50 лучших мелодрам
Кино про любовь!
Романтическое кино, лирическое кино или фильмы про дружбу – что может быть лучше для совместного вечернего просмотра? Любовные истории, чувства и эмоции – все это объединяется в картинах про взаимоотношения людей, заставляет нас почувствовать себя моложе, будоражит кровь и призывает стать чуточку лучше. Наша новая мини-энциклопедия кино расскажет о лучших мелодраматических фильмах, наиболее значимых и важных произведениях жанра, когда-либо вышедших на экраны. Итак, пятьдесят лучших мелодрам!
50. Перед закатом / Before Sunset (2004)
Картина Ричарда Линклейтера расскажет о новой встрече Джесси и Селин (Итан Хоук и Жюли Дельпи), которая произошла в Париже спустя девять лет после нескольких трогательных часов в Вене (описанных в картине «Перед рассветом»). Поэтическое, лирическое полотно, воспевающее чувства и буквально на корню рубящее мизантропию – не столь сильное, как оригинал, но, без сомнения, заслуживающее вашего внимания.
49. Дождливый день в Нью-Йорке / A Rainy Day in New York (2019)
Вуди Аллен умеет сплетать интригу из нитей простых событий, так и в «Дождливом дне» экскурсия по Нью-Йорку, которую задумал юноша для своей возлюбленной, быстро преломляется в настоящий хоровод событий. Ода молодости, рассказ о множестве путей и, конечно же, настоящая романтика.
48. Укрощение строптивого / Il bisbetico domato (1980)
Хит советского проката, идеальный дуэт в исполнении Адриано Челентано и Орнеллы Мути – атака на крутого фермера, попытка изменить взгляды на мир закостеневшего холостяка. Искрометный юмор, палящее солнце, итальянский темперамент – тут все хорошо, ярко и броско.
47. Легенда о пианисте / La leggenda del pianista sull'oceano (1998)
Джузеппе Торнаторе умеет снимать проникновенное кино – а «Легенда о пианисте», вероятно, наиболее удачный фильм мастера. Тим Рот и Прюитт Тэйлор Винс выглядят строго на своих местах, а удивительная история о никогда не сходившем на берег пианисте подкупает своим изяществом.
46. Ла-Ла Ленд / La La Land (2016)
Вереница призов вполне заслужена – Дэмьен Шазелл истинный шаман, умело раскидывающий свои сети. Музыкальный водевиль, роман о любви старлетки и джазового музыканта в подаче маэстро приобретает космические глубины и буквально очаровывает.
45. Любовь и голуби (1984)
Слаженности режиссуры Владимира Меньшова можно только позавидовать, а к игре Александра Михайлова, Нины Дорошиной и Людмилы Гурченко невозможно высказать ни единой претензии. Сценарий о бегстве Васи из деревни в город не даром разошелся на цитаты – на фоне искрометного юмора и блестящих диалогов («Кака любовь?!» «Така любовь!») картина предлагает и другой, куда более глубокий пласт, так что, пересматривать ее можно много раз.
44. Мужчина и женщина / Un homme et une femme (1966)
Каноническая лента о любви – «Мужчина и женщина» Клода Лелуша с Анук Эме и Жаном-Луи Трентиньяном в главных ролях. Встреча двух одиноких душ – профессионального автогонщика и взрослой дамы, превращается в настоящий круговорот страстей, однако, чтобы продолжить отношения, героям следует победить одиночество внутри каждого из них.
43. Шумный день (1960)
В рамках компактного повествования «Шумного дня» успевает пройти сложнейший конфликт поколений, который возникает из-за скандала на тему «лишней» мебели в квартире. Блестящий образ Олега Табакова, великолепно проиллюстрированные отношения отцов и детей, изысканная режиссура Анатолия Эфроса и Георгия Натансона – настоящий бриллиант отечественного кинематографа.
42. Привидение / Ghost (1990)
Один из главных «женских хитов» девяностых годов ХХ века – тонкая история любви на фоне мистики. Джерри Цукер умело управляет действием, а Патрик Суэйзи, Деми Мур и Вупи Голдберг рисуют свои, пожалуй, самые заметные роли.
41. Портрет девушки в огне / Portrait de la jeune fille en feu (2019)
Сказка на новый лад – Селин Сьямма расскажет о художнице Марианне, которую пригласили написать потрет дочери владельцы имения в Бретани, Элоизе. Так как героиня не хочет замуж, Марианну «подселяют» как компаньонку для прогулок – но вскоре между леди вспыхивают чувства, о которых совсем не принято было говорить в 1770 году. Похожее на ожившие картины произведение прецизионно выстроено и великолепно снято.
