Хронология кино об инопланетных вторжениях в 30 фильмах и сериалах

История добрых и злых пришельцев из космоса

С тех пор, как человечество осознало, что звезды и планеты – иные миры, где могут жить разумные существа, нас волнует, что будет, если пришельцы нас посетят. Вторгнутся ли они для завоевания или прилетят, чтобы предложить дружбу и помощь? А может быть, они захотят чему-то научиться у нас? Вот уже больше ста лет кино ищет ответы на эти вопросы. За это время десятки лент стали рубежными и новаторскими представительницами этого жанра, определившими его развитие. Мы вспомнили эти выдающиеся произведения и отобрали 30 фильмов и сериалов, чтобы проследить историю кино о вторжениях пришельцев и эволюцию его идей и подходов.

1. Алголь. Трагедия силы / Algol. Tragödie der Macht (1920)

1. Алголь. Трагедия силы / Algol. Tragödie der Macht (1920)

Страна – Германия | Режиссер – Ханс Веркмайстер | Продолжительность – 99 минут

Вклад в искусство: фильм впервые изобразил инопланетное вторжение и представил его как искушение для человечества  

О чём: прибывший на Землю инопланетянин вручает простому шахтёру машину, которая преобразует космические лучи в даровое электричество

Историю фильмов об инопланетных вторжениях обычно начинают с послевоенного кино, но фантастические картины о путешествиях людей в космос и о прибытии существ из космоса снимались почти что с самого начала истории кинематографа. Причём тема людских вторжений на иные планеты была куда более популярной. Вспомним, хотя бы, «Путешествие на Луну» (1902) Жоржа Мельеса, которое считается первой в истории фантастической картиной, или советскую «Аэлиту» (1924), снятую по мотивам романа Алексея Толстого. Что же касается фильмов об инопланетянах на Земле, то их дедушкой был немецкий «Алголь», названный в честь звезды в созвездии Персея.

Чёрно-белый и немой «Алголь» был снят в стиле немецкого экспрессионизма – нарочито гротескного, экзальтированного, пессимистичного кино. Оно привлекало внимание зрителей к злу, которое таится в сердце каждого человека и порой вырывается на свободу. В «Алголе» катализатором освобождения внутреннего зла оказывался загадочный пришелец, который дарил рядовому гражданину доступ к неисчерпаемой энергии. Тот, в свою очередь, использовал этот дар, чтобы стать диктатором. В итоге его жена погибала в результате несчастного случая с инопланетными лучами, а одержимый властью сын пытался устроить переворот и свергнуть отца. Как видите, эта картина не только впервые сделала пришельца значимым персонажем, но и впервые поставила вопрос о том, готовы ли люди к инопланетному знанию. Главную роль в «Алголе» сыграл Эмиль Яннингс. 

Факт

Ведущий актер «Алголя» Эмиль Яннингс был первым лауреатом «Оскара» за лучшую мужскую роль. Он получил награду за изображение русского белоэмигранта в картине 1928 года «Последний приказ».

2. Супермен / Superman (1941-1943)

2. Супермен / Superman (1941-1943)

Страна – США | Режиссеры – Дэйв Флейшер и другие | Продолжительность – 17 серий

Вклад в искусство: мультсериал стал первым изображением инопланетного супергероя, сражающегося на стороне людей

О чём: выросший на Земле могущественный инопланетянин становится супергероем по прозвищу Супермен

Первый в истории полноправный супергерой, персонаж комиксов американской студии DC Comics был также первым в истории популярным экранным инопланетянином. Сценарист Джерри Сигел придумал имя «Супермен» в 1933 году, и тогда это был антигерой – бомж, получивший сверхспособности от зловещего учёного и использовавший их ради заработка и удовольствия. Но под влиянием космической фантастики и героического и криминального чтива Супермен постепенно превратился в порядочного беженца с планеты Криптон, который на Земле получил имя Кларк Кент и стал борцом с преступностью. В начале 1938 года Сигел и его соавтор, художник Джо Шустер, убедили издателей антологии комиксов «Action Comics» дать их персонажу шанс, и вскоре Супермен стал любимцем Америки.

Всего через три года после комиксного дебюта Супермена голливудская студия Paramount Pictures договорилась с братьями-аниматорами Дейвом и Максом Флейшерами о том, что те выпустят несколько короткометражных мультфильмов о супергерое. Братья в то время работали над своим вторым полнометражным мультфильмом, и они так не хотели браться за «Супермена», что потребовали баснословный для того времени бюджет в 100 тысяч долларов за 10-минутную серию. Однако Paramount не сдалась, и её продюсеры убедили Флейшеров рисовать «Супермена» за 50 тысяч долларов за серию. Чтобы отработать эти деньги, художники студии расстарались и создали красочный сериал c великолепной для того времени анимацией, которая и сейчас неплохо смотрится. Конечно, сюжеты в 10-минутных зарисовках были примитивными, но и комиксы в то время ещё не были «графическими романами». Зрителям было достаточно того, что они видели симпатичного пришельца, защищающего людей от реальных и фантастических угроз. 

Факт

До мультфильмов Fleischer Studios Супермен не умел летать. Он только очень высоко прыгал. Однако это глупо смотрелось на экране, и Флейшеры убедили авторов комикса, что супергерой должен летать, а не скакать.

3. День, когда остановилась Земля / The Day the Earth Stood Still (1951)

3. День, когда остановилась Земля / The Day the Earth Stood Still (1951)

Страна – США | Режиссер – Роберт Уайз | Продолжительность – 92 минуты

Вклад в искусство: фильм представил инопланетное вторжение как предупреждение для человечества, погрязшего в милитаризме

О чём: инопланетянин и его робот-телохранитель прибывают на Землю, чтобы потребовать от лидеров сверхдержав остановить гонку вооружений

После Второй мировой войны человечество хотело отдохнуть и погрузиться в мирную жизнь, но не тут-то было. За «горячей» войной последовала «холодная» война, которая вскоре начала проявляться в масштабных конфликтах вроде Корейской войны. Политики не сумели установить вечный мир, и отчаявшиеся люди могли надеяться только на помощь свыше – с Неба или из космоса. Поэтому продюсер Джулиан Блауштейн, во время войны создававший образовательные ленты для американских военных, после войны придумал картину, где слились фантастические и религиозные мотивы.

Центральным персонажем «Дня, когда остановилась Земля», был человекоподобный инопланетный посланец Клаату, который на Земле принимал имя «мистер Карпентер» (то есть, «Плотник»), проповедовал мир и угрожал армией роботов, которая уничтожит людей, если они не откажутся от войн и создания всё более мощного оружия. В подтверждение своих слов Клаату демонстрировал боевые возможности своего механического телохранителя вроде отключения электричества на всей Земле и распыления на атомы оружия и солдат. В кульминации ленты «Плотника» убивали, но робот оживлял его для последнего предупреждения человечеству. Параллели с Христом были очевидны – равно как и желание создателей картины с помощью эффектной аллегории призвать человечество к миру. Ключевые роли в фильме исполнили Майкл Ренни, Патрисия Нил, Хью Марлоу и Сэм Джаффе.

Факт

Инопланетного робота играл Лок Мартин – голливудский вахтер ростом 2,3 метра. Как и многие люди, страдающие гигантизмом, Мартин не отличался силой и выносливостью, так что его съёмки в резиновом костюме продолжались не более получаса подряд.

4. Война миров / The War of the Worlds (1953)

4. Война миров / The War of the Worlds (1953)

Страна – США | Режиссер – Байрон Хэскин | Продолжительность – 85 минут

Вклад в искусство: фильм стал первым масштабным блокбастером о попытке пришельцев уничтожить человечество

О чём: марсиане вторгаются на Землю и немедленно начинают истреблять людей с помощью своих боевых машин 

Пока одни творцы надеялись, что пришельцы спасут Землю от гонки вооружений, другие стремились отразить в фантастических фильмах свой страх перед вторжением иностранных поработителей. Кино этого жанра развилось в США из лент военной поры, которые запугивали американцев нападением японцев и нацистов. Когда в 1945 году обе угрозы были устранены, любимым врагом голливудского кино стали «красные орды» из СССР и инопланетяне – как правило, марсиане, жители Красной планеты. Хотя цвет Марса был лишь удачным совпадением. Ведь роман Герберта Уэллса «Война миров», который впервые изобразил марсианское вторжение на Землю, появился в 1898 году, задолго до основания СССР.

