10 лучших научно-фантастических фильмов, снятых в Германии
Следующая остановка – немецкая фантастика
Кинематограф Германии в разные времена становился то центром экспрессионизма, то реализма, то романтизма – исторические потрясения заставляли бурлить культуру и искусство центра Европы. Научная фантастика в Германии тоже всегда была особенной, и самых интересных ее представителей мы собрали в этот топ.
Метрополис / Metropolis (1927)
Ни одну подборку немецких фантастических фильмов невозможно себе представить без упоминания «Метрополиса», антиутопической драмы, установивший жанровые стандарты на многие годы вперед. Развитие робототехники и постиндустриальное общество, глобализация и социальные потрясения – режиссер Фриц Ланг предсказал в своем фильме развитие человечества на столетие вперед. Кроме этого, «Метрополис» – еще и невероятный образец кинематографической изобретательности, до него картины так не снимали, недаром лента стала пиком развития немецкого визуального экспрессионизма. Долгое время полная версия «Метрополиса» считалась утерянной, но в 2010-м ленту удалось восстановить в первоначальном виде – обязательно посвятите ей три часа своего времени.
Женщина на Луне / Frau im Mond (1929)
Поклонники кино прекрасно помнят «Путешествие на Луну» Жоржа Мельеса, первую картину о космическом перелете, но «Женщина на Луне» Фрица Ланга – лента для жанра научной фантастики в разы более важная. В этой приключенческой картине автор за сорок лет до триумфа миссии «Аполлон-11» весьма точно предсказал проблемы, с которыми будущие астронавты столкнутся перед стартом, в полете и на поверхности Луны. Именно Ланг ввел в обиход обратный отсчет перед запуском ракет, наконец, в съемочном павильоне «Женщины на Луне» работал 17-летний Вернер Фон Браун, отец немецкого и американского ракетостроения. Удивительное кино, почти на полвека опередившее свое время и оттого бессмертное.
Луна-44 / Moon 44 (1990)
Космический боевик «Луна-44», хоть и снят на английском языке с британскими и американскими актерами, по полному праву может считаться немецкой лентой – снимали его в павильонах Западной Германии, а большая часть съемочной группы, руководимой начинающим, но уже очень амбициозным режиссером Роландом Эммерихом, состояла из немцев. Действие триллера разворачивается в далеком будущем, на одной из планет, ведущей борьбу за независимость в войне корпораций, захватывающих ресурсы по всей вселенной. Оборона против превосходящих сил противника вынуждает руководство «Луны-44» обратиться за помощью к местным заключенным, на которых ложится героическая миссия воинов-истребителей.
Когда наступит конец света / Bis ans Ende der Welt (1991)
Фильмы режиссера Вима Вендерса сложно отнести к какому-то одному жанру, поэтому и научная фантастика в его «Когда наступит конец света» легко уступает драме, перепрыгивает в романтическую комедию, а затем легко обращается в философскую притчу. Однако завязка этой немецко-австралийской ленты такова, что мимо нашей подборки ее пропустить никак нельзя – человечество находится под угрозой уничтожения из-за того, что с орбиты сошел начиненный радиоактивным топливом космический спутник. Пока траектория падения не выяснена, паника охватывает всю планету, и главные герои картины отправляются в Австралию, где странный ученый ведет свои эксперименты с воздействием электричества на мозг с целью формирования «снов на заказ». Как и все у Вендерса, фильм получился непростой, но невообразимо красивый.
Далекая синяя высь / Das wilde blaue Drüben (2005)
Еще одна лента большого немецкого мастера – на этот раз Вернера Херцога – и снова удивительное зрелище, несравнимое ни с чем. «Далекая синяя высь» – псевдодокументальная фантастическая драма о единственно важной цели существования человечества, о покорении космоса. Картина выстроена весьма непривычно, в ней инопланетянин, внешне неотличимый от землян, рассказывает о гибели своей родной планеты, о поисках его расой нового дома, о попытках выжить на Земле и о намерениях покинуть Солнечную систему в стремлении отыскать местечко получше. Все это сопровождается комментариями математиков, астрономов и астронавтов, а попутно зрители могут насладиться невероятной красоты космическими пейзажами и красотами нашей вселенной. Это, конечно, не «День независимости» и не «Чужой», но смотрится восхитительно.
