Какой боевик 70-80 годов актуален и сегодня?
30 забытых экшенов ХХ века – рейтинг тайных шедевров
В прошлый раз мы рассказали о забытых шедеврах фантастики 1970-х и 1980-х, а сейчас пришло время поговорить о забытых боевиках той поры. В те годы вышли многие классические экшен-картины, до сих пор обожаемые зрителями, и нам нелегко было найти заслуживающие внимания и влиятельные ленты, которые сейчас редко вспоминают. Однако мы справились и собрали 30 замечательных боевиков Запада и Востока, определивших кино, которое мы смотрим, и видеоигры, в которые мы играем.
1. Китайский боксер / Long hu dou (1970)
Страна – Гонконг | Режиссер – Джимми Ван Юй | Продолжительность – 87 минут
Вклад в искусство: фильм стал эталонным кино для восточных боевиков о схватках без оружия
О чём: когда японские каратисты избивают и убивают учителя и учеников китайской школы ушу, чудом выживший ученик сбегает в горы и готовится к мести
Среди ранних мастеров китайских экшенов о боевых искусствах было немало выпускников школ пекинской оперы. Это было вполне естественно, ведь китайская оперная традиция включает не только пение, но и акробатику и сценическое фехтование. Поэтому, когда в Гонконге перешли от сценических представлений к съемке фильмов, первые китайские боевики были многим обязаны церемонным спектаклям о благородных воинах прошлого, сражающихся на мечах. Бои без оружия вошли в моду позже, и у истоков нового направления боевиков встал каскадер из Шанхая Ван Чжэнцюань, известный иностранцам как Джимми Ван Юй. Его прокатный хит «Китайский боксер» стал первым кино жанра, где вскоре появились такие звезды, как Брюс Ли и Джеки Чан.
«Китайский боксер» был примечателен не только тем, что его герои дрались руками и ногами. Заглавный персонаж был не ученым или аристократом, а плоть от плоти многих зрителей картины. Нищий рабочий парень, он искал в кунг-фу возможность стать сильнее и подняться над собой, чтобы стать достойным своей возлюбленной. Когда же японские садисты доказывали превосходство карате над боевым искусством его товарищей и его учителя, то герой не разочаровывался в ушу, а старался глубже его постичь, лучше подготовиться и защитить честь китайской традиции. Ему не было дела до церемоний и изящных словес. Парень хотел, чтобы чужеземцы нарвались на кулак, и его простые и сильные чувства были прекрасно понятны в стране, которая находилась под властью британцев. «Китайский боксер» был столь успешен, что у него немедленно появились подражатели, которые надолго определили международное представление о китайском кино. Джимми Ван Юй сам сыграл заглавную роль.
Факт
До того, как сосредоточиться на кинокарьере, Джимми Ван Юй не только занимался китайскими единоборствами, но и участвовал в соревнованиях по плаванию и любительских автогонках.
2. Шафт / Shaft (1971)
Страна – США | Режиссер – Гордон Паркс | Продолжительность – 100 минут
Вклад в искусство: картина расширила рамки голливудских боевиков, предложив в качестве главного героя выходца из гетто
О чём: темнокожий частный детектив соглашается найти дочь гарлемского гангстера, которую похитили белые мафиози
Когда в 1940 году Хэтти Макдэниел получила «Оскар» за роль служанки в «Унесенных ветром», она стала символом довоенного голливудского отношения к чернокожим актерам. Слуга или эпизодический персонаж – вот и все, что продюсеры могли им предложить. После войны ситуация начала меняться. Первый великий голливудский темнокожий актер Сидни Пуатье создавал самые разные образы, включая образ гениального полицейского сыщика в детективе «Душной южной ночью» 1967 году. Вскоре после этой премьеры афроамериканцы получили своего первого экшен-героя – детектива Джона Шафта, который истреблял белых злодеев, чтобы спасти свою соплеменницу.
Если вы спросите современных американских активистов, что они думают о «Шафте», они скажут, что это было недостаточно черное кино, потому что многие его создатели были белыми, потому что чернокожие политические радикалы в фильме были показаны как бандиты, а не как святые, и потому что главный герой жил в «белом» районе, сбежав из Гарлема, как только у него завелись деньги. Но это современные придирки. В 1971-м же «Шафт» смотрелся как эпохальное кино, а его герой в исполнении Ричарда Раундтри на многие годы стал эталонным крутым черным парнем большого экрана. Пуатье играл более мягких персонажей вроде копа-интеллектуала или талантливого врача из романтической трагикомедии «Угадай, кто придет к обеду?». Шафт же представал эталоном мужественного сексапила – таким же, как привычные для американцев белые звезды. При этом картина была достаточно увлекательной, чтобы ее с удовольствием смотрели не только черные, но и белые зрители. При бюджете в 500 тысяч долларов фильм собрал в прокате 13 миллионов, а композитор «Шафта» Айзек Хейз стал первым темнокожим лауреатом музыкального «Оскара».
Факт
Хотя в основу фильма был положен одноименный роман Эрнеста Тайдимана о чернокожем сыщике, в ранних версиях сценария герой был белым.
3. Касание дзен / Xia nü (1971)
Страны – Тайвань, Гонконг | Режиссер – Кинг Ху | Продолжительность – 200 минут
Вклад в искусство: фильм послужил прототипом для позднейших эстетских китайских боевиков
О чём: молодой художник знакомится с девушкой-воином, которая противостоит придворным коррупционерам
Когда сравниваешь такие эстетские китайские боевики, как «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», с классическими лентами Джеки Чана и Брюса Ли, кажется, что Энг Ли и другие современные мастера изобрели принципиально новый стиль кино о боевых искусствах. Но, хотя они и в самом деле новаторы, у них были великие предшественники. В частности, мэтр гонконгского и тайваньского кино Кинг Ху, чьи ленты «Выпей со мной», «Таверна дракона» и «Касание дзен» предложили зрителям куда более художественно амбициозное и, в случае «Касания дзен», куда более одухотворенное видение, чем современные им восточные боевики.
Китайское название «Касания дзен» буквально переводится «Женщина-воин», но западное заглавие ленты отнюдь не случайно. Главный герой картины – скромный, неуклюжий, лишенный амбиций конфуцианский ученый и художник. В отличие от обычных героев боевиков, он не сражается до последней капли крови, а втягивается в чужую войну и становится ее свидетелем. Хотя герой стоит на стороне девушки-воина и ее соратников, он наблюдает за их противостоянием с агентами правительства со стороны, и фильм предлагает зрителям не только насладиться изобретательно снятыми и смонтированными схватками, но и задуматься об истинной сути насилия и борьбы героев за свою правду. Если конфуцианство учит, что путь к знанию пролегает через годы учебы, то дзен-буддизм уверяет, что просветление может быть внезапным, и что оно может настичь тогда, когда человек увидит мир, на мгновение отстранившись от него и оторвавшись от повседневной суеты. Вот почему «Касание дзен» так называется, и вот почему его центральный персонаж столь необычен для жанра. И если с философским содержанием картины можно спорить, то ее эпический размах и техническое совершенство неоспоримы. Достаточно сказать, что лента удостоилась технического Гран-при на Каннском фестивале 1975 года. Ключевые роли в фильме исполнили Ши Чжунь и Сюй Фэн.
Факт
Десятиминутная сцена сражения в бамбуковом лесу создавалась 25 съемочных дней, что для того времени было весьма необычно. Даже сейчас такая скрупулезность в оттачивании каждого кадра встречается нечасто.
4. Одинокий волк и волчонок: Меч отмщения / Kozure okami: Ko wo kashi ude kashi tsukamatsuru (1972)
Страна – Япония | Режиссер – Кэндзи Мисуми | Продолжительность – 83 минуты
Вклад в искусство: картина стала родоначальницей боевиков о приключениях мужественного героя и маленького ребенка
О чём: бывший палач сёгуна и его маленький сын странствуют по Японии в поисках убийц своей жены и матери
У непобедимого война должна быть ахиллесова пята – уязвимость, которая сделает его противостояние с врагами драматичным, потому что они получат шанс на победу. Этот художественный прием знали еще древние греки. В наши дни ахиллесовой пятой героя боевика или триллера порой становится подросток или маленький ребенок, за которого этот персонаж в ответе. Вспомним классического «Леона» или недавний хит «Одни из нас». При всей очевидности такого сюжетного решения оно появилось не в древние времена, а сравнительно недавно – в японском комиксе Кадзуо Койке и Госеки Кодзимы «Одинокий волк и волчонок» и в одноименном киноцикле.