40. Весна на Заречной улице (1956)
Эта повесть Марлена Хуциева расскажет о любви сталевара и учительницы, в отражении которой будут идеально прописаны как герои, так и атмосфера эпохи. Персонажи тут – ну как живые, их развитие выстроено безупречно, а общая виртуозность постановки приятно удивляет.
39. Три тополя на Плющихе (1968)
Проблемы, поднятые в ленте «Три тополя на Плющихе» близки всем и каждому, композиционная работа фильма заслуживает включения его во все учебники кино, а откровенность и честность не позволяет отвлечься до самых титров. Многогранное произведение, которое можно рассматривать под различными углами.
38. Полночь в Париже / Midnight in Paris (2011)
Доброе, милое, чувственное и (как обычно) немного занудное кино от Вуди Аллена – Оуэн Уилсон и Марион Котийяр просто светятся энергией, ожившие картины поражают, а начав погружаться в этот ритм двадцатых годов ХХ века уже не хочется возвращаться обратно.
37. Черная кошкa, белый кот / Crna macka, beli macor (1998)
Дикое попурри – «Черная кошкa, белый кот» Эмира Кустурицы распадется на миллион осколков, разборки двух цыганских баронов перемежаются настоящей любовью, которая произрастает на любой почве – и которой покорны все.
36. Знакомьтесь, Джо Блэк / Meet Joe Black (1998)
Фэнтези-мелодрама Мартина Бреста – с Брэдом Питтом, Энтони Хопкинсом и Клэр Форлани в главных ролях. Дни газетного магната Уильяма Пэрриша сочтены, но он может отсрочить день ухода, если станет проводником в мир живых для Джо Блэка, который и заберет героя после с собой. Беда в том, что образ, который взял Джо, как оказывается, принадлежал возлюбленному дочери Пэрриша. В этом сложном треугольнике найдется место подлинной лирике, романтике и переживаниям.
35. Чyнгкингский экспресс / Chung Hing sam lam (1994)
Герои-полисмены, их странные судьбы, влюбленная соседка, сделавшая дубликат ключей и посещающая чужую квартиру – произведение Вонга Кар-Вая столь же аутентично, сколь и величественно. Перед нами разворачивается не кино, а настоящая магия.
34. Дневник памяти / The Notebook (2004)
Райан Гослинг и Рэйчел МакАдамс решают судьбу свой любви в этой мелодраме Ника Кассаветиса: Вторая мировая война разлучила персонажей и перестроила ландшафт окружающей действительности. Но росток чувств все равно пробивается даже через уже сформированные жизни…
33. Жестокий романс (1984)
Не то драма, не то даже трагедия – однако, из «Жестокого романса» нельзя исключить и мощнейшую любовную линию. Экранизация классической пьесы Островского «Бесприданница», повесть о бедной дворянке Ларисе Огудаловой и ее чувствах к купцу Паратову в постановке Эльдара Рязанова превращается в натянутый оголенный нерв эмоций.
32. Грязные танцы / Dirty Dancing (1987)
Хит видеосалонов восьмидесятых годов, музыкальная мелодрама Эмиля Ардолино с Дженнифер Грей и Патриком Суэйзи подкупает своей правдой характеров и искренними, абсолютно живыми чувствами. Лето 1963 года просто врывается в ваш зал, а курортный роман превращается в шквал эмоций.
31. Мулен Руж / Moulin Rouge! (2001)
Еще один мюзикл – гротескное, немного сумбурное, но исключительно мощное полотно База Лурмана. Прекрасные роли Николь Кидман и Юэна Макгрегора, ошеломляющие номера и вечная история любовного треугольника.
30. Телохранитель / The Bodyguard (1992)
Еще один из важнейших фильмов девяностых – Мик Джексон сделал настоящее смешение жанров (здесь все – от мюзикла до мелодрамы и боевика), а Кевин Костнер и Уитни Хьюстон выступили исключительно мощно.
29. Брак по-итальянски / Matrimonio all'italiana (1964)
Фактурные герои (их играют Софи Лорен и Марчелло Мастроянни), страсть и оголенный нерв повествования – история женитьбы Доменико и любящей его Филумены, которая все ставит на карту, тут предстает в абсолютно физической форме.
28. Унесенные ветром / Gone with the Wind (1939)
Столп жанра, фундамент многих современных картин, «Унесенные ветром» в XXI веке уже не сражают наповал, но предлагают идеальное развитие образов героев и являются классическим примером эволюции персонажей и иллюстрации целой жизни в рамках (всего!) 222 минут действа.
