50 лучших российских фильмов
Постсоветское и современное кино, которое определило жанры
Хотя девяностые годы ХХ века были непростой эпохой для страны – российское кино быстро восстановилось и порадовало нас настоящими шедеврами. Что же, в этой мини-энциклопедии мы собрали пятьдесят лучших российских картин, пронизанных атмосферой эпохи, поднимающих сложные вопросы – или, напротив, являющих пример абсолютно безбашенного зрелища. Общее среди них только одно – каждое из произведений заслуживает вашего внимания.
50. Турецкий гамбит (2005)
Роскошная экранизация романа Бориса Акунина. Джаник Файзиев лихо закрутил интригу действия, Егор Бероев и Гоша Куценко, кажется, полностью погрузились в былые годы, а компьютерная графика добавляет «соли и перца». Что ж, титулярный советник Эраст Фандорин начинает свои приключения на фоне русско-турецкой войны – и, поверьте, происходящее вас не разочарует.
49. Хардкор (2016)
Дикий эксперимент, лента снятая целиком и полностью с видом «из глаз», хоть и не стала откровением, но, как минимум, стерла границы между полетом авторского замысла и его реализацией. Первую половину «Хардкора» можно пересматривать много раз, жаль, что к концу страсти несколько перешли грани разумного. Тем не менее, свой неизгладимый след в истории боевиков Илья Найшуллер оставил.
48. Братство (2019)
Один из наиболее важных современных военных фильмов. Павел Лунгин во всех деталях описывает 1988 год, канун вывода советских войск из Афганистана: в шахматной партии между душманами, спецназом и чиновниками оказывается задействована разведывательная рота, которая на своей шкуре ощутит все ужасы войны. Атака на кишлак под «Все идет по плану» Егора Летова являет собой чистый оголенный нерв, навсегда западающий в память.
47. Даун Хаус (2001)
Сумасшедшая комедия Романа Качанова – настоящий слепок эпохи. Переложение классического «Идиота» Федора Достоевского в обрамлении таких актеров, как Федор Бондарчук и Иван Охлобыстин, да еще и перенесенное в девяностые годы ХХ века, кажется настоящим фейерверком гэгов, очаровательным, смешным и остроумным.
46. Высоцкий. Спасибо, что живой (2011)
«Высоцкий. Спасибо, что живой» Петра Буслова был неоднозначно встречен публикой, однако, у картины нельзя отнять неоспоримые преимущества. Великолепная игра Оксаны Акиньшиной, натянутая тетива действия, которое нагнетает страсти похлеще, чем любой боевик, и, конечно же, тонко встроенный антураж, в который веришь сразу.
45. Как я провел этим летом (2010)
Шикарное приключение от Алексея Попогребского. Стажер и начальник полярной станции остаются одни на северном острове – главный герой коротает дни, ждет окончания вахты и тут ловит весьма любопытное радиосообщение. Григорий Добрыгин и Сергей Пускепалис разыгрывают эту историю, как по нотам – вы буквально ощутите ветер в лицо, мороз и окунетесь в тайны Крайнего Севера.
44. Спутник (2020)
Пример того, что наше кино может быть не хуже голливудского. «Спутник» Егора Абраменко словно снимал молодой Джон Карпетнер – повесть о симбиоте, вернувшемся с орбиты на Землю в 1983 году, здесь предстает во всей звериной жесткости и зрелищности. Настоящий «черный фильм» отлично срежиссирован, его сеттинг выглядит безукоризненно, а динамика не даст заскучать ни на секунду.
43. Все умрут, а я останусь (2008)
Злое, откровенное и очень правдивое кино – Валерия Гай Германика, как никто другой, умеет обрисовать чаяния поколения, вскрыть проблемы и погоревать о несбывшихся мечтах. Три девятиклассницы (Катя, Вика и Жанна) готовятся к дискотеке – первом событии нового учебного года. Парад юношеского максимализма, суровой действительности и натянутая тетива юношеских переживаний – «Все умрут, а я останусь» выглядит, ни много, ни мало, слепком жизни.
42. Пыль (2005)
Эксперимент Сергея Лобана – препарирование всех пороков современного мира. Незаметный парень, мечтающий об идеальном торсе, оказывается втянутым в эксперимент спецслужб и видит себя накачанным красавцем. Увы, после окончания «опытов» единственной целью героя станет возвращение в ту самую минуту счастья. Алексей Подольский и Петр Мамонов разыграли этот гамбит просто блестяще.
