50 главных итальянских фильмов – картины про любовь, страсть и криминал
И посмеяться, и поплакать!
После Второй мировой войны Италия неожиданно превратилась в одну из мощнейших кинодержав планеты. Режиссеры всего мира учились у творцов из Рима, Милана, Неаполя восхищать критиков и поражать зрителей. Сейчас итальянское кино уже не то, что прежде, но оно всё ещё порой создает фильмы, заслуживающие внимания. В нашем новом хит-параде Борис Иванов вспомнил гениев прошлого и мастеров настоящего, чтобы отобрать 50 лучших и самых примечательных итальянских кинофильмов.
50. Монстр / Il mostro (1994)
Страны – Италия, Франция | Режиссер – Роберто Бениньи | Продолжительность – 113 минут
О чем: незадачливый декоратор ведет себя так нелепо, что его принимают за маньяка, и полиция подсылает к нему свою сотрудницу, чтобы поймать «злодея» с поличным
Когда комедиограф Роберто Беньини выпустил трагикомедию «Жизнь прекрасна», фильм стал самой кассовой итальянской лентой всех времен и побил прокатный рекорд, который Беньини установил с «Монстром». В отличие от «Жизни» этот фарс не претендовал на идейную глубину. Постановщик и исполнитель главной роли изо всех сил развлекал зрителей экранной байкой о злоключениях недотепистого мужчины в поисках денег, любви и лучшей работы, и итальянские зрители с удовольствием смотрели и пересматривали это задорное зрелище с примесью детектива. Вместе с Беньини в картине снялись его жена Николетта Браски, а также Мишель Блан, Доминик Лаванан, Жан-Клод Бриали и Лорен Шпильфогель.
Факт: французские звезды фильма во главе с Мишелем Бланом играли на родном языке. Их голоса были дублированы для итальянского релиза картины.
Зачем смотреть: чтобы как следует повеселиться
49. Зомби 2 / Zombi 2 (1979)
Страна – Италия | Режиссер – Лучо Фульчи | Продолжительность – 94 минуты
О чем: британцы и американцы становятся свидетелями зомби-эпидемии, которая разгорается на острове в Карибском море
Классический американский хоррор Джорджо Ромеро «Рассвет мертвецов» вышел в Италии под названием «Зомби». Его так хорошо приняли, что ушлый продюсер Фабрицио де Анджелис немедленно организовал съемки картины под названием «Зомби 2» (тогдашний итальянский закон об авторском праве это допускал) и нанял режиссера Лучо Фульчи, ранее работавшего над стильными триллерами-джалло. Когда постановщик понял, что от него ждут оригинальное кино, которое можно будет выдать за сиквел, он пришел в негодование. Однако контракт уже был подписан, и режиссер постарался сделать ленту как можно более впечатляющей, чтобы не обидеть поклонников жанра. Если Ромеро стремился придать своим зомби-лентам политическое измерение, то Фульчи сосредоточился на съемках кровавого и пугающего кино. И он настолько преуспел, что «Зомби 2» стал жанровым хитом в своем праве, с собственными неофициальными последователями. В картине снимались Тиса Фэрроу, Иэн МакКаллок, Ричард Джонсон, Эл Клайвер, Ауретта Гей и Эвелин Баррет.
Факт: ведущая актриса «Зомби 2» Тиса Фэрроу – сестра американской звезды Миа Фэрроу. В отличие от старшей родственницы, Тиса не смогла сделать полноценную карьеру в кино, и она в 1980 году успешно переквалифицировалась в медсестру.
Зачем смотреть: чтобы пережить нашествие зомби
48. Захочу и соскочу / Smetto quando voglio (2014)
Страна – Италия | Режиссер – Сидней Сибилиа | Продолжительность – 100 минут
О чем: лишившийся работы талантливый нейробиолог собирает невезучих друзей-ученых и начинает производить и продавать легальные наркотики
В сериале «Во все тяжкие» одного талантливого химика оказалось достаточно, чтобы поставить наркорынок на дыбы. В ироничной криминальной комедии «Захочу и соскочу» эту задачу решает целая банда профессиональных исследователей, которые после финансового кризиса и срезания расходов на науку не могут заработать на жизнь своей основной профессией. Поэтому экономист держит кассу, антрополог находит клиентов, химик выпускает таблетки, а главный герой придумывает новый наркотик, который не включен в базу запрещенных препаратов. И, конечно, со временем в эту экстравагантную операцию вламывается мафия… Фильм пользовался таким успехом, что обзавелся двумя сиквелами и испанским ремейком. Главные роли в картине исполнили Эдоардо Лео, Валерия Соларино, Валерио Апреа, Паоло Калабрези, Либеро де Риенцо и Стефано Фрези.
Факт: Эдоардо Лео окончил престижный римский университет Сапиенца и получил диплом филолога, но никогда всерьез не учился на актера. Он подделал диплом актерского училища, чтобы начать сниматься.
Зачем смотреть: чтобы пуститься во все тяжкие
47. Итальянские каникулы / Odio l'estate (2020)
Страна – Италия | Режиссер – Массимо Венье | Продолжительность – 110 минут
О чем: три миланские семьи приезжают отдыхать на море и обнаруживают, что сняли один и тот же дом, где им приходится жить всем вместе
Популярное итальянское комическое трио Альдо, Джованни и Джакомо сложилось в начале 1990-х. За десятилетия совместной работы звезды принимали участие в самых разных проектах, от театральных шоу до художественных фильмов. Наиболее удачным творением троицы нам кажутся «Итальянские каникулы» – веселая и сердечная летняя комедия о туристах, которые поначалу собачатся, а затем начинают дружить семьями и понимают, что оплошность турагентства оказалась одним из лучших событий в их жизни. Чтобы не переборщить с солнечностью, фильм добавляет в финал щепотку грусти. Вместе с тремя ведущими звездами над картиной работали Лучиа Машино, Карлотта Натоли, Мария ди Бьязе, Массимо Раньери и Микеле Плачидо.
Факт: Альдо Бальо и Джованни Сторти познакомились и начали вместе выступать в конце 1970-х, когда учились театральному мастерству. Джакомо Поретти присоединился к ним десятилетие спустя, после нескольких лент работы на одной сцене.
Зачем смотреть: чтобы не забыть съездить с друзьями на море
46. Меня зовут Джиг Робот / Lo chiamavano Jeeg Robot (2015)
Страна – Италия | Режиссер – Габриэле Майнетти | Продолжительность – 112 минут
О чем: мелкий римский мошенник ныряет в Тибр, натыкается на бочку с радиоактивной водой и обретает сверхспособности
«Робот Джиг» – это японский аниме-сериал, который появился в середине 1970-х, добрался до Европы и обзавелся множеством поклонников в Италии. Фантастический боевик Габриэле Майнетти назван в честь этого шоу о киборге и гигантском роботе, однако почти никак с ним не связан («Джиг» фигурирует в фильме, поскольку его обожает главная героиня). Реальным источником вдохновения для авторов ленты послужили американские супергеройские ленты и комиксы – особенно те, где неоднозначный герой поначалу не претендует на защиту простых смертных и лишь со временем осознает, что должен встать на пути у гангстеров и террористов. Ведь к сверхсиле прилагается особая ответственность. Эта увлекательная картина пользовалась таким уважением, что удостоилась восьми национальных наград «Давид Донателло» и рассматривалась как претендент на выдвижение на «Оскар». Главные роли в картине сыграли Клаудио Сантамария, Лука Маринелли, Иления Пасторелли и Стефано Амброджи.
Факт: до того, как сыграть супергероя в «Джиге», актер Клаудио Сантамария озвучил Бэтмена в итальянском дубляже трилогии Кристофера Нолана.
Зачем смотреть: чтобы познакомиться с ночным стражем Рима
45. Унесенные необыкновенной судьбой в лазурное море в августе / Travolti da un insolito destino nell'azzurro mare d'agosto (1974)
Страна – Италия | Режиссер – Лина Вертмюллер | Продолжительность – 114 минут
О чем: по стечению обстоятельств беспардонная богачка и матрос-коммунист оказываются одни на необитаемом острове
Когда в 2002 году британский режиссер Гай Ричи снял свою жену Мадонну в «Унесенных», их лента оказалась худшей в фильмографии культового постановщика и одним из самых слабых фильмов года. Зато этот релиз помог зрителям и критикам вспомнить замечательную картину Лины Вертмюллер, которую Ричи безуспешно пытался повторить. Это едкое и бескомпромиссное сатирическое полотно о зыбкости гендерной «уравниловки» и деления на социальные касты в наши дни даже более актуально, чем в 1974 году, когда «Унесенные необыкновенной судьбой…» вышли в свет и удостоились нескольких международных наград. Ключевые роли в фильме исполнили Джанкарло Джаннини и Марианджела Мелато.