27. Перед рассветом / Before Sunrise (1995)
И опять Ричард Линклейтер в режиссерском кресле, а Итан Хоук и Жюли Дельпи в главных ролях. Потрясающе органичное в своем минимализме полотно о мимолетной встрече американца и француженки, обернувшееся сильнейшими чувствами, буквально сводит с ума. Картина абсолютна гениальная, живая и неподдельно разыгранная.
26. Тени забытых предков (1964)
Полная аутентичность от Сергея Параджанова – «Ромео и Джульетта» перенесенные в древние гуцульские времена. Иван и Маричка любят друг друга, но противостояние их родов не дает сбыться семейному счастью. Уникальная работа камеры, блестящая атмосфера – в итоге получился густой слепок эпохи.
25. Шоколад / Chocolat (2000)
Жюльет Бинош, Джуди Денч, Альфред Молина, Джонни Депп, Кэрри-Энн Мосс – но «Шоколад» может похвастаться не только блестящим актерским ансамблем. Роман о Виенн и ее шоколадном магазине преображает не только описываемый небольшой городок – он может изменить и зрителя.
24. Это случилось однажды ночью / It Happened One Night (1934)
Режиссура Фрэнка Капры, дуэт Кларка Гейбла и Клодетт Кольбер – многоплановая картина о сбежавшей от отца Элли, которая направляется своему суженому в Нью-Йорк и в пути встречает уволенного репортера Питера, нисколько не устарела и сегодня. Пронзительное и великолепно выстроенное кино.
23. Титаник / Titanic (1997)
«Титаник» всем хорош – и своим катастрофическим финалом, где Джеймс Кэмерон накачивает адреналин литрами, и, конечно же, любовной историей, в которой Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслет излучают полноценную «химию».
22. Покровские ворота (1982)
Классика от Михаила Козакова. В «Покровских воротах» есть все слагаемые успеха – и блестящий актерский состав, и превосходные сценарий, и каноническая постановка. Недаром, этот рассказ об аспиранте Костике, проживающем в шумной коммунальной квартире, стал событием десятилетия.
21. Укрощение строптивой / The Taming of the Shrew (1967)
Что за подборка мелодрам без «Укрощения строптивой»? Франко Дзеффирелли мастерски управляется с сюжетом о норовистой Катарине и Петруччио, решившим во что бы то ни стало отвести героиню под венец, а роли Элизабет Тейлор и Ричарда Бертона в этой ленте давно уже признаны энциклопедическими.
20. Ирония судьбы, или С легким паром! (1975)
Самый новогодний отечественный фильм, самый одухотворенный и наиболее цитируемый. «Ирония судьбы» стала визитной карточкой праздника, эта картина задевает струны в душе любого зрителя и является примером того, как следует снимать мелодрамы.
19. Любовное настроение / Fa yeung nin wah (2000)
Важнейшее произведение в карьере Вонга Кар-Вая – компактность действия никак не влияет на раскрытие образов и чувств, каждый кадр просится «в рамочку, да на стену», атмосфера буквально выплескивается с экрана – не поддаться такому «настроению» невозможно.
18. Москва слезам не верит (1980)
Обласканная критикой, увенчанная призами и заслужившая истинную любовь зрителей «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова – настоящий прорыв для кинематографа образца семидесятых годов. Суровость ленты местами обескураживает, цельности сценария можно позавидовать, а любовная линия выстроена поистине железной рукой.
17. Служебный роман (1977)
«Служебный роман» Эльдара Рязанова расскажет об отношениях служащего Анатолия Новосельцева и его крутом боссе, Людмиле Калугиной. Скорее памятник эпохе, в котором идеально выстроены эмоции и чувства – абсолютная классика.
16. Римские каникулы / Roman Holiday (1953)
Грегори Пек и Одри Хепберн в главных ролях, Уильям Уайлер в режиссерском кресле: этот рассказ о сбежавшей принцессе Анне и журналисте Джо Брэдли выглядит наиболее гармоничным, светлым и радостным примером жизнеописания встречи двух совершенно разных людей.
15. Красные башмачки / The Red Shoes (1948)
Музыкальная мелодрама великих Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера – режиссеров, по сути, сформировавших облик современного кино. Классический любовный треугольник на фоне балета поражает как изысканностью постановки, так и своей кипящей кровью.
