Как на Западе в кино изображали русских?

История заморозков и оттепелей в 30 фильмах

До недавнего времени кино было самым эффективным оружием пропаганды. Не скованное претензией на объективность, оно формировало представление людей о себе, о стране, о зарубежных друзьях и врагах. Что западное кино рассказывало зрителям о русских, России, Советском Союзе? Мы подобрали 30 знаменитых и подзабытых картин, чтобы проследить более чем столетнюю историю западных лент, где наши люди были главными героями или главными злодеями. Талантливые экранизации и плоские пасквили? В рейтинге есть всё. Это кривое зеркало, в которое стоит вглядеться, чтобы лучше понять мир вокруг нас. В такой статье мы не могли обойтись без спойлеров – имейте это в виду, если хотите самостоятельно познакомиться с упомянутыми нами фильмами.

1.	Казацкая нагайка / The Cossack Whip (1916)

1.      Казацкая нагайка / The Cossack Whip (1916)

Страна – США | Режиссер – Джон Х. Коллинз | Продолжительность – 61 минута

Вклад в искусство: одна из самых ранних сохранившихся западных драм о жизни в царской России

О чем: чудом избежавшая смерти русская девушка становится прославленной балериной в Англии и возвращается на родину, чтобы отомстить начальнику охранки

Многие ранние немые фильмы не сохранились, и сейчас трудно сказать, какая западная картина впервые сделала русских главными героями. Зато мы знаем, какие русские тогда были центральными персонажами иностранного кино. Культурный Запад был невысокого мнения о царской власти, и потому регулярно выходили книги и фильмы о пострадавших от деспотии русских «нигилистах» (то есть, революционерах) и простых людях. В сохранившейся драме Джона Х. Коллинза «Казацкая нагайка» можно увидеть и тех, и других.

Фильм начинался с того, что казаки нападали на степную деревню, обвиненную в укрывательстве бунтовщиков, и жестоко избивали и убивали почти всех жителей, кроме главной героини по имени Дарья. Любившая танцевать девушка находила приют в балетной труппе, переезжала в Британию и возвращалась оттуда знаменитой примой, которую принимали в высшем обществе. Когда начальник охранки влюблялся в нее, Дарья изображала заинтересованность, оставалась с ним наедине в тюрьме, игриво приковывала его… И избивала той же нагайкой, которой некогда запороли до смерти ее сестру. В этой «миссии» героине помогал революционер, вместе с котором она в финале сбегала в Америку. В этой короткой картине уже можно найти многие штампы, которые до сих пор не покинули Голливуд – от кровавой тайной полиции до сексапильной и смертельно опасной балерины. Для своего времени это было мастерски снятое кино, и можно только пожалеть, что его режиссер скончался во время пандемии «испанки» в 1918 году. Коллинзу было всего 28 лет, и он, возможно, смог бы работать еще несколько десятилетий. Главную роль в «Кнуте» исполнила жена режиссера, популярная актриса Виола Дана. Командира казаков сыграл англичанин Фрэнк Фаррингтон, а революционера – будущий основатель Гильдии киноактеров США Ричард Такер.  

Факт

Кульминационная сцена была очень тяжелой для ведущей актрисы, потому что миниатюрная Дана с трудом управлялась с мужским хлыстом.

2.	Орел / The Eagle (1925)

2.      Орел / TheEagle (1925)

Страна – США | Режиссер – Кларенс Браун | Продолжительность – 73 минуты

Вклад в искусство: первая значительная картина о России с признанной звездой в главной роли

О чем: бравый русский офицер теряет поместье из-за козней Екатерины Великой и своего соседа и становится народным мстителем в маске

Среди самых первых западных фильмов о России было немало экранизаций нашей классики. Лев Толстой практически всегда был на первом месте, но иностранцы уделяли внимание и менее известным у них авторам. Так, первый значимый фильм о России с суперзвездой в главной роли был вольной экранизацией «Дубровского», где пушкинский сюжет был дополнен мотивами «Зорро».

Главную роль в романтико-приключенческом «Орле» сыграл Рудольф Валентино – темноволосый уроженец Италии, который в начале 1920-х стал любимцем Америки. Валентино был лишь немногим менее популярен, чем Дуглас Фэрбэнкс, главный голливудский герой тех лет, и «Орел» задумывался как состязание итальянца со «Знаком Зорро», который в 1920 году превратил Фэрбэнкса из заметного артиста в кумира миллионов. Именно поэтому Дубровский получил от сценаристов маску и геройское прозвище «Черный Орел». Также экранизаторы вписали в сюжет императрицу Екатерину, которая превратила Дубровского в изгоя, когда тот отказался стать ее любовником, а в конце ленты сменила гнев на милость и разрешила Дубровскому и Маше сбежать в Париж. Новые сцены были не слишком удачно вписаны в пушкинский текст, но зрители этого не заметили, и лента пользовалась таким успехом, что Валентино и его экранная партнерша Вильма Банки немедленно снялись в «Сыне шейха» (сиквеле картины Валентино «Шейх»), который стал еще большим блокбастером. Помимо прочего, «Орел» был одним из первых экранных отражений легендарной любвеобильности российской императрицы. Отметим двойственность в изображении Екатерины. В этом легко увидеть переход к фильмам, которые относились к российской монархии с куда большей симпатией, чем дореволюционное кино. Царицу сыграла Луиза Дрессер, а Троекурова – Джеймс А. Маркус.   

Факт

В 1946 году итальянский режиссер Риккардо Фреда снял свою экранизацию «Дубровского», которую назвал «Черный Орел» в знак уважения к фильму Брауна.

3.	Последний приказ / The Last Command (1928)

3.      Последний приказ / The Last Command (1928)

Страна – США | Режиссер – Джозеф фон Штернберг | Продолжительность – 88 минут

Вклад в искусство: выдающийся ранний образчик кино, прославляющего белую эмиграцию

О чем: двоюродный брат царя и главнокомандующий русской армии после революции становится нищим статистом в Голливуде

Наивный человек мог бы подумать, что Голливуд влюбился в Россию после того, как ненавистный царский режим пал, и его место заняли революционеры, которых на Западе годами воспевали. Однако все было ровно наоборот. Первые антисоветские фильмы о России начали выходить уже в 1918 году, и их героями были уже не «нигилисты», а бывшие аристократы и богачи, которых революция превратила в изгоев. Отчасти это объяснялось любовью постановщиков и зрителей к драматичным сюжетам, но, конечно, главная причина была в том, что Запад надеялся на капиталистическую революцию, а не на победу коммунистов.

Лучшим фильмом такого рода, вышедшим в 1920-е годы, была драма «Последний приказ» – одна из последних блестящих немых картин. Поставил ее австрийско-голливудский режиссер Джозеф фон Штернберг (будущий экранизатор «Преступления и наказания»), а соавтором сценария был Герман Манкевич (будущий соавтор «Гражданина Кейна»). Идею картины ее создателям подсказал Эрнст Любич – еще один прославленный голливудец, который лично знал русского генерала, ставшего американским статистом. Для пущего колорита герой фильма получил имя и титул великого князя Сергея Александровича, который в реальной жизни был убит в 1905 году. Вторым ключевым персонажем ленты стал русский актер-вольнодумец Лев Андреев, который после отъезда в Штаты сделал карьеру режиссера и нанял бывшего князя для своей киноэпопеи. Картина видела мрачную иронию в том, что могущественный вельможа и простой артист в США менялись местами, но предлагала не столько насладиться унижением некогда горделивого генерала, сколько проникнуться сочувствием к трагедии патриота. В кульминации бывший князь, вжившийся в роль экранного полководца, произносил пламенную речь о войне за Россию, и режиссер называл его «великим человеком», хотя некогда попал в тюрьму по вине аристократа. Два белых эмигранта примирялись на почве любви к стране, которую потеряли. Немецкий актер Эмиль Яннингс получил первый в истории актерский «Оскар» за роль Сергея Александровича. Также в фильме снялись Эвелин Брент и Уильям Пауэлл. 

Факт

Как и многие его коллеги по немому кино, Эмиль Яннингс говорил по-английски со слишком сильным акцентом, чтобы пробиться в звуковой Голливуд. Поэтому он вернулся домой и стал звездой нацистской кинопропаганды.