До того, как придумать «Одинокого волка и волчонка», Кадзуо Койке был одним из сценаристов популярнейшего криминального комикса «Голго 13» – многолетней эпопее Такао Сайто о немногословном суперкиллере. Когда Койке стал самостоятельным творцом, он решил продолжить сочинять истории о профессиональном убийце, но сделать это так, что никто не путал его комикс с «Голго 13». Так в 1970 году на свет появились бывший палач Итто Огами и его маленький сын Дайгоро. Когда враги убивали жену Итто и лишали самурая должности, он становился ронином – воином без господина, рыщущим по стране в поисках кровавого заработка (для самурая было бы бесчестием найти обычную работу) и своих обидчиков. Поначалу Итто подумывал о том, чтобы убить сынишку и отправить его в лучший мир, под опеку матери, но в итоге он брал малыша с собой и использовал его коляску для перевозки оружия. На первый взгляд, это был нелепый дуэт, не подходящий для безжалостного мира самураев и бандитов, но Койке и его напарник-художник Кодзима сделали «Одинокого волка и волчонка» столь органичным и захватывающим циклом, что породили новое направление боевиков, сочетающее жестокость и трогательность. Если японские творцы черпали вдохновение в комиксе, то иностранцы познакомились с «Одиноким волком и волчонком» благодаря шести фильмам с участием харизматичного мастера японских боевых искусств Томисабуро Вакаямы в роли Итто. Сейчас эти картины вспоминают нечасто, но их влияние трудно переоценить.
Факт
Вакаяма был выходцем из семьи актеров театра кабуки. Однако еще подростком он предпочел сценические занятия тренировкам в додзё, и Вакаяма преподавал дзюдо, пока продюсеры студии Toho не убедили его стать героем боевиков.
5. Госпожа Кровавый Снег / Shurayukihime (1973)
Страна – Япония | Режиссер – Тосия Фудзита | Продолжительность – 97 минут
Вклад в искусство: лента стала эталоном японских боевиков о девушках-воинах
О чём: молодая женщина, родившаяся в тюрьме, становится профессиональной убийцей и ищет тех, из-за кого ее мать умерла за решеткой
Прославившись благодаря «Одинокому волку и волчонку», Кадзуо Койке задумал еще более повествовательно амбициозный проект. Если «Одинокий волк и волчонок» рассказывал о самурайской Японии, то действие «Госпожи Кровавый Снег» развивалось в конце XIX века, в эпоху стремительной модернизации, когда средневековье еще не окончательно ушло в прошлое, но уже уступало место вестернизированной Японии и новым, более раскованным нравам. Проследить эти перемены было проще всего на примере юной героини, которая следовала традиционному чувству долга и носила старомодные кимоно, но вела себя не как прислужница мужчины, а как решительная «освобожденная женщина Востока».
Комикс «Госпожа Кровавый Снег», созданный Койке вместе с художником Кадзуо Камимурой, публиковался в японском журнале для взрослых Weekly Playboy, и это отчасти определило его содержание. Главная героиня была смертельно опасной и соблазнительной, и она с готовностью охмуряла мужчин, чтобы найти тех, кто некогда изнасиловал ее мать и отправил беднягу за решетку. Приключения Юки про прозвищу «Кровавый Снег» (намек на Белоснежку) были праздником кровавого сексапила, и именно так они были экранизированы, когда режиссер Тосия Фудзита, ранее работавший над эротическими лентами, превратил комикс в стильный боевик. Скромный бюджет не помешал Фудзите создать незабываемое зрелище, в котором сплелись визуальные мотивы классических самурайских лент и раскрепощенного европейского авангардного кино. Это было кровавое зрелище для экшен-эстетов и ценителей женской красоты, и неудивительно, что «Госпожа Кровавый Снег» стала одним из главных источников вдохновения для «Убить Билла» Квентина Тарантино, а также для многих боевиков, комиксов и игр. Заглавную героиню фильма изобразила Мейко Кадзи.
Факт
Сделанный из дюралюминия меч главной героини весил 1,5 килограмма, и непривычная к самурайскому кино актриса и певица Мейко Кадзи повредила запястье, когда размахивала реквизитом.
6. Крепкий кофеек / Coffy (1973)
Страна – США | Режиссер – Джек Хилл | Продолжительность – 90 минут
Вклад в искусство: фильм стал женским ответом «Шафту» и первым примером голливудского кино о темнокожей экшен-героине
О чём: медсестра скорой помощи расправляется с мафиози, которые превратили ее младшую сестру в умалишенную наркоманку
После огромного успеха «Шафта» студия American International Pictures заключила устный договор о том, что снимет приключенческий боевик «Клеопатра Джонс» о темнокожей супершпионке. Однако более богатая студия Warner перехватила проект, и разъяренные руководители AIP на скорую руку состряпали менее амбициозный боевик, который вышел незадолго до премьеры «Клеопатры» и в итоге оказался популярнее, чем его дорогостоящий конкурент с топ-моделью Тамарой Добсон.
В отличие от Добсон, звезда «Кофейка» Пэм Гриер для обложек Vogue не снималась. Режиссер Джек Хилл открыл ее, когда она работала на телефонном коммутаторе AIP. Пропорции Гриер были более «реалистичными», чем у Добсон, которая потому и стала моделью, что не выглядела как рядовая американка, и героиня Гриер по прозвищу Коффи тоже была куда правдоподобнее, чем явно вымышленная Джонс. Многие жители больших городов разделяли ее ненависть к наркобаронам, насаждавшим отраву в бедных кварталах, и, когда героиня проникала в гангстерские притоны и расправлялась с бандитами, за нее болели как за родную. Для зрителей-мужчин Коффи была тем более притягательной, что картина не раз раздевала Гриер, позволяя публике полюбоваться ее впечатляющими формами. Это, конечно, был далеко не первый американский фильм о сексапильной убийце, но он занял свое место в пантеоне жанра и много лет спустя вдохновил Квентина Тарантино снять Гриер в криминальной драме «Джеки Браун». По мнению Тарантино, «Крепкий кофеек» – одна из лучших картин в истории американского кино.
Факт
По словам Гриер, она с готовностью снималась в откровенных сценах, потому что устала слышать, что белокожие женщины более сексуальны, и что женщины вроде нее меньше привлекают мужчин.
7. Широко шагая / Walking Tall (1973)
Страна – США | Режиссер – Фил Карлсон | Продолжительность – 125 минут
Вклад в искусство: фильм вошел в золотой фонд кино о провинциальных копах, которые наводят порядок в захолустье
О чём: бывший рестлер возвращается в родные края и выигрывает выборы шерифа, чтобы разобраться с местными мафиози и коррупционерами
Для Голливуда 1970-е были эпохой харизматичных преступников – таких, как герои «Крестного отца». Фильмы о полицейских в те годы отошли на второй план, хотя и не исчезли. Вспомним легендарного «Грязного Гарри» – хотя не стоит забывать, что его герой порой вел себя как народный мститель, а не как служитель закона. Из того же теста был и центральный персонаж культового полицейского боевика «Широко шагая», сюжет которого вы можете знать по ремейку 2004 года с Дуэйном «Скалой» Джонсоном в главной роли.
В основу «Широко шагая» легла реальная история Бьюфорда Пуссера – звезды чикагского профессионального рестлинга, который после завершения карьеры вернулся в родной городок в штате Теннеси, пошел на службу в полицию, выиграл выборы шерифа и бросил вызов мафии. Пуссер пережил несколько покушений на свою жизнь и прославился на всю страну, когда бандиты убили его жену. В итоге полицейский погиб при загадочных обстоятельствах – но это было в 1974 году, после того как Пуссера обессмертили голливудцы. В реальной жизни Бьюфорд был сыном полицейского, и его выбор второй карьеры был закономерным. В фильме же Пуссер превратился в наследника лесопилки, который выдвинул свою кандидатуру в шерифы после того, как дрекольем избил бандитов, ранее отправивших его в больницу за правдорубство. Горожане поддерживали решительного парня, и он на деле доказывал, что начальник полиции может реально бороться с криминалом (пусть даже порой преступая букву закона), а не жить на взятки. Фильм пользовался огромной популярностью в провинциальной Америке и повлиял на позднейшие картины и сериалы о копах с замашками Бэтмена. Роли главного героя и его жены исполнили Джо Дон Бейкер и Элизабет Хартман.
Факт
Власти округа, где развивалось действие фильма, отказали голливудцам в праве снимать в их городе, потому что стеснялись его мафиозной славы. Они горько пожалели о своем решении, когда соседний округ, который пустил калифорнийцев, привлек толпы туристов.