41. Антикиллер (2002)
Бескомпромиссный боевик от Егора Кончаловского. «Антикиллер», в котором задействованы такие мэтры, как Гоша Куценко, Михаил Ульянов и Виктор Сухоруков, опишет тот самый хаос, возникающий, когда волк-одиночка берет правосудие в свои руки. Отличная экранизация произведения Данила Корецкого.
40. Мы из будущего (2008)
Патриотичный посыл «Мы из будущего» Андрея Малюкова трудно преуменьшить, равно, как и дугу развития персонажей Данилы Козловского и Дмитрия Волкострелова. Этот роман о попавших в 1942 год современных «черных следопытах» расцвечен всей гаммой чувств, переживаний и являет собой прекрасный пример описания «превращения мальчиков в мужей».
39. Хрусталев, машину! (1998)
Поток сознания Алексея Германа – монументальное в своем перфекционизме полотно, сплав эмоций, шорохов и звуков; живой слепок времени. Ошеломляющая игра Юрия Цурило, страшное развитие событий, начавшееся зимой 1953 года, и развязка, идущая в унисон с крушением эпохи.
38. Салют-7 (2017)
Космический роман об отваге и силе духа. «Салют-7» расскажет о реальном подвиге Владимира Джанибекова и Виктора Савиных, а 400 млн. руб. бюджета плюс консультанты «Роскосмоса» и РКК «Энергия» позволили скрестить «коня и трепетную лань». То есть, сотворить шикарное зрелище, события которого ничуть не идут вразрез с исторической или физической правдой. Клим Шипенко, Владимир Вдовиченков и Павел Деревянко – все актеры ровно на своих местах.
37. Все будет хорошо (1995)
Сложно себе представить девяностые годы ХХ века без «Все будет хорошо» Дмитрия Астрахана. Александр Збруев и Михаил Ульянов, абсолютно сказочный сюжет, любовный треугольник в весьма странном преломлении – к ленте можно относиться по-разному, но она в любом случае затронет нотки в вашем сердце и останется в памяти.
36. ДМБ (2000)
Невероятная, искрометная, абсурдная комедия – разошедшийся на миллионы цитат «ДМБ» Романа Качанова не только мастерски обыгрывает все людские пороки, но и предлагает абсолютно отвязную круговерть приключений. Петр Коршунков и Станислав Дужников тут попадают, как кур во щип – кто чужую жену соблазнил, кто завод сжег, так что, в бегстве от недругов путь на призывной пункт весьма логичен. Вот только, вопрос в том, что будет дальше?
35. Ширли-мырли (1995)
Еще один комедийный памятник эпохе. «Ширли-мырли» Владимира Меньшова выдают такое количество шуток в минуту экранного времени, что голова кругом идет. Валерий Гаркалин, Вера Алентова, Игорь Угольников и Инна Чурикова пишут буквально энциклопедию жанра, обыгрывая сюжет о похищении алмаза «Спаситель России». Осторожно, просмотр фильма рекомендован только людям с устойчивой психикой (шутка).
34. Вор (1997)
Суровая история от Павла Чухрая, щеголяющая настоящей правдой характеров и отличной аркой развития персонажей. Осень 1952 года, трудное время. Одинокая мать (Екатерина Редникова) воспитывает сына Саньку; в поезде они знакомятся с военным Толяном (Владимир Машков) – он быстро очаровывает леди, но оказывается совсем не тем, за кого себя выдает…
33. Майор (2013)
Буквально наматывающий нервы на руку рассказ Юрия Быкова – душераздирающая история о майоре полиции Сергее Соболе, который, спеша к беременной супруге, сбил семилетнего мальчика. Произошедшее становится триггером к череде еще более драматичных событий, наглядно демонстрирующих аксиому, что насилие всегда приводит к еще большему насилию. Денис Шведов и Ирина Низина в своих ролях выглядят очень убедительно, а отстраненная подача ленты способствует ее еще большей хлесткости.