Закономерно, что вышедшая в 1953 году экранизация «Войны» считается лучшей из ранних фантастических кинолент о марсианском вторжении. Картина перенесла действие из викторианской Британии в Калифорнию 1950-х, превратила главного героя из писателя в модного в те годы физика-атомщика и внесла иные, менее значимые изменения, но сохранила ключевую идею Уэллса. Как и в книге, пришельцы оказывались неуязвимыми для самого мощного оружия людей, и их безжалостное вторжение разрушало Америку, пока планету не спасали земные бактерии и вирусы, от которых у инопланетян не было природной защиты. Эффектное цветное изображение (предшествующие голливудские фантастические фильмы были, в основном, чёрно-белыми) и новаторские для своего времени спецэффекты производили неизгладимое впечатление. Они одновременно пугали и завораживали, в то время как фильм не оставлял зрителям никакой надежды, кроме веры в Божий промысел. Главных героев ленты сыграли Джин Бэрри, Энн Робинсон и Лес Тремейн.   

Факт

Студия Paramount пыталась экранизировать «Войну миров» с начала 1920-х, и до войны она вела переговоры с такими знаменитыми режиссерами, как Сергей Эйзенштейн и Альфред Хичкок. В итоге ленту снял создатель визуальных эффектов Байрон Хэскин.

5. Вторжение похитителей тел / Invasion of the Body Snatchers (1955)

5. Вторжение похитителей тел / Invasion of the Body Snatchers (1955)

Страна – США | Режиссер – Дон Сигел | Продолжительность – 80 минут

Вклад в искусство: фильм прославился как мастерское изображение тайного и постепенного враждебного вторжения

О чём: инопланетяне прилетают в маленький городок и заменяют местных жителей бесчувственными двойниками

В Америке 1950-х боялись не только грандиозного вторжения с шумом и грохотом, в духе «Войны миров». Советская угроза была идеологической, и голливудское кино призывало опасаться американцев, которые становятся коммунистами и распространяют опасные идеи. Фантастическим аналогом этого страха были ленты о пришельцах, которые брали землян под телепатический контроль, а то и вовсе заменяли их на инопланетных двойников, чтобы вторжение как можно дольше оставалось незамеченным. Эталонной картиной для такого кино стал фантастический хоррор Дона Сигела, который в дальнейшем снял классический полицейский триллер «Грязный Гарри».

Во «Вторжении похитителей тел» двойники рождались в гигантских стручках, что было отсылкой к поговорке «как две горошины в стручке», аналоге нашей «как две капли воды». Однако доппельгангеры не были точными копиями. Они выглядели как люди, но были лишены эмоций и индивидуальности. Трудно было не увидеть в этом образе намек на западное представление о тоталитарном советском обществе, где люди – всего лишь винтики системы. В романе Джека Финни «Похитители тел», который был положен в основу фильма, сопротивление людей оказывалось достаточно решительным, чтобы заставить пришельцев покинуть планету. Напротив, в картине Сигела главный герой мог лишь добраться до большого города и обратиться за помощью к ФБР. Финал был открытым и не слишком оптимистичным, что естественно для хоррора. Режиссер хотел сделать концовку ещё более пугающей, но студия настояла на нотке оптимизма и на упоминании ФБР, которое в реальной жизни выявляло коммунистических агентов. Главных героев фильма изобразили Кевин МакКарти, Дана Уинтер и Ларри Гейтс.   

Факт

Во «Вторжении» пришельцы подменяли людей, когда те спали. Осознав это, главные герои боялись заснуть, что добавляло картине драматизма. В дальнейшем этот сюжетный ход был использован в «Кошмаре на улице Вязов».

6. Деревня проклятых / Village of the Damned (1960)

6. Деревня проклятых / Village of the Damned (1960)

Страна – Великобритания | Режиссер – Вульф Рилла | Продолжительность – 77 минут

Вклад в искусство: фильм стал классикой фантастических хорроров о маленьких детях, ставших жестокими монстрами

О чём: после одновременной потери сознания все жительницы британской деревушки беременеют и производят на свет детей с пугающими способностями

Советская идеология была опасна для западных взрослых, но наибольшую опасность она таила для детей и подростков, которые были слишком юны, чтобы успеть пропитаться капиталистическими ценностями. Страх перед перековкой нового поколения отразился в британском фантастическим хорроре «Деревня проклятых». В основу ленты лёг роман английского писателя Джона Уиндема «Кукушки Мидвича». Изначально картину должны были снимать в США, и потому её ведущим сценаристом был Стирлинг Силлифант, прославленный голливудский драматург своего времени.

В романе Уиндема дети, родившиеся в результате короткого инопланетного вторжения, обладали телепатическими способностями и могли управлять чужими разумами, но использовали эти способности лишь для самозащиты. Это делало панический страх перед отпрысками пришельцев не до конца обоснованным и открытым для моральных интерпретаций. В фильме Риллы дети были более агрессивными, пугающими и бесчеловечными, не способными любить и раскаиваться. Также они одевались и вели себя по-взрослому, подчеркивая свою «недетскость». Поэтому страх и ненависть прочих персонажей казались оправданными, а финальное противостояние детей и одного из родителей убеждало зрителей бояться за главного героя, а не за кошмарных малышей. Сильный сценарий вкупе со стильной постановкой сделал «Деревню проклятых» классикой хорроров о зловещих детях. Главную роль в фильме исполнил Джордж Сандерс.   

Факт

Картина «переехала» из США в Британию, потому что студия Metro-Goldwyn-Mayer, купившая права на роман Уиндема, передала проект своему английскому филиалу, который располагался в окрестностях Лондона.

7. Доктор Кто / Doctor Who (выходит с 1963 года)

7. Доктор Кто / Doctor Who (выходит с 1963 года)

Страна – Великобритания | Создатель – Сидни Ньюман | Продолжительность – 875+ серий

Вклад в искусство: сериал стал самым успешным фантастическим проектом с британским колоритом и прославился как убедительное изображение супергероя, который избегает насилия

О чём: пришелец из космоса и его земные попутчики путешествуют по пространству и времени в поисках приключений 

Не все экранные пришельцы в 1960-х были злодеями. Когда корпорация BBC решила выпустить для детей и подростков увлекательный фантастический сериал с образовательным уклоном, её продюсеры сделали заглавным героем шоу инопланетного беженца, странствующего по Вселенной на гибриде космического корабля с машиной времени. Пришелец, который изначально выглядел как умудренный опытом пожилой и эксцентричный мужчина, был идеальным проводником в мир прошлого, будущего и иных миров.

Естественно, вопрос об опасности пришельцев в сериале также затрагивался, и «Доктор Кто» чётко разделял главного героя и прочих инопланетян, которые порой оказывались смертельно опасными завоевателями. Например, дебютировавшие во втором сезоне шоу злобные киборги Далеки жаждали лишь покорять и истреблять всех, кто не был на них похож. Доктор Кто никогда не носил оружия, почти никогда не прибегал к насилию и старался решать все проблемы с помощью своего могучего интеллекта, безграничной доброты и универсального прибора под названием «звуковая отвёртка». Таким образом сериал доказывал пользу знаний и умения ими пользоваться, в то время как яркие экскурсии в прошлое помогали детям усвоить сухие факты из учебников истории. Поскольку «Доктор Кто» создавался для телевидения, то бюджеты его серий были скромными, а спецэффекты – примитивными. Это, однако, не мешало шоу сохранять любовь зрителей, пока «Звездные войны» не подняли планку ожиданий от экранной фантастики так высоко, что шоу было закрыто до середины 2000-х, когда его перезапустили на новом техническом уровне. 

Факт

Изначально предполагалось, что космический корабль Доктора будет мимикрировать под окружающий мир – например, выглядеть как римский храм в античном мире. Но это было слишком дорого, и потому ТАРДИС всегда и везде выглядит как полицейская телефонная будка (его маскировка в Британии 1960-х).

