Сравнение целых трех фильмов Дюна - Ходоровски, Линча и Вильнева
Миры Герберта, которые мы потеряли и обрели
«Дюна» Фрэнка Герберта, публикация которой началась в 1963 году – один из самых знаменитых фантастических романов ХХ века, настольная книга многих любителей sci-fi. Исследуя путь общества, которое живет без власти компьютеров, рисуя причудливый мир далекой планеты, автор вывел жанр на радикально новый уровень. И, конечно же, великое произведение так и просилось на экраны кинотеатров. Что же вышло из попытки его экранизировать, а также какими получились два вышедших впоследствии фильма – мы постараемся проанализировать в нашем исследовании миров «Дюны» от Ходоровски, Линча и Вильнева.
«Дюна» Алехандро Ходоровски (Dune, 1975 год)
В ролях – Дэвид Кэррадайн, Орсон Уэллс, Сальвадор Дали
Продолжительность – 12 – 14 часов
Бюджет – $15 – 90 млн.
Великий и ужасный Алехандро Ходоровски после «Святой Горы» планировал снять «Дюну» – фильм, который должен был перевести зрителей в состояние измененного сознания, перевернуть представления о возможностях кинематографа. Амбициозная махина застряла на стадии пре-продакшена – на создание графической интерпретации картины, её стиля (3 000 рисунков и скетчей) ушло $9,5 млн. Потом, даже с учетом таких звезд, согласившихся сыграть в х/ф, как Дэвид Кэррадайн (герцог Лето), Орсон Уэллс (барон Харконнен) и Сальвадор Дали (за пять минут роли падишаха-императора Шаддама IV он должен был получить $500 000), голливудские студии не дали «добро» на проект.
Несмотря на удивительные миры, нарисованные Хансом Гигером и Мебиусом, несмотря на перспективного мастера по спецэффектам Дэна О’Бэннона, музыку Pink Floyd, Magma – всё пошло прахом. Во-первых, никто не поверил, что на съемки ленты придется потратить ещё лишь $5,5 млн. – сухой подсчет рисовал более реалистичный бюджет картины до $90 млн., что сделало бы её самой дорогой на момент выпуска (да и сейчас, с учетом инфляции). А уж чего больше всего боялся Голливуд тогда – так «наступить» в очередной раз во что-то типа «Клеопатры», на выпуск которой ушло в десять раз больше средств, чем изначально планировалось.
Во-вторых, замысел Ходровски укладывался в не менее чем 12 часов экранного действа, а в семидесятые годы ХХ века ещё не была распространена модель высокобюджетных сериалов или выпуска картин в прокат, разбитых на множество частей. От 1 часа 50 минут хронометража, который одобрили продюсеры, маэстро сразу отказался – решительно и бесповоротно. Проект всей жизни должен был быть великим – но как его прокатывать никто не знал.
И, наконец, в-третьих – затрачивая серьезные деньги компании рассчитывали на возврат инвестиций, пусть даже через ТВ-эфир или кабельные показы. Фигура же Алехандро была максимально дискомфортной для «старого Голливуда» – он нарушал запреты, ломал каноны и, скорее всего, привел бы ленту к получению жесточайшего рейтинга R, который бы сузил потенциальную аудиторию в десятки раз. Например, сцена гибели герцога Лето была задумана Хородовски как детально показанное четвертование (ультра-насилие было коньком Ходоровски в прошлых картинах) – на этом фоне личность барона из нижеописанной картины Дэвида Линча покажется просто детсадовской.
А финал ленты и вовсе радикально бы отличался от книги – Пол в этой версии романа погибает, но его сознание распыляется и становится частицей каждого человека на Арракисе; планета покрывается растительностью и летит во Вселенной, неся Свет всей Галактике.
Так или иначе, два года тренировок по каратэ и обращению с оружием сына режиссера Бронтиса Ходоровски, который должен был сыграть Пола Атрейдеса, ни на что не сгодились, творческая группа «Дюны» была распущена в 1975 году, а сам Алехандро Ходоровски, пережив серьезный кризис, воссоздал ряд идей из проекта в многотомном комиксе «Инкал». Однако, «Дюна» Ходоровски стала жить ровно так, как и было описано в её истории – мотивы и отголоски проекта нашли свое отражение в десятках современных картин. От «Звездных войн», "Индианы Джонса" и «Бегущего по лезвию» – до «Чужого» и «Матрицы».
«Дюна» Дэвида Линча (зачеркнуто) (Dune, 1984 год)
В ролях – Кайл МакЛоклен, Юрген Прохнов, Патрик Стюарт
Продолжительность – 2 часа 17 минут
Бюджет – $45 млн.