32. Молох (1999)
Александр Сокуров как всегда аллегоричен – даже история последних дней самого страшного человека на Земле в интерпретации маэстро выглядит скорее декомпозицией природы зла и власти, нежели, чем исторической аллюзией. Гениальное в своей глубине и минимализме формы произведение.
31. Утомленные солнцем (1994)
Обласканная критикой и зрителями картина Никиты Михалкова. Филигранно описанные последние дни комдива Котова – его большая семья живет привычной жизнью, еще не подозревая, что этот уик-енд на даче будет их последним совместным времяпрепровождением. Олег Меньшиков, Никита Михалков и Ингеборга Дапкунайте чудо как хороши в своих ролях, а поднимаемые в картине вопросы выходят далеко за рамки описываемых исторических событий.
30. Холоп (2019)
Самая кассовая отечественная лента, которая заставила завибрировать сердца почти всех зрителей. «Холоп» Клима Шипенко удивительно прост по своей сути (богатого мажора перевоспитывают, якобы отправляя в другую временную эпоху), но настолько элегантен и органичен, что не влюбиться в него просто невозможно. Отдельное спасибо команде актеров (Милош Бикович, Александра Бортич, Александр Самойленко, Иван Охлобыстин) и прекрасным диалогам, которые стали уже живой классикой.
29. Легенда N17 (2012)
«Номер семнадцать». Валерий Харламов, забивший две шайбы в матче «СССР – Канада» 2 сентября 1972 года в Монреале, стал настоящим символом отечественного хоккея. Что ж, известные события буквально ожили в режиссуре Николая Лебедева. Данила Козловский и Олег Меньшиков оказались ровно на тех местах, какие были нужны, а ритм и накачка адреналина в картине кажутся образцовыми. Настоящее «большое кино»!
28. Окраина (1998)
Совершенно дикое, какое-то первобытное кино – тем не менее, подкупающее своим стержнем и честностью. Петр Луцик пишет повесть о нескольких мужиках, которые потеряли землю – и теперь пытаются восстановить справедливость в столице. Густая атмосфера и отличные роли Юрия Дубровина и Николая Олялина прилагаются.
27. Географ глобус пропил (2013)
Александр Велединский в ленте «Географ глобус пропил» умело оттенил проблемы современной школы, а Константин Хабенский сформировал один из наиболее достоверных образов. Увы и ах, биолог Виктор Служкин вынужден пойти «на заработки» преподавателем: простая жизнь героя со всеми невзгодами и радостями раскроется перед вами, как на ладони.
26. Вий 3D (2014)
При всей сюжетной скромности, «Вий 3D» – развлечение «на все сто». Лихой, захватывающий, поражающий спецэффектами – и, самое главное, великолепно выстроенный. Арт-директура здесь вполне может быть сравнима со знаменитой «Сонной лощиной» Тима Бертона, а твисты, которыми Олег Степченко насытил ленту, позволят совсем по-иному взглянуть на классику.
25. 4 (2004)
Режиссерский дебют Ильи Хржановского, после которого он получил карт-бланш на создание не-кино «Дау». Пронизанная атмосферой романов Владимира Сорокина лента предложит вам радикальный взгляд на сегодняшнюю действительность: судьбы торговца мясом, настройщика и женщины с низкой моральной ответственностью, сплетутся в настоящий танец реальности – настолько же впечатляющий, насколько и шокирующий.
24. Трудно быть Богом (2013)
Долгострой Алексея Германа, конечно же с Леонидом Ярмольником и Юрием Цурило в главных ролях. От романа братьев Стугацких осталась лишь фабула о «надзоре» землян за планетой, погруженной в Средневековье – все остальное перешло в плоскость визуального эксперимента и потока сознания. Каждый кадр картины стоит того, чтобы рассмотреть его, как произведение искусства.
23. Свои (2004)
Драма Дмитрия Месхиева с Богданом Ступкой и Сергеем Гармашем в главных ролях. Очень непростой фильм, переосмысливающий страшные годы – сценарий в нем крутится вокруг любовного треугольника (сбежавший советский военнопленный и местный полицай влюбляются в местную девушку) на фоне ужасов Великой Отечественной войны. Идеально выстроенная пружина действия и объемные персонажи прилагаются.