8. Мой любимый марсианин / My Favorite Martian (1963-1966)

8. Мой любимый марсианин / My Favorite Martian (1963-1966)

Страна – США | Создатель – Джон Л. Грин | Продолжительность – 107 серий

Вклад в искусство: сериал стал первым популярным ситкомом об инопланетянине, который живёт среди людей

О чём: марсианский исследователь людей терпит крушение на Земле и поселяется у своего нового друга, молодого калифорнийского репортёра

В то время, как британцы в 1963 году запустили фантастический сериал о приключениях с непоседливым пришельцем, американцы в том же году выпустили своё шоу, которое тоже было вдохновлено идеей, что было бы здорово дружить с представителем более продвинутой цивилизации и наблюдать за тем, что он вытворяет на Земле. Но если «Доктор Кто» был приключенческим и отчасти образовательным шоу, то «Мой любимый марсианин» создавался как ситком, и похождения главных героев были сугубо комедийными и довольно скромными, без отбивания инопланетных вторжений и путешествий на другой конец Галактики.

Ранние американские ситкомы были почти исключительно семейными историями о мужьях и жёнах или детях и родителях. Поэтому в начале 1960-х продюсеры и сценаристы решили выбраться за рамки приевшегося жанра и включить в повествование необычных героев, для которых можно было бы придумывать уникальные ситуации и оригинальные шутки и гэги. «Мой любимый марсианин» был первым экспериментом такого рода, и его успех привел к появлению в эфире таких шоу, как «Семейка Аддамс» и «Моя жена меня приворожила». Главный герой «Марсианина» обладал телепатическими способностями и мог становиться невидимым, левитировать предметы, общаться с животными, замедлять и ускорять людей… А также изобретать фантастические устройства вроде машины времени. Поскольку он выглядел как человек, если не выдвигал свои две головные антенны, пришелец старался скрывать свое происхождение и вести себя как рядовой американец, что у него, конечно же, часто не получалось. В свою очередь, его земной друг-журналист то помогал пришельцу осваиваться на Земле, то пользовался его способностями для своей работы. Шоу закрыли лишь после того, как сценаристы стали слишком полагаться на машину времени, и зрители перестали смотреть сериал, которым прежде наслаждались из-за его непредсказуемости. Главных героев шоу играли Билл Биксби и Рэй Уолстон.

Факт

Изначально предполагалось, что у главного героя-человека должна была быть постоянная девушка, но в итоге продюсеры решили сделать парня плейбоем и не слишком отвлекаться на романтические коллизии, чтобы сосредоточиться на фантастических ситуациях.

9. Гидора – трехголовый монстр / San daikaiju: Chikyu saidai no kessen (1964)

9. Гидора – трехголовый монстр / San daikaiju: Chikyu saidai no kessen (1964)

Страна – Япония | Режиссер – Исиро Хонда | Продолжительность – 93 минуты

Вклад в искусство: фильм впервые изобразил, как земные монстры и люди объединяются, чтобы отразить нападение из космоса

О чём: японские исследователи обнаруживают, что на Землю прибыл инопланетный монстр, который некогда уничтожил цивилизацию на Венере 

Космическая фантастика в 1950-е и 1960-е была столь популярна, что просачивалась в смежные жанры, которые изначально не имели отношения к звездам и планетам. Так, японский цикл фантастических хоррор-боевиков о Годзилле и других гигантских монстрах сперва рассказывал лишь о земных чудищах: мутантах и существах из древних времен и экзотических стран. Однако для пятого фильма эпопеи, чьё название буквально переводилось как «Три великих чудовища: Величайшая битва на Земле», главного злодея сделали трёхголовым космическим драконом, который рыскал в происках планет для уничтожения.

Кто мог сразиться с таким монстром? Только его земные аналоги. В то время в цикле уже была гигантская бабочка Мотра, изображенная как разумная положительная героиня, готовая встать на защиту людей, и в «Гидоре» Мотра своим примером убеждала ящера-мутанта Годзиллу и дракона Родана вместе сразиться с пришельцем. Именно тогда началось постепенное превращение Годзиллы из пугающего чудища в своего рода гигантского супергероя. На первый взгляд, этот сюжетный ход может показаться странным, но не будем забывать, что японцы видели в Годзилле олицетворение американской ядерной угрозы. А поскольку отношения с США постепенно налаживались, то и Годзилла с годами добрел. В свою очередь, Гидора был вдохновлен Змеем Горынычем из советского фильма «Илья Муромец», так что в зловещем инопланетянине можно было разглядеть угрозу со стороны СССР, а в сюжете – намёк на то, что пора забыть про обиды военных лет и вместе противостоять «красным ордам». Людей в фильме сыграли Йосукэ Нацуки, Юрико Хоси, Хироси Коидзуми и Акико Вакабаяси. 

Факт

Фей-переводчиц Мотры изобразили сёстры-близнецы Эми и Юми Ито из поп-дуэта The Peanuts. Режиссер Исиро Хонда был не в восторге от необходимости работы с непрофессионалами, но сёстры впечатлили его своим основательным и некапризным подходом к съёмкам.

10. Ультрамен / Ultraman (1966-1967)

10. Ультрамен / Ultraman(1966-1967)

Страна – Япония | Создатель – Эйдзи Цубурая | Продолжительность – 39 серий

Вклад в искусство: сериал стал родоначальником самого успешного супергеройского цикла с японским колоритом

О чём: гигантский межпланетный служитель закона поселяется на Земле и вместе с людьми защищает её от монстров и пришельцев

Японский мастер визуальных эффектов Эйдзи Цубурая дебютировал в кино ещё в довоенные годы, а после Второй мировой стал основателем японской индустрии фантастических блокбастеров. Именно он отвечал за создание Годзиллы, Мотры и других классических восточных монстров. Со временем Цубурая основал собственную студию и начал работать над фантастическими телесериалами. «Ультрамен» был вторым большим проектом его компании, и этот бренд в Японии стал таким же многолетним национальным хитом, как «Годзилла».

Концепция «Ультрамена» развивала идею «Гидоры» о том, что Землю от монстров должны защищать монстры. Однако заглавный герой не был чудищем в обычным смысле слова. Он был многометровым человекоподобным защитником галактического порядка, который попал на Землю во время охоты на беглого монстра, случайно зашиб местного коллегу и от стыда слился телами с землянином, что спасло тому жизнь и позволило периодически принимать облик гигантского инопланетянина и сражаться во имя Земли. Так простой полицейский стал супергероем Ультраменом и родоначальником японского жанра «гигантские герои». Его человеческий облик был куда более притягательным, чем чешуя Годзиллы, и Ультрамен быстро стал любимцем публики. Поэтому за первым сериалом последовало множество сиквелов с самыми разными вариациями на тему Ультрамена. Почему они не были историями про одного и того же персонажа? Потому что бизнес-модель цикла держится на выпуске игрушек, и герои должны были регулярно меняться, чтобы продавать детям и коллекционерам всё новые модели. Самого первого Ультрамена изобразил Сусуму Куробе.   

Факт

Помимо фильмов о гигантских монстрах Эйдзи Цубурая создавал эффекты для нескольких картин великого режиссера Акиры Куросавы. В частности, он трудился над вольной экранизацией «Макбета» под названием «Трон в крови».

11. Эта весёлая планета (1973)

11. Эта весёлая планета (1973)

Страна – СССР | Режиссеры – Юрий Сааков, Юрий Цветков | Продолжительность – 94 минуты

Вклад в искусство: картина обаятельно соединила фантастику с новогодним кино и убедила зрителей, что им есть чем поделиться с пришельцами

О чём: инопланетяне прилетают на Землю в разгар новогодних торжеств и вливаются в карнавальные гуляния

В отличие от западного кино, советский кинематограф не запугивал зрителей инопланетными вторжениями, намекающими на реальную политику. Наоборот, кино, как правило, убеждало публику, что ничего особенно страшного в СССР случиться не может, и даже в нашем единственном фильме-катастрофе «Экипаж» советский самолет попадал в беду из-за землетрясения в чужой стране. В свою очередь, советская космическая фантастика обычно отправляла советских героев в иные миры как носителей единственно верной идеологии и правильных ценностей, а не как людей, которые могут чему-то существенному научиться у инопланетян. Поэтому редкая для советского кино картина об инопланетном вторжении была легкомысленной новогодней комедией, где учениками оказывались пришельцы.