Факт: полное имя Лины Вертмюллер было столь же длинным, как название ее самого известного фильма – Арканджела Феличе Ассунта Вертмюллер фон Эльгг Эспаньол фон Брауэйх.
Зачем смотреть: чтобы ответить на вечные вопросы любви и ненависти
44. Зорро / Zorro (1975)
Страны – Италия, Франция | Режиссер – Дуччо Тессари | Продолжительность – 125 минут
О чем: благородный испанский дворянин защищает жителей латиноамериканской колонии от военного диктатора
Мститель в маске по прозвищу «Зорро» появился на свет в 1919 году, в книге американского писателя Джонстона Маккалли. Похождения Зорро много раз переносились на экран, и его всегда играли яркие и обаятельные звезды, настоящие мужчины большого экрана. Кто из них был лучшим Зорро? Многие считают, что французский кумир Ален Делон из итальянской картины Дуччо Тессари был идеальным воплощением этого предтечи голливудских супергероев. Делон был одинаково убедителен как в героических сценах, где дон Диего противостоял тирану и его прихвостням, так и в комедийных эпизодах, где дворянин притворялся жалким ничтожеством, чтобы усыпить бдительность злодеев. Актер с удовольствием изображал Зорро, и его энтузиазм чувствовался в каждом кадре. Также в картине играли Оттавия Пикколо, Стенли Бейкер, Энцо Черузико, Мусташ, Джакомо Росси Стюарт и Джампьеро Альбертини.
Факт: «Зорро» пользовался огромным успехом в СССР, и он был одной из первых западных картин, показанных в Китае после завершения «культурной революции».
Зачем смотреть: чтобы отплыть на поиски героических приключений
43. Хлеб и тюльпаны / Pane e tulipani (2000)
Страны – Италия, Швейцария | Режиссер – Сильвио Сольдини | Продолжительность – 114 минут
О чем: во время семейного отпуска сорокалетняя домохозяйка случайно отрывается от семьи и оказывается в Венеции, где начинает новую жизнь вдали от неверного супруга
Воплощать мечты никогда не поздно, даже если кажется, что их время прошло, и что жизнь вошла в колею, из которой не выбраться до самой смерти. Героиня «Хлеба и тюльпанов» не стремится покинуть родной город и попытать счастья в романтической Венеции, пока судьба не делает ей неожиданный подарок. И женщина не упускает эту возможность. Она быстро находит новый дом, новую подругу, новую работу и превращает свой отпуск от семьи в страстное приключение. В итоге она видит свою прежнюю жизнь в ином свете и осознает, что нужна людям не только в родном городе. Эта одухотворенная романтическая комедия удостоилась девяти национальных наград «Давид Донателло», включая призы за лучшее кино, лучшую режиссуру, лучший сценарий и лучшую игру ведущих звезд Личии Мальетты и Бруно Ганца. Также в картине снимались Джузеппе Баттистон, Антонио Катания, Марина Массирони и Феличе Андреази.
Факт: актриса и постановщица Личия Мальетта начинала как театральная звезда, и она почти не появлялась на экране до «Хлеба и тюльпанов», которые вывели ее карьеру на новый виток.
Зачем смотреть: чтобы убедиться, что никогда не поздно начать жизнь заново
42. Простая формальность / Una pura formalità (1993)
Страны – Италия, Франция | Режиссер – Джузеппе Торнаторе | Продолжительность – 107 минут
О чем: инспектор полиции допрашивает известного писателя об убийстве, которое произошло недалеко от дома автора
Скандально известный режиссер Роман Полански начал играть в кино задолго до того, как стал постановщиком, и он не раз появлялся в своих и чужих фильмах, обычно исполняя эпизодичные роли вроде «человек с ножом» или «слушатель на концерте». Свою лучшую главную роль Полански сыграл у себя в «Жильце», а его вторую лучшую роль можно увидеть в триллере «Простая формальность» – итальянской картине на французском языке. Фильм почти полностью выстроен вокруг колоритного дуэта Полански в роли въедливого инспектора и Жерара Депардье в образе допрашиваемого сочинителя. Их игры вкупе со сценарием Джузеппе Торнаторе и известного французского писателя Паскаля Киньяра оказалось достаточно, чтобы превратить разговорную ленту в захватывающее зрелище с непредсказуемым финалом.
Факт: песню «Ricordare», которая звучит в фильме, сочинили легендарный композитор Эннио Морриконе и режиссер Джузеппе Торнаторе. Исполнил эту композицию Жерар Депардье, которому пришлось научиться петь по-итальянски.
Зачем смотреть: чтобы удостовериться, что «простая формальность» редко бывает простой
41. В семье не без священника / Se Dio vuole (2015)
Страна – Италия | Режиссер – Эдоардо Мария Фальконе | Продолжительность – 87 минут
О чем: хирург-атеист узнает, что его сын-студент подумывает поступить в семинарию, и он решает во что бы то ни стало этому помешать
Какими бы сложными ни были отношения Италии с Ватиканом и его ушлыми финансистами, уважение к католической вере в стране сохраняется, и порой появляются фильмы вроде религиозной комедии «В семье не без священника». Главный герой картины решает тайком внедриться в церковный мир, чтобы получше познакомиться с харизматичным священником, который повлиял на решение его сына, и вдребезги разбить его доводы. Однако, чем дольше доктор работает в церкви, тем яснее он осознает, что его понимание веры и духовной работы над собой было зашоренным и нетерпимым. Главные роли в картине сыграли Марко Джаллини, Алессандро Гассман, Лаура Моранте, Илария Спада и Эдоардо Пеше.
Факт: итальянский актер Алессандро Гассман – сын легендарного актера и режиссера Витторио Гассмана, классика национального кино и театра.
Зачем смотреть: чтобы проверить чужую веру
40. Подсолнухи / I girasoli (1970)
Страны – Италия, Франция, СССР | Режиссер – Витторио де Сика | Продолжительность – 107 минут
О чем: жена итальянского рекрута, пропавшего в СССР во время войны, узнает, что ее муж выжил, и что он живет в Союзе с новой женой
Создавая первый западный фильм, снимавшийся в СССР с участием советских актеров, классик итальянского кино Витторио де Сика выбрал тему, болезненную для обоих народов. Война разрушила многие семьи, и не только потому, что кто-то из супругов погиб на фронте или в тылу. Пережив страшные испытания, многие ветераны не решались вернуться в родные края и строили новую жизнь, с новыми близкими людьми, не знавшими их до войны. Вот и герой «Подсолнухов» боится вернуться не только к жене, но и в Италию. Чужбина стала его новой родиной, и он уже не может снова войти в прежнюю реку, хотя первая любовь еще живет в его сердце. В этой пронзительной мелодраме снимались итальянские звезды Софи Лорен и Марчелло Мастроянни, а также героиня «Войны и мира» Людмила Савельева.
Факт: Софи Лорен была так напугана словами продюсера, что ей предстоят «съемки в Сибири», что взяла с собой несколько шуб. Однако съемки проходили летом в Москве и Тверской области, и шубы без толку пылились в шкафу.
Зачем смотреть: чтобы посмотреть на Лорен и Мастроянни среди родных березок
39. Предатель / Il traditore (2019)
Страны – Италия, Франция, Германия, Бразилия | Режиссер – Марко Беллоккьо | Продолжительность – 151 минута
О чем: высокопоставленный сицилийский мафиози нарушает «кодекс молчания» и соглашается сотрудничать с властями
1986 год был черным для сицилийской мафии. Сотни мафиози были арестованы и доставлены в специально построенный судебный бункер, чтобы стать участниками грандиозного процесса, во многом основанного на показаниях Томмазо Бушетты. Как и другие сицилийцы, Бушетта строго придерживался «омерты», пока не решился его нарушить и выдать властям почти все тайны мафии, которые знал. Что довело мафиозо до одного из самых громких предательств в истории Сицилии? Криминальный биопик Марко Беллоккьо тщательно реконструировал события тридцатилетней давности и позволил зрителям увидеть приводные ремни итальянской криминальной жизни. Ключевые роли в фильме исполнили Пьерфранческо Фавино, Мария Фернанда Кандиду, Фабрицио Ферракане, Фаусто Руссо Алези и Луиджи Ло Кашио.
Факт: международный аэропорт Палермо носит имя «Фальконе-Борселлино» в честь судей Джованни Фальконе и Паоло Борселлино, которые погибли на войне с мафией. Фальконе был активным участником дела Бушетты.