4.	Таинственная дама / The Mysterious Lady (1928)

4.      Таинственная дама / The Mysterious Lady (1928)

Страна – США | Режиссер – Фред Нибло | Продолжительность – 96 минут

Вклад в искусство: первое заметное кино о соблазнительной российской (или советской) шпионке

О чем: австрийский офицер заводит отношения с прекрасной дамой, которая оказывается русской разведчицей

В довоенном Голливуде самой выдающейся исполнительницей русских женских ролей была Грета Гарбо. Уроженка Стокгольма сделала себе имя в образах соблазнительных, неоднозначных, терзающихся женщин (зачастую иностранок), и голливудское представление о русских красавицах идеально рифмовалось с амплуа Гарбо. Поэтому ее первым фильмом после превращения в звезду стала «Таинственная дама» – симбиоз шпионского триллера и романтической драмы.

Поскольку в основу фильма был положен роман немецкого писателя Людвига Вольфа, опубликованный в 1915 году, главная героиня Таня Федорова работала не на большевиков, как в позднейших голливудских лентах, а на царскую разведку. В этом смысле «Таинственная дама» была ближе к дореволюционному, чем к послереволюционному кино, однако в контексте шпионской ленты это было не столь уж важно. Русские были для Голливуда врагами, даже если в качестве героев нужно было изобразить австрийцев, которые были противниками США во время Первой мировой войны. Впрочем, Таня была не только врагом. Да, она соблазняла главного героя и похищала секретные документы. Но она также искренне влюблялась в красавца-офицера и в итоге становилась на его сторону, когда он тайно прибывал в Варшаву (тогда еще российскую), чтобы вернуть бумаги. Как мы теперь знаем, штамп «русская шпионка влюбляется в иностранного офицера и предает Родину» оказался одним из самых живучих в голливудской истории. Австрийского офицера сыграл Конрад Нэйджел, а генерала-куратора героини – немецкий актер Густав фон Сейффертиц, который специализировался на ролях аристократичных злодеев вроде профессора Мориарти.

Факт

Режиссер Фред Нибло был постановщиком упомянутого выше «Знака Зорро» и первой экранизации исторического романа Лью Уоллеса «Бен-Гур», который сейчас известен по классическому фильму 1959 года.

5.	Распутная императрица / The Scarlet Empress (1934)

5.      Распутная императрица / The Scarlet Empress (1934)

Страна – США | Режиссер – Джозеф фон Штернберг | Продолжительность – 104 минуты

Вклад в искусство: первая классическая западная лента о Екатерине Великой и Российской политике ее эпохи

О чем: дочь прусского князя выходит замуж на русского царевича и заводит офицера-любовника, который помогает ей прийти к власти

Зрительский интерес к России подпитывался не только западными лентами о недавнем прошлом страны, но и экскурсиями в глубину веков. И, конечно же, Екатерина Великая была популярной героиней, поскольку режиссер мог показать Россию широко раскрытыми глазами европейской девушки, попавшей в экзотическую страну, где для нее все в новинку. Самый эффектный довоенный фильм об императрице снял уже знакомый нам Джозеф фон Штернберг, который доверил заглавную роль своей любимице Марлен Дитрих. Отметим, что это уже был второй фильм фон Штернберга и Дитрих о немке и русских. В 1931 году они выпустили шпионский триллер «Обесчещенная, или Агент X-27», где актриса изображала австрийскую контрразведчицу, влюбившуюся в русского шпиона, предшественника Штирлица.

Хотя «Распутная императрица» рассказывала о реальных событиях, фон Штернберг не стремился к реализму. Напротив, лента была пиршеством художественной фантазии, выпячивающей причудливость и архаичность России. Действие развивалось в Кремле, а не в Санкт-Петербурге, и царский дворец выглядел как логово вампира в современном кино – деревянные скульптуры вопящих гаргулий, пугающие «иконы» на стенах, украшающий банкетный зал скелет… Когда учитель рассказывал немке историю России, фильм смаковал сцены пыток и казней времен Ивана Грозного и Петра Великого. Наша страна представала дикой и жуткой, царевич Петр не выказывал никакого интереса к молодой жене, и все это полностью оправдывало превращение наивной девушки в циничную интриганку, которая соблазняла придворных офицеров и в финале захватывала власть. Фильм как бы говорил: «С волками жить – по-волчьи выть». Ключевые роли вместе с Дитрих исполняли Джон Лодж, Сэм Джаффе и Луиза Дрессер.

Факт

Фильм был откровеннее многих позднейших постановок, поскольку он вышел незадолго до введения в Голливуде самоцензурного кодекса Хейса, который запрещал любую безнравственность, от ругательств до наготы. Этот кодекс действовал до 1960-х.

6.	Рыцарь без доспехов / Knight Without Armour (1937)

6.      Рыцарь без доспехов / Knight Without Armour (1937)

Страна – Великобритания | Режиссер – Жак Фейдер | Продолжительность – 107 минут

Вклад в искусство: смягчение отношения Запада к большевикам и ранняя попытка представить советского чиновника в положительном свете

О чем: британский разведчик внедряется в русскую радикальную организацию и становится свидетелем революции

По мере того, как послереволюционный накал страстей спал, Запад начал показывать Россию в менее радикальном свете и с положительными персонажами по обе стороны баррикад. Грэм Грин, будущий знаменитый британский шпион и писатель, который в конце 1930-х работал кинокритиком, очень высоко ценил один из таких фильмов – романтико-приключенческий триллер «Рыцарь без доспехов».

Если в «Распутной императрице» Марлен Дитрих сыграла свою соотечественницу, то в «Рыцаре» она перевоплотилась в Александру Владинову – дочь русского генерала, которого в начале фильма пытались убить радикалы. Главный герой – британец, выдававший себя за русского, – оказывался вовлечен в этот заговор и закономерно отправлялся в Сибирь, пока революция не освобождала его и настоящего революционера Аксельштейна. Последний немедленно становился комиссаром и приказывал главному герою отвезти арестованную Сашу в Петроград, на революционный суд. К этому времени герой влюблялся в молодую женщину, и он пытался вывезти ее из страны, в чем ему помогал другой комиссар – чувствительный бывший студент Пушков. Тот тоже влюблялся в героиню Дитрих и самоотверженно спасал женщину и британца, когда тем грозила смертельная опасность. Такое изображение комиссара было весьма необычным, и Пушков в исполнении Джона Клементса запоминался сильнее, чем романтический дуэт Роберта Доната и Дитрих.     

Факт

Продюсер Александр Корда так много потратил на декорации и костюмы фильма, что не смог выплатить Дитрих ее заранее оговоренный внушительный гонорар.

7.	Ниночка / Ninotchka (1939)

7.      Ниночка / Ninotchka (1939)

Страна – США | Режиссер – Эрнст Любич | Продолжительность – 110 минут

Вклад в искусство: первая классическая западная романтическая комедия с советской главной героиней

О чем: представительница советского правительства приезжает в Париж и влюбляется в местного аристократа

Один из величайших голливудских комедиографов Билли Уайлдер ярко начал карьеру, когда принял участие в работе над сценарием «Ниночки» – если не самой лучшей, то однозначно самой любимой зрителями довоенной западной картины с русскими центральными персонажами. В отличие от драм и триллеров, о которых шла речь раньше, «Ниночка» была добродушной романтической комедией – антисоветской, но не усердствующей в нагнетании злобы.

Грете Гарбо доводилось улыбаться на экране, однако ее героини в основном были печальными или напряженными. Поэтому «Ниночка», где Гарбо сыграла свою первую комедийную роль, рекламировалась как первый фильм, где актриса смеется. Сюжет картины строился вокруг постепенного смягчения суровой чиновницы-коммунистки Нины, присланной во Францию, чтобы приструнить трех коллег-мужчин, которые слишком глубоко вдохнули воздух свободы. Все эти персонажи оказывались в Париже, чтобы организовать сделку по продаже бриллиантов, конфискованных у придворных аристократов, и их работа привлекала внимание бывшей владельцы украшений. Та подряжала своего французского ухажера попытаться вернуть бриллианты, и аристократ знакомился с Ниной. Дальше все было как обычно в ромкомах – флирт, комичные сцены, недопонимания, сюжетные повороты… В итоге незадачливая троица торгпредов открывала ресторан в Константинополе, а Нина и граф Леон начинали жить долго и счастливо – естественно, не в СССР. Главная идея фильма заключалась в том, что советские люди так долго варятся в своем неприглядном мире, что просто не знают, что можно жить легко и свободно. Поэтому их нужно жалеть, а не бояться. Вместе с Гарбо над лентой работали Мелвин Дуглас и Ина Клер.   

Факт

В «Ниночке» был один русский актер. Грегори Гайе (Григорий Ге) был уроженцем Петербурга, который уехал на Запад вскоре после революции и сделал карьеру характерного актера. Он снимался вплоть до конца 1970-х.