Чему можно было научиться на Новый Год среди разряженных сотрудников советского НИИ? Персонажи «Этой весёлой планеты» учились чувствовать, плакать и любить. Как и пришельцы во многих западных картинах, они поначалу были бесчувственными созданиями с математическими именами Икс, Игрек и Зет. Но они не несли угрозу, а были открытыми для новых переживаний исследователями. Вместо драматичных испытаний картина предлагала забавные ситуации и музыкальные номера, которые помогли сделать «Планету» завсегдатаем советских новогодних экранов. Ключевые роли в картине исполнили Савелий Крамаров, Леонид Куравлев, Виктор Сергачев и Екатерина Васильева. 

Факт

Картина снималась одновременно с «Калиной красной» Василия Шукшина, в соседних павильонах «Мосфильма».

12. Космический крейсер «Ямато» / Uchu senkan Yamato (1974-1975)

12. Космический крейсер «Ямато» / Uchu senkan Yamato (1974-1975)

Страна – Япония | Создатель – Рэйдзи Мацумото | Продолжительность – 26 серий

Вклад в искусство: сериал блестяще показал, как кровавое вторжение может обернуться героическим космическим приключением

О чём: чтобы спасти Землю от разрушительного инопланетного нападения, выжившие люди создают уникальный космический корабль на основе линкора «Ямато»

Если в 1950-х Япония ещё только вставала с колен после Второй мировой войны, то к середине 1970-х она чувствовала себя достаточно уверенно, чтобы позволить себе толику реваншизма. Гигантский линкор «Ямато», утопленный американцами в апреле 1945 года, был высшим достижением японских военных корабелов, и его триумфальное возрождение в качестве спасителя планеты в аниме-сериале «Космический крейсер “Ямато”» было явным кукишем в адрес западных «партнёров».

Впрочем, создатели шоу вдохновлялись не только войной. Успех романа Сакё Комацу «Япония тонет (Гибель Дракона)» и американского фильма-катастрофы «Приключение “Посейдона”» убедил продюсеров в художественной силе историй о людях на краю гибели, когда самое время проявить свои лучшие качества. Поэтому создатель комиксов и аниме Рэйдзи Мацумото придумал «космическую оперу», где трагедия разрушенной вторжением Земли порождала новое достижение науки – космический корабль, экипаж которого должен подняться над собой, чтобы защитить и возродить родную планету. Японская публика в 1974 году была не готова к космическому аниме такого драматизма и психологизма, как «Ямато», и потому сериал провалился. Однако в дальнейшем его открыли заново, и продолжения «Ямато» вкупе с оригинальным шоу оказались среди самых уважаемых и влиятельных аниме в истории Японии.       

Факт

Изначально «Ямато» задумывался как игровой телесериал, но создать фантастическое шоу такого размаха с японскими телевизионными бюджетами было невозможно.

13. Супермен / Superman (1978)

13. Супермен / Superman (1978)

Страна – США | Режиссер – Ричард Доннер | Продолжительность – 143 минуты

Вклад в искусство: фильм задал новый стандарт художественного качества для супергеройских блокбастеров

О чём: выросший на Земле сверхсильный пришелец становится журналистом и супергероем и противостоит полубезумному бизнесмену

Если мультфильмы о «Супермене» начала 1940-х открыли для Голливуда тему супергероизма, то блокбастер Ричарда Доннера стал прототипом для всех современных фильмов о супергероях. Конечно, Кристофер Рив был не первым актером, примерившим наряд Супермена, но предыдущие экранизации комикса не отличались основательностью и уважением к вымышленному персонажу и его миру. Это были занятные, но плоские произведения, которые должны были захватывать нетребовательную публику, а не убеждать зрителей в правдоподобии происходящего на экране.

В отличие от продюсеров старого Голливуда, родившийся в 1947 году Илья Салкинд с детства разбирался в комиксах и убедил своего отца, видного продюсера Александра Салкинда, что к экранизации «Супермена» можно подойти со всей серьёзностью, как к киноверсии хорошего романа. Достаточно сказать, что первую версию сценария написал Марио Пьюзо, автор «Крёстного отца». После нескольких переработок сценарий стал более легкомысленным, но в целом сохранил тот подход к материалу, на котором настаивал младший Салкинд. В свою очередь, режиссер Ричард Доннер привлёк в проект таких звезд-тяжеловесов, как Джин Хэкман и Марлон Брандо, и нашёл специалистов по спецэффектам, которые сделали полеты Супермена по-настоящему убедительными и в целом вывели картинку супергеройского Голливуда на новый уровень. Ну и, конечно, Марго Киддер в роли Лоис Лейн, возлюбленной супергероя, помогла Риву «продать» Кларка Кента как чувствующего и притягательного человека, а не только как неуязвимого борца со злодеями. Собрав в прокате 300 миллионов долларов, «Супермен» вошел в число главных блокбастеров 1970-х и заставил пересмотреть прежние взгляды на комиксные экранизации.

Факт

Бюджет в 55 миллионов долларов сделал «Супермена» самым дорогим фильмом в истории Голливуда на момент выхода картины. Правда, это без поправки на инфляцию – в тогдашней истории США были и более масштабные ленты.

14. Отель «У погибшего альпиниста» (1979)

14. Отель «У погибшего альпиниста» (1979)

Страна – СССР | Режиссер – Григорий Кроманов | Продолжительность – 80 минут

Вклад в искусство: фильм оригинально соединил классический детектив с фантастическим повествованием

О чём: инспектор полиции прибывает в горной отель в западной стране и расследует появление трупа в здании, отрезанном от мира снегопадом 

Начав свой творческий путь с оптимистичных утопических романов о Земле будущего, популярнейшие советские фантасты братья Стругацкие постепенно переключились на более мрачные и пессимистичные повествования, а также начали экспериментировать с жанрами и создавать гибриды вроде смеси фантастики и фэнтези в «Понедельник начинается в субботу». Одним из таких экспериментов стала фантастико-детективная повесть «Отель “У погибшего альпиниста”», опубликованная в 1970 году и экранизированная в Эстонии 9 лет спустя.

Как и исходная повесть, «Отель» Григория Кроманова начинается как классический западный детектив о сыщике, который разбирается в странных событиях в закрытом, отрезанном от мира пространстве, где подозреваемые наперечёт. Но чем глубже копает инспектор Глебски, тем яснее становится, что он имеет дело не с преступниками и невинными свидетелями, а с инопланетянами, и что им нужен не следователь, а радушный человек, готовый их принять и понять. Но должностная инструкция и представления полицейского о законе и порядке не дают Глебски выйти за флажки, и развязка оказывается трагической. Если в «Этой веселой планете» пришельцы усваивали земной урок, то в «Отеле» земляне оказывались закрыты для инопланетных знаний. Впрочем, чего ещё можно было ждать в советском фильме от жителей капстраны? Ключевые роли в картине исполнили Улдис Пуцитис, Юри Ярвет, Лембит Петерсон и Микк Микивер.  

Факт

Картина была снята на эстонском языке, и за пределами республики её показывали в русском дубляже.

15. Несносные пришельцы / Urusei yatsura (1981-1986)

15. Несносные пришельцы / Urusei yatsura (1981-1986)

Страна – Япония | Создатель – Румико Такахаси | Продолжительность – 194 серии

Вклад в искусство: сериал стал классикой эксцентричных романтических комедий с фантастической героиней

О чём: незадачливый старшеклассник ухитряется защитить Землю от инопланетного вторжения, и в него влюбляется принцесса захватчиков

Первым заметным ситкомом о межпланетной любви было голливудское шоу конца 1970-х «Морк и Минди» с молодым Робином Уильямсом в роли пришельца. Но оно было далеко не столь успешно и влиятельно, как его развеселый аниме-аналог – экранизация комикса Румико Такахаси, одной из самых известных японских художниц в 1980-х и 1990-х. Такахаси ввела в Японии моду на смешение уморительных романтических комедий с приключенческими и фантастическими повествованиями, и «Несносные пришельцы» (как комикс, так и аниме-сериал) стали первым примером её мастерства в приготовления этого блюда.