Зачем смотреть: чтобы выведать тайны сицилийской мафии
38. Незнакомка / La sconosciuta (2006)
Страны – Италия, Франция | Режиссер – Джузеппе Торнаторе | Продолжительность – 118 минут
О чем: украинская секс-рабыня сбегает в Италию, чтобы найти свою дочь, проданную в приемную семью
«Клюквенное» кино о бывших республиках СССР снимают не только в Голливуде, но и в Европе. Вот и знаменитый итальянец Джузеппе Торнаторе не удержался и снял мрачный криминальный триллер о несчастной мигрантке, которая пытается наконец-то стать настоящей матерью, в то время как бывшие мучители идут за ней по пятам, а усыновители девочки, к которым героиня устраивается няней, относятся к ней с обоснованным подозрением. К счастью для зрителей, главную роль играет аутентичная уроженка бывшего СССР (российская звезда Ксения Раппопорт), сценарий не перегибает палку с «клюквой», а действие захватывает и не отпускает благодаря мастерской постановке и драматичному повествованию. Вместе с Раппопорт над лентой работали Микеле Плачидо, Клаудия Джерини, Пьера Дельи Эспости, Алессандро Абер и Клара Доссена.
Факт: фильм удостоился пяти национальных премий «Давид Донателло», включая статуэтки за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшую ведущую женскую роль. Также картина выдвигалась на «Оскар».
Зачем смотреть: чтобы никогда не усыновлять детей из-за границы
37. Изумительный / Il divo (2008)
Страны – Италия, Франция | Режиссер – Паоло Соррентино | Продолжительность – 105 минут
О чем: легендарный итальянский политик Джулио Андреотти вспоминает свою долгую и кровавую жизнь во власти
Джулио Андреотти семь раз исполнял обязанности премьер-министра и занимал многие другие высокие посты. Он был самым влиятельным человеком в послевоенной Италии, и о нем ходили самые разные пугающие слухи, некоторые из которых он с удовольствием поддерживал, чтобы укрепить свою власть. Также его открыто, а порой и в суде обвиняли в связях с мафией и устранении неугодных. Однако Андреотти всякий раз выходил сухим из воды, по праву заслужив прозвище «Изумительный» (или «Божественный»), которое прежде носил Юлий Цезарь. Одноименная черная политическая комедия использовала многолетнюю карьеру Андреотти как повод для размышлений о том, как устроена итальянская власть, и почему на ее вершине нередко оказываются харизматичные, но сомнительные личности вроде героя «Изумительного» или его последователя Берлускони. Картина удостоилась приза жюри Каннского фестиваля. Ключевые роли в фильме исполнили Тони Сервилло, Анна Бонаюто, Джулио Бозетти, Флавио Буччи, Карло Буччироссо и Джорджо Коланджели.
Факт: фильм был выпущен при жизни Андреотти, и тот в ярости вышел из зала во время премьеры. Политик назвал картину «оскорбительной», но пошутил, что был бы не прочь получить процент от ее доходов.
Зачем смотреть: чтобы оказаться за кулисами римской политики
36. Похититель детей / Il ladro di bambini (1992)
Страны – Италия, Франция, Швейцария | Режиссер – Джанни Амелио | Продолжительность – 113 минут
О чем: полицейский новобранец получает приказ доставить в иногородний приют двоих детей после того, как их мать отправила дочь на панель
Некоторые преступления столь омерзительны, что настраивают людей не только против преступников, но и против жертв. Маленькая героиня «Похитителя детей» пережила нечто ужасное и получила клеймо, которое мешает людям – даже профессиональным воспитателям – воспринимать ее как обычную девочку, которой нужна помощь всех заботливых окружающих. Проникновенная дорожная драма «Похититель детей» ополчается на эту несправедливость и помогает зрителям заглянуть в сердце колючей малышки, не доверяющей людям после того, как ее предала ее собственная мать. Фильм снимался в традиции неореализма, с минимальным использованием профессиональных актеров. Лента удостоилась Гран-при Каннского фестиваля и шести национальных наград «Давид Донателло». Главных героев изобразили Энрико Ло Версо, Валентина Скаличи и Джузеппе Иерачитано.
Факт: продюсеры ленты хотели нанять на главную роль знаменитого испанца Антонио Бандераса и использовать Энрико Ло Версо как актера дубляжа, но режиссер Джанни Амелио отстоял итальянского исполнителя.
Зачем смотреть: чтобы привыкнуть не замечать клеймо жертвы
35. Место встречи / The Place (2017)
Страна – Италия | Режиссер – Паоло Дженовезе | Продолжительность – 105 минут
О чем: загадочный мужчина, принимающий посетителей в маленьком ресторанчике, обещает выполнить любое желание в обмен на ответную услугу
Сделка с дьяволом – классическая тема европейского фольклора и популярный мотив паранормального кино. Основанная на канадском телесериале «Столик в углу» интригующая психологическая драма «Место встречи» отказалась от запаха серы и прочих старомодных примет общения с демонами, дабы сосредоточиться на сложных моральных уравнениях, которые решают люди, чтобы достичь своих целей. Изо дня в день главный герой «Места» предлагает своим клиентам совершить нечто аморальное, преступное, опасное или просто сомнительное в обмен на чудо, а затем вместе со зрителями узнает, как повели себя его посетители и как далеко они зашли, выполняя поручение. Ключевые роли в картине сыграли Валерио Мастандреа, Марко Джаллини, Алессандро Борги, Сильвио Муччино и Альба Рорвахер.
Факт: режиссер Паоло Дженовезе начинал как создатель рекламы для крупной международной рекламной корпорации McCann. Он снял более сотни роликов, прежде чем переключился на работу в кино.
Зачем смотреть: чтобы понять цену своей души
34. Гоморра / Gomorra (2008)
Страна – Италия | Режиссер – Маттео Гарроне | Продолжительность – 137 минут
О чем: мусорщики, портные, доставщики еды, начинающие преступники – все они рискуют жизнью, если попадают в зону притяжения каморры
В то время как «коза ностра», также известная как «мафия», сложилась на Сицилии во второй половине XIX века, ее неаполитанская конкурентка «каморра» известна с XVIII века. За три века она пронизала своими щупальцами все стороны итальянской жизни. В Неаполе же она вездесуща как воздух, и незаметные люди с самыми мирными профессиями могут оказался вовлечены в ее схемы просто потому, что живут на берегу Неаполитанского залива. Снятая по мотивам документального исследования Роберто Савиано криминальная драма Маттео Гарроне «Гоморра» без прикрас и романтизации рассказывает пять кровавых историй из жизни людей, прямо или косвенно связанных с каморрой. Она наглядно демонстрирует, как неаполитанцы своими руками раскручивают колесо насилия, превращающее свой солнечный город в преступную клоаку. Фильм удостоился Гран-при Каннского фестиваля и множества других наград. Главные роли в картине исполнили Джанфеличе Импарато, Сальваторе Абруццезе, Тони Сервилло, Мария Национале, Сальваторе Канталупо и Джиджо Морра.
Факт: знаменитый итальянский сериал «Гоморра» также основан на книге Роберто Савиано, но в остальном никак не связан с картиной Маттео Гарроне.
Зачем смотреть: чтобы просочиться в мафию Неаполя
33. Комната сына / La stanza del figlio (2001)
Страны – Италия, Франция | Режиссер – Нанни Моретти | Продолжительность – 99 минут
О чем: врач-психотерапевт и его семья внезапно теряют старшего сына – 17-летнего подростка, утонувшего при погружении с аквалангом
Если в 1960-х итальянские фильмы регулярно получали «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, то за последние 40 лет самой престижной награды европейского кино удостоилась лишь одна итальянская картина – семейная драма Нанни Моретти «Комната сына». Жюри фестиваля и Международная федерация кинокритиков, присуждающая премию ФИПРЕССИ, были в равной мере покорены этим простым, трогательным и сильным фильмом о нестерпимой боли утраты и о постепенном принятии самой страшной трагедии, которая только может произойти в семье. Нанни Моретти сам написал сценарий и сыграл отца семейства. Также над фильмом работали Лаура Моранте, Жазмин Тринка, Джузеппе Санфеличе, Стефано Аббати и Стефано Аккорси.
Факт: Нанни Моретти придумал «Комнату сына», потому что много лет интересовался работой психотерапевтов и мечтал сыграть такого врача в кино.
