута
О чем: агенты спецслужбы прибывают в маленький городок и обнаруживают, что он захвачен пришельцами, которые пожирают людей
Весь мир узнал имя Питера Джексона, когда новозеландец снял великую фэнтези-трилогию «Властелин колец». Чем он занимался до этого? Прежде, чем стать профессиональным режиссером, Джексон вместе с друзьями детства снял на старенькую камеру простенький, но энергичный фантастический кровавый боевик об агентах правительства, которые воевали с инопланетянами-каннибалами. Лента создавалась в течение четырех лет, потому что друзья творили по выходным и на собственные средства. Правда, ко времени завершения проекта кинокомиссия Новой Зеландии тоже вложилась в фильм, чтобы поддержать начинание перспективного парня. Благодаря этому в картине было больше спецэффектов, чем можно было ожидать от домашней поделки, и ленту удалось продать в несколько стран. Джексон сам сыграл одну из главных ролей.
Факт: у «Инопланетного рагу» не было сценария. Джексон в течение недели придумывал новые сцены, которые снимались в субботу и воскресенье.
Зачем смотреть: чтобы дебютировать так, чтобы в вас начали инвестировать
34. История о Рикки / Lik wong (1991)
Страна – Гонконг | Режиссер – Лам Най-чой | Продолжительность – 91 минута
О чем: мастер боевых искусств попадает в тюрьму за убийство криминального авторитета и сражается с бандитами и охранниками
Когда гонконгский фильм в 1980-х получал рейтинг «Категория III» (аналог «18+»), это значило, что в картине есть откровенные сцены. В начале 1990-х этот рейтинг также стали присваивать за зашкаливающе кровавое насилие, и «История о Рикки» была одной из первых картин «Категории III» безо всякой эротики. Вместо нее боевик набит абсурдно жестокими сценами, в которых персонаж может, например, вскрыть себе живот и попытаться задушить врага своими кишками. По сюжету все ключевые герои – крутейшие мастера боевых искусств с нечеловеческими способностями, что делает их почти неубиваемыми и превращает каждую схватку в тошнотворное месилово. Фильм провалился в прокате, но нашел зрителей на видео и до сих пор пользуется любовью знатоков восточного трэша. В заглавного героя перевоплотился Луис Фань, который полтора десятилетия спустя сыграл колоритного мастера-северянина в «Ип Мане».
Факт: в основу «Истории о Рикки» лег одноименный японский комикс, который еще безумнее, чем гонконгский фильм. Он был источником вдохновения для садистских добиваний в Mortal Kombat.
Зачем смотреть: чтобы проверить на прочность свой желудок
33. Человек-пума / L'uomo puma (1980)
Страна – Италия | Режиссер – Альберто де Мартино | Продолжительность – 90 минут
О чем: американский палеонтолог узнает, что обладает сверхчеловеческими способностями, потому что является потомком инопланетян
Когда итальянский режиссер малобюджетных лент Альберто де Мартино взялся за супергеройское кино в духе «Супермена», он был уверен в успехе. До «Человека-пумы» он годами копировал заметные итальянские и иностранные картины и зарабатывал достаточно, чтобы удерживаться в профессии. Однако подражать спецэффектному блокбастеру оказалось куда сложнее, чем копировать вестерны и криминальное кино. Так, итальянские техники даже не смогли разобраться со специальной камерой, которую привезли из-за рубежа, чтобы убедительно снять сцены полета. Впрочем, у фильма были проблемы и со сценарием, где наставник-ацтек геройствовал больше и чаще, чем центральный персонаж, который не сразу привыкал к мысли, что является потомком инопланетного божества Латинской Америки. В итоге «Человек-пума» провалился в Италии, и де Мартино избежал банкротства лишь благодаря иностранным зрителям, которых покорила нелепость постановки. Главного героя изобразил американец Уолтер Джордж Олтон, а главного злодея – известный британский актер Дональд Плезенс.
Факт: в отчаянии от того, что фильм не «вытанцовывался», режиссер добавил в него толику юмора, чтобы ленту можно было принять за пародию на супергеройское кино.
Зачем смотреть: чтобы соизмерять свои силы
32. Нацисты в центре Земли / Nazis at the Center of the Earth (2012)
Страна – США | Режиссер – Джозеф Дж. Лосон | Продолжительность – 86 минут
О чем: исследователи Антарктики нарываются на нацистов, которые с 1945 года живут на тайной базе в центре Земли и готовятся основать Четвертый рейх
Калифорнийская студия с говорящим названием The Asylum («сумасшедший дом») специализируется на малобюджетных лентах, вдохновленных актуальными блокбастерами. Обычно The Asylum выпускает фильмы по мотивам грандиозных лент вроде «Трансформеров» или «Пиратов Карибского моря». Однако в 2012 году студия решила сыграть на известности пародийной финско-немецко-австралийской картины «Железное небо» о нацистах на Луне, хотя это кино было создано менее чем за 8 миллионов евро, и оно было грандиозным лишь по финским меркам. Так появились на свет снятые за 200 тысяч долларов «Нацисты в центре Земли», почти весь бюджет которых был потрачен на простенькие, но обильные компьютерные эффекты и гонорары Доминик Суэйн из «Лолиты» и Джейка Бьюзи из «Звездного десанта». В остальном фильм был настолько несуразным, что герои разгуливали по Антарктике в джинсах и кроссовках.
Факт: сценарий «Нацистов» стал последним творческим проектом главы The Asylum Пола Бейлса. С 2012 года он работает над фильмами студии лишь как продюсер.
Зачем смотреть: чтобы подражать тем, кто этого заслуживает
31. Заат / Zaat (1971)
Страна – США | Режиссер – Дон Бартон | Продолжительность – 100 минут
О чем: сумасшедший ученый превращает себя в человека-сома и отправляется убивать мужчин и похищать женщин
В 1970 году продюсер из Флориды Том Бартон, владевший студией рекламных и образовательных роликов, прочел статью про лягушкового сома, который обитает в болотах Юго-Восточной Азии. Эта причудливая рыба может дышать воздухом и передвигаться по суше, извиваясь как змея и помогая себе плавниками. Бартон был так впечатлен заметкой, что придумал фильм ужасов о человеке-соме и дебютировал в художественном кино. Однако с бюджетом в 50 тысяч долларов новоиспеченный режиссер разгуляться не мог, а придуманное им зеленое чудище с рыбьей головой могло испугать разве что младенца. Тем не менее, Бартон использовал свои связи и добился, чтобы «Заат» показали не только во Флориде, но и в Нью-Йорке. В дальнейшем фильм стал классикой бездарного кино, и Бартон с удовольствием купался в лучах славы, хотя художественные ленты больше не снимал. Главного злодея ленты сыграли Маршалл Грауэр (человек) и Уэйд Попвелл (монстр).