22. Ночной дозор (2004)
Первый по-настоящему крупный российский блокбастер. Тимур Бекмамбетов поколебал настроения скептиков и четко заявил, что крутое зрелищное кино нам тоже по зубам, а Константин Хабенский и Владимир Меньшов идеально перенесли на экран книжные образы Сергея Лукьяненко. Спецэффекты, атмосфера, музыка – все по высшему разряду.
21. Охота на пиранью (2006)
Абсолютно безбашенный боевик, к финалу которого уже не знаешь, плакать или смеяться – подобное было, разве что, на «Коммандос» с Арнольдом Шварценеггером. Андрей Кавун блестяще справился со своей работой, а Владимир Машков, Евгений Миронов и Андрей Мерзликин, вполне возможно, сыграли свои самые яркие экшн-роли. Спецагент подразделения «Пираньи» Кирилл Мазур с коллегой Ольгой направляются в сибирскую тайгу – им предстоит уничтожить лабораторию химического оружия!
20. Лето (2018)
Самый личный фильм Кирилла Серебренникова. Уникальная передача атмосферы восьмидесятых, музыкально-мультипликационные вставки, которые будоражат ум, тонкая нить эмоциональной недосказанности и, конечно же, ощущение молодости и радости жизни. Браво.
19. Груз 200 (2007)
Жуткий паровой каток, который не щадит зрителя – «Груз 200» Алексея Балабанова кажется настоящей прививкой от людских пороков, но картина куда глубже, чем может показаться на первый взгляд. Аллегорические мотивы режиссера выходят за рамки бытовых маньяков и простираются до исторических параллелей. Настоящий бриллиант в карьере режиссера.
18. Т-34 (2018)
Пример того, что кино на сложные темы может быть зрелищным. Патриотический посыл «Т-34» Алексея Сидорова неоспорим, боевые сцены берут немыслимую планку, а драйв такой, что к концу ленты заложит уши. Опят же, Александр Петров, Виктор Добронравов и Ирина Старшенбаум в точности на своих местах.
17. Нелюбовь (2017)
Невыносимо тяжелая драма Андрея Звягинцева о крушении иллюзий. В «Нелюбви» можно найти миллионы смыслов, но главный посыл картины прост и кристально ясен – при всем ужасе поднимаемых вопросов и тем, лента апеллирует именно к тому, что зачеркнуто приставкой «не». Марьяна Спивак и Алексей Розин выплеснули на экран всю гамму переживаний, а рубленые, канонические кадры, столь знакомые поклонникам творчества режиссера, здесь уже возведены в Абсолют.
16. Два капитана-2 (1992)
1992 год. Время, когда, казалось, возможно все – и невозможно ничего. Именно тогда вышла абсурдистская притча Сергея Дебижева, в которой Сергей Курехин и Борис Гребенщиков выстрелили целой обоймой ошеломляющего юмора. Сотканный из кинохроники начала ХХ века, щедро приправленный музыкальными композициями и монотонным закадровым текстом фильм сначала смешит до колик, а после уже погружает в транс. Удивительный эксперимент.
15. Остров (2006)
Лучшее произведение Павела Лунгина. И лучшая роль Петра Мамонова (а также, вероятно, Виктора Сухорукова и Дмитрия Дюжева). Философская аллюзия на тему искупления грехов, вопросы о реальности чудес, тема веры – в этой картине есть все, чтобы попытаться понять, что же такое наше существование.
14. Прогулка (2003)
Вряд ли можно вспомнить хотя бы один столь же солнечный, прекрасный и одухотворенный отечественный фильм ХХI века. «Прогулка» Алексея Учителя – настоящий танец молодости, энергии и задора. Ирина Пегова, Евгений Цыганов и Павел Баршак, кажется, просто проживают эти мгновения на экране – настоящий глоток свежего воздуха.
13. Бумер (2003)
Петр Буслов поставил точку в романтизации «лихих годов» – кровь и пот в «Бумере» кажутся абсолютно настоящими, неподдельными. Владимир Вдовиченков и Андрей Мерзликин словно по нотам разыгрывают эту трагическую балладу о насилии, а финальный аккорд картины достоин включения во все учебники по кино.
12. Бумажный солдат (2008)
Сага об иллюзорности мечты и том, что там, за горизонтом. Монотонный ритм «Бумажного солдата» Алексея Германа мл. (особенно хочется отметить и прекрасные образы героев Мераба Нинидзе и Чулпан Хаматовой) буквально проникает в подкорку сознания, а развязка ленты кажется важнейшей философской аллюзией в истории современного кинематографа.
