Топ-10 самых вкусных сцен с советским общепитом
Не надо жалобную книгу!
Во времена СССР заведения общественного питания, а именно рестораны и кафе, очень часто изображались в кино как некие рассадники порока и причина деградации рабочего человека, однако были и фильмы, где дорогие сердцу выросших в Советском Союзе читателей заведения показаны всё же с любовью и теплотой. Мы собрали в данном материале десять наиболее «вкусных» сцен советского кинематографа, в которых наш общепит был показан, в том числе, и с положительной стороны.
Волга-Волга (1938)
Знаменитая ария официанта о том, как «наш советский повар плохо делает обед», и последующее образцовое обслуживание клиента и сегодня способны вызвать обильное слюноотделение у зрителя, что уже говорить о тридцать восьмом годе. Кстати, именно в это время в СССР активно заимствовали у Америки передовой опыт общепита, именно в тридцатые годы появилась «московская котлета с булкой» (наш вариант гамбургера), так что эпизод в кафе был весьма актуален.
Сказание о земле сибирской (1947)
Трудно придумать что-либо более соблазнительное для советского человека, уехавшего осваивать далекие месторождения и строить новые города, чем картина затерянного в лесу постоялого двора, в ресторане которого всегда приютят усталого труженика или путешественника, нальют чаю из огромного чайника, накормят, напоят и спать уложат. Идиллическая картина вечерних посиделок под гармонь до сих пор олицетворяет для многих сложные послевоенные годы, когда искренняя дружба и чувство локтя помогали превозмогать все невзгоды.
Карнавальная ночь (1956)
Небывалое дело – бенефис товарища Бывалова и лектора по распространению в исполнении Сергея Филиппова проходил на сцене, перед которой стояли не аккуратные ряды кресел, а накрытые столы! Режиссеру Эльдару Рязанову не сразу разрешили совместить рассказ о праздновании советскими гражданами Нового Года с застольем, однако без буфета дома культуры, кормления сосисками бюрократа в лифте и общей ресторанной атмосферы фильм получился бы совсем иным.
Девчата (1961)
Рассказ об общепите в картине ограничен сценами в рабочей столовой на лесозаготовке, куда устроилась работать поварихой главная героиня, однако её щи и каша покорили не только желудки суровых лесорубов, но и сердца всех зрителей. А перечислению способов приготовления картошки и сегодня радуется душа любого гурмана.
Полосатый рейс (1961)
Картина открывается и завершается сценой в буфете цирка, где главный герой в исполнении Евгения Леонова рассказывает о своем необычном приключении в качестве якобы дрессировщика. Да и на корабле добрая часть действия происходит на камбузе, плюс разговоры постоянно крутятся вокруг того, чем же кормить хищников. На голодный желудок фильм лучше не смотреть!
Дайте жалобную книгу (1965)
Самый подробный и противоречивый фильм о советском общепите показал всё его нутро с разных сторон, хотя самые неприглядные особенности и остались за кадром. Сегодняшнему зрителю некоторые сцены и ситуации из картины покажутся абсолютно дикими и невозможными, но, увы, они не были придуманы. Тем менее, главному герою, которого сыграл Олег Борисов, всё же удалось убедить советских официанток пересмотреть свое отношение к клиенту, и ресторан, в итоге, стал образцово-показательным.
Бриллиантовая рука (1968)
Хотя сцена в ресторане «Плакучая ива» и должна была изображать тёмную сторону жизни совграждан, именно она стала одной из центральных в картине Леонида Гайдая, и особенно полюбилась зрителям. Надо сказать, что для того периода ресторан выглядел весьма стильно и привлекательно, как с точки зрения оформления – интерьер его и в наши дни смотрится более, чем достойно, – так и меню. Ну а практически все произнесенные Юрием Никулиным и Андреем Мироновым за столом фразы стали крылатыми. Сценка в кафе-мороженом на берегу моря тоже получилась запоминающейся.
Приехали на конкурс повара (1977)
Веселая комедия о соревновании лучших поваров советского общепита рассказывает историю трех армянских кулинаров, приехавших в Москву, чтобы удивить столицу своими национальными блюдами. С собой они привезли целый чемодан зелени, а также много трогательных провинциальных привычек и представлений о том, что такое хорошо, и что такое плохо. Бесконечную череду блюд оттеняли замечательные работы Армена Джигарханяна, Бориса Щербакова, Евгении Симоновой и Владимира Басова.
Из жизни отдыхающих (1980)
В наши дни рассказ Николая Губенко о скучающих на отдыхе на курорте Черного моря гражданах среднего возраста смотрится двояко. С одной стороны, сразу бросается в глаза невыносимая тягость бытия, с другой – и это могут оценить только те, кому довелось жить и работать и в советское, и в настоящее время – насколько же легко и просто тогда жилось! А сцены в ресторане дома отдыха, на паруснике и на причале могут служить настоящим образцом того, сколь незатейлив, но в то же время очарователен был общепит в 1980-х годах.
Вокзал для двоих (1982)
Поскольку почти всё действие фильма Эльдара Рязанова разворачивается в привокзальном ресторане, то он фактически является одним из главных действующих лиц картины. Сегодня все уловки вороватых кухарок и изможденных товарным дефицитом официанток смотрятся весьма забавно, однако в те годы в салате «Мимоза» и правда был какой-то неподдельный драматизм, а провозимые в купе поезда дыни «торпеда» казались неким олицетворением богатой и беззаботной жизни. Лучшего среза советского общепита, со всеми его минусами и небольшими плюсами, сложно и представить.