50 лучших фильмов XXI века
Шедевры нашего времени
Хватит вспоминать о классике и столпах жанра – в XXI веке вышло немало прекрасных картин. Современных, снятых на новый манер, соответствующих ритму и стилю нынешних реалий. Мы уже публиковали большой рейтинг лучших фильмов «за всю историю кинематографа», но нынешний обзор более компактный и лаконичный. Мы изучили наиболее впечатляющие ленты, вышедшие за два прошедших десятилетия – настоящие слепки времени и примеры технологичного подхода к съемкам. Итак, мини-энциклопедия кино продолжается – встречаем пятьдесят лучших современных фильмов.
50. Довод / Tenet (2020)
«Довод» – дорогое, мощное и исключительно качественно сделанное зрелище, кино «на все деньги». В актив ленты можно записать, конечно же, изысканную операторскую работу Хойте Вана Хойтема: фирменные рубленые планы, повороты камеры вокруг персонажей с головой погружают в действие, не менее хороша и музыка Людвига Йоранссона – монументальные композиции подчеркивают пафос и масштаб происходящего. Финал, в котором оперируют красные и синие «бригады», навевает явные аллюзии о «Матрице» сестер Вачовски, а развязка не оставляет и тени сомнения, что Нолан замахнулся на столь же грандиозный эпик.
49. Аура / El Aura (2005)
Одинокий шедевр от Фабиана Бьелински – с великолепным Рикардо Дариным в главной роли. Название здесь означает всего лишь потерю человеком себя перед эпилептическим припадком, чувство, когда мир уходит из-под ног. Именно в такую ситуацию и попадает главный герой, таксидермист, который «подменяет» грабителя, сформировавшего идеальный план новой операции. Сможет ли обыватель перевернуть свою жизнь? Очень грустная, созерцательная лента, сон, ставший реальностью.
48. Старикам тут не место / No Country for Old Men (2007)
Восхитительный звездный ансамбль, среди которого Томми Ли Джонс, Джош Бролин, Хавьер Бардем, Келли Макдоналд и Вуди Харрельсон, твердая рука постановки – все награды картины абсолютно заслужены, а то исследование природы насилия, которое затевают авторы, заслуживает долгих и продолжительных аплодисментов.
47. История / Kahaani (2012)
Хотя «История» Суджоя Гхоша и снята в Индии – в ней нет ни традиционных танцев, ни излишней мелодраматичности. А есть только стальной кулак действия (в бархатной перчатке, конечно: так начинается рассказ о беременной Видье, которая возвращается из Лондона в Калькутту на поиски своего пропавшего мужа). Холодное и очень жесткое повествование кажется одним самых серьезных представителей жанра «триллер» – а еще и отличным тестом на вашу проницательность.
46. Возвращение (2003)
Загадочный, местами даже мистический фильм Андрея Звягинцева: исключительно гармоничный, великолепно выстроенный и прекрасно сбалансированный. Трансформация двух мальчишек, которые вдруг встречаются с отцом, знакомым им лишь по фото, слом традиционного жизненного уклада после путешествия на безлюдный остров – все это превращается в великую сагу о взрослении.
45. Внутри Льюина Дэвиса / Inside Llewyn Davis (2012)
Загадочная лента братьев Коэнов – роман о музыканте, который еле сводит концы с концами в Америке образца пятидесятых годов ХХ века. Льюин Дэвис пытается обрести себя в путешествиях между ночными клубами, а мы – познать суть и дух музыки, проникнуться атмосферой минувшей эпохи и оценить мастерство финального философского реверанса.
44. Три билборда на границе Эббинга, Миссури / Three Billboards Outside Ebbing, Missouri (2017)
«Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина МакДоны не даром получил свои «Оскары» – на фоне общего мрака этой печальной истории, картина зажигает одну из самых ярких искр в художественных произведениях. Каждый может измениться, и каждому дан шанс на спасение – гимн всему людскому не смолкает даже после развязки.
43. Древо жизни / The Tree of Life (2010)
Эпохальное произведение Теренса Малика, подводящее итог всему творчеству режиссера. Развитие человека проецируется на зарождение жизни на Земле и эволюцию, многоплановость подхода обескураживает, а взаимоотношения персонажей переданы фактурно и полновесно.
