Топ-10 классических фантастических триллеров!
Кино, которое актуально и сегодня
Сегодня мы изучим лучшие на наш взгляд классические фантастические ленты: инопланетяне и неземные существа, монстры и страхи в них лишь одна из составляющих частей. Другая, не менее сильная – развитие героев, операторская работа, атмосфера. Короче говоря, наш новый топ о тех фантастических триллерах, которые стали фундаментом для современных голливудских блокбастеров!
«Вторые» / Seconds (1966)
В параноидальную триголию Джона Франкенхаймера («Маньчжурский кандидат», «Семь дней в мае») входит и блестящий фильм «Вторые». Артур Хэмилтон ввязывается в очень интересную историю: некая тайная организация дарует (за деньги, конечно) богатым второй шанс, новую жизнь – пересаживая разум старика в тело молодого субъекта. Только какую цену в действительности придется за это заплатить? Фирменная камера и доведенный до абсолюта саспенс гарантирую невероятное удовольствие от ленты. Посмотрев «Вторые» хочется сказать – увы, такого сейчас не делают.
«Нечто» / The Thing from Another World (1951)
К культовому (оригинальному!) «Нечто» приложил руку сам Ховард Хоукс! На пару с Кристианом Найби они сняли шикарнейший ужастик про злого инопланетянина. На арктической станции во время исследования толщи льдов была обнаружена летающая тарелка с непонятным замерзшим обитателем. Конечно, его забрали на станцию, он оттаял и начал куролесить…
«Люблю тебя, люблю» / Jet'aime, jet'aime (1968)
Медленный, почти статичный, но дико атмосферный фантастический триллер от Алена Рене. Клод Ридер, намеревавшийся свести счеты с жизнью, начинает лечиться в странной клинике, где ставят эксперименты по перемещению во времени. Главному герою предлагают еще раз взглянуть на свою тогда еще живую супругу, в 1966 г. – переместившись всего на минуту. Далее все летит в тартары, Клод оказывается запертым в своих воспоминаниях. Очень добротное исследование подсознания.
«Куотермасс и колодец» / Quatermass and the Pit (1967)
Рой Уорд Бейкер рисует картину настоящего апокалипсиса – люди сходят с ума, с предметами творится непонятно что. Студия «Хаммер» прославилась своими лентами о профессоре Куотермассе (его сыграл Эндрю Кир) – в этой же картине накал достиг апогея. Будет все – и найденные при строительстве метро остатки Древних, и непонятный летательный аппарат, и призраки, и гоблины. Тот самый сплав фантастики и мистики, после которого хочется закричать «браво»!
«Война миров» / The War of the Worlds (1953)
Чуть «облегченная» (из-за недостатка бюджета треножников заменили на летающие тарелки) версия классического романа Герберта Уэллса. Байрон Хэскин переносит действие в окрестности Лос-Анджелеса, но умело закручивает пружину действия и подводит все к настоящему катарсису финала.
«Зеленый сойлент» / Soylent Green (1973)
Разошедшийся на миллионы цитат «Зеленый сойлент» от Ричарда Флайшера с Чарлтоном Хестоном в главной роли повествует о критическом перенаселении Земли к 2022 г. Страшный парниковый эффект, разросшийся до 40 млн. жителей Нью-Йорк, засухи и истребление целых видов животных. Детектив Торн расследует убийство члена правления фабрики еды корпорации «Сойлент» – и натыкается на страшную правду о новом «универсальном хлебе» для граждан. По подаче и стилю лента напоминает скорее старые нуары – фантастика тут становится лишь одним из атрибутов, оттеняющих детективную линию.
«Человек Омега» / The Omega Man (1971)
Вторая попытка экранизировать роман Ричарда Матесона «Я – Легенда» (до этого был «Последний человек на Земле» с Винсентом Прайсом, а в наши дни вышла «Я – легенда» с Уиллом Смитом). Борис Сагал точно не прогадал с главной ролью Чарлтона Хестона – его харизма буквально вытянула все произведение, а огромное число образцов оружия порадовало фанатов. Итак, в 1975 г. бактериологическая война уничтожила подавляющее число населения, а выжившие стали превращаться в мутантов…
«День, когда Земля остановилась» / The Day the Earth Stood Still (1951)
Антивоенный шедевр от Роберта Уайза – в Вашингтоне совершает посадку корабль инопланетян: Клаату вместе с роботом Гортом принесли жителям Земли ультиматум о прекращении ядерных испытаний. Аскетично снятая и до мороза по коже страшная лента – настоящий гимн разуму.
«THX 1138» / THX 1138 (1971)
Сильно не понравившийся продюсерам первый фильм Джорджа Лукаса – с Робертом Дюваллом в главной роли. Будущее, жесткий тоталитаризм. Числа заменили все, жизнь людей расписана как по нотам – когда работать, когда развлекаться, все предопределено. Корректировка – медикаментозная. THX-1138 влюбляется и решает пойти против системы… На сегодня лента причислена к неоспоримой классике – и абсолютно заслуженно. Талант мастера раскрылся тут по полной программе.
«Взлетная полоса» / La Jetée (1962)
Встречайте короля! Эти 28 минут навечно вписаны в историю фантастического кино – «Взлетная полоса» стала отправной точкой для десятков картин и оказала, пожалуй, самое сильное влияние на жанр. Ничего подобного в мире не снимали – и, судя по всему, уже не снимут. Француз Крис Маркер оформил картину в виде фото-романа – видеоряд состоит из смены иллюстраций, но даже сегодня оторваться от нее невозможно. Третья мировая, термоядерные заряды уничтожили жизнь на поверхности планеты. Разработана машина времени – выжившие, скитающиеся в катакомбах, пытаются с ее помощью проникнуть в будущее, найти помощь («во имя того, чтобы прошлое и будущее помогли настоящему»). В будущее, конечно, отправляют заключенного, но это приводит к неожиданным последствиям.