8. Угнать за 60 секунд / Gone in 60 Seconds (1974)
Страна – США | Режиссер – Г. Б. Галицки | Продолжительность – 105 минут
Вклад в искусство: картина стала классикой автомобильных боевиков
О чём: профессиональный угонщик заключает контракт с наркобароном и обещает угнать 48 машин, от лимузинов до грузовиков, за 5 дней
Генри Блайт Галицки не был профессиональным кинематографистом. Сын механика и владелец эвакуаторского бизнеса, Галицки обожал автомобили. В определенный момент он решил сам, без помощи крупных студий, сочинить и снять полнометражное признание в любви – головокружительный дорожный боевик, который установил высокую планку для будущих западных постановщиков таких хитов, как эпопея «Форсаж».
Формально «Угнать за 60 секунд» был малобюджетной любительской картиной, над которой работало несколько приглашенных профессионалов и друзья и родные Галицки. Однако приличные доходы и доступ к десяткам машин на любой вкус позволили дебютанту снять кино с таким размахом дорожного экшена, которому завидовали некоторые его современники-профи. Галицки лично выполнил многие из этих трюков. Он с готовностью рисковал жизнью и однажды чуть не погиб, когда врезался в столб на скорости 100 миль в час. Съемки постановщик заканчивал в гипсе, но результат того стоил. Так, кульминационная погоня главного героя и преследующих его полицейских занимала 40 минут и охватывала шесть калифорнийских городов. За это время в кадре было уничтожено 93 автомобиля! Всего же Галицки за время съемок разбил 127 машин, что для середины 1970-х было рекордом. Сюжет картины был намечен пунктиром, но от него требовалось лишь протащить картину от одной потрясающей гонки до другой, и поклонники фильма никогда не предъявляли претензий к его персонажам и диалогам. Галицки сам сыграл главного угонщика.
Факт
Галицки погиб в 1989 году, во время съемок трюка для «Угнать за 60 секунд 2», где режиссер планировал разбить четыре сотни автомобилей.
9. Якудза / TheYakuza (1974)
Страны – США, Япония | Режиссер – Сидни Поллак | Продолжительность – 112 минут
Вклад в искусство: фильм проторил путь для боевиков о сотрудничестве западных и восточных героев
О чём: бывший американский сыщик и бывший член якудза разыскивают девочку, похищенную японскими бандитами
В наши дни международные картины о международных преступниках в порядке вещей, а вот для Голливуда начала 1970-х кино об американце и японце, которые вместе и на равных противостоят якудза, было экзотическим экспериментом. Как мы теперь знаем, «Якудза» не оправдал ожиданий инвесторов, потому что западная публика к такому погружению в японский криминальный мир еще была не готова. Однако эта коммерческая неудача стала первой плитой на дороге, которая привела к таким интернациональным суперхитам, как «Час пик».
Сценарист Пол Шредер придумал «Якудзу» благодаря своему старшему брату. Тот сбежал в Японию от военного призыва, стал учителем английского языка, влюбился в японские фильмы о якудза и познакомился с настоящими бандитами – владельцами токийских баров. Младшего Шредера заинтриговала история об американце, который глубоко погрузился в закрытую для иностранцев культуру. Поэтому он сочинил триллер-боевик о сыщике, который во время американской оккупации Японии заводил роман с местной женщиной, чей брат оказывался ветераном японской армии и членом якудза. Многие годы спустя американец возвращался в Токио и просил помощи у мужчины, который к тому времени вышел из банды и стал учителем традиционного фехтования. Пока герои прочесывали токийский полусвет, фильм знакомил зрителей с японскими «понятиями» и правилами мира якудза, включая знаменитый ритуал принесения извинений с помощью отрезания фаланги мизинца. К концу картины его проходили оба главных героя, которых сыграли голливудский мэтр Роберт Митчем и звезда японского криминального кино Кен Такакура.
Факт
Картина снималась в Японии, с активным участием местных кинематографистов, и режиссер Сидни Поллак старательно у них учиться, чтобы убедительно передать дух Японии 1970-х.
10. Уличный боец / Gekitotsu! Satsujin ken (1974)
Страна – Япония | Режиссер – Сигэхиро Одзава | Продолжительность – 91 минута
Вклад в искусство: картина вдохновила позднейшие антигероические восточные боевики
О чём: мастер боевых искусств влипает в проблемы из-за своей готовности работать на преступников
Хотя в детстве Синъити Тиба (он же Сонни Чиба) занимался художественной гимнастикой и даже выиграл национальные состязания, слава пришла к нему, когда он переключился на карате, стал сниматься в японских телесериалах, открыл свою школу для подготовки звезд боевиков и каскадеров и, наконец, снялся в карате-экшене «Уличный боец». Этот проект вырос из неосуществившегося замысла совместного фильма Тибы и Брюса Ли. Когда китайский актер внезапно скончался, студия Toho решила, что Тиба справится в одиночку и оплатила съемки самого экстремального боевика своего времени.
Насколько экстремальным был «Уличный боец»? Настолько, что картину выпустили в США c самым жестким прокатным рейтингом X, который обычно присваивался порнографии. В фильме Сигэхиро Одзавы не было секса – зато была сцена, в которой главный герой голыми руками кастрировал насильника. А еще была эпизод, в которым герой вырывал злодею голосовые связки. И фрагмент, где герой мощным ударом дробил череп бандиту. Для этой сцены был придуман кадр, где кости ломаются на имитации рентгеновского снимка. В дальнейшем «рентгеновский удар» стал фишкой игровой серии «Mortal Kombat». В отличие от героев Брюса Ли и прочих высокоморальных персонажей боевиков, Такума Цуруги из «Уличного бойка» был беспринципным антигероем, который мало чем отличался от бандитов, своих нанимателей и противников. Продюсеры ленты хотели, что их кино выделилось на фоне других восточных боевиков. И им это удалось. Тиба стал полноправной экшен-звездой, а «Уличный боец» вдохновил не только «Mortal Kombat», но и игровой цикл «Street Fighter».
Факт
У Синъити Тибы были черные пояса по карате, кэмпо (японская разновидность кунг-фу), дзюдо, фехтованию-кэндо и боевому искусству ниндзя.
11. Человек из Гонконга / The Man from Hong Kong (1975)
Страны – Австралия, Гонконг | Режиссер – Брайан Тренчард-Смит | Продолжительность – 111 минут
Вклад в искусство: фильм стал первым успешным примером кино о сотрудничестве западных и восточных полицейских
О чём: гонконгский полицейский приезжает в Сидней, чтобы помочь местным полицейским разобраться с китайской мафией
Всего через год после коммерческого фиаско «Якудза» зрители увидели куда более успешный фильм о союзе Востока и Запада. Правда, слово «Запад» в данном случае было условным, поскольку действие «Человека из Гонконга» разворачивалось в Австралии. И, возможно, географическая близость Сиднея и Гонконга помогла дебютанту Брайану Тренчард-Смиту добиться успеха в жанре, который до конца не покорился куда более опытному Синди Поллаку.
Главным отличием «Человека из Гонконга» от «Якудза» был настрой картины. Если Поллак стремился преподать зрителям серьезный урок японской культуры, то лента Тренчард-Смита была залихватским экшен-шоу о суперкитайце (главный герой владел боевыми искусствами, снайперски стрелял и разговаривал на нескольких языках), который зачищал Сидней от австралийских и китайских злодеев. В фильме можно было увидеть не только демонстрации кунг-фу, но и автомобильные погони, опасные трюки и даже полеты над мегаполисом на дельтаплане. По духу картина была родней лент о Джеймсе Бонде, и закономерно, что ее главного австралийского злодея сыграл неудачливый Джеймс Бонд – Джордж Лэзенби из «На секретной службе Ее Величества». Продюсеры фильма надеялись, что главную роль исполнит Брюс Ли, но после его смерти в 1973 году им пришлось довольствоваться Джимми Ваном, героем «Китайского боксера». Как более опытный творец, Ван сам поставил некоторые сцены картины – к вящему неудовольствию Тренчард-Смита, который не хотел, чтобы кто-то вмешивался в его видение фильма. Впрочем, картина от этого закадрового противостояния ничуть не пострадала. Сейчас она считается классикой австралийского экшена.
Факт
Хореографом кунг-фу поединков картины был Саммо Хун, будущий великий актер, режиссер и экшен-хореограф гонконгского кино. В то время он был начинающим, но уже заметным каскадером.
