Самая научная фантастика – 8 зубодробительно сложных картин
Которые напрягут ваши мозги
Как в известном анекдоте об обезьяне, фантастика обычно делится на красивую и умную. Бывает ещё плохая, но про неё нам рассказывать не очень интересно. Между красивой и умной понимающие зрители обычно выбирают тот сайфай, который тренирует мозги, пусть даже оказываясь порой слишком сложным. Наиболее сложные картины этого жанра мы и собрали в новой коллекции – берегите извилины!
2001: Космическая одиссея / 2001: A Space Odyssey (1968)
Даже по прошествии полувека после своего появления на экранах “Космическая одиссея” Стэнли Кубрика остается одним из главных научно-фантастических произведений в истории кино. Изученная, казалось бы, вдоль и поперек картина не перестает вдохновлять новые поколения на ещё более глубокое изучение Вселенной. Впрочем, как и положено классике, “Одиссея” смотрит не только за горизонты, но и внутрь человека. Кто мы? Каковы цели человечества? В чём смысл жизни? Возможно, в фильме даны ответы и на эти вечные вопросы, просто нужно вглядеться.
Солярис (1972)
Андрей Тарковский никогда не стремился снимать фантастику, но именно его усилиями советский и мировой кинематограф был украшен двумя выдающимися картинами о запредельном и сверхъестественном. Выбрать между “Солярисом” и “Сталкером” более сложную ленту невозможно, но мы остановимся на первой картине – в ней режиссер охватил какое-то невообразимое разноцветие тем, чувств и эмоций. И если сложность Океана – лишь фон, то гамма состояний персонажей – подлинно бездонный источник для размышлений и трактовок.
Другие ипостаси / Altered States (1980)
Пересказывать сюжет фантастической драмы “Другие ипостаси” – занятие, заведомо обреченное на провал. Лента режиссера Кена Рассела является сосредоточением визуальных образов, причудливо сплетаемых в невиданное полотно, которое каждый видит и понимает по-своему. Главный герой, испытав на себе жестокость мира и несправедливость судьбы, решает заглянуть в иные измерения и с помощью специальной камеры и дурманящих веществ погружается в параллельные вселенные внутри собственной души. Странный, но интригующий концепт.
Приключения Бакару Банзая: Через восьмое измерение / The Adventures of Buckaroo Banzai Across the 8th Dimension (1984)
Рекомендательным системам и интерактивным справочникам крайне сложно подобрать какие-то похожие картины для фантастической комедии с причудливым названием “Приключения Бакару Банзая: Через восьмое измерение”. Здесь лихо увязаны друг с другом эстетика шестидесятых и футуризм, мюзикл и комедия, любовные похождения и открытие новых измерений – главный герой путешествует, пронзая саму ткань вселенной, и совершает невероятные открытия. Ничего подобного вы точно не видели. Невероятный фильм украшают своим присутствием Питер Уэллер, Джон Литгоу и Кристофер Ллойд.
Детонатор / Primer (2004)
За полтора десятка лет феноменальный успех простенькой картины под названием “Детонатор” повторить не удалось никому – эта лента по-прежнему остается, пожалуй, самой дешевой в производстве фантастической лентой, имеющей подлинно культовый статус. Несколько приятелей-математиков решили сделать картину о путешествиях во времени, но упаковали свою историю не в формат масштабного красочного экшена, а спрятали зерно в недра сложной конструкции с хитрыми циклами и самоповторами. Смотреть рекомендуется с блокнотом в руках.
Начало / Inception (2010)
Наверное, Кристофер Нолан ещё 15 лет назад даже не предполагал, что станет одним из самых ярких режиссеров-фантастов нашего времени. Дар неуёмной фантазии наиболее ярко проявился у него в триллере “Начало”, чья сложнейшая схема нескольких снов, погруженных один внутрь другого, выглядит изящным произведением искусства. Разобрались в сновидениях и тотемах? Добро пожаловать в “Интерстеллар” с его сингулярностью и нелинейностью измерений. Постигли глубины космоса? “Довод” затянет вас в воронку обратного хода времени. Всё это сложно, но увлекательно.
Примесь / Upstream Color (2013)
"Странный” – лучшая характеристика фильма “Примесь”, который придумал, спродюсировал и снял мастер на все руки Шейн Каррут. Чтобы разобраться не только в смыслах, но даже в образах этой ленты вам придется поднапрячься или повторить просмотр два или даже три раза. Вроде бы это история странного знакомства, но, в то же время, это кино об ограблении. Здесь присутствуют биологические эксперименты, но начинается всё с таинственных паразитов, внедряемых в тела жертв. Даже жанрово “Примесь” однозначно определить сложно – это фантастика с примесями.
Связь / Coherence (2013)
Параллельные миры и столкновение клонированных вселенных всегда активно интересовали фантастов. “Связь” – одновременно очень простой и очень сложный фильм. Герои картины, отмечая небольшой праздник в тесном кругу друзей, вдруг оказываются в месте загадочного пересечения похожих на наш миров. Столкнувшиеся измерения порождают красивую, но пугающую путаницу – персонажи пытаются понять, кто из них представитель этой реальности, а кто гость со стороны. Как понять, что ты – это не ты? Так много вопросов и так мало ответов...