Главная героиня «Пришельцев» происходила из расы космических орков, которые завоевывали миры, предлагая местным жителям сыграть в салки (в Японии осаленный называется «они», то есть орк). Главный герой сериала, случайно выбранный для состязания с девушкой, умудрялся одержать победу и оказывался не только спасителем человечества, но и обладателем настырной и непрошенной невесты, чьё присутствие превращало его жизнь в земной и космический кавардак. Если «Мой любимый марсианин» и «Морк и Минди» были ограничены своими бюджетами и технологиями, то в рисованном ситкоме было возможно всё – как из мира фантастики, так и из мира фэнтези, откуда в «Пришельцев» «просочились» орки и другие волшебные создания. При этом юмор в сериале был довольно раскованным, а порой и взрослым, что исподволь готовило почву для аниме-фильмов и аниме-видео, которые предназначались для зрителей постарше. 

Факт

Постановщиком первых ста серий «Пришельцев» был Мамору Осии, будущий режиссёр легендарного киберпанковского аниме «Призрак в доспехах».

16. Инопланетянин / E.T. the Extra-Terrestrial (1982)

16. Инопланетянин / E.T. the Extra-Terrestrial (1982)

Страна – США | Режиссер – Стивен Спилберг | Продолжительность – 114 минут

Вклад в искусство: фильм переосмыслил историю вторжения как оригинальную современную детскую сказку

О чём: прибывшие на Землю инопланетяне во время срочного отлета забывают одного из своих сородичей, и он находит приют в доме маленького мальчика

Поколение «бумеров», к которому принадлежит Стивен Спилберг, часто называют первым западным поколением, с рождения жившим в окружении фильмов, сериалов, комиксов, фантастических книг. Возможно, поэтому маленький Стивен придумал себе вымышленного друга, который был не сказочным героем, а инопланетным пришельцем. Этот инопланетянин помогал мальчику уходить в мир грез и прятаться там от житейских неурядиц и родительских ссор.

Многие годы спустя Спилберг превратил свою детскую фантазию в восхитительный детский фильм о маленьком пришельце, который становится лучшим другом для ватаги школьников. Взрослые в фильме – особенно агенты правительства – оказываются источником угрозы, тогда как общающийся с помощью эмпатии (телепатии эмоций) инопланетянин дарит детям несложные, но удивительные приключения вроде полёта на велосипедах. Параллели с Питером Пэном и Карлсоном напрашиваются сами собой. Ко времени выхода «Инопланетянина» фантастика часто ассоциировалась с детьми, но никто прежде не заходил так далеко в соединении детской сказки с фантастической историей. Картина была столь трогательной и увлекательной, что вошла в пантеон главных американских блокбастеров и самых любимых фильмов всех времён. Главных героев ленты сыграли Генри Томас, Дрю Бэрримор, Ди Уоллес-Стоун и Питер Койот. 

Факт

Картина снималась в хронологическом порядке сцен, чтобы маленьким актерам было проще входить в роли.

17. Нечто / The Thing (1982)

17. Нечто / The Thing (1982)

Страна – США | Режиссер – Джон Карпентер | Продолжительность – 109 минут

Вклад в искусство: картина блестяще слила историю о вторжении и кровавый параноидальный хоррор

О чём: американские исследователи Антарктиды обнаруживают инопланетное существо, которое убивает людей и принимает их облик

Опубликованная ещё до Второй мировой войны повесть Джона Кэмпбелла «Кто идёт?» была впервые экранизирована в 1951 году, но фильм Кристиана Ниби превратил необычное сочетание фантастики и параноидального детектива в банальную стычку с инопланетным монстром. Напротив, Джон Карпентер в своей экранизации отдал должное повествованию Кэмпбелла и создал одну из лучших картин в истории кинофантастики.

Подход Ниби к экранизации «Кто идет?» был тем более странным, что ключевая идея повести отлично рифмовалась с послевоенным страхом перед проникновением в Америку коммунистов. Пришелец убивал обитателей полярной станции и выдавал себя за своих жертв с помощью способности к мимикрии, а оставшиеся в живых учёные и инженеры ломали голову, как определить, кто из них инопланетянин. Тем не менее, картина Карпентера не была точным повторением голливудского прошлого. В ней чувствовался отпечаток любви 1960-х и 1970-х к контркультуре, поскольку обитатели станции были довольно эксцентричными мужчинами, а не одетыми с иголочки «правильными» американцами из старых фильмов. В «Нечто» пришелец покушался на обновленную Америку, где не только можно, но и нужно было быть не таким, как все, и его подражание угрожало как жизни, так и уникальности полярных исследователей. Чтобы отразить их страх и решимость сражаться с монстром, Карпентер опёрся на свой опыт в создании хорроров и боевиков и снял многогранное кино, не раз менявшее жанр от сцены к сцене. В главного героя ленты перевоплотился Курт Расселл.

Факт

Большой поклонник фильма Ниби, Карпентер поначалу боялся браться за проект, так как не думал, что сможет превзойти ленту 1951 года.

18. Гиперпространственная крепость Макросс / Chojiku yousai Macross (1982-1983)

18. Гиперпространственная крепость Макросс / Chojiku yousai Macross (1982-1983)

Страна – Япония | Создатель – Сёдзи Кавамори | Продолжительность – 36 серий

Вклад в искусство: сериал показал, как гражданские могут внести свой вклад в победу, пока военные отражают инопланетное вторжение

О чём: земляне восстанавливают упавший на Землю гигантский космический корабль, и он становится главным оружием в войне с инопланетными захватчиками 

Одним из режиссеров «Космического крейсера “Ямато”» был аниматор Нобору Исигуро. 8 лет спустя он поставил «Гиперпространственную крепость Макросс» – популярнейший аниме-сериал, который стал следующей ключевой вехой в истории японской и мировой фантастики об инопланетных вторжениях. На Западе и в России это шоу стало известно под названием «Роботех».

На первый взгляд, «Макросс» был почти что клоном «Ямато», не заслуживающим упоминания в нашем перечне. Он также рассказывал об экипаже уникального корабля, который становился единственной надеждой человечества. При этом пришельцы были гигантами, что вызывало ассоциации с «Ультраменом». Но у «Макросса» были значимые отличия от проекта Мацумото. Во-первых, сериал уделял внимание не только героизму военных, но и мужеству гражданских, которые оказывались в центре конфликта и вносили свою лепту в победу, не превращаясь в солдат. Во-вторых, заглавный космолёт был звёздным авианосцем, и его истребители были трансформерами – впервые в истории аниме и Японии. Эпопея «Трансформеры» появилась позже, под влиянием творения Сёдзи Кавамори. В-третьих, сериал был более психологичным, чем «Ямато», с вписанным в сюжет любовным треугольником и духовной эволюцией как людей, так и пришельцев. Наконец, в-четвёртых, одним из ключевых персонажей была молодая певица, и, в конечном счете, «Макросс» оказывался историей кровавого культурного обмена. Люди осваивали технологию пришельцев, а воинственные инопланетяне смягчались сердцем и постигали музыку, которой прежде не знали. Для Японии с её историей отношений с Китаем и Западом это был близкий и понятный сюжет.

Факт

Начинающая певица и актриса озвучания Мари Идзима благодаря «Макроссу» стала полноправной поп-звездой, много лет выпускавшей альбомы, которые не имели никакого отношения к её роли в прославленном аниме.

19. Победа / V (1983-1984)

19. V: Последняя битва / V: The Final Battle (1984)

Страна – США | Создатель – Кеннет Джонсон | Продолжительность – 5 серий

Вклад в искусство: сериал впервые показал, как противостояние с пришельцами доходит до партизанской войны с почти победившим противником

О чём: прилетевшие на Землю инопланетяне выдают себя за благодушных и дружелюбных гуманоиодов, но оказываются поработителями-рептилоидами

После сравнительно либеральных 1970-х приход к власти в США откровенно консервативного президента Рейгана произвел двоякое воздействие на Голливуд. В то время как многие режиссёры с готовностью занялись созданием мужественного ура-патриотического кино (сравните, хотя бы, первого и второго «Рэмбо»), некоторые постановщики взялись за фильмы об опасности диктатуры и старых-новых ценностей. Начавший выходить в 1983 году фантастический сериал «Победа» умудрился отдать должное обеим тенденциям.