Ради экранизации «Дюны» Дэвид Линч отказался от предложения Джорджа Лукаса снять шестой эпизод «Звездных Войн» – и это, наверное, было главной ошибкой в жизни режиссера. Лукас давал творцам исключительную творческую свободу, никогда не довлел – именно поэтому пятый эпизод, снятый Кершнером, многие считают самым удачным в саге. Увы и ах, взявшись за «Дюну» Линч недооценил тот прессинг, который на него возложит Дино Де Лаурентис.
Да, Дэвиду позволили взять на главную роль Кайла МакЛоклена, но далее всё должно было идти по лекалам студии, решившей дать достойный ответ Star Wars. Линч же планировал рисовать на экране своё фирменное безумие – именно поэтому многие считали, что такая замена Ходоровски могла быть вполне удачной (добавим в копилку ленты ещё и шикарные $45 млн. бюджета).
В итоге, если первые полчаса часа «Дюны» Линча еще выглядят впечатляюще и демонстрируют уникальный визуальный язык, далее картина быстро скатывается в бутафорский трэш с поролоновыми червями, идиотскими накладными съемками и атмосферой сумбурного утренника.
Переругавшись со всеми на площадке, Линч попросил убрать своё имя из титров, отрекся от творения (именно поэтому мы никогда не увидим режиссерскую версию фильма – по словам автора он был безнадежно испорчен уже довольно скоро после начала съемок; существует лишь расширенный вариант «Дюны» с хаотично вставленными удаленными из проката эпизодами), а проект с треском провалился в прокате.
Впрочем, один плюс «Дюна» 1984 года, все же, принесла – по соглашению со студией Линч получил полную творческую свободу для съемок «Синего бархата». И сделал эту картину действительно блестящей.
«Дюна» Дени Вильнева (Dune: Part One, 2021 год)
В ролях – Тимоти Шаламе, Джош Бролин, Джейсон Момоа
Продолжительность – 2 часа 35 минут
Бюджет – $165 млн.
Сложно сказать, почему пару лет назад, когда «Дюна» в очередной раз перезапустилась, не был использован сценарий Ходоровски и его ошеломляющие раскадровки для ленты. С учетом нынешних возможностей по компьютерным эффектам мы могли бы получить один из наиболее грандиозных кинопроектов XXI века. Да и ныне здравствующий 92-летний Алехандро мог если не стать режиссером, то, как минимум, принять роль визуального супервайзера ленты. Увы и ах, судя по всему, идеи, высказанные Ходоровски в семидесятые годы ХХ века, до сих пор настольно опережают время, что этот вариант опять бы вышел слишком рискованным для студии.
В итоге, на роль режиссера взяли Дени Вильнева – максимально удобную фигуру для современного Голливуда. С одной стороны, Вильнев имеет свой яркий, узнаваемей визуальный почерк и отлично строит на экране масштаб. С другой – снимает всегда по строгим канонам и не отступает от них ни на шаг. Риски ничтожные – но, даже с учетом Дени в режиссёрском кресле, новая «Дюна» получила карт-бланш лишь на съемки первой части, описывающей примерно 30% книги. Как только студия получила доказательство коммерческого успеха, картину продлили – в 2023 году нас ждет сиквел (скорее всего, на двух сериях всё не кончится, потребуется и третий эпизод).
Что ж, планета Арракис поначалу действительно впечатляет – с технической точки зрения проект выполнен безупречно, ориентированное на залы IMAX зрелище пробирает, что называется, до печенок. Однако, за красотами ленты вскоре начинают проглядывать логические дыры. Получив на общее описание истории «Дюны» часов 8-9 суммарного экранного времени, проект каким-то образом умудрился растерять свои основные логические элементы и ключевые точки.
В нем нет ни слова о личности Императора и его чёрном замысле, пропали удивительные Навигаторы, не раскрыта суть конфликта Харконненов и Атрейдесов – и многое, многое другое. Подобное ещё можно было бы забыть, если общая канва событий укладывалась бы в полтора часа – но если два с половиной часа нам рассказывают лишь завязку книги, это выглядит очень странно. Триумвират Джона Спэйтса, Дени Вильнева и Эрика Рота, которые работали над сценарием, заслуживает крепкой «двойки».
И даже с учетом этого можно было бы снять более эмоциональное, вовлекающее действо – однако, фирменная отстраненная подача режиссера рисует глобальный конфликт в стиле наблюдений орнитологов, что ничуть не добавляет фильму «соли и перца». К финалу новая «Дюна» становится довольно пресной, а выйдя из зала остается чувство того, что попробовал сахарной ваты – вроде, в руках было много всего, а по факту всё равно есть хочется.
Что ж, надеемся, что продолжение новой «Дюны» расставит ряд точек над «i». И помечтаем о том, что когда-нибудь версия Алехандро Ходоровски проложит свой путь и появится на экранах.
Использованы фотоматериалы из картин «Дюна» Ходоровского» / Jodorowsky's Dune (2013), «Дюна» / Dune (1984), «Дюна» / Dune: Part One (2021).