Факт: согласно фильму, «ZaAt» – это формула чудесного вещества, которое трансформирует людей в полурыб.
Зачем смотреть: чтобы находить лучшие источники вдохновения
30. Хобгоблины / Hobgoblins (1988)
Страна – США | Режиссер – Рик Слоун | Продолжительность – 88 минут
О чем: молодой парень случайно выпускает на свободу магических созданий, которые воплощают самые сокровенные желания людей и убивают своих «клиентов»
Вышедшие в 1984 году прославленные «Гремлины» Джо Данте были превосходным примером хоррора для всей семьи – забавного, напряженного и по-настоящему волшебного. Начинающий режиссер Рик Слоун поклонялся Данте как богу и надеялся стать столь же известным, но его вариация на тему «Гремлинов» была сексуально-озабоченной, не подходящей для детей, слишком несуразной для взрослых, лишенной мастерской работы с марионетками… И снятой всего за 15 тысяч долларов, что было, разумеется, совершенно недостаточно для магического кино. Зато много лет спустя Слоун с гордостью рассказывал, что «Хобгоблины» находятся на самом дне рейтингов портала IMDB, и что картину не забывают и с удовольствием высмеивают. Главного героя ленты изобразил Том Бартлетт.
Факт: фильм был экранным дебютом Дарана Норриса, который в дальнейшем стал успешным актером озвучания мультфильмов и видеоигр.
Зачем смотреть: чтобы не позориться, подражая своим кумирам
29. Они сохранили мозг Гитлера / They Saved Hitler's Brain (1968)
Страна – США | Режиссер – Дэвид Брэдли | Продолжительность – 91 минута
О чем: семейная пара пытается спасти своего отца и тестя, ученого-химика, от похитивших его нацистов, скрывающихся в Южной Америке
Пока нацистские ученые готовились запустить американских космонавтов на Луну, голливудцы искали недобитых нацистов в Латинской Америке. В 1963 году этому был посвящен малобюджетный, но пафосный шпионско-фантастический триллер «Безумцы из Мандораса», где предводителем нацистов оказывалась отрезанная и оживленная голова фюрера. Через несколько лет после премьеры картина была продана другой студии, и та наняла нескольких студентов, чтобы те за пару долларов сняли 18 минут дополнительных сцен и превратили ленту в полуторачасовое кино, которое можно было дороже продать для телепоказа. Естественно, новые сцены не стыковались со старыми, и лента под новым названием «Они сохранили мозг Гитлера», которая и в прежнем виде была зашкаливающе глупой, пробилась в списки худших фильмов всех времен. Главные роли исполнили Уолтер Стокер и Одри Клэр.
Факт: картина неоднократно пародировалась в мультсериалах «Симпсоны» и «Футурама», а также в комиксах и играх.
Зачем смотреть: чтобы довольствоваться малым
28. Таящийся ужас / The Creeping Terror (1964)
Страна – США | Режиссер – Вик Сэвадж | Продолжительность – 77 минут
О чем: прилетевший на Землю инопланетный слизняк поглощает всех людей, до которых может доползти
Хоррор «Таящийся ужас» был первым и последним фильмом режиссера Артура Нельсона, который работал под псевдонимом Вик Сэвадж. У постановщика были такие проблемы с деньгами, что нанятый было создатель спецэффектов, устав ждать оплаты, украл с площадки костюм монстра. Поэтому Нельсон вместе с верными ему членами группы на скорую руку сварганил новый костюм, который выглядел как ворох махровых ковров. Передвигался монстр с вальяжностью червяка, и зрители фильма умирали от смеха, а не от страха, когда картина пыталась их уверить, что «коврик» хоть немного опасен. Также Нельсон провалил запись звука на съемочной площадке, и большинство разговорных сцен были вынужденно озвучены закадровым голосом рассказчика, объяснявшего, кто, с кем и о чем говорит. К концу работы над картиной режиссер попросту сбежал от накопившихся долгов, и его главный кредитор, актер Уильям Торлби, сам смонтировал фильм, чтобы довести ленту до премьеры и отбить хоть толику расходов. Со временем лента стала культовым нелепым ужастиком. Нельсон сам сыграл главного героя фильма.
Факт: актер и инвестор Уильям Торлби был рекламным лицом сигарет Marlboro в 1950-е годы. Как и некоторые другие плакатные ковбои Marlboro, Торлби в реальной жизни не курил и всегда заботился о своем здоровье.
Зачем смотреть: чтобы не ссориться с сотрудниками
27. Безудержный монстр / Monster a-Go Go (1965)
Страна – США | Режиссеры – Билл Ребане, Гершел Гордон Льюис | Продолжительность – 70 минут
О чем: во время полета в космос американский астронавт мутирует и превращается в радиоактивное чудище
Артур Нельсон был не единственным трэш-режиссером, который бросил проект, не доведя его до конца. Эмигрант из Латвии Билл Ребане рано стал миллионером, запатентовав систему съемки и показа фильмов на полусферическом экране. Хотя в итоге ее никто толком не использовал, она вызвала достаточный интерес, чтобы Ребане смог на ней нажиться и превратиться из европейского режиссера в американского продюсера. Однако его первый большой проект оказался столь проблемным, что Ребане после нескольких лет мучений продал наполовину готовую ленту более опытному создателю хорроров Гершелу Гордону Льюису, и тот довел кино до премьеры. Поскольку между основными и дополнительными съемками прошло более четырех лет, Льюис не смог снова собрать всю труппу, а те, кого он нашел и нанял, не всегда выглядели так, как раньше. Поэтому в итоговом монтаже сцены не стыковались друг с другом, а некоторые ключевые моменты, включая запланированную экшен-кульминацию, были заменены закадровыми объяснениями. Заглавного монстра изобразил актер-гигант Генри Хайт ростом 2,31 метра.
