Шедевры кино о зомби, которые вы вряд ли видели

Хронология живых мертвецов в 30 тайных лентах

«Ночь живых мертвецов», «Зловещие мертвецы», «28 дней спустя», «Обитель зла»… Если вы любите хорроры, вы наверняка знаете эти зомби-хиты, и мы не раз о них писали – например, в обширном материале «Какой фильм ужасов о зомби стоит посмотреть?». Однако история жанра не сводится к общеизвестным вершинам, и многое можно рассказать, опираясь на менее известное, но все равно значимое кино. Для нашей новой статьи мы отобрали 30 полузабытых зомби-картин, чтобы проследить эволюцию этого направления мистических и фантастических фильмов ужасов.

1.	Я обвиняю / J'accuse (1919)

1.      Я обвиняю / J'accuse (1919)

Страна – Франция | Режиссер – Абель Ганс | Продолжительность – 166 минут

Вклад в искусство: фильм впервые изобразил шествие восставших из могил мертвецов

О чем: романтичный французский поэт отправляется на Первую мировую войну и возвращается контуженным безумцем, которого одолевают видения

С какого фильма отсчитывать историю кино о зомби? Если рассматривать зомби как восставших мертвецов, то первым фильмом, который произвел на зрителей сильное впечатление шествием покойников, был антивоенный эпос «Я обвиняю» Абеля Ганса – выдающегося мастера и новатора раннего европейского кино.

В начале Первой мировой войны Ганс, как и многие молодые современники, пытался записаться добровольцем. Однако его не взяли на войну под медицинским показаниям (постановщик перенес туберкулез), и Ганс провел военные годы, снимая коммерческие фильмы, насыщенные операторскими трюками. По мере своего творческого развития Ганс брался за все более глубокие постановки, а постепенное завершение бессмысленной войны подвигло его снять масштабную драму о трагедии простых людей, погибших на фронте, ставших инвалидами или переживших ужасы оккупации. В кульминационных сценах ленты полусумасшедший главный герой рассказывал односельчанам о своих кошмарных видениях, и внезапно они все вместе с ужасом созерцали, как погибшие солдаты и односельчане проходили маршем, молчаливо укоряя живых – виновников войны, тех, кто на ней нажился, и тех, кто не был достоин принесенных солдатами жертв. Картина пользовалась большим успехом в Европе, и она смогла сделать кассу в Америке, хотя в США пацифистские настроения тогда были куда слабее, чем в Старом Свете. Главного героя сыграл Ромуальд Жоубе.        

Факт

«Я обвиняю» снимался, когда война еще шла, и некоторые военные съемки картины были документальными. Многие из засветившихся в фильме солдат погибли вскоре после того, как попали в кадр.

2.	Белый зомби / White Zombie (1932)

2.      Белый зомби / WhiteZombie (1932)

Страна – США | Режиссер – Виктор Гальперин | Продолжительность – 68 минут

Вклад в искусство: картина впервые изобразила зомби, позаимствовав их из карибского фольклора

О чем: гаитянский колдун с помощью чудесного снадобья превращает приехавшую на остров девушку в рабыню-зомби

Когда американский рок-музыкант Роберт Камминс переименовал себя в Роба Зомби и назвал свою группу «White Zombie», он прозрачно намекнул на один из своих любимых фильмов – первый голливудский хоррор со словом «зомби» в заглавии. В основу фильма была положена книга американского путешественника и оккультиста Уильяма Сибрука «Остров магии» (1932), которая впервые в истории Запада популярным языком поведала о магии вуду и вере чернокожих гаитян, что умершие люди могут после смерти восставать из могилы как бессловесные рабы-зомби. Правда, в «Острове» предлагалось и рациональное объяснение этого поверия. Якобы, есть снадобья, которые погружают человека в транс и заставляют его казаться ожившим мертвецом, лишенным свободы воли и подчиненным коварному знахарю.

На этом объяснении и строился сюжет «Белого зомби». Колдун в исполнении Белы Лугоши, Дракулы из одноименного классического хита, превращал тех, кого хотел подчинить, в своих зомбированных рабов, а жених девушки и миссионер-проповедник спасали несчастную и всех, кого злодей поработил. Сюжетные параллели с «Дракулой» были очевидны, и приглашение Лугоши их только подчеркивало. Тем не менее, картина открыла новую тему и потому стала хитом. Как и многие ранние хорроры, она запугивала зрителей экзотичной угрозой из чужой страны, а гаитянские зомби в «Белом зомби» казались более правдоподобными и потому более пугающими, чем румынские вампиры или египетские мумии. Также картина рифмовалась со страхом перед социалистическим «зомбированием», который уже раздувался на Западе.   

Факт

Бела Лугоши считал картину одним из своих любимых фильмов и был очень расстроен тем, что отказался от процентов от сборов в пользу небольшого гарантированного гонорара.

3.	Охотники за привидениями / The Ghost Breakers (1940)

3.      Охотники за привидениями / The Ghost Breakers (1940)

Страна – США | Режиссер – Джордж Маршалл | Продолжительность – 85 минут

Вклад в искусство: фильм стал первой приключенческой комедией с участием зомби

О чем: молодая женщина и ее случайный попутчик-радиожурналист приезжают на Кубу ради наследства – поместья с привидениями

Еще в начале истории кино было замечено, что то, что зрителей пугает, легко может их насмешить, если немного изменить настрой постановки и добавить шуток и гэгов. Так появились хоррор-комедии о домах с привидениями, за которыми последовало высмеивание и пародирование всех модных страхов. Причем если первая комедия о Дракуле вышла после войны, то первую комедию о зомби сняли всего через 8 лет после премьеры «Белого зомби».

В названии «Охотников за привидениями» не было слова «зомби», поскольку лента опиралась на популярный и уже не раз экранизированный сценический фарс «Охотник на привидений», сочиненный Полом Дики и Чарльзом Годдардом в 1909 году. В самом фильме, однако, зомби были. Именно поэтому события фарса были перенесены на Кубу, а в сюжет был вписан знаток карибского фольклора, рассказывавший героям про магию вуду и оживших мертвецов. «Охотников» задумали как приключенческую комедию, и потому героем ждали не только столкновения с призраками и зомби, но и поиски сокровища, стычка с гангстерами и любовный флирт. Картина была популярной и высоко оцененной критиками, и уже после войны Джордж Маршалл переснял ее под названием «Напуганные до смерти», с популярнейшими комиками Дином Мартином и Джерри Льюисом в главных ролях. Когда же в 1980-х Дэн Эйкройд и Гарольд Рэмис придумали своих «Охотников за привидениями», то маршалловская амальгама хоррора и юмора стала для них источником вдохновения. Главные роли в картине исполнили Боб Хоуп и Полетт Годдар. 

Факт

Рослого зомби в фильме изобразил Ноубл Джонсон – первый основатель киностудии, которая снимала ленты для темнокожих американцев. За пределами «своего» кино Джонсон играл небольшие, но яркие роли, эксплуатировавшие его колоритную внешность.

4.	Существо с атомным мозгом / Creature with the Atom Brain (1955)

4.      Существо с атомным мозгом / Creature with the Atom Brain (1955)

Страна – США | Режиссер – Эдвард Л. Кан | Продолжительность – 69 минут

Вклад в искусство: картина впервые изобразила зомби, созданных в результате научного эксперимента

О чем: американская полиция расследует убийство гангстера и обнаруживает, что отпечатки пальцев преступника излучают радиацию и принадлежат покойнику

Новое время создавало спрос на новые темы, и Голливуд следовал трендам. До войны немецкий сценарист Курт Сиодмак сочинил для американцев готический хоррор «Человек-волк», в годы войны он написал сценарий для классического раннего фильма о зомби «Я гуляла с зомби» Жака Турнёра, а после войны, когда в западную моду вошли атомное оружие, научная фантастика и нацистские ученые, Сиодмак сменил жанр и придумал «Существо с атомным мозгом», в котором научные эксперименты заняли место мистики Карибского моря.

