50 лучших фильмов в жанре артхаус
Странное и необычное авторское кино
Артхаус или арт-хаус – тот самый жанр, который дает максимальную творческую свободу автору произведения. Рамки фантазии никто не ограничивает, так что, «из-под пера», а вернее с помощью кинокамеры появляются ожившие сны, ландшафты грез и ни с чем несравнимые миры. В нашей новой мини-энциклопедии – анализ самого важного и значимого артхаусного кино, рейтинг лучших картин этого необычного жанра. При формировании подборки мы избегали сильного заумствования и не погружались в дебри малоизвестного кино. Этот список оставлен из лент весьма известных режиссёров, из картин, которые оставили свой существенный след в истории кинематографа.
50. Наука сна / La science des rêves (2006)
Мишель Гондри в своей лучшей форме: эта иррациональная история о неприметном парне, который, помогая поднять пианино, познакомился с двумя соседками, выглядит настоящим калейдоскопом сна и реальности. Гаэль Гарсиа Берналь и Шарлотта Генсбур великолепны в своих ролях, а число «фишек» на минуту экранного времени зашкаливает – так что, одного просмотра для этой ленты явно мало. С другой стороны, если вы хотите начать знакомиться с творчеством маэстро, лучше кандидата на просмотр не придумать.
49. Быть Джоном Малковичем / Being John Malkovich (1999)
Спайк Джонс облек сценарий Чарли Кауфмана в настоящую «плоть и кровь». Джон Кьюсак, Кэмерон Диаз и, конечно же, сам Джон Малкович разыгрывают повесть о том, как клерк обнаружил потайной ход в голову известного актера, словно по нотам – а общая конструкция пазла к финалу собирается в настоящий монолит. Блестящее произведение.
48. Реальность / Réalité (2014)
Вложенные реальности Квентина Дюпье – роман о поисках «самого лучшего крика» быстро превращается в наслоение самых мрачных фантазий на тонкую ткань бытия. Дикий, смешной, дерзкий – фильм просто не в состоянии оставить равнодушным никого.
47. Женщины на грани нервного срыва / Mujeres al borde de un ataque de «nervios» (1988)
Педро Альмодовар, как он есть – «Женщины на грани нервного срыва» (с Кармен Маура и Антонио Бандерасом в главных ролях) с иронией опишут историю запутавшейся в неприятностях девушки. Ювелирный анализ всех составных частей чувства под названием «любовь», неповторимый авторский почерк – после этой картины стало абсолютно ясно, что режиссер «пойдет в гору».
46. Клык / Κυνόδοντας (2009)
О, это особенное блюдо! «Клык» действительно не похож ни на что: Йоргос Лантимос рисует картину изолированной от внешнего мира семьи, живущей в свете причудливых законов. Фантазия тут действительно извращенная («нельзя покинуть дом, до тех пор, пока у тебя не выпадет правый клык»), но тем увлекательнее то, как развиваются события – твистов будет, поверьте, много.
45. Амаркорд / Amarcord (1973)
«Фотоальбом» воспоминаний Федерико Феллини. Ностальгия по курортному городку Римини, в котором вырос режиссер, палящее солнце, бурлящая кровь и причудливые реверансы судьбы. Настоящая жизнь на экране.
44. Видеодром / Videodrome (1982)
Липкий кошмар Дэвида Кроненберга, который проникает в самую подкорку сознания. В 1982 году маэстро не стесняли никакие рамки, так что он развернулся по полной. Ну, а провидческая часть «Видеодрома» заслуживает долгих и продолжительных аплодисментов.
43. Отель «Гранд Будапешт» / The Grand Budapest Hotel (2014)
Математический эксперимент, в котором форма явно важнее содержания. Уэс Андерсон, как обычно, строит перфекционистскую конструкцию, где герои и сюжет подчинены лишь общему ритму действия, настроению, но не смыслу событий. Отшлифованный до блеска эксперимент в хорошем смысле поражает.
42. Необратимость / Irréversible (2002)
Анализ того, что мы называем «время» – Гаспар Ноэ лихо строит обратную проекцию событий, не стесняясь шокирует и буквально выворачивает наизнанку жизненный путь героев. Алекс (Моника Беллуччи) и Маркус (Венсан Кассель) здесь «ну просто, как живые», а сюжет достоин того, чтобы как следует пораскинуть мозгами.