Факт: будучи сыном эстонца и латвийки, Билл Ребане в детстве освоил латвийский, эстонский, немецкий и русский языки, а затем влюбился в голливудское кино и выучил английский еще до переезда в США.
Зачем смотреть: чтобы верно оценивать свои возможности
26. Сверхзвуковой человек / Supersonic Man (1979)
Страна – США | Режиссер – Хуан Пике Симон | Продолжительность – 88 минут
О чем: сверхсильный и умеющий летать инопланетянин прибывает на Землю, чтобы стать супергероем и бороться со злом
В промежутке между съемками малобюджетных фильмов по мотивам классических фантастических романов Жуля Верна испанский постановщик Хуан Пике Симон нашел время и немного денег, чтобы снять свою вариацию на тему «Супермена». Поскольку картина создавалась в расчете на международный рынок, ее действие развивалось в США, и Симон использовал чужие съемки Нью-Йорка с высоты для сцен, в которых заглавный герой летал в небесах. Правда, испанец понятия не имел, как снять полет убедительно. Или как создавать экшен-сцены без очевидного использования игрушечных домиков, детских вертолетиков и фанерных декораций. Главного злодея картины изобразил много работавший в итальянском кино американец Кэмерон Митчелл, а в главного героя с трудом перевоплотился итальянец Антонио Кантафора.
Факт: у главного героя появляются усы, когда он облачается в супергеройский наряд, потому что в этих сценах играл дублер, а не Кантафора.
Зачем смотреть: чтобы не упускать детали из виду
25. Неимоверно странные существа, переставшие жить и ставшие полузомби / The Incredibly Strange Creatures Who Stopped Living and Became Mixed-Up Zombies (1964)
Страна – США | Режиссер – Рэй Деннис Стеклер | Продолжительность – 82 минуты
О чем: трое друзей приходят на карнавал и становятся жертвами колдуньи, которая гипнотизирует людей и превращает их в зомби-убийц
Почему в легендарном хорроре «Ночь живых мертвецов» не использовалось слово «зомби», хотя оно было хорошо знакомо создателям картины и постоянно звучало за кадром? Потому что к 1968 году это некогда пугающее название монстров из африканского фольклора превратилось в глупую шутку благодаря лентам вроде поделки начинающего режиссера Рэя Денниса Стеклера. Его «Неимоверно странные существа» были смесью хоррора с мюзиклом и рекламировались как первый фильм такого рода. При этом «страшные» сцены картины не пугали, а музыкальные номера заставляли зрителей затыкать уши или нервно смеяться. Тем не менее, лента стала культовой благодаря своей эксцентричности. Главного героя картины сыграл сам Стеклер.
Факт: операторами ленты были будущие мэтры Вилмош Жигмонд и Ласло Ковач, сбежавшие в Америку из социалистической Венгрии и позднее работавшие со Стивеном Спилбергом и другими легендами Голливуда.
Зачем смотреть: чтобы не смешивать зомби и музыку, если вы не Майкл Джексон
24. Черный дрозд / Blackbird (2018)
Страны – Ирландия, Великобритания | Режиссер – Майкл Флэтли | Продолжительность – 90 минут
О чем: вышедший в отставку тайный агент становится менеджером отеля на Карибах и влипает в неприятности, когда в гостиницу заселяется его бывшая подруга
Американский танцор с ирландскими корнями Майкл Флэтли стал всемирно известной звездой народных танцев, когда в 1994 году выступил на «Евровидении» с программой «Riverdance», которая вскоре переросла в полноценное самостоятельное шоу. Многие годы Флэтли «зажигал» для зрителей всего мира, и казалось, что его волнуют только музыка и танцы. Но, когда он вышел на пенсию, оказалось, что Флэтли всегда мечтал сыграть Джеймса Бонда. А поскольку для этой роли он уже был слишком стар, то пенсионер на свои деньги придумал и снял малобюджетную и донельзя наивную, но очень пафосную смесь «бондианы» с «Касабланкой». Вместе с Флэтли в «Черном дрозде» снялся Эрик Робертс.
Факт: Майкл Флэтли с начала 2010-х рисует ногами, танцуя на холстах с разлитой краской. Его картины продаются лучше, чем полотна почти всех «настоящих» ирландских художников.
Зачем смотреть: чтобы не позориться на старости лет
23. Лепрекон 5: Сосед / Leprechaun 5: In the Hood (2000)
Страна – США | Режиссер – Роб Спера | Продолжительность – 90 минут
О чем: начинающие гангста-рэпперы грабят успешного импресарио и случайно выпускают на свободу демона-лепрекона, который открывает на них охоту
Цикл малобюджетных мистических хорроров «Лепрекон», рассказывающий об ирландском демоне-монстре, который терпеть не может, когда у него крадут его золото, с самого начала был скорее кровавой комедией, чем прямолинейным слэшером. Чем дольше цикл продолжался, тем более нарочито нелепым он становился. Эта эволюция достигла пика в пятой серии, которая отправила лепрекона в мир темнокожих гангста-рэпперов и окончательно превратилась в трэш-фарс с курением волшебного четырехлистного клевера и финальным лепрекон-рэпом. Заглавного злодея изобразил известный низкорослый актер Уорвик Дэвис, а злополучного импресарио сыграл легендарный рэппер Айс-Ти.
Факт: самый первый «Лепрекон» 1993 года был кинодебютом будущей звезды «Друзей» Дженнифер Энистон.
Зачем смотреть: чтобы никогда не смешивать нестыкующиеся культуры
22. Заваруха на Гавайях / Hard Ticket to Hawaii (1987)
Страна – США | Режиссер – Энди Сидарис | Продолжительность – 96 минут
О чем: правительственные агенты сражаются с орудующими на Гавайских островах контрабандистами
Режиссер Энди Сидарис начал свою карьеру со съемок спортивных состязаний. Он был первым в США, кто стал приказывать своим подчиненным снимать крупные планы красоток-чирлидерш. Когда Сидарис перебрался с телевидения в малобюджетное кино, он забрал свою коронную фишку с собой. Героинями его фильмов вроде «Заварухи на Гавайях» были девушки с обложек «Плейбоя», и Сидарис с удовольствием снимал их в самых откровенных ракурсах, заполняя все остальное экранное время бездарно написанными и разыгранными диалогами и залихватскими экшен-сценами, которые впечатляли не размахом и мастерством, а сущим безумием. В «Заварухе» ключевые роли получили актер и неудачливый рок-музыкант Ронн Мосс, а также девушки «Плейбоя» Дона Спейр и Хоуп Мари Карлтон.