Если во многих фильмах о переживших войну нацистах они были главными злодеями, то в «Существе» немецкий ученый, проводивший кошмарные эксперименты и использовавший радиацию для оживления покойников, работал на американского криминального авторитета. Тот использовал экспериментальных зомби как идеальных киллеров, беспрекословно выполняющих приказы и не способных предать. Впрочем, полиции и армии все же удавалось его выследить и остановить его армию радиоактивных убийц. Для фильмов о зомби это было сюжетное раскрепощение. Восставшие мертвецы больше не были привязаны к африканской магии, и их можно было использовать в фильмах самых разных направлений фантастики, а также в полотнах на стыке жанров вроде «Существа», где Сиодмак скрестил зомби-фантастику с криминальным триллером. Главного героя-сыщика сыграл Ричард Деннинг – муж Эвелин Анкерс, звезды «Человека-волка» и «Сына Дракулы».      

Факт

В фильме очень мало монтажных склеек – не из-за любви режиссера к длинным дублям, а из-за желания сэкономить бюджет, как можно быстрее снимать и как можно реже останавливаться.

5.	Гроб доктора Блада / Doctor Blood's Coffin (1961)

5.      Гроб доктора Блада / Doctor Blood's Coffin (1961)

Страна – Великобритания | Режиссер – Сидни Дж. Фьюри | Продолжительность – 92 минуты

Вклад в искусство: фильм впервые показал зомби агрессивными и разлагающимися оживленными трупами

О чем: сержант полиции и молодой врач-биохимик расследуют исчезновение людей и кражу медицинского оборудования в британской глубинке

Когда зомби вошли в кинокультуру, они изображались как бледные бессловесные рабы своих создателей. Они были способны на насилие и убийство, но почти никогда не нападали сами по себе, поскольку весь смысл зомбификации был в лишении их способности действовать самостоятельно. К началу 1960-х этого было уже недостаточно, чтобы напугать публику, и британский хоррор-детектив «Гроб доктора Блада» (или «Гроб кровавого доктора») пошел дальше, предложив более пугающий и более узнаваемый в наши дни образ зомби.

Как и в «Существе с атомным мозгом», создателем зомби в «Гробу» был беспринципный ученый, обуреваемый идеями с острым запахом нацизма. Но доктор Блад, в полном соответствии со своей «кровавой» фамилией, был даже более жесток, чем персонаж «Существа». Он экспериментировал на живых людях, пытаясь пересадить их сердца покойникам и оживить тех, кто, по мнению живореза, был более достоин жить, чем провинциалы, которых Блад убивал. Однако опыты преступника оканчивались фиаско. Он мог оживить тело, но не душу, и его «творения» были разлагающимися трупами, которые набрасывались на людей и пытались убить тех, кого некогда любили. Картина проводила совсем немного времени в обществе зомби, и порой это рассматривается как ее недостаток. Но «Гроб» использовал не только живые трупы, чтобы нагнать на публику жути. Также это было первое цветное кино о зомби. Главные роли в картине исполнили Кирон Мур, Хэйзел Корт и Кеннет Дж. Уоррен.

Факт

Сидни Дж. Фьюри был первым канадским режиссером, добившимся международного успеха. Его самой известной лентой был шпионский триллер 1965 года «Досье “Ипкресс”», удостоенный трех британских премий BAFTA.

6.	Карнавал душ / Carnival of Souls (1962)

6.      Карнавал душ / Carnival of Souls (1962)

Страна – США | Режиссер – Херк Харви | Продолжительность – 78 минут

Вклад в искусство: фильм впервые совместил зомби с вдумчивым экзистенциальным повествованием  

О чем: молодая женщина чудом переживает автокатастрофу, и ее начинают преследовать кошмарные видения танцующих покойников

Не все знаменитые фильмы о зомби следовали жанровым трендам или развивали идеи предшественников. Некоторые пытались прокладывать собственный путь в искусстве, и порой это получалось столь удачно, что они становились источником вдохновения для прославленных последователей. Так, «Карнавал душ» – единственная художественная картина постановщика образовательных и документальных лент Херка Харви – сперва повлияла на легендарную «Ночь живых мертвецов» Джорджа Ромеро, а затем на сюрреалистичные ленты Дэвида Линча и других мастеров, работающих на стыке жанрового и архаусного кино.

Впрочем, хотя «Карнавал душ» не следовал трендам фильмов о зомби, он все же не был совершенно оригинален. Он отражал общую культурную тенденцию своего времени. После сравнительно консервативных 1950-х новое десятилетие было эпохой грандиозных преобразований, а «Карнавал душ» рассказывал о женщине, которая отказывалась принимать пугающие перемены. В самом конце хоррора выяснилось, что главная героиня погибла в открывающей ленту катастрофе, и что все потуги вести нормальную жизнь, несмотря на преследующие ее кошмары, были лишь попыткой отгородиться от реальности и нежеланием принять случившееся. Повсюду преследовавшие героиню зомби были не монстрами, а «ее людьми», которые лишь хотели ввести девушку в свой танец смерти. Показательно, что героиня работала церковной органисткой – трудно придумать более консервативное занятие. Эта экзистенциальная картина столь сильно выделялась на фоне хорроров своего времени, что зрители ее сперва не поняли и не приняли, а затем признали культовым шедевром. Напомним, что «Ночь живых мертвецов» – тоже кино о страхе перед наступающими переменами, которые олицетворяют зомби. Ведущей актрисой «Карнавала» была Кендес Хиллигосс.    

Факт

«Карнавал» был малобюджетной постановкой, и в нем играли актеры-любители и артисты провинциальных театров. Хиллигосс была единственной «столичной штучкой», которая училась и снималась для ТВ в Нью-Йорке.

7.	Земля умирает крича / The Earth Dies Screaming (1964)

7.      Земля умирает крича / The Earth Dies Screaming (1964)

Страна – Великобритания | Режиссер – Теренс Фишер | Продолжительность – 62 минуты

Вклад в искусство: лента открыла тему фантастического зомби-апокалипсиса

О чем: напавшие на Землю пришельцы истребляют людей и превращают их в своих рабов-зомби

Если Херви в «Карнавале душ» искал оригинальный подход к кино о нежити, то мастер британского готического хоррора Теренс Фишер (постановщик «Дракулы» 1958 года и некоторых его сиквелов) в фантастическом хорроре «Земля умирает крича» соединил два популярных клише послевоенного кино – инопланетное вторжение и превращение в зомби. В итоге получилась картина, которая стала предтечей как «Ночи живых мертвецов», так и «Рассвета мертвецов», чья концовка очень похожа на финал «Земли». Хотя, разумеется, Джордж Ромеро обошелся без пришельцев.

Если вывести за скобки существ в скафандрах, то события в «Земле» развиваются так, как это сейчас обычно происходит в фильмах о зомби-апокалипсисе. На планете случается глобальная катастрофа, большая часть человечества быстро погибает, а оставшиеся в живых завидуют мертвым, потому что сталкиваются со своими «воскресшими» друзьями, которые их неумолимо преследуют. В картине сравнительно немного диалогов, что подчеркивает желание режиссера убедить зрителей в драматизме происходящего с помощью эффектных, шокирующих образов. Одним из таких образов становится рождение ребенка во время короткой передышки между сражениями. Ровно 40 лет спустя мы увидели новорожденного посреди зомби-апокалипсиса в ремейке «Рассвета мертвецов» Зака Снайдера. Основные роли в фильме исполнили Уиллард Паркер, Вирджиния Филд и Деннис Прайс.  

Факт

Композитором ленты была Элизабет Лаченс – подруга Игоря Стравинского и первая в истории Британии женщина-кинокомпозитор. Поскольку она много работала с авторами хорроров, ее называли «Королевой ужасов».