42. Царство небесное / Kingdom of Heaven (2005)
Мало кто из современных режиссеров умеет настолько точно создавать колорит, как Ридли Скотт. Что инопланетные виды, что Средние века, в руках настоящего мастера оживает любое произведение. Вот и «Царство небесное» заставляет почувствовать себя рыцарем, позволяет окунуться в детские мечты и гарантирует бешеную динамику.
41. Дюнкерк / Dunkirk (2017)
Поразительно, но факт: несмотря на то, что «Дюнкерк» описывает сражения между англичанами и немцами, самого противника мы в кадре так и не увидим. Вместо этого на заднем плане всегда тикают часы – герои, похоже, противостоят главной силе во Вселенной. Фирменная отстраненная подача Нолана тут максимизирована, равно, как и натурные съемки, в которых почти не использовалась компьютерная графика.
40. Мулен Руж / Moulin Rouge! (2001)
Гротескное, немного сумбурное, но исключительно мощное кино База Лурмана. Прекрасные роли Николь Кидман и Юэна Макгрегора, ошеломляющие музыкальные номера и вечная история любовного треугольника.
39. 300 спартанцев / 300 (2006)
Чистая визуалистика от Зака Снайдера – скорее оживший сон, иной мир, чем преломление известной истории. Комикс? Да. Шикарное кино? Безусловно. Кровь в жилах кипит, рапиды изумляют, ничего равного по боевым сценам мир еще не видел.
38. Бердмэн / Birdman or (The Unexpected Virtue of Ignorance) (2014)
«Бердмэн» – пример авторской экспрессии и реализации самого смелого режиссерского замысла. Алехандро Гонсалес Иньярриту рискнул – несмотря на то, что его убеждали в крайних сложностях создания проекта, так родилась одно из самых экстравагантных произведений XXI века. История стареющей звезды – чистый поток сознания, который полностью поглощает зрителя.
37. Интерстеллар / Interstellar (2014)
К созданию «Интерстеллара» были приложены грандиозные усилия – изначальный замысел ленты сформировал известный физик-теоретик Кип Торн, большая часть «космических» сцен произведения выглядит именно так, как данные события представляет современная наука, а бюджет картины позволил создать впечатляющие спецэффекты. Железная рука Кристофера Нолана собрала эту мозаику воедино – и представила на суд зрителей один из наиболее важных научно-фантастических фильмов современности.
36. Паразиты / Gisaengchung (2019)
Первый южнокорейский фильм, получивший высшую награду Каннского кинофестиваля, «Золотой Глобус» и «Оскара» за лучший фильм – это далеко не полный список призов, который собрали «Паразиты». Пон Джун-хо удалось в картине соединить «коня и трепетную лань» – это не то триллер о ползучем проникновении мрака, не то остросоциальная сатира, блистает всеми красками настоящего кино.
35. Безумный Макс: Дорога ярости / Mad Max: Fury Road (2015)
После съемок оригинальной трилогии о Безумном Максе, Джордж Миллер был вынужден переключиться на семейное кино. Судя по всему, режиссер за прошедшие десятилетия настолько истосковался по любимому герою, что вложил в «Дорогу ярости» не только душу, но и настоящую первобытную злобу. Этот беспрерывный аттракцион-молотиловка является примером блокбастера, заставляющего вжиматься в спинку кресла и изумляющего своим размахом.
34. Патруль времени / Predestination (2013)
Навороченная фантастика – Майкл Спириг и Питер Спириг сплетут настоящую сеть о путешествиях во времени, да как следует дернут в нужных местах за ниточки. Полиция будущего пытается предотвращать преступления до их совершения, используя машину времени, вот только некто, пытающийся уничтожить Нью-Йорк, остается неуловимым.
33. Лунный свет / Moonlight (2016)
Три маски, три возраста, но одна личность. Барри Дженкинсу удалось вдохнуть в это кино настоящую жизнь: красоты природы завораживают, картинка по-настоящему художественна, а медитативное действие целиком окутывает зрителя.
32. Стражи Галактики / Guardians of the Galaxy (2014)
Это еще не оригинальные «Звездные войны», но близко к тому. Джеймсу Ганну удалось вернуть на экраны стиль фантастики ХХ века, ввести ряд шикарно прописанных характеров (Грут просто милашка) и сплести все это попурри в весьма цельное и ритмичное произведение.