Факт: Сидарис снимал фильмы в своем родном городе Шривпорт в штате Луизиана. Тогда это было редкостью, а сейчас Луизиана предлагает такие выгодные условия для голливудцев, что в Шривпорте регулярно снимаются блокбастеры.
Зачем смотреть: чтобы превратить увлечение в профессию
21. Птицекалипсис: Шок и трепет / Birdemic: Shock and Terror (2010)
Страна – США | Режиссер – Джеймс Нгуен | Продолжительность – 105 минут
О чем: птицы, мутировавшие под влиянием глобального потепления, начинают нападать на людей и убивать их
Еще сравнительно недавно начинающий режиссер с несколькими тысячами долларов в кармане не мог и мечтать о том, что сможет повторить классический хоррор Альфреда Хичкока «Птицы», получивший «Оскар» за изощренные спецэффекты. В наши дни, однако, компьютерную графику можно создавать даже на ноутбуке, и калифорнийский торговец ПО Джеймс Нгуен знал об этом лучше многих. Поэтому, когда он решил стать независимым режиссером и поставить современную версию своей любимой картины, Нгуен нанял актеров-любителей из живописного прибрежного городка, снял кино без разрешения местных властей и кое-как добавил плюющихся кислотой и взрывающихся птиц-мутантов с помощью домашнего пакета компьютерной графики. Смотрелось это дико, но ценителям плохого кино понравилось, и Нгуен выпустил два сиквела «Птицекалипсиса», намеренно снятые в схожем стиле. Главных героев ленты сыграли Алан Баг и Уитни Мур.
Факт: по словам Нгуена, он вдохновлялся не только «Птицами», но и известной документальной лентой о глобальном потеплении «Неудобная правда», соавтором которой был бывший вице-президент США Альберт Гор.
Зачем смотреть: чтобы не пренебрегать качественной анимацией
20. Смертельное состязание / Gymkata (1985)
Страны – США, Япония | Режиссер – Роберт Клауз | Продолжительность – 90 минут
О чем: американские спецслужбы засылают в азиатскую страну выдающегося гимнаста, чтобы он выиграл в опасном состязании и продвинул интересы США
Американский режиссер Роберт Клауз снял «Выход дракона» и «Игру смерти» с участием Брюса Ли, а также куда менее удачную «Большую драку» с Джеки Чаном. В середине 1980-х он попытался повторить успех «Выхода дракона» и создал «Смертельное состязание» – концептуально схожий боевик о рискованном соревновании и побоище в экзотической стране. Однако главным героем этой картины был американский олимпийский чемпион по гимнастике Курт Томас – привлекательный и мускулистый атлет, но не мастер боевых искусств и не вдохновленный хореограф экшена. А поскольку бюджет этой формально амбициозной картины был сравнительно скромным, то смотрелась она жалко и неубедительно. Зато над ней можно было от души посмеяться.
Факт: главную героиню картины изобразила Течи Агбаяни – уроженка Филиппин и девушка с обложки «Плейбоя».
Зачем смотреть: чтобы не путать гимнастов с экшен-звездами
19. Судьбоносные открытия / Fateful Findings (2013)
Страна – США | Режиссер – Нил Брин | Продолжительность – 100 минут
О чем: успешный писатель и хакер, готовящийся раскрыть самые сокровенные тайны американской элиты, обнаруживает, что обладает парапсихическими способностями
Хотя американец Нил Брин добился успеха как архитектор, он с детства мечтал стать актером и режиссером. Поэтому в конце 2000-х Брин начал вкладывать свои архитектурные заработки в малобюджетные картины, где он мог полностью раскрыться во всех смыслах слова. Дело в том, что Брин не только любит изображать крутых парней с невероятными способностями, но и обнажаться в кадре вместе со своими звездами. Так что его самый известный фильм «Судьбоносные открытия» – несуразная фантастика, непривлекательная эротика и нелепый политический триллер в одном флаконе. Картина стала культовой, как только о ней прослышали ценители трэша.
Факт: Брин лично отвечал за почти все аспекты постановки – от монтажа звука и установки декораций до заказа обедов для актеров. Он не был лишь оператором-постановщиком, так как не успел освоить эту профессию ко времени съемок.
Зачем смотреть: чтобы удостовериться, что не все мечты должны сбываться
18. Тихая ночь, смертельная ночь 2 / Silent Night, Deadly Night Part 2 (1987)
Страна – США | Режиссер – Ли Гарри | Продолжительность – 88 минут
О чем: младший брат серийного убийцы сам становится маньяком
Малобюджетный хоррор 1984 года «Тихая ночь, смертельная ночь» был успешным, но банальным второсортным слэшером в духе «Хэллоуина». Он прославился лишь потому, что его злодей-маньяк убивал людей в костюме Санта Клауса, и многие в США считали, что это надругательство над духом Рождества. Напротив, вышедший год спустя сиквел стал печально знаменит по причинам, никак не связанным с Сантой. Более трети картины составляли флэшбеки, а продюсеры хотели, чтобы их было еще больше. Инвесторы старались как можно меньше потратить и выпустить сиквел, в котором оригинального материала было ровно столько, что ленту можно было представить как продолжение. Режиссер как лев сражался за каждую новую сцену, и он был так этим занят, что не заметил, что его ведущий актер Эрик Фриман играет безумца столь комично, что много лет спустя одна из его сцен стала американским интернет-мемом.
Факт: Ли Гарри был профессиональным монтажером, и его наняли для работы над сиквелом «Тихой ночи», потому что продюсеры предполагали, что он будет больше монтировать старый материал, чем снимать новый.