14. Манхэттен / Manhattan (1979)
Главное кино Вуди Аллена – бесконечный монолог о жизни и поисках любви. Очаровательный в своей занудности «Манхэттен» кажется полноценным слепком одинокой личности в этом мире.
13. Земляничная поляна / Smultronstället (1957)
Вершина творчества Ингмара Бергмана – декомпозиция семидесяти восьми лет жизни профессора из Стокгольма. Воспоминания о молодости, стремления, мечтания, любовь – все это сплетается в клубок невиданной силы и мощи.
12. Квартира / The Apartment (1960)
Джек Леммон и Ширли Маклейн блистают в этой мелодраме Билли Уайлдера. Сюжет тут не главное (служащий страховой компании, влюбившийся в любовницу босса, теперь должен выбирать между чувствами и карьерой), главное, насколько мастерски разыграна эта вечная история.
11. Три идиота / 3 Idiots (2009)
Монументальное индийское полотно о трех неумехах, которое полностью захватывает зрителя – картина абсолютно правдива и жесточайше честна, при всем своем якобы смешном антураже, она рисует действительность без прикрас и сантиментов.
10. Умница Уилл Хантинг / Good Will Hunting (1997)
Гас Ван Сент ерунды не делает – а «Умница Уилл Хантинг», пожалуй, является главным бриллиантом в короне режиссера. Дуэт Мэтта Дэймона и Робина Уильямса абсолютно органичен (Бен Аффлек «на задворках» также неплох), а повесть о перевоспитании вундеркинда профессором математики выглядит полноценной азбукой для адаптации трудных ребят в этом мире.
9. В джазе только девушки / Some Like It Hot (1959)
Что за список мелодрам без творения Билли Уайлдера с Мэрилин Монро, Тони Кертисом и Джеком Леммоном в главных ролях. Начавшись, как бесшабашная криминальная комедия о чикагских музыкантах, вынужденных скрываться от бандитов в образе женщин в амплуа инструменталисток джазового ансамбля, «В джазе только девушки» быстро превращаются в оду радости чувствам.
8. Еще раз про любовь (1967)
Сильнейшее произведение о столкновении разных характеров и судеб – Татьяна Доронина и Александр Лазарев абсолютно великолепны в своих ролях, а финал, который не щадит зрителя, позволяет лучше понять ценность минут, проведенных вместе.
7. Вечное сияние чистого разума / Eternal Sunshine of the Spotless Mind (2004)
Запутанная мозаика, которая вдруг складывается в манифест самого важного чувства в жизни людей – любви. Самая важная лента в карьере Мишеля Гондри – и лучшие роли Джима Керри и Кейт Уинслет.
6. Огни большого города / City Lights (1931)
Чарли Чаплин – не только великий комик, но еще и талантливейший рассказчик историй. «Огни большого города», повествующие о любви слепой торговки цветами и Бродяги (который бросает все силы на поиски денег для операции по восстановлению зрения), могут заставить заплакать даже самых суровых мужчин.
5. Форрест Гамп / Forrest Gump (1994)
Чудо девяностых годов ХХ века: талант Роберта Земекиса, удивительное попадание в роль Тома Хэнкса – и история о везучем странном пареньке, которой оказались все возрасты покорны. Браво.
4. Поющие под дождем / Singin' in the Rain (1952)
Стэнли Донен и Джин Келли на базе дюжины известных бродвейских песен – один из самых одухотворенных фильмов ХХ века. Популярная звезда немого кино пробует себя на «звуковой» ниве и предлагает зрителю череду незабываемых образов и великолепно поставленных мизансцен.
3. Девчата (1961)
Лучший советский фильм – рассказ о неунывающей поварихе Тосе и рабочих буднях сибирского поселка лесорубов. Абсолютно искреннее кино, в которое веришь сразу и безоговорочно – и просто плывешь по реке взаимоотношений двух героев.
2. Амели / Le fabuleux destin d'Amélie Poulain (2001)
Милая, добрая, нежная и очаровательная сказка. Гений Жана-Пьере Жене собрал эту историю из многолетней «коллекции воспоминаний», приправил необычным фирменным стилем и раскрасил всеми красками полуденного солнца. Глоток свежего воздуха, повесть «на все времена».
1. Касабланка / Casablanca (1942)
Вечная, нестареющая классика – буря страстей, преломляющаяся полной гаммой чувств и эмоций. Между Хамфри Богартом и Ингрид Бергман возникает настоящая «химия», а простенький романтический сюжет к финалу уходит в куда более глубокие аллюзии. Ничего равного по силе и мощи кинематограф еще не видел.