8.	Последний человек на Земле / The Last Man on Earth (1964)

8.      Последний человек на Земле / The Last Man on Earth (1964)

Страны – Италия, США | Режиссеры – Убальдо Рагона, Сидней Сэлкоу | Продолжительность – 86 минут

Вклад в искусство: фильм впервые показал продолжительное выживание в постапокалиптическом зомби-мире

О чем: на планете, где пандемия превратила почти всех в вампиров, есть лишь один человек с иммунитетом от вездесущей чумы

Что делает кино о вампирах в статье о фильмах про зомби? Занимает свое законное место. Да, жертвы чумы в «Последнем человеке» боятся солнца, зеркал и чеснока, и их болезнь передается через укус. Но при этом каждый из них по отдельности слаб, малоподвижен и туп, и в этом отношении они куда больше похожи на зомби, чем на вампиров классического Голливуда или на персонажей современных лент вроде «Блейда». Поэтому «Последний человек на Земле» – классика как вампирского, так и зомби-кино. И это первая в истории лента, изобразившая зомби-постапокалипсис и выживание в мире, где не встретить родную, живую душу.

В основу «Последнего человека» лег вышедший в 1954 году роман Ричарда Мэтисона «Я – легенда», название которого вам, возможно, известно по одноименной экранизации 2007 года с Уиллом Смитом в главной роли. Мэтисон намеренно отталкивался от «Дракулы», сделав монстров вампирами, но отказавшись от стиля и мистицизма готической литературы. Вампирская чума в романе имела научное объяснение, что роднило книгу с послевоенными зомби-фильмами. «Последний человек» подчеркнул это родство (в книге вампиры были сильнее и опаснее), а заодно сделал многолетнее выживание главного героя более правдоподобным. Ведь трудно представить, что кто-то мог бы долго противостоять «реальным» вампирам, если это не урожденный супермен. Также, в отличие от романа, фильм заигрывал с возможностью создания лекарства от чумы на основе крови героя – этот мотив до сих пор регулярно всплывает в апокалиптических лентах. Хотя Мэтисон был от фильма не в восторге и считал, что приглашение на главную роль мэтра хорроров Винсента Прайса было большой ошибкой, сейчас картину высоко ставят. Прежде всего, как яркую родоначальницу нового направления в зомби-кино.     

Факт

Фильм снимался американцами и итальянцами, поскольку американский продюсер Роберт Липперт счел, что будет дешевле нанять итальянскую группу и снимать в Италии, чем работать над фильмом в США.

9.	Камера пыток / Gli orrori del castello di Norimberga (1972)

9.      Камера пыток / Gli orrori del castello di Norimberga (1972)

Страны – Италия, ФРГ | Режиссер – Марио Бава | Продолжительность – 98 минут

Вклад в искусство: лента впервые показала героев, которые расплачиваются за то, что заигрывали с темными силами и призвали зомби

О чем: дальний потомок садиста-аристократа в шутку вызывает своего предка из мира мертвых, и тот вновь начинает убивать

Кто в ответе за нападение зомби? Как вы могли заметить, в ранних фильмах о зомби ответственность несли четко определенные злодеи, тогда как в последующих картинах вроде «Последнего человека на Земле» или «Ночи живых мертвецов» зомби-эпидемия начиналась сама собой, и в кадре были лишь ее жертвы. В «Камере пыток» (также известной как «Кровавый барон» и «Ужасы замка Нюремберг») итальянский мэтр Марио Бава предложил провокационный ответ, который сейчас обычно ассоциируется с такими более поздними лентами, как «Зловещие мертвецы». В его ленте наивные молодые герои сами раскручивали маховик смерти, заигрывая с потусторонними силами, в которые они толком не верили.

Вместо того, чтобы запугивать зрителей ордой зомби, Бава довольствовался одним неживым злодеем, который был достаточно разумным и опасным, чтобы убивать второстепенных персонажей и представлять угрозу для главных героев. Более привычные зомби появлялись в кадре лишь в кульминации, причем вновь благодаря героям – те случайно призывали бывших жертв садиста, и те с яростью набрасывались на былого мучителя. Основанный в XII веке австрийский замок Кройценштайн был идеальной декорацией для кино, напоминающего, что не стоит ворошить прошлое в странах, чья история пропитана кровью. Ключевых персонажей ленты изобразили Джозеф Коттен, Эльке Зоммер и Антонио Кантафора.    

Факт

Поскольку Марио Бава был большим любителем и даже экранизатором Николая Гоголя, то кульминация «Камеры пыток» – это, вероятно, отсылка к финалу «Страшной мести».

10.	Могилы слепых мертвецов / La noche del terror ciego (1972)

10.  Могилы слепых мертвецов / La noche del terror ciego (1972)

Страны – Испания, Португалия | Режиссер – Амандо де Оссорио | Продолжительность – 101 минута

Вклад в искусство: фильм стал родоначальником гротескных испанских хорроров и впервые изобразил в качестве зомби реально существовавших людей

О чем: девушка, случайно попавшая на развалины средневекового города, натыкается на восставших из могил средневековых рыцарей-тамплиеров

Не одного Марио Бава занимал вопрос, как европейскому фильму выделиться на фоне голливудского жанрового кино. И, как и Бава, испанец Армандо де Оссорио в своих «Могилах слепых мертвецов» обыграл отсутствующую в США колоритную средневековую историю. В его картине зомби оказались ожившими скелетами тамплиеров, чей орден был разгромлен в XIV веке из-за обвинений в колдовстве и поклонении Сатане. Обычно считается, что тамплиеров преследовали, потому что французский король хотел присвоить богатства ордена. Но в мистических лентах рыцарей порой изображают настоящими культистами Дьявола.  

Хотя «Могилы» снимались одновременно с «Камерой», так и хочется написать, что де Оссорио развивал идеи Бавы. Его лента была более кровавой, средневековые зомби были более многочисленными и запоминающимися (скелет с мечом и в рясе не так-то просто забыть!), и их поведение было ближе к обычному сейчас поведению экранных зомби. Разве что они лучше соображали, чем среднестатистическая нежить, что позволяло им повсюду преследовать главных героев – путешествующих по Испании или живущих там молодых американцев, которые оказывались в заброшенном городе, где у тамплиеров было «гнездо». Картина пользовалась таким успехом, что де Оссорио с 1973-го по 1975-й годы выпустил три сиквела и стал родоначальником испанской хоррор-волны 1970-х. Главные роли в фильме сыграли Лоне Флеминг, Цезарь Бернер и Мария Елена Арпон.

Факт

Героями фильма были американцы, потому что «Могилы» изначально были выпущены в США. Испанские зрители увидели лишь сокращенную версию, без самых кровавых и откровенных сцен.

11.	Поезд ужасов / Horror Express (1972)

11.  Поезд ужасов / HorrorExpress (1972)

Страны – Испания, Великобритания | Режиссер – Эухенио Мартин | Продолжительность – 88 минут

Вклад в искусство: картина впервые ввела в фильм о зомби русских персонажей и использовала в качестве места действия мчащийся поезд

О чем: в 1906 году на пассажиров транссибирского экспресса нападает инопланетянин, который превращает своих жертв в зомби

Если вас когда-нибудь спросят, в каком году жертвами экранных зомби впервые стали русские, смело отвечайте, что это был 1972 год. Незадолго до этого американский продюсер Бернард Гордон оплатил создание декорации поезда для исторического спагетти-вестерна «Панчо Вилья», и это было столь дорогое удовольствие, что продюсер подрядил своих сценаристов сочинить еще одно кино о поезде. Те вдохновились успехом «Доктора Живаго» и выдали исторический фантастический хоррор, где англичане, поляки и русские рассекали просторы Российской империи и становились жертвами пришельца, который вмерз в лед в доисторические времена и оттаял, когда его пытались доставить из Манчжурии в Западную Европу.

Если фильмы о России подарили «Поезду» атмосферу, то многие сюжетные детали были взяты из повести Джона Кэмпбелла «Кто идет?», которую мы знаем по хиту 1982 года «Нечто». Но если «Нечто» упирало на паранойю, то в «Поезде» способности пришельца к мимикрии задействовались ограничено, и в основном инопланетянин и созданные им зомби представляли прямую и явную угрозу. А поскольку бежать с экспресса посреди Сибири было некуда, то фильм был динамичным и драматичным – удачным предшественником таких лент, как современный хит «Поезд в Бусан». Также лента выгодно выделялась редким для кино о зомби подбором актеров: легендарные британцы Кристофер Ли и Питер Кушинг, американский номинант «Оскара» Телли Савалас, заметные актеры из Испании и Аргентины и даже звезда довоенного американского радио Элис Рейнхарт, которая считалась «Королевой крика» старомодных радиоспектаклей. Даже сейчас такая труппа вызовет жгучую зависть у постановщика хоррора.    