Зачем смотреть: чтобы не перебарщивать с экономией
17. Опасные мужчины / Dangerous Men (2005)
Страна – США | Режиссер – Джон С. Рэйд | Продолжительность – 80 минут
О чем: после гибели своего жениха девушка мстит его убийце и всем опасным мужчинам, которых может найти
Иранский архитектор Джахангир Салехи счастливо и богато жил в Тегеране, пока революция 1979 года не заставила его вместе с семьей сбежать в США. Большая часть его состояния осталась в Иране, и Салехи, который прежде работал над парой-тройкой картин, вбил себе в голову, что может снять столь же успешное кино, как «Инопланетянин» Спилберга. Он нашел актеров, готовых работать за еду из фастфуда, написал сценарий в духе триллеров о женской мести и приступил к работе. Первую версию «Опасных мужчин» Салехи, переименовавший себя в Джона С. Рэйда, создал примерно за год, но она его не устроила, и он больше двадцати лет монтировал фильм и добавлял новые фрагменты, пока наконец, незадолго до смерти, не выпустил картину в прокат, договорившись с несколькими калифорнийскими кинотеатрами. К тому времени «Опасные мужчины» превратились из прямолинейной любительской поделки в несуразную мешанину эпизодов, снятых в разные годы и с разными действующими лицами. Естественно, картина стала хитом для любителей неописуемого кино.
Факт: хотя Салехи было нечем платить своим звездам вроде исполнительницы главной женской роли Мелоди Уигганс, они с удовольствием с ним работали, потому что он всегда был вежлив и обходителен, как настоящий восточный аристократ.
Зачем смотреть: чтобы не «мариновать» свои затеи
16. Ниндзя-терминатор / Ninja Terminator (1986)
Страны – Гонконг, США | Режиссер – Годфри Хо | Продолжительность – 87 минут
О чем: мастера-ниндзя и их подчиненные сражаются за золотую статуэтку, которая делает своего обладателя неуязвимым
Гонконгский режиссер Годфри Хо за свою долгую жизнь выпустил более сотни малобюджетных картин. Чтобы упростить себе работу, он брал чужие ленты, добавлял к ним сцены собственного производства, монтировал и переозвучивал эту кашу-малу и выдавал результат за оригинальное произведение. Так, «Ниндзя-терминатор», самая известный фильм Хо в этом стиле, более чем на 50% состоит из южнокорейской ленты «Незваный гость на звездном пароме». При этом оригинальная картина в своем изначальном виде не сохранилась, так что Хо сохранил для истории ее фрагменты, перемешав их со сценами с участием китайских и голливудских актеров. Последние во главе с пожилым американцем Ричардом Харрисоном были приглашены в надежде, чем фильм удастся продать в США, несмотря на невменяемость лоскутного сценария. И действительно, картина прославилась на Западе, но лишь благодаря ее причудливости и нелепости ее боевых сцен.
Факт: до того, как на несколько лет прописаться в Азии, Ричард Харрисон работал в родных Штатах и в Европе. Именно он порекомендовал Серджо Леоне своего соотечественника Клинта Иствуда для съемок в «За пригоршню долларов».
Зачем смотреть: чтобы разобраться в фильме-головоломке
15. Полицейский-самурай / Samurai Cop (1991)
Страна – США | Режиссер – Амир Шерван | Продолжительность – 96 минут
О чем: обученный в Японии американский коп переводится в полицию Лос-Анджелеса, чтобы схлестнуться с местными японскими гангстерами
Получив образование в Штатах, иранский режиссер Амир Шерван много лет работал на родине, пока Иранская революция не заставила его перебраться в Калифорнию. На новом месте Шерван создал собственную студию и начал снимать микробюджетные боевики в голливудском стиле, самым известным из которых стал «Полицейский-самурай». Поскольку бюджет картины был всего 7 тысяч долларов, у Шервана не было денег на повторные дубли, и он включил в фильм все, что смог снять, включая сцены, которые актеры намеренно запороли, потому что устали от скопидомства режиссера. Добавьте к этому сценарий, написанный самым Шерваном на неродном языке, и то, что из всех актеров картины лишь каскадер Джеральд Окамура владел боевыми искусствами, и вы получите один из самых ненамеренно уморительных боевиков в истории кино.
Факт: исполнитель заглавной роли Мэтт Хэнлон был бывшим телохранителем Сильвестра Сталлоне. Хэнлон мечтал повторить успех своего босса, но сыграл всего в двух фильмах, после чего угодил за решетку за вооруженное ограбление.
Зачем смотреть: чтобы не экономить на дублях
14. Существо в корзинке / Basket Case (1981)
Страна – США | Режиссер – Фрэнк Хененлоттер | Продолжительность – 91 минута
О чем: молодой мужчина и отделенный от него монструозный сиамский близнец мстят врачам, которые некогда их разделили
Снятый за 35 тысяч долларов на любительскую кинокамеру фильм Фрэнка Хененлоттера ныне хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. На первый взгляд, это банальная хоррор-поделка о маленьком, но жестоком монстре, который прячется в корзинке для белья в промежутках между убийствами, и о его бывшем сиамском близнеце, который помогает брату расправляться со всеми, кого родственники ненавидят за то, что их хирургически разделили. Однако в несложном повествовании «Существа в корзинке» можно найти столько материала для изощренных психоаналитических интерпретаций, что критики до сих пор спорят о том, примитивное ли это кино или же глубокое и вдохновенное. Главного героя ленты сыграл Кевин Ван Хентенрик.
Факт: Фрэнк Хененлоттер сочинял «Существо», разгуливая по злачным кварталам в центре Нью-Йорка и делая заметки на салфетках.
Зачем смотреть: чтобы поразмыслить о семейных узах
13. Огненные девы из далекого космоса / Fire Maidens from Outer Space (1956)
Страна – Великобритания | Режиссер – Сай Рот | Продолжительность – 80 минут
О чем: земные астронавты прибывают на спутник Юпитера и обнаруживают там красоток, которых угнетает местный правитель и пожирает кошмарный монстр
В 1950-х бездарные американские постановщики с таким жаром снимали малобюджетную трэш-фантастику, что режиссеру Саю Роту не хватило места в США, и он снял свое самое известное кино в Британии, с участием местных и заокеанских актеров. Но так как денег у Рота было даже меньше, чем у его голливудских коллег, а прокатчики ждали от британского фильма, как минимум, 80 экранных минут (американские B-муви могли уложиться в час), то «Огненные девы» вошли в историю как один из самых нудных и неубедительных фильмов своего жанра. Почти каждая сцена ленты безбожно затянута, действия в «Девах» кот наплакал, а на костюме «кошмарного монстра» хорошо видны застежки-молнии. Если не считать красоты занятых в фильме девушек, единственное достоинство ленты – музыка Александра Бородина из оперы «Князь Игорь». Главного героя «Огненных дев» изобразил американец Энтони Декстер.