31. Рейд 2 / Serbuanmaut 2: Berandal (2014)
Гарет Эванс покорил вершину жанра файтинга – лучше, скорее всего, мы уже ничего не увидим. Невероятно яростное, гротескное и фантасмагорическое кино тоннами качает адреналин и предлагает необычный опыт по знакомству с действительно первобытными страстями.
30. Отель «Гранд Будапешт» / The Grand Budapest Hotel (2014)
Синтез стиля Уэса Андерсона, в который можно было облечь любой сценарий. Внешнее тут важнее внутреннего, история о падении Старой Европы в преломлении ролей Рэйфа Файнса, Тильды Суинтон, Сирши Ронан и Эдрианом Броуди выглядит сплавом фантазий и яви, манящим и притягательным.
29. Реальность / Réalité (2014)
Квентин Дюпье умеет поиграть в игры с грезами и явью, но «Реальность» и вовсе может свести вас с ума. Удивительный полет фантазии, настоящие ожившие сюжеты Сальвадора Дали – рассказ о поисках «идеального крика» (именно такое задание дает сценаристу Джейсон продюсер Боб Маршалл) кажется точной реконструкций снов.
28. Гонка / Rush (2013)
Дыхание времени – Рон Ховард рисует семидесятые годы ХХ века, «золотой век» гонок «Формула-1». Разухабистый англичанин Джеймс Хант и чопорный австриец Ники Лауда разыгрывают сложнейшую партию, пытаясь выяснить, кто же окажется победителем. Придется много раз вцепиться в подлокотники кресла.
27. Пылающий / Beoning (2018)
Чистое, концентрированное искусство, оголенный нерв эмоций и переживаний. Харуки Мураками приложил руку к сценарию ленты – и это чувствуется буквально в каждой мизансцене. Коты, девушки из прошлого: знаменитые авторские приемы оживают в этом произведении и выглядят именно так, как мы себе представляли, читая книги писателя. Однако, «Пылающий» копает даже глубже – противостояние героев к развязке не только балансирует на грани метафизики, но и вскрывает самые серьезные проблемы нынешнего общества.
26. Джанго освобожденный / Django Unchained (2012)
Квентин Тарантино подводит резюме своему творчеству. Дикий вестерн, попурри, лоскутное одеяло из десятка известных картин не кажется чем-то инородным – напротив, он объединяет противоположности. Да делает это так, что челюсть падает на пол каждые десять минут.
25. Пи Кей / PK (2014)
Одно из самых добрых произведений последнего времени – «Пи Кей» от Раджкумара Хирани. Простая забавная история об инопланетянине, потерявшем пульт управления своим кораблем – исследовательская миссия обернулась тем, что пришелец был вынужден остаться на Земле. Через призму наивных взглядов Пи Кея срываются все покровы лжи и заскорузлости современного общества.
24. Жизнь других / Das Leben der Anderen (2006)
Сюжетная линия «Жизни других» плывет в русле противостояния писателя системе, но главным героем картины, конечно, является «маленький серый» человек, тот самый, который записывает каждый шаг вляпавшего в неприятности Георга. И именно эта слежка и проникает своими пальцам за шиворот, целиком и полностью окутывает зрителя, погружает его в атмосферу липкого безумия. Финал чрезвычайно суров – перед нами настоящий мини-апокалипсис на тему того, как время все расставляет по своим местам.
23. Вечное сияние чистого разума / Eternal Sunshine of the Spotless Mind (2004)
Декомпозиция разума с лучом надежды – почерк Мишеля Гондри уникален во всех смыслах, и не поверить в эту сказку невозможно. История стирания воспоминаний в «Вечном сиянии чистого разума» преломляется в огромную гамму смыслов, но расцветает она своим важнейшим лейтмотивом: любовь – то самое, ради чего стоит жить.
22. Прочь / Get Out (2017)
Джордан Пил неожиданно прорвался на самую вершину Голливуда со своим «Прочь» – не то едкой комедией, не то ужастиком. Обыграв все страхи и фобии, срезонировав с модными веяниями и стилями, он, по сути, сформировал новый жанр. И первое кино, снятое в нем, оказалось на удивление удачным.