Зачем смотреть: чтобы научиться справляться с горем
32. Маска Сатаны / La maschera del demonio (1960)
Страна – Италия | Режиссер – Марио Бава | Продолжительность – 87 минут
О чем: украинские врачи, странствующие по Молдавии XIX века, случайно возвращают к жизни ведьму-вампиршу, казненную двумя столетиями ранее
Пока другие создатели готических хорроров вдохновлялись «Дракулой» Брэма Стокера и его прославленными киноверсиями, итальянский оператор-постановщик Марио Бава в своем режиссерском дебюте оперся на гоголевского «Вия». Правда, в его стильной, причудливой и жестокой картине осталось так мало от оригинала, что назвать «Маску» экранизацией язык не поворачивается. Однако ключевая концепция прекрасной и ужасной демонической соблазнительницы в повествовании сохранилась, и она повлияла на многие позднейшие западные готические произведения, стремившиеся соединить кошмар и сексапил. «Маска Сатаны» стала жанровым хитом в нескольких странах, включая США, и сейчас картину считают главным шедевром Бавы. Ключевые роли в фильме исполнили Барбара Стил, Джон Ричардсон и Андреа Чекки.
Факт: Бава так любил «Вия», что часто читал его на ночь своим детям, не обращая внимания на то, что это книга для взрослых.
Зачем смотреть: чтобы узнать, что может сделать из «Вия» итальянский режиссер
31. Джанго / Django (1966)
Страны – Италия, Испания | Режиссер – Серджо Корбуччи | Продолжительность – 92 минуты
О чем: ветеран американской Гражданской войны вмешивается в противостояние мексиканских бандитов и расистов-южан
Успех спагетти-вестернов Серджо Леоне вызвал к жизни немало аналогичных фильмов, самым удачным из которых обычно называют «Джанго» Серджо Корбуччи. Как и «За пригоршню долларов», эта лента опиралась на «Телохранителя» Акиры Куросавы и предлагала свою интерпретацию боевика о харизматичном воине-одиночке, который использует в своих интересах чужие разборки. Чтобы выделиться на фоне прославленных предшественников, Корбуччи сделал «Джанго» исключительно жестокой и кровавой лентой, действие которой разворачивается в гротескной реальности с привкусом черного юмора. Фильм породил немало подражаний, включая «Джанго освобожденного» Квентина Тарантино, герой которого истребляет расистов с таким же смаком, как и герой Корбуччи. «Джанго» сделал звездой своего ведущего актера Франко Неро. Также в картине снялись Хосе Бодало, Лоредана Нушиак и Анхель Алварес.
Факт: необычное имя заглавного героя было отсылкой к великому французскому джаз-гитаристу Джанго Рейнхардту, выходцу из семьи бельгийских кочевых цыган.
Зачем смотреть: чтобы посетить по-настоящему дикий Запад
30. Птица с хрустальным оперением / L'uccello dalle piume di cristallo (1970)
Страны – Италия, ФРГ | Режиссер – Дарио Ардженто | Продолжительность – 98 минут
О чем: отдыхающий в Риме американский писатель становится свидетелем преступления серийного убийцы и начинает собственное расследование
Визуально роскошный итальянский жанр джалло, сочетающий элементы криминального триллера, атмосферного хоррора и эротического кино, постепенно сложился в 1960-х и стал международной сенсацией в 1970 году, когда сценарист Дарио Ардженто выпустил свой режиссерский дебют «Птица с хрустальным оперением». Захватывающая и завораживающая лента, связавшая в единый клубок жажду убивать и мир искусства, покорила заинтересованную публику многих стран и проложила дорогу как для позднейших джалло-хитов, так для и возникшего в дальнейшем голливудского слэшера. Правда, слэшеры отказались от европейской вычурности, чтобы сосредоточиться на мрачных аспектах кровавых хорроров. Главные роли в «Птице» сыграли Тони Мусанте, Сьюзи Кендалл, Энрико Мария Салерно и Ева Ренци.
Факт: Ардженто изначально не собирался экранизировать свой сценарий, и он взялся за эту работу лишь после того, как от проекта отказалось несколько заслуженных режиссеров вроде основателя «бондианы» Теренса Янга.
Зачем смотреть: чтобы побывать у истоков джалло
29. Кроваво-красное / Profondo rosso (1975)
Страна – Италия | Режиссер – Дарио Ардженто | Продолжительность – 127 минут
О чем: живущий в Италии британский джазмен видит убийство женщины-медиума и распутывает сумасшедшую криминальную интригу
Если «Птица с хрустальным оперением» была первым по-настоящему успешным представителям жанра джалло, то выпущенное пять лет спустя «Кроваво-красное» стало высшим достижением этого жанра и одним из лучших детективных фильмов в истории Италии. Чтобы создать эту незабываемую картину, Дарио Ардженто добавил к уже знакомым его поклонникам ингредиентам две новые специи – визуальные эффекты Карло Рамбальди, который после «Кроваво-красного» прописался в Голливуде и создал «Чужого» и «Инопланетянина», и саундтрек прогрессивной рок-группы Goblin, придавший музыкальное измерение тщательно выстроенной мрачно-барочной атмосфере фильма. Главные роли в «Кроваво-красном» получили Дэвид Хеммингс, Дария Николоди, Габриэле Лавиа, Маша Мериль, Эрос Паньи и Джулиана Каландра.
Факт: фигурирующая в фильме механическая кукла была источником вдохновения для марионетки Билли в хоррор-эпопее «Пила».
Зачем смотреть: чтобы выжить в схватке с безумием
28. Малена / Malèna (2000)
Страны – Италия, США | Режиссер – Джузеппе Торнаторе | Продолжительность – 100 минут
О чем: в разгар Второй мировой войны подросток из сицилийского городка влюбляется в первую городскую красавицу – вдову погибшего на фронте военного
Красота может быть подарком судьбы, а может быть проклятием. Заглавная героиня «Малены» притягивает взгляды всех мальчишек и мужчин, и поэтому ее ненавидят городские женщины, подозревающие Малену в том, что она может увести из семьи их мужей. И хотя красавица неповинна в том, в чем ее подозревают, горожанки радуются каждому несчастью, которое выпадает на ее долю, и пользуются любой возможностью для травли и издевательств. Параллельно с историей Малены развивается история главного героя, который взрослеет на фоне войны и надеется, что скоро станет достаточно большим и сильным, чтобы защитить свою любимую. Эта пронзительная драма о старомодных нравах была номинирована на два «Оскара» и два «Золотых глобуса». Главные роли в картине исполнили Моника Беллуччи, Джузеппе Сульфаро, Лучиано Федерико и Матильде Пьяна.
Факт: чтобы сыграть Малену, Моника Беллуччи освоила сицилийский диалект итальянского языка, заметно отличающийся от ее родного наречия.
Зачем смотреть: чтобы вспомнить одну из лучших ролей Моники Беллуччи
27. Великая красота / La grande bellezza (2013)
Страны – Италия, Франция | Режиссер – Паоло Соррентино | Продолжительность – 141 минута
О чем: пожилой журналист и театральный критик задумывается о смысле своего многолетнего богемного бытия
Рим – это город, чье славное прошлое может как вдохновлять, так и подавлять. Когда тебя повсюду окружают обломки древних империй и величайшие произведения искусства, твоя собственная жизнь и твои художественные потуги могут показаться столь же незначительными, как муравей, бегущий по статуе. Сатирическая трагикомедия Паоло Соррентино развивает идеи, некогда высказанные в «Сладкой жизни» Федерико Феллини, и переносит их в философский контекст, более уместный для ленты о стареющем мужчине, которому самое время задуматься о вечном, отстраниться от безумного карнавала богемной жизни и вспомнить, что он в молодости пытался стать писателем и надеялся оставить свой след в истории Рима. Главные роли в фильме сыграли Тони Сервилло, Карло Вердоне, Сабрина Ферилли, Карло Буччироссо, Яя Форте, Памела Виллорези и Галатеа Ранци.
Факт: картина удостоилась «Оскара» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и многих других национальных и международных наград.
Зачем смотреть: чтобы осознать себя на фоне прошлого и настоящего
26. Я не боюсь / Io non ho paura (2003)
Страны – Италия, Испания, Великобритания | Режиссер – Габриэле Сальваторес | Продолжительность – 108 минут
О чем: маленький мальчик из южного городка обнаруживает, что его отец и соседи держат взаперти парнишку, украденного в Милане
В Италии 1970-х многие южане промышляли похищением детей из богатых северных семей. В одном только 1978 году таких преступлений было более 600. Подростковый триллер «Я не боюсь» переносит зрителей в эпоху, о которой многие в Италии хотели бы забыть, и сочетает рассказ о безжалостном преступлении с ностальгической сагой о взрослении на жарком солнце и об осознании, что родители не столь идеальны, какими они кажутся малышам. Чем ближе главный герой узнает маленького пленника, тем яснее он осознает, что настанет момент, когда ему придется пойти против семьи… Ключевые роли в картине исполнили Джузеппе Кристьяно, Маттиа ди Пьерро, Айтана Санчес-Хихон, Дино Аббрешия и Диего Абатантуоно.
