Рецензия на фильм «Оппенгеймер» Кристофера Нолана
Или драма Прометея
«Оппенгеймер» (Oppenheimer) Кристофера Нолана – один из важнейший проектов известнейшего режиссера и, наверное, самая ожидаемая картина 2023 года. Удалось ли британцу превзойти самого себя в байопике о физике Роберте Оппенгеймере, который создал ядерную бомбу? Читайте нашу рецензию!
Сценарий к ленте писал сам Нолан – в соавторстве с Каем Бёрдом и Мартином Шервином, авторами книги, которая и легла в основу идеи произведения (роман «Американский Прометей: триумф и трагедия Дж. Роберта Оппенгеймера» 2005 года получил Пулитцеровскую премию спустя год после выхода). Продюсировал проект тоже Кристофер, вместе с Чарльзом Ровеном и Эммой Томас, оператором выступил любимый режиссером Хойте Ван Хойтема, а величественную музыку написал Людвиг Горанссон.
В общем, эти 180 минут – чистый, выкристаллизованный за многие годы Нолан, пиршество его идей и почерк, узнаваемый с первых же кадров. В отличие от большинства прошлых проектов, режиссер тут из-за формата повествования несколько ограничен «играми со временем», но изюминка, конечно, на месте, скрипт развивается сразу несколькими параллельными линями, описывающими реальные временные отрезки жизни Оппенгеймера.
Произведение оптимизировано для IMAX-формата, размер кадра находится в пределах от 1.43 : 1 до 2.39 : 1, а наиболее эпичные моменты сняты на 70 мм пленку камерами IMAX MKIII с оптикой Panavision Sphero 65. Это обеспечивает удивительный эффект погружения в действие – хотя на экране практически отсутствуют визуальные эффекты, крупные планы лиц персонажей, панорамы природы, облеты камеры и агрессивный монтаж буквально засасывают зрителя и полностью отключают его от внешнего мира.
Как всегда у Нолана, огромное влияние оказывает и музыка – струнные классические композиции доходят до своего апофеоза на моменте взрыва бомбы и ни на секунду не отпускают за весь солидный хронометраж. Надо сказать отдельное спасибо диалоговой конструкции и самой схеме ленты – грандиозная драма творца на службе государства, единство и борьба противоположностей в самом главном герое, который никак не может понять, насколько гений отделим от злодейства, насколько лично его руки будут в крови после создания супероружия, все это выходит на уровень лучших драматических произведений worldwide-кинематографа за всю его историю. А частое использование черно-белого ряда и немыслимый саспенс, и вовсе, перекликаются с Хичкоком.
И тут мы подходим к самому главному бриллианту картины. Вернее – бриллиантам. Это – актерский состав, для такого проекта и под имя Нолана было собрано целое созвездие актеров. При чем, каждый из них радикально изменил своей привычный экранный образ и буквально «влез в новую шкуру». Перед нами подлинный парад знаменитостей, но, парад прекрасно сыгранный и расцвеченный всеми красками эмоций и оттенков, а не безликое повествование в духе «Города астероидов».
Да, большую часть хронометража мы видим самого Оппенгеймера в исполнении Киллиана Мерфи, героя с потусторонним взглядом, словно застрявшего между небом и землей. Эмили Блант в роли сложной супруги Оппенгеймера, Китти, не менее хороша, но более всего удивляют преображения Роберта Дауни мл. (Левис Страусс) и Мэтта Дэймона (Лесли Грувз). Еще на экране появятся Джош Хартнетт, Кейси Аффлек, Рами Малек и, конечно же, Кеннет Брана – а «гвоздем сезона» станет Гэри Олдман в роли президента Трумэна (эти пять минут - однозначно лучшая роль в карьере актера, поверьте). $100 млн. бюджета были потрачены в основном на актеров, а не на модные эффекты и прочее.
Кстати говоря, сам по себе взрыв происходит примерно на 2/3 фильма - а вот финальная часть картины немного замирает в своей «политической» конструкции. Казалось бы, явный минус. Но, нет – такое замедление имеет явно оправданную роль, после оглушительного blast! оно дает необходимую передышку зрителю лишь для того, чтобы дернуть за ниточки в последние пять минут ленты. И да - этот финал достоин войти во все учебники по кино. Браво, Нолан.
Борис Миленский