12. Нападение на 13-й участок / Assault on Precinct 13 (1976)
Страна – США | Режиссер – Джон Карпентер | Продолжительность – 91 минута
Вклад в искусство: фильм с успехом перенес повествование вестерна в современные реалии и открыл путь для позднейших аналогичных гибридов
О чём: сотрудник дорожной полиции защищает предназначенный под снос полицейский участок, когда на него нападают бандиты
Полиция большого города – это раскидистая и мощная организация, которая сильнее любой городской банды. Но в реальной жизни и на большом экране копы порой оказывается в меньшинстве. Когда режиссеры снимают триллеры и боевики, где немногочисленным полицейским противостоит бандитская орда, одним из источников вдохновения для них служит ранний малобюджетный боевик Джона Карпентера, будущего мэтра хорроров и научной фантастики.
Справедливости ради, надо заметить, что Карпентер не придумал «Нападение» с нуля. Его первый фильм, снятый после студенческого дебюта «Темная звезда», был вольным ремейком классического вестерна Говарда Хоукса «Рио Браво». Но контекст в таких случаях имеет большое значение. На Диком Западе шериф-одиночка был обычным делом в маленьких городках, и в сюжете «Рио Браво», где служитель закона отбивался от бандитов, нанятых владельцем ранчо, не было ничего шокирующего. В «Нападении» же уличные гангстеры атаковали участок в Лос-Анджелесе, где, казалось бы, полицейские должны были чувствовать себя в полной безопасности. Но гетто Южного Централа недаром воспето в гангста-рэпе, и Карпентер не слишком далеко ушел от реалий своего времени, когда предложил представить, что распоясавшиеся преступники из Южного Централа могут напасть на обезлюдевший участок, и что крепость законников превратится в мышеловку для нескольких полицейских, заключенных и посетителей. Обновляя сюжет и экшен «Рио Браво», Карпентер постарался на славу, и «Нападение» помогло многим режиссерам поверить, что скромного бюджета может хватить на захватывающее экшен-кино с десятками трупов. Основные роли в фильме исполнили Остин Стокер, Дарвин Джостон, Лори Зиммер и Мартин Уэст.
Факт
Бандитов в фильме играли студенты Университета Южной Калифорнии. Согласившись участвовать в съемках, парни с огромным удовольствием придумывали для себя гангстерские имиджи и заливали себя бутафорской кровью.
13. Гремящий гром / Rolling Thunder (1977)
Страна – США | Режиссер – Джон Флинн | Продолжительность – 95 минут
Вклад в искусство: картина послужила прототипом для боевиков о ветеранах Вьетнама в мирной жизни
О чём: ветеран Вьетнама берется за оружие, чтобы наказать бандитов, которые убили его жену и сына
Соединенные Штаты вывели свои войска из Вьетнама в 1973 году. Поражение в войне с коммунистами было столь шокирующим для американцев, что Голливуд, который в конце 1960-х и начале 1970-х регулярно выпускал ленты о войне и ее ветеранах, надолго замолчал и лишь к концу десятилетия снова начал создавать кино на эту тему. Конечно, это, в основном, были мрачные ленты. «Апокалипсис сегодня», «Рэмбо: Первая кровь», «Охотник на оленей»… Или «Гремящий гром» – кровавый триллер-боевик об офицере, который провел 7 лет в плену и обнаружил, что Америка за годы его отсутствия стала опаснее, чем вьетнамские джунгли.
Проигравших никогда не уважают так, как победителей. В «Рэмбо» заглавного героя третировали полицейские, а в «Громе» злодеи нападали на дом центрального персонажа, потому что знали, что власти вручили ему 2555 серебряных долларов, по монете за каждый день в плену. Когда привычный к пыткам офицер отказывался показать, куда он спрятал деньги, бандиты засовывали его руку в кухонный измельчитель, а затем расстреливали его семью. Чудом выжив, герой переделывал дробовик так, чтобы им можно было орудовать одной рукой, и отправлялся охотиться на убийц. При этом, как настоящий американский офицер, он брал с собой на финальное побоище верного старшину, который тоже не слишком удачно вписался в мирную жизнь. Это выделяло «Гром» на фоне тех «вьетнамских» боевиков, чьи герои справлялись в одиночку, даже если были калеками, и это сделало фильм не только уникальным, но и более правдоподобным, чем его аналоги и последователи. Впрочем, есть свое правдоподобие в том, что ветераны проигранной войны не доверяют не только властям, но и друг другу. Ключевые роли в картине получили Уильям Дивэйн, Томми Ли Джонс и Линда Хэйнс.
Факт
Когда в 1995 году Квентин Тарантино создал свою дистрибьюторскую кинокомпанию, он называл ее Rolling Thunder Pictures в честь фильма Флинна.
14. 36 ступеней Шаолиня / Shao Lin san shi liu fang (1978)
Страна – Гонконг | Режиссер – Лау Ка-Люн | Продолжительность – 116 минут
Вклад в искусство: лента популяризировала миф о боевых искусствах монастыря Шаолинь
О чём: молодой китайский повстанец, сражающийся против маньчжурских властей, находит приют в монастыре Шаолинь и становится боевым монахом
Что правда, а что ложь в многовековой истории монастыря Шаолинь и окружающих его легендах? Оставим этот вопрос для китаистов. Сейчас для нас важно лишь то, что Шаолинь долгое время был для Запада символом китайских единоборств. Когда коммунистический Китай начал открываться для иностранцев, многие туристы ехали туда специально для того, чтобы увидеть искусство Шаолиня и попробовать ему научиться. Вдохновлялись эти туристы не хрониками и сказаниями, а популярными гонконгскими и китайскими боевиками о Шаолине, первым из которых был фильм Лау Ка-Люна «36 ступеней Шаолиня».
С формальной точки зрения, «36 ступеней» были типичным боевиком о мести. Молодой герой терял близких и друзей на войне со злодеями, улучшал свои навыки под руководством мудрого наставника, в кульминации побеждал негодяев и сам становился учителем для будущих борцов за справедливость. Это часть картины была драматичной, но тривиальной. Самое интересное в «36 ступенях» происходило во втором акте, когда герой превращался из простого повстанца в мудрого монаха, настоящего мастера шаолиньского стиля. Герой шесть лет шел к своему триумфу, преодолевая одно испытание за другим и посещая все более сложные и изощренные тренировки. Монахи разрабатывали каждую его мышцу и учили владеть любым оружием, балансировать с ловкостью циркача и смотреть, не поворачивая головы. Зрителей все это завораживало – казалось, что лента открывает самые сокровенные восточные тайны. Монастырь Шаолинь в фильме представал идеальной боевой школой – суровой, но справедливой и по достоинству вознаграждающей тех, кто оказывался достоин ее уроков. Лента быстро стала культовой, и ее часто включают в перечни лучших классических гонконгских боевиков. Главного героя фильма сыграл Гордон Лю.
Факт
Большой поклонник старого гонконгского кино Квентин Тарантино снял Гордона Лю в ролях главаря японских гангстеров и китайского наставника главных героинь в блокбастере «Убить Билла».
15. Водитель / TheDriver (1978)
Страна – США | Режиссер – Уолтер Хилл | Продолжительность – 91 минута
Вклад в искусство: фильм вдохновил немало криминальных картин о суперводителях
О чём: полицейский детектив предлагает пойманным бандитам сделку – свобода в обмен на помощь в поиске лучшего в Лос-Анджелесе криминального водителя
«Драйв» Николаса Виндинга Рефна, «Малыш на драйве» Эдгара Райта, «Перевозчик» Луи Летерье… У кого создатели этих хитов научились выстраивать сюжет вокруг неуловимого водителя по найму? У Уолтера Хилла, который в 1978 году был опытным сценаристом и начинающим режиссером. Его вторая картина «Водитель» основывалась на стильных французских криминальных хитах вроде «Самурая» Жана-Пьера Мельвиля, и Хилл стремился создать одновременно элегантное и жестокое кино о смертельной игре между заглавным героем, одержимым полицейским и его подручными-бандитами, не стесняющимися убивать, чтобы выполнить условия сделки.
Чтобы элегантность и жесткость не противоречили друг другу, Хилл выстроил в кадре нарочито условный мир, в котором ни у кого из персонажей не было реальных имен, не говоря уже о родных или предысториях. Даже главные герои были известны лишь как «Водитель» и «Детектив». В таком художественном пространстве убийства персонажей воспринимались как ходы в шахматной партии – угрожающие королю и ферзю, но не вызывающие морального отклика. Критики-современники писали о «Водителе», что он слишком холодный, чтобы удержать их внимание, но даже они признавали, что автомобильные экшен-сцены в фильме на высшем уровне. Со временем нашлись зрители, которые оценили артистические решения Хилла, и некоторые из них стали знаменитыми режиссерами, тоже одновременно заигрывающими с жанровым кино и артхаусом. Сам же Хилл в дальнейшем ставил куда более теплые картины. Главные роли в «Водителе» исполнили Райан О’Нил, Брюс Дерн и Изабель Аджани.