Факт: чтобы воссоздать наивный взгляд на мир, режиссер Габриэле Сальваторес поручил оператору-постановщику снимать ленту с высоты детского роста.
Зачем смотреть: чтобы почувствовать себя итальянским Павликом Морозовым
25. Субурра: Город мафии / Suburra (2015)
Страны – Италия, Франция | Режиссер – Стефано Соллима | Продолжительность – 135 минут
О чем: коррумпированный политик подставляется, когда в его номере отеля умирает проститутка, и мафиози пытаются использовать этот промах в своих интересах
Как бы Италия ни боролась с мафией, преступные группировки продолжают орудовать по всей стране – как на окраинах, так и в самом Вечном Городе. Поэтому в неонуарном криминальном триллере Стефано Соллима нет ни комиссара Каттани, ни его последователей. На экране одни лишь преступники из конкурирующих кланов, элитные коррупционеры, представители Ватикана… И несчастные женщины, проститутки и наркоманки, которые оказались в эпицентре разборок вокруг лакомого кусочка римской земли под новую, высокодоходную застройку. Главные роли в картине сыграли Пьерфранческо Фавино, Элио Джермано, Клаудио Амендола, Алессандро Борги, Грета Скарано и Джулия Гориетти.
Факт: Стефано Соллима был одним из режиссеров и продюсеров известного итальянского криминального сериала «Гоморра».
Зачем смотреть: чтобы полюбоваться римскими мафиозными войнами
24. Суспирия / Suspiria (1977)
Страна – Италия | Режиссер – Дарио Ардженто | Продолжительность – 98 минут
О чем: американская танцовщица приезжает учиться в немецкую школу балета и обнаруживает, что в заведении орудует серийный убийца
Прославившись как постановщик триллеров-джалло, Дарио Ардженто во второй половине 1970-х счел, что пора расширять жанровый диапазон, и выпустил паранормальный хоррор-триллер «Суспирия», созданный на грани зрительского кино и художественного высказывания. Почти каждый кадр картины был вдохновенным пиршеством для глаз, вызывавшим в памяти пышную графику диснеевских сказок (в частности, «Белоснежки»). Критики сомневались, что зрители примут нарочитую живописность «Суспирии» и ее необычное сочетание упоительно красивых и подчеркнуто жестоких сцен, однако публика посрамила журналистов, и картина стала одним из главных коммерческих успехов в карьере Ардженто. Ключевые роли в картине исполнили Джессика Харпер, Стефания Казини и Флавио Буччи.
Факт: фильм был задуман как первая часть трилогии о могущественных ведьмах. В дальнейшем Ардженто снял хорроры «Инферно» и «Мать слез», завершившие цикл.
Зачем смотреть: чтобы разучить кровавый итальянский балет
23. Идеальные незнакомцы / Perfetti sconosciuti (2015)
Страна – Италия | Режиссер – Паоло Дженовезе | Продолжительность – 96 минут
О чем: дружеская компания во время домашней вечеринки решает сыграть в опасную игру – начать отвечать на звонки по громкой связи и читать вслух все SMS
Что мы знаем о наших лучших друзьях и ближайших родственниках? Что они скрывают от нас, и что мы скрываем от них? Какие тайны могут всплыть, если содержимое наших телефонов станет явным? Когда Паоло Дженовезе восемь лет назад снял захватывающую разговорную трагикомедию, которая поставила эти вопросы и ответила на них, его лента покорила зрителей в Италии и кинематографистов по всему миру. Ремейки «Идеальных незнакомцев» вышли в более чем двух десятках стран, от России до Индонезии, и они продолжают выходить, в очередной раз доказывая превосходство отточенного сценария и талантливой постановки над многомиллионными бюджетами. В картине снялись Джузеппе Баттистон, Анна Фольетта, Марко Джаллини, Эдоардо Лео, Валерио Мастандреа, Альба Рорвахер, Кася Смутняк и Бенедетта Поркароли.
Факт: «Незнакомцы» были номинированы на девять национальных премий «Давид Донателло». Они удостоились статуэток за лучший фильм и лучший сценарий.
Зачем смотреть: чтобы лучше хранить тайну переписки
22. Пустыня Тартари / Il deserto dei Tartari (1979)
Страны – Италия, Франция, ФРГ | Режиссер – Валерио Дзурлини | Продолжительность – 140 минут
О чем: молодой офицер получает назначение в отдаленный пограничный гарнизон и проводит жизнь в ожидании нашествия из пустыни
Каждый год армии всего мира привлекают на службу молодых людей, которые мечтают о подвигах и славе. Кто-то эти подвиги в итоге совершает, кто-то привыкает к мирной жизни, а кто-то проводит всю свою карьеру в ожидании момента, который так и не наступает. Изданный в 1940 году философский роман Дино Буццати «Пустыня Тартари» и его замечательная экранизация, снятая Валерио Дзурлини в духе магического реализма, исследуют жизнь тех, чьи надежды оказываются обмануты. Они предлагают читателям и зрителям самим ответить на вопрос, не ошибся ли главный герой, когда предпочел службу в пустынной крепости мирной жизни, которой наслаждались его сверстники. Ключевых персонажей ленты изобразили Жак Перрен, Витторио Гассман, Джулиано Джемма, Хельмут Грим, Филипп Нуаре, Франсиско Рабаль, Фернандо Рей, Жан-Луи Трентиньян и Макс фон Сюдов.
Факт: роман Буццати был вдохновлен популярным стихотворением новогреческого поэта Константиноса Кавафиса «В ожидании варваров».
Зачем смотреть: чтобы разобраться, что делать с варварами
21. Развод по-итальянски / Divorzio all'italiana (1961)
Страна – Италия | Режиссер – Пьетро Джерми | Продолжительность – 105 минут
О чем: обнищавший аристократ из маленького сицилийского городка плетет козни, чтобы избавиться от нелюбимой жены и жениться на юной родственнице
До 1970 года в Италии не было закона о разводе. В предшествующие столетия убийство было единственным способом избавиться от обрыдлого супруга, и многие итальянские семейные комедии черпали вдохновение в этом обстоятельстве. Чернушно-циничная буффонада Пьетро Джерми «Развод по-итальянски» была, пожалуй, самым залихватским и популярным фильмом на эту тему, и его успех был столь завидным, что после выхода «Развода» многие постановщики бросились снимать пряные «комедии по-итальянски», чтобы встать вровень с Джерми. Когда же законодатели взялись обсуждать легализацию разводов, лента стала веским доводом в пользу спорного новшества. Фильм удостоился «Оскара» за лучший оригинальный сценарий и других значимых наград. Главные роли в «Разводе» исполнили Марчелло Мастроянни, Даниэла Рокка, Стефания Сандрелли и Леопольдо Триесте.
Факт: фигурирующий в фильме итальянский закон, существенно смягчавший наказание для убийцы неверной супруги, был отменен в 1981 году, на 20-летие «Развода».
Зачем смотреть: чтобы не довести свой брак до «итальянского развода»
20. Запах женщины / Profumo di donna (1974)
Страна – Италия | Режиссер – Дино Ризи | Продолжительность – 103 минуты
О чем: слепой бывший офицер и приставленный к нему юный призывник переживают романтические приключения по пути из Турина в Неаполь
Если вы видели фильм под названием «Запах женщины», то это, вероятно, была голливудская картина Мартина Бреста с Аль Пачино в главной роли. Она по-своему замечательна, однако безупречным ремейком ее не назвать, поскольку ее сюжет далеко уходит от событий оригинала, чтобы превратить фильм в своего рода школу жизни и мужественности для юного героя и зрителей его возраста. В свою очередь, психологическая трагикомедия Дино Ризи – кино не столько дидактическое, сколько эмоциональное. Это тщательно прорисованный и глубоко прочувствованный портрет мужчины, который никак не может принять свое увечье, но все еще сохраняет вкус к жизни и не погружается до конца в обуревающую его депрессию. Витторио Гассман сыграл в «Запахе» одну из лучших своих ролей и удостоился номинации на «Оскар». Также над фильмом работали Алессандро Момо и Агостина Белли.
Факт: в конце жизни Витторио Гассман сыграл Муфасу в итальянском дубляже диснеевского «Короля Льва».