С одной стороны, «Победа» возвращала зрителей в эпоху послевоенной параноидальной фантастики и изображала тоталитарных захватчиков, которым главные герои-подпольщики должны были дать отпор. С другой стороны, пришельцы не только превращали людей в своих рабов и еду (будучи ящерами, они обожали пожирать млекопитающих), но и убеждали некоторых людей добровольно с ними сотрудничать, потому что изначально представляли себя благодетелями человечества. Также они мастерски использовали медиа и втирались в доверие к властям, что было ближе к поведению новых консерваторов, чем к голливудскому представлению о «красных ордах». При этом источником вдохновения для Джонсона служил роман «У нас это невозможно» американца Синклера Льюиса, который показывал насколько США близки к диктатуре. Столь удачная игра на два фронта не осталась незамеченной, и «Победа» стала культовым шоу для ценителей амбициозной телефантастики. Ключевых персонажей сериала изобразили Марк Сингер и Джейн Бэдлер.

Факт

Одного из инопланетян в «Победе» играл Роберт Инглунд, многолетний исполнитель роли Фредди Крюгера. В отличие от полуночного маньяка, персонаж Инглунда в «Победе» был дружелюбным монстром, который в итоге вставал на сторону людей.

20. Хищник / Predator (1987)

20. Хищник / Predator (1987)

Страна – США | Режиссер – Джон Мактирнан | Продолжительность – 104 минуты

Вклад в искусство: фильм переосмыслил инопланетное вторжение как кровавое состязание между землянином и пришельцем

О чём: спецназовцы ЦРУ отправляются в джунгли Южной Америки с тайной миссией и нарываются на инопланетного охотника на людей

После выхода в 1985 году «Рокки 4» в Голливуде шутили, что в пятом фильме экранный боксер сразится с пришельцем, потому что на Земле для него противников не осталось. В этой шутке была лишь доля шутки. Чем круче казался герой боевиков, тем труднее было придумать задание, которое бы заставило его попотеть. А кто мог быть правдоподобной угрозой для Арнольда Шварценеггера в расцвете лет? В «Коммандо» его заставили в одиночку воевать с целой армией, а в «Хищнике» персонажа австрийца столкнули с могучим инопланетным убийцей.

Когда братья-сценаристы Джим и Джон Томас вдохновились шуткой про Рокки, они не просто так отправили героя в джунгли. Во-первых, в то время были на слуху американские военные «приключения» в Латинской Америке, а, во-вторых, в Голливуде тогда снималось много фильмов о Вьетнамской войне, и в «Хищнике» герои сталкивались с инопланетным злодеем, который олицетворял «угрозу из джунглей». Как и вьетнамцы, он прятался на деревьях и наносил внезапные смертельные удары, против которых было бессильно мощное американское оружие. Чтобы победить Хищника, герой Шварценеггера сам должен был сродниться с джунглями, научиться их использовать и действовать как вьетнамский, а не американский спецназовец. Вместе со Шварценеггером в «Хищнике» снялись Карл Уэзерс, Эльпидия Каррильо, Билл Дьюк, Джесси Вентура, Сонни Лэндэм, Шейн Блэк и Кевин Питер Холл.

Факт

Изначально на роль Хищника был приглашен Жан-Клод ван Дамм, но бельгийский каратист жалко смотрелся рядом с мощными бодибилдерами. Так что роль пришельца перешла к гиганту Кевину Питеру Холлу ростом 2,18 м.

21. Чужие среди нас / They Live (1988)

21. Чужие среди нас / They Live (1988)

Страна – США | Режиссер – Джон Карпентер | Продолжительность – 94 минуты

Вклад в искусство: фильм стал классикой антикапиталистической контркультурной фантастики

О чём: бродячий разнорабочий находит очки, которые позволяют ему увидеть правду жизни и узнать, что Земля давно захвачена инопланетянами

Если «Нечто» Джона Карпентера было, в основном, снято в традиции антикоммунистической фантастики 1950-х, пусть и с поправкой на позднейшую эстетику, то «Чужие среди нас» оказались одним из самых яростных контркультурных фильмов о пришельцах из космоса. Картина убеждала зрителей, что их враг живёт не за океаном и не в космосе, а в просторных офисах и правительственных зданиях. Бороться с вторжением было уже поздно – оно давно произошло и полностью победило. И Карпентер не скрывал, что прозрачно намекал на режим Рейгана и торжество неограниченного, аморального капитализма.

В отличие от классических американских героев фильмов о вторжениях, герой «Чужих» представлял не добропорядочный средний класс, а низшую касту рабочих – бомжей, ищущих подработку. Наткнувшись на уличного проповедника, рассказывавшего, что человечество захвачено и порабощено, герой следовал за пастырем и получал очки, которые снимали пелену с его глаз и показывали, сколько на Земле влиятельных пришельцев и сколько рекламных плакатов на самом деле призывают подчиняться, потреблять, служить и не задумываться. В дальнейшем оказывалось, что пришельцы используют глобальное потепление, чтобы сделать Землю более похожей на их планету, и что богатые и знаменитые люди – либо инопланетяне, либо коллаборационисты. Будучи неробкого десятка, герой брал в руки ружье и отправлялся на донкихотскую войну с захватчиками, чтобы делало картину не только драмой, но и боевиком. Главную роль в фильме исполнил канадский рестлер Родди Пайпер.

Факт

Многих бомжей в фильме играли настоящие калифорнийские бездомные. Карпентер кормил их и платил небольшие гонорары.

22. Красавица-воин Сейлор Мун / Bishoujo senshi Sailor Moon (1992-1997)

22. Красавица-воин Сейлор Мун / Bishoujo senshi Sailor Moon (1992-1997)

Страна – Япония | Создатель – Наоко Такеути | Продолжительность – 200 серий

Вклад в искусство: сериал предложил уникальное сочетание девичьего аниме и саги об инопланетном вторжении

О чём: обычная японская школьница узнаёт, что является реинкарнацией древней принцессы Луны, и что она должна защищать Землю от космических угроз 

Космическая фантастика традиционно считается «мужским» жанром. Даже когда женщины создают подобные произведения, они обычно отражают мужской взгляд на мир, чтобы следовать жанровым канонам. Но есть и исключения из правила. Самое знаменитое из них в начале 1990-х создала японская художница комиксов Наоко Такеути, чьё творение было быстро превращено в международный аниме-хит, который для многих стал первым знакомством с увлекательными и эксцентричными аниме.

«Красавица-воин Сейлор Мун» возникла не на пустом месте. Такеути была большой поклонницей японских супергеройских телесериалов, где герои обычно действовали как скоординированная команда. Также ей нравились девичьи комиксы о приключениях юных волшебниц. А поскольку художница была ещё и любительницей астрономии, то она придумала комикс на стыке фэнтези и фантастики, где перерожденные на Земле древние инопланетные девушки-воины знакомились и собирались в команду защитников человечества. Их боевые способности были скорее из мира фэнтези, чем фантастики, а их боевые костюмы были вариацией на тему японской женской школьной формы, известной как «матроска». Отсюда английское слово «sailor» («матрос») в боевых именах персонажей. Сериал не стеснялся женственности героинь, а всячески её подчеркивал и обыгрывал, и его можно было смотреть и как боевую эпопею, и как романтичную повесть о девичьей дружбе и женском взрослении.

Факт

Такеути не планировала превращать «Сейлор Мун» в многолетнюю эпопею, но ей пришлось расширить изначально намеченное повествование, когда выяснилось, что она создала суперхит.

23. Секретные материалы / The X Files (1993-2018)

23. Секретные материалы / The X Files (1993-2018)

Страна – США | Создатель – Крис Картер | Продолжительность – 218 серий

Вклад в искусство: сериал стал классикой интригующего и конспирологического фантастического кино

О чём: агенты ФБР расследуют загадочные события, в то время как американские власти тайно сотрудничают с пришельцами

Параноидальные антиправительственные мотивы «Чужих среди нас» получили увлекательное развитие в одном из самых популярных фантастических сериалов 1990-х – многолетней конспирологической эпопее «Секретные материалы». Её автор Крис Картер начинал как журналист и редактор журнала о серфинге, был нанят студии Walt Disney для работы над молодежными комедиями, и, не задержавшись в этом жанре, придумал «Секретные материалы». Они были навеяны молодостью Картера в 1970-е, когда Уотергейтский скандал, приведший к отставке президента Никсона, убедил многих прежде наивных американцев не доверять властям.