Факт
Главный герой ленты подчеркнуто молчалив. Он произносит всего 350 слов, и его первая реплика звучит через 15 минут после начала фильма.
16. Шаолинь вызывает ниндзя / Zhong hua zhang fu (1978)
Страна – Гонконг | Режиссер – Лау Ка-Люн | Продолжительность – 105 минут
Вклад в искусство: фильм перевел восточные боевики о схватках между представителями разных стран в спортивное русло
О чём: китайский мастер боевых искусств доказывает своей японской жене, что кунг-фу сильнее единоборств ее страны
Популярнейший гонконгский боевик «Кулак ярости» с Брюсом Ли вышел в 1972 году и тут же стал эталоном для позднейших восточных картин о состязаниях между мастерами из разных стран. Много лет спустя, в 1994-м, Джет Ли установил планку на новой высоте, когда вместе с режиссером Гордоном Чанем снял ремейк «Кулака ярости» под названием «Кулак легенды». Однако в промежутке между этими двумя прославленными боевиками была еще одна важная для эволюции жанра лента – «Шаолинь вызывает ниндзя» с Гордоном Лю в главной роли.
Чем «Шаолинь», поставленный будущим режиссером «Пьяного мастера 2» Лау Ка-Люном, отличался от «Кулака ярости»? Тем, что он предложил иной тон состязания. Хотя действие картины развивалось в Шанхае 1930-х, когда у китайцев было мало причин любить японцев и много причин смотреть на них с ненавистью, главный герой относился к соперникам с подлинно спортивным уважением. Герой Брюса Ли неистово дрался с японцами, потому что те презирали китайцев и считали себя высшей расой. Герой же Гордона Лю всего лишь хотел доказать своей жене, владеющей «мужскими» японскими единоборствами, что ей больше подойдут грациозные китайские стили – столь же эффективные, но более уместные для женщины. А так как она, как истая японка, не могла поверить, что китайцы могут побеждать японцев, то она организовывала для мужа череду поединков с мастерами со своей родины. И герой раз за разом одерживал верх, всякий раз используя новое оружие и новый боевой стиль. Хотя страсти в боевых сценах кипели нешуточные, фильм в целом был скорее добродушным комедийным боевиком, чем чистокровным экшеном. Так, герой Лю никого не убивал, даже когда сражался с мастером ниндзюцу, специалистом по тайным убийствам. Любовная же подоплека сюжета связывала «Шаолинь» с романтическими комедиями и не давала зрителям воспринимать кино как плоское националистическое высказывание. Это проторило дорогу для таких лент, как «Кулак легенды», где эффектнейшие поединки сочетались со сложным драматургическим рисунком, далеко ушедшим от прямолинейности картины Брюса Ли. Вместе с Гордоном Лю над «Шаолинем» работали Юка Мидзуно и Ясуаки Курата.
Факт
Ясуаки Курата сыграл пожилого японского мастера в «Кулаке легенды». Его персонаж был дядей главной героини – японской возлюбленной героя Джета Ли.
17. Мститель / The Exterminator (1980)
Страна – США | Режиссер – Джеймс Гликенхаус | Продолжительность – 106 минут
Вклад в искусство: фильм стал эталонным боевиком о садистском уничтожении преступников
О чём: ветеран Вьетнама безжалостно истребляет нью-йоркских преступников после того, как бандиты отправляют его бывшего однополчанина в больницу
«Гремящий гром» был жесткой картиной, но в плане экранного садизма он в подметки не годился малобюджетному независимому хиту Джеймса Гликенхауса, будущего режиссера «Покровителя» с Джеки Чаном. Гликенхаус настаивал, что фильмы на мрачные темы не должны приукрашивать насилие, в то время как критики писали, что режиссер перегибает палку и уходит от осмысленного кино в мир поделок, которые лишь эксплуатируют низменные инстинкты зрителей.
Можно спорить о том, кто был прав, в приложении к каждой конкретной ленте такого рода, но в случае «Мстителя» правота постановщика была налицо. Картина сталкивала тьму в сердце главного героя, прошедшего через плен и пытки, с тьмой в сердцах гангстеров, коррупционеров и прочих американских злодеев. Лента не прославляла героя, а наглядно показывала, что может натворить человек без тормозов в мире, где каждый норовит вывести его из себя. Некоторые из расправ можно было называть «заслуженными» и «героическими», но чаще мужчина убивал, потому что не мог не убивать. Он мог напасть даже на лучшего друга, пусть и по его просьбе (парализованный сослуживец не хотел больше жить). Наивный зритель мог воспринять картину как героизацию мужчины его войны со злодеями, но более проницательная публика замечала трагедию «живого оружия», скрытую под маской боевика. Вышедший двумя годами позже «Рэмбо: Первая кровь» исследовал ту же тему, но в более мейнстримном ключе. Главную роль в «Мстителе» исполнил Роберт Гинти.
Факт
Одним из статистов, засветившихся в картине, был будущий любимец публики Сэмюэл Л. Джексон. Он прославился в конце 1980-х благодаря фильмам Спайка Ли.
18. Южное гостеприимство / Southern Comfort (1981)
Страна – США | Режиссер – Уолтер Хилл | Продолжительность – 106 минут
Вклад в искусство: лента оказалась выдающимся боевиком об этнической войне в США
О чём: американские резервисты-нацгвардейцы во время тренировки в болотах Луизианы ссорятся с местными жителями и навлекают их гнев
В Голливуде 1970-х мейнстримные боевики были не слишком популярны. Почти все самое интересное тогда происходило в других жанрах. Напротив, в 1980-е американское кино стало куда более мускулистым, и боевики вошли в моду. «Южное гостеприимство» Уолтера Хилла можно назвать ярким представителем переходного периода, поскольку лента начинается как хоррор (популярный жанр предшествующего десятилетия) и постепенно превращается в болотное побоище между редеющим отрядом Нацгвардии и преследующими его охотниками.
Почему «Южное гостеприимство» напоминает нам хоррор? Потому что зачин картины вызывает в памяти «Избавление» – популярный хоррор-триллер 1972 года о городских туристах, которые нарывались на агрессивных провинциалов, когда пытались сплавиться на каноэ. В «Южном гостеприимстве» дистанция между приезжими и местными дальше, чем в «Избавлении», поскольку герои имеют дело с каджунами – колоритными франкоговорящими луизианцами, которые сохранились там со времен, когда Луизиана принадлежала Франции. Так что картина прозрачно намекает, что персонажей ждет кошмарное испытание, и удивляет, когда в этом приключении оказывается больше взрывов и перестрелок, чем поводов испугаться. Создатели картины не скрывали, что пытались на эзоповом языке боевика осмыслить войну во Вьетнаме и показать, как легко ситуация выходит из-под контроля, когда обе стороны с готовностью хватаются за оружие и меряются длиной штыков и охотничьих кольев. Основные роли в фильме исполнили Кит Кэрредин, Пауэрс Бут и Фред Уорд.
Факт
Фильм снимался на настоящих луизианских болотах, и порой у группы было всего несколько минут на сцену, пока люди и оборудование не начинали уходить в трясину.
19. Необычайная отвага / Uncommon Valor (1983)
Страна – США | Режиссер – Тед Котчефф | Продолжительность – 105 минут
Вклад в искусство: фильм открыл тему американских пленных, забытых в Азии после Вьетнамской войны
О чём: американский полковник в отставке собирает отряд, чтобы вытащить своего сына из лагеря военнопленных в Лаосе
Самый упорный американский миф о Вьетнамской войне – вера в то, что вьетнамцы вернули не всех военнопленных, и что где-то в джунглях многие годы томились и умирали забытые западные солдаты. Этот миф сложился, потому что американские власти намеренно преувеличивали число захваченных вьетнамцами пленных, чтобы обосновать продолжение войны необходимостью вернуть «наших парней». Так что, когда после войны домой вернулись всего несколько сотен солдат и офицеров, многие семьи отказались верить, что их близкие погибли, и годами добивались «правды». Некоторые даже планировали личные вторжения в Вьетнам и Лаос, а то и пытались провернуть такую авантюру.