Зачем смотреть: чтобы принять жизнь такой, какая она есть
19. Двадцатый век / Novecento (1976)
Страны – Италия, Франция, ФРГ | Режиссер – Бернардо Бертолуччи | Продолжительность – 317 минут
О чем: сын землевладельца и крестьянский отпрыск рождаются в один день, становятся друзьями детства и переживают самые бурные десятилетия XX века
317 минут продолжительности фильма – не опечатка. «Двадцатый век» – одна из самых продолжительных коммерческих лент в истории человечества, и ее постановщик Бернардо Бертолуччи был ужасе от любой попытки выпустить картину в сокращенном виде. «Двадцатый век» снимался как эпическое полотно, скрупулезно и откровенно прослеживающее яростное противостояние «верхов» и «низов», а также фашистов и социалистов на всем протяжении довоенной и военной истории Италии. Поэтому картина нуждалась в каждом сюжетном кирпичике, чтобы передать всю глубину и сложность авторского замысла, сравнимого по размаху с классическими романами европейской литературы. Чтобы найти деньги на столь внушительное кино, Бертолуччи отдал главные роли иностранным звездам Роберту де Ниро и Жерару Депардье. Также в картине снимались Доминик Санда, Дональд Сазерленд, Лаура Бетти, Берт Ланкастер, Стерлинг Хейден и Стефания Сандрелли.
Факт: «Двадцатый век» изначально был задуман как телесериал, но по мере работы над сценарием режиссер решил, что проект заслуживает большого экрана.
Зачем смотреть: чтобы забуриться в итальянскую глубинку
18. Леопард / Il Gattopardo (1963)
Страны – Италия, Франция | Режиссер – Лукино Висконти | Продолжительность – 185 минут
О чем: пожилой сицилийский аристократ сочувствует объединителям Италии во главе с Гарибальди, но не может принять новый мир, в котором для него нет места
Как и объединение Германии, так и объединение Италии в XIX веке шло нелегко, и не только из-за политических амбиций местных владык. Люди искусства и философы порой открыто сомневались, что унификация народа, славного региональными традициями, пойдет нации на пользу, и что новая власть будет лучше прежних. Неоднозначное отношение к этому периоду истории в Италии дожило до XX века, и опубликованный в 1958 году исторический роман Джузеппе Томази ди Лампедуза, критически переосмысливший события столетней давности, стал национальным бестселлером и был признан одной из важнейших книг современной Италии. В свою очередь, превосходная экранизация Лукино Висконти, убедительно отразившая ностальгию главного героя по «уходящей натуре» и его сомнения в режиме нуворишей, завоевала престижное место среди лучших итальянских картин. Ключевые роли в фильме сыграли Берт Ланкастер, Ален Делон и Клаудия Кардинале.
Факт: кандидатура Ланкастера была навязана режиссеру продюсерами, и Висконти долго не принимал американского актера, пока не убедился, что «ковбой» отлично вжился в образ европейского аристократа.
Зачем смотреть: чтобы вникнуть в историю Италии
17. Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений / Indagine su un cittadino al di sopra di ogni sospetto (1970)
Страна – Италия | Режиссер – Элио Петри | Продолжительность – 115 минут
О чем: старший инспектор полиции убивает свою любовницу и манипулирует следствием, чтобы доказать себе, что выйдет сухим из воды, даже если признается в преступлении
Итальянский режиссер Элио Петри в юности вступил в компартию, разочаровался в ней после подавления Венгерского восстания в 1956 году, но на многие годы сохранил скептичное отношение к власти и капиталу на Западе. Его самой мощной лентой на эту тему стала мрачная сатира 1970 года, выстроенная как увлекательный криминальный триллер. Главный герой следствия не боится правосудия и не прячется от него. Он верит, что, сделав карьеру и прочно вписавшись в циничную и коррумпированную систему, поднялся над законом, и что ему все сойдет с рук – как направление расследования по ложному следу, так и привлечение внимания к уликам против него. И он разыгрывает свою партию как по нотам… Главные роли в картине исполнили Джан Мария Волонте, Флоринда Болкан, Джанни Сантуччо, Орацио Орландо и Серджо Трамонти.
Факт: «Следствие» удостоилось «Оскара» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», а также двух призов Каннского фестиваля.
Зачем смотреть: чтобы прищучить тех, кто «вне подозрений»
16. Новый кинотеатр «Парадизо» / Nuovo Cinema Paradiso (1988)
Страна – Италия | Режиссер – Джузеппе Торнаторе | Продолжительность – 124 минуты
О чем: знаменитый режиссер узнает о смерти старого знакомого и воспоминает, как в детстве влюбился в кино и подружился с деревенским киномехаником
В душе каждого, кто решился стать кинотворцом, живет маленький ребенок, который когда-то впервые увидел «движущиеся картинки» и навсегда влюбился в искусство превращать отдельные кадрики в захватывающие истории. В 1988 году Джузеппе Торнаторе снял проникновенное ностальгическое кино о взрослении этого ребенка, его первой большой любви и первой крепкой дружбе, и «Новый кинотеатр “Парадизо”» заворожил ценителей кино во всем мире. За границей фильм удостоился Гран-при Каннского фестиваля, «Оскара» и «Золотого глобуса», а на родине он произвел столь сильное впечатление, что вдохнул новую жизнь в итальянское кино, приунывшее после ухода послевоенных мэтров. Главных героев картины изобразили Филипп Нуаре, Сальваторе Кашо, Марко Леонарди, Жак Перрен, Антонелла Аттили и Энцо Каннавале.
Факт: режиссер Джузеппе Торнаторе сыграл безымянного киномеханика в заключительной сцене картины.
Зачем смотреть: чтобы оживить свою детскую влюбленность в кино
15. Брак по-итальянски / Matrimonio all'italiana (1964)
Страна – Италия | Режиссер – Витторио де Сика | Продолжительность – 102 минуты
О чем: после многих лет совместной жизни бывшая проститутка пытается заставить преуспевающего бизнесмена на ней жениться
Неаполитанский драматург Эдуардо де Филиппо сочинил пьесу «Филумена Мартурано», чтобы подарить своей сестре-актрисе роль, в которой она могла бы блеснуть, и вспомнить о детстве, которое Эдуардо и Титина провели в качестве внебрачных детей популярного театрального актера и режиссера. Хотя его цели были не слишком амбициозными, де Филиппо нечаянно создал потрясающую трагикомедию о своеобразных итальянских нравах и борьбе страстной и доведенной для отчаяния женщины за право стать полноценной женой и матерью. В свою очередь, режиссер Витторио де Сика безукоризненно перенес «Филумену» на экран и создал одну из лучших комедийных мелодрам европейского кино. Центральных персонажей «Брака» сыграли Софи Лорен и Марчелло Мастроянни.
Факт: Эдуардо де Филиппо – классик литературы на неаполитанском языке, который достаточно сильно отличается от литературного итальянского, чтобы считаться отдельным наречием.
Зачем смотреть: чтобы проникнуться особым неаполитанским отношением к любви
14. Блеф / Bluff storia di truffe e di imbroglioni (1976)
Страна – Италия | Режиссер – Серджо Корбуччи | Продолжительность – 110 минут
О чем: двое аферистов сбегают из тюрьмы и пытаются надуть бывшую жену одного из них, удачливую матерую преступницу
Для западных зрителей итальянец Серджо Корбуччи – это, в первую очередь, постановщик «Джанго». В нашей же стране, где жестокие спагетти-вестерны не показывали, Корбуччи прославился благодаря ироничному криминальному фарсу «Блеф», снятому в антураже Франции 1920-х. Родственный по духу прославленной голливудской «Афере» и популярнейшей в СССР польской дилогии «Ва-банк», «Блеф» – залихватская комедия о мошенниках, которые с упоением и изобретательностью надувают друг друга. Поскольку рядовые люди от этих махинаций не страдают, зрители спокойно могут отключить свой моральный компас и смаковать похождения главных героев, которых изобразили Адриано Челентано, Энтони Куинн, Корин Клери и Капюсин.
Факт: французская актриса Жермен Лефевр во время работы моделью взяла псевдоним «Капюсин» («настурция» по-французски) и прославилась под этим именем.
Зачем смотреть: чтобы разузнать все уловки аферистов
13. Похитители велосипедов / Ladri di biciclette (1948)
Страна – Италия | Режиссер – Витторио де Сика | Продолжительность – 89 минут
О чем: полунищий мужчина и его маленький сынишка разыскивают украденный у семьи велосипед, без которого они как без рук
Перед началом Второй мировой войны и во время нее итальянские режиссеры подражали гламурному Голливуду и создавали так называемый «кинематограф белых телефонов» (белый домашний телефон в то время считался символом достатка). Когда же режим Муссолини пал, итальянское кино развернулось на 180 градусов, в сторону неореализма, который призывал показывать реальную жизнь обездоленных бедняков, с трудом выживших в послевоенной Италии. Величайшим фильмом этого художественного направления стали «Похитители велосипедов» – бьющая наотмашь и цепляющая за живое зарисовка о людях, для которых банальный велосипед становится символом человеческого достоинства, потому что он открывает путь к возможности зарабатывать и оплачивать счета. Поскольку полицейским нет дела до мелких преступлений, герои фильма сами ищут свою собственность, обходя рынки и бедные кварталы и наблюдая за жизнью себе подобных. Картина удостоилась «Оскара» и многих других наград и оказала огромное влияние на весь позднейший реалистичный кинематограф. Главные роли «Похитителей» исполнили непрофессиональные актеры Ламберто Маджорани и Энцо Стайола.
