Топ-10 самых вкусных сцен с советским общепитом

Не надо жалобную книгу!

Во времена СССР заведения общественного питания, а именно рестораны и кафе, очень часто изображались в кино как некие рассадники порока и причина деградации рабочего человека, однако были и фильмы, где дорогие сердцу выросших в Советском Союзе читателей заведения показаны всё же с любовью и теплотой. Мы собрали в данном материале десять наиболее «вкусных» сцен советского кинематографа, в которых наш общепит был показан, в том числе, и с положительной стороны.


Волга-Волга (1938)

Волга-Волга (1938)

Знаменитая ария официанта о том, как «наш советский повар плохо делает обед», и последующее образцовое обслуживание клиента и сегодня способны вызвать обильное слюноотделение у зрителя, что уже говорить о тридцать восьмом годе. Кстати, именно в это время в СССР активно заимствовали у Америки передовой опыт общепита, именно в тридцатые годы появилась «московская котлета с булкой» (наш вариант гамбургера), так что эпизод в кафе был весьма актуален.



Сказание о земле сибирской (1947)

Сказание о земле сибирской (1947)

Трудно придумать что-либо более соблазнительное для советского человека, уехавшего осваивать далекие месторождения и строить новые города, чем картина затерянного в лесу постоялого двора, в ресторане которого всегда приютят усталого труженика или путешественника, нальют чаю из огромного чайника, накормят, напоят и спать уложат. Идиллическая картина вечерних посиделок под гармонь до сих пор олицетворяет для многих сложные послевоенные годы, когда искренняя дружба и чувство локтя помогали превозмогать все невзгоды.



Карнавальная ночь (1956)

Карнавальная ночь (1956)

Небывалое дело – бенефис товарища Бывалова и лектора по распространению в исполнении Сергея Филиппова проходил на сцене, перед которой стояли не аккуратные ряды кресел, а накрытые столы! Режиссеру Эльдару Рязанову не сразу разрешили совместить рассказ о праздновании советскими гражданами Нового Года с застольем, однако без буфета дома культуры, кормления сосисками бюрократа в лифте и общей ресторанной атмосферы фильм получился бы совсем иным.



Девчата (1961)

Девчата (1961)

Рассказ об общепите в картине ограничен сценами в рабочей столовой на лесозаготовке, куда устроилась работать поварихой главная героиня, однако её щи и каша покорили не только желудки суровых лесорубов, но и сердца всех зрителей. А перечислению способов приготовления картошки и сегодня радуется душа любого гурмана.



Полосатый рейс (1961)

Полосатый рейс (1961)

Картина открывается и завершается сценой в буфете цирка, где главный герой в исполнении Евгения Леонова рассказывает о своем необычном приключении в качестве якобы дрессировщика. Да и на корабле добрая часть действия происходит на камбузе, плюс разговоры постоянно крутятся вокруг того, чем же кормить хищников. На голодный желудок фильм лучше не смотреть!



Дайте жалобную книгу (1965)

Дайте жалобную книгу (1965)

Самый подробный и противоречивый фильм о советском общепите показал всё его нутро с разных сторон, хотя самые неприглядные особенности и остались за кадром. Сегодняшнему зрителю некоторые сцены и ситуации из картины покажутся абсолютно дикими и невозможными, но, увы, они не были придуманы. Тем менее, главному герою, которого сыграл Олег Борисов, всё же удалось убедить советских официанток пересмотреть свое отношение к клиенту, и ресторан, в итоге, стал образцово-показательным.



Бриллиантовая рука (1968)

Бриллиантовая рука (1968)

Хотя сцена в ресторане «Плакучая ива» и должна была изображать тёмную сторону жизни совграждан, именно она стала одной из центральных в картине Леонида Гайдая, и особенно полюбилась зрителям. Надо сказать, что для того периода ресторан выглядел весьма стильно и привлекательно, как с точки зрения оформления – интерьер его и в наши дни смотрится более, чем достойно, – так и меню. Ну а практически все произнесенные Юрием Никулиным и Андреем Мироновым за столом фразы стали крылатыми. Сценка в кафе-мороженом на берегу моря тоже получилась запоминающейся.



Приехали на конкурс повара (1977)

Приехали на конкурс повара (1977)

Веселая комедия о соревновании лучших поваров советского общепита рассказывает историю трех армянских кулинаров, приехавших в Москву, чтобы удивить столицу своими национальными блюдами. С собой они привезли целый чемодан зелени, а также много трогательных провинциальных привычек и представлений о том, что такое хорошо, и что такое плохо. Бесконечную череду блюд оттеняли замечательные работы Армена Джигарханяна, Бориса Щербакова, Евгении Симоновой и Владимира Басова.



Из жизни отдыхающих (1980)

Из жизни отдыхающих (1980)

В наши дни рассказ Николая Губенко о скучающих на отдыхе на курорте Черного моря гражданах среднего возраста смотрится двояко. С одной стороны, сразу бросается в глаза невыносимая тягость бытия, с другой – и это могут оценить только те, кому довелось жить и работать и в советское, и в настоящее время – насколько же легко и просто тогда жилось! А сцены в ресторане дома отдыха, на паруснике и на причале могут служить настоящим образцом того, сколь незатейлив, но в то же время очарователен был общепит в 1980-х годах.



Вокзал для двоих (1982)

Вокзал для двоих (1982)

Поскольку почти всё действие фильма Эльдара Рязанова разворачивается в привокзальном ресторане, то он фактически является одним из главных действующих лиц картины. Сегодня все уловки вороватых кухарок и изможденных товарным дефицитом официанток смотрятся весьма забавно, однако в те годы в салате «Мимоза» и правда был какой-то неподдельный драматизм, а провозимые в купе поезда дыни «торпеда» казались неким олицетворением богатой и беззаботной жизни. Лучшего среза советского общепита, со всеми его минусами и небольшими плюсами, сложно и представить.



14 октября 2021 года

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг:

5.00