Мы знаем этот миф благодаря второму «Рэмбо» и хиту Чака Норриса «Без вести пропавшие», однако первой популярной картиной, которая обозначила тему забытых пленных, была «Необычная отвага», снятая режиссером первого «Рэмбо». Как и в своей самой известной ленте, Тед Котчефф постарался сделать повествование «Отваги» не только напряженным, но и проникновенным. Главный герой отправлялся в Азию в поисках сына, а его подчиненные хотели спасти бывших командиров, друзей, отцов. Так что это была не только парамилитарная операция, но и мужской сеанс групповой терапии в надежде если не вытащить близких, то почувствовать, что они сделали все, что могли, а не смирились с заверениями правительства, что спасать больше некого. За этнический колорит в картине отвечал тайский бандит и его дочери, которые снабжали героев оружием и выступали в роли проводников. Фильм стал одним из главных хитов 1983 года, несмотря на мощную конкуренцию и отсутствие больших звезд, за исключением Джина Хэкмена. Также в картине засветились будущий герой «Привидения» Патрик Суэйзи и будущий герой «Американского ниндзя» Майкл Дудикофф.
Факт
Поскольку фильм считался антиправительственным, Пентагон не помогал со съемками, и продюсерам пришлось купить списанные армейские вертолеты, а не взять их напрокат.
20. Голубой гром / Blue Thunder (1983)
Страны – США | Режиссер – Джон Бэдэм | Продолжительность – 105 минут
Вклад в искусство: картина стала редким и выдающимся примером вертолетного боевика
О чём: полицейский вертолетчик с военным прошлым узнает о заговоре влиятельных людей, и те посылают военных на охоту за ним
Пока правительство Рейгана запугивало американцев советской угрозой, проницательные американцы приглядывались к самому правительству и опасались, что оно использует людские страхи как прикрытие для коррупции и попыток установить в США более жесткий политический режим, опирающийся на военных и крупные корпорации. Одной из картин 1980-х, в которых отразился этот страх, был редкий даже для голливудского кино вертолетный триллер-боевик «Голубой гром».
Как и позднее в «Роботе-полицейском», действие «Грома» начиналось с того, что полиция получала экспериментальную боевую систему, которая изначально разрабатывалась для военных. Футуристический вертолет под кодовым названием «Голубой гром» позволял летать почти бесшумно, разгонять вооруженные демонстрации, подслушивать разговоры с большого расстояния, просвечивать и сканировать людей… Официально весь этот «фарш» был нужен на случай волнений во время Олимпийских игр 1984 года. На самом же деле новые вертолеты были частью плана по захвату власти в стране. Когда главный герой с помощью вертолетных систем прослушивания узнавал правду, картина превращалась из детективного триллера в воздушный боевик с обстрелом Лос-Анджелеса боевыми ракетами. Среди всех воздушных экшен-лент 1980-х «Голубой гром» можно поставить на второе место после «Лучшего стрелка». Если же учесть навязчивый американский ура-патриотизм последнего, то «Гром» может выйти на первое место. Ключевые роли в фильме исполнили Рой Шайдер, Уоррен Оутс, Кэнди Кларк, Дэниел Стерн и Малкольм Макдауэлл.
Факт
Роль заглавного вертолета в картине сыграл модифицированный французский вертолет Gazelle упраздненной в 2000 году французской фирмы Aérospatiale (сейчас это часть корпорации Airbus).
21. Месть ниндзя / Revenge of the Ninja (1983)
Страны – США | Режиссер – Сэм Фёрстенберг | Продолжительность – 90 минут
Вклад в искусство: вместе со своей предшественницей лента вдохновила западный ниндзя-бум
О чём: японский ниндзя переезжает в США, открывает арт-галерею и обнаруживает, что его американский бизнес-парнер – связанный с наркомафией ниндзя-злодей
Боевик «Месть ниндзя» вышел в прокат в 1983 году, а в 1984-м в продаже появились комиксы о черепашках-ниндзя, которые вскоре превратились в международный мульт-хит. Совпадение? Как бы не так. Хотя первым западным фильмом с участием ниндзя был вышедший в 1967 году «Ты живешь только дважды» из эпопеи о Джеймсе Бонде, западная ниндзя-эпидемия началась после появления «Мести ниндзя» и вышедшего в 1981 году боевика «Входит ниндзя», тоже спродюсированного киностудией жанрового кино Cannon Films.
Возможно, нам стоило бы включить в этот список «Входит ниндзя», поскольку он предшествовал «Мести», и его влияние, вероятно, было сильнее. Но, на наш взгляд и на взгляд многих зрителей, бывший герой спагетти-вестерна «Джанго» Франко Неро был не особенно убедителен в роли американского ветерана, который освоил ниндзюцу, когда служил в Японии. «Месть ниндзя» явно выиграла от того, что ее ведущим актером стал уроженец Токио и мастер боевых искусств Сё Косуги, сыгравший злодея во «Входит ниндзя». В отличие от карате, которым может заниматься кто угодно, ниндзюцу так тесно связано с японской историей и культурой, что проще смириться с нарочито пародийной черепашкой-ниндзя, чем с американским ниндзя-протагонистом. Было вполне закономерно, что герой Косуги в «Мести ниндзя» не только побеждал злодея в долгой и многоэтапной дуэли, с несколькими сменами оружия, но и доказывал, что американец не может превзойти японского ниндзя, как бы хорошо он ни был подготовлен. Западного ниндзя сыграл Артур Робертс.
Факт
Кульминационная сцена дуэли на крыше небоскреба снималась две недели. Бюджет картины составлял всего 700 тысяч долларов, и значительная его часть была потрачена на эту сцену.
22. Не отступать и не сдаваться / No Retreat No Surrender (1985)
Страны – США, Гонконг | Режиссер – Кори Юэнь | Продолжительность – 85 минут
Вклад в искусство: фильм проложил Жан-Клоду ван Дамму путь к звездной славе
О чём: призрак Брюса Ли помогает юному любителю карате победить уличных хулиганов и попасть на чемпионат по кикбоксингу
«Не отступать и не сдаваться» вышел в прокат через год после премьеры «Парня-каратиста», и критики смешали картину с грязью за то, что она повторила сюжет предшественницы – разве что заменила пожилого японского мастера карате на дух покойного кинокумира. Сейчас, однако, понятно, что «Не отступать и не сдаваться» заслуживает отдельного упоминания, хотя фильма в самом деле смотрится как клон классического спортивного боевика, который заманил толпы западных и российских ребят в школы боевых искусств.
В-первых, герой «Парня-каратиста» Ральф Маччио не имел никакого отношения к восточным единоборствам, когда получил свою звездную роль, тогда как снимавшийся в «Не отступать и не сдаваться» Курт Маккинни серьезно занимался таэквондо и кикбоксингом задолго до появления на экране, и это чувствовалось в кадре. Во-вторых, поставил ленту 1985 года не абы кто, а гонконгский режиссер и экшен-хореограф Кори Юэнь (будущий соавтор «Перевозчика») – один из первых китайских постановщиков, сумевших получить работу на Западе. В-третьих, заклятого врага и главного противника главного героя изобразил Жан-Клод ван Дамм, которому оставалось три года до выхода легендарного «Кровавого спорта». Бельгиец сыграл выходца из СССР, и постер фильма намекал, что финальный бой будет международным поединком вроде схватки в «Рокки 4», хотя на самом деле Иван Крашинский был эмигрантом, а не советским спортсменом. Злодейский дебют у ван Дамма получился сколь впечатляющим, что именно благодаря этому кино ван Дамм в дальнейшем стал экшен-героем – в отличие от Маккинни, который после «Не отступать и не сдаваться» в основном снимался в мыльных операх. Брюса Ли в фильме изобразил корейско-гонконгский актер Ким Тхэ-джон, ранее заменивший мэтра в «Игре со смертью».
Факт
Курт Маккинни не собирался претендовать на главную роль, но к тому времени, когда он пришел на прослушивание, все остальные актеры уже были наняты. Парень получил работу после первых же проб.
23. Да, мадам! / Wong gaa si ze (1985)
Страна – Гонконг | Режиссер – Кори Юэнь | Продолжительность – 93 минуты
Вклад в искусство: картина стала прототипом для восточных боевиков о «девушках с пушками»
О чём: инспектор полиции Гонконга и следователь из Шотландии сражаются с англо-китайской мафией
Мужские гонконгские боевики 1980-х у поклонников жанра на слуху, а вот женское кино того же плана вспоминают реже и обычно знают хуже. А зря. Хотя настоящая международная слава пришла к Мишель Йео в конце 1990-х, после появления в «бондиане», свои лучшие экшен-роли китайская уроженка Малайзии сыграла в конце 1980-х и начале 1990-х, когда была в идеальной форме и охотно рисковала здоровьем ради головокружительных трюков.