Факт

Телли Савалас согласился засветиться в «Поезде», потому что ему срочно нужны были деньги, чтобы оплатить многолетнюю аренду квартиры в Нью-Йорке.

12.	Легенда о семи золотых вампирах / The Legend of the 7 Golden Vampires (1974)

12.  Легенда о семи золотых вампирах / The Legend of the 7 Golden Vampires (1974)

Страны – Великобритания, Гонконг | Режиссеры – Рой Уорд Бейкер, Чан Че | Продолжительность – 89 минут

Вклад в искусство: фильм впервые соединил западную и китайскую культуру развлекательного паранормального кино  

О чем: профессор Ван Хельсинг посещает Китай и вместе с местными мастерами боевых искусств сражается с китайскими вампирами и их подручными-зомби  

Британский сценарист и продюсер Дон Хотон был женат на китайской актрисе из Малайзии, и потому он всегда был открыт для проектов на стыке Запада и Востока. В конечном итоге это навело его на безумную мысль соединить британские готические хорроры о Дракуле с набиравшими популярность гонконгскими боевиками. Ведь Гонконг был для Британии не чужим, а вампиров можно было найти и в китайском фольклоре. А поскольку Хотон работал со студией Hammer Film и был знаком с основателями гонконгской кинокомпании Shaw Brothers Studio, то он убедил боссов обеих легендарных фирм создать совместный проект. Так родилась «Легенда о семи золотых вампирах», предвосхитившая фильмы вроде «Шанхайского полдня», где тоже смешались, казалось бы, несочетаемые жанры.

Хотя британский постановщик «Легенды» Рой Уорд Бейкер всегда был очень низкого мнения о своем полотне и не стеснялся рассказывать об этом в интервью, в наши дни с ним часто не соглашаются. Радикальный эксперимент на то и эксперимент, чтобы приносить пользу, даже если он скорее ком, чем блин, а «Легенда» была отличной демонстрацией того, что в подобном кино будет работать, а что последующим творцам придется доработать. И многое в «Легенде» работало. Харизма исполнителя главной роли Питера Кушинга, боевое мастерство китайских актеров и каскадеров, экзотическая атмосфера, обыгрывание западных штампов в восточном контексте (китайские вампиры боялись не креста, а статуи Будды)… Все это шло в фильму плюс. А вот органичное сопряжение двух съемочных групп и западных и восточных персонажей было проблемой, и Голливуд ее решал вплоть до «Часа пик» и уже упомянутого «Шанхайского полдня». Основную китайскую роль в фильме исполнил Дэвид Цзян. 

Факт

Питер Кушинг во время съемок страдал от депрессии после смерти жены, и он рассматривал работу над фильмом как терапию сменой обстановки.

13.	Шугар Хилл / Sugar Hill (1974)

13.  Шугар Хилл / Sugar Hill (1974)

Страна – США | Режиссер – Пол Масланский | Продолжительность – 91 минута

Вклад в искусство: картина впервые изобразила призывателей зомби положительными героями, которые используют нежить против злодеев

О чем: темнокожая девушка обращается за помощью к колдунье вуду, чтобы отомстить мафиози за убийство своего жениха   

Чем занимался режиссер Пол Масланский до того, как его имя узнали в России благодаря комедийной эпопее «Полицейская академия»? Создавал самое разное кино, включая спродюсированную им сказку «Синяя птица», которая снималась Джорджем Кьюкором в СССР. Пожалуй, самым необычным проектом Масланского был экшен-хоррор «Шугар Хилл», снятый в стиле blaxploitation – жанровое кино с темнокожими актерами для темнокожих зрителей. Масланский к этому меньшинству отношения не имел, но тогда это было в порядке вещей.

«Шугар Хилл» вернул кино о зомби в эпоху магии вуду, но перевернул сюжет с ног на голову. Заглавная героиня не отбивалась от зомби, насланных злодеем, а сама повелевала «черными братьями», чтобы расправиться с мафиози. Дабы оправдать использование зомби персонажем, которому зрители должны были сочувствовать, Шугар не порабощала невинных людей, а использовала сохранившиеся тела рабов, завезенных в Америку из Африки. При этом за колдовство отвечали два других персонажа – пожилая знахарка и сам Барон Самеди, повелитель жизни и смерти из верований Гаити. И если многие позднейшие картины пытались наказать героев за использование злых чар во благо, то у «Шугар Хилл» никаких комплексов по этому поводу не было. Фильм предлагал зрителям вместе с героиней упиться властью над иным миром. Ключевые роли в картине сыграли Марки Бей, Роберт Куорри, Дон Педро Колли и Зара Калли.    

Факт

До того, как вложиться в «Шугар Хилл», продюсеры из студии American International Pictures выпустили успешный blaxploitation-хоррор «Блакула», где граф Дракула кусал африканского принца и превращал его в вампира.

14.	Гроздья смерти / Les raisins de la mort (1978)

14.  Гроздья смерти / Les raisins de la mort (1978)

Страна – Франция | Режиссер – Жан Роллен | Продолжительность – 85 минут

Вклад в искусство: фильм привнес в кино о зомби экологические и социалистические идеи

О чем: работники французских виноградников опрыскивают поля экспериментальным пестицидом, который превращает их в зомби

Французский режиссер Жан Роллен сделал довольно причудливую творческую карьеру. Он стремился снимать поэтичное, фантасмагорическое кино на грани артхауса и жанровых постановок. А поскольку такие фильмы не пользовались большим спросом, то он зарабатывал как порнограф. В 1970-е еще не было видео, и съемки порнографии были работой для «полноценных» кинорежиссеров. Устав от этих качелей, Роллен вложил заработанные в секс-индустрии деньги в свой дебютный коммерческий фильм и создал «Гроздья смерти» – первый французский кровавый хоррор.

Хотя Роллену не слишком нравилось снимать такое кино, он знал, как это нужно делать. Он скрестил идеи «Ночи живых мертвецов» с типично французской атмосферой провинциального виноградарства и нафаршировал картину популярными у молодежи антикапиталистическими и экологическими идеями. Если у Бавы в «Камере пыток» герои призывали зомби из озорства, то в «Гроздях смерти» зомби-эпидемия начиналась по вине владельца виноградника, который самолично разработал опасный пестицид и вовремя не обратился за помощью к властям, поскольку многие его работники были нелегалами. За спецэффекты в картине отвечали итальянские специалисты, поскольку для Франции такое кино было в новинку. Главную роль в «Гроздях» получила Мари-Жорж Паскаль, и Роллен считал, что ее убедительная игра была одной из главных причин прокатного успеха постановки.    

Факт

Одну из второстепенных ролей в фильме сыграла Бриджит Ляэ, популярная французская порнозвезда. Год спустя, в 1979-м, Роллен доверил ей главную роль в эротическом вампирском хорроре «Очарование», потому что верил в нее как в актрису.

15.	Раб Сатаны / Pengabdi Setan (1980)

15.  Раб Сатаны / Pengabdi Setan (1980)

Страна – Индонезия | Режиссер – Сисворо Гаутама Путра | Продолжительность – 96 минут

Вклад в искусство: лента стала редким примером мусульманского зомби-хоррора

О чем: после смерти женщины из богатой семьи ее мужа и детей начинает преследовать демон, повелевающий зомби

Благодаря международному успеху «Ночи живых мертвецов», «Рассвета мертвецов» и других популярных хорроров 1970-х зомби-эпидемия добралась даже до Индонезии, и успешный местный создатель мистического кино Сисворо Гаутама Путра выпустил свою вариацию на западный мотив. Хотя за пределами Индонезии его картина долгое время была почти недоступна, это не помешало ей заслужить культовый статус среди наиболее продвинутых иностранных ценителей.