Факт: маска монстра в фильме была основаны на физиономии Рондо Хаттона – американского журналиста и актера хорроров, чье лицо было обезображено акромегалией (чрезмерным разрастанием черепа и нижней челюсти).
Зачем смотреть: чтобы поскучать под классическую музыку
12. Малыши из мусорного бачка / The Garbage Pail Kids Movie (1987)
Страна – США | Режиссер – Родни Амато | Продолжительность – 90 минут
О чем: причудливые волшебные создания помогают маленькому мальчику победить дворовых задир
В середине 1980-х американская детвора с упоением собирала коллекционные карточки-стикеры из серии «Малыши из мусорного бачка». На этих карточках, которые выпускала компания Topps, были изображены гротескные, но по-своему обаятельные детишки вроде Адама Бомбы с головой в форме атомного взрыва. Пока американские мамаши гадали, как убедить своих отпрысков перестать тратить карманные деньги на нелепые стикеры, Topps вложилась в детскую картину, которая должна была еще сильнее влюбить детей в «Малышей». Однако вместо задуманного инвесторами задорного кино у опытного телережиссера Родни Амато получилась откровенно тошнотворная лента с грубым и примитивным юмором и чудовищными костюмами без тени обаяния исходных картинок. Неудивительно, что после такой «рекламы» популярность «Малышей» быстро сошла на нет.
Факт: «Малышей из мусорного бачка» придумал художник Арт Шпигельман, создатель прославленного комикса о Холокосте «Маус». Шпигельман много лет работал в Topps, пока не начал зарабатывать на своих комиксах.
Зачем смотреть: чтобы прочистить желудок
11. Эльфы / Elves (1989)
Страна – США | Режиссер – Джеффри Мэндел | Продолжительность – 89 минут
О чем: неонацисты пытаются воплотить тайный план Гитлера, скрестив демонического эльфа с последней арийской девственницей на Земле
Пока обыватели проводят Новый Год со Снегурочкой и героями «Крепкого орешка» и «Один дома», настоящие ценители трэша отдыхают в компании неонацистов из малобюджетного новогоднего хоррора Джеффри Мандела. Согласно его головокружительно завиральной ленте, Гитлер планировал создать истинную «расу господ», скрещивая арийцев с демонами Рождества. Хотя фюрер давно в аду, его последователи продолжают черное дело, и они наконец-то готовы провести ритуал с участием девушки-подростка, которая даже не подозревает, что выросла в семье с темным прошлым. К счастью, бывший полицейский, подрабатывающий Санта Клаусом, узнает о заговоре и спасает последнюю настоящую арийку (которая, разумеется, живет в США) от нацистов и ушасто-ужасного монстра.
Факт: вопреки названию фильма в «Эльфах» всего один эльф. Его костюм слишком дорого стоил, чтобы несколько таких нарядов вписались в скудный бюджет.
Зачем смотреть: чтобы узнать сокровенную тайну нацизма
10. Человек, который спасает мир / Dünyayi Kurtaran Adam (1982)
Страна – Турция | Режиссер – Четин Инанч | Продолжительность – 91 минута
О чем: два турецких космонавта терпят кружение на далекой планете и сражаются с волшебником, который планирует захватить Землю
Как турецкий фильм 1982 года, снятый за гроши и провалившийся в прокате, прославился на весь мир? Очень просто. Его авторы включили в картину спецэффектные сцены и музыку из «Звездных войн» и других голливудских лент, потому что сами были не способны создать нечто сравнимое. В результате «Человек, который спасает мир» получил прозвище «Турецкие “Звездные войны”» и познакомил все заинтересованное человечество с целым направлением малобюджетного турецкого кино. Впрочем, даже среди этих фильмов «Человек» был особенно наглой поделкой. При этом по стилю и содержанию картина была ближе к гонконгским фэнтези-боевикам, чем к «Звездным войнам», потому что снимать драки с ниндзя и живыми скелетами было проще, чем изображать космические перестрелки. Главного героя фильма сыграл популярный в свое время турецкий экшен-герой Джюнейт Аркын.
Факт: Джюнейт Аркын был врачом по образованию. Он начал кинокарьеру как герой-любовник, но затем за полгода научился акробатике в стамбульском цирке и переключился на авантюрное кино и боевики.
Зачем смотреть: чтобы поразиться турецкой наглости
9. Робот-монстр / Robot Monster (1953)
Страна – США | Режиссер – Фил Такер | Продолжительность – 66 минут
О чем: истребивший почти все человечество инопланетный робот пытается добить тех, кто чудом остался в живых
Помните 3D-кино? Оно пытается покорить Голливуд на каждом новом витке технического развития. Впервые это случилось в начале 1950-х. 1953 год был пиком короткого бума раннего 3D-кино, и даже молодой режиссер Фил Такер, у которого было всего 16 тысяч долларов на его первый фильм, снял «Робота-монстра» в этом формате, потратив треть бюджета, чтобы взять в аренду вторую камеру и купить необходимую пленку. Из-за этой траты у Такера не нашлось денег на костюм робота, и он нанял приятеля, который согласился нахлобучить «робошлем» на свой наряд гориллы. Сюжет фильма был столь же нелепым и произвольным, как костюм злодея, а в качестве спецэффектов использовались нарезки из популярных фантастических лент того времени. С годами картина обрела культовую славу как фиаско по всем статьям, и отсылки к «Роботу-монстру» можно найти в ряде голливудских проектов. Главные роли в картине исполнили Джордж Нэйдер и Клаудия Баррет.
Факт: композитором ленты был Элмер Бернстайн, будущий создатель сотен выдающихся саундтреков. В начале 1950-х он брался за любую работу, так как числился в «черном списке» Голливуда из-за короткого сотрудничества с коммунистами.