21. Однажды в… Голливуде / Once Upon a Time... in Hollywood (2019)
Эта лента представит совсем не того Квентина Тарантино, к которому мы привыкли. Огромная по продолжительности, сконцентрированная на небольших поездках героев, постоянно подсвеченная музыкой тех лет, уникальная в своем историческом педантизме, она буквально пронизана эпохой шестидесятых. Режиссер здесь возвышается настоящим творцом над персонажами, он дает пережить катарсис и позволяет найти счастье.
20. Одержимость / Whiplash (2014)
Идеальная реконструкция безумия. Или творчества? Или и того, и другого? Неизбежное соперничество ученика и учителя в «Одержимости» использует библейские мотивы, переживания героев зашкаливают, а финал наглядно показывает нам, как именно создается что-то великое.
19. Темный рыцарь / The Dark Knight (2008)
Талант Кристофера Нолана с его тягой к максимальной реалистичности (сюрприз, Бэтмен пользуется лишь технологическими штучками) здесь наложен на идеальный сценарий и восхитительную актерскую игру. Как говорится, у поколения «девяностых» есть «Терминатор - 2», у поколения «нулевых» – «Темный рыцарь».
18. Отступники / The Departed (2006)
Ремейк гонконгского триллера «Двойная рокировка» (2002) на голову превзошел оригинал и был просто обласкан критикой – число призов несметно, в них входят и четыре награды «Оскар». Кто-кто, а Мартин Скорцезе знает, как снимать криминальное кино, но здесь маэстро явно прыгнул выше головы, наложив на свой традиционный стиль такое обилие твистов, что голова просто идет кругом. В ряде сцен напряжение картины забирается в какие-то психопатические высоты – в этом плане «Отступники» становятся поистине уникальным произведением.
17. 1+1 / Intouchables (2011)
Простая история о крепкой дружбе – именно так можно охарактеризовать «1+1». Два абсолютно противоположных героя становятся лучше, а одухотворенный посыл ленты показывает, что возможно все. Шикарный тандем Франсуа Клюзе и Омара Си, вопросы, которые беспокоят каждого из нас – картина заслужила оглушительный успех в прокате (похоже, авторы на такое и не рассчитывали) и стала настоящим культурным феноменом современности.
16. Комната / Room (2015)
Не щадящая зрителя «Комната» кажется одним из самых жестких фильмов современности – однако, пройдя по грани, лента буквально расцветает. Сила картины в том, что несмотря на выбранную фабулу она полностью избегает манипулятивности – абсолютно отстраненный взгляд на происходящие процессы, глаза наблюдателя, которые дают «на время просмотра», позволяют иначе взглянуть на наш мир.
15. Воспоминания об убийстве / Salinui chueok (2003)
Банальное расследование в «Воспоминаниях об убийстве» растягивается на огромный промежуток времени. Детективы бьются, словно рыбы об лед, преступник постоянно ускользает – хотя, кажется, вот-вот, он уже на расстоянии вытянутой руки. Щедро приправленное национальным колоритом повествование, выпуклые, живые герои – все это захватывает без остатка и приводит к финалу, делающего картину скорее настоящим философским трактатом, а не художественным произведением.
14. Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины / Pirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl (2003)
Аттракцион, заставляющий и молодых, и пожилых снова окунуться в детство. Залихватский, искрометный, с мертвыми петлями и ветерком в ушах – «американские горки сюжета» не стихают до самых титров, антураж и спецэффекты поразительны, а образы героев уже стали каноническими. Браво.
13. Три идиота / 3 Idiots (2009)
Огромная продолжительность «Трех идиотов» подчинена единой цели – на фоне раздолбайских приключений героев перед нами проходит вся гамма красок, чувств и эмоций современного мира. Это смешное и грустное, умное и несерьезное, философское и глупое произведение кажется настоящей одной радости.
12. Рома / Roma (2018)
Псевдодокументальное полотно, которое с хирургической точностью восстанавливает былую эпоху на экране – и столь же педантично препарирует переживания героев, пробирает, что называется, до самых печенок. А самому Куарону можно смело ставить памятник – ведь он был и режиссером, и сценаристом и оператором этого… да, скорее уже не фильма, а слепка воспоминаний.
11. Олдбой / Oldeuboi (2003)
Начавшись, словно мозаика сознания, гротескный видеоклип, «Олдбой» все глубже погружает зрителя в хаос мыслей главного героя и буквально выворачивает его наизнанку. Невероятная драка с молотком, снятая одним планом, дикий финал – все это в «Олдбое» приводит к закономерной развязке. Столь же необычной, как и сам фильм.