Чем интересен «Раб Сатаны»? Тем, что это, вероятно, первое мусульманское кино о зомби. Главный злодей фильма – демоническое создание, которое преследует тех, кто недостаточно ревностно верит в Аллаха. А поскольку герои фильма после смерти матери и жены слишком поглощены горем, чем уделять время вере, то монстр проникает в дом под видом новой домработницы и сперва убивает тех, кто может ему помешать, а затем пытается забрать с собой в ад несчастную семью. Пока герои и местный улем (знаток ислама) не противопоставляют сатанинскому колдовству священное могущество Корана. При этом нанятый было шаман оказывается беспомощен против злых чар. Религиозная мораль картины лежит на поверхности, но это также кино о том, что родители должны больше времени уделять детям и не полагаться на прислугу и других чужаков. В этом плане «Раб Сатаны» схож со многими западными триллерами и хоррорами о зловещих слугах. Главную злодейку фильма сыграла Рут Пелупесси.   

Факт

В 2017 году выдающийся современный индонезийский режиссер Джоко Анвар выпустил вольный ремейк «Раба Сатаны» под названием «Слуги Сатаны». По словам Анвара, фильм Путры вдохновил его снимать кино.

16.	Туман / The Fog (1980)

16.  Туман / The Fog (1980)

Страна – США | Режиссер – Джон Карпентер | Продолжительность – 90 минут

Вклад в искусство: кино привнесло в американские зомби-хорроры тему ответственности за мрачное прошлое нации

О чем: через 100 лет после основания маленького приморского городка на поселение нападают призрачные зомби с некогда разбившегося о скалы парусника

В то время как многие режиссеры зомби-хорроров конца 1970-х и начала 1980-х состязались в кровопролитии, подражая самым популярным зомби-лентам своего времени, постановщик «Хэллоуина» Джон Карпентер выгодно выделился на общем фоне, когда выпустил «Туман». Это была не «мясорубка», а пропитанный саспенсом элегантный хоррор-триллер, который, как и вышедший двумя годами позднее «Полтергейст», напоминал, что благополучие американцев порой построено на костях.

Для постановщика «Хэллоуина» это была естественная эволюция. Как мы уже отмечали, ранние хорроры обычно пугали зрителей чем-то иностранным вроде вампиров или зомби. Десятилетия спустя угрозы стали находить куда ближе к публике, и в «Хэллоуине» жительницу тихого городка преследовал бывший сосед ее семьи – такой же рядовой белый американец, как и она. «Туман» же заглядывал еще дальше в прошлое и рассказывал, как уютный городок был основан на деньги, украденные с корабля, который намеренно направили на скалы. Поэтому сто лет спустя жертвы крушения вставали из подводной могилы, чтобы отомстить наследникам своих убийц. Американское жанровое кино уже было не столь наивным, как в 1950-е, и оно убеждало зрителей со скепсисом относиться с приукрашенным байкам о прошлом, внимательно приглядываться к людям во власти и признать грехи, которые «сделали Америку великой». Основных персонажей ленты изобразили Эдриенн Барбо, Джейми Ли Кертис, Джанет Ли, Том Аткинс и Хэл Холбрук.        

Факт

Фильм был снят в широкоэкранном формате 2,35:1, который обычно используется в эпических блокбастерах, а не в малобюджетных хоррорах. Карпентер стремился сделать картину эффектнее, не переплачивая за это.

17.	Встречи с привидениями / Gui da gui (1980)

17.  Встречи с привидениями / Gui da gui (1980)

Страна – Гонконг | Режиссер – Саммо Хун | Продолжительность – 102 минуты

Вклад в искусство: картина стала первой китайской зомби-комедией с боевыми искусствами

О чем: мужчина отбивается от китайских зомби и вампиров, которых на него насылает любовник его жены

Обладатель почетного прозвища «Самый большой брат», актер и режиссер Саммо Хун стоял у истоков тех популярнейших гонконгских боевиков, которые пришли на смену фильмам эпохи Брюса Ли. Вместе со своим бывшим соучеником по Академии пекинской оперы Джеки Чаном он скрестил уморительные фарсы с потрясающим экшеном, а затем пошел дальше и добавил в рецепт паранормальный хоррор. Так его «Встречи с привидениями» стали родоначальником целого направления гонконгского кино, которое в основном смешило и захватывало, но порой и пугало.

В Китае популярны легенды о дзянси, которых иногда называют «прыгающими вампирами». Это нежить, по ночам встающая из могил и высасывающая у живых существ их жизненную силу. В сущности, это нечто среднее между упырем и зомби, так как колдуны могут создавать и управлять дзянси. Поскольку дзянси страдают от трупного окоченения, они не могут сгибать конечности и передвигаются прыжками. Во «Встречах с привидениями» незадачливый герой обращался за помощью к знатоку магии, чтобы отбиться от дзянси и других напастей, и они вместе сражались с коварным любовником и его наемным колдуном с помощью чародейства и боевых искусств. Саммо Хун сам исполнил главную роль. Вместе с ним в фильме зажигали Чун Фат, Питер Чэнь, Хуан Ха и Тай Бо. Вампира сыграл Юэнь Бяо, еще один бывший соученик и частый сотрудник Саммо Хуна и Джеки Чана.   

Факт

Легенды о дзянси восходят ко временам, когда китайцы переносили людей, умерших вдали от дома, в родные края для семейных похорон. Переносчики привязывали трупы стоймя к бамбуковым шестам, и со стороны казалось, что мертвецы идут в одном ряду с живыми.

18.	Ночь кометы / Night of the Comet (1984)

18.  Ночь кометы / Night of the Comet (1984)

Страна – США | Режиссер – Том Эберхардт | Продолжительность – 95 минут

Вклад в искусство: фильм впервые изобразил зомби-апокалипсис как увлекательное приключение

О чем: несколько молодых людей пытаются выжить в разгар зомби-апокалипсиса, который спровоцировала пролетевшая мимо Земли комета

Чем больше выходит похожего кино, тем сложнее к нему серьезно относиться, даже если это пугающие ленты. Когда режиссер Том Эберхардт в начале 1980-х опросил девушек-подростков, с которыми познакомился благодаря работе над образовательными роликами, как бы они отнеслись к зомби-апокалипсису, он был ошарашен ответом. Оказалось, что его собеседницы рассматривают выживание среди зомби как веселое приключение без назойливых родителей и обрыдлых учителей, и их волнует лишь то, найдут ли они толковых парней, чтобы вместе проводить время. Решив, что глас народа – глас кассовых сборов, Эберхардт снял кино о сестрах-подростках, где окружающий девушек кошмар подавался как зажигательная авантюра со свежим хитом Синди Лаупер «Girls Just Want To Have Fun» в качестве задорного саундтрека.

Справедливости ради, надо заметить, что героини «Ночи» были дочерями профессионального военного, и отец подготовил их к тому, что все может пойти прахом. Так что девушки не терялись, сами догадывались, почему оказались среди немногих выживших (они провели ночь в металлических постройках, защищающих от радиации), и отправлялись на поиски перспективных парней. Дальнейшие события были довольно мрачными, но героини не сдавались и даже побеждали полусумасшедших военных ученых, которые проводили над выжившими эксперименты. Фильм удачно прошел в прокате и вдохновил Джосса Уидона на создание «Баффи – истребительницы вампиров». Главных героинь изобразили Катрин Мэри Стюарт и Келли Маруни.

Факт

Одной из главных претенденток на ведущую роль была Хэзер Лэнгенкэмп, звезда «Кошмара на улице Вязов».

19.	Ночь кошмаров / Night of the Creeps (1986)

19.  Ночь кошмаров / Night of the Creeps (1986)

Страна – США | Режиссер – Фред Деккер | Продолжительность – 90 минут

Вклад в искусство: картина была первой постмодернистской, составленной из отсылок и цитат комедией о нападении зомби  

О чем: зомби, созданные в результате заражения людей инопланетными слизняками, атакуют американских студентов

К середине 1980-х многим казалось, что шаблоны зомби-кино прочно устоялись, и что добавить к ним что-то оригинальное невозможно. Оставалось лишь делать то же самое, что некогда делали писатели и поэты поздней Римской империи – собирать новые произведения из старых цитат. Одни пытались делать это всерьез, а другие снимали ироничное кино, смешащее зрителей гипертрофированным нагромождением отсылок. Дебютный фильм будущего постановщика «Робокопа 3» Фреда Деккера пошел по второму пути.