8.	Миссия в Москву / Mission to Moscow (1943)

8.      Миссия в Москву / Mission to Moscow (1943)

Страна – США | Режиссер – Майкл Кёртиц | Продолжительность – 123 минуты

Вклад в искусство: самый просоветский политический фильм в истории Голливуда и всего западного кино

О чем: американский посол и его семья прибывают в Москву 1936 года и знакомятся с советской жизнью

Ленин не смог изменить отношение Голливуда к России, а вот Гитлеру это удалось. Когда СССР и США стали союзниками по антигитлеровской коалиции, американское правительство настоятельно попросило Голливуд развернуть изображение СССР на 180 градусов, и продюсеры ответили: «Есть!». Первую картину в новом духе поставил легендарный венгерско-американский мэтр Майкл Кёртиц, режиссер «Касабланки». В основу «Миссии» были положены воспоминания Джозефа Дэвиса, посла в СССР в эпоху «Большой чистки», и Дэвис и правительственные эксперты по военной пропаганде активно участвовали в создании ленты, чтобы представить советский строй, советских людей и лично Сталина в наилучшем свете.

Разумеется, картина не отрицала, что между СССР и США были разногласия, но настаивала, что они не столь уж значимы перед лицом общего врага. Также она утверждала, что Советский Союз постепенно демократизируется и открывается миру, и что советская система не угнетает людей, а позволяет им комфортно жить и хорошо питаться. Это были шокирующие «откровения» для американцев, которых годами уверяли в обратном, и господин посол и его семья в кадре были столь же удивлены увиденным, как и зрители в кинотеатрах. Что же касается репрессий, то их «Миссия» представляла как борьбу с немецкими агентами. Дэвис, который до назначения в СССР работал адвокатом и защищал интересы крупнейших корпораций, подтверждал с экрана, что советские суды работали по закону, и что приговоры были хорошо обоснованы. Даже по меркам военной пропаганды это был потрясающий своей безапелляционностью отказ от всего, о чем американская пресса писала до 1942 года. Посла Дэвиса в картине сыграл Уолтер Хьюстон, дед актрисы Анджелики Хьюстон и актера Дэнни Хьюстона. Молотова изобразил номинант «Оскара» Джин Локхарт, Калинина – уроженец Москвы Владимир Соколов, а Сталина – малоизвестный актер Манарт Киппен.

Факт

«Миссия в Москву» снималась по личной просьбе президента Рузвельта, и он несколько раз встречался с Дэвисом во время создания ленты, чтобы быть в курсе съемок и направлять их в нужную сторону

9.	Дни славы / Days of Glory (1944)

9.      Дни славы / Days of Glory (1944)

Страна – США | Режиссер – Жак Турнёр | Продолжительность – 86 минут

Вклад в искусство: достойный голливудский эксперимент по созданию военной драмы о советских героях

О чем: отставшая от труппы балерина вступает в советский партизанский отряд, сражающийся в глубоком тылу

К счастью для искусства, «Миссия в Москву» была единственной зашкаливающе политизированной голливудской лентой об СССР. Прочие фильмы той поры прославляли простых советских людей, и это делало их куда более приемлемыми как для современников, так и для потомков. Да и в нынешней России героические саги вроде «Дней славы» смотрятся лучше, чем «Миссия в Москву», которая впечатлит лишь самых убежденных сталинистов.

Сценаристы «Дней славы» не имели никакого отношения к нашей стране, однако американо-венгерский драматург Мельхиор Лендьель ранее приложил руку к «Ниночке», и он достаточно хорошо разбирался в материале, чтобы снабдить всех персонажей правдоподобными именами и не удариться в неуместную «клюкву» в изображении оккупированной России. В этом плане «Дни славы» – один из лучших когда-либо снятых голливудских фильмов, не основанных на аутентичном русском или советском материале. Картина была выстроена как военно-романтическая драма, и главная героиня Нина Иванова должна была не только покорить сердце партизанского командира Владимира, но и доказать, что балерина, которая умеет только танцевать, может быть полезной в партизанском отряде. При этом война показывалась не как залихватское приключение, а как кровавое испытание, и большинство персонажей не доживали до финала. Единственным недостатком ленты было сравнительно скромная доля экшена. Фильм должен был объяснить зрителям, что происходило в СССР, и потому в нем было слишком много диалогов для военного кино. Кроме того, будущий великий голливудец Грегори Пек тогда еще был начинающим актером, и он сам признавал, что его игра в роли Владимира была скованной и недостаточно умелой. Партнершей Пека была родившаяся в Тюмени и выросшая в Париже грузинская балерина Тамара Туманова (Туманишвили), звезда Русского балета Монте-Карло.   

Факт

Работавший в Штатах французский режиссер Жак Турнёр более всего известен как постановщик стильных хорроров «Люди-кошки» и «Я гуляла с зомби».

10.	Контратака / Counter-Attack (1945)

10.  Контратака / Counter-Attack (1945)

Страна – США | Режиссер – Золтан Корда | Продолжительность – 90 минут

Вклад в искусство: лучший просоветский западный военный триллер и редчайшая экранизация просоветского произведения из СССР

О чем: во время советского рейда по тылам десантник берет в плен нескольких немецких военных, и они вместе оказываются завалены в полуразрушенном здании

«Контратака» – кино в России практически неизвестное, но безусловно заслуживающее внимания. Это экранизация одноименной бродвейской пьесы, которая была основана на советской драма «Победа» Михаила Рудермана и Ильи Вершинина. «Победа» была сочинена еще до войны, как предсказание будущих событий, и в СССР ее не ставили, поскольку она вышла в разгар «чисток», и ее молодых авторов чуть было не репрессировали – за компанию с маститым драматургом Владимиром Киршоном, который тоже в то время сочинил «оборонную» пьесу. И хотя в итоге особых претензий к «Победе» у партийцев не нашлось, советские режиссеры ее избегали. В Штатах же пьеса понравилась и быстро прижилась, когда ее в 1943 году переработали в «Контратаку».

По пути на Бродвей «Победа» превратилась из фантастической пьесы о неопределенном будущем в рассказ о событиях 1942 года. Действие было перенесено из Германии («малой кровью на чужой земле») в СССР, а немецкая крестьянка, случайно оказавшаяся вместе с пленными, превратилась в немецкую медсестру. Авторы фильма пошли дальше, и эта героиня стала подпольщицей Лизой, которая помогала десантнику Алексею Кулькову удерживать пленных под контролем и определить, кто из них офицер, на охоту за котором послали спецназ. Естественно, не все немцы жаждали сотрудничать, и атмосфера в подвале была максимально накаленной – в то время как здание пытались раскопать то ли свои, то ли нацисты. Критики были в восторге от этого триллера, и фильм, вероятно, удачно прошел бы в прокате, если бы не вышел в тот момент, когда война завершилась, и американская пропаганда вновь повернулась против СССР. Главные роли в картине исполнили Пол Муни (герой гангстерской драмы «Лицо со шрамом» 1932 года), Маргарит Чэпман и Харро Меллер.

Факт

«Победу» в «Контратаку» превратили супруги-драматурги Филип и Дженет Стивенсон – левые политические активисты, близкие к американским коммунистам.

11.	Железный занавес / The Iron Curtain (1948)

11.  Железный занавес / TheIron Curtain (1948)

Страна – США | Режиссер – Уильям А. Уэллмен | Продолжительность – 87 минут

Вклад в искусство: возвращение к довоенной антисоветской риторике и ранний биопик о советском перебежчике

О чем: советский шифровальщик из посольства в Канаде решает остаться в стране и выдать тайны атомного шпионажа

Разворот от просоветских фильмов к антисоветским был стремительным и яростным. Даже критики из крупных американских изданий замечали, что есть что-то непристойное в том, чтобы так быстро поворачиваться против бывших союзников. Но политики настаивали на своем, а продюсеры брали под козырек с той же готовностью, с которой они прежде воспевали Красную армию. В результате актер Дэна Эндрюс, который в 1943-м сыграл украинского партизана Колю в «Северной звезде» Льюиса Майлстоуна, всего пять лет спустя изобразил украинского перебежчика Игоря Гузенко, который «выбрал свободу» с портфелем секретных документов.

Справедливости ради, надо признать, что Гузенко был реальным человеком, а его история шокировала канадцев, когда шифровальщик предал Родину в 1945 году. Документы Гузенко помогли выявить людей, передававших СССР тайны атомного оружия. Конечно, советские разведчики не могли не заниматься столь важным вопросом, но жителям Запада было обидно, что их прежний союзник проник в святая святых их главной военной программы. Разразившийся в результате скандал стал веским доводом в устах тех, кто настаивал, что дружба между Западом и СССР невозможна. Поэтому снятая по горячим следам картина Уэллмена не только пыталась объяснить, почему Игорь предпочел жизнь в Канаде, но и показывала, как советские военные и канадские коммунисты вместе выведывали атомные тайны. Как это ни иронично, кино, осуждавшее советские репрессии, стало аргументом в пользу «охоты на ведьм», когда под прицелом антисоветских активистов оказались все, кто был хоть немного близок к западным компартиям. Многие из тех, кто во время войны снимали просоветское кино, выдали своих друзей или попали в «черные списки». Вместе с Эндрюсом в картине снялись Джин Тирни, Джун Хэвок и Берри Крёгер.