10. Тайна в его глазах / El secreto de sus ojos (2009)
Секрет картины – в исключительном внимании к деталям. Образ Бенхамина Эспосито выглядит идеально благодаря таланту Рикадро Дарина, но и остальные актеры не чуточки не сбивают планку. Это эпохальное во всех смыслах полотно кажется памятником человеческой карме: зло остается наказанным, да так, как и не снилось даже самым изощренным мстителям.
9. Патерсон / Paterson (2016)
Джим Джармуш наконец-то снял что-то сравнимое с эпохальным «Мертвецом» – сказку о водителе Патерсоне из города Патерсон. Чистая магия, живая ртуть – именно так можно описать эту оду обыденности.
8. Властелин колец: Братство кольца / The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring (2001)
Никто не надеялся, что из экранизации «Властелина колец» получится что-то хорошее, уж слишком большой груз ответственности возлагался на режиссера и слишком много «непереносимого» из книги ему нужно было отразить на экране. Могучие плечи Питера Джексона выдержали и предложили нам одну из самых впечатляющих киносказок. Здесь все так, как мы и представляли, читая книгу – от залитых солнцем полей до жилищ хоббитов, от удивительного Голлума до страшных орков.
7. Аватар / Avatar (2009)
Пик карьеры самого Джеймса Кэмерона – как с художественной, так и с технической точек зрения. Визуальные эффекты фильма сражают наповал; по части воссоздания другого мира рядом поставить просто нечего. И, конечно же, не забыта и история – и именно в ней маэстро раскрывается со своей самой лучшей стороны. Дергая за ниточки ровно тогда, когда это нужно, предлагая оглушительное буйство финала и реверанс, от которого мурашки бегут по коже.
6. Начало / Inception (2010)
Игры со временем и пространством – излюбленный прием Кристофера Нолана. Можно до умопомрачения гадать, что произошло в финале, а можно просто расслабиться и плыть по волнам грез. Оба действия приведут только к одному – невероятному удовольствию. С небольшим «но» – после захочется чуть иначе взглянуть на окружающий мир.
5. Малхолланд Драйв / Mulholland Dr. (2001)
«Малхолланд драйв», словно шкатулка с секретом – первое же объяснение, которое приходит на ум по завершении шедевра, не обязательно верное. Картина Дэвида Линча, кажется, куда более глубокой и многоплановой: в ней можно найти отголоски и кастанедовских трипов, и авторского исследования природы зла, и, конечно же, остросоциальной сатиры.
4. Джокер / Joker (2019)
Помимо гениального перевоплощения Хоакина Феникса, новый «Джокер» предлагает декомпозицию внутреннего мира героя в проекции на внешний. По сути, перед нами картина, которая стирает грани между перфомансом и отрепетированным выступлением, между безумием и шедевром. Подрывающий устои и нормы «Джокер», полностью переворачивается в финале: итоговый реверанс не только заставляет пересмотреть ленту, он еще и прекрасно иллюстрирует то, как на самом деле работает система «Черный лебедь».
3. Королевство полной луны / Moonrise Kingdom (2012)
Повесть о взрослении от Уэса Андерсона совершенно точно почти не относится к кино. И к искусству. Перед нами скорее клубок живых мыслей, переживаний и страстей – каждое из которых может стать вашим.
2. «V» значит Вендетта / V for Vendetta (2005)
Яростный манифест, сравнимый по мощи посыла с той же «Матрицей» – возможно, даже хорошо, что растерявшие к 2005 году пыл Вачовские отдали свой сценарий в работу Джеймсу МакТигу. Получилось очень эффектно – момент с падением ленты домино стал уже живой классикой, а сама картина – примером того, как нужно рисовать антиутопии.
1. Амели / Le Fabuleux destin d'Amélie Poulain (2001)
Мозаика судеб в «Амели» сплетается в удивительные узоры, обилие авторских «фишек» заставляет рассматривать каждый кадр, а общий посыл ленты никогда не устареет. Броское и наивное, доброе и грустное, живое и вычурное – перед нами абсолютно уникальное кино, синтез всего того, на что каждый хотел бы обратить внимание в жизни.