Рецензия на фильм «Довод» Кристофера Нолана
Красная и синяя пилюли
Один из наиболее ярких фильмов этого года, конечно, «Довод» (Tenet, 2020) великого Кристофера Нолана. Все прошлые картины маэстро стали настоящими событиями, сможет ли новейший фантастический боевик заставить людей снова полюбить кинозалы?
Крутой спецназовец (Джон Дэвид Вашингтон) попадает в засаду и кончает жизнь самоубийством, приняв капсулу с цианидом. Однако, он не умирает, а приходит в себя на корабле: оказывается, что произошедшее было проверкой его лояльности. Теперь герой – один из немногих, прошедших этот «тест», миссия на него возложена сложнейшая. Настолько, что все ниточки придется собирать самому – есть лишь кодовое слово «Довод» и знак сложенных в замок пальцев. Что ж, вскоре Протагонист (имени персонажа мы так и не узнаем) вместе с не менее элегантным помощником (Роберт Паттинсон) столкнутся с явлением инверсии. В будущем кто-то научился управлять энтропией предметов – и, оперируя с четвертым измерением, посылает их в прошлое, меняя направление движения во временной реке. Ниточки приведут к русскому олигарху (Кеннет Брана) и его супруге (Элизабет Дебики), но самое интересное начнется, когда окажется, что инвертировать можно не только предметы, но и живых существ.
Скажем сразу – «Довод» имеет все атрибуты современного блокбастера. Это дорогое, мощное и исключительно качественно сделанное зрелище – кино «на все деньги». В актив ленты можно записать, конечно же, изысканную операторскую работу Хойте Вана Хойтема: фирменные рубленые планы, повороты камеры вокруг персонажей с головой погружают в действие. Не менее хороша и музыка Людвига Йоранссона – монументальные композиции подчеркивают пафос и масштаб происходящего.
Актеры, опять же, почти все на своих местах – Джон Дэвид Вашингтон выглядит абсолютно органично, Роберт Паттинсон, кажется, прям уж слишком хорош, и даже микро-роль талисмана Нолана, Майкла Кейна, кажется настоящей «вишенкой на торте». И, да – можно сколько угодно смеяться над жанровым клише про «русского олигарха», но к игре Кеннета Браны нельзя высказать ни единой претензии. Чего не скажешь об Элизабет Дебики – похоже, чутье Кристофера тут дало сбой, якобы драматичные фразы в исполнении актрисы вызывают лишь хохот (хорошо, что их не так много, как и, скажем, в ранних ролях Арнольда Шварценеггера).
Однако, складывающаяся мозаика – это хорошо, но, в итоге, от ленты мы ждем не «парада героев», и даже не столько действия, а истории, которая ухватит зрителя за самое горло и не отпустит до самых титров. Что ж, в актив «Довода» можно записать превосходный сюжет (обратите внимание, именно сюжет – не сценарий), из которого в будущем можно нарезать еще десяток продолжений. Контуры инверсии обрисовываются все лучше и лучше с каждой минутой картины, финал ленты в котором оперируют две красных и синих «бригады» навевает явные аллюзии о «Матрице» сестер Вачовски, ну а развязка не оставляет и тени сомнения, что Нолан замахнулся на столь же грандиозный эпик.
Тем не менее, сам по себе сценарий тут вызывает острое чувство того, что как минимум половина картины попала под монтажные ножницы. Ряд сцен откровенно провисает и остается как бы за кадром. Хотя персонажи (как уже упоминалось) кажутся достоверными - эта достоверность абсолютно комиксовая. Вот элитный боец, вот спятивший олигарх. И все. Мотивация, событийная логика порой не раскрываются, а деталей прошлого, взглядов и оценок просто нет (да им просто неоткуда взяться, основное экранное время подчинено совсем другой цели). Все усилия режиссера здесь израсходованы на «многослойный пирог», создание конструкции с возможным влиянием будущего на прошлое и анализом сущности под названием «время». И в этом плане, конечно, Кристофер Нолан показывает себя во всей красе и мощи – предлагая невероятное, ошеломляющее, сногсшибательное приключение.
Визуальные эффекты поразительны (особенно приятно, что в картине использован минимум компьютерной графики; что взрыв самолета, что гонка на шоссе снимались вживую – для последней собрали специальные автомобили, у которых двигатели и элементы управления перенесены в сторону багажника), философские аллюзии изысканны, а интеллектуальное напряжение к концу «Довода» может превзойти эмоциональное.
Твист на твисте – сразу же после просмотра фильм хочется пересмотреть, такой проверки IQ не было уже давно. Действие постоянно перемещается по разным локациям, его ритм никогда не провисает – он лишь усиливается до небывалых высот. Реверансы в сторону судьбы и выбора, размышления на тему «человек – тварь дрожащая, или право имеет?» здесь поданы с элегантностью лорда и приготовлены так, чтобы их вкус остался с вами надолго.
Увы и ах, так, как снимает Кристофер Нолан, сегодня не умеет никто. Все недостатки фильма меркнут перед его яркой идеей, постоянными «американскими горками» и многогранным финалом. Умное кино, стильное кино, да чего уж там – хоть и не идеальное, но прекрасное кино.