Факт

В фильме использовалась музыка ведущих советских композиторов, и правительство СССР судилось с продюсерами от имени Дмитрия Шостаковича. Оно настаивало, что аморально озвучивать антисоветское кино музыкой людей, не согласных с его содержанием.

12.	Анастасия / Anastasia (1956)

12.  Анастасия / Anastasia (1956)

Страна – США | Режиссер – Анатоль Литвак | Продолжительность – 105 минут

Вклад в искусство: лучший классический фильм о чудесном спасении великой княгини Анастасии

О чем: парижский белогвардеец использует молодую женщину, которая считает себя дочерью Николая II, чтобы добраться до царских миллионов в британском банке

Если бы легенды о спасении великой княгини Анастасии не было, ее стоило бы придумать. Для Голливуда и западного искусства в целом это была идеальная возможность напомнить зрителям, как много русских пострадало от большевиков. Юная царевна была идеальной жертвой – в отличие от великого князя из «Последнего приказа», который преследовал людей искусства. При этом ее титул и молодость дарили восторженной публике надежду, что когда-нибудь Россия забудет коммунизм, станет конституционной монархией и вернется в хоровод европейских держав.

До выхода мультфильма «Анастасия» 1997 года самой известной экранизацией легенды о спасении великой княгини была мелодрама Анатоля Литвака – киевлянина, который до эмиграции успел поработать в раннесоветском кино. В годы войны Литвак был одним из самых ревностных сторонников сотрудничества с СССР, и он даже посетил нашу страну, где был награжден за документальный фильм «Битва за Россию». За это его после войны подозревали в предательстве, и монархическая «Анастасия», вдохновленная историей психически больной женщины по имени Анна Андерсон, была артистичным ответом критикам. «Анастасия» начиналась как авантюрное кино о финансовой махинации и эксплуатации пациентки психиатрической лечебницы, но белый генерал Бунин постепенно убеждался, что Анна Корева – самая настоящая царевна, и влюблялся в статную аристократичную красавицу. Экранная Анна-Анастасия покоряла сердце даже своей бабушки, вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Которая и в реальной жизни смогла сбежать из России и прожить остаток дней в родной Дании. Главные роли в картине сыграли уроженец Владивостока Юл Бриннер (в СССР его знали по «Великолепной семерке») и великая Ингрид Бергман, получившая за изображение Анны-Анастасии свой второй «Оскар».

Факт

В «Анастасии» можно увидеть собор Александра Невского в Париже, любимый храм белогвардейской эмиграции.

13.	Война и мир / War and Peace (1956)

13.  Война и мир / War and Peace (1956)

Страна – США | Режиссер – Кинг Видор | Продолжительность – 208 минут

Вклад в искусство: одна из лучших западных экранизаций эпопеи Льва Толстого

О чем: пацифистски настроенный аристократ Пьер Безухов становится свидетелем, а затем и участником наполеоновских войн

Когда телевидение пошло в рост и начало отъедать зрителей у кинематографа, послевоенный Голливуд ответил грандиозными, поистине эпическими постановками, которые тогдашние телепродюсеры не могли повторить. Одной из таких лент стала экранизация масштабнейшего произведения европейской литературы – «Войны и мира» Льва Толстого. Картина обошлась инвесторам в 6 миллионов долларов, и в ее боевых сценах были задействованы тысячи статистов.

На первый взгляд, фильм был обычным, не привязанным к актуальной политике обращением к классике. Но не будем забывать, что Пьер Безухов вступал в повествование как поклонник Наполеона, и его отношение к французскому узурпатору менялось лишь после того, как император нападал на Россию. Учитывая настроения в США в 1950-х, легко увидеть в таком персонаже наивного американского левака, который верит в коммунизм и не понимает опасность «красных орд». Так что в «Войну в мир» вкладывались не только в надежде заработать на интересе публики к размашистым военным мелодрамам вроде «Унесенных ветром». Когда фильм с участием таких звезд, как Генри Фонда и Одри Хепберн, вышел в свет, его хвалили за уровень постановки, но упрекали за чрезмерное упрощение толстовского текста и приглашение 50-летнего Фонды на роль 20-летнего Пьера. В СССР ленту восприняли как брошенную перчатку, и Сергей Бондарчук и студия «Мосфильм» в 1965 году начали выпускать свою четырехсерийную «Войну и мир». Она посрамила голливудцев и получила «Оскар», тогда как творение Видора довольствовалось номинациями на статуэтку. 

Факт

Одри Хепберн убедила продюсеров нанять ее мужа-актера Мела Феррера на роль Андрея Болконского. Так «Война и мир» стала единственным совместным появлением Хепберн и Феррера в кадре.

14.	Путешествие / The Journey (1959)

14.  Путешествие / TheJourney (1959)

Страна – США | Режиссер – Анатоль Литвак | Продолжительность – 126 минут

Вклад в искусство: раскрытие темы советских военных операций в «странах народной демократии»

О чем: во время Венгерского восстания 1956 года советский офицер узнает, что британская аристократка пытается тайно вывезти из страны своего любовника-повстанца

Генерал Бунин был не единственным соотечественником, которого Юл Бриннер сыграл в 1950-х. Чуткий к веяниям времени Литвак быстро отреагировал на события в Венгрии и выпустил политическую драму, навеянную сюжетом «Касабланки», с Бриннером в роли майора Сурова. Как это часто бывает в американском кино, конфликт в непонятной рядовому зрителю стране был показан глазами понятных персонажей – приятной во всех отношениях английской дамы и советского офицера. Последний на постере был изображен с кавалерийским хлыстом, что прозрачно намекало на судьбу всех, кто попал в руки коммунистов.

Впрочем, Суров был не так прост, как его карикатурный облик на рисованном постере. Герой Бриннера пытался доказать задержанным, что русские тоже люди, проявлял вольнодумство и выражал сомнения в том, что марксизм стоит насаждать силой. В этих фрагментах Литвак вкладывал в уста Сурова свои собственные мысли. С другой стороны, офицер предлагал британке непристойную сделку – постель в обмен на пропуск женщины и ее любовника в Австрию. Это была отсылка для популярнейшему на Западе пропагандистскому мифу, что враги (русские, немцы и прочие) отличаются похотливостью и при первой возможности покушаются на честных женщин. Однако душевные метания Сурова не были игрой на публику, и в финале он отпускал и британку, и венгра, так и не совершив ничего аморального. Если не считать предательства и неисполнения приказа. Таким образом «Путешествие» намекало, что советский строй – колосс на глиняных ногах, и что даже его защитники сомневаются в его ценностях. Экранной партнершей Бриннера была Дебора Керр, в паре с которой он ранее блеснул в мюзикле «Король и я». Напомним, что у Бриннера были по матери бурятские корни, и потому он порой получил экзотические роли вроде короля Таиланда.

Факт

Роль венгерского беженца стала кинодебютом блестящего театрального актера Джейсона Робардса, будущего двухкратного обладателя «Оскара» за роли второго плана.

15.	Из России с любовью / From Russia with Love (1963)

15.  Из России с любовью / FromRussia with Love (1963)

Страна – Великобритания | Режиссер – Теренс Янг | Продолжительность – 110 минут

Вклад в искусство: классический шпионский триллер-боевик с примиренческим подтекстом

О чем: британский супергагент противостоит тайной злодейской организации, которая вовлекает в свои махинации шифровальщицу из советского консульства в Турции

Карибский кризис 1962 года едва не привел к мировой войне и здорово напугал всех, кто не хотел сгореть заживо. Немало западных творцов тогда задумались о том, что накал международных страстей стоило бы понизить, а не нагнетать в ожидании нового взрыва. Среди этих мудрых людей были создатели шпионской киноэпопеи о похождениях Джеймса Бонда. Сейчас это классика, а тогда «бондиана», основанная на романах бывшего военно-морского разведчика Яна Флеминга, делала свои первые шаги. И ее авторы решили, что эти шаги должны быть осмотрительными.