41. Кирпич / Brick (2005)
Райан Джонсон в режиссерском кресле, Джозеф Гордон-Левитт в главной роли: повесть о аутсайдере Брендане Фрайе, который пытается найти появившуюся и столь же внезапно пропавшую подружку, к финалу превращается в какой-то жуткий поток сознания. Настолько же страшный, насколько и притягательный.
40. Внутренняя империя / Inland Empire (2006)
Один из наиболее личных фильмов Дэвида Линча – Лора Дерн и Джереми Айронс здесь играют актеров, которые, начав сниматься в новом фильме, постепенно перестают понимать, где кинематография, а где же реальность. Как всегда, у режиссера в любом кадре – множество головоломок, а препарированию опять подвержен злосчастный Голливуд.
39. Рассекая волны / Breaking the Waves (1996)
Неровное, сумбурное, но исключительно мощное полотно Ларса фон Триера – роман о жертве во имя любви. Эту картину трудно полюбить – ее надо лишь попытаться воспринять и постараться стать чуточку лучше.
38. Адаптация / Adaptation (2002)
И снова Спайк Джонс снимает по сюжету Чарли Кауфмана (и рассказывает о самом Чарли Кауфмане). Актерский ансамбль тут воистину звездный (Николас Кейдж, Мэрил Стрип, Брайан Кокс, Тильда Суинтон), калейдоскоп сознания сценариста представлен идеально (включая и фантазии, и душевные муки), а гротескная форма повествования погружает зрителя в другой мир.
37. Реквием по мечте / Requiem for a Dream (2000)
Невероятно тяжелое и драматичное полотно – роман о несбывшихся надеждах. Жесткая режиссура Даррена Аронофски может к финалу довести до нервного срыва, а к игре Джареда Лето и Дженнифер Коннелли невозможно придраться.
36. Ангел-истребитель / El Ángel exterminador (1962)
Пришествие снов Луиса Бунюэля в наш мир: гости не могут уйти из столовой после роскошного ужина и постепенно начинают деградировать. Блестящие мизансцены, эталонная проработка странного мира; здесь все на своих местах.
35. Танец реальности / La Danza de la Realidad (2013)
Последняя точка в психоанализе Алехандро Ходровски. Тут и биография, и ретроспектива отношений с отцом, и революционные настроения в Чили образца тридцатых годов ХХ века – и эти эмоции, чувства, образы удивительным образом складываются в настоящий танец.
34. По ту сторону черной радуги / Beyond the Black Rainbow (2010)
Кинодебют Паноса Косматоса – абсолютно необычная манера съемки, чрезмерное увлечение светофильтрами… К счастью, сын великого Джорджа П. Косматоса не ударил в грязь лицом, картину не просто интересно «разглядывать» – ее сюрреалистичный сюжет о побеге из лабиринта к развязке наполняется какими-то античными страстями.
33. Она / Her (2013)
Спайк Джонс? Да вы издеваетесь? Отнюдь – ленту «Она» мы ни в коему случае не могли проигнорировать в этом рейтинге. Во-первых, лента о писателе, который влюбился в операционную систему, исключительно злободневна. Во-вторых, Хоакин Феникс творит на экране настоящие чудеса. И, наконец, в-третьих – фильм просто классный!
32. Четыреста ударов / Les quatre cents coups (1959)
Неповторимый почерк Франсуа Трюффо лучше всего заметен в дебюте маэстро, ленте «Четыреста ударов». Эта мрачная история о трудном подростке Антуане Дуанеле к финалу так дернет за ниточки, что заплакать могут даже самые суровые мужчины. Ну а по части увлекательности рассказа этой простой, в общем-то, истории, картине просто нечего противопоставить.
31. Cтрах и ненависть в Лас-Вегасе / Fear and Loathing in Las Vegas (1998)
Вряд ли кто-либо еще мог экранизировать книгу Хантера С. Томпсона «Страх и отвращение в Лас-Вегасе: Дикое путешествие в сердце американской мечты», кроме как Терри Гиллиам. И вряд ли кто мог лучше сыграть героев произведения, чем Джонни Депп, Бенисио Дель Торо, Тоби Магуайр, Кристина Риччи и Гэри Бьюзи. Получилось «на пять с плюсом» – именно такое действо мы и представляли, читая роман.
