Правила боя — почему современные корейские и азиатские боевики могут на равных конкурировать с Голливудом?
Лучшие картины жанра
Конкуренция между западным и восточным кино – дело весьма условное, поскольку прямое сравнение двух столь разных цивилизаций упирается во вкус и предпочтения каждого конкретного зрителя. И, все же, порой хочется заняться противопоставлением, особенно когда дело касается эффектных жанровых лент. Способны ли азиатские боевики удивить тех, кто вырос на голливудских блокбастерах? Легко. Вот лишь несколько примеров качественного экшена с востока за последние 20 лет.
Онг Бак / Ong-Bak: Muay Thai Warrior (2003)
Трилогия “Онг Бак” – подлинный подарок поклонникам фильмов о восточных единоборствах из 80-х и 90-х. Построенные на весьма незатейливом сюжете эти картины сосредоточены на том, чтобы максимально красочно показать разнообразие стилей в общем и великолепие борьбы муай-тай в частности. Главный герой первой классической тайской ленты в исполнении Тони Джаа отправляется на поиски украденной злодеями из его деревни головы старинной статуи Будды. Большой город встречает парнишку в штыки, но тот может за себя постоять.
Сильмидо / Silmido (2003)
Важнейший плюс южнокорейской военной драмы “Сильмидо” – сюжет картины основан на довольно трагических реальных событиях. В 1960-х после попытки покушения на своего лидера руководители Южной Кореи задумали создать отдельный отряд для опасных диверсий на территории северного соседа. Увы, после трех лет тренировок услуги спецподразделения не пригодились, зато чрезмерно мотивированные солдаты устроили мятеж. Эффектный боевик с невероятным накалом страстей в кадре и за кадром.
Ип Ман / Yip Man (2008)
Биографическая картина о культовом бойце, учителе самого Брюса Ли, безусловно, должна быть немного сказочной – и гонконгский боевик “Ип Ман” при всех документальных основаниях смотрится, прежде всего, эффектным приключением с великодушными героями и коварными злодеями. Блистательная игра Донни Йена и хореография Саммо Хунга сделали картины популярнейшим зрелищем на родине и за рубежом – совсем неудивительно, что история мастера Вин Чун продлилась на еще четыре фильма.
Битва у Красной скалы / Chibi (2008)
Чтобы перенести на большой экран весь масштаб и размах величайшего сражения в истории Древнего Китая, режиссеру Джону Ву потребовались помощь не только китайских кинематографистов, но и специалистов из Японии, Гонконга и Кореи, внушительный бюджет, невероятная массовка и завидная работоспособность. Если вы смотрели адаптированную для западного проката двухчасовую версию фильма, то считайте, что не видели ничего – подлинная ода воинам эпохи Троецарствия у Ву длится более пяти часов и разделена на две картины.
Человек из ниоткуда / Ajeossi (2010)
Один из наиболее успешных, популярных и кассовых южнокорейских фильмов “Человек из ниоткуда” в России на большие экраны не выходил, но среди поклонников боевиков, даже при том, что в ней не задействованы звезды восточных единоборств, эта лента котируется очень высоко. В условном поджанре “никому неизвестный одиночка с легкостью расправляется с бандой наркоторговцев и преследующими его полицейскими” это лучшая картина последних лет. Просто, без особенных сюжетных изысков, но эффектно и эффективно.
Рейд / Serbuan maut (2011)
Снятый режиссером Гаретом Эвансом индонезийский боевик “Рейд” – подлинный шедевр жанра, до уровня которого вряд ли в ближайшее время способны дотянуться голливудские картины. И дело даже не уровне мастерства или изобретательности постановщиков трюков – просто на Западе так кино снимать не принято. “Рейд” заточен только на одно – показать жестокость боя, на кону в котором стоит жизнь. Остальное: мотивы, характеры, предыстория персонажей уходят на пятый план. Впереди лишь два часа жестокой мужской мясорубки.
Хваи / Hwayi: Gwimuleul samkin ahyi (2013)
Сюжет корейского боевика “Хваи”, как и во многих других азиатских картинах, не отличается реалистичностью – пятерка неуловимых безрассудных гангстеров во время очередного налета берет в заложники мальчишку и решает воспитать себе из него смену, но спустя годы юный киллер начинает задаваться вопросами о своем происхождении. Впрочем, кого волнует экспозиция и погружение в глубины душевных переживаний, когда на первый план выходят погони, драки и стрельба. Незатейливое, но очень даже взрывное кино.
Поезд в Пусан / Busanhaeng (2016)
Корейский зомби-хоррор “Поезд в Пусан” может показаться в данном списке лишним, но если абстрагироваться от того, что героям картины приходится сражаться с зараженными, испытывающими нечеловеческую жажду крови, то темп, скорость и ритм постановки здесь ничуть не уступает тому же “Рейду”, да и замкнутое пространство действия также придает схожесть. Пока Голливуд мялся со своими медлительными и нестрашными “ходячими”, Азия перевернула жанр, впрыснув зомби столько адреналина, что их и на скоростном поезде не обгонишь.
Побег из тюрьмы / Jailbreak (2017)
Успех “Рейда” многим азиатским странам показал направление, в котором стоит попытаться продвинуться, чтобы заявить о своем кино на мировом уровне – немного национального колорита, щепотка жести, толика юмора, самоотверженность местных звезд и много-много драк и перестрелок. Камбоджийский “Побег из тюрьмы” замешан именно на этих ингредиентах, и пусть смысловое наполнение ленты невелико, зрелищности в картине хоть отбавляй. Ну, и бюджет, конечно, впечатляет. Много вы знаете голливудских лент, снятых за 250 тысяч долларов?
Время охоты / Sanyangui Sigan (2020)
И еще одна южнокорейская лента – на этот раз с элементами дистопии и неуверенности в будущем. Герои достаточно свежего боевика “Время охоты” живут в Сеуле недалекого будущего, но из-за охватившего Корею кризиса мечтают “свалить” в куда более благополучный Гонконг. Способ найти на переезд деньги парни выбирают нетривиальный – они организуют дерзкое ограбление местного подпольного казино. Богатый улов у них в кармане, но теперь по следу грабителей идет наемный убийца, не ведающий жалости. Экшн в фильме не подкачал.