Вот почему сюжет фильма «Из России с любовью» принципиально отличался от сюжета романа, изданного в 1957 году. В книге агент 007 воевал с советской контрразведкой «Смерш» (Флеминг, опиравшийся на свои военные воспоминания, не удосужился узнать, что «Смерш» расформировали в 1946-м). На экране же противниками Бонда были хоть и советские люди, но работавшие на вымышленный СПЕКТР, который к СССР отношения не имел и вербовал агентов везде, где мог их найти. В свою очередь, советская шифровальщица Татьяна Романова оказывалась невинной жертвой СПЕКТРа, а не участницей операции спецслужб. Так что ее готовность встать на сторону Бонда была не предательством Родины, а естественным поведением обманутой женщины. Многие зрители «Из России с любовью» не обращали на это внимания, а вот для продюсеров было важно, что их кино не атаковало СССР, а лишь показывало, что в Союзе есть злодеи – как и в любой другой стране. В роли Бонда блистал неподражаемый Шон Коннери, Романову изображала Мисс Италия 1960 года Даниэла Бьянки, а зловещую Розу Клебб (бывшую полковницу «Смерша») играла австро-американская певица Лотте Ленья.      

Факт

Даниэла Бьянки с трудом говорила по-английски, и потому ее дублировала английская театральная актриса Барбара Джеффорд.

16.	Доктор Живаго / Doctor Zhivago (1965)

16.  Доктор Живаго / DoctorZhivago (1965)

Страны – Италия, Великобритания, США | Режиссер – Дэвид Лин | Продолжительность – 197 минут

Вклад в искусство: ранняя прославленная экранизация советского неподцензурного произведения

О чем: молодой женатый врач во время Первой мировой войны заводит роман с замужней медсестрой  

«Я весь мир заставил плакать над красой земли моей», – написал Борис Пастернак о своем романе «Доктор Живаго». Это была чистая правда. Тайком переданная за рубеж рукопись была быстро переведена и опубликована на основных европейских языках, и все жители Запада смогли оценить книгу о метаниях и мучениях интеллигента в военные и революционные годы. В СССР же роман распространялся лишь в «самиздате», пока в 1988 году цензура не ослабла, и мы не смогли прочесть эпопею, за которую Пастернаку присудили Нобелевскую премию (формально премия была присуждена за стихи, но все понимали, что это не так). Чтобы еще сильнее уязвить Советский Союз и заработать на успехе книги, итальянский продюсер Карло Понти организовал съемки трехчасовой экранизации «Доктора Живаго».

Хотя крупнейший британский режиссер Дэвид Лин (постановщик «Моста через реку Квай» и «Лоуренса Аравийского») опирался на аутентичную советскую книгу, он не смог удержаться от нелепейшей «клюквы». Так, открывающие картину сцены с балалайкой выбивают из колеи любого российского зрителя и заставляют гадать, какая муха укусила талантливых людей, работавших над фильмом. И это только начало! Дальше – хуже. Западные журналисты тоже в свое время нашли немало поводов для критики, и трудно отделаться от мысли, что фильм удостоился сценарного «Оскара» из-за политического значения картины, а не из-за ее художественной силы. С другой стороны, свою главную задачу лента выполнила – напомнила о хаосе революции, затронула тему Гулага и наглядно продемонстрировала, что советские гении критикуют Советский Союз, когда могут делать это без цензуры. В фильме снимались Омар Шариф, Джули Кристи, Джеральдин Чаплин, Род Стайгер и Алек Гиннесс.

Факт

Хотя часть съемок проходила в Финляндии, многие зимние сцены создавались в Испании, и снег в кадре зачастую был искусственным.

17.	Русские идут! Русские идут! / The Russians Are Coming the Russians Are Coming (1966)

17.  Русские идут! Русские идут! / The Russians Are Coming the Russians Are Coming (1966)

Страна – США | Режиссер – Норман Джуисон | Продолжительность – 126 минут

Вклад в искусство: замечательная примиренческая комедия, задавшая новый тон в отношении к СССР

О чем: советская подлодка садится на мель у берега США, и капитан отправляет замполита и нескольких моряков на поиски буксира

Чтобы заметить примиренчество в «Из России с любовью», нужно было приглядываться. В комедии же «Русские идут! Русские идут!» оно било через край. Сам факт того, что фильм о вторжении вооруженных советских моряков в маленький городок был фарсовой комедией, а не серьезной картиной-предупреждением, сразу настраивал зрителей на нужный лад. Неслыханное дело – холодная война еще шла, а голливудское кино предлагало не бояться русского человека с ружьем!

Правда, советские моряки в картине были отнюдь не безобидными. Они вторгались в мирный город, брали в заложники семью, похищали машины и не раз наставляли оружие на мирных жителей. Те, в свою очередь, порой пытались отстреливаться, а ближе к концу фильма собирались в ополчение и намеревались дать морякам бой. Но все это подавалось добродушно и с юмором, подводники не стремились никого убивать, а в кульминации герои примирялись после совместного спасения мальчугана, забравшегося на церковный шпиль. В свою очередь, молодой матрос и девушка-бэбиситтерша успевали прогуляться по пляжу, объясниться и обнаружить, что они не столь уж разные люди. В финале фильма горожане заслоняли моряков от налета американских истребителей, и подлодка уплывала восвояси, не оставив в Штатах ни единого предателя. Картина была столь успешна, что чувствовалось, что многие американцы устали бояться «красных орд», и что они хотели видеть в русских также же людей, как и они сами. Замполита Юрия Розанова сыграл Алан Аркин, будущий лауреат «Оскара» за «Маленькую мисс Счастье». Капитана подлодки изобразил Теодор Бикель, популярный исполнитель еврейских народных песен.  

Факт

Все актеры, игравшие подводников, брали уроки русского языка, если не знали его еще до начала съемок. Главным языковым консультантом фильма был Леон Барласко (Леонид Берладский) – музыкант из Одессы, у которого в Голливуде был свой оркестр.

18.	Распутин: Сумасшедший монах / Rasputin: The Mad Monk (1966)

18.  Распутин: Сумасшедший монах / Rasputin: The Mad Monk (1966)

Страна – Великобритания | Режиссер – Дон Шарп | Продолжительность – 91 минута

Вклад в искусство: классическая экранизация западного мифа о Распутине

О чем: сексуально озабоченный знахарь со способностями к гипнозу прокладывает себе дорогу в царский дворец

Британская студия Hammer Film вошла в историю жанрового кино благодаря череде серии послевоенных хорроров, которые подарили новую жизнь таким персонажам довоенных лент, как граф Дракула, чудовище Франкенштейна, Мумия. Лишь один реальный человек встал в один ряд с монстрами Hammer – Григорий Распутин, которого на Западе с давних пор именуют «безумным монахом», хотя он был женат и никогда не претендовал на духовное звание. Но кого волнует подлинный Распутин, если его место давно заняла непристойная карикатура…

Первые фильмы о Распутине появились еще на заре кино, но «Распутин» 1966 года заслуживает особого упоминания, поскольку он был куда ярче своих предшественников. Главного героя играл великолепный Кристофер Ли, изобразивший Дракулу в семи картинах Hammer, и его Распутин был практически идеальным воплощением мифа о «безумном монахе», который напропалую совращает женщин и убивает тех, кто встает у него на пути. Сюжет «Распутина» произвольно смешивал реальными события с домыслами и заимствованиями из «Дракулы». Как и в эпопее о вампире, главным врагом Распутина оказывался врач, олицетворяющий борьбу науки и разума c мистическим злом. Ли лично знал князя Юсупова, одного из убийц Распутина, и для него, потомственного аристократа, «победа» Юсупова и его сообщников была еще и триумфом монархического порядка над выскочкой, который пролез со свиным рылом в калашный ряд. Поэтому Ли не отбывал номер, а играл Распутина с упоением и считал его одной из своих лучших злодейских ролей. Также над фильмом работали Барбара Шелли, Ричард Паско, Френсис Мэтьюз и Сюзен Фармер.    

Факт

Изначальный сценарий ленты был ближе к реальным событиям, но его пришлось переписать, когда еще живой Юсупов пригрозил студии судом, если она сделает его персонажем картины и хоть в чем-то оболжет.

19.	Телефон / Telefon (1977)

19.  Телефон / Telefon (1977)

Страна – США | Режиссер – Дон Сигел | Продолжительность – 102 минуты

Вклад в искусство: редкий пример западного триллера с офицером КГБ в качестве положительного персонажа

О чем: офицер КГБ и разведчица-нелегалка рыщут по Америке по поисках беглого сотрудника Комитета, который организует теракты с помощью «спящих агентов»

В 1970-х голливудское кино отошло от советской проблематики и сосредоточилось на других проблемах и темах. Редким исключением из правила стал «Телефон» – артефакт брежневской «разрядки», когда лидеры СССР и США наладили столь тесные отношения, что режиссер «Грязного Гарри» снял кино с майором КГБ в главной и практически положительной роли!

