Рецензия на фильм «Гладиатор 2» – или образцовый блокбастер
Когда всё умножаем на два, кроме атмосферы и души
Картина Ридли Скотта «Гладиатор 2» / Gladiator II (2024) была одной из самых ожидаемых в этом сезоне. Размашистый трёхсотмиллионный блокбастер-пеплум обещал вернуть не только дух оригинала, но и преумножить наследные ставшей уже почти классической истории о генерале, вынужденном выйти на арену. Что ж, попробуем разобраться, получилось ли у режиссёра снова войти в ту же воду – только 24 года спустя.
Итак, события ленты развернутся спустя годы после гибели Максимуса и выведут на первый план Луция, который после завоевания города римлянами становится гладиатором у местного богача Макринуса. Колизей снова ждёт крови — вот только в этот раз всё будет происходить не по канонам…
Судя по всему, снимая «Гладиатор 2» Ридли Скотт решил повторить основные успешные моменты перовой части, только значительно усилив их эффект. До сих пор помните прилив адреналина на моменте сражения с варварами в 2000 году? «Вторая серия» откроется морской атакой, которая по масштабу будет в разы превосходить показанное тогда. Колесницы на арене? Да бросьте, теперь Колизей превратим в аквариум с акулами! Тигры и львы? Носорог лучше! Каждая схватка буквально кричит о том, что спецэффекты теперь выросли, а денег фильм стоил больше.
Но работает это не всегда. Обезьяны кажутся совсем пластилиновыми, камера в особо ответственных моментах зачем-то приближается к героям – хотя оператором был то же самый Джон Мэтисон, судя по всему, ему была поставлена задача как раз экономить. А остальное «дорисуем». Что ж, не будем ханжами, свои $250-300 млн. бюджета лента наглядно демонстрирует, другое дело, что сегодня они для натурных схемок кажутся уже меньшей суммой, чем $103 млн в 2000 году, потраченные на первый «Гладиатор». А вот эффекты, конечно, шагнули далеко вперед. Кстати говоря, и по числу негодяев картина удваивает достижения оригинала – мерзких императоров тут тоже два!
Другая ахиллесова пята ленты – музыка. Композиции Гарри Грегсона-Уильямса не идут ни в какое сравнение с творчеством Ханса Циммера, который, кажется, ответственен за половину успеха оригинала. А вот с актёрами, на удивление, повезло – Пол Мескал хоть и не дотягивает до Рассела Кроу, но выглядит явно на своем месте. Роли Педро Паскаля и Конни Нильсен весьма фактурные, но настоящее откровение картины – Дензел Вашингтон в роли Макринуса, тут и без того обласканный критикой актёр явно словил свой очередной «звездный час».
Над сценарием «Гладиатора 2» работали аж три творца (Дэвид Скарпа, Питер Крэйг, Дэвид Францони) – и к финалу становится ясно, что сюжет кроили, как то лоскутное одеяло. Ну и продюсерское внимание неоспоримо – в очередной раз стоит подождать режиссерскую версию, чтобы делать окончательные выводы. Однако, в ней вряд ли изменится «финальный босс», который выглядит откровенным белым пятном – или провальная логика заговора и прочее, прочее, прочее. Эмоции во многом остались за кадром – то ли с производством ленты сильно спешили, то ли просто была поставлена задача на чуть большую отстраненность подачи, неизвестно.
Зато «Гладиатор 2» умело объединят события первой части с происходящим на экране сейчас и тасует колоды героев, словно карты – пара твистов выглядят «очень даже». Да, это скорее ремесленнический подход, но он позволяет нисколько не скучать и всецело отдаваться действу.
Что в сухом остатке? 2:28 минут хронометража пролетают быстро – и за это «Гладиатору 2» огромное спасибо. Это действительно большое кино, размашистое, эпичное, эффектное. Образы героев, даже несмотря на сюжетные дыры, остаются в памяти – так что, да, Ридли Скотту получилось войти в ту же воду дважды. Картина подрастеряла былую атмосферу, потеряла в одухотворенных музыкальных темах и малость провалила динамику в странноватом финале. Однако, это всё ещё тот же «Гладиатор» – злой и заставляющий покрепче вцепиться в подлокотники кресла.
Достойные по мнению редакции Hi-Fi.ru внимания полнометражные ленты, вышедшие в 1985 году, собраны здесь.
18 ноября 2024 года