Факт: Ламберто Маджорани был фабричным токарем. Когда съемки закончились, он вернулся на фабрику и был уволен по сокращению штатов. Его начальник счел, что лучше сократить «кинозвезду», чем безвестных коллег Маджорани.
Зачем смотреть: чтобы погулять по послевоенному Риму
12. Ночи Кабирии / Le notti di Cabiria (1957)
Страны – Италия, Франция | Режиссер – Федерико Феллини | Продолжительность – 118 минут
О чем: римская уличная проститутка Кабирия грезит о семейном счастье и «честной» жизни
Актриса Джульетта Мазина и режиссер Федерико Феллини познакомились и поженились во время войны, когда вместе работали на радио. Они прожили вместе всю оставшуюся жизнь и многое создали вместе, включая «Ночи Кабирии» – лучшую картину Мазины и одну из лучших лент Феллини. Постепенно отходя от заповедей неореализма, которым он прежде следовал, режиссер в конце 1950-х и начале 1960-х стремился поднять свое искусство на новый уровень – превратить бытописательство в одухотворенные притчи о самой сути бытия. Так родились «Ночи» – трогательная драма о наивной, простодушной и незадачливой женщине, которая сохраняет веру и надежду на лучшее, несмотря на все удары судьбы и предательства мужчин. Картина получила «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, а Мазина удостоилась призов фестивалей в Каннах и Сан-Себастьяне.
Факт: монтажер Лео Катоццо во время работы над «Ночами» придумал новаторское устройство для склейки кинопленки, которое помогло ему разбогатеть и получить «Оскар» за вклад в профессию.
Зачем смотреть: чтобы обрести надежду и веру
11. Сладкая жизнь / La dolce vita (1960)
Страны – Италия, Франция | Режиссер – Федерико Феллини | Продолжительность – 179 минут
О чем: журналист светской хроники наслаждается «сладкой жизнью» среди богатых и знаменитых, но грезит о чем-то большем и значимом
Послевоенная Италия была страной контрастов. Одни ее округа быстро восстанавливались и богатели, и то время как другие районы влачили жалкое существование. Столь же разнообразной была политическая и духовная жизнь страны, искавшей себя в новой реальности на континенте. Гений гуманистического итальянского артхауса Федерико Феллини иронично и колоритно отразил неуверенность страны в своем настоящем и будущем в трагикомичной саге о похождениях римского журналиста. Главный герой тяготеет к основательной, интеллектуальной жизни, но не может отказаться от модных клубов, случайных связей и всего остального, что он получает от загулов с богатыми и знаменитыми. «Сладкая жизнь» удостоилась «Оскара» и «Золотой пальмовой ветви» Канн. Главные роли в картине получили Марчелло Мастроянни, Анита Экберг, Анук Эме, Ивонн Фюрно, Магали Ноэль и Ален Кюни.
Факт: знаменитый итальянский певец и актер Адриано Челентано сыграл в фильме самого себя. Это было его второе появление на большом экране.
Зачем смотреть: чтобы вдохнуть аромат римской клубной жизни
10. Ночь / La notte (1961)
Страны – Италия, Франция | Режиссер – Микеланджело Антониони | Продолжительность – 122 минуты
О чем: знаменитый писатель и его жена проводят вместе день и ночь, пытаясь разобраться в своих спутанных чувствах
Мэтр европейского артхаусного кино Микеланджело Антониони прославился как мастер драм и мелодрам об отчуждении, утраченных иллюзиях и новых, свободных нравах, приходящих на смену традиционной культуре. В глазах многих критиков и коллег «Ночь» была величайшим достижением Антониони, даже на фоне сравнимых с ней картин «Приключение» и «Затмение», которые часто рассматриваются как неформальная трилогия. Погрузившись в жизнь итальянской интеллектуальной элиты, постановщик создал пронзительную мелодраму, говорящую со зрителями как на привычном языке диалогов и мизансцен, так и на новаторском для начала 1960-х языке сильных визуальных образов, отражающих настроение картины и переживания героев. Главные роли в картине сыграли Марчелло Мастроянни, Жанна Моро и Моника Витти.
Факт: в одном из эпизодов «Ночи» засветился Умберто Эко, прославленный итальянский писатель, эссеист и философ, который более всего известен по роману «Имя розы».
Зачем смотреть: чтобы пропитаться итальянской экзистенциальной тоской
9. Рокко и его братья / Rocco e i suoi fratelli (1960)
Страны – Италия, Франция | Режиссер – Лукино Висконти | Продолжительность – 179 минут
О чем: выходцы с юга Италии пытаются найти себя в послевоенном Милане, городе многих возможностей и соблазнов
Когда Ален Делон стал звездой европейского кино? Когда в 1960 году в прокат вышли французский триллер «На ярком солнце» Рене Клемана и итальянская семейная драма «Рокко и его братья». Если первая из этих картин заворожила зрителей интригующей детективной историей, то социальная драма «Рокко и его братья» развернули перед публикой широкое полотно жизни выходцев из низов общества. Одним из братьев становится рабочим, второй – спортсменом, а третий – преступником. У каждого из них своя судьба, но она неразрывно связана с жизнью других. Кровь не водица, и братья через многое проходят вместе, как друзья или враги. Фильм был не только первым успехом Делона в Италии, но и первым прокатным хитом Лукино Висконти, одного из величайших национальных режиссеров. Вместе с Делоном в картине снялись Ренато Сальватори, Анни Жирардо, Катина Паксину, Алессандра Панаро, Спирос Фокас и Макс Картье.
Факт: хотя Лукино Висконти происходил из древнего рода миланских герцогов, он был членом компартии и живо интересовался жизнью рабочих.
Зачем смотреть: чтобы окунуться в быт послевоенной Италии
8. Жизнь прекрасна / La vita è bella (1997)
Страна – Италия | Режиссер – Роберто Бениньи | Продолжительность – 116 минут
О чем: итальянский еврей, попавший вместе с сыном в концлагерь, убеждает мальчика, что все происходящее – одна большая игра, в которой обязательно нужно выиграть
Как снимать кино о Второй мировой войне, если твоя страна не была среди победителей? Итальянский комик и комедиограф Роберто Бениньи нашел столь убедительный ответ на этот вопрос, что его картина «Жизнь прекрасна» удостоилась Большого приза жюри Каннского фестиваля, французской премии «Сезар» и трех «Оскаров», включая статуэтку за лучший фильм на иностранном языке. Опершись на книгу узника Освенцима Рубино Сальмони «Я победил Гитлера», Бениньи снял потрясающую трагикомедию о неунывающем мужчине, который находит душевные силы, чтобы создать для своего сынишки «виртуальный мир», где малыш может надеяться, что скоро выиграет танк и снова увидит маму-итальянку. И фильм в итоге оказался не только летописью изобретательной духовной победы над ужасами нацизма, но и предупреждением для тех взрослых, кто так и не решился выйти из «детской Матрицы» и увидеть мир таким, какой он на самом деле. Главные роли в картине исполнили Роберто Бениньи, Николетта Браски и Джорджо Кантарини.
Факт: Бениньи стал вторым в истории режиссером, который получил «Оскар» за главную роль в собственном фильме. Первым был великий британский актер Лоуренс Оливье, который в 1948 году выпустил «Гамлета».
Зачем смотреть: чтобы задуматься о силе и слабости детских иллюзий
7. Ромео и Джульетта / Romeoand Juliet (1968)
Страны – Италия, Великобритания | Режиссер – Франко Дзеффирелли | Продолжительность – 138 минут
О чем: юноша и девушка из враждующих аристократических семей заводят запретные отношения
Чтобы создать идеальную экранизацию шекспировской пьесы, нужно много компонентов успеха, и в 1967 году все они оказались в распоряжении итальянского постановщика Франко Дзеффирелли – включая, разумеется, его собственный талант. Работая вместе с британскими продюсерами, Дзеффирелли собрал превосходную труппу из молодых английских актеров, дополнил ее опытными исполнителями из Британии и Италии, арендовал для съемок подлинные здания эпохи Возрождения и создал аутентичное, убедительное и раскованное кино. Итальянец стремился одновременно сохранить верность классике и превратить «Ромео и Джульетту» в свежее и живое кино для нового поколения зрителей, и он блестяще справился с своей задачей, сняв фильм на все времена. Главные роли в картине получили Леонард Уайтинг, Оливия Хасси и Майкл Йорк.