11. 9 рота (2005)
Настоящий порыв для отрасли – «9 рота» Федор Бондарчука предложила и грандиозный военный блокбастер, и прекрасно прописанные образы героев, и уникально выстроенную атмосферу – как ни крути, проект, эталонный во всех смыслах. Вы просто окунетесь в горнило афганской кампании.
10. Стиляги (2008)
«Стиляги» Валерия Тодоровского – гимн маленькому подвигу людей, идущих против заскорузлой системы. Образы героев Антона Шагина и Оксаны Акиньшиной преломляются в историю Москвы начала пятидесятых, когда попытка быть не таким, как все, пресекалась на корню. Уникально выстроенная атмосфера и визуальный ряд не дадут отвлечься от экрана ни на минуту.
9. Горько! (2013)
Сатира эпохи второго десятилетия XXI века. Острая, сердитая и уморительно смешная. Жора Крыжовников буквально взорвался в этой картине непрерывной вереницей шуток, помогли ему и Сергей Светлаков, и Юлия Александрова. В девяностых были «Особенности национальной охоты», в «десятых» – «Горько!».
8. Бой с тенью (2005)
«Бой с тенью» Алексея Сидорова – настоящий образец того, как надо снимать развлекательное кино. Клиповый монтаж с головой погружает в действие, простая история оживает всеми красками эмоций, а ритм картины способствует дикой накачке адреналина. Особенно хочется отметить и роли Дениса Никифорова, Андрея Панина и Елены Пановой.
7. Дурак (2014)
Современный Салтыков-Щедрин. «Дурак» Юрия Быкова – настоящий швейцарский нож, вскрывающий современные пороки, жуткий, безысходный, но необходимый к просмотру. Жизни восьмисот человек поставлены на карту – сможет ли простой сантехник переломить ход вещей?
6. Возвращение (2003)
Наиболее значимая картина Андрея Звягинцева. «Возвращение», психологическая повесть о неожиданно появившемся отце, который ломает зону комфорта двух мальчишек, являет собой пример чистого, концентрированного искусства. В котором большинство мизансцен содержат массу смыслов, а генеральная линия является примером, на котором стоит поучиться кинематографии.
5. Брат (1997)
Монумент девяностым годам ХХ века. Безжалостный минималистичный шедевр Алексея Балабанова, канонические роли Сергея Бодрова мл. и Виктора Сухорукова, прекрасные музыкальные композиции и обнаженная правда жизни. Эмоциональный заряд картины превосходит все мыслимые пределы.
4. Время первых (2017)
Самый важный российский блокбастер. Дмитрий Киселев во «Времени первых» идеально собрал конструкцию, совмещающую историческую точность со зрелищем, Евгений Миронов и Константин Хабенский блестяще разыграли свой дуэт, а от драматичной истории первого выхода человека в открытый космос буквально волосы встают на загривке дыбом. Придраться просто не к чему.
3. О чем говорят мужчины (2010)
Идеальный срез поколения. Канули в лету былые чаяния, теперь бал правят метросексуальные вопросы и разговоры о том, «какое вино лучше». Дмитрий Дьяченко в «О чем говорят мужчины?» настолько точно отразил образы современного поколения, что картину впору переименовывать в «Героев нашего времени».
2. Особенности национальной охоты (1995)
Настоящий культ. Сложно себе представить влияние, которое оказали «Особенности национальной охоты» на жанр – равно, как и число цитат, на которые разошлась лента. Факт есть факт, Александр Рогожкин снял наиболее значимую юмористическую ленту девяностых годов ХХ века, а Вилле Хаапасало, Алексей Булдаков и Виктор Бычков выступили в образах, достойных памятников.
1. Аритмия (2017)
Вряд ли можно вспомнить еще один отечественный фильм, насколько достоверно сложивший мозаику человеческих судеб и обнаживший все проблемы современного общества. Но заслуга «Аритмии» Бориса Хлебникова не только в «срывании покровов»; напротив, за всей этой бесконечной драматичной суетой, проступает линия надежды – маленький росток счастья, вера в светлое будущее. И за это авторам хочется сказать огромное спасибо.