Суровый север — лучшие скандинавские детективы
На которые стоит потратить время
Скандинавские детективные сериалы – известная любовь миллионов зрителей по всему миру, а вот полнометражным криминальным картинам с холодного севера везет меньше, хотя шведы, норвежцы и датчане не избегают и традиционных киноформ. Давайте вспомним десяток североевропейских лент, вышедших на экраны в последние годы, где расследования получились ничуть не менее яркими, чем в культовых телешоу “Мост” или “Убийство”.
Трясина / Mýrin (2006)
Бальтазар Кормакур – наверное, самый известный кинодеятель в истории далекой Исландии, поэтому без упоминания его картины скандинавская подборка будет неполной. Мы хотим обратить ваше внимание на одну из ранних лент Кормакура “Трясина”, основой сценария которой стал одноименный роман исландского же писателя Аднальдюра Индридасона. В центре сюжета картины следователь и дело о погибшем мужчине, труп которого найден в подвале скромного дома. Редкий диагноз связывает убитого с дочерью детектива и добавляет делу личный мотив.
Кандидат / Kandidaten (2008)
Датский триллер “Кандидат” – пример того, насколько удачно скандинавы умеют создавать напряженную атмосферу, избегая обильной демонстрации крови, увечий и орудий убийств, но играя на самых потаенных струнах наших страхов. Главный герой ленты принадлежит к числу людей, которые уверены в том, что если они являются законопослушной частью общей системы, то им не грозят неприятности. Однако, мужчина вдруг оказывается обвинен в убийстве, а неизвестные требуют от него деньги. Тут поможет только собственное расследование.
Девушка с татуировкой дракона / Män som hatar kvinnor (2009)
О самой, пожалуй, известной экранизации популярнейшей серии книг шведа Стига Ларссона что-то писать будет лишним – Лисбет Саландер стала поистине культовым скандинавским персонажем, столь же узнаваемым, как Карлсон или Пеппи Длинныйчулок. Но не только стилистика и атмосфера романов и книг делает их столь особенными, “Девушка с татуировкой дракона” – это еще и увлекательный детектив с отсылками в историю, неонацистами, насильниками и избалованными главами крупного бизнеса. Отличная кинофраншиза.
Последнее завещание Нобеля / Nobels testamente (2011)
Героине серии остросюжетных романов Лизы Марклунд журналистке Аннике Бергтсен повезло меньше, чем Лисбет Саландер – о ней снято несколько картин, но интерес к этим детективам за пределы Швеции вышел лишь однажды. “Последнее завещание Нобеля” многих зрителей заинтриговало своей нетривиальной завязкой – прямо на торжественном балу в честь вручения престижной премии совершено убийство, свидетелем которого становится журналистка. Пока следствие идет по ложному пути, репортер выясняет подлинные мотивы преступления.
Гипнотизер / Hypnotisören (2012)
Успех психологического триллера “Гипнотизер” воспринимается двояко. С одной стороны, лента была высоко оценена критиками и отправлена представлять Швецию в схватке за “Оскар”, с другой – публике этот детектив показался слишком медитативным и скучным даже по скандинавским меркам. В центре сюжета расследование жестокого убийства, единственным свидетелем которого является тяжело раненый мальчик. Комиссар полиции пытается выяснить обстоятельства преступления, обратившись к гипнозу, но открывает страшный секрет.
Мистериум. Начало / Kvinden i buret (2013)
Одна из самых удачных серий фильмов с особым скандинавским ароматом – франшиза, получившая в России название “Мистериум”, а в Скандинавии известная под именем “Отдел Q”. В этот титульный отдел сослан недавно отстраненный от дел следователь и его помощник-новобранец, и им предстоит разобраться в архивах участка и найти новые зацепки в старых нераскрытых делах. Не все ленты серии одинаково интересны, но “Начало”, или “Женщина в клетке”, очень неплоха – напряженный и изобретательный детектив с примесью триллера.
Убийство у моря / Tyskungen (2013)
Еще одна североевропейская история, опирающаяся на преступления давно минувших дней – детективная драма со скучным локализованным названием “Убийство у моря”. Главная героиня после внезапной гибели своих родителей находит в их вещах нацистскую медаль и берется выяснить, как она попала в ее семью. Неприятная правда оказывается больнее, чем все предыдущие переживания женщины, а детство начинает восприниматься совсем иным. Одна из шести картин о писательнице Эрике Фальк, и при этом самая интересная.
Витце / W. - Witse de film (2014)
Олдскульный детектив “Витце” – продукт модного в последние годы течения, в 2014 году на большие экраны вышел фильм, который является продолжением популярного сериала о комиссаре полиции, ведущем расследования даже на пенсии. Чтобы добавить фильму драматизма по сравнению с телешоу, авторы сделали “последнее дело Витце” особенно личным – к герою обращается сестра, недавно потерявшая дочь. Изучив улики, опытный следователь делает вывод о причастности к этой смерти маньяка, избегающего поимки много лет.
Месть / Hevn (2015)
Насмотренным зрителям завязка триллера “Месть” может показаться наивной и предсказуемой – под видом светской журналистки в отдаленный северный городок приезжает молодая женщина, ищущая повод встретиться с местным отельере и претендентом на пост мэра. Быстро становится очевидным, что дама имеет дурные намерения и желает отомстить за боль, нанесенную ей в юности. Вот только скандинавы не были бы собой, если бы снимали банальности – конфликт в прошлом не так однозначен, а методы возмездия у гостьи слишком радикальные.
Виновный / Den skyldige (2017)
Минималистичный триллер “Виновный” должен понравиться поклонникам таких картин как “Погребенный заживо”, “Коллектор”, “Лок” или недавний “Кислород” – по сути, это бенефис единственного актера, на протяжении всей ленты запертого в одной локации. Сюжет разворачивается во время смены дежурного по приему звонков в службу спасения – главный и единственный герой принимает сообщение от женщины, которая оказалась в опасности. Оставаясь на службе и используя только интуицию, мужчина ищет способ выручить звонящую.