Вместо того, чтобы показывать Америке «кузькину мать», майор Григорий Борзов в «Телефоне» спасал рядовых американцев от тайного советского оружия. Согласно фильму, Советский Союз в эпоху Кубинского кризиса наполнил США «спящими агентами» – запрограммированными людьми, которые ведут обычную жизнь, пока не слышат кодовую фразу. Особая последовательность слов заставляет их уничтожать американскую инфраструктуру и погибать во взрыве или совершать самоубийство. В эпоху «разрядки» никто в Кремле даже не думал задействовать этот план, но беглый сотрудник КГБ начинал свою войну с Америкой, и Комитет посылал Борзова на поиски террориста. Как видите, фильм, с одной стороны, подбрасывал хворост в костер антисоветской паранойи, а, с другой стороны, настаивал, что СССР воевать с США не собирается, потому что мудрые президенты все «разрулили». Также из картины следовало, что советские нелегалы в США под колпаком спецслужб. Поэтому главная героиня оказывалась двойным агентом, перевербованным американцами. Русскую троицу в фильме изобразили Чарльз Бронсон, Ли Ремик и Дональд Плезенс.    

Факт

Чарльз Бронсон, герой «Великолепной семерки» и «Жажды смерти», происходил из семьи литовских татар, поселившихся в Прибалтике во времена Золотой Орды. Его настоящая фамилия была «Бучинский».

20.	Парк Горького / Gorky Park (1983)

20.  Парк Горького / GorkyPark (1983)

Страна – США | Режиссер – Майкл Аптед | Продолжительность – 123 минуты

Вклад в искусство: Примечательное западное кино об особенностях жизни и политики в СССР

О чем: московский следователь разбирается в деле об убийстве трех человек в парке Горького

Когда президент Рейган пришел к власти в 1981 году, он вдохнул новую жизнь в холодную войну, и на прилавки и экраны США вновь хлынул поток книг и фильмов о Советском Союзе и наших людях. Именно тогда писатель Майкл Круз Смит смог издать роман о советском сыщике Аркадии Ренько, который был написан еще в 1971 году. Книга стала бестселлером, и всего два года спустя переселилась на киноэкран в постановке британца Майкла Аптеда.

Смит живо интересовался Советским Союзом и старался правдиво изобразить советскую жизнь, однако главным источником вдохновения для него был «скандинавский нуар» – меланхоличные детективные романы, где расследования служат поводом для размышлений об общественных проблемах или психологических травмах. С западной точки зрения, СССР был идеальным пространством для подобных произведений, поскольку в нашей системе было что критиковать. «Парк Горького» живописал советскую коррупцию среди людей, которые должны были стоять на страже закона (одним из антагонистов оказывался продажный прокурор), а также жестокость тех, кто удерживал режим от падения. В итоге главную угрозу для Ренько представляли сотрудники КГБ, которые убивали, чтобы предотвратить контрабанду в США соболей, чье разведение за границей покусилось бы на советскую меховую монополию. Сам Ренько был человеком достойным, но вынужденным играть в грязные игры. Ключевые роли в картине исполнили Уильям Хёрт, Ли Марвин, Брайан Деннехи, Иэн Бэннен и Джоанна Пакула.

Факт

Подчеркивая скандинавское влияние на творчество Круза, авторы фильма снимали его в Финляндии и Швеции. Роль парка Горького сыграл парк Кайсаниеми в Хельсинки.

21.	Москва на Гудзоне / Moscow on the Hudson (1984)

21.  Москва на Гудзоне / Moscow on the Hudson (1984)

Страна – США | Режиссер – Пол Мазурски | Продолжительность – 117 минут

Вклад в искусство: проникновенная трагикомедия о привыкании «невозвращенца» к западной жизни

О чем: советский цирковой саксофонист во время гастролей в Штатах становится «невозвращенцем» и выживает в Нью-Йорке

Эмиграция из наших краев в Новый Свет началась задолго до прихода большевиков к власти, но лишь советская система сделала эмиграцию вопросом морали и подарила оружие западной пропаганде. Не было ничего проще, чем критиковать СССР за то, что он не выпускал своих граждан в другие страны, и эта тема периодически обыгрывалась в искусстве. Самый пронзительный западный фильм о «невозвращенце» снял многократный номинант «Оскара» Пол Мазурски, который вдохновлялся не только судьбами современных ему мигрантов, но и историями о его предках из царской России.

В отличие от героя «Железного занавеса», персонаж Робина Уильямса в «Москве на Гудзоне» секретных документов не вывозил и на «тридцать сребреников» рассчитывал не мог. Собственно, Владимир Иванов вообще ни на что не рассчитывал, поскольку сбегал от кураторов из КГБ почти что случайно, вдохновившись уговорами друга, который в итоге сбежать не решался. Жизнь в Нью-Йорке оказывалась несладкой и даже менее комфортной, чем в Москве. Да, там надо было стоять в очереди за туалетной бумагой, но зато работа была гарантированной, и Иванова окружали родственники, а не чужие люди, говорящие на чужом языке. Однако, несмотря на все трагикомичные невзгоды, герой в кульминации решал, что правильно поступил, и что даже бедная жизнь в США была лучше, чем в Союзе. Как гласил советский анекдот, «хоть чучелом, хоть тушкой, а ехать надо!». Вместе с Уильямсом в картине снялись Мария Кончита Алонсо, Кливант Деррикс, Алехандро Рей и Савелий Крамаров.

Факт

В отличие от героя фильма, Крамаров не был «невозвращенцем». Популярный комик годами пытался уехать, и он добился разрешения в 1981 году – после того, как написал письмо Рейгану и пожаловался, что его, правоверного иудея, не пускают в Израиль.

22.	Космическая одиссея 2010 / 2010: The Year We Make Contact (1984)

22.  Космическая одиссея 2010 / 2010: The Year We Make Contact (1984)

Страна – США | Режиссер – Питер Хайамс | Продолжительность – 116 минут

Вклад в искусство: редкое фантастическое полотно о сотрудничестве советских и американских космонавтов

О чем: американские и советские космонавты отправляются в совместную экспедицию к спутникам Юпитера  

Одним из проявлений «разрядки» стало знаменитое «рукопожатие в космосе» – совместный полет в 1975 году советского «Союза» и американского «Аполлона». Это породило надежду на то, что наши страны будут вместе осваивать космос, и британский фантаст Артур Кларк вдохновлялся этим реальным сотрудничеством, когда писал продолжение романа «2001: Космическая одиссея» под названием «2010: Одиссея Два». Книга вышла в 1982 году и тут же удостоилась экранизации.

Вышедшая в 1968 году «2001: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика была одним из важнейших картин в истории кинофантастики. Она установила новую планку экранного реализма и доказала, что фантастику можно снимать как высокохудожественное произведение, а не как занятное кино для нетребовательной публики. Фильм Питера Хайамса стать столь же рубежной постановкой не мог, да и не пытался, и уже поэтому проиграл своему предшественнику. Зато зрители увидели, как советские и американские космонавты учатся работать вместе, когда две параллельные экспедиции превращаются во совместный полет на советском «Леонове». Главного американского исследователя сыграл Рой Шайдер из «Челюстей», а капитаном «Леонова» Таней Кирбук стала Хелен Миррен. Это была первая из нескольких русских ролей в многолетней карьере британской актрисы, которая была бы Еленой Мироновой, если бы ее дед-дипломат вернулся в Россию в 1917 году, а не остался в Лондоне. Также в фильме засветился Савелий Крамаров.

Факт

Во время работы над фильмом Питер Хайамс и живший в Шри-Ланке Артур Кларк переписывались по электронной почте. Это было первое в истории Голливуда практическое использование этой технологии.

23.	Рокки 4 / Rocky IV (1985)

23.  Рокки 4 / Rocky IV (1985)

Страна – США | Режиссер – Сильвестр Сталлоне | Продолжительность – 91 минута

Вклад в искусство: эталонный антисоветский спортивный боевик

О чем: бывший американский чемпион по боксу погибает в поединке с советским спортсменом, и лучший друг погибшего решает за него отомстить

Никто из голливудцев так яростно не воевал с советскими персонажами, как Сильвестр Сталлоне. В «Рэмбо: Первая кровь 2» он бился с нашими солдатами во Вьетнаме, в «Рэмбо 3» Сталлоне был на стороне моджахедов в Афганистане, а в «Рокки 4» он молотил русского спортсмена Ивана Драго на ринге в Москве, на глазах у членов Политбюро. Хотя боксерский поединок не оканчивался смертью, по накалу страстей картина не уступала военным приключениям Рэмбо.