«Да, мадам!» был экспериментальной картиной для продюсера Саммо Хуна, который к тому времени уже отлично знал, как снимать кино с героями-мужчинами. Чтобы гарантировать фильму успех, Хун и Кори Юэнь свели в кадре сразу двух молодых женщин – бывшую «Мисс Малайзия» Йео и американскую победительницу чемпионатов по бесконтактной демонстрации боевых искусств Синтию Ротрок. Поскольку Ротрок специализировалась на традиционном оружии, она предполагала, что получит роль в историческом боевике. Вместо этого ей пришлось сыграть современную британку, прибывшую в Гонконг, чтобы расследовать убийство соотечественника в паре с китайской коллегой. Вместе женщины устраивали темную преступникам-мужланам, одного из которых изображал Цуй Харк, будущий режиссер «Однажды в Китае». Картина Юэня сочетала великолепные трюки и отличные схватки с юмором голливудских бадди-муви, и она получилась столь зажигательной, что стала родоначальницей целого направления китайских боевиков с женщинами в главных ролях.
Факт
Синтия Ротрок была первой западной женщиной, которая получила главную роль в гонконгском кино.
24. Крепость / Fortress (1985)
Страна – Австралия | Режиссер – Арч Николсон | Продолжительность – 85 минут
Вклад в искусство: лента предложила экстремальную вариацию на тему детей в кровавом боевике
О чём: учительница маленькой сельской школы и ее подопечные дают отпор бандитам, которые берут их в заложники
Британская актриса Рэйчел Уорд прославилась благодаря популярнейшему австралийскому минисериалу 1983 года «Поющие в терновнике» – экранизации международного романтического бестселлера Колин Маккалоу. После этого успеха в резюме Уорд были самые разные проекты, от масштабного исторического полотна «Христофор Колумб: Завоевание Америки», где она сыграла королеву Испании, до одного из самых неожиданных и жестких триллер-боевиков середины 1980-х.
Поначалу «Крепость» не предвещает сюрпризов. Вооруженные преступники вламываются в крошечную школу с одной-единственной учительницей и девятью учениками, загоняют всех в фургон и отвозят в пещеру, чтобы потребовать у властей выкуп. Кажется, что вот-вот появится благородный герой, который всех найдет и спасет. Но герой не появляется. Вместо этого один из ребят замечает, что он знает, как выбраться из пещеры, потому что раньше по ней лазал, и спасение утопающих оказывается делом самих утопающих. Сперва учительница и ученики выбираются наружу, а затем вспоминают уроки истории и вытачивают первобытные копья и колья, чтобы охотиться на бандитов, которые идут за ними по пятам. Если в позднейшем «Одном дома» противостояние храброго пацана и недотепистых грабителей обошлось без жертв, то в «Крепости» кровь проливали и злодеи, и герои. Вдохновившись «Повелителем мух», авторы ленты хотели напомнить, как тонка грань, отделяющая современного цивилизованного человека от дикаря, и австралийские пустоши, где еще недавно жили самые настоящие первобытные люди, были идеальной декорацией для такого кино.
Факт
Поиск ведущей актрисы фильма был долгим и сложным, потому что американские инвесторы настаивали на приглашении иностранки, а профсоюз австралийских актеров угрожал в таком случае бойкотировать картину. Уорд стала компромиссным кандидатом, поскольку она к тому времени переехала жить к мужу в Австралию.
25. Хон Гиль-дон / Hong Kil-dong (1986)
Страна – Северная Корея | Режиссер – Ким Гир-ин | Продолжительность – 108 минут
Вклад в искусство: лента доказала, что в Северной Корее могут создавать кино, популярное за рубежом
О чём: незаконнорожденный сын корейского аристократа учится боевым искусствам и защищает крестьян от нашествия ниндзя
Анонимный роман XVII века «Сказание о Хон Гиль-доне» – одно из самых прославленных и любимых произведений корейской литературы. Вариация на тему Робин Гуда, «Сказание» много раз экранизировалось в Южной Корее, и некоторые из ее кино- и телеверсий пользовались большим успехом. Но ни одна из них не была столь популярна на родине и за границей, как единственный северокорейский «Хон Гиль-дон», который часто называют лучшим фильмом национальной кинематографии.
Уникальность «Хон Гиль-дона» в том, что это боевик в гонконгском стиле, снятый в стране, где такое кино ни создавалось ни до, ни после этой ленты. Подобно советскому кино сталинского периода, фильмы Северной Кореи обычно рассказывают о счастливой и яркой жизни современных корейцев и прославляют партию и правительство. В «Хон Гиль-доне» же коммунистов нет и в помине, и фильм явно снят по «капиталистическим» лекалам, с типичными гонконгскими трюками и боевыми сценами. Считается, что это кино снималось специально для того, чтобы покорить иностранную аудиторию, и что руку к нему приложил южнокорейский режиссер и продюсер Син Сан-ок, которого в 1978 году выкрали и вывезли в КНДР как консультанта по выведению северокорейского кино на новый уровень. В частности, Син Сан-ок снял в Пхеньяне «Пульгасари» – корейскую вариацию на тему «Годзиллы». Поскольку режиссер ко времени «Хон Гиль-дона» сбежал на Запад, он мог быть консультантом фильма, когда проект задумывался, но основную работу выполнили северные корейцы. И они так удачно с ней справились, что лента стала хитом всех соцстран, включая СССР. Для многих из нас это был первый восточный боевик – затравка перед пиршеством, которое обрушилось на Россию в эпоху видеосалонов.
Факт
Хотя Син Сан-ок настаивал, что его похитили, ходили слухи, что он добровольно согласился работать в КНДР, поскольку в Южной Корее в то время установилась диктатура, и студия Син Сан-ока была закрыта властями из-за нарушения закона о цензуре.
26. Все меры предосторожности / Extreme Prejudice (1987)
Страна – США | Режиссер – Уолтер Хилл | Продолжительность – 104 минуты
Вклад в искусство: картина удачно скрестила неовестерн с военным боевиком и криминальным триллером
О чём: техасский рейнджер и тайное армейское подразделение отправляются в Мексику, чтобы схлестнуться с наркомафией
«Все меры предосторожности» вышли в тот момент, когда канон боевиков 1980-х не только сложился, но и сцементировался, и картина соединила себе большинство примет жанра. Тут и стоический и харизматичный герой-рейнджер, и отряд военных спецназовцев, и иностранные злодеи, и противостояние с наркоторговцами, и личные счеты главного героя и главного злодея, и сюжет, который заигрывает с триллером и детективом, прежде чем окунуться в пучину боевика. Кроме того, хотя действие ленты разворачивается в современности, она вызывает в памяти те вестерны, где шериф должен в одиночку отстаивать закон и порядок, не чувствуя защиту и поддержку государства. Одним словом, это эталонный экшен своего времени, и можно только подивиться тому, что он не слишком удачно прошел в прокате.
Отдельного упоминания заслуживает подбор актеров. Из Ника Нолти из «48 часов» получился убедительный техасец, характерный актер Пауэрс Бут удачно вписался в образ главного злодея, а среди спецназовцев можно заметить Майкла Айронсайда из «Сканнеров» и «Вспомнить все» и Клэнси Брауна из «Горца». Главную женскую роль исполнила Мария Кончита Алонсо, которая в 1970-х представляла Венесуэлу в конкурсе красоты «Мисс мира» и которая параллельно с игрой во «Все меры предосторожности» снялась в «Бегущем человеке». Правда, никто из них не был звездой такого же калибра, как Сталлоне, Шварценеггер и другие суперкумиры эпохи. Но вместе актеры фильма – сила, перед которой трудно устоять. Говорят, что на сборы картины повлиял неудачный трейлер, который намекал, что рейнджер будет сражаться против спецназовцев, а не вместе с ними. Понятно, патриотичные американцы не рвались увидеть такое кино. К счастью, прокатная неудача картины не помешала Хиллу годом позже выпустить «Красную жару», которую приняли с куда большим энтузиазмом.
Факт
Марии Кончите Алонсо не нужен был дублер для сцены пения в баре. До того, как начать сниматься в кино, она прославилась как певица и выпустила несколько «золотых» альбомов. Ее песня «Vamos a Bailar» вошла в саундтрек «Лица со шрамом».
27. Непобедимый тигр / Lo foo chut gang (1988)
Страна – Гонконг | Режиссер – Лау Ка-Люн | Продолжительность – 93 минуты
Вклад в искусство: фильм мастерски соединил юмор, перестрелки и рукопашные схватки
О чём: незадачливый опытный полицейский и его молодой, но крутой напарник расследуют мафиозное убийство
Когда Чоу Юн-Фат сыграл великого воина в «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», знатоки китайского кино отметили иронию этого режиссерского решения. Ведь гонконгский актер никогда прежде не изображал мастеров боевых искусств, так как прославился как звезда гангстерских боевиков, где применял огнестрельное оружие. Даже если рядом с ним, как в «Непобедимом тигре», был герой, отлично умеющий ходить в рукопашную.