Факт: по словам «битла» Пола Маккартни, Дзеффирелли подумывал снять его в роли Ромео.
Зачем смотреть: чтобы упиться превосходной экранизацией совершенной пьесы
6. За пригоршню долларов / Per un pugno di dollari (1964)
Страны – Италия, Испания, ФРГ | Режиссер – Серджо Леоне | Продолжительность – 99 минут
О чем: меткий стрелок прибывает в городок на границе США с Мексикой и нанимается в обе местные шайки контрабандистов, чтобы столкнуть их и уничтожить
Популярность в послевоенной Европе американских вестернов вдохновила местных творцов на создание собственных лент о Диком Западе, и итальянец Сержо Леоне быстро стал мэтром этого жанра. Его дебютный спагетти-вестерн «За пригоршню долларов» был снят по мотивам самурайского боевика Акиры Куросавы «Телохранитель», и прочная сценарная основа вкупе с режиссерским мастерством Леоне и гениальностью композитора Эннио Морриконе сделали фильм вечной классикой. Леоне хотел снять в главной роли прославленного голливудца Генри Фонду, но вынужденно довольствовался телевизионным актером Клинтом Иствудом и нечаянно превратил его в мировую звезду и легенду вестернов и боевиков. Также в картине снимались Джан Мария Волонте и Марианна Кох.
Факт: Леоне не говорил по-английски, а Иствуд не понимал итальянский. Их переводчиком был актер, каскадер и постановщик трюков Бенито Стефанелли.
Зачем смотреть: чтобы восхититься японским сюжетом в антураже вестерна
5. На несколько долларов больше / Per qualche dollaro in più (1965)
Страны – Италия, Испания, ФРГ | Режиссер – Серджо Леоне | Продолжительность – 130 минут
О чем: охотник за головами и бывший армейский офицер сражаются с орудующей в Техасе бандой грабителей и головорезов
После прокатного триумфа «За пригоршню долларов» Серджо Леоне продолжил снимать итальянские вестерны о Диком Западе. Он счел, что лучшим сиквелом для фильма о ярком главном герое будет кино с двумя харизматичными протагонистами и нанял в пару к Клинту Иствуду его соотечественника Ли Ван Клиффа, не раз игравшего второстепенные роли в голливудских гангстерских лентах и вестерн-сериалах. Хотя американские постановщики не видели в нем ничего особенного, в «На несколько долларов больше» Ван Клифф так блеснул, что прославился на весь мир. В свою очередь, Леоне и его команда еще выше подняли планку увлекательности и создали превосходный криминальный фильм с драйвовым и интригующим действием и отличными перестрелками. Главного злодея ленты изобразил итальянец Джан Мария Волонте.
Факт: декорация техасского городка, построенная для фильма в испанской пустыне, до сих пор существует. Она используется как парк развлечений в стиле вестернов.
Зачем смотреть: чтобы навести в Техасе порядок
4. Дорога / La strada (1954)
Страна – Италия | Режиссер – Федерико Феллини | Продолжительность – 108 минут
О чем: мечтательная девушка вынужденно становится клоунессой, сопровождающей грубого и жестокого бродячего силача
Прежде, чем снять свою жену-актрису Джульетту Мазину в «Ночах Кабирии», Федерико Феллини устроил ее бенефис в еще более выдающейся и пронзительной драме «Дорога». Как и «Ночи», «Дорога» вытекает из эстетики и философии неореализма, но отказывается видеть в своем повествовании лишь рассказ о тяжелой жизни итальянских бедняков. Социальная драма нищих циркачей – лишь один аспект многогранного повествования, в котором можно увидеть и притчу о человеческих страстях, и печальную трагедию любви, и поэтизацию житейской рутины, и возвращение к зрителям традиционной итальянской комедии масок на совершенно новом уровне артистизма и в новом виде искусства. При этом «Дорога» – удивительно гармоничное кино, элегантно сплетающее все свои художественные ходы в цельное и мощное полотно. Недаром лента Феллини вдохновила многих современников и их учеников на создание столь же выразительных и человечных шедевров. Вместе с Мазиной в картине играли Энтони Куинн и Ричард Бейсхарт.
Факт: «Дорога» стала первой в истории «Оскара» картиной, которая удостоилась статуэтки в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Зачем смотреть: чтобы отправиться в странствие к вершинам искусства
3. Укрощение строптивого / Il bisbetico domato (1980)
Страна – Италия | Режиссеры – Франко Кастеллано, Джузеппе Мочча | Продолжительность – 107 минут
О чем: своенравная городская красотка решает влюбить в себя грубого фермера, который наслаждается холостой жизнью
Романтические комедии легко снимать, но трудно делать их запоминающимися. Слишком уж это однотипный жанр. Зато, когда создателей ромкомов посещает подлинное вдохновение, их обаятельные творения становится многолетними любимцами публики. Будь то наша «Ирония судьбы» или итальянская лента «Укрощение строптивого», вдохновленная классической шекспировской пьесой «Укрощение строптивой». Грубоватый, но добродушный и уморительный юмор, а также потрясающая экранная «химия» Адриано Челентано и Орнеллы Мути помогли этому фарсу о городских и деревенских жителях стать одним из главных событий года как в Италии, так и в СССР и навсегда поселиться в сердцах зрителей. При этом у нас картину любят даже больше, чем на родине.
Факт: героиня Мути ездит на редком итальянском кабриолете De Tomaso Longchamp. Было выпущено всего 14 кабриолетов этой модели.
Зачем смотреть: чтобы вдоволь посмеяться над итальянскими брачными играми
2. 8 с половиной / 8½ (1963)
Страна – Италия, Франция | Режиссер – Федерико Феллини | Продолжительность – 138 минут
О чем: успешный режиссер обращается к своим воспоминаниям и видениям, чтобы выбраться из творческого кризиса и вернуть былое вдохновение
У кино про кино скверная репутация. Многим зрителям не нравится, когда творцы не смотрят в мир, а создают автопортреты. Однако этот жанр столь же разнообразен, как и любой другой, и в нем есть подлинные, безусловные шедевры. Такие, как «8 с половиной» итальянского героя Федерико Феллини – раскрепощенная и вдохновенная трагикомедия о творце, который лихорадочно ищет идеи для нового полотна в своем прошлом, настоящем и в мире грез и фантазий. Это одновременно исповедь и пародия, триумф искусства и признание его ограниченных возможностей, сюрреализм и реализм. И это кино, в котором всякий раз находишь что-то новое, даже если знаешь его наизусть. Главные роли в картине сыграли Марчелло Мастроянни, Клаудия Кардинале, Анук Эме, Сандра Мило, Росселла Фальк и Барбара Стил.
Факт: название ленты – её порядковый номер в фильмографии Феллини. Поскольку режиссер снял «Огни варьете» совместно с Альберто Латтуадой, он посчитал эту ленту за «половинку».
Зачем смотреть: чтобы восхититься одной из величайших картин всех времен
1. Хороший, плохой, злой / Il buono, il brutto, il cattivo (1966)
Страны – Италия, Испания, ФРГ | Режиссер – Серджо Леоне | Продолжительность – 178 минут
О чем: во время американской Гражданской войны наемник, охотник за головами и мексиканский бандит ищут золото, украденное у южан
Заключительный фильм из «долларовой» трилогии Серджо Леоне оказался блистательным спагетти-вестерном, шедевром итальянского кино и одной из лучших развлекательных картин в истории Земли. Успехи предыдущих хитов Леоне позволили ему увеличить бюджет до более чем миллиона долларов (внушительная сумма для 1966 года) и снять великолепно поставленную приключенческую ленту с эпическим размахом и действием на фоне Гражданской войны. Хотя картина почти не отводит взгляд от увлекательнейших похождений главных героев, все время норовящих перехитрить друг друга, она выкраивает время для боевых сцен, снятых с пронзительным антивоенным пафосом. И, конечно, показательно, что в кино о войне нет положительных героев. «Хороший, плохой, злой» прозрачно намекает, что в мире, где все сражаются со всеми, выжить и добиться успеха могут только циничные пройдохи и матерые убийцы. Главные роли в фильме исполнили Клинт Иствуд, Ли Ван Клиф и Илай Уоллак.
Факт: после трех совместных фильмов Клинт Иствуд так устал от требовательности и перфекционизма Леоне, что больше никогда не снимался у режиссера, который сделал его суперзвездой.
Зачем смотреть: чтобы насладиться триумфом мирового кино
Борис Иванов
28 августа 2023 года