Зачем смотреть: чтобы убедиться в опасности робогорилл
8. Санта Клаус завоевывает марсиан / Santa Claus Conquers the Martians (1964)
Страна – США | Режиссер – Николас Уэбстер | Продолжительность – 81 минута
О чем: марсиане похищают Санта Клауса и двух земных детей, чтобы устроить новогодний праздник для своих малышей
В 1960-е голливудское кино в основном снималось для взрослых, и лишь студия Disney регулярно выпускала фильмы, на которые можно было сходить всей семьей. Когда начинающий продюсер Пол Джейкобсон обратил на это внимание, он придумал детскую новогоднюю комедию, произвольно смешавшую рождественские мифы с фантастикой об инопланетном вторжении. И Джейкобсон попал в точку. Его снятая за 200 тысяч долларов картина достойно прошла в новогоднем прокате и не раз перевыпускалась под Рождество, пока даже у маленьких зрителей не развился художественный вкус. После этого нарочито нелепая лента с дурацкими костюмами стала любимицей ценителей голливудского трэша.
Факт: фильм Николаса Уэбстера стал кинодебютом миссис Клаус, жены Санта Клауса. Также в 1964 году американские дети увидели ее в популярнейшем новогоднем мультфильме «Приключения олененка Рудольфа».
Зачем смотреть: чтобы познакомиться с американской версией новогоднего утренника
7. Чудовище из долины Юкка / The Beast of Yucca Flats (1961)
Страна – США | Режиссер – Коулмэн Френсис | Продолжительность – 54 минуты
О чем: советский ученый сбегает в США и, спасаясь от агентов КГБ, мутирует в кровожадное чудовище в пустыне, где проводятся атомные испытания
Первый звуковой голливудский фильм вышел в 1927 году, и к началу 1960-х звук на съемочной площадке умели записывать все голливудские профессионалы. Все, кроме актера Коулмэна Френсиса, который после 12 лет на экране дебютировал в режиссуре с фильмом, чья звуковая дорожка создавалась во время постпродакшена. Чтобы не мучиться с синхронизацией речи и движений губ, Френсис не снял ни одной сцены, в которой лица персонажей были различимы во время разговора. Поэтому основная нагрузка легла на голос закадрового рассказчика. Сюжет ленты был максимально примитивным, экшен – скудным, а открывающая фильм сцена убийства женщины в ванной была снята лишь для того, чтобы в картине была «обнаженка». Никакой связи с повествованием у этой сцены не было. Легко понять, почему «Чудовище» хвалят лишь за то, что оно быстро заканчивается. Незадачливого предателя сыграл рестлер из Швеции Тор Джонсон.
Факт: продюсер «Чудовища» Энтони Кардоса был бывшим сварщиком. Врач посоветовал ему сменить профессию, когда у него начались проблемы с глазами.
Зачем смотреть: чтобы не забыть освоить азы профессии
6. Ньюки / Nukie (1987)
Страна – ЮАР | Режиссеры – Сиас Одендаал, Михаэль Паклеппа | Продолжительность – 95 минут
О чем: двое пришельцев терпят крушение на Земле, и один из них оказывается в африканской саванне, в то время как второго ловят американские военные
Когда представитель немецкой дистрибьюторской компании Михаэль Паклеппа увидел постер южноафриканского фильма «Ньюки», он был растроган силуэтом пришельца, который держал за руки двух африканских детишек. Ясно было, что создатель ленты Сиас Одендаал вдохновлялся спилберговским «Инопланетянином», но Паклеппа счел, что экзотический антураж скомпенсирует второсортность сюжета, и не глядя купил фильм. Каково же было его отчаяние, когда картина добралась до Германии, и Паклеппа обнаружил, что постер был слабо связан с содержанием, и что лента в основном состояла из невнятных диалогов, а пришельцы почти не появлялись на экране. Чтобы спасти свою карьеру, немец улетел в ЮАР и вместе с Одендаалом заново собрал съемочную группу и переработал картину, чтобы она хоть немного походила на тот образ, который был у Паклеппы в голове. Но даже после всех дополнительных съемок «Ньюки» попал в списки самых смехотворных фильмов всех времен. Одну из ключевых ролей в ленте получила южноафриканская актриса Глинис Джонс, вышедшая в тираж звезда послевоенного британского и американского кино.
Факт: в 2022 году создатели YouTube-роликов из компании Red Letter Media уничтожили почти все официальные VHS-кассеты с фильмом, которые смогли найти, чтобы поднять стоимость своей кассеты и продать ее на аукционе за 80 тысяч долларов.
Зачем смотреть: чтобы не покупать кота в мешке
5. Связь через Майами / Miami Connection (1987)
Страна – США | Режиссеры – Пак У-сан, Й. К. Ким | Продолжительность – 84 минуты
О чем: добропорядочные музыканты-таэквондисты сражаются с ниндзя-мотоциклистами, которые торгуют наркотиками
В конце 1980-х выходец из Южной Кореи Й. К. Ким был один из ведущих учителей таэквондо в штате Флорида. Однажды корейский режиссер Пак У-сан увидел Кима на ток-шоу и загорелся идеей снять его в боевике в голливудском стиле. Ким быстро заразился энтузиазмом соотечественника, вложил в проект почти миллион долларов собственных и заемных средств и, став продюсером и сорежиссером, набрал актеров из числа своих преданных учеников. Но так как прежде Ким почти не смотрел кино и не интересовался им, он даже не знал, что проекту нужен сценарий, и фильм снимался по наитию, с минимумом задействованных профессионалов, потому что им нечем было платить. В итоге картина вышла всего во восьми кинотеатрах Флориды и была забыта, пока на нее случайно не наткнулись в 2010 году и не обнаружили, что это эталонный смехотворный экшен-трэш с элементами музыкального кино.
Факт: когда «Связь через Майами» прославилась, ее выпустили на кассетах VHS – специально для поклонников «настоящего качества 1980-х».