30. 4 / 4 (2005)
Ожившие кусочки повестей Владимира Сорокина – Илья Хржановский мастерски управляется с этим многоплановым «пирогом» различных сюжетных линий и подводит их истинному катарсису финала. По атмосфере картина абсолютно гениальна.
29. Крот / El Topo (1970)
Та лента, с которой началось восхождение Алехандро Ходоровски на мировой кино-Олимп – режиссера заметил сам Джон Леннон. Этот вычурный псевдо-вестерн заложил авторский стиль «психоанализа на экране» – местами страшного, апеллирующего к низменному, но, без сомнения, эффективного.
28. Персона / Persona (1966)
Жестокая психологическая драма Ингмара Бергмана об одиночестве души в этом мире. Знаменитая актриса Фоглер замолкает прямо на сцене – и с тех пор продолжает молчать. Сможет ли медсестра Альма помочь героине?
27. Аталанта / L'Atalante (1934)
«Антланта» Жана Виго – история свадебного путешествия капитана баржи Жана и его супруги Жюльетты по каналам Франции к Парижу. Поэтическая романтика, отражение эпохи, тончайшая история любви и житейская мудрость – право слово, режиссера трудно перехвалить.
26. Лунный свет / Moonlight (2016)
Оскароносная драма Барри Дженкинса – роман о становлении личности, превращении мальчика в мужа. Прецизионно выстроенная композиция картины позволяет прочувствовать на себе все трансформации героя, а каждый кадр, что называется, «просится в рамочку, да на стену».
25. Синий бархат / Blue Velvet (1986)
Необузданная фантазия Дэвида Линча с излюбленным актерским составом маэстро (Кайл МакЛоклен, Деннис Хоппер, Лора Дерн): расследование ужасов провинциального городка быстро превращается в путешествие в иной мир, странный и жутковатый. Почерк Линча к 1986 году уже отшлифован до блеска, а действие выстроено безукоризненно.
24. Фанни и Александр / Fanny och Alexander (1982)
Найдите 312 минут на полную версию этой ленты – и «Фанни и Александр» могут стать одним из наиболее важных впечатлений от кинематографа. Абсолютно магическая повесть о трех годах жизни детей (Александра и Фанни Экдаль) в строгой режиссуре Ингмара Бергмана заставит вас поверить в невозможное.
23. Бразилия / Brazil (1985)
Главная антиутопия ХХ века – размашистый почерк Терри Гилиама тут как нельзя кстати, переплетение снов и реальности физически ощутимы, а общая беспощадность действия подчинена глобальной цели. Браво.
22. Опасное пробуждение / Wake in Fright (1970)
«Опасное пробуждение» Теда Котчеффа с Дональдом Плезенсом в главной роли – роман о ночных трипах провинциального учителя, настоящем погружении в безумие. Экзистенциальная притча разительно отличается от поздних, куда более традиционных, работ автора (скажем, глядя «Первую кровь» или «Уик-энд у Берни», никак нельзя подумать, что их создатель выплеснул в свои годы на экран такое концентрированное безумие) и предлагает полноценный «микроскоп» отслеживания героя, плюс череду рубленых образов, каждый из которых остается в памяти.
21. Святая Гора / The Holy Mountain (1973)
Выплеск всех тайных мечтаний и фантазий Алехандро Ходоровки на экран. Получивший карт-бланш от Джонна Ленона на полную творческую свободу, режиссер снял, вероятно, наиболее странный, гротескный и притягательный фильм, из всех, какие выходили в ХХ веке. Это липкое сумасшествие, пиршество ортодоксальной визуалистики, однако, не рассыпается к финалу, словно карточный домик – как многие подобные экзерсисы. Напротив, «Святая гора» сплетается в настоящий гимн жизни – за что перед режиссером стоит снять шляпу и раскланяться.
20. На последнем дыхании / À bout de souffle (1960)
Джин Сиберг и Жан-Поль Бельмондо листают в ленте Жана-Люка Годара – рассказе об угонщике Мишеле Пуакаре. «Химия» между героями, ошеломляющий непрерывный монолог, резкий финальный твист – эта картина не даром вошла во все учебники по кино.