Кто-то может сказать, что «Рокки 4» был по-своему комплиментарным, поскольку советский боксер изображался как почти идеальный боец, поддерживаемый всем Союзом, и для Рокки это был куда более опасный противник, чем американцы, с которыми он бился в предыдущих серий цикла. Но из фильма следовало, что советские спортсмены нарушают спортивную этику, напропалую применяют допинг и не уважают соперников, и что СССР попытается унизить любого иностранца, который согласится на бой по советским правилам, без поддержки своей спортивной системы. Последнее было особенно обидно – что-что, а гостеприимство в СССР никогда не было в дефиците, и в реальной жизни Рокки приняли бы с искреннейшим радушием. Ясно, что фильм отражал скорее американское, чем советское отношение к иностранцам. Показательно, что в Штатах ленту приняли на ура, и она стала суперхитом. В СССР она тоже пользовалась популярностью, но лишь потому, что тогда любое западное кино смотрелось с интересом, даже если оно было русофобским. Советского спортсмена и его жену-плавчиху сыграли белокурые скандинавские звезды Дольф Лундгрен и Бригитта Нильсен.    

Факт

Арнольд Шварценеггер, как бывший бодибилдер, помогал Лундгрену набрать идеальную форму для изображения Драго.

24.	Красная жара / Red Heat (1988)

24.  Красная жара / Red Heat (1988)

Страна – США | Режиссер – Уолтер Хилл | Продолжительность – 106 минут

Вклад в искусство: первое популярное кино о русской мафии в США

О чем: советский милиционер приезжает в США, чтобы отвезти назад в Союз арестованного в Чикаго грузинского мафиози

Когда много лет назад мы впервые узнали о существовании «Красной жары», мы были шокированы. С чего бы вдруг американскому режиссеру снимать комедийный боевик о суровом советском милиционере и разбитном чикагском копе? Сейчас же объяснить появление «Красной жары» просто. Горбачевская «перестройка» и успех «Парка Горького» разожгли интерес к жизни советских сыщиков, популярность полицейских фильмов о необычных напарниках убедила Уолтера Хилла продолжить эксперименты, которые он начал в «48 часах», а классический хит «Ниночка» вдохновил Хилла сделать москвича поначалу неулыбчивым и постепенно оттаивающим. А так как герой боевиков Арнольд Шварценеггер никак не мог избавиться от австрийского акцента, то он и получил роль капитана Ивана Данко.

В год своего выхода «Красная жара» была примечательна возвращением на экран духа 1960-х и веры в неизбежное и окончательное примирение двух стран. Сейчас же «Красная жара» интересна тем, что она ввела в западное кино тему русской мафии. Конечно, главный злодей фильма был грузином (неужели потому, что один из сценаристов ленты, Гарри Клайнер, был уроженцем Тбилиси?), но, как известно, американцы не больно-то различают криминальные группировки из бывшего СССР и не всегда видят разницу между грузинами и русскими. Так что Виктор Роставели стал провозвестником русских гангстеров из последующих западных лент. Также отметим, что фильм намекал на украинское происхождение Данко (он говорит, что учился в Киеве), что логично для персонажа с фамилией на «-ко». Видно, что сценаристы были в материале, а не лепили наобум. При этом капитан был показан с большим уважением, как настоящий герой, и он даже не задумывался о том, чтобы «выбрать свободу». Неудивительно, что у нас это заводное кино было куда популярнее, чем в США. Вместе со Шварценеггером в картине снимались Джеймс Белуши, Питер Бойл, Эд О’Росс, Лоренс Фишбёрн и Джина Гершон.

Факт

Авторы фильма получили разрешение снимать в Москве, но довольствовались съемками на Красной площади. Остальные советские сцены создавались в Будапеште.

25.	Полицейская академия 7: Миссия в Москве / Police Academy: Mission to Moscow (1994)

25.  Полицейская академия 7: Миссия в Москве / Police Academy: Mission to Moscow (1994)

Страна – США | Режиссер – Питер Хайамс | Продолжительность – 116 минут

Вклад в искусство: ранний постсоветский фильм, настраивающий зрителей на антиросийский лад

О чем: российские милиционеры приглашают американских коллег в Москву, чтобы те помогли поймать главаря русской мафии

Распад СССР шокировал Запад. Конечно, американцы приветствовали возникновение новых государств и преобразования в России. Но голливудцы поначалу не понимали, как изображать нашу страну. Им понадобилось несколько лет, чтобы сделать выбор. И «Полицейская академия 7» – финальная серия популярного фарса о недотепистых копах – первой предложила свое решение.

Из этого фильма американцы узнали, что капитализм в России породил не благостное процветание, а новые угрозы. Русская мафия, которую они уже видели в «Красной жаре», превратилась из неприятной проблемы в беду международного масштаба, и ее главарь выпустил популярнейшую видеоигру, взламывающую компьютеры и системы безопасности. Российская милиционеры ничего не могла противопоставить злодеям нового поколения, и только американские полицейские – пусть даже дуралеи и недотепы – могли дать укорот свежеиспеченным мафиози. Иными словами, советская система сошла на нет, но новую систему нужно было опасаться не меньше, чем ее предшественницу. Особенно если она конкурировала с западными и японскими создателями видеоигр, а не продавала ресурсы, которые ничего не могли взломать. Конечно, «Полицейская академия 7» была всего лишь дешевым калейдоскопом глупых шуток и гэгов, но более серьезные ленты последующих лет зачастую не предлагали иное видение, а лишь развивали идеи «Миссии в Москву». Фильма частично снимался в Москве, а русские роли исполняли как западные актеры (Кристофер Ли, Рон Перлман, Клэр Форлани), так и наши артисты вроде Владимира Долинского.  

Факт

Президента Ельцина изобразил актер Александр Скороход, которых в начале 1990-х сыграл эту роль еще в нескольких российских и иностранных лентах.

26.	Золотой глаз / Golden Eye (1994)

26.  Золотой глаз / GoldenEye (1994)

Страны – Великобритания, США | Режиссер – Мартин Кэмпбелл | Продолжительность – 130 минут

Вклад в искусство: экранная эскалация угроз, которые якобы исходят от постсоветской России

О чем: британский суперагент противостоит международным преступникам, которые получили контроль над советским космическим оружием

Мало кто был так ошарашен распадом СССР, как продюсеры «бондианы». Хотя Джеймс Бонд сражался далеко не только с выходцами из СССР, многие считали его одним из символов холодной войны и полагали, что после завершения ее агента 007 стоит отправить на покой. Но студия Eon Productions с этим не согласились и, после шестилетнего перерыва, выпустила семнадцатую серию эпопеи, в которой распад СССР был ключевым сюжетным событием, отделяющим пролог от основного повествования.

Как бы показывая фигу тем, кто было похоронил «бондиану», «Золотой глаз» с Пирсом Броснаном в главной роли предлагал русских и постсоветских злодеев на любой вкус. В фильме можно было увидеть офицера КГБ, ставшего гангстером, британца с русскими корнями, который мстил Англии за выдачу в Союз служивших Гитлеру казаков, коварного генерала, тайно работавшего на интернациональную криминальную группировку, преступного хакера и даже грузинскую садистку-наемницу. Что же касается наших положительных героев, то их было всего двое – военная программистка, которая становилась союзницей Бонда, и министр обороны, который погибал вскоре после появления на экране. Баланс был явно не в пользу России, и картина нагнетала паранойю с куда большим смаком, чем «Миссия в Москве». Зато русских в фильме изображали такие яркие звезды, как Шон Бин, Изабелла Скорупко, Робби Колтрейн, Чеки Карио и Алан Камминг, а съемки частично проходили в Санкт-Петербурге. Фильм пользовался большим успехом, и он стал своего рода перезагрузкой «уставшей» эпопеи.   

Факт

По словам создателей картины, они побоялись привезти в Питер своих звезд из-за криминальной обстановки в городе. Поэтому съемки проводил второй режиссер, руководивший вспомогательной группой.

27.	Враг у ворот / Enemy at the Gates (2001)

27.  Враг у ворот / Enemy at the Gates (2001)

Страны – США, Ирландия, Великобритания, Франция, Германия | Режиссер – Жан-Жак Анно | Продолжительность – 131 минута

Вклад в искусство: смешение в одном фильме всех штампов антисоветской военно-исторической пропаганды

О чем: во время Сталинградской битвы советский комиссар решает превратить знакомого стрелка в снайпера, чтобы сделать его героем пропаганды и поднять боевой дух бойцов

Французский режиссер Жан-Жак Анно подарил зрителям доисторическое приключение «Борьба за огонь», средневековый детектив «Имя розы» и фильм о Великой Отечественной войне, снятый с точки зрения красноармейцев. Но если первые две картины стали культовыми хитами, то «Враг у ворот» не понравился никому, кто хоть что-то знал о Сталинградской битве, советских солдатах и прославленном снайпере Василии Зайцеве, который послужил прототипом главного героя.