Как позднее объяснял сам Деккер, «”Ночь кошмаров” была причудливой помесью детектива, хоррора, романтического кино, научной фантастики и комедии. И в этом была ее уникальность». Сценарист-режиссер включил в фильм все клише малобюджетного жанрового кино, которые смог вспомнить, и назвал всех персонажей с фамилиями в честь популярных создателей хорроров: Ромеро, Карпентер, Рэйми, Лэндис, Хупер, Кроненберг, Крэйвен, Майнер и Бава. Чем лучше зритель знал такие картины, тем больше удовольствия он получал от разбросанных по фильму сюжетных и именных отсылок. Неудивительно, что картина в итоге стала культовой, хотя рецензии современников были скупы на похвалы, как это часто бывает с вторичным кино. Главные роли в «Ночи» исполнили Джейсон Лайвли, Стив Маршалл, Джилл Уайтло и Том Аткинс.

Факт

Когда Деккер работал над сценарием «Ночи», ему помогал его друг и сосед Шейн Блэк, будущий сценарист «Смертельного оружия» и постановщик «Железного Человека 3».

20.	Смертельная ярость / Dead Heat (1988)

20.  Смертельная ярость / Dead Heat (1988)

Страна – США | Режиссер – Марк Голдблатт | Продолжительность – 84 минуты

Вклад в искусство: фильм впервые соединил зомби-триллер с ироничным полицейским бадди-муви

О чем: полицейские, расследующие ограбление, натыкаются на устройство, которое превращает покойников в зомби

Еще в самом начале своей истории зомби-кино заигрывало с криминальным триллером и детективом. Вспомним, хотя бы, «Существо с атомным мозгом». В 1988 году монтажер «Терминатора» и второй режиссер «Робокопа» Марк Голдблатт реанимировал этот жанровый гибрид в своем постановочном дебюте «Смертельная ярость» и поднял драматические ставки. В его ленте один из героев погибал в начале картины, возвращался как жизни как мыслящий зомби и вместе с напарником пытался докопаться до сути происходящего, пока зомбификация не лишила его рассудка. «Смертельная ярость» вышла через год после «Смертельного оружия», которое было самым удачным полицейским бадди-муви – комедийным триллером о расследовании, которое проводят напарники, вынужденные сотрудничать и постепенно становящиеся друзьями. В 1980-х это был очень популярный мотив, обычно использовавшийся в фильмах о межрасовой дружбе. На фоне таких лент, как «Смертельное оружие» и «Полицейский из Беверли-Хиллз», бадди-муви Марка Голдблатта казался второсортным, а замена межрасовых трений на союз человека и зомби критикам представлялась нелепой. Однако в контексте зомби-кино это была необычная лента, мостящая дорогу к фильмам о сосуществовании людей и зомби. Поэтому сейчас «Смертельную ярость» ценят выше, чем в 1988 году. Копов-напарников сыграли Трит Уильямс и Джо Пископо.              

Факт

После «Смертельной ярости» и «Карателя» с Дольфом Лундгреном Марк Голдблатт вернулся в монтажный цех и удостоился номинации на «Оскар» за «Терминатора 2».

21.	Кладбище домашних животных / Pet Sematary (1989)

21.  Кладбище домашних животных / Pet Sematary (1989)

Страна – США | Режиссер – Мэри Ламберт | Продолжительность – 103 минуты

Вклад в искусство: фильм соединил жесткий зомби-хоррор с проникновенной семейной трагедией  

О чем: семья, поселившаяся в маленьком городке, обнаруживает, что местное заброшенное кладбище может оживлять убитых – с кошмарными последствиями

Женщин-режиссеров в жанровом кино и сейчас немного, а в 1980-х они были наперечет. Тем более, в таком «мужском» жанре, как зомби-хоррор. Чем еще запомнилась клипмейкер Мэри Ламберт, чьи ранние фильмы были романтическими и драматическими постановками? После того, как Ламберт убедила студию Paramount и знаменитого писателя Стивена Кинга доверить ей экранизацию романа «Кладбище домашних животных», она создала одну из самых пронзительных картин в истории жанра, не богатого на трогательные сантименты.

В отличие от лент о зомби-апокалипсисе с их претензиями на повествовательный размах, «Кладбище» наблюдает за отдельно взятой семьей и ее столкновением с нежитью. Сперва Криды оживляют своего случайно погибшего кота, а затем, когда их сын тоже попадает под машину, убитый горем мистер Крид закапывает сына на кладбище, которое некогда было индейским капищем. И мальчик возвращается домой. Но уже не как человек, а как зомби-убийца, запрограммированный на истребление родных. И мистеру Криду приходится защищаться… Вспыхнувшая было надежда на то, что древняя магия может побороть смерть, оборачивается сводящим с ума отчаянием и чередой кошмарных смертей. Трудно вспомнить картины, которые бы более убедительно предупреждали, как опасно не принимать естественный ход вещей и пытаться обратить необратимое. Зомбификация оказалась идеальной аллегорией для такого повествования. Главные роли в фильме исполнили Дэйл Мидкифф, Фред Гуинн, Дениз Кросби и Мико Хьюз.   

Факт

Мэри Ламберт изначально прославилась как создательница таких видеоклипов Мадонны, как «Like a Prayer», «La Isla Bonita», «Material Girl» и «Like a Virgin».

22.	Возвращение живых мертвецов 3 / Return of the Living Dead III (1993)

22.  Возвращение живых мертвецов 3 / Return of the Living Dead III (1993)

Страны – США, Япония | Режиссер – Брайан Юзна | Продолжительность – 99 минут

Вклад в искусство: фильм стал первой романтической драмой с активным участием героини-зомби

О чем: сын военного ученого, исследующего зомби, оживляет свою случайно погибшую девушку, и та постепенно превращается в зомби

К началу 1990-х зомби-кино, достигшее свое пика десятилетием ранее, после выхода в 1978 году «Рассвета мертвецов», почти полностью выдохлось. Но в нем еще можно было разглядеть проблески жизни – даже в картине с цифрой «3» в заглавии. Впрочем, лента Брайана Юзны, продюсера «Реаниматора», была сиквелом предыдущих «Возвращений» лишь потому, что в ней тоже использовали вымышленный газ триоксин для превращения покойников в зомби. В основном это была новая история, задуманная и снятая как гротескная любовная драма, смешанная с триллером и фильмом ужасов.

Когда Дэн О’Бэннон придумал и снял первое «Возвращение живых мертвецов» в 1985 году, героями картины стали панки с ирокезами. К началу 1990-х в моду вошел развившийся из панк-рока и хэви-метала грандж-рок с его мрачной меланхолией, и «Возвращение живых мертвецов 3» отразило это в повествовании. Так, героиня фильма, борясь с приступами зомби-каннибализма, втыкала в себя гвозди и битое стекло, что было вполне прозрачной отсылкой к самоповреждению – симптому многих психических расстройств, о которых можно услышать в грандж-музыке. При этом пугающее поведение девушки не отвращало ее возлюбленного. Если в «Кладбище» зомбификация оказывалась достаточно жуткой, чтобы заставить отца поднять руку на маленького сына, то в третьем «Возвращении» герой сохранял верность до конца, что бы его любимая ни творила. Таким образом, повествование превратилось в хоть и печальную, но по-своему ободряющую аллегорию о принятии и поддержке людей с серьезными проблемами. Центральные роли в картине сыграли Дж. Тревор Эдмонд и Мелинда Кларк.

Факт

Кульминационная версия зомби-грима главной героини состояла из сотни бутафорских накладок, и превращение Мелинды Кларк в монстра занимало от 6 до 9 часов.