Облако / Die Wolke (2006)
Когда минувшей весной весь мир восхищался сериалом «Чернобыль», мало кто вспомнил о том, что в Германии в 2006 году был снят драматический фильм «Облако», во многом опирающийся на события в Припяти и вокруг ЧАЭС. Герои ленты оказываются в радиусе поражения смертельными осадками, распространяющимися по Германии после аварии на вымышленной атомной станции. Кто-то пытается покинуть «зону» как можно быстрее, но погибает в давке, кто-то стремится спасти близких, но теряет драгоценные минуты, а у кого-то остается последний шанс на то, чтобы высказать свои чувства самым родным людям. Картина изначально предназначалась молодым зрителям, но тема оказалась столь драматичной, что в Германии фильм стал хитом у самой широкой аудитории.
Дверь / Die Tür (2009)
Наверное, у каждой страны в фильмографии должна быть картина, в которой герои пытаются исправить свое прошлое, но при этом лишь усугубляют проблемы. У немцев за этот аспект отвечает детективная драма «Дверь», в которой в главной роли блистает несравненный Мадс Миккельсен. Его персонаж некогда вел весьма безалаберную жизнь и, увлекшись собственными удовольствиями, допустил гибель своей маленькой дочери. Судьба неожиданным образом позволяет убитому горем отцу исправить ошибку – герой обнаруживает загадочную дверь, открывающую дорогу в то самое время, когда случилась трагедия. Отец исправляет свою ошибку, но не желает после этого возвращаться назад, чем запутывает пространственно-временной континуум и зрителя.
Грядущие дни / Die kommenden Tage (2010)
Просмотр утопической драмы «Грядущие дни» многим может показаться очень тяжелым испытанием – даже немецкие критики назвали этот фильм «перегруженным» и «слишком амбициозным». Но показанное в нем сегодня, спустя десять лет после создания ленты, выглядит очень интересно. Все дело в том, что авторы «Грядущих дней» сделали попытку предсказать, как сложатся ближайшие десять лет для Европы и мира в целом – и хотя будущее они показали довольно мрачным, мы вынуждены признать, что многое было предсказано верно: от засилья мигрантов до угрозы распада Евросоюза, от военного конфликта на Ближнем востоке до хакерских атак на жизненно важные структуры государства. Удивительный пример точности предсказания самых негативных перспектив.
2016: Конец ночи / Hell (2011)
Прежде чем окончательно потухнуть, Солнце в недалеком будущем начинает светить сильнее, и это уничтожает почти все живое на Земле. Немногочисленные выжившие вынуждены объединяться в группы, чтобы добывать пищу и охранять кров на выжженной поверхности планеты. Казалось бы, сюжет фантастического триллера «2016: Конец ночи» далек от оригинальности, а его авторы эксплуатируют лекала «Безумного Макса» и «Дороги», но есть что-то в этой картине такое, что заставляет досмотреть ее до конца, несмотря на пересвеченные кадры и обилие жестокости. Лента безусловно понравится фанатам постапокалиптики, с ее необходимостью уметь выживать при любых условиях, но найдется здесь место и драматическим вопросам этики. Темные дни, даже если они залиты светом гибнущей звезды, всегда дают пищу для размышлений о природе человека.
Железное небо / Iron Sky (2012)
К пародийной сатирической ленте «Железное небо» сложно относиться всерьез, ведь снята она была скорее как хулиганский манифест, чем как серьезное кино с глубоким посылом и двойным или даже тройным дном. Но в этом есть и свои плюсы – над авторами не нависали студийные боссы или ответственные за культуру чиновники, а потому в кадре удалось пошалить на полную катушку. Чего стоит один только синопсис – очередная лунная экспедиция обнаруживает на обратной стороне спутника Земли секретную базу нацистов, бежавших в космос в конце Второй мировой. Раскрытый Четвертый Рейх вынужден нанести упреждающий удар и отправить на Землю своих агентов, которые оказываются втянуты в гонку претендентов на кресло Президента США. Временами очень смешно, местами крайне глупо, но точно не скучно.