Неудачные старты — первые фильмы от ныне известных режиссеров, которые критика и публика разнесла в пух и прах
Главное – не отчаиваться!
Настоящий талант проявляет себя довольно рано – гениальные композиторы с двух лет играют гаммы, художники рисуют с пелёнок, актеры выступают с детского сада. А что насчет режиссеров? Часто они проявляют тягу к постановке достаточно рано и смело идут в большое кино, веря только в свои силы, не опираясь на знания. Порой это приводило к забавным последствиям. Мы собрали десяток дебютных лент ныне именитых постановщиков – смотреть их сегодня почти физически больно.
Стэнли Кубрик – Страх и вожделение (1953)
Сам великий Стэнли Кубрик свою дебютную картину “Страх и вожделение” называл “самонадеянным провалом” и сделал всё, чтобы фильм никто не увидел, но критикам антивоенная драма понравилась. А вот публика ленту не оценила, она провалилась в прокате и последующие несколько лет Кубрик вынужден был снимать по чужим сценариям, чтобы возместить нанесенные своей первой работой потери студии и заново обрести уверенность.
Вуди Аллен – Что случилось, тигровая лилия? (1966)
Из всей сегодняшней подборки дебют молодого Вуди Аллена в режиссуре смело можно называть самым странным. Один американский прокатчик приобрел в Японии два шпионских фильма для проката в США, но быстро сообразил, что прогорит, если просто переозвучит их и отдаст в кинотеатры. Поэтому горе-бизнесмены пригласили Вуди Аллена, тот смонтировал из двух фильмов один, наложил совершенно самостоятельный звуковой ряд – и, готово! Смотреть это не рекомендуется.
Брайан Де Пальма – Убийство а ля Мод (1968)
Прежде чем поразить нас своими блистательными “Лицом со шрамом” и “Кэрри”, Брайан Де Пальма “побаловался” экспериментами с жанрами в своей дебютной картине “Убийство а ля Мод”. Подражая классикам, режиссер начинает черно-белую картину остросюжетной завязкой, затем скатывается в чаплинскую китч-комедию и в финале опять возвращается к детективу. Смотрится это всё гротескно и неловко, но даже здесь чувствуется фирменный саспенс автора.
Оливер Стоун – Захват заложников (1974)
Как и многие другие кинематографисты, Оливер Стоун начинал работу в кино с фильма ужасов, наиболее доступном в производстве жанре. Другое дело, что его “Захват заложников” совершенно несмотрибелен даже по стандартам хорроров – снятый словно по выброшенному Стивеном Кингом наброску рассказа, непроглядно тёмный, с глупейшими диалогами. Досмотреть "Захват” до середины – уже подвиг. Хорошо, что Стоун избрал иной путь для самореализации.
Рон Ховард – Большое автоограбление (1977)
Достигнув определенных успехов на ТВ, Рон Ховард обратил свой взор на большое кино и дебютировать решил криминальным боевиком “Большое автоограбление”, причем для уверенности сам же взялся исполнять ведущую роль. Незатейливый сюжет ленты сводится к угонам и погоням, и из этого можно было бы выжать какой-то “недопротофорсаж”, если бы не откровенно телевизионная картинка и дешевая постановка. С “Дуэлью” Спилберга не сравнить.
Джеймс Кэмерон – Пираньи 2: Нерест (1983)
Зная о страсти Джеймса Кэмерона к океану (много ли людей опускалось к “Титанику” и в Марианскую впадину?), не стоит удивляться тому, что в большом кино он стартовал фильмом о водных обитателях. Если, конечно, “Пираньи 2” вообще можно назвать фильмом. Утратив черты пародии, присущие первой картине, сиквел превратился в предельно глупый ужастик “категории Б”. Возможно, Кэмерон и спас бы ленту, но его отстранили от монтажа и досъемок.
Ричард Линклейтер – Нельзя научиться пахать, читая книги (1988)
Все мы любим Ричарда Линклейтера за уникальную красоту его картин, за созерцательность и спокойствие его историй, за особенное теплое отношение к своим героям, но эти качества пришли к режиссеру не сразу. Достаточно посмотреть его первый фильм, чтобы понять – нащупать нужный стиль было непросто. В картине “Нельзя научиться пахать, читая книги” нет сюжета, герой просто путешествует по стране. Нет здесь саспенса или кульминации. Не фильм, а случайная хроника.
Дэвид Финчер – Чужой 3 (1992)
Вряд ли у кого-то еще были условия для дебюта лучше, чем у молодого клипмейкера Дэвида Финчера – ему в руки отдали третью часть “Чужого”, франшизы с гениальными двумя фильмами, армией фанатов и вселенной, где можно творить в свое удовольствие. Ему в наследство даже досталась Сигурни Уивер! Что же получилось на выходе? По мнению многих, худший фильм серии, но беда здесь была скорее в переписывании и перемонтировании, а не в таланте.
Мэтт Ривз – Испытание будущим (1994)
Старт Мэтта Ривза случился даже не в полноценном малобюджетном фильме ужасов, а в сегменте хоррор-антологии “Испытание будущим”, объединяющей три истории о виртуальной реальности и маньяке-психиатре. Кино получилось настолько ужасным, что о нём поскорее постарались забыть все участники съемочной команды, а Ривзу пришлось на время отказаться от мечты стать большим режиссером, несколько лет он писал сценарии и работал на ТВ над сериалами.
Эдгар Райт – Пригоршня пальцев (1995)
Особое чувство юмора, страсть к иронии и влечение к пародии проявились у Эдгара Райта в самом раннем возрасте, поэтому, когда молодой человек получил в руки свою первую кинокамеру, он взялся снимать не что-то, а свой ответ на спагетти-вестерны Серджио Леоне. “Пригоршня пальцев” получилась сколь смелой, столь и нелепой. Без бюджета, с друзьями-старшеклассниками в главных ролях это кино сегодня режет глаз. Но потенциал в нём есть.