23.	Понтипул / Pontypool (2008)

23.  Понтипул / Pontypool (2008)

Страна – Канада | Режиссер – Брюс МакДональд | Продолжительность – 93 минуты

Вклад в искусство: картина соединила зомби-хоррор с размышлением о силе и влиянии языка

О чем: в канадском городке Понтипул разгорается зомби-эпидемия, которая передается через английскую речь

В 1938 году режиссер Орсон Уэллс создал столь убедительный радиоспектакль по мотивам «Войны миров», что некоторые слушатели поверили, что на Землю напали марсиане, и ударились в панику. 70 лет спустя канадский писатель Тони Берджесс и его соотечественник Брюс МакДональд вдохновились этим инцидентом и сняли зомби-хоррор, где вирус распространялся по радио (равно как и в личном общении), а его носителем оказывались слова английского языка, порой самые безобидные.

Конечно, это лишь фантазия. Но слова в самом деле обладают огромной силой, и они бывают заразительными и опасными. Порой всего несколько выкриков могут превратить людей в кровожадную толпу, и никакой зомби-вирус для этого не нужен. А английский язык – самый опасный в мире, потому что его повсюду изучают, вручая ключи от своих сердец тем, кто лучше использует этот язык. «Понтипул» не содержит подобные размышления, но наводит на них, в то время как его основное повествование предлагает привычную для зомби-кино судорожную борьбу за выживание. Так что фильм можно смотреть и как обычный фантастический хоррор, а как повод для философской медитации о значении языка для цивилизации и о том, почему не стоит сдаваться на милость одного наречия, которое навязывает всем одинаковое мышление. Ключевые роли в картине исполнили Стивен Макхэтти, Лиза Хоул, Джорджина Рейли и Грант Альянак.    

Факт

Понтипул – реальное существующий городок в провинции Онтарио, однако фильм снимался в Торонто, а не в Понтипуле.

24.	Мертвячка / Deadgirl (2008)

24.  Мертвячка / Deadgirl (2008)

Страна – США | Режиссеры – Марсель Сармиенто, Гади Хэрел | Продолжительность – 102 минуты

Вклад в искусство: фильм стал первым зомби-кино, где монстры вызывают куда больше сочувствия, чем люди

О чем: двое старшеклассников находят в заброшенной психбольнице девушку-зомби и пытаются превратить ее в секс-рабыню

Как часто зомби-кино заставляет нас болеть за зомби – не за полуразумное существо, а за самого настоящего кровожадного монстра? Почти никогда, и «Мертвячка» выделяется тем, что добивается этого еще в самом начале повествования. Хотя ее прочие персонажи – школьники, которые обычно могут рассчитывать на зрительскую симпатию, картина представляет их так, что переживать за них невозможно.

Когда этот малобюджетный фильм объезжал крупные западные фестивали жанрового кино, «Мертвячку» не раз упрекали в женоненавистничестве. Те, кто об этом писал, изобличали свою неготовность выйти за рамки штампов и понять, что фильм не восхищается предприимчивыми парнями, а с ужасом и негодованием подставляет зеркало тем, кто видит в противоположном поле лишь секс-объекты. Конечно, девушка-зомби – не совсем человек. Но «герои» быстро переходят от попыток изнасиловать нежить к похищению подруги детства. И последствия этого преступления оказываются предсказуемо жуткими. Фактически, «Мертвячка» – криминальная драма о насилии и убийстве, а зомби в фильме используются, чтобы заинтриговать зрителей и убедить их увидеть малоприятное кино, которое заглядывает в глубины цинизма, черствости и жестокости. Это тот редкий случай, когда люди, укушенные зомби, не становятся страшнее или опаснее. Они уже чудовища. В картине снялись Шайло Фернандес, Ноа Сеган, Кэндис Кинг, Эрик Поднар и Дженни Спэйн.

Факт

После выхода «Мертвячки» Кэндис Кинг получила ключевую роль в паранормальном сериале «Дневники вампира».

25.	Паранорман, или Как приручить зомби / ParaNorman (2012)

25.  Паранорман, или Как приручить зомби / ParaNorman (2012)

Страны – США, Великобритания | Режиссеры – Крис Батлер, Сэм Фелл | Продолжительность – 92 минуты

Вклад в искусство: лента стала первым блокбастерным зомби-мультфильмом для детей и первым зомби-фильмом, который боролся за продюсерский «Оскар»

О чем: маленький мальчик, который может общаться с призраками, разбирается в истории проклятия, которое привело к появлению в городе зомби

Хорроры – жанр для старших подростков и взрослых. Однако с годами то, что некогда пугало родителей, становится уместным в детском кино. Вампиры и оборотни давно проделали этот путь, а в кукольном мультфильме «Паранорман» американской студии Laika среди персонажей семейной картины оказались зомби – оживленные горожане XVII века, эпохи американской борьбы с ведьмами.

Конечно, зомби в «Паранормане» не такие злобные и опасные, как в кино для взрослых. Это вполне разумные и отнюдь не кровожадные существа. Бывшие члены городского совета вернулись в мир людей, чтобы объясниться, договориться и повиниться. Сотни лет назад, когда они еще были людьми, чиновники казнили за чародейство маленькую девочку-медиума, и теперь ее разъяренный призрак угрожает городу. Так что мальчик по имени Норман должен выступить посредником между зомби, напуганными горожанами и разгневанным привидением, «разрулить» ситуацию и вернуть нежить в загробный мир. Картина затрагивает довольно мрачную тему, но делает это достаточно мягко, чтобы ленту можно было показывать американским школьникам. «Паранорман» удостоился номинации на «Оскар» в категории «Лучший полнометражный мультфильм».

Факт

Из-за особенностей создания кукольной анимации фильм снимался не на кинокамеры, а на профессиональные цифровые фотоаппараты.

26.	Тепло наших тел / Warm Bodies (2013)

26.  Тепло наших тел / Warm Bodies (2013)

Страна – США | Режиссер – Джонатан Левин | Продолжительность – 98 минут

Вклад в искусство: фильм стал первой удачной романтической комедией с зомби в качестве главного героя   

О чем: сохранивший остатки разума молодой зомби влюбляется в девушку из числа выживших и постепенно очеловечивается

В отличие от вампиров и оборотней, зомби почти никогда не бывают главными героями. Герой должен мыслить, чувствовать, принимать решения, а зомби на все это обычно не способны. Но если допустить, что зомби частично сохраняют рассудок, пока окончательно не зомбифицируются, то зомби может стать не только главным героем, но и героем-любовником из фантастической романтической комедии. В 2010 году начинающий фантаст Айзек Марион сочинил бестселлер на основе этой идеи, а в 2013-м режиссер трагикомедии «Жизнь прекрасна» Джонатан Левин превратил «Тепло наших тел» в уникальный и успешный зомби-ромком.

Как отмечали критики, сюжет картины подкупал тем, что опирался на правду жизни. В современном мире многие горожане одиноки и отдалены от своих семей и друзей детства. Порой им кажется, что они живут как зомби, и лишь любовь или другое сильное чувство может победить их депрессию и заставить очнуться от сна наяву. Именно так развиваются события в «Тепле наших тел». Разве что зомби в фильме настоящий, а не метафорический, а девушка – не случайная попутчица или сотрудница, а жительница крепости выживших, ищущая медикаменты на развалинах мира. И если большинство современных фильмов о зомби-апокалипсисе завершаются трагически или с осторожной надеждой на выживание человечества, то «Тепло» позволило себе полноценный хэппи-энд, поскольку ромком невозможен без счастливого финала. Главные роли в фильме исполнили Николас Холт, Тереза Палмер, Роб Кордри, Дэйв Франко и Джон Малкович.   

Факт

Главных героев зовут «Р» и «Джули» в честь Ромео и Джульетты. Некоторые другие имена также отсылают к пьесе Шекспира.