Зачем смотреть: чтобы вспомнить эпоху Черепашек-ниндзя
4. Тролль 2 / Troll 2 (1990)
Страна – Италия | Режиссер – Клаудио Фрагассо | Продолжительность – 95 минут
О чем: гоблины пожирают людей, когда те пробуют приготовленную монстрами волшебную вегетарианскую пищу
Режиссер Клаудио Фрагассо не виноват в том, что его фильм, не имеющий никакого отношения к сказочному хоррору 1986 года «Тролль», вошел в историю под названием «Тролль 2». Режиссер хотел назвать картину «Гоблины», и название «Тролль 2» дали фильму нечистоплотные прокатчики. Все остальное в фильме – на совести постановщика. Итальянец взял за основу сценарий своей жены, кое-как перевел текст на ломаный английский язык и заставил преимущественно непрофессиональных американских актеров дословно зачитать эти реплики. При этом объяснялся постановщик на все том же ломаном языке, и американцы едва понимали его указания. Бюджет ленты был копеечным, костюмы гоблинов были банальными резиновыми масками, а актеры считали, что играют в хорроре, тогда как Фрагассо думал, что создает мрачную хоррор-комедию. В общем, что получилось, то получилось – один из самых нелепых фильмов мирового кино.
Факт: жена Клаудио Фрагассо придумала «Тролля 2», когда устала выслушивать разглагольствования своих друзей о пользе вегетарианства.
Зачем смотреть: чтобы оставлять перевод переводчикам
3. Манос: Руки судьбы / Manos: The Hands of Fate (1966)
Страна – США | Режиссер – Хэл Уоррен | Продолжительность – 70 минут
О чем: путешествующая по Техасу семья натыкается на кровавый языческий культ под предводительством властного Хозяина
«Манос» был первым и единственным творением техасского торговца удобрениями Хэла Уоррена. Актер-любитель, Уоррен случайно познакомился с голливудским сценаристом Стирлингом Силлифантом и за чашкой кофе побился с ним об заклад, что на свои деньги создаст полноценный фильм ужасов. Так появился «Манос» – полулюбительская лента, снятая за 19 тысяч долларов с участием актеров из местного театра. Съемки шли по ночам (у всех, включая режиссера, была основная работа), костюмы и монтаж были самыми примитивными, а спецэффекты отсутствовали, потому что Уоррен не знал, как их делать. Тем не менее, он довел проект до премьеры и договорился о прокате с несколькими кинотеатрами, выиграв пари. После этого «Манос» был на многие годы забыт, пока его не откопали для комедийного телепроекта 1990-х «Mystery Science Theater 3000», где показывали старые слабые и странные картины, чтобы над ними поиздеваться. Благодаря этому шоу «Манос» прославился как эталонный хоррор-трэш, полный банальных ошибок и ляпов, но не лишенный вдохновения и запоминающейся причудливости. Уоррен сам сыграл главного героя картины.
Факт: актеры работали бесплатно. Уоррен уговорил их сниматься, пообещав доли от прокатных сборов. В итоге гонорар получила лишь сыгравшая в фильме девочка (дочь исполнителя роли злодея). Ей купили новый велосипед.
Зачем смотреть: чтобы избегать техасского захолустья
2. План 9 из открытого космоса / Plan 9 from Outer Space (1957)
Страна – США | Режиссер – Эдвард Вуд-младший | Продолжительность – 79 минут
О чем: инопланетяне превращают покойников в зомби, чтобы заставить человечество остановить гонку вооружений
Когда у режиссера есть на съемки всего 60 тысяч долларов (невеликая сумма даже для 1957 года), он обычно задумывает камерный проект. Однако режиссер Эд Вуд ко времени съемок «Плана 9» устал снимать скромное кино, и он замахнулся на эпическую ленту с множеством действующих лиц и войной планетарного размаха. Также постановщик задумал совместить набиравшую популярность научную фантастику с выходившим из моды «готическим» кино про зомби. Так появился на свет «План 9 из открытого космоса», который часто называют худшим фильмом в истории Голливуда. Лента снималась и монтировалась столь небрежно, что в ней можно, например, разглядеть сценарий на коленях у одного из актеров. «Эпические эффекты» были неубедительными даже по меркам 1950-х, взятые напрокат костюмы были дырявыми, а якобы драматичное кино смотрелось как комедия абсурда. Главную роль в «Плане 9» сыграл телевизионный актер Грегори Уолкотт.
Факт: сцены с участием звезды довоенных хорроров Белы Лугоши были сняты до начала работы над «Планом 9», для совсем другого проекта. Когда пожилой актер скончался, Вуд включил эти фрагменты в фильм, чтобы рекламировать его как «последнее кино Лугоши».
Зачем смотреть: чтобы прикоснуться к легендарному анти-шедевру
1. Комната / The Room (2003)
Страна – США | Режиссер – Томми Вайсо | Продолжительность – 99 минут
О чем: невеста успешного банкира изменяет ему с его приятелем, приводя финансиста в исступление
В 2001 году калифорнийский бизнесмен Томми Вайсо сперва сочинил пьесу «Комната», а затем переделал ее в роман и, наконец, в сценарий. Продать «Комнату» профессиональным продюсерам Вайсо не смог, и он лично организовал и оплатил съемки, наняв несколько сотен членов группы и вложив в проект 6 миллионов долларов. Главные мужские роли сыграли Вайсо и его лучший друг Грег Сестеро. В изначальном тексте было 500 страниц, и от многих сцен пришлось отказаться, потому что они были либо слишком дорогими, либо слишком безумными. Но даже после всех сокращений «Комната» оказалась затянутым и нелепым зрелищем, с откровенно бездарной актерской игрой, еще более слабыми диалогами и сюжетными линиями, которые никуда не вели. Фильм создавался как артхаусная мелодрама, но позднее Вайсо называл ее «черной комедией», потому что лента вызывала лишь смех, а не желание сопереживать участникам любовного треугольника. «Комната» провалилась в прокате, однако стала культовым хитом среди людей, наслаждающихся эталонным плохим кино и любящих искать тайные смыслы в артхаусных фильмах. Многие голливудские знаменитости признавались в привязанности к «Комнате», а в 2017 году актер Джеймс Франко снял успешный биопик «Горе-творец» о закулисной истории фильма.
Факт: точно неизвестно, откуда взялся Томми Вайсо и где он нашел деньги на «Комнату». Считается, что он уроженец Польши, который жил во Франции до переезда в США. Поэтому Вайсо пользуется французским псевдонимом.
Зачем смотреть: чтобы научиться проваливаться с треском на весь Голливуд
Борис Иванов
26 ноября 2023 года