19. Черная луна / Black Moon (1975)
Великий Луи Маль в «Черной луне» замахнулся, ни много, ни мало на «Алису в стране чудес» – и подошел к съемкам с поразительной элегантностью и изысканностью. Калейдоскоп «гражданской войны полов», мозаика снов и причудливых картин кажутся бегом по лабиринту бессознательного, воплощением сюрреализма и ожившими картинами Сальвадора Дали. «Рисовать яблоко, как оно есть? Увольте!»
18. Пустоши / Badlands (1973)
Мартин Шин и Сисси Спейсек в «Пустошах» Терренса Малика разыгрывают реальные события, произошедшие в 1959 году. Тогда Кит и Холли убили отца девушки, запрещавшего им встречаться, и пустились в бега. Как и в последующих произведениях, для Малика куда важнее внутренний мир персонажей, чем внешняя фабула событий – в итоге, картина, что называется «попадает в самое яблочко».
17. Конформист / Il conformista (1970)
Бернардо Бертолуччи исследует природу деспотизма на примере доктора Марчелло Клеричи, которого немецкие власти отправляют во Францию, дабы устранить профессора-антифашиста. Каноническая режиссура, рубленые образы, нетипичный подход к съемке – перед нами настоящий шедевр.
16. Энни Холл / Annie Hall (1977)
Бесконечный монолог Вуди Аллена – то ли комедия, то ли попытка выговориться о неудачах прошлого, то ли способ понять, почему героя преследуют неудачи в личной жизни. Вовлечение в процесс полное, за этим потоком сознания просто приятно наблюдать.
15. Селин и Жюли совсем заврались / Céline et Julie vont en bateau: Phantom Ladies Over Paris (1974)
Выдумка, сон, реальность, явь? В лентах Жака Риветт трудно отличить одно от другого, но именно «Селин и Жюли совсем заврались» можно назвать апофеозом фирменного почерка режиссера – повествование здесь исключительно пластично, настолько, что кажется, того и гляди, оно пройдет сквозь ткань реальности.
14. Зеркало (1974)
Глубочайший фильм Андрея Тарковского – страх потери, попытка окунуться в воспоминания детства, надежды и мечты... Биографический эпик, в котором чувства оказываются куда важнее событий, картина-настроение, личная, выстраданная история.
13. Белая лента / Das weiße Band (2009)
Михаэль Ханеке описывает жизнь деревни в протестантской северной Германии в канун Первой мировой войны. Трагическое событие ли произошло – или был совершен некий ритуал? Расследование быстро превращается в анализ природы тоталитаризма, далее все заходит уже в какую-то первобытную лигу страстей – что же, Ханеке как никто другой умеет препарировать пороки.
12. Этот смутный объект желания / Cet obscur objet du désir (1977)
Вероятно, наиболее значимая картина Луиса Бунюэля – проникновенная попытка анализа мужской и женской сущностей, осознание вечного конфликта полов и погружение в потаенные фантазии. Как всегда, у режиссера на первом плане подсознательное, а не сознательное – так что, лента становится настоящей прогулкой по закоулкам чувств.
11. Асса (1987)
Фильм-настроение, фильм-ритм, фильм, предсказавший будущее. Заснеженные пальмы, рок-музыка, сны главного героя – все это под эпиграфом путешествия в настоящий новый мир. Если и есть фильм, собравший все лучшее из восьмидесятых годов ХХ века, то, он перед нами.
10. Страсти Жанны д`Арк / La passion de Jeanne d'Arc (1928)
Азбука кино от Карла Теодора Дрейера – исключительно мощная режиссерская работа, фирменная камера, которая буквально проникает в души героев, мощнейший финал. Как ни крути – перед нами не только пример необычного для своих лет и исключительно авторского взгляда на классическую историю, но и фундаментальная работа, во многом определившая развитие кинематографа.
9. Голова-ластик / Eraserhead (1977)
Один из самых страшных фильмов ХХ века – и, конечно же, самых необычных. Дэвид Лин выплеснул на экран все свои страхи, буквально препарировал ужас и довел ситуацию до полноценной точки кипения. Осторожно! Не вздумайте смотреть это кино поздно ночью!