27.	Анна и апокалипсис / Anna and the Apocalypse (2017)

27.  Анна и апокалипсис / Anna and the Apocalypse (2017)

Страна – Великобритания | Режиссер – Джон Макфейл | Продолжительность – 93 минуты

Вклад в искусство: картина стала первым оригинальным киномюзиклом о зомби-апокалипсисе

О чем: накануне Рождества шотландские старшеклассники пытаются выжить во время зомби-апокалипсиса

В 2006 году в США и Британии у всех на слуху был популярнейший диснеевский телефильм «Классный мюзикл» – экспериментальный проект, который подтвердил, что западные мюзиклы интересны не только взрослым, но и подросткам. Вдохновившись этим успехом, начинающий шотландский режиссер Райан МакГенри в 2010 году поставил короткометражку «Зомби-мюзикл» и нашел инвесторов для съемок полнометражного подросткового мюзикла о зомби-апокалипсисе. Поскольку вскоре после этого МакГенри заболел раком, проект затормозился, и режиссер Джон Макфейл завершил его лишь после ухода коллеги из жизни. Помимо «Классного мюзикла» авторы ленты вдохновлялись как классическими хоррорами, так и легендарными мюзиклами вроде «Вестсайдской истории» и популярной у фанатов музыкальной серией из шестого сезона сериала «Баффи – истребительница вампиров».

МакГенри был не первым, кто пытался активно использовать музыку в зомби-кино, и странно, что пришлось ждать так долго, прежде чем нашлись творцы, потрудившиеся сочинить полноценный мюзикл, с 12 музыкальными и танцевальными номерами. С другой стороны, оригинальные кимномюзиклы сейчас очень редки, а театральная постановка «Анны и апокалипсиса» вряд ли была бы столь же эффектной, как кино, сочетающее песни и танцы со схватками с монстрами и забегами от них. А поскольку «Анна» не стала большим хитом, то вряд ли можно ждать новые эксперименты в этом занятном стиле. Но один раз стоило попробовать! В картине снимались и пели Элла Хант, Малкольм Камминг, Сара Суайр, Кристофер Лево и Марли Сиу. 

Факт

Ведущим композитором фильма был шотландский рок-музыкант Родди Харт, лидер группы «Roddy Hart & the Lonesome Fire».

28.	Париж. Город Zомби / La nuit a dévoré le monde (2017)

28.  Париж. Город Zомби / La nuit a dévoré le monde (2017)

Страна – Франция | Режиссер – Доминик Роше | Продолжительность – 93 минуты

Вклад в искусство: фильм соединил повествование о трагическом одиночестве творца с зомби-хоррором

О чем: парижский музыкант просыпается и обнаруживает, что за ночь все горожане превратились в зомби

Через четыре года после «Тепла наших тел» французский режиссер Доминик Роше по-своему раскрыл мысль о том, что выживание среди зомби может быть метафорой жизни в современном обществе. Его картина «Париж. Город Zомби» (оригинальное название – «Ночь пожирает мир») была не романтическим кино и не ироничным боевиком, а экзистенциальной драмой о сводящем с ума одиночестве человека, профессия которого в идеале подразумевает постоянное общение с коллегами, поклонниками, случайными слушателями.

В «Париже» бродящие по городе зомби могут двигаться стремительно и бесшумно. Они реагируют на любой звук, и герой поначалу старается быть столь же бесшумным и не привлекать внимания монстров. Однако ближе к кульминации он, наоборот, кричит и играет на ударных, потому что не может жить без, хотя бы, агрессивной толпы слушателей. А затем начинаются галлюцинации. Не найдя в городе родственных душ, герой воображает собеседницу. Любой человек искусства, который безуспешно пытался заинтересовать людей своим творчеством, узнает себя в этом персонаже, в его мучениях, в его готовности шокировать и раздражать, лишь бы получить толику внимания. Зомби-антураж ленты выпячивает трагедию героя и помогает понять, как переполненный жителями мегаполис может быть безжизненной пустыней для неудачливого артиста. Центрального персонажа сыграл Андерс Даниельсен Ли.   

Факт

Фильм снимался в реальном здании на бульваре Сен-Мишель, однако у этого здания нет открытой крыши, необходимой по сюжету. Поэтому крышу сняли в другом месте и перенесли на бульвар с помощью компьютерных эффектов.

29.	Прорыв / Changgwol (2018)

29.  Прорыв / Changgwol (2018)

Страна – Южная Корея | Режиссер – Ким Сон-хун | Продолжительность – 121 минута

Вклад в искусство: фильм стал редким примером масштабного исторического зомби-хоррора

О чем: корейский принц завозит в страну европейское оружие для войны с китайцами и получает зомби-эпидемию в придачу к аркебузам

Как и большинство фантастических лент, фильмы о зомби обычно изображают либо настоящее, либо будущее. Картины вроде «Зловещих мертвецов 3: Армия тьмы» Сэма Рэйми редки как на Западе, так и на Востоке, и они обычно не принимают себя всерьез. Поэтому южнокорейский «Прорыв» обращает на себя внимание – равно как и предшествовавший ему южнокорейский зомби-сериал «Королевство». В «Прорыве» действие развивается в те годы, когда в дальневосточные страны начало проникать огнестрельное оружие, и эта размашистая картина соединяет зомби-боевик, кино о боевых искусствах и придворную драму о дворцовых интригах и противостоянии между корейцами, китайцами и антиправительственными повстанцами.

Главным героем «Прорыва» стал типичный для придворного кино персонаж. Это корейский принц, который вырос в Китае, куда попал как заложник. Он далек от интриг в родных пенатах, и Китай для него ближе, чем Корея. Но, когда на родине его встречают зомби, принц вынужденно включается во войну, которая оказывается противостоянием на два фронта – с размножающимися монстрами и с военным министром, который пытается узурпировать власть. В итоге юноша осознает, что должен взять на себя ответственность за страну, объединить солдат и простолюдинов и очистить Корею от заговорщиков и зомби. Фильм не окупился в национальном прокате, но это не значит, что его не стоит смотреть, если вам нравятся необычные жанровые гибриды с отлично поставленным и снятым экшеном. Главного героя и главного злодея изобразили Хён Бин и Чан Дон-гон.  

Факт

До того, как снять «Прорыв», режиссер Ким Сон-хун выпустил куда более прокатно успешный бадди-муви «Кооперация» о совместном расследовании офицера из Северной Кореи и полицейского из Сеула.

30.	Чистота крови / Blood Quantum (2019)

30.  Чистота крови / BloodQuantum (2019)

Страна – Канада | Режиссер – Джефф Барнеби | Продолжительность – 98 минут

Вклад в искусство: картина показала зомби-апокалипсис в Северной Америке глазами местных аборигенов

О чем: в мире, где начался зомби-апокалипсис, иммунитет к чуме есть только у канадских индейцев

В начале истории жанра и в некоторых позднейших фильмах истоки зомби-эпидемии оказывались связаны с «экзотическими»» народами. Будь то африканцы, гаитяне или американские индейцы в «Кладбище домашних животных». Уроженец канадской резервации племени микмак Джефф Барнеби так устал смотреть, как на людей вроде него возводят напраслину, что снял кино, где эпидемия разгорается среди «бледнолицых», тогда как канадские индейцы оказываются от нее защищены, поскольку живут в резервациях и обладают иммунитетом. Зато им приходится решать, помогать ли тем людям, которые просят у них помощи, или же блюсти «чистоту крови» и прятаться в импровизированной крепости в надежде пересидеть катастрофу.

Когда «Чистота крови» вышла, ее рекламировали как кино с мощным социальным подтекстом и едва ли не как социальную драму с зомби. В реальности, «Чистота крови» – скорее драматичный боевик, чем драма, и во второй половине фильма события развиваются столь стремительно, что не оставляют места для зрительских размышлений об аборигенах и колонистах. Однако в первой половине ленты место для подтекста и для рассуждений находится, и зрители могут почувствовать мрачную иронию постановщика. Особенно если они знают, сколько индейцев обеих Америк вымерло из-за европейских вирусов и бактерий, от которых у них не было природной защиты. Главные роли в фильме сыграли Майкл Грейес, Эль-Майя Тэйлфизерс и Форрест Гудлак.    

Факт

Действие фильма разворачивается в 1981 году, потому что в реальной жизни это был год жесткого противостояния между властями Квебека и жителями местной резервации из-за доступа к рыбным угодьям.

Борис Иванов

17 марта 2024 года

Рейтинг:

4.10