«Секретные материалы» не были полностью посвящены тайному инопланетному вторжению. Сериал рассказывал самые разные истории и порой экспериментировал с жанрами и даже стилями, что не давало ему приесться. Но его стержневая сюжетная линия повествовала о многолетних попытках главного героя, агента ФБР Фокса Малдера, выяснить, что случилось с его сестрой, которую некогда похитили при загадочных и фантастических обстоятельствах. В свою очередь, ключевым антагонистом сериала был безымянный участник правительственного заговора, скрывавший от народа и низших чинов вроде Малдера правду о пришельцах, их пугающих экспериментах и планах колонизации Земли. Крупицы истины шоу выдавало в час по чайной ложке, и собирать из них цельное повествование было особым наслаждением для преданных поклонников шоу. Этот приём Картер позаимствовал у паранормального шоу «Твин Пикс». Главные роли в сериале сыграли Дэвид Духовны и Джиллиан Андерсон.

Факт

Джиллиан Андерсон забеременела в начале работы над первым сезоном «Секретных материалов», и её пытались уволить и заменить на другую актрису, но Крис Картер отстоял будущую телезвезду.

24. День независимости / Independence Day (1996)

24. День независимости / Independence Day (1996)

Страна – США | Режиссер – Роланд Эммерих | Продолжительность – 145 минут

Вклад в искусство: картина вывела изображение инопланетных вторжений на новый уровень визуального размаха

О чём: американские власти возглавляют сопротивление вторгшимся инопланетянам, когда те уничтожают крупнейшие земные города

Немецкого режиссера Роланда Эммериха и его американского творческого партнера-сценариста Дина Девлина всегда раздражали фантастические фильмы, в которых инопланетяне вторгались тихой сапой, атакуя маленький городок или тайно проникая людям в сознание. Как однажды заметил Эммерих, «если бы ты пролетел через всю Галактику, ты бы не прятался на ферме, а объявил о себе на весь мир». Поэтому, когда напарники добились успеха со «Звёздными вратами», где люди вторгались на далекую пустынную планету, они выбрали в качестве своего следующего проекта грандиозный фантастический боевик, где эпическое инопланетное вторжение увенчивалось эпической победой землян.

Конечно, «День независимости» не был первым блокбастером об открытом вторжении. Вспомним, хотя бы, «Войну миров», снятую на заре жанра. Но «День» мог предложить как новаторские для своего времени компьютерные эффекты (вкупе с превосходными традиционными визуальными трюками), так и принципиально новый, триумфальный пафос страны, которая после распада СССР осталась единственной сверхдержавой. Если в 1950-х пришельцы были аллегорией иностранной угрозы, то инопланетяне в «Дне» были лишь поводом для демонстрации несгибаемого американского духа и готовности высших чиновников повести за собой ученых, военных и простых людей на войну. Характерно, что президент США в фильме был ветераном Войны в Персидском заливе, когда Америка и её союзники показали «мать Кузьмы» властям Ирака. Также показательно, что победа приходила благодаря одновременной атаке с помощью военных самолетов, атомного оружия и компьютерного вируса – всех технологических преимуществ США 1990-х. Главных героев картины изобразили Уилл Смит, Джефф Голдблюм, Билл Пуллман, Мэри Макдоннелл, Джадд Хёрш, Роберт Лоджа и Рэнди Куэйд. 

Факт

Американская армия сперва поддерживала проект, но отказала в сотрудничестве, когда Девлин и Эммерих не стали вычёркивать из сценария Зону 51 и связанную с ней НЛО-конспирологию.

25. Третья планета от Солнца / 3rd Rock from the Sun (1996-2001)

25. Третья планета от Солнца / 3rd Rock from the Sun (1996-2001)

Страна – США | Создатели – Бонни Тернер, Терри Тернер | Продолжительность – 139 серий

Вклад в искусство: сериал блестяще высмеял житейскую рутину, показав её глазами наивных пришельцев

О чём: инопланетная экспедиция изучает человечество, выдавая себя за семью из провинциального американского городка

В то время, как почти все фильмы и сериалы об инопланетном вторжении показывают его с точки зрения людей и порой вовсе не дают пришельцам слова, ситком «Третья планета от Солнца» перевернул шаблон вверх ногами и сделал центральными персонажами инопланетян, мучительно пытающихся разобраться в неписанных правилах человеческого общества и выдать себя за «своих».

Как мы уже отмечали, изначально ситкомы вроде «Моего любимого марсианина» стали вводить в сюжет инопланетян и других невероятных созданий, чтобы разнообразить привычные комичные ситуации и позволить героям пережить невозможные в обычной жизни приключения. «Третья планета» от этого почти полностью отказалась. Она черпала юмор не в необычности инопланетян, а в их недоуменном взгляде на людскую жизнь – на хождение на работу, учёбу в школе, служебные романы, свидания в барах. Самые рядовые ситуации провоцировали нестандартные реакции пришельцев и помогали зрителям разглядеть нелепости того, что они принимают как должное. В этом отношении «Третья планета» была фантастической вариацией на тему популярнейшего ситкома «Сайнфелд», который прославился как эталонное «шоу ни о чём», находящее поводы для высмеивания в мелочах окружающей жизни. Главных героев «Третьей планеты» играли Джон Литгоу, Кристен Джонстон, Френч Стюарт и Джозеф Гордон-Левитт.    

Факт

Прославленный бродвейский и театральный актер Джон Литгоу согласился сниматься в ситкоме, поскольку это позволило ему приходить домой к ужину и много времени проводить с семьей.

26. Люди в чёрном / Men in Black (1997)

26. Люди в чёрном / Men in Black (1997)

Страна – США | Режиссер – Барри Зонненфельд | Продолжительность – 98 минут

Вклад в искусство: фильм перевернул конспирологическое кино вверх дном и убедил зрителей, что им лучше не знать всю правду

О чём: случайно наткнувшийся на инопланетянина полицейский получает приглашение в тайную организацию, которая надзирает за пришельцами на Земле

Хотя в «Секретных материалах» скрывающие правду чиновники были антагонистами шоу, они никогда не изображались как исчадья зла, и сериал порой предлагал зрителям встать на сторону этих чиновников и задуматься, как бы они повели себя, если бы стали носителями важных тайн. Поэтому вышедшие через несколько лет после премьеры «Материалов» «Люди в чёрном» были логичным развитием темы. Их героями были те самые скрывающие правду правительственные агенты, настаивающие, что рядовые земляне ещё не готовы узнать, что среди них живут иммигранты из иных миров, которые маскируются под обычных людей или эксцентричных знаменитостей.

Понятно, заглавные персонажи «Людей в чёрном» не готовили инопланетное вторжение и не скрывали чудовищные эксперименты. Напротив, они держали пришельцев под контролем и отбивали вторжения, если те всё же начинались. В фильме, который стал родоначальником цикла, начинающий агент и его опытный коллега охотились на кровожадного инопланетянина, способного погубить планету. С другой стороны, «Люди в чёрном» манипулировали сознанием простых людей, а устройство, стирающее память, было частью их стандартного снаряжения. Это была провокационная и даже пугающая концепция, которая, впрочем, нивелировалась залихватским и ироничным настроем картины. Кроме того, главного героя играл Уилл Смит из «Дня независимости», и его обаятельный и смекалистый персонаж казался тем, кому Америка может безусловно довериться. Вторую главную роль в картине исполнил Томми Ли Джонс.

Факт

В основу фильма был положен одноименный комикс Лоуэлл Каннингема, где работа Людей в чёрном была показана в куда более мрачных тонах. Так, они не стирали людям память, а просто убивали свидетелей.