На первый взгляд, фильм был обречен на успех в России, поскольку предлагал сагу о простом русском парне, который утирал нос аристократичному немцу, присланному охотиться на советского снайпера. Но дьявол был в деталях, а детали были шокирующими. Лента открывалась сценой, в которой солдат бросали на штурм без оружия («Одна винтовка на троих»), и на всем протяжении повествования доказывала, что советские люди побеждали вопреки советской системе, и что она больше мешала, чем помогала воевать. Хотя хорошо известно, например, что СССР еще до войны активно вкладывался в подготовку снайперов, и что именно поэтому в войсках быстро появились герои вроде Зайцева. Которые были не столько персонажами пропаганды, сколько наставниками для молодых солдат. Конечно, можно сказать, что фильм Анно не столь уж выделялся на фоне постсоветских картин о войне. Но иностранцу, взявшемуся за фильм об СССР, стоило максимально тщательно выверять факты, а не нагромождать штампы пропаганды, принижающие СССР. Ключевые роли в фильме получили Джуд Лоу, Рэйчел Вайс, Джозеф Файнс, Эд Харрис, Боб Хоскинс и Рон Перлман.

Факт

Команда из 300 человек работала пять месяцев, чтобы создать все бутафорские тела, которые можно увидеть в картине.

28.	Лиля навсегда / Lilja 4-ever (2002)

28.  Лиля навсегда / Lilja 4-ever (2002)

Страны – Швеция, Эстония | Режиссер – Лукас Мудиссон | Продолжительность – 109 минут

Вклад в искусство: выдающаяся драма о невинных жертвах распада Советского Союза

О чем: брошенная матерью девочка из постсоветского государства уезжает в Швецию, где ее заставляют стать проституткой

Распад СССР стал личной трагедией для многих семей. Одни родственники неожиданно оказались в разных и не всегда дружащих государствах, тогда как других разметало по миру из-за поиска лучшей жизни в богатых странах. В 2000 году 16-летняя уроженка Литвы Дангуоле Расалайте, которая осталась без опеки после отъезда матери в Штаты, покончила с собой в Швеции, где ее держали в сексуальном рабстве. Эта трагедия широко освещалась в прессе, и шведский постановщик Лукас Мудиссон снял на ее основе трогательнейшую драму о девочке с русским именем из неназванной страны, в которой угадывалась Эстония. Съемки частично проходили в эстонском городе Палдиски, где в советские годы размещалась база подводного флота.

Превратив заглавную героиню из представительницы прибалтийского большинства в девушку из русского меньшинства, Мудиссон – возможно, не до конца осознанно – снял едва ли не лучший фильм о постсоветской семейной раздробленности и неприкаянности тех людей, кто не прижился в новорожденных государствах. Лиля Михайлова не была одинока – после отъезда матери девочки в Штаты права опеки получала тетя Лили. Но опекунша лишь присваивала квартиру и никак не заботилась о племяннице. И немедленно находились те, кому нужна была миловидная школьница для «обслуживания» скандинавских насильников… И пока многие в бывшем СССР мечтали о том, чтобы оказаться в Швеции, для Лили эта богатая страна становилась худшей клеткой, чем ее родина. Картина получила несколько национальных кинопризов и была выдвинута на «Оскар». Заглавную роль сыграла российская актриса Оксана Акиньшина, в то время известная лишь по «Сестрам» Сергея Бодрова-младшего.

Факт

Поскольку Лукас Мудиссон по-русски не говорил, а «Лиля» была снята, в основном, на нашем языке, режиссеру помогала звезда его дебютной картины «Покажи мне любовь» Александра Дальстрём, русская по матери.

29.	Железный человек 2 / Iron Man 2 (2010)

29.  Железный человек 2 / Iron Man 2 (2010)

Страна – США | Режиссер – Джон Фавро | Продолжительность – 124 минуты

Вклад в искусство: первое изображение в голливудском комиксном блокбастере суперзлодея и супергероини из России

О чем: советский изобретатель, у которого старые счеты с семьей Старков, бросает вызов Железному Человеку, когда тот признается, что его имя – Тони Старк

Сейчас многие уже не помнят, что в конце 2000-х бурно растущий российский прокат считался приоритетным рынком для Голливуда, и западные продюсеры всерьез задумывались о том, как обеспечить солидные сборы в нашей стране. Возможно, именно поэтому студия Marvel уже во втором фильме своей грандиозной киновселенной ввела в сюжет сразу двух русских персонажей – «одноразового» злодея Ивана Ванко и Наташу Романофф, будущую единственную женщину и единственную иностранку в супергеройской команде «Мстители» (вплоть до выхода блокбастера «Мстители: Эра Альтрона» в 2015 году).

Конечно, такое внимание было приятным, но Ванко в оранжевых штанах и с татуированным полуголым торсом смотрелся нелепо, а не пугающе, и это был один из самых нелепых злодеев во всей истории цикла. В свою очередь, Наташа могла похвастаться мощным, сексапильным и интригующим дебютом, а вот дальнейшее развитие героини оказалось откровенно жалким. Чем больше выходило фильмов, тем слабее обычная женщина смотрелась на фоне все новых могучих супергероев, и тем оскорбительнее для поклонников Романофф было отсутствие «сольной» ленты, где она могла бы полноценно блеснуть. «Черная Вдова» вышла лишь после того, как Романофф вывели из сюжета цикла, и это был не столько фильм о Наташе, сколько представление ее замены в киновселенной Marvel. К тому же лента оставляла дурное послевкусие из-за обилия антисоветских и антироссийских штампов. Чувствовалось, что в 2021 года Marvel уже не было дела до наших зрителей… Русских персонажей «Железного Человека 2» сыграли Микки Рурк и Скарлетт Йоханссон, а прочие роли исполнили Роберт Дауни-младший, Гвинет Пэлтроу, Дон Чидл и Сэм Рокуэлл.

Факт

Микки Рурк сам придумал или выбрал многие внешние черты своего персонажа – например, его татуировки и золотые зубы.

30.	Джек Райан: Теория хаоса / Jack Ryan: Shadow Recruit (2013)

30.  Джек Райан: Теория хаоса / Jack Ryan: Shadow Recruit (2013)

Страна – США | Режиссер – Кеннет Брана | Продолжительность – 105 минут

Вклад в искусство: первый блокбастер о российском олигархе-террористе

О чем: финансовый аналитик ЦРУ расследует махинации могущественного российского олигарха

Кинозрители узнали аналитика Джека Райана из романов Тома Клэнси благодаря хиту 1990 года «Охота за “Красным Октябрем”». Мы бы включили эту примечательную картину в более длинный перечень фильмов о наших людях в западном кино, но так как персонаж Шона Коннери – литовец, а лента всего лишь эффектно развивает тему перебежчиков, то мы сочли, что кино о Райане представит лишь «Теория хаоса», которая вывела паранойю по отношению к постсоветской России на новый уровень.

Если в 1990-х зрителям предлагали опасаться русских мафиози и военных, которые могут перехватить власть у демократического правительства, то в «Теории хаоса» британско-ирландский постановщик Кеннет Брана лично сыграл московского олигарха Виктора Черевина, который тайно сотрудничал с правительством и пытался устроить в США грандиозный теракт, чтобы навредить западной финансовой системе. Таким образом, врагами Америки в этом фильме оказывались уже не российские отщепенцы, а состоятельные патриоты и их кремлевские покровители. Фактически, фильм от лица Голливуда объявлял войну нашим властям и прокладывал дорогу для картин, которым у нас не выдавали прокатное свидетельство из-за их зашкаливающей и абсурдной русофобии. Спустя сто лет после «Казацкой нагайки» Голливуд, после всех потеплений, похолоданий и революций, вернулся к старой недоброй мысли, что русские власти – злодеи, и что нужно быть на стороне их врагов. Вместе с Браной в «Теории Хаоса» снялись Крис Пайн, Кира Найтли, Кевин Костнер и Алек Утгофф.       

Факт

Кеннет Брана изначально был приглашен в проект как актер. Он согласился играть Черевина лишь при условии, что ему позволят снять картину.

Борис Иванов

30 марта 2024 года

Рейтинг:

4.57