Картина Лау Ка-Люна вышла в промежутке между «Светлым будущем» и «Убийцей» Джона Ву. Тогда Чоу Юн-Фат уже прославился как киногерой (прежде он был телезвездой), но еще не забронзовел и не превратился в памятник своим лучшим фильмам. Поэтому «Непобедимый тигр» был залихватской экшен-комедией в духе американских бадди-муви, и Чоу Юн-Фат не стеснялся выглядеть забавно и нелепо на фоне мускулистого младшего коллеги в исполнении Конана Ли – мастера боевых искусств, который пытался, но не смог выбиться в большие звезды. «Непобедимый тигр» был, пожалуй, лучшей лентой Ли, и Чоу Юн-Фат согласился отдать ему лучшие боевые сцены картины, включая дуэль на бензопилах, в то время как сам валял дурака и перестреливался с преступниками. Среди всех вариаций на тему фильмов об очень разных полицейских, которые поначалу конфликтуют, но в итоге срабатываются, «Непобедимый тигр» был одной из самых заводных. Главную женскую роль исполнила Нина Ли Чи, победительница конкурса красоты «Мисс Гонконг» и будущая жена Джета Ли.
Факт
Настоящее имя Конана Ли – Ллойд Хатчинсон. Он родился в Гонконге, но вырос в США, и потому получил от родителей западное имя. Актер вернулся к китайскому имени, когда начал сниматься в гонконгских экшенах.
28. Зверь / The Beast (1988)
Страна – США | Режиссер – Кевин Рейнольдс | Продолжительность – 111 минут
Вклад в искусство: лента оказалась самым антисоветским западным боевиком, снятым с советской точки зрения
О чём: в 1981 году, во время войны в Афганистане советские танкисты сбиваются с пути, отрываются от своих сил и остаются один на один с местными мстителями
Если в 1985 году Рэмбо вернулся во Вьетнам, то в 1988-м, в «Рэмбо 3», он отправился в Афганистан, помогать моджахедам бороться с советской системой. Парадоксально, но Голливуд обратил внимание на афганский конфликт в тот момент, когда для нас он уже начал подходить к концу. И американская публика получила не только «Рэмбо 3», но и еще более лютый и яркий образчик антисоветской пропаганды – картину соавтора «Красного рассвета» и будущего режиссера «Робин Гуда: Принца воров» и «Водного мира» Кевина Рейнольдса.
В отличие от «Рэмбо 3», «Зверь» не достиг цели. Смотреть на злоключения советских солдат в Афганистане почти никто не пришел, и лента стала культовой лишь после выхода на видео. Тем не менее, это кино стоит увидеть, что понять, как голливудцы представляли себе наших военных и какие идеи они несли зрителям. В «Звере» командир заблудившегося танка – между прочем, юный участник Сталинградской битвы – оказывается параноиком-психопатом, который расстреливает одного из своих подчиненных и оставляет мехвода на съедение диким собакам. Когда тот чудом выживает, солдат присоединяется к моджахедам и помогает им охотиться на сбесившегося командира в надежде спасти жизни товарищей, оставшихся наедине с маньяком. Моджахеды на это соглашаются, потому что благородства им не занимать. Кроме того, мехвод знает волшебное слово «нанаватай» – пуштунскую просьбу о защите и предоставлении убежища. Когда советские военные не перестреливаются с моджахедами и не удирают от них, они проводят карательные операции в духе нацистов или американцев во Вьетнаме. Неудивительно, что их ненавидят не только местные мужчины, но и женщины… Зато в «Звере» можно услышать «Троллейбус» группы «Кино». Правда, песня звучит по радио, что в 1981 году было невозможно, даже если бы Цой написал «Троллейбус» тогда, а не в 1983-м. Командира танка сыграл Джордж Дзундза, мехвода – Джейсон Патрик, а предводителя моджахедов – Стивен Бауэр.
Факт
Фильм снимался в израильской пустыне, и советские танки были настоящими. Израильская армия предоставила трофейные Т-55, захваченные во время Шестидневной войны и модифицированные, чтобы стрелять британскими снарядами.
29. Боевик Джексон / ActionJackson (1988)
Страна – США | Режиссер – Крэйг Р. Бэксли | Продолжительность – 96 минут
Вклад в искусство: фильм перекинул мостик между «чёрными» боевиками 1970-х и 1990-х
О чём: полицейский детектив противостоит влиятельному бизнесмену, чьи наемники убивают несговорчивых членов профсоюза
Сейчас мы знаем Карла Уэзерса как актера второго плана в «Мандалорце», а в 1970-х и 1980-х он играл соперника главного героя в «Рокки» и соратника главного героя в «Хищнике». Однако была в его фильмографии и заглавная роль в успешном кино – в зажигательном полицейском экшене «Боевик Джексон».
Идея снять эту картину пришла к Уэзерсу и продюсеру Джоэлу Сильверу, когда они вместе работали над «Хищником». Оба обожали «черные» боевики 1970-х, и однажды актер и продюсер решили, что снимут нечто подобное, но со спецэффектами, трюками и постановкой боев на уровне 1980-х. Уэзерс сам придумал название картины и предложил ее сюжетную идею, и он не вылезал из качалки, чтобы отлично смотреться в кадре. Как и герой «Шафта», Джексон был уроженцем гетто, который выбился в люди и начал лучшую, «белую» жизнь, но не отказался от своего прошлого. И когда война с олигархом превращала полицейского в изгоя, старые друзья помогали ему отомстить и очистить свое доброе имя. Хотя критики предъявили «Боевику» немало мелочных претензий, картина удачно прошла в прокате и подтвердила, что Эдди Мерфи был не единственной темнокожей звездой 1980-х, способной делать кассу. Уэзерс надеялся, что еще не раз сыграет лейтенанта Джексона, но планы съемок сиквела пошли прахом из-за слияния студии Lorimar и корпорации Warner и перетасовок в руководстве Lorimar. Тем не менее, картина стала передаточным звеном между фильмами 1970-х и хитами 1990-х вроде «Блейда». Вместе с Уэзерсом нал лентой работали Крэйг Т. Нельсон, Шэрон Стоун, Билл Дьюк и звезда R&B Вэнити.
Факт
За танцевальные номера в фильме отвечала Пола Абдул, которая выпустила свой дебютный альбом в год выхода «Джексона» и на время стала суперзвездой. До этого она работала как хореограф.
30. Под прикрытием / Renegades (1989)
Страны – США, Канада | Режиссер – Джек Шолдер | Продолжительность – 106 минут
Вклад в искусство: лента стала одной из родоначальниц голливудского индейского бума 1990-х
О чём: полицейский под прикрытием и американский индеец охотятся на гангстера, который случайно украл священное копье племени сиу
Начало 1990-х в Голливуде прошло под знаком фильмов об индейцах – таких, как «Танцующий с волками», «Последний из могикан» и «Громовое сердце». Отчасти это было связано с культурными переменами в американском обществе и переосмыслением истории, а отчасти с тем, что интерес 1980-х к мужественному кино привлек внимание к представителям традиционного общества, где мужественность была одной из главных ценностей. Показательно, что одним из предтечей индейского бума был бадди-муви Джека Шолдера, где с преступниками боролись вынужденные сотрудничать разбитной коп и стоический сын шамана. Эталонный мачо-жанр был идеальной декорацией для введения в сюжет индейца.
Критики конца 1980-х умудрялись одновременно упрекать «Под прикрытием» в шаблонности и нехватке шуток в сравнении с другими бадди-муви. Действительно, пока многие картины этого жанра удерживали баланс юмора и экшена или даже казались больше комедиями, чем боевиками, фильм Шолдера давил на экшен-педаль, особенно во второй половине повествования. Герой-индеец внедрялся в сюжет и делал белого героя более серьезным и ответственным, в то время как действие становилось более кровавым и реактивным. Звезды картины Кифер Сазерленд и Лу Даймонд Филлипс крепко сдружились, когда вместе играли в вестерне 1988 года «Молодые стрелки», и в «Под прикрытием» чувствовалось, что актеры не имитируют постепенно складывающуюся дружбу, а с удовольствием проводят время, вместе участвуя в погонях и перестрелках. Фильм от этого только выигрывал и заставлял поверить, что белый и индеец могут быть отличной командой, несмотря на чудовищное прошлое и расистские предрассудки. Главного злодея ленты изобразил Роберт Неппер, будущий антигерой сериала «Побег».
Факт
Предки Лу Даймонд Филлипса были из племени чероки, однако в 1991 году он официально вступил в племя лакота.
Борис Иванов
29 апреля 2024 года