27. Пятый элемент / The Fifth Element (1997)

27. Пятый элемент / The Fifth Element (1997)

Страна – Франция | Режиссер – Люк Бессон | Продолжительность – 126 минут

Вклад в искусство: фильм ребром поставил вопрос, должен ли герой спасать мир, который основательно прогнил 

О чём: бывший майор спецназа, работающий таксистом на Земле XXIII века, вовлекается в операцию по спасению планеты от галактического зла 

В то время, как Уилл Смит в «Людях в чёрном» спасал мир в компании Томми Ли Джонса, его коллега Брюс Уиллис спасал Солнечную систему в обнимку с красоткой Милой Йовович, для которой англоязычный блокбастер Люка Бессона стал первой громкой премьерой.

Разумеется, мы выделили «Пятый элемент» не из-за участия в нём русско-сербской актрисы. Фильм Бессона интересен другим. Угрожающее людям инопланетное зло в этом кино максимально абстрактно, и оно едва появляется на экране, в основном действуя через своих пособников во главе с земным торговцем оружием. Хотя «Пятый элемент» – это, бесспорно, боевик, его главной темой оказалась не победа над пришельцами, а осмысление жизни на Земле, показанной через гипертрофирующую призму саркастичного футуризма. До своего приключения с прекрасной инопланетянкой, прибывшей помочь людям в их войне, герой живет максимально пресной жизнью в обществе, которое пропитано циничным потребительством, и где между богатыми и бедными пролегают труднопреодолимые преграды. В прошлом Земли – сплошные войны. В её настоящем – города-ульи, недооцененные ветераны, продажные олигархи и Церковь, которую никто не принимает всерьёз. Поэтому героя Уиллиса почти что заставляют спасать такой мир, а зрителям фильм предлагает задуматься, стоит ли овчинка выделки и нельзя ли что-нибудь поменять. Вместе с Уиллисом и Йовович в картине снялись Гари Олдман и Крис Такер.     

Факт

Изначально Бессон хотел снять в роли Лилу Джулию Робертс и пригласить на главную мужскую роль либо Уиллиса, либо Мела Гибсона. Гибсон от проекта отказался, а Уиллис согласился, хотя его гонорар был меньше обычного.

28. Район №9 / District 9 (2009)

28. Район №9 / District 9 (2009)

Страны – ЮАР, США и другие | Режиссер – Нил Бломкамп | Продолжительность – 112 минут

Вклад в искусство: картина талантливо обсудила самые болезненные проблемы ЮАР на языке увлекательной фантастики 

О чём: бюрократ из крупной корпорации в результате заражения начинает мутировать в пришельца-инсектоида из числа живущих в трущобах Йоханнесбурга 

В каждой стране свое видение отношений между разными расами и местными жителями и мигрантами, и ЮАР, разумеется, не исключение. Многолетний апартеид и неоднозначные последствия его отмены ярко отразились в дебютной ленте Нила Бломкампа – одного из тех белых южноафриканцев, чья семья предпочла расстаться с Африкой и перебраться в более спокойную Канаду.

Обычно фантастические ленты о контактах людей и пришельцев настаивают, что мы легко культурно сблизимся, даже если окажется врагами. «Район №9» не столь оптимистичен и однозначен. Биология и общественное устройство инсектоидов так сильно отличаются от человеческих, что лишь немногие пришельцы достаточно развиты, чтобы, хотя бы, попытаться встроиться в человеческое общество. Со своей стороны, большинство людей даже не пытаются понять инопланетных «монстров», и они едва терпят их присутствие. Когда же герой ленты сам начинает превращаться в пришельца, то он становится для своих сородичей и сослуживцев изгоем и объектом охоты (корпорация хочет его вскрыть и изучить). И хотя некоторые из кровожадных злодеев в итоге получают по заслугам, отношения между людьми и инопланетянами от этого не налаживаются. Нестандартный для фантастических боевиков псевдодокументальный стиль картины как выделяет её среди аналогов, так и подчеркивает её политическую подоплеку. Главного героя фильма сыграл Шарлто Копли.

Факт

Знаменитый новозеландский постановщик Питер Джексон познакомился с начинающим творцом Нилом Бломкампом во время поисков режиссёра для фильма по мотивам видеоигр «Halo». Когда этот проект был заморожен, Бломкамп убедил Джексона спродюсировать «Район».

29. Мстители / The Avengers (2012)

29. Мстители / TheAvengers (2012)

Страна – США | Режиссер – Джосс Уидон | Продолжительность – 137 минут

Вклад в искусство: лента задала новый стандарт для кульминаций супергеройских киноциклов 

О чём: земные супергерои и инопланетный принц собираются в боевую команду, чтобы отбить инопланетное вторжение

Когда студия Marvel начала воплощать свой грандиознейший проект многосерийной экранной киновселенной, она выбрала формат, отработанный ещё на заре истории супергеройских комиксов. Сначала нужно было снять отдельные фильмы, обстоятельно представляющие каждого колоритного супермена, а затем придумать решающую схватку за судьбу планеты, для которой герои должны были объединить усилия. Ведь, в отличие от героинь «Сейлор Мун», у каждого их них свои приключения и свои вспомогательные персонажи, а в отряды они собираются лишь по особым случаям. А что могло бросить вызов самым могучим героям Земли? Разумеется, инопланетное вторжение.

Так родились «Мстители», которые всё ещё остаются в десятке самых кассовых хитов всех времен и народов. Как и в «Пятом элементе», вторжение в картине было максимально схематичным – вплоть до того, что в фильме не было ни одного персонажа из расы читаури, с которыми супергерои сражались. И это было единственно возможное решение, потому что «глубокое погружение» в жизнь читаури лишь отвлекло бы внимание от самого главного в «Мстителях» – попыток персонажей сработаться, сдружиться и выстроиться в неформальную иерархию, чтобы эффективно сотрудничать. Хотя в «Мстителях» хватало экшена и спецэффектов, его лучшие сцены были разговорными, и создатель «Баффи – истребительницы вампиров» Джосс вновь показал себя как мастер ёмких диалогов и сопряжения драмы с комедией. Ключевые роли в фильме исполнили Роберт Дауни-младший, Крис Эванс, Марк Руффало, Крис Хемсворт, Скарлетт Йоханссон, Джереми Реннер, Том Хиддлстон, Сэмюэл Л. Джексон и Гвинет Пэлтроу. 

Факт

Гвинет Пэлтроу выше Роберта Дауни-младшего на 3 см. Чтобы это не было заметно, актер снимался в ботинках на очень высокой подошве, а актриса ходила босиком.

30. Прибытие / Arrival (2016)

30. Прибытие / Arrival (2016)

Страны – США, Канада | Режиссер – Дени Вильнёв | Продолжительность – 116 минут

Вклад в искусство: картина сумела превратить «заумную» научную проблему в захватывающее фантастическое кино

О чём: профессиональный лингвист пытается установить контакт с головоногими пришельцами

Интеллектуальное и развлекательное кино часто противопоставляют друг другу. Многие продюсеры настаивают, что коммерческие фильмы нужно снимать так, чтобы даже маленький ребёнок в них разобрался, а «умное» кино может рассчитывать только на узкую аудиторию, которая окупит лишь проект с крошечным бюджетом. Однако в 2016 году одним из самых громких прокатных хитов года стало кино о тонких нюансах лингвистики. А всё потому, что писатель Тед Чан, сценарист Эрик Хайссерер и режиссер Дени Вильнёв скрестили интеллектуальный сюжет с историей об инопланетном вторжении и потенциальной угрозой всему человечеству.

Угроза в «Прибытии» потенциальная, потому что объясниться с пришельцами оказывается куда сложнее, чем обычно в фантастическом кино. Культура инопланетян столь далека от земной, что даже интерпретация простых символов, которыми они пытаются общаться, оказывается запредельно сложной головоломкой. Так что люди теряются в догадках, хотят ли инопланетяне изучить человечество и помочь ему, или же они готовятся истребить людей. Скромная исследовательница языков оказывается единственной, кто находит ответ на этот вопрос, в то время как вокруг неё разгорается международный политический кризис, придающий ленте захватывающий драйв. Тем временем режиссёр и его фильм предлагают публике задуматься, как наш язык определяет наше представление о мире и помогает или мешает нам налаживать отношения. Главную героиню «Прибытия» изобразила Эми Адамс.  

Факт

Создатели картины придумали полноценный визуальный язык с сотней символов, лишь 71 из которых были использованы в финальном монтаже.

Борис Иванов

3 марта 2024 года

Рейтинг:

4.53