Советское кино, которое ничуть не устарело — 10 малоизвестных картин, актуальных в 2021 году
Искусство вне времени
Нельзя не отметить факт, что любое произведение, прежде всего, привязано ко времени его выхода – реалиями за окном, настроениям в обществе и чаяниям людей. Тем не менее, мастерские работы обычно актуальны в любую эпоху – они описывают близкие каждому человеку моменты, апеллируют к вечным вопросам и конфликтам. В нижеприведенной подборке мы собрали десятку советских фильмов различных жанров – от детективов до мелодрам и драм. Общее в них только одно – снятые рукой настоящих профи и расцвеченные блестящими актерскими работами, они прекрасно смотрятся и в 2021 году.
10. Гонщики (1972)
Жесткая режиссура Игоря Масленников, канонические роли Евгения Леонова, Олега Янковского и Армена Джигарханяна. Речь в картине пойдет о конфликте автогонщиков – мастер спорта Кукушкин начинает соперничать со своим же учеником, Сергачевым. Далее спираль противостояния только закрутится – на крупных соревнованиях герои окажутся в разных экипажах на одной трассе. Картина прекрасно сбалансирована, расцвечена отличными объемными образами, а по напряжению она ничуть не уступает такой классике, как «Ле-Ман» (Le Mans, 1971) Ли Х. Кацина.
9. Переступить черту (1985)
Эстетика «чистокровных детективов» как нельзя лучше показана в ленте «Переступить черту» Юлия Колтуна. Сюрреалистические планы Питера, тяжелая рука, которой управляется расследование трех совершенно различных дел, мистическая музыкальная тема и, наконец, противостояние следователя и целительницы (Вадим Лобанов и Татьяна Васильева) – все это формирует совершенно гипнотический видеоряд и приковывает к экрану.
8. Остановился поезд (1982)
Лента Вадима Абдрашитова расскажет о ситуации вокруг крушения поезда – следователю (Олег Борисов), прибывшему в небольшой городок, все вставляют палки в колеса и предлагают как можно скорее закрыть дело и уехать. Журналист, который живет в одном номере с героем (Анатолий Солоницын), и вовсе не стесняется в выражениях. Вроде бы простое дело о самопожертвовании машиниста быстро превращается в какую-то головоломку – распутывать которую будет страшно интересно. Картина щеголяет идеальной стилистикой – она великолепно сбалансирована и отшлифована вплоть до кадра.
7. Нежность (1967)
Настоящая жемчужина в нашей подборке – фильм Эльера Ишмухамедова с Марией Стерниковой и Родионом Нахапетовым в главных ролях. Феллини, перенесенный в узбекские реалии – изысканное, эмоциональное, чистое и открытое полотно сегодня кажется настоящим глотком свежего аналогового воздуха в цифровую эпоху. Несколько новелл, рассказывающих о влюбленностях, поначалу не демонстрируют никакого драматизма, напротив, упиваясь одой обыденности. Затем лента дернет за ниточки очень сильно, будьте готовы.
6. Тема (1979)
Глеб Панфилов в своей лучшей форме, а от тандема Михаила Ульянова и Инны Чуриковой глаз не оторвать. Писатель Ким Есенин, будучи в Суздале, знакомится экскурсоводом Сашей, которая внезапно открывает герою глаза на его «творчество». Тяжелая психологическая картина буквально выворачивает наизнанку, катком приходясь по зрителю – закручивая полноценный калейдоскоп тоски по потерянному времени. «Золотой медведь», полученный картиной в Берлине, вполне оправдан.
5. Прошу слова (1975)
Еще одна лента, в которой блистает Инна Чурикова – и снова от Глеба Панфилова. Чем-то перекликаясь с классическим «Мостом через реку Квай», «Прошу слова» разворачивает трагедию под мирным небом – председатель городского совета Златограда ставит на карту всё и фанатично управляет проектом строительства моста между двумя частями города. Идя словно каток вперед и формируя свою реальность, героиня не замечает, как «ребенок выплёскивается вместе с водой», что приводит к непредсказуемым последствиям.
4. Долгая счастливая жизнь (1966)
Первый и единственный полнометражный художественный фильм от Геннадия Шпаликова – поэтический прорыв для 1966 года, который на тот момент настолько опередил время, что остался непонятным и заслужил тонну «помидоров». К счастью, время все расставило на свои места – сегодня этот абстрактный шедевр получил культовый статус, а история знакомства Виктора и Лены на фоне сибирского города в оригинальной авторской подаче, ощущается, что называется, кожей.
3. Горожане (1976)
Повесть о простом таксисте – Владимир Роговой умело управляет действием, а Николай Крючков, Марина Дюжева и Алексей Миронов идеально попадают в роли. Фактура образов достойна войти во все учебники по кино, планы ночной Москвы образца семидесятых годов ХХ века абсолютно очаровательны, а сценарий, написанный именно под Крючкова, удерживает внимание до последних тиров – совсем не балуя твистами и экшеном. Браво.
2. Первая встреча, последняя встреча (1987)
Классический детектив в дореволюционной России – выйди кино сейчас мы бы подумали, что к нему приложил руку Борис Акунин. Но, нет, в 1987 году действием руководил Виталий Мельников, а главные образы в ленте исполнили Михаил Морозов, Гражина Шаполовска и Олег Ефремов. Расследование убийства изобретателя Куклина, которое в 1914 году затеял студент Петя Чухонцев, быстро превращается в «американские горки» – напряжение нарастает, в дело вступают шпионские страсти, а на горизонте маячит уже неизбежное крушение империи. Очень эффектное зрелище.
1. День солнца и дождя (1967)
Сценарий Эдварда Радзинского, режиссура Виктора Соколова, главные герои, сыгранные Александром Бариновым, Анатолием Поповым и Михаилом Козаковым – от этой камерной истории сложно оторваться. Банальный конфликт учеников седьмого класса, затем целый день, который ребята вынуждены провести вместе, мозаика Питера конца шестидесятых годов ХХ века, взросление и смена приоритетов – эта картина, как ограненный бриллиант, сверкает под любым углом.