8. Донни Дарко / Donnie Darko (2001)
Неожиданный успех Ричарда Келли. Снятая всего за 28 дней жанрово-неопределенная картина, на которую с большим трудом нашли прокатчика, сегодня вошла в учебники по кино, разошлась на мемы и стала настоящей притчей во языцех. Секрет прост: повесть о старшекласснике Донни, который (вроде бы) получил сверхспособности, позволяющие ему воздействовать на время и судьбы, является той самой идеальной головоломкой, способной взбудоражить чувства каждого. Чистый бриллиант, сверкающий множеством граней.
7. Танцующая в темноте / Dancer in the Dark (2000)
К творчеству Ларса фон Триера можно относиться по-разному, но то, что произведения маэстро умеют будоражить чувства, несомненно. «Танцующая в темноте» – наиболее отшлифованная и, можно сказать, выстраданная работа режиссера, во многом построенная на эталонной игре Бьорк (впрочем, Катрин Денев, Дэвид Морс и Петер Стормаре тоже исключительно сильно выглядят в кадре). Дикая, тяжелая, но исключительно важная и сильная история кажется настоящей прививкой от людских пороков.
6. Мертвец / Dead Man (1995)
Провалившийся в прокате, разнесенный критикой в пух и прах – и, спустя годы, ставший культовым шедевр Джима Джармуша. Путешествие героя Джонни Деппа по реке – настоящее медитативное приключение, взывающее к первобытным образам и апеллирующее прямиком к чувствам, минуя разум. Пример настоящего искусства, которое опередило свое время.
5. Малхолланд Драйв / Mulholland Dr. (2001)
Головоломка «на века» – то ли препарирование чужого сна, то ли эпитафия несбывшимся надеждам, то ли сатира на механизмы функционирования современного Голливуда (как сейчас принято считать). Вне зависимости от этого, гипнотический сеанс путешествия по ландшафтам грез кажется настоящим откровением – даже спустя много лет после выхода.
4. Древо жизни / The Tree of Life (2011)
Даже если бы неподъемный замысел «Древа жизни» был реализован лишь наполовину, Терренсу Малику стоило поставит памятник. К счастью, режиссеру удалось перенести на экран большую часть своих идей и мыслей – взросление героя в ленте преломляется в аллюзию эволюции жизни на Земле, сплетаясь в гимн невиданной мощи и ярости. Брэд Питт, Шон Пенн и Джессика Честейн сыграли безукоризненно.
3. Банда аутсайдеров / Bande à part (1964)
Знаковый фильм «новой волны», заложивший каноны современного кинематографа, разошедшийся на миллионы цитат, послуживший фундаментом для многих наработок Квентина Тарантино (а также давший название его студии). Жан-Люк Годар в лучшей форме, Анна Карина, Даниэль Жирар и Луиса Кольпейн «как живые» в своих ролях, а сюжет о попытке ограбления к финалу приобретает шекспировский накал страстей.
2. Вечное сияние чистого разума / Eternal Sunshine of the Spotless Mind (2004)
На пятидесятом месте нашего рейтинга оказалась картина Мишеля Гондри – его же произведение заняло вторую позицию в «общем командном зачете». «Вечное сияние чистого разума» предлагает тот самый уникальный сплав авторского видения реальности, переплетение снов и мечтаний, которое способно достучаться до сердец всех и каждого. Причудливый сценарий Чарли Каумфана тут приправлен авторским видением Гондри, Джим Керри и Кейт Уинслет абсолютно органичны в своих ролях, а история о стирании и возврате памяти может служить как мелодраматической аллюзией, так и попыткой расшифровать механизмы работы нашего разума.
1. Город потерянных детей / La cité des enfants perdus (1995)
Марк Каро и Жан-Пьер Жене сняли, вероятно, самый причудливый киноэксперимент во всей истории кинематографа. Число визуальных находок сводит с ума, сеттинг изумляет, «цепочки событий» гипнотизируют – итак, ученый Кранк похищает детей, все ради того, чтобы трансформировать их сны в собственные… Изысканные приемы режиссуры Жене тут приправлены безумием Каро и оттенены ролями Рона Перлмана и Доминика Пинона: более «вкусного» блюда в подборке артхаусных картин найти невозможно.